Конституционно-правовые отношения и их субъекты - ABCD42.RU

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения

В общей теории права под правоотношением пони­мается возникающая на основе норм права обществен­ная связь, участники которой имеют права и обязанно­сти. Это определение распространяется и на конститу­ционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци­онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре­дусмотренных данной правовой нормой.

Конституционно-правовые отношения наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.

Конститу­ционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования кон­ституционного права.

Перечислим эти особенности:

1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституцион­ного права;

2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, ко­торые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);

3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.

В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.

Субъекты конституционно-правовых отношений — это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче­ские права и обязанности. Круг таких субъектов исклю­чительно широк, причем одной из сторон отношения всегда выступает государство в целом, орган государ­ства или его представитель либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа.

В число субъектов конституционно-правовых отно­шений входят:

· нации, народности, а в от­дельных случаях национальные группы;

· государство (Российская Федерация);

· общественные организа­ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;

· граждане, лица без гражданства, ино­странные граждане;

· органы местного самоуправления.

Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра­вовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану ко­торого направлены юридические права и обязанности субъектов.

К объектам конституционно-правовых взаимо­связей относятся:

· действия органов госу­дарства или должностных лиц,

· личные неимуществен­ные права граждан (честь, достоинство).

Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности его субъектов.

В конституционном праве, как и в иных отраслях, существуют так называемые классические правоотношения. Они возникают при реализации норм, которые представляют собой правила, указывающие на права и обязанности субъекта. Иногда их именуют конкретными правоотношениями, ибо в них определены и субъекты, и их права и обязанности (избирательное законо­дательство, законодательство о гражданстве и др.). В конкретных конституционно-правовых отношениях субъективное право — это допустимая и гарантированная Конституцией возможность определенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность – выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий лица, на которое данная обязанность возложена.

В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).

1) По предмету правового регулирования:

· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;

· связанные с основами правового положения личности в РФ;

· по поводу государственного устройства РФ;

· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

2) По степени обобщенности:

· общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;

· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.

3) По фактору существования во времени:

· постоянные правоотношения – срок действия не определен,

например, отношения, вытекающие из гражданства;

· временные правоотношения – возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.

4) По юридическому значению:

· материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;

· процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.

5) По целевому назначению:

· правоустановительные отношения – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;

· правоохранительные отношения – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно – правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».

Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.

Источники конституционного права — это нормативные правовые акты, образующие систему законодательства отрасли конституционного права, обусловленную предметом его регулирования.

Содержащиеся в источниках конституционного права нормы регламентируют общественные отношения и связи большой политической значимости, жизненно важные для общества и государства, которые, в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и непра­вовых, социальных отношений и связей.

Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Специфика источников конституционного права состоит в следующем:

· они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии, закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;

· являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума;

· носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;

· они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;

· источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.

Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.

Многообразие общественных от­ношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.

Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:

· множественностью форм выражения правовых норм, что проявля­ется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конститу­ционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;

· иерархической подчиненностью. Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), тре­тьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;

· изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, отображающего юридическую взаимосвязь между субъектами в виде взаимных прав и обязанностей, которые предусмотрены правовой нормой.

Для конституционно-правовых отношений свойственны такие объекты, как: жизнь, достоинство и свобода человека, государственная власть, целостность государства, специфические источники ( федеративный договор По данной теме мы уже выполнили курсовую работу федеративное государство подробнее , Конституция, федеральные законы и т.д.).

Разные конституционно-правовые отношения различаются по своему содержанию и составам субъектов. Данные отношения возникают главным образом в процессе реализации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, они могут носить конкретный или общий характер. Нормы-декларации и нормы-принципы порождают правовые отношения общего характера, которые не обозначают субъекты отношений, их права и обязанности. Правовые отношения – это особые индивидуальные связи между разными субъектами конституционного права.

Читайте также  Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

Виды конституционно-правовых отношений:

  • конкретные отношения — субъекты четко определены, обозначены их взаимные права и обязанности;
  • правовые отношения общего характера — субъекты четко не определены, их конкретные права и обязанности не установлены;
  • правовые состояния – четкая определенность субъектов правовых отношений;
  • по времени функционирования: постоянные и временные правоотношения, для постоянных правоотношений срок действия не определен, свое существование они могут прекратить в каких-либо конкретных условиях; временные правоотношения возникают в процессе реализации правил поведения – конкретных норм (со временем выполнением оно прекращается);
  • по специфике правового регулирования: процессуальные и материальные – в процессуальных правоотношениях проявляются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, устанавливающих обязанности субъектов; в материальных правоотношениях отображены права и обязанности, представляющие содержание правоотношения;
  • по целевому назначению: правоустановительные (содержат права и обязанности) и правоохранительные (правовая охрана предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно правовые акты подробнее ).

Готовые работы на аналогичную тему

Возникновению и формированию определенного конституционно-правового отношения предшествует какой-либо конкретный юридический факт (действие или событие), влекущее к возникновению, изменению или прекращению правоотношения. Объектом конституционного регулирования выступают общественные отношения, регулируемые Конституцией.

Структура и особенности конституционно-правовых отношений

Структура конституционно-правовых отношений содержит следующие элементы: содержание, объекты и субъекты отношений. Часто реализация какой-либо правовой нормы является основанием для появления нового правоотношения. Реализация какой-либо группы взаимосвязанных правовых норм, составляющих какой-либо правовой институт, представляет систему – ряд юридических фактов и конкретных, порождаемых ими правоотношений.

Характерные черты конституционно-правовых отношений:

  • формируются в сфере отношений, представляющих предмет конституционного права, отличаются содержанием;
  • отличаются особым субъективным составом (некоторые субъекты государственно-правовых отношений не могут выступать участниками других правоотношений);
  • выражают интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
  • реализуются в составе определенного блока, в составе связи, а не изолированно;
  • имеют высокий политический потенциал (представляют квинтэссенцию существующих в обществе политико-правовых отношений).

Субъекты конституционно-правовых отношений

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся участники отношений, которые регламентируются конституционным правом. Участники данных отношений могут выступать носителями юридических прав и обязанностей, обеспеченных нормами конституционного права. Конституционный вид правосубъектности образован способностью выступать субъектом конституционных и правовых отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений составляют специфику отношений и весьма разнообразны. К ним относятся:

  • физические лица, включая иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • отдельные общности людей (население административно-территориальных единиц, народ в целом);
  • ассоциации граждан (общественные и политические движения, партии, различные общественные объединения);
  • государство и субъекты Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее ;
  • органы государственной власти (органы федерального уровня – Правительство, Президент и др.; субъекты РФ; государственные органы управления на местах);
  • органы местного управления (собрания депутатов, мер города и др.).

Основным субъектом конституционных правоотношений является гражданин и человек. В конституционно-правовые отношения с государством человек вступает через органы власти и постоянно находится с ними во взаимоотношениях. Человек и гражданин обладает правосубъектностью, то есть имеет право требовать от государства обеспечения своих законных интересов через соответствующие государственные органы. Правосубъектность может носить общий и специальный характер. Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений в ситуациях, когда формулируется источник принятия Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее или, когда проходит всенародное голосование.

Российская Федерация, входящие в состав РФ республики, края, области, округа и автономные области, города федерального значения являются субъектами конституционного права и правоотношений в целом или через органы государственной власти, депутатов, должностных лиц, парламентские и избирательные комиссии и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают глава государства, главы республик, парламента, правительства, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, суды всех уровней. В прямые правоотношения с народом государство вступает через избирательное право.

Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений

Каждый субъект конституционно-правовых отношений имеет определенные обязанности: общие (обязанность к соблюдению Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее , законодательства страны); личные (например, обязанность общественных объединений публиковать отчеты об использовании имущества); конкретные (например, обязанность подписать или обнародовать принятый федеральный закон и др.).

Субъективные права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений представляют его содержание.

Субъективное право – это мера поведения участника правоотношения, предусмотренная нормой конституционного права. Субъективное право характеризует возможность его использования по усмотрению субъектов конкретного конституционно-правового отношения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 31) граждане Федерации могут устраивать мирные митинги, демонстрации, собрания, пикетирования и шествия, без оружия. При проведении демонстрации каждый гражданин при желании обладает субъективным правом принять в данной демонстрации участие.

Субъективная обязанность – мера должного поведения участников (субъектов) конституционно-правового отношения, предусмотренная нормами конституционного права. Субъективные обязанности в зависимости от закрепленного в диспозиции правовой нормы характера поведения бывают следующих видов: активными (предусматривают необходимость конкретных действий); пассивными (предписывают воздержание от конкретных действий, которые запрещены нормой права).

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Субъекты конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам конституционно-правовых отношений относятся, прежде всего, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Кроме того, индивидуальными субъектами конституционно-правовых отношений, обладающими специальной правоспособностью, являются должностные лица (прежде всего, высшие, такие как Председатель Правительства РФ, федеральные министры, судьи, главы субъектов РФ и другие), избиратели, депутаты, кандидаты в депутаты, родители, дети и другие.

В качестве коллективных субъектов конституционно-правовых отношений выступают следующие:

Социальные общности. Особой политико-социальной общностью является многонациональный народ Российской Федерации — единственный источник и носитель власти в стране. Он выступает участником конституционных правоотношений, например, принимая Конституцию Российской Федерации. Не случайно преамбула Конституции РФ открывается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…».

К иным социальным общностям относятся народы Российской Федерации. Так, например, народы выступают участниками конституционно-правовых отношений, реализуя свое право на самоопределение (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ). Коренные малочисленные народы Российской Федерации являются участниками конституционных правоотношений, реализуя свои права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции РФ).

Органы публичной власти и иные организации. К органам публичной власти как субъектам конституционно-правовых отношений относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, например, в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ субъектами возникшего конституционного правоотношения становятся Государственная Дума, Правительство РФ, а также Президент РФ, который вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы (ч. 3 ст.117 Конституции РФ).

К иным организациям, являющимся субъектами конституционных правоотношений, можно отнести политические партии, профсоюзы, религиозные объединения и ряд других.

Государство — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Так, например, Российская Федерация, участвуя в межгосударственных объединениях (ст. 79 Конституции РФ), выступает субъектом не только международно-правовых, но и конституционно-правовых отношений. Субъекты РФ могут вступать в различные конституционные правоотношения друг с другом (например, изменение границ между субъектами РФ), с Российской Федерацией (например, заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий), а также с муниципальными образованиями (например, передача субъектами РФ отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям).

Объекты конституционно-правовых отношений — это то, по поводу чего они возникают, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников конституционных отношений. К объектам конституционно-правовых отношений традиционно относят: государственную территорию (например, в случае принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта); материальные блага (например, имущество); нематериальные блага (например, жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, депутатская неприкосновенность); поведение субъектов конституционного права (например, выборы Президента РФ, прием в гражданство РФ, законодательный процесс).

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права — это общеобязательные, формально-определенные, неперсонифицированные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования.

В теории государства и права осуществляется классификация правовых норм по множеству оснований. Все они могут быть использованы и в конституционном праве. Прежде всего нормы права принято делить на общерегулятивные (исходные, отправные, первичные) нормы и нормы-правила поведения.

К общерегулятивным нормам относят нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции. Наибольшее количество таких норм (особенно, норм-начал, норм-принципов) содержится в конституционном праве. Примерами могут служить нормы главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Общерегулятивные нормы характеризуются наиболее общим характером. Их воздействие на общественные отношения носит опосредованный характер. В частности, на основе конституционных норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и восполняться пробелы в действующем законодательстве. К нормам главы 1 Конституции РФ часто апеллирует Конституционный Суд РФ. Общерегулятивные нормы права носят декларативный характер. Они не могут быть защищены в судебном порядке.

В качестве примеров можно привести:

  • норму статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»;
  • норму части 1 статьи 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Эти и другие нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, служат ориентиром для законодателя, для правоприменительной и интерпретационной практики. Но гражданин не может прийти в суд и заявить иск, обосновывая свои требования ссылкой на одну лишь статью 2 или часть 1 статьи 7 Конституции РФ.

В отличие от общерегулятивных норм, нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Они определяют конкретные права и обязанности субъектов. Примерами могу служить нормы главы 2 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Читайте также  Правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан

Далее, по характеру содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний они подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. По степени определенности — на императивные и диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные.

Особенности конституционно-правовых норм. От норм иных отраслей права нормы конституционного права отличаются:

  • предметом регулирования: они регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • источниками: наиболее важные нормы закреплены в акте, обладающем высшей юридической силой, — Конституции РФ;
  • видовым своеобразием: в конституционном праве удельный вес общерегулятивных норм (особенно, норм-начал, норм-принципов) значительно больше, чем в других отраслях права;
  • способом изложения: как правило, в статьях нормативных правовых актов закрепляется только диспозиция либо гипотеза и диспозиция. Санкция конституционно-правовой нормы в большинстве случаев излагается в статье другого нормативного правового акта, являющегося источником иной отрасли права. Например, в ч. 1 ст.20 Конституции РФ закреплено право на жизнь (диспозиция), а в ст. 105 УК РФ установлена ответственность за убийство (санкция).

Конституционно-правовой институт — это обособленная относительно устойчивая группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права.

Институты конституционного права подразделяются на три группы: головные, сложные и простые (одноэлементные).

Головные институты конституционного права характеризуются наибольшей степенью обобщения конституционно-правовых норм (например, институт органов государственной власти, институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина).

Сложные институты характеризуются меньшей степенью обобщения конституционных норм и могут входить в состав головных институтов (например, институт судебной власти).

Простые (одноэлементные) институты не делятся ни на какие другие институты и, в свою очередь, могут входить в состав сложных институтов (например, институт Конституционного Суда РФ).

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Результатом воздействия конституционно-правовых норм на соответствующие общественные отношения является возникновение конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности. Во-первых, они возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. В- третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.

Классическим видом таких правоотношений являются конкретные конституционно-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотношения, а с другой — неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в гражданстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовые отношения также классифицируются: по сроку действия — на постоянные (срок действия не является определенным) и временные; по назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные; по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты — это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия — это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект права» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (например, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» относится к конкретному субъекту — участнику конкретного правоотношения (например, гражданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают Российская Федерация, республики и другие субъекты Федерации, муниципальные образования, органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, отдельные граждане, а также такие специфические субъекты, как народ, депутаты, избирательные комиссии, собрания избирателей, собрания граждан и др.

В определенных случаях субъектами конституционно-правовых отношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Конституционное право

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, которые возникают в процессе осуществления прямого волеизъявления народа, государственной и муниципальной власти, а также прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, это разновидность общественных отношений, построенных на основе норм конституционного права, участники которых обладают субъективными правами и исполняют юридические обязанности в сфере государственной власти и основ правового статуса человека и гражданина.

У конституционно-правовых отношений много общего с другими правоотношениями. Классический вид правоотношений возникает в результате реализации нормы, содержащей какое-либо правило поведения. На основе таких норм возникают конкретные правоотношения, в том числе конституционные. Большинство конституционно-правовых норм порождает конкретные правоотношения, в них обычно четко определены субъекты, их права и обязанности. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).

Конституционно-правовые отношения имеют определенную специфику. Она проявляется в том, что не все нормы конституционного права способны породить правоотношения (например, те, которые содержат декларации, дефиниции правовых понятий и категорий, являются нормами-принципами; они, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но они действуют не через конкретные правоотношения, а путем провозглашения общих правил и принципов). Конституционно-правовые отношения отличаются большим многообразием видов, и они не столь очевидны, как гражданско-правовые или уголовно-процессуальные. Но эти правоотношения все же устанавливают бадане прав и обязанностей людей и органов власти и получают судебную защиту со стороны органа конституционной юстиции.

Примером нормы-принципа является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как принцип, заставляющий государство постоянно помнить о приоритете человека по отношению к государству, и в этом заключаются высочайший смысл данной нормы и ее значение для поддержания демократического политического режима.

Примером правоотношений общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности, является ст. 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы, осуществляющие каждую из отраслей власти, самостоятельны.

Конституционно-правовые отношения отличаются особым составом субъектов. Среди них есть такие специфические субъекты, которые не могут участвовать в других правоотношениях: народ, избирательный корпус, государство в целом, субъекты Федерации, административно-территориальные единицы и др. Так, избирательный корпус путем участия в референдуме или в выборах имеет право принимать государственные решения, которые обладают юридической силой и являются обязательными для государства и его органов; государство (Российская Федерация) обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех вопросов, которые находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Классификация конституционно-правовых отношений

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их условно можно классифицировать на отдельные группы: по целевому назначению; по времени действия; по содержанию; по субъектам и т.д.

1. По целевому назначению конституционно-правовые отношения можно разделить на учредительные, регулятивные, правоустановительные и правоохранительные. (1) К учредительным можно отнести общие конституционно-правовые отношения, направленные на реализацию конституционных норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций. В таких правоотношениях проявляется учредительный характер Конституции. (2) Регулятивные отношения — такие конкретные конституционно-правовые отношения, которые четко определяют круг их участников, формулируют их конкретные права, обязанности и взаимоотношения. (3) Правоустановительные отношения возникают, например, в ходе разрешения Конституционным Судом РФ спора между органами государственной власти о наличии или объеме их компетенции. (4) Правоохранительные отношения имеют целью охрану предписаний правовой нормы, которая реализуется через меры конституционно-правовой ответственности, меры защиты основных прав и свобод человека и гражданина (роспуск органа государственной власти, отзыв депутата представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности должностного лица, гарантирование государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и др.).

2. По времени действия конституционно-правовые отношения можно разделить на постоянные и временные. (1) Срок действия постоянных формально не ограничен, поскольку они возникают на основе норм права, срок действия которых нормативным правовым актом не установлен, хотя они могут прекратить свое действие либо в связи с принятием нового нормативного акта, заменяющего предыдущий (например, нового закона о выборах), либо в связи с наступлением какого-либо события либо совершения какого-либо действия со стороны его участника, например: в связи со смертью гражданина прекращаются все правоотношения с его участием; отставка Президента РФ прекращает конституционно-правовые отношения, связанные с осуществлением им полномочий главы государства. (2) Временные действуют в течение определенного срока, например, отношения, возникающие в период избирательной кампании; связанные с запросом депутата, и т.д.

Читайте также  Основные права и обязанности работника

3. По содержанию конституционно-правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные. (1) В материальных правоотношениях в позитивной форме реализуются права и обязанности субъектов. (2) Процессуальные конституционно-правовые отношения возникают при реализации процессуальных норм. Например, конституционное судопроизводство представляет собой совокупность процессуальных действий и конституционных процессуальных правоотношений, которые складываются между Конституционным Судом РФ и другими субъектами права при рассмотрении и разрешении подведомственных ему дел.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Наиболее распространенным в конституционно-правовой науке критерием классификации являются субъекты конституционно-правовых отношений. Это участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Ими могут быть как индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и организации (органы государственной власти и местного самоуправления), социальные общности и др. По способу реализации принадлежащих им прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным субъектам относятся: избирательный корпус (например, во время проведения всенародного голосования — референдумы, выборы в высшие органы представительной власти: Федерации, субъектов, муниципальных образований др.); государство в целом (Российская Федерация); субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); административно-территориальные образования (районы, города, районы в городах); государственные органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Российской Федерации и ее субъектов: Федеральное Собрание РФ и представительные (законодательные) органы субъектов РФ; Правительство РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; муниципальные образования; органы местного самоуправления; общественные организации, объединения граждан; политические партии, движения; избирательные комиссии, собрания избирателей и т.д.

К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, Президент РФ, глава субъекта РФ, депутаты и т.д.

Юридическое содержание правовых отношений составляют права и обязанности субъектов. Правоспособность субъектов конституционно-правовых отношений различна. Она определяется их способностью иметь права и выполнять обязанности в соответствии с нормами конституционного права.

Для государственных органов правоспособность определяется полномочиями, которые установлены нормами конституционного права. Многие государственные органы обладают специальной правосубъектностью (Центральная избирательная комиссия РФ, прокуратура). Органы законодательной власти являются одновременно и представительными органами, поскольку они выражают волю народа Российской Федерации, и органами законодательной власти, поскольку они принимают законы, которыми придают воле народа общеобязательный характер; Правительство РФ, федеральные министерства осуществляют исполнительную власть, т.е. исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или обеспечивают их исполнение, осуществляют свою деятельность на основе собственных актов; суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосубъектность политических партий и других общественных объединений находит выражение в их правах и обязанностях, которые реализуются ими в конституционно-правовых отношениях. Так, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» среди прав этих объединений называет, в частности, следующие: участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участие в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация и проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и иных публичных мероприятий. Среди обязанностей политических партий закон называет такие, как соблюдение в своей деятельности Конституции РФ, федерального законодательства и собственных уставов; своевременное извещение избирательных комиссий соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; и др. (ст. 26, 27).

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй – корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм – правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида – правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принцип разделения властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, должные реализовывать названный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме их права, вытекающие из предписаний данной нормы-принципа.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), – правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, собрания избирателей, и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства – Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: