Международная охрана авторских прав - ABCD42.RU

Международная охрана авторских прав

Авторское право

Что такое авторское право?

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительно искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Как правило, в законодательстве нет исчерпывающего перечня произведений, охватываемых авторским правом. Однако, если говорить в общем плане, то в мировой практике авторское право традиционно распространяется на следующие произведения:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочные издания, газетные статьи;
  • компьютерные программы, базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографию;
  • художественные произведения, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение в результате использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права защищают нематериальные права автора.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет право разрешать или не допускать определенные действия в отношении произведения или в отдельных случаях получать вознаграждение за использование третьим лицом его произведения (например в рамках схемы коллективного управления). Обладатель имущественных прав на произведение имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или DVD;
  • его передачу в эфир по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами широко признаваемых неимущественных прав является право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинстве стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

При этом во многих странах действует система, предусматривающая добровольную регистрацию произведений. Эта система может помочь при разрешении споров о владельце или авторе произведения, а также упростить финансовые сделки, продажу, уступку или передачу прав.

Обращаем ваше внимание на то, что ВОИС не предлагает своим клиентам системы регистрации авторского права и не имеет авторско-правовой базы данных с возможностью поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документирования авторского права.

WIPO PROOF дополняет системы добровольной регистрации авторского права, позволяя авторам зафиксировать и в цифровом виде сертифицировать факт владения произведением. Это зашифрованное цифровым способом, не поддающееся изменению, доказательство способно удостоверить существование произведения в определенный момент времени.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

(Фото: MARK HENLEY/FLUX FOUNDATION FROM THE SERIES ‘CULTURE PHANTOM’)

ВОИС для авторов

Повышать осведомленность о правах авторов и практике, связанной с управлением этими правами, обеспечивая тем самым всем авторам признание и справедливое вознаграждение за их труд, независимо от их географического происхождения, культурной принадлежности или экономического положения.

Темы и вопросы, связанные с авторским правом

Авторское право является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Читаете ли вы книгу, смотрите фильм, перекидываете музыку или фотографируете – вопросы авторского права возникают постоянно. Смотрите темы и вопросы, связанные с авторским правом.

Видеоигры

При создании видеоигр могут использоваться аудиовизуальные, художественные и программные элементы, что делает данную отрасль сложным и интересным предметом для изучения вопросов авторско-правовой охраны.

Будущее издательского дела

Издатель Джейсон Эпштейн делится своим видением будущего издательского дела и роли авторского права.

Авторское право и музеи

Деятельность музеев по сохранению, управлению и упрощению доступа к музейным фондам и коллекциям связана с рядом уникальных вопросов в сфере авторского права.

Законодательство и договоры в области авторского права

Законодательство в области авторского права нацелено на обеспечение баланса интересов создателей контента и широкой общественности в контексте предоставления максимально широкого доступа к авторским произведениям. ВОИС выполняет административные функции ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Договоры в области авторского права, административные функции которых выполняет ВОИС

  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
  • Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники
  • Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
  • Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям
  • Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций
  • Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)

WIPO Lex – законы и договоры в области ИС у вас под рукой

База данных WIPO Lex представляет собой всеобъемлющий инструмент поиска национальных законов и международных договоров в области интеллектуальной собственности.

ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) является форумом, в рамках которого государства-члены ВОИС и наблюдатели встречаются для обсуждения, рассмотрения и решения вопросов, касающихся развития сбалансированной международно-правовой базы по авторскому праву с учетом изменяющихся потребностей общества.

Заседания и документы Архив

Вступление в силу Пекинского договора ВОИС позволит улучшить жизнь актеров и других исполнителей

Инициативы ВОИС

ВОИС для авторов

Эта совместная инициатива ВОИС и Фонда просвещения в области прав на музыкальные произведения поддерживает авторов музыкальных произведений по всему миру путем их информирования о правах ИС и тем самым создавая условия для справедливого вознаграждения их труда.

Устав | Пресс-релиз

Консорциум доступных книг (ABC)

Консорциум доступных книг (ABC) призван расширить мировой фонд книг в доступных форматах, в частности аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, и обеспечить доступ к ним слепым и людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Марракешский договор о ЛНЗ

Марракешский договор обеспечивает поддержку работы ABC, упрощая производство и международную передачу книг в специальных форматах, предназначенных для сообщества слепых и слабовидящих.

Международная охрана авторских прав

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие авторского права

Авторское право — это право автора на созданное им художественное или литературное произведение. Авторское право является объектом интеллектуальной собственности.

Спектр охвата авторским правом произведений, являющихся интеллектуальной собственностью, велик: музыка, книги, картины, скульптуры, фильмы, а также базы данных, рекламные материалы, компьютерные программы, технические чертежи и другое. Каждый человек ежедневно сталкивается с авторскими правами, читая книги, журналы, газеты, просматривая видеозаписи, прослушивая аудиозаписи. Возникает необходимость и потребность защитить авторское право от его нарушения и незаконного использования.

Международная охрана авторских прав учитывает:

  • общепризнанные нормы и принципы международного права;
  • нормы, предусмотренные внутренним государственным правом.

В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии свободы художественного, литературного, технического, научного и иных видов творчества. В соответствии с этим, в стране на законодательном уровне закреплена охрана интеллектуальной собственности государством.

Основы международной охраны авторских прав

Основу международной охраны авторских прав составляют ряд международных документов:

  1. Бернская конвенция по охране художественных и литературных произведений (1886 г.). Административные функции Бернского союза осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Российское государство присоединилось к Бернской конвенции в конце XX века в 1995 году.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.). Была пересмотрена в Париже в 1971 году.
  3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (г. Москва, сентябрь 1993 г.).

Соблюдение интересов авторов, правообладателей, запрет на свободное использование объектов авторского права, может оказывать сдерживающее действие на развитие науки, техники, культуры, образования. Во избежание таких последствий многие государства законодательно определили пределы авторского права.

Готовые работы на аналогичную тему

Фундаментом для развития законодательства на международном уровне являются директивы Европейского союза, который имеет опыт совершенствования правового урегулирования в области интеллектуальной собственности. Эти Директивы применяются для унификации авторского права в странах-участницах.

Важным документом является Директива ЕС, принятая в мае 2001 г. о гармонизации авторского и смежных прав в информационном обществе. В нем заложены основы для формирования общей правовой системы. В Директиве ЕС важное место отведено решению вопросов исчерпания прав. Указано, что ни при каких обстоятельствах демонстрация произведений широкой публике, будь то путем кабельного или эфирного вещания, либо средствами цифровых сетей, не может и не должно рассматриваться в качестве основания для их использования в обороте без согласия правообладателя.

Специально оговариваются случаи распространения экземпляров произведений посредством продажи или иного вида передачи. Возможности распространения экземпляров произведений без согласия правообладателя, выплаты вознаграждения применяются только тогда, когда эта продажа или передача права собственности применяется в пределах ЕС (с согласия правообладателя).

В статье ГК РФ «Об авторском праве и смежных правах» заложен аналогичный принцип. Территориальное ограничение, исчерпание прав возникает тогда, когда оригинал или экземпляр произведения входит в гражданский оборот на территории России. Акцент в международных документах и договорах делается на исчерпание права на распространение, об исчерпании права на воспроизведение речь не идет. Правообладатель может свою собственность как продать, так и подарить, передать иным способом третьему лицу, при этом его согласия на объект авторского права, воплощенный в материальном носителе, не требуется.

Принципы международно-правовой охраны авторского права

Принципы международно-правовой охраны авторского права:

  • принцип гражданства автора — охрана предоставляется произведениям, авторы которых либо являются гражданами стран, участвующих в соответствующих конвенциях, либо проживающих постоянно на их территориях;
  • территориальный принцип предоставления охраны — действует только в отношении произведений авторов, которые не являются гражданами государств-участников конвенций; охрана осуществляется в рамках статей Бернской конвенции;
  • принцип национального режима охраны — произведения автора любой страны-участницы Конвенции, или впервые выпущенные на территории этой страны, пользуются на территории другой страны-участницы той охраной, которой пользуются произведения своих авторов, впервые вышедшие в свет на их собственной территории;
  • принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей — право автора на произведение искусства, науки, литературы появляется в силу факта его создания; для осуществления авторского права нет необходимости его регистрации или соблюдения каких-либо формальностей;
  • принцип срочного характера охраны — действует в случае возникновения необходимости сочетания публичных и частных интересов при использовании продуктов интеллектуальной собственности, а также в ситуации их исключительной важности в культурной и экономической жизни государства;
  • принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников —при возникновении различных толкований правил охраны авторских прав осуществляется выбор наиболее благоприятного для автора и его правопреемников варианта.
Читайте также  Жилищное право РФ

Согласно Всемирной конвенции, действует следующее правило: если по внутреннему законодательству страны-участницы соблюдение формальностей является обязательным, то они считаются соблюденными в отношении произведений граждан других стран-участниц конвенции, либо впервые вышедших в свет произведений вне территории данной страны с оговоркой, что все его экземпляры, начиная с первого выпуска, будут носить знак охраны права автора.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Международное авторское право

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения.

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к. международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты. С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права. Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти». Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен. Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США. Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья .

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое. Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР. Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году .

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом. Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву. К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня. Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях. В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем. По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском языке)
2. Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3. Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Читайте также  Субъекты патентного права

Международные нормы регулирования в области авторского права

Интеллектуальная собственность охраняется во всех странах мира, но правовые нормы, регулирующие отношения в этой сфере, отличаются и иногда довольно существенно. Существует несколько основополагающих международных договоров, и подписавшие их страны становятся участницами межгосударственного регулирования интеллектуальных прав. Это упрощает взаимодействие между правообладателями и потребителями контента из разных стран мира, обеспечивает универсальную систему охраны авторского права.

Главные международные акты по авторскому праву — это Бернская конвенция, Женевская конвенция, Парижская конвенция, Мадридское соглашение, Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, Соглашение ТРИПС.

Главная международная организация, занимающаяся разработкой политики в области интеллектуальной собственности — Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Не путайте ее с российской ВОИС, Всероссийской организацией интеллектуальной собственности, некоммерческой организацией по коллективному управлению смежными правами.

Обеспечивают охрану интеллектуальной собственности на международной арене и другие организации — например, Евразийское и Европейское патентные ведомства, Межгосударственный совет по охране интеллектуальной собственности, Африканская организация интеллектуальной собственности и др.

Международные договоры в сфере авторского права и смежных прав

Исторические первым международным документом в сфере охраны авторского права стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году. Сегодня это ключевой договор в этой области, его положения применяются и в России. Конвенция устанавливает не только конкретные права авторов, но и ряд принципов, в соответствии с которыми регулируются международные отношения:

  • принцип национального режима, который гласит, что каждая страна-участница Конвенции обязана предоставлять гражданам других стран-участниц те же права, которыми обладают граждане этой страны;
  • принцип независимости охраны, в соответствии с которым охрана произведения в стране-участнице Конвенции осуществляется независимо от того, как эта охрана осуществляется в других странах, включая страну происхождения произведения;
  • принцип автоматической охраны, по которому для возникновения авторского права не требуется соблюдать какие-либо формальности (регистрацию);
  • принцип презумпции авторства, согласно которому автором, если не доказано иное, считается человек, чье имя или псевдоним указаны на обложке книги.

Благодаря Бернской конвенции международное авторское право обеспечивает высокий уровень защиты иностранных авторов, которые в любой из стран-участниц имеют определенный набор исключительных (имущественных) прав:

  • на воспроизведение произведения;
  • перевод;
  • публичное вещание, исполнение, чтение;
  • переработку.

Конвенция устанавливает также право следования для авторов произведений искусства, литературы и музыкальных произведений, которое в России относится к иным правам, право автора признаваться автором и право на защиту произведения о искажений — личные неимущественные права.

Все государства, подписавшие Конвенцию, не могут устанавливать срок охраны исключительных прав на произведение менее, чем вся жизнь автора и 50 лет после его смерти (для фотографий — 25 лет после смерти автора).

На 2019 год Конвенцию подписало 177 государств из 195 международно-признанных государств мира.

Еще один международный договор — Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция). Ее значение в настоящее время не так велико, поскольку Конвенция предусматривает более низкий уровень защиты прав авторов, а в числе стран-участниц — только 100 государств. Главной задачей Женевской конвенции было присоединение к международной системе защиты авторских прав тех стран, которые по тем или иным причинам не могут ввести у себя нормы, принятые Бернской конвенцией. Ее важнейшие особенности — необходимость регистрации авторского права и минимальный срок охраны произведений 25 лет.

Важные международные договоры по авторскому праву были разработаны ВОИС:

  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
  • Договор по авторскому праву;
  • Договор по исполнениям и фонограммам;
  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям;
  • Договор о патентном праве и многие другие соглашения.

Договор ВОИС по авторскому праву, или, как его еще называют, «Договор ВОИС в области Интернета», был призван дополнить международное авторское право нормами, ставшими необходимыми с наступлением цифровой эпохи. Договором в число объектов авторского права были включены программы для ЭВМ и базы данных, а список прав авторов расширен правом запрещать или разрешать публикацию произведения, в том числе в сети интернет. На конец 2019 года в числе государств, подписавших Договор, состоит 103 страны.

Всемирная торговая организация в 1994 году приняла решение об установлении стандартов в сфере защиты интеллектуальной собственности, которые позволили бы упростить международную торговлю. Эти стандарты были изложены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В числе важных норм, которые содержатся в Соглашении, — возмещение убытков обладателю прав на результаты интеллектуальной деятельности, как один из способов защиты интеллектуальных прав, и принятие мер таможенными органами по приостановлению импорта-экспорта товара, нарушающего авторские права.

Обязательства России в сфере международного авторского права

Российская Федерация является участницей большинства важных международных соглашений, регулирующих интеллектуальные права, поэтому произведения иностранных авторов на территории нашей страны охраняются в соответствии с нормами этих международных соглашений и Гражданского кодекса РФ, а российские правообладатели могут рассчитывать на предоставление защиты за рубежом.

К Всемирной конвенции об авторском праве присоединился еще СССР, в 1973 году. Бернская конвенция была подписана нашей страной уже после распада Советского Союза, в 1994 году. В этом же году Россия подписала Женевскую конвенцию по фонограммам, а в 2003 году — Римскую конвенцию (Международную конвенцию об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций).

После того, как Россия подписала эти и другие международные соглашения в области авторского права, произведения наших авторов получили защиту практически во всем мире. В настоящее время в других государствах авторское право распространяется на произведения не только российских, но и советских авторов, опубликованные не ранее 1945 года (с некоторыми исключениями).

Аналогично и в РФ предоставляется полноценная защита иностранным авторам-гражданам любой страны, подписавшей Всемирную конвенцию или Бернскую конвенцию (и других документов).

В отношении ряда прав Россия обеспечивает более широкую охрану, чем того требуют положения основных международных договоров. Например, срок действия исключительного права в общем случае составляет 70 лет после смерти автора для объектов авторского права (50 лет по Бернской конвенции). Кроме того, список личных неимущественных и иных прав по российскому законодательству больше, чем предусматривает Бернская конвенция.

В целом все правовые нормы Бернской конвенции в настоящее время отражены и в законодательстве нашей страны, в том числе положения, направленные на обеспечение всем желающим свободного доступа к произведениям науки, литературы и искусства. Это так называемые ограничения авторского права, выражающиеся в возможности свободного цитирования и иллюстрирования в научных, информационных, учебных или культурных целях без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Международно-правовая охрана авторских прав

Признание и защита авторских прав осуществляется на национальном и международном уровне. Для этого используются принципы и правила, зафиксированные в международных соглашениях и актах, и подтвержденные законодательством отдельных государств. В этом материале разберем, по каким направлениям происходит такая защита на международном уровне, и какие инстанции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав.

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д. Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение. Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров. Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений — например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.
Читайте также  Суд и судебный процесс по Русской правде

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС). Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.
  • Не защищаются авторскими правами творческие произведения спустя 70 лет после смерти автора — в связи с истечением срока защиты. Но есть исключения, а также стоит сделать фактчекинг в отношении ограничений со стороны других лиц, даже если срок защиты истёк.

    В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

    Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: