Объекты международной правовой охраны окружающей среды - ABCD42.RU

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды — это природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права возникают экологические отношения. Есть две категории таких объектов: международно-правовые объекты, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, и объекты, воздействие па которые происходит с международной территории или с территории со смешанным режимом. Некоторые объекты могут относиться как к первой, так и ко второй группе. К международно-правовым объектам, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, относятся: воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна.

Воздушная среда является общим достоянием человечества. Основное вредное воздействие на атмосферу происходит с территорий отдельных государств по таким видам их деятельности, как:♦ Выбросы серы в атмосферу, порождающие кислотные дожди.♦ Выбросы углекислого газа, способствующие нарастанию парникового эффекта.♦ Использование и утечка химических веществ, разрушающих озоновый слой Земли.♦ Утечка в атмосферу радиоактивных веществ.

Внутренние воды — это воды рек и озер, которые хотя и находятся на территории отдельных государств, но являются объектами международного права окружающей среды.

Во-первых, некоторые реки протекают по территории двух или более государств (международные реки). Во-вторых, воды рек так или иначе попадают в международные воды. Некоторые озера являются объектом международно-правовой охраны в связи с отнесением их к числу мирового природного наследия (например, озеро Байкал, озеро Ломан). Международное сообщество пытается защитить пресные воды международного значения от следующих видов загрязнений:♦ детергентов, применяющихся в моющих и чистящих веществах,♦ загрязнения хлоридами, применяющимися при дезинфекции воды,♦ сброса нефти и нефтепродуктов.

Фауна и флора относятся к смешанному объекту правового регулирования, так как воздействие на них происходит как с территории отдельных государств, так и за их пределами. Международной зашитой пользуются: исчезающие и редкие виды флоры и фауны, мигрирующие виды животных, природа в отдельных регионах. Можно выделить ряд конкретных направлений сотрудничества государств в данной сфере:♦ охрана растительного мира: охрана растений, карантин растений и их охрана от вредителей и болезней, охрана тропической древесины;♦ охрана конкретных видов животных: атлантических тюленей, атлантических тунцов, белых медведей, занесенных в Мировую Красную книгу исчезающих и редких видов животных;♦ охрана мест обитания: водно-болотные угодия, места обитания перелетных птиц.

Международно-правовые объекты, воздействие на которые происходит с международной территории или с территории со смешанным режимом. К данным объектам относятся: космос, Мировой океан, объекты общего достояния человечества, использование природы в военных целях.

Мировой океан — это экосистема, способная переработать огромное количество органического вещества

Право окружающей среды запрещает или ограничивает сброс в Мировой океан следующих веществ: ♦Нефти и нефтепродуктов. ♦ Синтетических продуктов, к которым относятся все виды пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Их опасность заключается в исключительной плавучести.♦ Ядовитых веществ, включающих хлорорганические соединения, ртуть, кадмий. К данным веществам также относят материалы для биологической и химической войны.♦ Радиоактивных материалов. Международное право окружающей среды ограничивает сброс и захоронение радиоактивных отходов.

Космос — это пространство, находящееся за пределами атмосферы Земли. Хозяйственное использование космического пространства пока ограничено техническими возможностями человечества.

Объекты общего достояния человечества — это территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом. К ним относятся: Антарктида, Луна.

Использование природы в военных целях. Международным правом окружающей среды запрещено враждебное использование средств воздействия на природную среду с целью причинения вреда другим государствам (погодная, тектоническая война, экоцид)

Право, теория и понятие права

Международное экологическое законодательство стало базой
для международного экологического права системы норм пра­ва, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные обществен­ные отношения по охране, рациональному использованию ме­ждународных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду.
Нормы международного экологического права содержатся в ме­ждународных договорах, конвенциях, соглашениях, решениях ме­ждународных организаций.
Отличительные характеристики международного экологического права:
составная часть международного публичного права предусмат­ривает формы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды;
является продолжением национального экологического права;
характеризуется относительной самостоятельностью по отно­шению к иным правовым структурам.

Предмет международного экологического права — международ­ные экологические отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и за­щите прав человека на благоприятную окружающую среду.
Источники международного экологического права:
международные договоры;
конвенции;
международные обычаи, ставшие юридически обязательными;
решения международного права, одобренные государствами.

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:
каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприят­ных экологических условиях;
каждое государство имеет право на использование окружаю­щей природной среды и природных ресурсов для целей разви­тия и обеспечения нужд своих граждан;
экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их ин­тересов;
осуществляемая на территории государства хозяйственная дея­тельность не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
установление контроля на глобальном, региональном и нацио­нальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе междуна­родно признанных критериев и параметров;
обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам ок­ружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
помощь государств друг другу в чрезвычайных экологических ситуациях;
разрешение споров, связанных с проблемами окружающей при­родной среды, только мирными средствами.

Объекты международноправовой охраны окружающей среды ­это природные объекты, по поводу которых у субъектов меж­дународного права (государств и международных организаций) формируются экологические отношения. Например, в составе государственных природных заповедников выделяются био­сферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составных частей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.
К объектам международноправовой охраны относятся:
международно-правовые объекты охраны, не входящие в юри­сдикцию государств (космос, Мировой океан, воздушный бас­сейн, Антарктида, мигрирующие виды животных);
международно-правовые объекты охраны, входящие в юрис­дикцию государств (объекты, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, не­которые реки, моря, озера).

Виды международноправовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая ответственность предусматривает в качестве санкций применение к государству-нарушителю принудительных мер, ко­торые применяются в случае совершения тяжкого международного преступления. При нарушении государством своих международных обяза­тельств, которое связано с причинением материального ущерба, наступает материальная ответственность. Формы материальной ответственности:
репарация — возмещение ущерба в денежном выражении;
реституция возврат в натуре неправомерно изъятого имущества;
субституция — замена неправомерно уничтоженного или по­врежденного.

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Под объектами международно-правовой охраны окружающей среды экологическое законодательство понимает природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возникают и развиваются экологические отношения (рис.

Среди них выделяются две категории: международно-правовые объекты охраны, не входящие и входящие и юрисдикцию государств. Первые — это воздушный бассейн, Космос, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Международно-правовые объекты природы, входящие в юрисдикцию государств — это объекты, включенные в число мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря, озера.

Читайте также  Министр просвещения граф С. С. Уваров. Самодержавие, Православие, Народность

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Прочие природные объекты, не вошедшие в категорию международных охраняемых объектов, могут выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны природы, рационального природопользования, экологической безопасности.

Воздушный бассейн как природный объект охватывает всю атмосферу Земли и является объектом международной охраны, поскольку в силу своей постоянной

циркуляции атмосферный воздух не может быть чисто национальным достоянием. Международная охрана воздушного бассейна развивается по четырем направлениям:

  • а) предотвращение вредного воздействия на погоду и климат;
  • б) предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы;
  • в) охрана озонового слоя от разрушения;
  • г) развитие международного сотрудничества в области совершенствования средств очистки и контроля.

Для глобальной охраны атмосферного бассейна первостепенное значение имеют заключенные международные договоры о запрещении испытания и применения оружия массового уничтожения — ядерного, биологического, химического, стратегических наступательных вооружений и т.п.

Большую опасность для экологической обстановки в государстве представляют трансграничные загрязнения атмосферы. Наблюдения показывают, что значительная часть загрязняющих веществ в виде кислотных дождей выпадает в результате трансграничного переноса с Юга на Север — на территории Скандинавских стран. Со стороны Западной Европы на территорию России ежегодно поступают миллионы тонн двуокиси серы, серной кислоты, сульфатов и т.д. Приблизительно такое же количество загрязняющих веществ переносится с территории России в сторону западноевропейских стран. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, заключенная в 1979 г. государствами Европы, в т.ч. СССР, под эгидой ЕЭК ООН, предусматривает постепенное сокращение вредных выбросов на территории стран — участниц договора. В 1991 г. принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном загрязнении.

Концентрация озона над Северным полушарием, как показали исследования, стала на 10-15% меньше нормальной, что рассматривается как рекордно низкая величина за последние 13 лет. Обсуждается вопрос о пересмотре Монреальских и Венских соглашений по озоновому слою с целью ужесточения требований к сокращению производства и применения озоноразрушающих веществ. На Венской встрече министров иностранных дел (1986 г.) было принято решение о сокращении выбросов углекислого газа и двуокиси серы на 30-50%.

Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Это в чистом виде международный объект охраны. Свое отношение к

Космосу мировое сообщество выразило в двух документах: в Декларации правовых принципов деятельности государств по использованию космического пространства, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1963 г.), и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.).

Как совокупность морей и океанов планеты Мировой океан занимает 71% территории Земли, сосредоточивает в себе 96% воды земного шара, оказывает решающее влияние на формирование климата и атмосферы Земли. Мировой океан — источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов. Загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, химическими и радиоактивными веществами, другими вредными отходами нарушает равновесие в биосфере, уничтожает планктон, служащий источником пополнения кислорода на планете, сокращает рыбные запасы и другие биологические ресурсы, причиняет непоправимый вред природной среде, здоровью человека. Источниками загрязнения Мирового океана служат промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и иные отходы, поступающие через стоки рек, слив нефтяных и других отходов с судов, аварии нефтяных танкеров. Большую опасность представляет использование Мирового океана для испытания ядерного оружия, для захоронения радиоактивных, химических, биологических материалов.

Договор о запрещении испытания атомного оружия в трех сферах (1963 г.) не допускает производство любого взрыва в территориальных водах, открытом море, под водой, если он приводит к выпадению радиоактивных осадков. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 50) запрещает ввоз в целях захоронения или хранения радиоактивных материалов и отходов из других государств, затопление, отправку в целях захоронения в космическое пространство, если иное, разумеется, не предусмотрено международным договором, заключенным с участием Российской Федерации.

Международные Конвенции, заключенные в 1954 г. (с поправками 1962, 1969,

1971 и 1972 гг.), запрещают слив нефти с судов, загрязняющий моря нефтью,

нефтепродуктами и другими веществами, опасными для здоровья человека.

Конвенция 1972 г, предусматривает меры борьбы с источниками загрязнения

морской среды, которые могут представлять опасность здоровью людей, живым

ресурсам моря, зонам отдыха или препятствовать законным видам использования

моря. В соответствии с новыми правилами (1990 г.) США в американские порты

будут допускаться только танкеры с двойным корпусом. В 1991 г. Комитет

защиты морской среды ИМО рекомендовал судовладельцам приступить к

ской среды ИМО рекомендовал судовладельцам приступить к модернизации танкеров в соответствии с новыми требованиями к их корпусу.

Вторая проблема защиты морского океана — охрана его биологических ресурсов. Она осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном и национальном. На глобальном уровне действуют Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1958 г.) и Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.). Конвенции провозглашают право государств на промысел животных, но с учетом норм международного права, экологических требований охраны живых ресурсов моря. Действует ряд международных конвенций, запрещающих либо ограничивающих промысел на отдельные виды животных с целью их охраны от исчезновения — китов, котиков, тюленей, белых медведей и т. д.

На региональном уровне проводится регулирование использования биологических ресурсов на основе заключаемых двусторонних или многосторонних договоров. Так, известны Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана (1977 г.), Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1980 г.). Подобные Конвенции регулируют рыболовство в Балтийском, Северном, Средиземном и других морях и океанах. На национальном уровне регулируется рыболовство вне пределов территориальных вод, но в зонах юрисдикции прибрежного государства. Женевская конвенция по континентальному шельфу (1958 г.) установила суверенные права прибрежного государства на естественные ресурсы морского дна и организмы сидячих видов.

В порядке правопреемства Россия объявила исключительность права федеральной собственности на ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны. До принятия соответствующих законодательных актов, регулирующих использование этих природных территорий, применяются правовые акты СССР, регламентирующие правовой режим данных объектов, если они, разумеется, не противоречат Конституции РФ и российскому законодательству.

В ноябре 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Ее задача — обеспечить твердые государственные гарантии охраны уникальных и типичных природных образований — заповедников, национальных парков, резерватов, памятников природы. Природные объекты, представляющие уникальную ценность для настоящих и будущих поколений, принимаются на международный учет. Международные организации оказывают материальную помощь государствам в содержании и охране международных объектов природного наследия за счет средств специальных международных фондов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов ведет Международную Красную книгу редких и исчезающих видов растений и животных. Государства — члены мирового сообщества обязаны принимать меры к сохранению редких природных сообществ растений и животных и увеличению их численно сти. Международная Конвенция, заключенная под эгидой ООН, о торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), устанавливает порядок выделения квот и выдачи лицензий на продажу. Наряду с функциями резерватов и эталонов природы, биосферные заповедники служат пунктами наблюдения за изменениями окружающей среды, входят в систему международного мониторинга окружающей среды.

Читайте также  Система импульсно-фазового управления

Как шестой континент Антарктика не находится под юрисдикцией какого- либо государства или международной организации. Это в подлинном виде международный объект охраны окружающей среды. Все взаимоотношения государств и международных организаций по Антарктике строятся на основе международных договоров. В настоящее время принципы охраны и использования южного материка регулируются Договором об Антарктике (1959 г.). Его основные положения: свобода научных исследований, запрет мероприятий военного характера, охрана живых ресурсов. Регулирование использования животного мира основано на Конвенции об охране животного мира арктического бассейна. Для координации научных исследований создан научный комитет по научным исследованиям СКАР. Контроль за соблюдением договора и выполнением сторонами взятых обязательств осуществляется ЮНЕП ООН. Создана и действует Межведомственная комиссия по делам Арктики и Антарктики. Ее основная задача: координация хозяйственной, научной и природоохранительной деятельности учреждений и организаций, развитие международного сотрудничества, участие в разработке проектов нормативных актов, связанных с Арктикой — Антарктикой.

Разделяемые природные ресурсы — к данной категории международных ресурсов природы относятся природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более суверенных государств. Характерным примером подобного состояния являются международные водные ресурсы — моря, реки, озера (Балтийское море, река Дунай, Великие озера на границе США и Канады).

Основным источником правового регулирования охраны и использования служит договор, заключаемый заинтересованными государствами. В нем предусматриваются порядок пользования международным объектом, разрешения возникающих споров, внесения необходимых платежей, меры охраны, воспроизводства и т.д. Для управления международным объектом создается на паритетных началах постоянно действующий орган — комиссия, комитет.

Экология природных ресурсов

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Гармонизация международных экологических отношений – один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнанно, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств.

Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран.

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относят землю, воды, недра, диких животных и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды – это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов.

Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м гг. нашего столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейшей международный объект охраны окружающей среды — атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие, направления и принципы

Особенности международной охраны окружающей среды

Совокупность мировых экологических проблем, включая их источники, выходит далеко за рамки конкретных стран. Они относительно давно приобретают глобальное значение, понятие которого становится все ощутимее с каждым годом. Подобное положение ставит государства, являющиеся участниками международного сообщества, перед необходимостью выработать и осуществить совместные мероприятия, регулировать и минимизировать отрицательное вмешательство в природные комплексы, которые обладают трансграничным значением, ликвидировать последствия стихийных бедствий и антропогенной деятельности.

Читайте также  Управление рисками подрядных строительных организаций

Международная охрана окружающей среды в своей сути и организации сводится к совместным мероприятиям, которые осуществляются субъектами международного права. Это позволяют сделать подписанные и ратифицированные акты международного права, отражающие совокупность основных прав и обязанностей, меру ответственности каждого участника договоров (соглашений, пактов, конвенций).

Сегодня существуют основополагающие нормы, то есть принципы международно-правовой охраны окружающей среды. Они подразделяются на общие (действуют в любой области международных отношений) и специальные (характерны для исключительно рассматриваемой группы отношений в обществе).

Рассмотрение общих и специальных принципов охраны окружающей среды

Общие принципы включают в свой состав:

  • уважение суверенитета стран;
  • суверенное равенства всех стран;
  • невмешательство во внутренние дела других стран;
  • добросовестное исполнение международных обязательств;
  • мирное решение споров и др.

В число специальных принципов можно включить:

  • неотъемлемый суверенитет стран над принадлежащими им природными ресурсами;
  • обязательный обмен сведениями в случае предполагаемых экспериментов или деятельности, которая представляет опасность для окружающей среды;
  • безопасное развитие с позиции экологичности;
  • взаимные консультации по проблемам экологически опасной деятельности, осуществляемой странами;
  • предотвращение трансграничного ущерба природной среде и др.

Направления мирового правового сотрудничества в области охраны окружающей среды

Международное сообщество в условиях современности озабочено группой проблем, которые формируют направления международного правового сотрудничества. Они включают в свой состав:

  • защиту Мирового океана, атмосферы и космического пространства от различного типа загрязнений;
  • охрану озонового слоя;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • охрану атмосферы от загрязнения;
  • запрет на распространение ядерного оружия;
  • мероприятия по предотвращению трансграничных перемещений опасных веществ и отходов и др.

Определение 3

Все международно-правовые акты, действующие сегодня в сфере охраны окружающей среды, могут быть региональными, базовыми и отраслевыми.

Базовыми актами международного права окружающей среды являются:

  • декларация по проблемам окружающей среды, принятая в Стокгольме (16.06.1972 г.);
  • Всемирная хартия природы, которая принималась Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (28.10.1982 г.);
  • Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции в Рио-де-Жанейро (14.06.1992 г.).

Отраслевые акты международного права включают в свой состав:

  • Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, принятую в Нью-Йорке (9.05.1992 г.);
  • Конвенцию о трансграничном загрязнении атмосферы, принятую в Женеве (13.11.1979 г.);
  • конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятую в Эспо (25.02.1991 г.);
  • конвенцию об охране озонового слоя, принятую в Вене (22.03.1985 г.);
  • конвенцию о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удалением, принятую в Базеле (22.03.1989 г.);
  • Конвенцию о биологическом разнообразии, принятую в Рио-де-Жанейро (5.06.1992 г.).

Региональные акты международного права включают:

  • Экологическую программу для Европы, принятую в г. Софии (23-25.10.1995 г.);
  • Декларацию министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии ООН, принятую в Софии (25.10.1995 г.);
  • Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды, принятую в Орхусе (25.06.1998 г.).

Двусторонние акты в области международного права в отношении окружающей среды представлены соглашениями и договорами, которые заключают субъекты международного права.

Правоведение. Курс Гариповой О.Н.

7. Основы экологического права

7.1. Общая характеристика экологического права.

7.2. Государственное регулирование экологопользования.

7.3. Законодательное регулирование и международно – правовая охрана окружающей природной среды экологопользования.

7.4. Особенности регулирования отдельных видов деятельности.

7.1. Общая характеристика экологического права

Углубление кризисного состояния экономики России, увеличение в ее формировании доли топливно-сырьевого сектора, падение научно-технического потенциала и отсутствие ресурсосберегающих и безотходных технологий, использование России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды вредных веществ, ведут к обострению экологических проблем в нашей стране и в то же время значительно повышают роль и значение правовых средств борьбы за выживание человечества, улучшение и оздоровление окружающей природной среды.

Решению этих сложных задач призвана служить эколого-правовая наука и самостоятельная отрасль права – экологическое право. Утверждению ее как самостоятельной отрасли способствовало активное развитие природоресурсового и природоохранительного законодательства (особенно с середины 90-х гг.).

Важнейшими интересами экологического права является сохранение и улучшение окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения. Экологическое право как отрасль права имеет своим предметом волевые общественные экологические отношения, возникающие в различных сферах жизни и деятельности общества. По своему содержанию данные отношения весьма разнообразны, они могут возникать по поводу собственности на природные ресурсы, по поводу управления природными ресурсами, по поводу нормирования качества окружающей природной среды, по поводу обеспечения рационального природопользования, по поводу восстановления и воспроизводства природных ресурсов, по поводу заповедования, создания особо охраняемых природных территорий. Важное место в системе экологических отношений занимают охранительные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. Ответственность эта предусмотрена в нормах не только экологического, но и уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства. Эти отношения также составляют предмет экологического права.

Проводимый в условиях социально-экономических перемен пересмотр общечеловеческих ценностей привел к тому, что на первое место в системе экологических отношений поставлены задачи охраны жизни и здоровья граждан, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан и их экологической безопасности. В этой связи отношения в сфере экологической безопасности человека занимают центральное место в системе экологических отношений.

Объекты экологических общественных отношений определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г .

Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране в соответствии с действующим законодательством подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечения их рационального использования, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, а также экологической безопасности человека и общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: