Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации - ABCD42.RU

Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации

Межмуниципальное сотрудничество

Вопросы местного значения, решаемые муниципальными образованиями, часто требуют от органов публичной власти координации усилий. Для этого муниципальные образования могут создавать организации межмуниципального сотрудничества либо заключать соглашения (договоры) между собой, имеющие публично-правовой характер. Это так называемые правовые акты о сотрудничестве.

Наше законодательство позволяет в каждом субъекте Федерации образовывать совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Организация и деятельность этих советов должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части, применяемой к ассоциациям.

Законодательно установлено, что совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации вправе проводить съезды, на которых решаются такие вопросы, как утверждение устава совета, определение размеров и порядка уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета и содержание органов управления совета, избрание органов управления совета, осуществление иных полномочий, определенных уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность, а полномочия органов государственной власти субъектов Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований могут определяться законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В свою очередь, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований, в которое должны входить советы муниципальных образований не менее чем от двух третей всех субъектов Российской Федерации.

Советы и общероссийское объединение вправе действовать как юридические лица на правах некоммерческих организаций.

В настоящее время такие союзы или ассоциации муниципальных образований действуют лишь в некоторых субъектах Российской Федерации. В качестве примеров таких ассоциаций можно привести

Союз муниципальных образований Сахалинской области. В некоторых субъектах Федерации ранее существовавшие союзы и ассоциации преобразованы в советы муниципальных образований, например в Республике Саха (Якутия).

На общероссийском уровне действуют такие объединения, как Общероссийский конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет местного самоуправления в форме общероссийской общественной организации, Союз российских городов, Союз малых городов России и др.

Целями таких ассоциаций и союзов муниципальных образований являются: становление и развитие местного самоуправления как политического института и основы гражданского общества в России, создание условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, координация взаимодействия муниципальных образований и их объединений с федеральными и региональными органами государственной власти для защиты интересов местного самоуправления, развитие межмуниципального сотрудничества.

При подготовке законопроектов, затрагивающих интересы местного самоуправления, органы государственной власти должны запрашивать мнение общероссийских объединений муниципальных образований для учета интересов населения муниципальных образований. Вместе с тем эти организации могут выяснять мнение представителей органов местного самоуправления по тому или иному законопроекту, но не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований.

Помимо названных организаций в Российской Федерации действуют специализированные ассоциации и союзы, такие как Ассоциация (ЗАТО) Минатома России, Ассоциация (ЗАТО) Минобороны России, Союз развития наукоградов России, Ассоциация шахтерских городов и др.

При этом муниципальные образования не лишены права заключать различного рода публично-правовые договоры и соглашения о сотрудничестве как между собой, так и с иными субъектами управления.

Различные виды сотрудничества муниципальных образований возможны в тех случаях, когда руководители муниципальных образований приходят к единому мнению о необходимости объединения усилий (ресурсов, возможностей, средств и пр.) для решения каких-либо задач или преодоления каких-либо трудностей в управлении.

Договоры (соглашения) между муниципальными образованиями о сотрудничестве могут заключаться как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления.

Предметом подобных соглашений (договоров) могут быть решение конкретных проблем, затрагивающих интересы двух и более муниципальных образований, объединение усилий для строительства какого-либо объекта, оказание друг другу определенной поддержки и иные предметы, вытекающие из вопросов местного значения.

Характерным аспектом указанных публично-правовых договоров (соглашений) является то, что такие акты могут заключаться между муниципальными образованиями различного вида: муниципальное образование поселений может заключать публично-правовые договоры (соглашения) с муниципальным образованием района или административного округа; муниципальное образование административного округа — с муниципальным образованием муниципального района и т.д.

Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Они могут также создавать автономные некоммерческие организации и фонды. При этом органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Так, к числу межмуниципальных хозяйственных обществ относится Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), созданная для экономического взаимодействия городов Сибири и Дальнего Востока, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциация городов Поволжья и др.

Межмуниципальное сотрудничество: реальность и возможности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.11.2016 2016-11-20

Статья просмотрена: 3081 раз

Библиографическое описание:

Сабына, Е. Н. Межмуниципальное сотрудничество: реальность и возможности / Е. Н. Сабына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35596/ (дата обращения: 16.09.2021).

Количество муниципальных образований Российской Федерации в течение 2015 г. уменьшилось на 510 единиц, численность городских округов и занимаемой ими территории наоборот увеличивается. Это связано отчасти с тенденцией последнего времени укрупнения поселений из-за расширения перечня вопросов местного значения и скудности местных бюджетов. Муниципальным образованиям не хватает финансовых и материальных средств для решения вопросов местного значения. Некоторые же крупные муниципальные образования — такие как городские округа, достигают своего предела роста и «поглощают» более мелкие поселения. Региональные органы государственной власти считают, что преобразование муниципальных районов в городские округа является одним из способов оптимизации расходов на содержание аппарата управления. Оставить собственную самостоятельность муниципальным образованиям и при этом расширить взаимодействие с соседними территориями поможет межмуниципальное сотрудничество.

До сих пор нет единого определения понятия «межмуниципального сотрудничества». Определяют его и как направления функционирования органов местного самоуправления смежных территорий, и как совместную деятельность муниципальных образований, и как систему взаимодействия. [10] Можно сказать, что межмуниципальное сотрудничество — это совместная деятельность муниципальных образований, выражающаяся в специфических организационно-правовых формах. Согласно ст. 8 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматриваются следующие формы: совет, единое общероссийское объединение, межмуниципальные организации, заключение соглашений и договоров, объединение муниципальных образований. [1] Некоторые авторы предлагают делить формы межмуниципального сотрудничества по целям, если для решения политических задач — межмуниципальное объединение, а для решения хозяйственных задач — межмуниципальная кооперация. По мнению Л. Рогозиной сложилось три типа форм межмуниципального сотрудничества: ассоциативные, договорные, организационно-хозяйственные. [9] Порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества должен определять представительный орган местного самоуправления../../../AppData/Local/Temp/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=200824&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=20285147782495525034&lst=0&REFDST=100423&rmark=1.

Подавляющее большинство муниципальных образований уже участвуют в деятельности ассоциаций, союзов и иных межмуниципальных некоммерческих организациях. Это около 190 межмуниципальных хозяйственных объединений в 50 субъектах Российской Федерации. Наибольшее распространение они получили в отраслях коммунального обслуживания, водоснабжения, тепло-, газо- и энергообеспечения. Менее распространены межмуниципальные учреждения транспортного обеспечения, благоустройства, охраны окружающей среды и другие. Среди актуальных типов межмуниципального сотрудничества можно выделить следующие:

− сотрудничество поселений, расположенных на территории одного или различных муниципальных районов;

− сотрудничество муниципальных районов и городских округов;

− сотрудничество муниципальных районов различных регионов, граничащих между собой.

Из анализа теоретических исследований и эмпирических данных можно выделить следующие признаки межмуниципального сотрудничества:

− основывается на практической пользе для всех сторон;

− субъекты находятся в равном положении;

− участники свободны в своем волеизъявлении.

Часто вступают в межмуниципальное сотрудничество муниципальные образования, которые различаются финансовым и экономическим потенциала, что может привести к ущемлению или игнорированию интересов небольших муниципалитетов. Чтобы этого избежать необходимо заранее предусмотреть такую систему, которая бы запрещала принятия решений исключительно одним участником. Это же касается и контрольных функций при передаче полномочий другому муниципалитету.

Органы местного самоуправления сталкиваются с проблемами, которые не могут быть решены на этом уровне власти, например, пропускная способность дорог и безопасность дорожного движения, правоохранительная деятельность. При их появлении необходимо ставить соответствующие проблемы перед теми уровнями власти, которые отвечают за данные вопросы. Во многих регионах России получили распространение межмуниципальные объединения с вовлечением в качестве субъекта органа государственной власти, например, координационный совет находится под воздействием (с участием) законодательного органа или губернатора.

По мнению Р. В. Бабуна «для России наибольший интерес представляет хозяйственная кооперация городских округов с прилегающими муниципальными районами, формирование и совместная эксплуатация территорий пригородных зон». [4] Кооперация — это сотрудничество, объединение для достижения общих целей и задач. Экономическое значение кооперации заключается в возможности совершать работы, недоступные силам отдельного лица. Кооперация в рамках современного российского законодательства реализуется через создания межмуниципальных организаций, заключение договоров и соглашений для решения вопросов местного значения, объединение финансовых и материальных ресурсов. Ю. М. Алпатов отмечает, что одной из наиболее удачных форм взаимодействия муниципальных образований является заключение межмуниципальных соглашений.

Они могут заключаться между различными муниципальными образованиями: поселение может заключать договор с муниципальным образованием района; городской округ — с муниципальным районом, поселением. Предметом подобных соглашений может быть объединение усилий для строительства какого-либо объекта, оказание друг другу определенной поддержки и иные предметы, направленные на решение конкретных проблем, затрагивающих их общие интересы. Заключение подобного рода договоров между муниципальными образованиями широко распространено в практике муниципального управления зарубежных стран: эксплуатация публичных сооружений, реализация мер по созданию рабочих мест и т. д.

Договоры и соглашения могут успешно использоваться для разделения бремени оказания услуг с соседними муниципальными образованиями, а также для предоставления тех услуг, которые передаются на муниципальный уровень и которые должны предоставляться на территории большей, чем территория одного муниципалитета (например: образование общей пожарной охраны, общей службы школьной психологической помощи, центра опеки и попечительства).

Читайте также  Интеллектуальные системы управления

По бюджетных услугам, которым присущ эффект масштаба, основной задачей межмуниципального сотрудничества в городской агломерации является консолидация ресурсов муниципальных образований для реализации совместных проектов, связанных со строительством и эксплуатацией крупных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры. [8] Такое сотрудничество лучше организовывать в форме создания межмуниципальных коммерческих обществ (закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), фондов для совместного финансирования строительства объектов (автономные некоммерческие фонды). В соответствие с бюджетным законодательством расходование бюджетных средств на приобретение услуги должно соответствовать процедурам закупки, определенным в Федеральном законе от 05.04.2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако практических примеров создания и деятельности таких форм сотрудничества очень мало. Существует большая сложность в межмуниципальном взаимодействии и создании межмуниципальных органов для решения совместных инфраструктурных проектов. Большинство муниципальных образований подписывают друг с другом соглашения о намерениях (необязательные договоры). Однако, безусловно именно обязательные договоры, насыщенные ресурсным обеспечением в полной мере позволят реализовать все преимущества межмуниципального сотрудничества. Предметами таких соглашений может стать: в здравоохранении, соглашение о предоставлении услуг жителям района городской станцией скорой медицинской помощи Кемеровского района и г. Кемерово, Ивановского района и г. Иванова.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Но они получили еще меньшее распространение в России. [11] По мнению Э. Маркварта, «непопулярность данного способа связана с высоким уровнем взаимного недоверия, существующего в среде муниципальных чиновников и политиков, недоверием к гражданско-правовому договору, а также недостаточным знанием о возможностях и порядке реализации форм межмуниципальной хозяйственной кооперации». [7]

Важны данные соглашения и для агломераций. Агломерация представляет собой структуру, основанную на добровольном решении всех входящих в агломерацию муниципальных образований ради общей цели — повышения качества жизни. Формирование агломераций происходит чаще всего в естественном порядке, но процессы, лежащие в ее основе являются частично управляемыми. В рамках агломерации возникает вопрос о возможности формирования совместных органов местного самоуправления и передачи им полномочий органов местного самоуправления. Непонятен административно-правовой статус агломерации: нет понятия о такой административно-территориальной единице в федеральных законах.

В современных западных странах получило распространение создание совместных администраций, которые предполагают совместную реализацию всего комплекса управленческих функций. В российском законодательстве прямо не запрещено создание совместной администрации, но нельзя передавать любым муниципальным объединениям полномочия органов местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления могут создавать некие органы, но без образования юридического лица, для координации, консультаций и согласования совместных действий. Поэтому создаются надгородские органы, которые в основном носят консультативный характер и представлены в форме ассоциации. Они, в том числе должны осуществлять согласование планов и стратегий социально-экономического развития территорий, нормативных актов муниципалитетов и др. Взаимодействие муниципальных образований при формировании градостроительной документации предусмотрено в Градостроительном кодексе РФ. К документам территориального планирования относятся: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные схемы поселений; генеральные схемы округов. Указанные документы подлежат обязательному согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления смежных муниципальных образований (ст. 21,25 Градостроительного кодекса РФ).

Одним из примеров создания системы управления агломераций служит Красноярск. Соглашение о совместной работе по формированию агломерации было подписано всеми муниципальными образованиями, в него входящими. Для управления процессом было создано госпредприятие «Корпорация Красноярск-2020». При реализации межмуниципальных проектов необходимо будет решать целый комплекс вопросов административного характера, например разрабатывать механизмы совместной реализации проектов. Публичный характер договора в рамках межмуниципального сотрудничества требует более детального проработки правил и процедур заключения.

Компетенция муниципальных образований в гражданском праве имеет четко обозначенные границы и в силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически является «производной» от компетенции органов местного самоуправления. В свою очередь, установленные действующим законодательством пределы компетенции органов местного самоуправления в области частного права не позволяют в должной мере организовать эффективное межмуниципальное взаимодействие.

Основываясь на анализе форм сотрудничества, используемых в зарубежной практике, рекомендуется внедрение таких форм сотрудничества, которые предполагают совместную реализацию полномочий и формирование межмуниципальных объединений с отдельными органами управления, бюджетом. Такими формами могут являться: аутсорсинг межмуниципальных услуг; межмуниципальные проектные группы; совместная администрация.

Межмуниципальное сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:20, реферат

Краткое описание

Традиционно в юридической литературе появление первых объедине-ний муниципальных образований относятся к концу 80-х- началу 90-х г.г. Так, в конце 80-х г.г. с помощью представителей научного сообщества новосибирского Академгородка была образована Ассоциация сибирских городов, впоследствии ставшая Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов. В 1991г. возникли Союз российских городов и Союз малых городов России. Эти союзы представляли собой так называемые клубы мэров городов-центров республик, краев и областей и мэров средних и малых городов и районов.

Содержание

1. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и правовое регулирова-ние………………………………………………………………………..……3
2. Цели, виды, задачи, формы межмуниципального сотрудничества……6
3. Организация межмуниципального сотрудничества………………….…9
4. Мотивы и препятствия для межмуниципального сотрудничества……11
Список литерату-ры. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации.doc

  1. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и правовое регулирование…………………………………………… …………………………..……3
  2. Цели, виды, задачи, формы межмуниципального сотрудничества……6
  3. Организация межмуниципального сотрудничества………………….…9
  4. Мотивы и препятствия для межмуниципального сотрудничества……11

Список литературы. . . . 13

Межмуниципальное сотрудничество: понятие и правовое регулирование

Традиционно в юридической литературе появление первых объединений муниципальных образований относятся к концу 80-х- началу 90-х г.г. Так, в конце 80-х г.г. с помощью представителей научного сообщества новосибирского Академгородка была образована Ассоциация сибирских городов, впоследствии ставшая Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов. В 1991г. возникли Союз российских городов и Союз малых городов России. Эти союзы представляли собой так называемые клубы мэров городов-центров республик, краев и областей и мэров средних и малых городов и районов.

В этот период правовая база местного самоуправления только начинает формироваться. Так, в 1990 г. Принимается Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а вслед за ним в 1991 г.- Закон РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР». Именно в этом законе встречается первое упоминание об ассоциациях муниципальных образований.

Непосредственно районы правом на участие в подобных объединениях наделены не были вплоть до 1995г, когда вступивший в силу ФЗ № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил, что в таких объединениях вправе участвовать любые муниципальные образования.

Отсылочная норма к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» в определенном смысле укрепила правовой статус организаций межмуниципального сотрудничества, несмотря на то, что сам закон вступил в силу только 12 января 1996г.

В переходный период — с момента вступления в силу ФЗ № 154 и до введения в действие Федерального закона «О некоммерческих организациях»-правовое регулирование деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований осуществлялось в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Федеральный закон № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» более широко подошел к вопросу правового регулирования межмуниципального сотрудничества, выделив соответствующую группу норм в самостоятельную главу.

Так, в соответствии с гл 9 ФЗ № 131 межмуниципальное сотрудничество осуществляется:

  • на уровне муниципальных образований (предусматривает возможность объединения представительных органов муниципальных образований в межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций, фондов) (ст.68, 69 ФЗ № 131);
  • на региональном уровне путем создания совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации в каждом из ее субъектов (ст. 66 ФЗ № 131), а так же в иных формах, не запрещенных законодательством;
  • на федеральном уровне путем образования единого общероссийского объединения муниципальных образований (ст. 67 ФЗ № 131), а также в иных формах, не запрещенных законодательством.

Можно проследить динамику правового регулирования общественных отношений в сфере сотрудничества муниципальных образований:

  1. Расширение объема правового регулирования соответствующих отношений.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» 1995г. содержал статью 10, регламентирующую вопросы межмуниципального сотрудничества в общем виде, а Закон 2003г. закрепляет положения о взаимодействии муниципальных образований в статье 8 и главе 9, специально посвященной муниципальному сотрудничеству.

  1. Расширение перечня форм сотрудничества.

Закон «Об общих принципах организации местного в Российской Федерации» 1995г. упоминал лишь союзы(ассоциации) муниципальных образований в качестве таких форм, Закон 2003г. добавляет к данной норме положение о возможности создания хозяйственных межмуниципальных обществ, а также некоммерческих организаций, что свидетельствует о развитии институционального компонента межмуниципального сотрудничества.

  1. Установление ограничения деятельности межмуниципальных организаций.
    • Функциональные ограничения.

Российское законодательство указывает на запрет передачи межмуниципальным организациям полномочий органов местного самоуправления (ст.8 ФЗ № 131)

    • Институциональные ограничения.

Межмуниципальными организациями в России могут быть организации коммерческого и некоммерческого характера. Перечень конкретных организационно-правовых форм таких организаций установлен законодательно.

Следовательно, российское законодательство о межмуниципальном сотрудничестве активно развивается. Отдельные положения ранее действовавшего законодательства о сотрудничестве муниципальных образований, тем не менее, нашли отражение в новом массиве правовых актов.

Понятие межмуниципального сотрудничества в России пока не находит своего легального определения. В настоящее время не существует и единого термина, отражающего подобный тип отношений, хотя понятийный аппарат является одним из базовых начал любого правового явления. Наиболее часто встречающимися вариантами обозначения межмуниципальных контактов как в нормативных актах, так и в науке муниципального права России, являются «взаимодействие муниципальных образований», «сотрудничество», «объединение», «партнерство» и «кооперация». Федеральный законодатель оперирует термином «межмуниципальное сотрудничество».

Читайте также  Разработка системы управления охраной труда на ООО Касьяновская обогатительная фабрика

Вместе с тем, в целях защиты идеи местного самоуправления в условиях централизации власти, а также для развития межмуниципальных контактов следует нормативно закрепить определение межмуниципального сотрудничества. По мнению Серебренниковой А.С. , кандидата юридических наук, это форма осуществления местного самоуправления, представляющая собой различные способы совместной деятельности органов местного самоуправления двух и более муниципальных образований, в том числе с учреждением межмуниципальных организаций, при сохранении у муниципальных образований самостоятельного статуса.

Представляется возможным выделить следующие признаки анализируемого явления:

  1. Межмуниципальное сотрудничество представляет собой механизмы взаимодействия муниципальных образований с целью совместного решения каких-либо задач. Так, в Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в России образована рабочая группа по реформе ЖКХ.
  2. Межмуниципальное сотрудничество осуществляется в различных формах. В России основными формами такого сотрудничества выступают создание межмуниципальных организаций, заключение рамочных договоров о сотрудничестве, об учреждении совместных координационных органов муниципальных образований. В последнее время ведется оживленная дискуссия о целесообразности создания и развития городских агломераций.
  3. Российский законодатель признает необходимым сохранение самостоятельного статуса муниципальных образований при осуществлении межмуниципального сотрудничества.
  4. Право муниципальных образований вступать в партнерские отношения между собой свидетельствует об автономии муниципальных образований, прежде всего организационной. Последняя отражает один из основных принципов местного самоуправления, которым является признание многообразия форм осуществления местного самоуправления.

2. Цели, виды, задачи, формы межмуниципального сотрудничества

Межмуниципальное сотрудничество осуществляется в целях:

    • повышения эффективности решения вопросов местного значения;
    • обмена опытом в области организации и осуществления местного самоуправления;
    • содействия развитию местного самоуправления;
    • объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения;
    • выражения и защиты интересов муниципальных образований;
    • формирования условий стабильного развития экономики муниципальных образований в интересах повышения жизненного уровня населения.

Для достижения целей межмуниципальном сотрудничестве определяются следующие задачи органов МСУ:

    • участие в образовании и деятельности единого общероссийского объединения муниципальных образований и иных объединений муниципальных образований;
    • учреждение хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций;
    • заключение иных договоров и соглашений.

Классификация форм межмуниципального сотрудничества в соответствии с Федеральным законом № 131 представлена на таблице 1.

Наделение полномочиями органов местного самоуправления

Межмуниципальное сотрудничество

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие межмуниципального сотрудничества

Межмуниципальное сотрудничество – это взаимодействие органов муниципального управления с целью выражения и защиты общих интересов различных муниципальных образований на территории отдельного региона.

В системе межмуниципального сотрудничества в качестве субъектов рассматриваются муниципалитеты различных типов без каких-либо ограничений по типологии или территориальному признаку. Возможность осуществления межмуниципального сотрудничества через создаваемые советы рассматривается как попытка властей к упорядочиванию и систематизации союзов и ассоциаций местной власти.

Субъектов межмуниципального сотрудничества можно классифицировать в соответствии с таким признаком как формы хозяйственной деятельности. В соответствии с этим критерием межмуниципальное сотрудничество представлено некоммерческими юридическими лицами и коммерческими юридическими лицами, зарегистрированными в виде хозяйственных муниципальных обществ.

Муниципальное образование наделено правом создания некоммерческих организаций в форме союзов, ассоциаций и фондов. В этом случае формируются, как правило, автономные некоммерческие организации, не имеющие членов, учреждаемые на основе имущественных взносов добровольного характера с целью оказания услуг в сфере здравоохранения, науки, образования, культуры, права, спорта и прочего.

Реализация межмуниципального сотрудничества предполагает формирование в каждом регионе Российской Федерации совета муниципальных образований.

При необходимости региональные объединения муниципальных образований могут объединяться в рамках единого общероссийского объединения муниципальных образований, деятельность которого направлена на достижение следующих целей:

  • во-первых, обеспечение взаимодействия муниципальных образований и региональных советов муниципальных образований;
  • во-вторых, выражение и защита общих интересов различных муниципальных образований;
  • в-третьих, представление общих интересов муниципальных образований в органах государственного управления федерального уровня;
  • в-четвертых, сотрудничество муниципалитетов России с иностранными организациями и международными организациями.

Готовые работы на аналогичную тему

Муниципальные образования в добровольном порядке могут формировать другие объединения. Правовую основу таких объединений составляет Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части требований, применяемых к ассоциациям.

Муниципальные образования наделены правом формирования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и иных муниципальных организаций согласно требованиям федерального законодательства и нормативно-правовым актов муниципалитетов. Такие межмуниципальные объединения и общества ориентированы на достижение цели объединения финансовых, материальных и прочих ресурсов, направляемых на разрешение вопросов, имеющих местную значимость.

Для решения аналогичных целей органам муниципальной власти дается право заключения соглашений и договоров.

Статус межмуниципальных объединений не позволяет наделять их полномочиями органов муниципального управления.

Направления межмуниципального сотрудничества

Межмуниципальное сотрудничество как форма организации органов муниципального управления, ориентированная на повышение эффективности этого управления и более полное решение вопросов, имеющих местную значимость, может реализоваться в двух направлениях:

  • публичном;
  • частном.

Публичная форма межмуниципального сотрудничества предполагает осуществление следующих действий:

  • во-первых, формирование межмуниципальных советов на территории регионов страны;
  • во-вторых, формирование объединений муниципальных образований общероссийского характера;
  • в-третьих, формирование других объединений муниципалитетов, учитывающих особенности организационных и территориальных основ муниципального управления.

Частная форма межмуниципального сотрудничества предполагает формирование некоммерческих организаций и хозяйственных обществ межмуниципального характера.

Совет муниципальных образований выступает как наиболее распространенная форма сотрудничества муниципалитетов. Инициативу в создании этих советов обычно проявляют местные органы самоуправления. Специфика данной формы межмуниципального сотрудничества состоит в том, что она объединяет не организации, а муниципальные образования, представленные в совете органами муниципального управления.

Специфика международного межмуниципального сотрудничества

В последнее время в практике муниципального управления получило развитие международное сотрудничество. В Совете Европы имеется консультативный орган, действующий с 1994 года и именуемый Конгрессом местных и региональных властей Европы. Муниципальные образования включаются в состав Конгресса в виде делегаций. Россия представлена в этом Конгрессе, начиная с 1996 года 18 местами.

Цель функционирования Конгресса сводится к проведению интенсивных консультаций, направленных на обмен опытом и расширение сотрудничества в сфере муниципального управления. Также Конгресс активно отслеживает ситуацию в сфере муниципального управления в различных странах.

Россия ориентируется на европейский опыт межмуниципального сотрудничества, который в силу исторических аспектов является более долгосрочным и эффективным. Отличительной особенностью межмуниципального сотрудничества в Европе является высокая финансовая независимость межмуниципальных образований, расширенные возможности их функционирования.

Межмуниципальные объединения в Европе осваивают различные сферы жизнедеятельности общества, проводят научные исследования, организуют курсы политического развития и так далее.

Российские межмуниципальные советы испытывает более существенный недостаток финансовых ресурсов для выполнения аналогичных функций.

Сущность и формы межмуниципального сотрудничества

Решение вопросов местного значения выступает основной задачей местного самоуправления, но справиться с их решением без посторонней помощи муниципальным образованиям практически невозможно. Поэтому практика осуществления местного самоуправления «подталкивает» муниципальные образования к координации усилий и совместной деятельности. Межмуниципальное сотрудничество выступает одной из гарантий местного самоуправления в Российской Федерации, способом осуществления местного самоуправления, а также инструментом защиты права населения на местное самоуправление.

Важно отметить, что межмуниципальное сотрудничество изначально диспозитивно по своему содержанию, создание межмуниципальных организаций и участие в их деятельности выступает правом, а не обязанностью муниципальных образований. Органы государственной власти могут только содействовать вовлечению муниципалитетов во взаимодействие между собой. Количество межмуниципальных объединений, в которых участвует (является членом, учредителем) муниципальное образование не ограничено.

Нормативной основой межмуниципального сотрудничества выступают положения Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 8 и развивающей ее положения гл. 9, которая так и называется «Межмуниципальное сотрудничество». Поскольку любой вид объединений муниципальных образований должен иметь определенную организационно-правовую форму, то к числу нормативных актов, регулирующих межмуниципальное сотрудничество, могут быть отнесены соответствующие федеральные законы. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Органы государственной власти могут издавать специальные нормативные правовые акты по вопросам организации взаимодействия с муниципальными образованиями. Например, Указом Президента России от 2 ноября 2007 г. № 1451 образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, в Нижегородской области разработан специальный закон от 31 марта 2010 г. № 60-З «О полномочиях органов государственной власти Нижегородской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Нижегородской области»».

Непосредственное регулирование правоотношений в области межмуниципального сотрудничества отнесено к ведению самих муниципальных образований – только они уполномочены учреждать межмуниципальные объединения, а соответственно определять цели из создания, формы работы, порядок членства и иные вопросы организации деятельности межмуниципальных объединений[148]. Поэтому детали правового регулирования межмуниципального сотрудничества проявляются в учредительных документах межмуниципальных объединений.

Межмуниципальное сотрудничество может преследовать широкий спектр целей, среди которых следует назвать:

1) содействие становлению и развитию местного самоуправления в России, совершенствование правовой основы местного самоуправления;

2) выражение и защита общих интересов муниципальных образований;

3) координация действий с другими муниципальными образованиями;

4) объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для совместного решения вопросов местного значения;

5) организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

6) оказание правовой, информационной, организационно-методической и иной помощи муниципальным образованиям;

7) совместное решение муниципальными образованиями вопросов местного значения;

8) обмен положительным опытом по решению вопросов местного значения и осуществлению полномочий органов местного самоуправления;

9) пропаганда эффективности местного самоуправления в России и др.

В зависимости от поставленных целей могут быть предусмотрены различные организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества. Действующее законодательство предусматривает несколько форм межмуниципального сотрудничества:

1) Международное межмуниципальное сотрудничество. К таким можно отнести как универсальные организации – представительство Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы, так и набирающие в последнее время все большую популярность «побратимские» отношения российских муниципальных образований с зарубежными муниципалитетами. Например, у города Нижнего Новгорода более 10 городов-побратимов, среди которых: Эссен (Германия), Тампере (Финляндия), Харьков (Украина), Сувон (Южная Корея) и др.

2) Общероссийское межмуниципальное сотрудничество. Ст. 67 Федерального закона № 131-ФЗ прямо предусматривает возможность создания «единого общероссийского объединения муниципальных образований» и такое объединение создано – Общероссийский конгресс муниципальных образований. В то же время не существует запрета на создание иных общероссийских объединений муниципальных образований и в настоящее время в Российской Федерации существуют Союз российских городов, Российский союз местных властей, Союз малых городов России и др.

Читайте также  Правовой акт вид, типовой формуляр, правила оформления

3) Межмуниципальное сотрудничество в субъектах Российской Федерации. Ч. 1 ст. 8, ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают создание в каждом субъекте Российской Федерации Совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие объединения муниципальных образований создаются в форме ассоциаций и, в основном положительно зарекомендовали себя. Их наименования могут быть различны (например, Ассоциация городов Ленинградской области, Ассоциация городов Владимирской области, Муниципальный союз городов Тюменской области и т.д.), но цели едины – организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита общих интересов муниципальных образований. В субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт создания региональных объединений муниципальных образований, сформированных для решения иных задач. Например, эффективна Ассоциация представительных органов муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области при Законодательном Собрании Нижегородской области, созданная в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 мая 2010 г. № 2097-IV.

4) Иные формы межмуниципального сотрудничества. Муниципальные образования могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ (в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), а также некоммерческих организаций (в форме автономных некоммерческих организаций и фондов). Закон допускает создание и иных объединений муниципальных образований, сформированных как по территориальному принципу, например, межрегиональные объединения муниципальных образований (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов юга России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера); так и специализированные объединения (Ассоциация содействия гражданам закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны РФ).

В зависимости от организационно-правового содержания межмуниципальное сотрудничество может осуществляться в трех основных формах:

1) образование советов и иных объединений муниципальных образований (так называемое «ассоциативное» сотрудничество);

2) заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности (так называемое «договорное» сотрудничество);

3) создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций (так называемое «хозяйственное» сотрудничество).

Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации (стр. 1 из 5)

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Курсовая работа на тему:

«Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации».

Проблемы местного самоуправления в последнее время все чаще становятся объектом научных исследований в связи с проводимой в нашей стране муниципальной реформой — одной из предпосылок становления развитого демократического общества.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. началось активное развитие законодательства, затрагивающего различные аспекты построения и реализации местного самоуправления. В 2003 г. был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации- №131-ФЗ в целях решения ряда проблем в сфере местного самоуправления, носящих как организационный, так и юридический характер. Одной из форм деятельности органов местного самоуправления законодателем названо межмуниципальное сотрудничество. Возникновение института межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации тесно связано с формированием местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти.

Ограниченность финансово-материальных ресурсов и объектов инфраструктуры для эффективного решения вопросов местного значения приводит к необходимости объединения финансовых средств. В России эти отношения еще только набирают силу.

Межмуниципальное сотрудничество- одно из направлений функционирования органов местного самоуправления смежных территорий, призванное способствовать выражению и защите интересов муниципальных образований, эффективному решению вопросов местного значения и осуществлению прав граждан на местное самоуправление, обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ[1]. Из этого определения межмуниципального сотрудничества четко просматривается его роль в местном самоуправлении Российской Федерации.

Цель курсовой- описать межмуниципальное сотрудничество как новое российское явление, выявить его роль в становлении местного самоуправления, препятствия и мотивы для создания, описать способы организации.

1. обозначить понятие и правовое регулирование межмуниципального сотрудничества;

2. выявить цели, виды, задачи, формы межмуниципального сотрудничества;

3. описать организацию межмуниципального сотрудничества;

4. определить мотивы и препятствия для межмуниципального сотрудничества;

5. раскрыть роль межмуниципального сотрудничества в местном самоуправлении.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

· достижение экономических преимуществ, что особенно актуально в связи с кризисом;

· кооперация в отношении содержания объектов инфраструктуры.

Тему «Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации» я считаю, не достаточно разработанной как в правовом отношении, так и в практическом. Достаточно сложно было найти материал для того, чтобы составить целостное представление о межмуниципальном сотрудничестве.

Тем не менее, преимущества межмуниципального сотрудничества на самом деле настолько очевидны, что нужно поощрять инициативу муниципальных образований о межмуниципальном сотрудничестве и предпринимать действия по устранению препятствий.

§1.1. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и правовое регулирование.

Традиционно в юридической литературе появление первых объединений муниципальных образований относятся к концу 80-х- началу 90-х г.г. Так, в конце 80-х г.г. с помощью представителей научного сообщества новосибирского Академгородка была образована Ассоциация сибирских городов, впоследствии ставшая Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов. В 1991г. возникли Союз российских городов и Союз малых городов России. Эти союзы представляли собой так называемые клубы мэров городов-центров республик, краев и областей и мэров средних и малых городов и районов.

В этот период правовая база местного самоуправления только начинает формироваться. Так, в 1990 г. Принимается Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а вслед за ним в 1991 г.- Закон РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР». Именно в этом законе встречается первое упоминание об ассоциациях муниципальных образований. Согласно пункту 4 статьи 2 указанного закона города, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации.

Непосредственно районы правом на участие в подобных объединениях наделены не были вплоть до 1995г, когда вступивший в силу ФЗ № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил, что в таких объединениях вправе участвовать любые муниципальные образования. Так, согласно ст10 указанного закона муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Отсылочная норма к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» в определенном смысле укрепила правовой статус организаций межмуниципального сотрудничества, несмотря на то, что сам закон вступил в силу только 12 января 1996г.

В переходный период- с момента вступления в силу ФЗ № 154 и до введения в действие Федерального закона «О некоммерческих организациях»-правовое регулирование деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований осуществлялось в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Федеральный закон № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» более широко подошел к вопросу правового регулирования межмуниципального сотрудничества, выделив соответствующую группу норм в самостоятельную главу.

Так, в соответствии с гл 9 ФЗ № 131 межмуниципальное сотрудничество осуществляется:

· на уровне муниципальных образований( предусматривает возможность объединения представительных органов муниципальных образований в межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций, фондов) (ст.68, 69 ФЗ № 131);

· на региональном уровне путем создания совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации в каждом из ее субъектов (ст. 66 ФЗ № 131), а так же в иных формах, не запрещенных законодательством;

· на федеральном уровне путем образования единого общероссийского объединения муниципальных образований (ст. 67 ФЗ № 131), а также в иных формах, не запрещенных законодательством.

Учитывая, что первоначально Федеральным законом № 131 на субъекты Федерации была возложена обязанность на срок до 1 июня 2006г обеспечить проведение съездов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, представляется целесообразным сосредоточить внимание на региональном уровне межмуниципального сотрудничества.

Итак, согласно ч.1 ст. 66 ФЗ № 131 в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований, организация и деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям.

Определенной новеллой Федерального закона № 131 стало то, что согласно его требованиям региональное межмуниципальное сотрудничество осуществляется только в форме ассоциаций. Создание союзов муниципальных образований не предусматривается.

Следует обратить внимание, что ни в Гражданском кодексе, ни в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» организационно-правовая форма ассоциации муниципальных образований не названа. Упоминается только ассоциации юридических лиц- коммерческих или некоммерческих организаций. В принципе ассоциации муниципальных образований во многом близки по своему статусу ассоциациям коммерческих и некоммерческих организаций, однако знак равенства между ними ставить нельзя. Так, только одно то, что участники межмуниципальных объединений согласно действующему законодательству не являются юридическими лицами, а относятся к специфическим публичным субъектам гражданско-правовых отношений, определенным образом влияет на характер различных правоотношений с их участием.

Нельзя не отметить и тот факт, что норма ч.1 ст. 66 ФЗ№ 131, предусматривающая образование Совета муниципальных образований в каждом субъекте Федерации, носит императивный характер. Вместе с тем согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» и Гражданскому кодексу любое объединение лиц осуществляется на добровольной основе. Таким образом имеет место вынужденная мотивация формирования межмуниципальной кооперации. До принятия Федерального закона № 131 российское законодательство не предусматривало каких-либо случаев обязательной кооперации[2].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: