Местное самоуправление в г. Москве - ABCD42.RU

Местное самоуправление в г. Москве

Местное самоуправление в Москве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика местного самоуправления в Москве

Порядок осуществления местного самоуправления на территории города Москвы регулируется Законом «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

Данный закон декларирует местное самоуправление на территории города как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную и под свою ответственность осуществляемую деятельность местного населения в отношении решения вопросов местного значения. Осуществление местного самоуправления на территории города Москвы может реализоваться населением в непосредственной форме или посредством органов, которым население передают свои полномочия.

Субъектами осуществление местного самоуправления на территории Москвы признаются внутригородские муниципальные образования, которые представляют собой часть городской территории, осуществляющей местное самоуправление.

Изменение территориального устройства города находится в ведении власти города Москвы. Инициатором изменений могут выступать органы муниципального управления, граждане, органы государственного управления города Москвы.

Вопросами местного значения признаются вопросы, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности населения города Москвы. Перечень вопросов местного значения устанавливается законодательством города Москвы.

Принципиальные основы осуществления местного самоуправления в Москве

Население города Москвы наделяется правом осуществления местного самоуправления в форме референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления, а также формирования выборных и прочих органов муниципального управления.

Законодательство города Москвы устанавливает прямой запрет на дискриминацию участия жителей города в осуществлении местного самоуправления по любым признакам, таким как пол, раса, национальность, языковая принадлежность, происхождение и так далее.

Жители города Москвы наделены правом избрания в органы местного самоуправления и активным избирательным правом, а также равенством доступа к несению муниципальной службы.

Готовые работы на аналогичную тему

На органы муниципального управления и должностных лиц города Москвы возлагается обязанность обеспечения населения города возможностями ознакомления с документацией, затрагивающей их права и свободы, включая право на осуществление местного самоуправления.

Жители города наделены правом защиты своего участия в местном самоуправлении.

Местное самоуправление в Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. соблюдение свобод и прав гражданина и человека;
  2. учет интересов всего населения города Москвы при реализации интересов население конкретного муниципального образования;
  3. сохранение единства хозяйства города, его бюджетной системы;
  4. самостоятельность осуществления муниципального управления;
  5. ориентация местного самоуправления на местные традиции, а также особенности экономико-географического и демографического положения муниципальных образований;
  6. соразмерность полномочий и финансовых ресурсов муниципальных образований;
  7. содействие органов государственного управления Москвы населению города в осуществлении муниципального управления;
  8. координация действий органов государственного и муниципального управления Москвы;
  9. государственный контроль за осуществлением делегированных муниципальным органом власти Москвы государственных полномочий;
  10. гласность и так далее.

Органы муниципального управления Москвы

В соответствии с законодательством в структуру органов муниципального управления Москвы включаются:

  • во-первых, орган муниципального управления представительного характера;
  • во-вторых, глава муниципального образования;
  • в-третьих, орган муниципального управления исполнительно-распорядительного характера;
  • в-четвертых, иные органы муниципального управления.

Наличие первых трех органов носят обязательный характер.

Изменение структуры органов муниципального управления допускается только в случае изменения устава муниципального образования.

Глава или руководитель муниципального образования может избираться путем проведения муниципальных выборов, либо путем выборов из числа членов муниципального собрания. Руководитель муниципального образования либо председательствует в муниципальном собрании, либо находится во главе муниципалитета. Одновременное исполнение этих обязанностей недопустимо.

В состав муниципального собрания включают депутатов, избираемых посредством проведения муниципальных выборов. Численность депутатов, входящих в состав муниципального собрания, должна быть не менее 10 человек.

Осуществление полномочий муниципальным собранием допускается при избрании не менее 2/3 от нормативной численности собрания.

Муниципальное собрание осуществляет принятие устава муниципального образования и его изменений или дополнений, принятие иных нормативных актов, утверждение муниципального бюджета, отчетности об исполнении этого бюджета, программ и планов социально-экономического развития, порядок распоряжения муниципальным имуществом, порядок материально-технического и иного обеспечения деятельности органов муниципального управления и так далее.

Муниципалитет является исполнительно-распорядительного органа муниципального управления Москвы, призванным при необходимости осуществлять отдельные государственные полномочия, делегированные ему государственными органами управления Москвы.

Во главе муниципалитета находится руководитель, управление муниципалитетом основано на принципе единоначалия.

Во главе муниципалитета может находиться руководитель муниципального образования или наемный служащий. Найм руководителя муниципалитета осуществляется путем проведения конкурса. Наемный руководитель муниципалитета осуществляет свою деятельность на основе контракта.

MosOpen.ru — Электронная Москва

Органы власти Москвы

Муниципалитеты внутригородских муниципальных образований города Москвы

Муниципалитеты Москвы являются органами местного самоуправления уполномоченными обеспечивать решение вопросов местного значения, к которым относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения внутригородских муниципальных образований, исходя из сочетания интересов жителей, исторических и иных местных традиций, сохранения единства городского хозяйства, а также с учётом других особенностей организации местного самоуправления в городе Москве.

Список муниципалитетов внутригородских муниципальных образований (ВМО) города Москвы:

Центральный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Арбат
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Басманное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Замоскворечье
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Красносельское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Мещанское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Пресненское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Таганское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Тверское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Хамовники
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Якиманка

Северный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Аэропорт
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Беговое
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Бескудниковское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Войковское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Восточное Дегунино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Головинское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Дмитровское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Западное Дегунино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Коптево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Левобережное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Молжаниновское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Савёловское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Сокол
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Тимирязевское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ховрино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Хорошевское

Северо-Восточный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Алексеевское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Алтуфьевское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Бабушкинское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Бибирево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Бутырское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Лианозово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Лосиноостровское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Марфино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Марьина Роща
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Останкинское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Отрадное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ростокино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Свиблово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Северное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Северное Медведково
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Южное Медведково
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ярославское

Восточный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Богородское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Вешняки
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Восточное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Восточное Измайлово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Гольяново
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ивановское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Измайлово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Косино-Ухтомское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Метрогородок
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Новогиреево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Новокосино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Перово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Преображенское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Северное Измайлово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Соколиная гора
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Сокольники

Юго-Восточный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Выхино-Жулебино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Капотня
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Кузьминки
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Лефортово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Люблино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Марьино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Некрасовка
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Нижегородский
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Печатники
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Рязанское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Текстильщики
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Южнопортовое

Южный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Бирюлёво Восточное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Бирюлёво Западное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Братеево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Даниловское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Донское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Зябликово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Москворечье-Сабурово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Нагатино-Садовники
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Нагатинский затон
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Нагорное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Северное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Южное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Царицыно
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Чертаново Северное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Чертаново Центральное
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Чертаново Южное

Юго-Западный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Академическое
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Гагаринское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Зюзино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Коньково
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Котловка
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ломоносовское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Обручевское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Северное Бутово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Тёплый Стан
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Черёмушки
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Южное Бутово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ясенево

Западный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Внуково
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Дорогомилово
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Крылатское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Кунцево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Можайское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Очаково-Матвеевское
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Проспект Вернадского
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Раменки
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Солнцево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Тропарево-Никулино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Филёвский парк
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Фили-Давыдково
Читайте также  Правовой статус и полномочия администрации муниципального образования

Северо-Западный округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Куркино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Митино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Покровское-Стрешнево
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Северное Тушино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Строгино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Хорошево-Мневники
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Щукино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Южное Тушино

Зеленоградский округ

  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Крюково
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Матушкино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Савёлки
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Силино
  • Муниципалитет внутригородского муниципального образования Старое Крюково

Прочие органы власти районного уровня города Москвы

  • Военкоматы
  • ГУ ИС (ЕИРЦ) районов
  • Жилищные отделы
  • Муниципалитеты
  • МФЦ
  • Отделения надзорной деятельности МЧС
  • Отделения ОУФМС
  • Отделы внутренних дел (ОВД)
  • Отделы жилищных субсидий (РОЦЖС)
  • Прокуратуры
  • Районные суды
  • Управления соцзащиты (РУСЗН)
  • Управы районов

Органы власти по округам и районам

Фильтрация учреждений по районам и административным округам города Москвы. Обращаем ваше внимание на то, что один и тот же орган власти может осуществлять свои функции и полномочия на территории нескольких районов.

Особенности организации местного самоуправления в Москве

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.12.2019 2019-12-28

Статья просмотрена: 538 раз

Библиографическое описание:

Бахарева, В. В. Особенности организации местного самоуправления в Москве / В. В. Бахарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65866/ (дата обращения: 16.09.2021).

В статье раскрываются законодательные особенности организации местного самоуправления в Москве. Автор дает определение основных территориальных единиц, входящих в структуру субъекта Федерации, раскрывает характерные особенности осуществления местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, система управления городом Москва, государственная власть города, органы государственной власти.

The article reveals the legislative features of the organization of local self-government in Moscow. The author gives a definition of the main territorial units included in the structure of the subject of the Federation, reveals the characteristic features of the implementation of local self-government.

Keywords: local self-government, Moscow city management system, city government, government bodies

Местное самоуправление в Российской Федерации, и в частности в Москве, является результатом важных демократических и либеральных реформ, начавшихся в стране после 1991 года. В то время территория города Москвы разделялась на 33 района, каждый из которых имел действующий районный Совет народных депутатов, исполнительный комитет районного Совета, районный комитет КПСС, который занимал важное место в определении стратегии руководства районом [6].

Нынешняя система управления городом складывалась с 1991 года в процессе коренных изменений всей системы управления государством. Так, в Москве были образованы 10 административных органов, 148 муниципальных округов, которые после стали называться районами. Через некоторое время их количество сократили до 125 [2]. На городском уровне представительный орган государственной власти выделялась Московская городская дума, а исполнительная власть представлена мэром города, который избирается населением. Необходимо отметить, что, начиная с того времени, характерна было наличие неопределенности относительно статуса и будущего местного самоуправления [8]. Это можно объяснить тем, что Москва представляет не только город-столицу, но также и является городом-поселением, в связи с чем ее рассматривают одновременно как субъект федеративного государства и как муниципальное образование.

Учитывая такую двойственность, Федеральным законом № 154 допущена возможность формирования органа самоуправления в Москве. Устав города до 13 июля 2001 года предполагал наличие двойного статуса для представительного и исполнительного органов власти [3]. Однако сегодня законодательно закреплен единственный вариант организации местного самоуправления в Москве, который обуславливает возможность создания муниципальных образований только на субгородском уровне.

Отметим, что такая особенности организации местного самоуправления в Москве является не единственно важной. Еще одним отличительным моментом выступает то, что местное самоуправление на субгородском уровне в данном субъекте Федерации характеризуется наличием функциональных ограничений, в сравнении с другими типами местного самоуправления [10]. Так, отметим, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов определяются законами Москвы.

Организация власти в Москве имеет ряд органов местного самоуправления территориальных органов исполнительной государственной власти города — районных округов. Такое положение определяет особенности взаимоотношения таких органов власти [2]. В связи с этим среди вопросов местного значения выделяется место для участия органов местного самоуправления в рядке городских дел, согласование вносимых управой города предложений в вышестоящий государственный орган, содействие осуществлению некоторых государственных полномочий, а также внесение в уполномоченные органы исполнительной городской власти предложений. Помимо этого, представительные органы местного самоуправления имеют право на осуществление законодательной инициативы в Московской городской Думе [4].

Что касается структуры местного самоуправления, то территориальные единицы Москвы представлены административными округами и районами. Административные округа являются территориальными единицами города, которые образуются для осуществления административного управления соответствующими территориями подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, а также для ведения контроля за исполнением правовых актов города [7].

Административный округ состоит из нескольких районов города, а его границы не пересекают границы районов. Осуществление исполнительно-распорядительной, координирующей и контрольной деятельности на территории административного округа ведется префектом административного округа, который представляет должностное лицо городской администрации [5].

Районы являются территориальными единицами города, которые образуются посредством исторических, географических и градостроительных особенностей соответствующих территорий. Также они обуславливаются численностью населения, социально-экономическими характеристиками, расположением транспортных коммуникаций, наличием инженерной инфраструктуры, возможностями решения местных вопросов в интересах своего населения [9].

В свою очередь районы Москвы разделяются на микрорайоны. Однако районы города Москвы сегодня не имеют статуса муниципального образования, что определяет отсутствие у них муниципальной собственности и местного бюджета. Но при этом они характеризуются наличием выборных округов, в отличие от административных округов [11].

Следует отметить, что органы местного самоуправления опираются на Бюджетный кодекс РФ и законы города Москвы для самостоятельного определения направлений расхода средств местного бюджета на решение проблем местного значения. Помимо этого, они определяют обеспечение финансирования расходов в пределах средств, которые передаются из бюджета Москвы на выполнение государственных полномочий города [4].

Юридическое подкрепление взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением представлено Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления», который был принят 6 октября 200 года. Данный закон предусматривает установление совместных правовых, территориальных, организационных и экономических основ для организации местного самоуправления в Российской Федерации, регламентирует условия и процесс наделения органы местного самоуправления различными государственными полномочиями [1].

Важным моментом в организации местного самоуправлений в городе Москва является то, что Федеральный закон № 131 определяет систему форм непосредственного осуществления населением и его участия в осуществлении местного самоуправления.

  1. Бавина А. А., Григорьев Д. В. Система органов местного самоуправления и государственной власти в городе Москве // Успехи в химии и химической технологии. 2016. № 5 (174).
  2. Безобразов В. П. Управление и самоуправление и судебная власть // СПС «Консультант плюс» 2015
  3. Благов Ю. В. Эволюция муниципального права в 2014–2016 гг. // Правоприменение. 2017. № 2.
  4. Винник Н. В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2014. № 11
  5. Гильченко Л. В., Замотаев А. А., Пашенцев В. В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2011.
  6. Ирхин И. В. К вопросу о двухуровневой модели организации местного самоуправления в городских округах // Административное и муниципальное право. 2015. № 7.
  7. Калянова Ю. Г. Полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации местного самоуправления: проблемы реализации // Вестник ННГУ. 2017. № 5.
  8. Мусинова Н. Н. Тенденции развития местного самоуправления в городе Москве // Вестник ГУУ. 2018. № 4.
  9. Туровский Р. Ф., Васеленко О. С. Актуальное состояние и перспективы развития внутригородского местного самоуправления в больших городах // Регионология. 2019. № 1 (106).
  10. Туровский Р. Ф. Местное самоуправление в России и эволюция политического режима // Pro nunc. 2015. № 1. С. 82–98.
  11. Шугрина Е. С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях // Муниципальное право, 2012, № 4.

Органы местного самоуправления в системе органов государственной власти города Москвы

Голованов К.П.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

О рганизация муниципальной власти в Москве обладает своими характерными особенностями. Данные особенности вытекают, в первую очередь, из особого статуса города Москвы, как субъекта Российской Федерации, а именно города федерального значения. Неслучайно в Федеральном законе Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» ФЗ №131 особенностям организации местного самоуправления посвящена отдельная статья. Так, в соответствии со ст. 79 ФЗ №131 п. 1 «в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях».

Читайте также  Основные теории местного самоуправления

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения не остались без внимания среди ученых-юристов.

Шугрина Е.С. (статья «Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях», журнал «Муниципальное право», 2012, N 4) выделяет особенности, связанные:

1. С особым статусом городов федерального значения, поскольку последние, с одной стороны, являются субъектами Российской Федерации, а с другой стороны, городами, которые имеют единую систему городского хозяйства;

2. С процедурой изменения границ муниципальных образований;

3. Вытекающие из действующего законодательства, предусмотренные в статьях 34;35; 37; 39 ФЗ №-131.

Так, в соответствии с указанными статьями, в городах федерального значения:

  1. Местная администрация может не формироваться;
  2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования;
  3. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек;
  4. Представительный орган внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования;
  5. В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом внутригородского муниципального образования города федерального значения и законами Субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации;
  6. Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  7. Источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  8. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно мнению Пешина Н.Л. (статья «Территориальные основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города Москвы «, журнал «Конституционное и муниципальное право», 2010, N 10), на систему построения уровней государственной власти и местного самоуправления в городе Москве влияют разнообразие естественно-антропологических, политических, экономических и социокультурных факторов; исторические и иные местные обычаи и традиции; специфика геополитического положения; кадровый потенциал; особенности теоретических представлений о местном самоуправлении и осуществляемой региональной и местной политики; характер взаимоотношений с органами государственной власти Российской Федерации и так далее.

По мнению автора, стоит выделить четвертую особенность, вытекающую из масштабов управления хозяйством города. Согласно интернет ресурсу «MosOpen.ru. Электронная Москва», на территории города Москвы в состав 10 округов входят 125 внутригородских муниципальных образований. Такое количество муниципальных образований требует особого контроля, а также представления интересов на местах. Как известно, для этого необходима особая, адаптированная к условиям большого города структура органов управления. Более того, город Москва, согласно Закону РФ от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», обладает особым правым статусом столицы Российской Федерации, что обуславливает особые взаимоотношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы.

Согласно закону города Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы», в состав органов государственной власти города Москвы входят:

  1. Городская дума г. Москвы, которая является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы;
  2. Правительство г. Москвы, которое является исполнительным органом государственной власти города Москвы;
  3. Отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти;
  4. Органы судебной власти города Москвы.

Особое внимание привлекают территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
К территориальным органам исполнительной власти в г. Москве относятся входящие в состав округов районные управы города Москвы, а также префектуры города Москвы.

На сегодняшний день в состав округов г. Москвы входят 125 районных управ, что соответствует количеству внутригородских муниципальных образований в г. Москве (см. таблицу ниже):

Особенности организации местного самоуправления в городе Москве

В Москве порядок изменения границ и преобразования муниципального образования, а также учета мнения населения по соответствующему вопросу регулируются Законом города от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве». В городе существует 125 внутригородских муниципальных образований. Городским Законом установлен перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований. С учетом сохранения единого городского хозяйства.

Поскольку уровень бюджетной обеспеченности зависит от компетенции муниципального образования, источники доходной части местного бюджета определяются законом города. При этом источники, закрепленные Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Налоговым кодексом РФ за местными бюджетами, по усмотрению городского законодателя могут зачисляться в городской бюджет или бюджет муниципального образования. Подобным же образом определяется и объем имущества муниципального образования — в прямой зависимости от объема предметов ведения и полномочий.

Что касается возможности передачи отдельных государственных полномочий города внутригородским муниципальным образованиям, то по общему правилу ч. 3 ст. 19 Федерального закона 2003 г. они осуществляются в муниципальных районах и городских округах, а иное может быть установлено Федеральным законом или законом субъекта РФ, что и сделано в Законе г. Москвы от 14 июля 2004 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)». Примечательно, что в соответствии с п. 6 ст. 2 этого Закона отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления всех внутригородских муниципальных образований одновременно.

Как и вся публичная власть в Российской Федерации, муниципальная власть в городе реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований. Правила, установленные Федеральным законом 2003 г. для подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, опросов, собраний, публичных слушаний и других форм непосредственной демократии, распространяются на внутригородские муниципальные образования в Москве. Они получают при необходимости развитие в уставе муниципального района.

Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ст. 10) к органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправления — муниципальное собрание, исполнительно-распорядительный орган — муниципалитет, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. Должностными лицами согласно Закону являются председатель муниципального собрания, руководитель муниципального образования, руководитель муниципалитета. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные и назначаемые должностные лица.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых по многомандатным и одномандатным избирательным округам. Их численность в зависимости от числа избирателей может колебаться от 10 до 20 человек. Так, Уставом муниципального образования «Гагаринское» число депутатов муниципального собрания составляет 12 человек, избираемых в трех- и четырехмандатных округах сроком на четыре года*(145). Такое же положение закреплено в Уставе внутригородского муниципального образования «Раменки» г. Москвы*(146).

К исключительным полномочиям муниципальных собраний помимо полномочий, закрепленных в ст. 35 Федерального закона 2003 г., уставы внутригородских муниципальных образований в Москве относят:

избрание из своего состава руководителя муниципального образования;

назначение руководителя муниципалитета;

внесение в органы государственной власти Москвы предложений о строительстве на территории муниципального образования социально значимых объектов;

право законодательной инициативы в Московской городской Думе; утверждение регламента муниципального собрания; образование комиссий муниципального собрания.

Комиссии муниципального собрания создаются из депутатов собрания на срок его полномочий. Численный состав комиссий, их наименование и направления деятельности утверждаются муниципальным собранием. Один депутат не может входить в состав более двух комиссий и быть председателем более одной комиссии. Руководитель муниципального образования не может быть председателем комиссии муниципального собрания. Комиссии занимаются подготовкой решений муниципального собрания и организацией их исполнения.

Депутат муниципального собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Согласно Закону г. Москвы от 25 февраля 2004 г. «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» депутат осуществляет свою деятельность в различных формах, в том числе участвуют в заседаниях собрания и его органов, во встречах с избирателями, во внесении депутатского запроса, в разработке правовых актах муниципального образования.

Читайте также  Правила ведения переговоров

Депутат имеет право на первоочередной прием по вопросам своей деятельности на территории соответствующего муниципального образования должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления, руководителями учреждений, органов общественных объединений, на получение информации у названных органов и должностных лиц. В случае если информация содержит охраняемую законом тайну, депутат может ее получить при наличии соответствующего допуска. При обращении депутата в органы и к должностным лицам на территории муниципального образования соответствующий адресат обязан в течение 15 дней дать ответ по существу обращения. Действенным средством в работе депутата является депутатский запрос, с которым депутат единолично или в составе группы депутатов может обратиться в органы и к должностным лицам по вопросам ведения муниципального собрания. Запрос вносится на заседании собрания, а ответ на него представляется в течение 15 дней и оглашается на заседании собрания.

Обязанности депутата главным образом заключаются в необходимости соблюдать законодательство, обеспечивать и защищать права и законные интересы жителей, не реже одного раза в месяц вести прием избирателей и отчитываться перед ними не реже одного раза в год, а также соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата. В число этих ограничений включается запрет на занятие депутатского мандата в ином муниципальном или государственном органе, равно как и занятие должности государственной или муниципальной службы. Депутату запрещено получать подарки в связи со своим статусом, оказывать предпочтение избирательным объединениям и отдельным кандидатам на государственных и муниципальных выборах, а также обеспечивать преференции организациям, в которых депутат имеет коммерческий интерес. В случае получения депутатом на официальном мероприятии подарка от юридических или физических лиц стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда он обязан передать подарок в собственность муниципального образования.

В качестве социальной гарантии депутату предоставляется право бесплатного проезда в общественном транспорте (кроме такси) по всей территории Москвы, а также проезд автобусом от Москвы до Зеленограда и обратно. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата или привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором города Москвы.

Председателем муниципального собрания по должности является руководитель муниципального образования. Он избирается из числа депутатов на срок полномочий собрания и работает на постоянной основе. Председатель муниципального собрания — руководитель муниципального образования — помимо представительских и организационных функций возглавляет призывную комиссию.

Муниципалитет как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделяется правами юридического лица. Структура муниципалитета и его численный состав устанавливаются муниципальным собранием по представлению руководителя муниципалитета. В свою очередь, руководитель муниципалитета назначается на должность решением муниципального собрания по представлению конкурсной комиссии.

Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключает руководитель муниципального образования. Внутригородские муниципальные образования в Москве непосредственно в уставах закрепляют требования, которым должен отвечать кандидат на должность руководителя муниципалитета. Так, согласно Уставу муниципального образования «Раменки» руководителем муниципалитета может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее двух лет. В муниципальном образовании «Гагаринское» возраст определен в 23 года, а стаж управленческой деятельности — не менее 5 лет.

Поскольку руководитель муниципалитета является муниципальным служащим, на него, как и на других муниципальных служащих исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, распространяются правила, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законам г. Москвы от 24 марта 2004 г. «О муниципальной службе в городе Москве» (в ред. от 30 ноября 2005 г.).

Особенности системы органов власти и местного самоуправления в г. Москве.

Местное самоуправление — система организации и деят-ти граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Особенности МСУ в Москве заключаются в том, что Москва одновременно субъект федерации и город. На сегодняшний день в Москве: административных округов 10; районов 123; внутригородских муниципальных образований 125.

В Москве существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община.

Организация власти в Москвевыглядит следующим образом. На общегородском уровне власть и самоуправление осуществляются Московской городской Думой и Московской городской администрацией. Дума является, с одной стороны, представительным органом городского самоуправления, а, с другой стороны, она представительный и законодательный орган государственной власти. Дума включает в свой состав 35 депутатов, избираемых населением Москвы на 4 года и работающих на профессиональной (постоянной) основе. Исполнит. органом гор. самоупр-я и исполнит. органом гос. власти является Московская администрация или Мэрия. В ее состав входит Правительство Москвы, Управление делами, отраслевые и функциональные органы Мэрии, а также префекты административных округов и иные должностные лица и органы. Возглавляет городскую администрацию Мэр Москвы. Как глава администрации города федерального значения он входит в единую систему исполнительной власти РФ. По вопросам ведения Федерации и по предметам совместного ведения Мэр подотчетен Президенту и Прав-ву России. Как избираемое непосредственно жителями Москвы должностное лицо Мэр возглавляет городское самоупр-е и отвечает перед городским сообществом за исполнение своих полномочий. Наиболее важные вопросы г.Москвы рассм-ся Правительством. В него входят Премьер Правительства, его первые заместители и заместители, руководители департаментов, главных управлений и управлений, префекты админ. округов. Префектявляется должностным лицом гор. адм-ии. Он назначается и освобождается от должности Мэром и осуществляет в пределах своих полномочий координационную и контрольную деятельность на терр-ии соответствующего округа. Всего в Москве образовано 10 административных округов.В районах Москвы городская администрация имеет свои территор. подразделения, именуемые районными Управами. Она одновременно являются органом власти районов. Районная Управа состоит из районного собрания и главы Управы, возглавляющего собрание и администрацию района. Районное собрание избирается сроком на два года и состоит из советников. Глава районной Управы избирается советниками районного собрания по представлению Мэра и может быть освобожден им от должности самостоятельно либо по инициативе префекта административного округа или советников собрания.

Исполнительную власть в Москве осуществляет Правительство Москвы во главе с Мэром, законодательную — Московская городская Дума, состоящая из 35 депутатов, 20 из которых с 2005 года избираются по партийной системе, 15 — по мажоритарной системе. В связи с введением нового порядка избрания глав субъектов федерации Мэр назначается Президентом с согласия местного законодательного собрания. Последние прямые выборы мэра прошли 7 декабря 2003 года.

Управление на местах осуществляется посредством десяти префектур, объединяющих районы Москвы в административные округа по территориальному признаку, и 125 районных управ. Согласно закону «Об организации местного самоуправления в городе Москве», с начала 2003 года исполнительными органами мсу являются муниципалитеты, представительными органами — муниципальные собрания, члены которых избираются в соответствии с Уставом внутригородского муниципального образования.

Принципы функционирования органов законодательной и исполнительной власти Москвы, а также органов МСУ в городе определяются Уставом города Москвы и иными нормативными актами города.

В Москве, как в городе, наделённом Конституцией РФ столичными функциями, находятся законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны, за исключением Конституционного Суда РФ, который с 2008 года располагается в Санкт-Петербурге.

МСУ— это конституционное право граждан участвовать в управлении государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, непосредственно или через выборные и другие органы местного самоуправления.

МСУ в России — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. МСУ имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать собирать налоги. Особенности местного самоуправления в Москве заключаются в том, что Москва одновременно субъект федерации и город. В Москве существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община.

6 ноября 2002 г. был принят Закон города Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1125 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: