Онтологическое основание педагогики в православной традиции - ABCD42.RU

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Игум. Георгий (Шестун)

Православная традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как Церковное Предание.

Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время. Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, управление «внешним человеком». Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.

В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.

Православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.

Изначальная духовность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческой способности, в способности познавать божественный закон, в его свободе, словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческая духовность сама по себе не может удержать человека от греховного падения, которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховной воле. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественной благодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющая индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила, обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного совершенствования.

В понятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий «нравственный» и «духовный». Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовного становления человека, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

С точки зрения педагогики сущность сопряжения понятий «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословское понятие «совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода. Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множества индивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление» определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при котором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, к Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процессе духовного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергии человека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действием благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор и устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.

Развитие человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельности человека.

Такому пониманию развития предпослано представление православной традиции о существовании у человека двух планов самосознания: существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной среде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Его носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем духовного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение между эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают, «вертикальное» измерение развития как такового и определяют ценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо «горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно, носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь самостоятельного ценностного содержания.

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис, обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии близком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью. Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшего Я», в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры.

Предметом православной педагогики является образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте.

Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике. Воцерковление есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторону понятия воцерковление через идею православного воспитания.

Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции.

Церковь, семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

В Православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей индивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себе целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение со Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание.

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Игум. Георгий (Шестун)

Православная традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как Церковное Предание.

Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время. Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, управление «внешним человеком». Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.

В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.

Православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.

Изначальная духовность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческой способности, в способности познавать божественный закон, в его свободе, словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческая духовность сама по себе не может удержать человека от греховного падения, которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховной воле. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественной благодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющая индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила, обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного совершенствования.

В понятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий «нравственный» и «духовный». Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовного становления человека, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

С точки зрения педагогики сущность сопряжения понятий «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословское понятие «совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода. Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множества индивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление» определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при котором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, к Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процессе духовного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергии человека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действием благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор и устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.

Читайте также  Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила поведения

Развитие человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельности человека.

Такому пониманию развития предпослано представление православной традиции о существовании у человека двух планов самосознания: существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной среде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Его носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем духовного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение между эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают, «вертикальное» измерение развития как такового и определяют ценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо «горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно, носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь самостоятельного ценностного содержания.

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис, обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии близком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью. Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшего Я», в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры.

Предметом православной педагогики является образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте.

Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике. Воцерковление есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторону понятия воцерковление через идею православного воспитания.

Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции.

Церковь, семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

В Православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей индивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себе целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение со Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание.

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.

База рефератов

Читайте также  Правоспособность физических лиц. Право собственности

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Игум. Георгий (Шестун)

Православная традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как Церковное Предание.

Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время. Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, управление «внешним человеком». Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.

В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.

Православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.

Изначальная духовность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческой способности, в способности познавать божественный закон, в его свободе, словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческая духовность сама по себе не может удержать человека от греховного падения, которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховной воле. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественной благодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющая индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила, обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного совершенствования.

В понятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий «нравственный» и «духовный». Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовного становления человека, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

С точки зрения педагогики сущность сопряжения понятий «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословское понятие «совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода. Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множества индивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление» определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при котором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, к Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процессе духовного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергии человека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действием благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор и устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.

Развитие человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельности человека.

Такому пониманию развития предпослано представление православной традиции о существовании у человека двух планов самосознания: существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной среде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Его носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем духовного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение между эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают, «вертикальное» измерение развития как такового и определяют ценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо «горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно, носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь самостоятельного ценностного содержания.

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис, обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии близком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью. Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшего Я», в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры.

Предметом православной педагогики является образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте.

Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике. Воцерковление есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторону понятия воцерковление через идею православного воспитания.

Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции.

Церковь, семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

В Православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей индивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себе целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение со Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание.

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Слово “педагогика” происходит от греческих слов pais (род. падеж — paidos) — дитя и agwgh — ведение, руководство; agwgikh — руководящая. В дословном переводе “педагогика”, таким образом, значит: руководство детьми, детоводительство. Педагогом в Древней Греции называли раба, отводившего детей своего господина в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать и обучать его, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению педагогики как особой науки о воспитании и обучении детей.

Что же такое педагогика по определению педагогической науки?

“Педагогика — наука о воспитании и обучении”, — читаем в словаре русского языка С.И. Ожегова. В курсе педагогики П.П.Блонского педагогика определяется как “преднамеренно организованное длительное воздействие на развитие человека со стороны окружающих его людей”. Л.Н.Модзалевский (конец ХIХ в.) определяет ее как систему “тех научных понятий и технических правил, без знания и применения которых невозможно правильно вести воспитательное дело”.

“Век живи, век учись”, — говорит народная поговорка. Вся наша жизнь есть учебно-воспитательный процесс, ибо все ее содержание воспитательно-поучительно, исполнено примеров добрых и злых, спасительных и пагубных.

Любое педагогическое действие обращено к живой и уникальной человеческой душе, стремится породить в ней определенный отзвук. Поэтому педагогика является искусством воспитания, и не просто искусством, но, по словам выдающегося педагога XIX века К.Д.Ушинского, “первым и высшим из искусств”, ибо “она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека”.

Термин «христианская педагогика» имеет историческое звучание и означает своеобразную педагогическую систему, сложившуюся внутри христианской культурной традиции. Он может употребляться при сравнении христианской педагогики с дохристианскими и внехристианскими системами воспитания. Однако воспитательные системы разных христианских конфессий не тождественны, т.к. существуют конфессиональные различия вероучений, которые налагают свою печать на жизнь и педагогическую практику.

Для педагогики значимы следующие межконфессиональные различия:

* понимание целого ряда веро- и нравоучительных истин об искуплении и спасении;

* учение об образе Божием в человеке и первородном грехе;

* понимание цели и смысла жизни и сопряженных с ними педагогических задач;

* понимание места и роли Церкви, таинств и пастырства в педагогическом деле.

Различны также педагогическое наследие, педагогическая среда, средства и методы воспитания, а также мера и степень допустимого и недопустимого во взглядах и педагогической практике.

Вышеназванные конфессиональные отличия показывают, что в сфере “христианской педагогики” должны существовать термины: “католическая педагогика”, “протестантская педагогика”, “православная педагогика”, определяющие педагогические системы разных конфессий. Так, термином “православная педагогика” можно пользоваться как для определения своеобразия педагогической системы Православной Церкви среди христианской педагогики иных конфессий, так и для подчеркивания особенностей православных оснований нашей педагогики по сравнению с современными системами, основанными на безрелигиозном подходе к миру и человеку.

Под православной педагогикой мы будем понимать науку и искусство воспитания целостной личности на пути ко спасению во Христе через Церковь.

Читайте также  Правовой режим земель населенных пунктов 2

В чем же заключается специфика православной педагогики?

Во-первых — в основании и цели. Общая, светская педагогика, не имеющая твердого основания, несомненного авторитета и вечной, непреходящей цели, подобна дому на песке. Православная же педагогика сильна именно тем, что имеет простирающуюся в вечность цель — спасение; строит свое здание на незыблемом основании — “Камне-Христе”, в Лице Которого имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви. Все Божественное Откровение несет в себе конкретные педагогические принципы, вооружает православного учителя благодатными советами, методами и средствами воспитания. Все это обязывает православного педагога не только овладевать духовными сокровищами Православия, но прежде всего воспитывать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь.

Во-вторых, специфика православной педагогики состоит в понимании детства как особого этапа духовного становления человека. «Таковых есть Царство Небесное», — сказал Господь о детях (Мф. 19, 14). Для любого учителя очевидно, что столь высокая оценка детей не связана с их моральным совершенством. Особая благодатность детства заключается в реальности веры детей, их чистоте, простоте, искренности, незлобии и смирении. В то же время Православие не идеализирует ребенка, не считает, что от рождения человек всецело устремлен к добру и лишь обстоятельства жизни портят его. Оно знает, что природа любого человека повреждена первородным грехом, а потому состояние детской души нуждается в исцелении, в восстановлении его в прежнем достоинстве, в раскрытии богодарованных талантов и совершенствовании личности.

Ребенок призван утвердиться в добре. На этом пути он нуждается в помощи взрослого. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в детской душе силы; оградить ребенка от духовных опасностей; помочь ребенку в борьбе со страстями и раскрытии образа Божия в нем, — и тем самым подготовить его к восприятию опыта духовной жизни. То есть воспитание готовит к самовоспитанию; а то и другое направлено к высшей цели жизни — спасению.

Третья особенность православной педагогики заключается в понимании того, что чрезвычайно трудные задачи воспитания не достижимы одними человеческими силами. “Бог Помощник наш, — писал св. прав. Иоанн Кронштадтский. — Наше дело усердно напаять: возращать будет Бог (1 Кор. 3, 6), Споспешник и Возраститель всего доброго”. Православная педагогика понимает, что истинным Педагогом является Бог Отец, через Сына и Мать-Церковь в Духе Святом воспитывающий человечество в целом и каждого человека в отдельности. Православный педагог может и должен молитвенно обращаться к Нему за помощью в своем многотрудном деле.

Православная педагогика учитывает сильное влияние духовного мира на человека. С одной стороны, это — помощь Бога, Ангелов и святых; с другой губительное влияние падших духов. Руководствуясь голосом совести, Божиим словом, наставлениями родителей, пастырей и педагогов, юный человек учится выбирать добро и попирать зло.

Особенность православной педагогики состоит еще и в том, что она носит глубоко личностный характер и обращена к свободе воспитанника. И здесь православному педагогу необходимо понимание своего места и роли в процессе воспитания — как смиренного соработника Божия и слуги маленького человека, тянущегося к Богу и Церкви. Православный педагог призван помочь ребенку войти в жизнь Церкви так, чтобы эта жизнь стала его жизнью; помочь духовному росту детской души на пути, свойственном именно ей, по предвечному замыслу о ней Творца. Воспитание есть начальный этап на пути достижения цели жизни — спасения, посредством богоуподобления вплоть до святости. Путь к богоуподоблению лежит через исполнение христианских заповедей, жизнь по которым обеспечивает воспитание необходимых добродетелей и уничтожение греховных наклонностей и пороков. Поэтому православная педагогика стремится воспитать в человеке те необходимые добродетели, которые сделают его гражданином Царствия Небесного.

Общая педагогика признает большую роль семьи в деле воспитания. Специфика православной педагогики состоит в том, что одной из основ ее является семья как домашняя церковь, устроенная по образцу святой Церкви Христовой, стремящаяся во взаимоотношениях уподобиться Пресвятой Троице, основанная на любви, ибо Бог есть Любовь. Здесь в ребенке уважаются его человеческие права, в нем видят, хранят и раскрывают образ Божий. Единение членов семьи в духе, слове, деле, молитве является благотворным для воспитания детей: они, достигнув совершеннолетия, становятся живыми и плодотворными членами Матери-Церкви. Школа призвана продолжать и дополнять дело семьи и, уподобляясь семье, становиться теплой школьной семьей. К сожалению, современная семья часто не справляется со своей обязанностью — воспитывать детей в духе христианского благочестия, во славу Божию и детоводительствовать их ко спасению. Поэтому православный педагог призван быть верным помощником православной семьи в воспитании. Конечно, отдельным педагогам не по силам решение вопроса воцерковления подрастающего поколения. Это — общее дело всей Церкви.

Православный педагог призван вести детей к истинно-духовной жизни, которая есть жизнь с Богом, в Боге и для Бога, и достижима лишь в лоне Матери-Церкви. Церковная жизнь ставится во главу угла всего дела православной педагогики: главная задача педагогической деятельности есть воцерковление, и осуществляется она через личное участие ребенка и его семьи в жизни конкретной церковной общины.

Сохранение исторической самоотверженности Церкви, передача новым поколениям православного мировоззрения и мироощущения не может быть достигнуто без общих воспитательных усилий священников, катехизаторов, учителей и родителей. Поэтому учительское служение священника является не менее важным, чем литургическое. И педагогическое дело, т.е. духовно-просветительская работа с детьми, подростками и юношеством, занимает в нем свое немалое место. Учительское служение Церкви – один из самых древних и основных видов её харизматического служения. Православная Церковь всегда придавала ему важное значение. Сначала это были проповедники, учителя веры, потом- преподаватели огласительных училищ, наконец, специальные монахи-учителя. Сегодня в этом плане перед Церковью встаёт задача: оградить по возможности молодое поколение от потоков лжи, рассеять предубеждения, и, что самое главное, раскрыть богатейшую сокровищницу церковной жизни перед сердцем и умственным взором молодых во всей безграничной полноте и красоте. Такая задача сближает духовенство и мирян.

Усилия пастырей должны быть направлены к одной цели – помочь детям в деле спасения, в благодатном Богопознании.

Наше приобщение к благодатной божественной жизни происходит только в Теле Христовом, в Церкви и через Церковь, в Ее спасительных Таинствах, в ее соборном опыте и руководстве. Поэтому основная задача православной педагогики решается на путях «воцерковления» как любовного врастания каждого из наших детей в соборную жизнь Церкви, в полноту её таинственной жизни, соборного сознания, имеющих конкретное выявление в полноценной приходской жизни и свободно на себя взятом церковном служении.

Касаясь проблемы «воцерковления», мы неизбежно сталкиваемся со всегда таинственной, не поддающейся рассудочному анализу стороной этого процесса – глубоко личностным отношением к Богу верующей души. Рождается эта «нить вечности» в момент обращения, встречи человеческого сердца с Богом. Центральной задачей нашей педагогики является не передача форм и навыков благочестия (хотя и это нужно), ни тем более знаний о Боге и Церкви. Если стержнем духовной жизни и её целью является любовь к Богу и вдохновляемая ею любовь к ближним, то помощь нашим детям в их собственном стяжании такой любви к Богу, с благоговением перед Ним и желанием жить по Его святой воле, и является основной задачей христианской педагогики.

Мастерство христианского наставника состоит в умении явить перед взором ребёнка соборный опыт Церкви таким образом, чтобы он смог воспринять его как относящийся к его собственной детской жизни и сам потянулся к нему, увидел бы в нём перспективу личного участия, обогащающего душу.

Церковная жизнь ставится во главу угла всего дела христианской педагогики: и сама цель воспитательной работы есть воцерковление, и осуществляется она через личное участие ребенка и его семьи в жизни конкретной церковной общины. Для того, чтобы происходило такое вхождение ребенка в церковный организм, работа Церкви в области религиозного воспитания должна иметь четыре измерения:

1) созидание полноценной литургической жизни в богослужебном годовом круге;

2) тесное общение пастыря и преподавателей с детьми и их семьями;

3) собственно религиозное обучение детей;

4) полнокровная и деятельная жизнь в церковно-приходской общине.

Священники как руководители всей приходской жизни и ведущейся на её базе религиозно-воспитательной работы самим родом своего служения призваны соединять все эти составляющие. Важно отметить, что помимо добросовестного выполнения своих священнических обязанностей, помимо доброго расположения к детям, современный пастырь должен обладать и специальными педагогическими знаниями и навыками.

Христианская педагогика

Христианская педаго́гика (греч. παιδαγογια ) — наука о воспитании, обучении и образовании человека с позиций христианства. Задача христианской, не обязательно православной, но и католической педагогики — раскрытие тех даров Божиих, которые могут способствовать раскрытию образа Божия в человеке. [1]

Содержание

Принципы христианской (православной) педагогики

  • принцип христоцентричности (определяющий отношение к Богу)
  • принцип экклезиоцентричности (определяющий отношение к Церкви),
  • принцип педоцентрирчности (определяющий отношение к ребенку),
  • принцип нравственно-педагогического аскетизма (определяющий отношение педагога к себе и к своей профессиональной деятельности).

Критика

Вопрос о надобности такого обучения в государственных школах присутствует во многих странах. Основные протесты идут в нескольких направлениях:

1. Преподавание определенной религии нарушает принцип равенства всех религий.

2. Оно противоречит положению Законодательства РФ в той части, где государство заявляет, что сфера религиозных воззрений находится вне сферы его компетенции [источник не указан 872 дня] .

3. Считается, что «модель устройства мира» (впрочем, как и остальные науки) намного прочней закладываются в сознание детей юного возраста, и в дальнейшем переобучение будет намного сложнее, как и получение новых знаний, которые не соответствуют первоначальной модели «бытия». И по этой причине в школах не должно наличествовать преподавание религиозных учений [источник не указан 872 дня] .

Публикации

  • Азбука православного воспитания. Сборник. — М., 1997.
  • Зеньковский В. В. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт — М., 1996.
  • Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. — М., 1996.
  • Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. — Т.3. — М., 1988.
  • Юркевич Памфил ДаниловичО христианстве и воспитании. — Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100.

См. также

  • Андрагогика
  • Педагогика
  • Православная педагогика

См. также Педагог (Древняя Греция)

Ссылки

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Христианская демократия
  • Христианский блэк-метал

Смотреть что такое «Христианская педагогика» в других словарях:

Христианская педагогика — отрасль педагогического знания, основанного на христианском учении о Божественной сущности человека, его миссии на земле и нравственных законах бытия. В основе христианской педагогики лежат принципы: открытости, в смысле личной открытости как… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия

Педагог — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия

Педагог высшей школы — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия

Преподавание — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Принципы православного образования. Христианская образовательная традиция глубоко пронизана пед. началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христ. мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию,… … Российская педагогическая энциклопедия

СПбХУ — Санкт Петербургский христианский университет (СПбХУ) межконфессиональное высшее богословское учебное заведение протестантско евангельской традиции, одно из первых основанных в России после распада Советского Союза. Содержание 1 Миссия 2 История… … Википедия

Русская православная церковь — Принципы православного образования Христианская образовательная традиция глубоко пронизана педагогическим началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христианских мыслителей полны глубочайшей мудрости,… … Педагогический терминологический словарь

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: