Марксистская теория права - ABCD42.RU

Марксистская теория права

Теория государства и права. Курс лекций

Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права

Марксистская теория права . Эта теория приобрела завешенную форму в XIX-XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей-марксистов (социалистов). Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство, трактуется как надстроечное образование по отношению к экономической структуре общества, так называемому базису. Формационный подход к определению государства здесь проявляется и к определению права. Социалистический или коммунистический тип права основывается на осознании классового долга. Сходство с нормативизмом состоит в признании права как норм долженствования, исходящих от суверена. Сувереном здесь называется народ, но на практике от имени народа и вопреки его воле проводились в жизнь начала правового регулирования, чуждые народному сознанию и народному укладу и образу жизни.

Таким образом, в праве прежде всего классовая (народная) воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные основы права приводят к отрицанию содержательных, общесоциальных и историко-культурных начал права. В целом данную теорию можно считать разновидностью волевой концепции права. Содержание права носит узкоклассовый характер, притом что содержание классовой воли изменчиво. Следовательно, изменчива и формальная определенность права. Отрицание начал социальной солидарности выхолащивает право, превращает его в догму, не сообразующуюся с жизнью права, с интересами и отношениями субъектов права, которые не находят в нем места даже для формальной свободы или творческой инициативы.

Психологическая теория права . Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводятся не через нормативный аспект или деятельность, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества как коллективного правосознания. Макропсихологическая модель права строится на иерархии норм переживания и долженствования. Источником права становится исключительно правосознание. Все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает здесь регулятором поведения и рассматривается как действительное право или порядок отношений.

Правое регулирование при этом выражается в императивно-атрибутивных притязаниях личности. Императивные — это повелительные нормы, категорические предписания; атрибутивные нормы — это нормы долга, совести индивида, его оценка и восприятие права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право — устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. То есть наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого и жить «своей жизнью». Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права, оно лишь обозначает границы проявления эмоционального права.

В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании, но конкретные формы такого регулирования нуждаются в надлежащей формализации. Данная теория оказала существенное влияние на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.). Она верно указывает на то, что право учитывает в своем содержании психологические основы деятельности личности (эмоциональноволевые моменты), но проявление эмоциональной сферы требует постоянной формализации и учета конкретных материальных потребностей и интересов.

Социологическая теория права . Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляровского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг».

Главное для данного направления — изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются: если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права.

По мнению Б.А. Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности. Итак, основной смысл данного учения в правоведении состоит в выявлении внутренней связи и взаимовлияния норм права и различных социальных факторов.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход прежде всего направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам права. Оба подхода сходятся в понимании права как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Теория Маркса о происхождении государства

Марксистская теория – философское, экономическое и политическое учение, созданное К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, Л. Морганом. Согласно выдвинутой идее, государство является закономерным результатом, возникшим из-за развития общества. В особенности отмечается важность экономического прогресса, как главной причины социально-классовых изменений.

В марксизме экономика выдвигается в качестве основы образования государственного устройства и права, поскольку она обеспечивает необходимые материальные условия.

Теория права Энгельса

Согласно марксистским идеям, государство и право существуют неразрывно, поскольку четкое соблюдение законов невозможно без аппарата. Но при этом связь нормативно-правого законодательства с правительственным органами, экономикой, классовыми структурами, принуждением и насилием сильно преувеличена.

Читайте также  Решение задач по управленческому учету

Длительное время марксистская теория происхождения государства и права базировалась на взглядах Ф. Энгельса, опубликованных в его книге. Однако она была создана с использованием практического и теоретического материала, собранного и изложенного этнографом, археологом и историком Л. Г. Морганом в труде «Древнее общество». Он систематизировал идеи и данные, описанные ученым и другими этнографами по теме первобытного строя, но привнес свои материалистические взгляды на появление частной собственности и права.

По мнению Энгельса, материальные условия играли одну из первостепенных ролей в жизни первобытного общества, поскольку были связаны с:

  • формами трудовой деятельности;
  • ведением хозяйства;
  • разделением труда и имущества.

Пример 1

Для выделения общих процессов развития была использована информация о родовых связях индейцев Северной Америки, собранная и изученная Л. Г. Морганом. С ее помощью планировалось объяснить аналогичные изменения в греческой, римской и германской культуре.

Наибольшее значение представляли данные о том, как родовой строй перерос в государственную форму организации общества.

Теория права Ленина

Вклад в развитие марксисткой теории сделал и В. И. Ленин, изложив свои взгляды и идеи в лекции «О государстве», прочитанной в 1919 году во время Гражданской войны. Руководствуясь актуальными на тот момент сложившимися условиями, он рассмотрел принудительные и насильственные действия, оказываемые правительственными органами.

Знаменитый российский революционер продвигал мнение, согласно которому такая политическая форма организации социума является:

  • аппаратом подчинения людей посредством насилия;
  • машиной для поддержания господства одного класса над другим;
  • источником рабовладельческой власти.

Замечание 1

Ленин был убежден, что посредством государственных органов можно управлять всеми рабами.

Причины появления

Марксистская теория рассматривает возникновение государства с двух позиций:

  1. Советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости.
  2. Экономическое развитие приводит к усложнению общества, его производительных и распределительных отраслей. Совершенствование орудий труда и рост производительности повлек избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Из-за этого разгорелась борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

Экономическое развитие первобытных людей послужило предпосылкой трех крупных событий в сфере социального разделения труда:

  • распределение пастушьих племен;
  • отделение ремесла от земледелия;
  • появление купечества.

Рисунок 1. Возникновение государства

Вышеперечисленные причины стали основой для образования частной собственности. В результате общество раскололось на антагонистические классы, враждующие между собой. Это создало условия возникновения государства как инструмента, изобретенного классом собственников для подавления и эксплуатации других людей.

Марксизм выделяет причины образования государственного устройства, а также его связь с экономическими факторами. Недостаток марксистской теории заключается в том, что она абсолютизирует роль, которую играют экономические и классовые условия, игнорируя при этом назначение государства в общесоциальном, регулятивном и арбитражном плане. Исторический опыт развития западной демократии показывает, что со временем эксплуататорский строй смог видоизмениться, дав возможность большинству выражать собственную волю.

Марксистская теория государства и права (классовая теория)

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – это концепция, созданная на базе взглядов философского, экономического и политического учения, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи

  • постоянное развитие общества привело к тому, что увеличилась мобильность населения, связано это было также с тем, что развивались экономические отношения. Поскольку человек уже не был привязан к своему роду, то он мог реализовать свои права и обязанности в том государстве, которое бы было наиболее благоприятным для поселения;
  • создание аппарата публичной власти, цель которой – контроль над гражданами и принуждение их к соблюдению установленных правил и законов путем создания органов по надзору, которых ранее не было в обществе. Также появляется особый класс – управленческий аппарат, целью которого является управление исключительно государственными делами;
  • с целью поддержания текущей власти необходим сбор средств у населения – налоги, но с течением времени этого становится недостаточно и государство совершает займы, образуется государственный долг. Все это связано с растущим количеством населения и нарастанием противоречий между классами в обществе;
  • советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости;
  • усложнение общества – результат экономического развития. Производительные и распределительные производные общества также претерпевают изменения. По мере того, как совершенствовались орудия труда и росла производительность, возник избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Неизбежным последствием этого стала борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

Основоположники марксистской теории (классовой теории)

Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).

Зарождение и становление идей марксистской теории приходится на вторую половину XIX века. Идеологическую базу концепции составляют работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция Ленина «О государстве». В свою очередь, основу книги Энгельса составляли труды Моргана, которые были опубликованы в его работе «Древнее общество». Энгельс систематизировал взгляды американского этнографа на древнее общество, утвердил классовый подход к появлению государства и частной собственности, делал попытки доказать, что материальные условия первобытного общества непосредственно влияют на возникновение и развитие государства. Марксистская теория достаточно длительное время базировалась именно на взглядах Энгельса, которые были изложены в его книге. По мнению автора, обществу, чтобы не прийти к коллапсу, необходима сила, которая будет из него же, но стоять выше и удерживать народ в границах порядка. Самый значительный вес имели данные о перерастании родового строя в организацию общества путем становления государственности.

Свой вклад в развитие теории привнес и российский революционер Владимир Ленин. Взгляды на марксистскую концепцию возникновения государства и права он изложил в своей лекции «О государстве», которая была прочитана во времена Гражданской войны в 1919 году. Условия на тот момент сложились таким образом, что Ленин мог сделать упор на насильственную, принудительную роль государства. Революционер был убежден, что через государственные органы можно воздействовать на всех рабов и управлять ими. В своих взглядах Ленин продвигал идею того, что такая форма организации политики в обществе является аппаратом подчинения людей через насилие, машиной для поддержания господства одного класса над другим, а также источником рабовладельческой власти.

По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.

Читайте также  Стратегия и тактика антикризисного управления

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Марксистская теория права

Логически наиболее завершена в XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.

2> содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;

показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рамками классового общества;

право слишком жестко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи: 1)

психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство: 2)

понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой чувства правомочия чего-то (атрибутивная норма) и обязанности сделать что-то (императивная норма); 3)

все правовые переживания делятся на два вида — эмоции позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права.

обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

источник прав человека здесь «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие. Основные идеи: 1)

разделяют право и закон, хотя и не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации последних. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего; 2)

под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права; формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

такое понимание ориентирует на практическую реализацию права;

совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Марксистская теория права

Марксистская теория права

Сформировалась в XIX-XX вв. представителями являются: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924). Данная теория дополнялась результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др.).

  • объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. Природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов;
  • воля господствующего класса получает государственно-нормативное выражение. Право — нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Отсюда право — возведенная в закон воля господствующего класса;
  • содержание воли господствующего класса определяется характером материальных производственных отношений. Собственники основных средств производства держат в руках государственную власть и возводят в закон свою волю;
  • после победы социалистической революции государство должно исчезнуть вместе с делением общества н-а классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.
  • преобладание роли классовых начал в праве при недооценке национальных, религиозных, психологических и иных начал;
  • декларирование отсутствия у права исторических перспектив;
  • скептическое отношение к идее правового государства.

Положительное. Сторонники марксистской теории права:

  • обратили внимание на тесную связь права с волей господствующего класса, которая в определенные исторические периоды являлась определяющей в процессе формирования и развития правовой системы;
  • выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, так как понимали право как закон (позитивное право);
  • подчеркнули обусловленность генезиса и природы государства и права (как надстроечных явлений) экономической сферой общества, и прежде всего характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). Данный подход в значительной степени помогает уяснению сути права и государства.

Реалистическая школа права

Основателем данной теории был известный немецкий юрист Р. Иеринг(1818-1892).

  • право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком, заставляющие его ставить цели;
  • данные цели достигаются при посредстве права. Право существует только в виде позитивного. Государство есть сознательный творец права. Поэтому право есть защищенный государством интерес. Право как средство достижения цели выступает необходимым инструментом организации и развития общества;
  • в праве нет ничего неизменного, вечного. Оно постоянно меняется в соответствии с влиянием новых внешних факторов (интересов человека);
  • данная теория отрицает произвол. Только государственная власть на основе права (а это есть защищенный государством интерес) может применять принуждение по отношению к человеку;
  • в то же время каждый человек должен отстаивать свои интересы, права. Защита права — обязанность не только по отношению к себе, но и к обществу, государству. Отстаивая свои права, отстаиваешь тем самым нормы права, т. е защищенный государством интерес.

Спорный момент. Вследствие ошибок (а иногда и преднамеренных действий) законодателя нормы права нередко не соответствуют интересам общества в целом.

Читайте также  Управление поведением персонала в организации

Положительное. Заслуживают поддержки положения о совершенствовании права, об отрицании произвола, об отстаивании каждым индивидуумом своих прав.

Марксистская теория права, ее основные идеи и место в современной правовой культуре

Материалистическая (марксистская) теория права

Материалистическая теория права разрабатывалась в XIX—XX вв. Ее авторами выступили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

— право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

— содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется формами собственности, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

— право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты теории:

— показала обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

— обратила внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

— преувеличивала роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивала существование права историческими рамками классового общества;

— излишне жестко связывала право с материальными, экономическими факторами, и тем самым умаляла другие причины и условия, влияющие на право.

31. Система прав и свобод личности: понятие и виды, основные пути обеспечения и защита прав человека и гражданина.

Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни:

социально-экономические и культурные.

Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Это проистекало из господства государственной собственности. Политическая свобода личности ограничивалась определенными целями ее использования. Личным правам уделялось незначительное внимание. Важнейшее общепризнанное право человека на жизнь конституциями советского государства вообще не признавалось.

Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в ст. 20–30 Конституции. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.

К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация этого права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).

Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать в управлении делами государства и избирательное право (ст. 32). Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также относятся: равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Система использования и защиты важнейших политических прав граждан подробно регламентируется федеральными законами. Право граждан на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование установлено Указом Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г.

Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36). Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам также относятся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества (ст. 44).

Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как «демократического федеративного правового государства» (ст. 1, ч. 1), «социального государства» (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: