Основные концепции правопонимания - ABCD42.RU

Основные концепции правопонимания

Основные концепции правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению

Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

Концепция естественного права

Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон. Суть концепции естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.

Достоинствами концепции естественного права являются:

признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).

обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

• прямое отождествление права и морали;

• противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права

• преувеличение роли неписаного права;

• различное понимание людьми идей справедливости.

• отрицание роли государства в правотворческом процессе.

Историческая школа права

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII — начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пуста, Ф. К. Савиньи — австрийские и немецкие юристы. Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что: « право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам); » основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;».

К достоинствам теории права можно отнести те факты, что:

— обычай действительно предшествовал появлению права;

принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;

теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.

Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Теория нормативистского права

Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен — австрийский политик и правовед; Штаммер — немецкий юрист и социолог; Новгородцев — русский ученый правовед. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: «право является пирамидой норм;» во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);» каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы; » сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;» право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного); » право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чистом виде».

К достоинствам теории можно отнести следующие:

признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии — от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

идея о суверенной норме — фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между «естественным» и «позитивным» правом.

такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

• главный — повышенное внимание к формальной стороне права.

• игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),

• игнорирование естественных и нравственных начал в праве.

Социологическая теория права

Социологический подход сформировался во второй половине XIX в. Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др. Суть социологической теории составляют следующие положения:

— право и закон нетождественны между собой;

— закон — писаное право;

— право — реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Недостаток теории состоит:

• в фактическом отождествлении права и правопорядка.

• скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.

• вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

Психологическая теория права

Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, и др. Суть данной теории можно отнести следующие: «причины появления права коренятся в психике людей;» субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;» юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;» право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);»

Достоинствами данной теории являются следующие:

— признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

— учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.

— интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

Основные Недостатки теории:

• односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических);

• объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека.

Марксистская теория права

Эта теория зародилась во второй половине XIX — начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 8о-х гг. XX в. Основоположники данной теории — К. Маркс (1818 -1883); Ф. Энгельс (1820 -1895); В. И. Ленин (1870 -1924).

Суть марксистской теории права составляют следующие положения: «в основе теории лежит классовый подход;» право — возведенная в закон воля правящего класса;» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;» право устанавливается и охраняется государством.

Положительные стороны теории:

подведение экономического базиса под вопрос изучения права;

трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;

показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

• преувеличение роли классовых антагонизмов (=соперничество, конкуренция),

• отсутствие общечеловеческих критериев;

• игнорирование культурных факторов,

• ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 6954 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Теории правопонимания — основные концепции, плюсы и минусы

Мировоззрение людей обновляется каждую историческую эпоху. Это связано с развитием общества и принятыми в социуме нормами морали. Поэтому в мире существуют различные версии происхождения закона и государства. Основные теории правопонимания отражают процесс и результат изменения взглядов человечества. В современной науке нет общепринятой концепции, так как у каждого подхода есть как свои плюсы, так и минусы.

Основные характеристики правопонимания

Право — это сложное общественное явление. Сущность этого феномена интересовала мыслителей и государственных деятелей с древнейших времен. Например, в Древней Греции право отождествлялось со справедливостью. Позднее явление связывали с нравственностью и воспитанием человека, со свободой и равенством. Единого мнения о причинах появления и значении феномена так и не сформировалось. Плюрализм научных концепций наблюдается в силу исторических, философских и политических причин.

Разные точки зрения на понимание этого явления изучаются в рамках теории государства и права (ТГП). Субъектом правопонимания всегда является конкретная личность. Например, юрист, студент или пенсионер. Разные категории людей отличаются:

  • уровнем культуры и воспитания, образованием;
  • характером исторической эпохи, в которой они проживают;
  • религиозными и идеологическими традициями.

Именно из-за таких отличий понимание сущности права всегда субъективно. Объектом является право в его различных проявлениях. Таким образом, правопонимание в ТГП — это юридический критерий, который отражает процесс и результат мыслительной деятельности конкретного индивида. Содержанием правопонимания является знание человека о его правах, обязанностях, дозволенных и недозволенных действиях.

Плюсы и минусы существующих учений

Все известные теории правопонимания систематизированы на основании определённых критериев. Внимания заслуживают как классические, так и нетрадиционные концепции. Философы и исследователи использовали идеалистический или материалистический подход к изучению. У всех учений есть как свои преимущества, так и недостатки.

Естественно-правовая и психологическая теория

Концепция естественного права зародилась еще в период Античности. Сократ, Аристотель, Платон и Демокрит пытались связать этот феномен с нравственностью и справедливостью. Понятия «право» и «закон» не отождествлялись. Философы считали, что абсолютно каждый человек с самого рождения имеет право на жизнь, собственность, создание семьи, свободное перемещение. Такие нормы не нуждаются в законодательном закреплении, так как исходят не из Кодексов и нормативно-правовых актов, а от самой природы и Бога. Особой популярностью направление пользовалось в Западной Европе в 17−18 вв.

К представителям более поздней естественно-правовой школы относятся философы:

  • Дж. Локк;
  • Вольтер;
  • Монтескьё;
  • Жан-Жак Руссо.

Мыслители утверждали, что естественное право возникло намного раньше государства и институтов власти.

На первое место выдвигались такие явления, как свобода, равенство и справедливость. Этот фактор можно отнести к главным преимуществам теории. Однако естественные права часто являются устными, поэтому они лишены содержательной определённости.

В 20 веке на основании естественно-правовой теории возникла психологическая концепция. Ее основатель Л. И. Петражицкий считал, что движущим фактором развития правовой системы являются эмоции человека и его поведение. Отмечалась взаимосвязанность правосознания человека с политической системой, принятой в государстве. Например, во время Гражданской войны в России большевики использовали термин «революционное правосознание», оправдывая кровавый режим пролетариата.

Психологическая теория оказала огромное влияние на развитие уголовного права, судебной психиатрии и криминалистики. Петражицкий впервые отметил важную роль поведения и мышления человека в формировании системы правосудия. Однако концепция имеет односторонний характер, так как она абсолютно не связана с социальными и экономическими отношениями общества.

Читайте также  Правовой статус и полномочия администрации муниципального образования

Позитивистская и нормативистская концепция

Позитивистская теория противопоставлена естественно-правовой концепции. Гоббс, Шершеневич и Дж. Остин отождествляли право с писаным законом. Направление имеет ряд характерных признаков:

  • Все нормы имеют чёткую структуру и выражены в текстуальной форме.
  • Право рассматривается как инструмент принуждения или приказ от государства.
  • Явление возникает одновременно с государством и не может существовать без него.
  • За несоблюдение установленных норм применяется санкция.

    В 20 веке стало распространяться нормативистское правопонимание, которое часто называют неопозитивизмом. Идея «чистой теории» принадлежит Гансу Кельзену.

    Он представлял правовую систему в виде пирамиды. На ее вершине располагались общепринятые нормы, а у основания — индивидуальные. Согласно учению философа, первую категорию прав должны были создавать законодатели, а вторую — судебные и исполнительные органы.

    Правоведы отмечают наличие противоречий между позитивистской и нормативистской концепцией. Главное отличие заключается в том, что Кельзен предлагал устранить из законодательства все элементы, чуждые юриспруденции. То есть полностью отделить право от политики, экономики, социальной и культурной сферы.

    Благодаря закону право понимается одинаково всеми индивидами, что способствует установлению правопорядка в обществе.

    К сожалению, нормативный подход не всегда справедлив. В истории известно немало примеров, когда законы способствовали закреплению рабства, тирании и геноцида. Еще одной проблемой позитивистского подхода является абсолютизация влияния государства на правовую систему страны.

    Социологический и марксистский подход

    В середине 19 века сформировалась социологическая теория. Ее сторонники утверждали, что право — это вовсе не то, что задумано и записано органами власти, а то, что получилось в итоге. Явление отождествляется с поведением людей.

    Неработающие законы в социологической концепции называют «мёртвыми», а реальный результат правотворчества — «живым правом».

    Создавать законодательные нормы должны судьи, наблюдая за поведением людей, изучая обычаи и документы. Именно на социологическом подходе основываются принципы англосаксонской системы правосудия. К представителям этого направления можно отнести С. А. Муромцева, Р. Иеринга и Л. Дюги.

    Основоположниками марксистской теории считают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. И. Ленина. В рамках этой концепции право рассматривается как воля господствующего класса, закреплённая в законах. Главную роль в развитии общества играет экономика. Между государством и правом наблюдается тесная связь, эти явления почти неотделимы друг от друга. Теория применима только к конкретному историческому периоду и ограничена рамками классового общества. Кроме того, концепция жёстко связана с материально-производственными факторами.

    Основные положения теорий правопонимания кратко описаны в таблице.

    Концепция Основные положения
    Естественно-правовая Право исходит от природы и Бога и выражается в нравственных представлениях общества о свободе и справедливости.
    Психологическая Явление отождествляется с правовыми эмоциями и поведением людей.
    Позитивистская Право выражено в текстуальных законах, имеет вид иерархической пирамиды норм.
    Социологическая Явление выражается в общественных отношениях.
    Марксистская Право — воля господствующего класса или всего народа, тесно связанная с материально производственными факторами.

    В 21 веке принят гуманитарный и комбинированный подход к изучению правопонимания. Современные правоведы предпочитают учитывать положения всех известных теорий. Все концепции имеют как недостатки, так и преимущества, поэтому успешно дополняют друг друга.

    Представленный материал может быть использован для составления шпаргалки или доклада по обществознанию или теории государства и права.

    Концепции правопонимания.

    Ответ: Правопониманиемв юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

    Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

    Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

    Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права – это сжатая юридическая теория, то юридическая теория – это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории». В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

    Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопониманияи называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

    1.Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения.

    2.Историческая школа права, представители: Г.Гуго, Савиньи, Пухта. Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права. Такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа.

    3.Психологическая теория права, представители Э.Р. Бирлинг (нем.)русск., Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс З.Фрейд. Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно- атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

    4.Социологическая школа права, представители: Ойген Эрлих, С. А. Муромцев , Роско Паунд (англ.)русск., Дж. Фрэнк, Р. Иеринг. Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

    5. Позитивная теория представители К. Бергбом Т. Гоббс, Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин.Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права — санкция (кара, наказание).

    6. Нормативизм (неопозитивизм), представители Р. Штаммлер , П. И. Новгородцев, Г. Кельзен. Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

    7.Материалистическая теория права, представители Маркс, Энгельс, Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

    8.Интегративная теория, представители А. С. Ященко, Б. А. Кистяковский, Р. З. Лившиц, В. В. Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашов, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ершов. Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом . Интегративная юриспруденция родилась из естественно- правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права. Основной признак права — нормативность (в чем и заключается его единство с моралью и религией).

    § 4. Основные концепции правопонимания

    Общая теория права выделяет три вида правопонимания: нор­мативное, социологическое и нравственное.

    Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взя­тых под его защиту.

    С позиций естественно-правовой школы отождествление пра­ва с законами государства недопустимо, поскольку законы могут содержать неправовые элементы и закреплять произвол властей. Общественное сознание оценивает законы в соответствии с есте­ственно-правовыми понятиями свободы и справедливости и в ря­де случаев не находит в законах ни того, ни другого. С позиций социологической школы отождествление права с законом невер­но, так как нормы права мертвы и не составляют действующего права, если их предписания не реализуются в поведении людей. Право материализуется в правоотношениях, поэтому нельзя ста­вить знак равенства между правом и законом.

    Читайте также  Недействительность сделок в гражданском праве

    Сторонники нормативного подхода не отрицают уязвимости специально-юридической концепции права, но при этом отме­чают, что «определение права через систему норм оказывается самым удобным на практике» (Кудрявцев В. Н. Юридические нормы и фактическое поведение // Советское государство и право, 1980. № 2. С. 19). Нормативное определение оценива­ется в качестве «рабочей» дефиниции, которая ориентирует практических работников на законодательные нормы. Досто­инством так называемого узкого, собственно нормативного подхода является разработка юридической догматики, которая выступает основой совершенствования законодательства и пра­воприменительной практики.

    Представители социологического направления под пра­вом понимают праЪоотношенияЛГл»й

    право в действии. Юристы- социологи обращаются к процессу реализации норм права и вы­двигают лозунг «право в действии — живое право». По Муромце­ву, право представляет собой «совокупность правовых отношений (правовой порядок)» (Муромцев С. Определение и основное раз­деление права. — М., 1879. С. 47—48). Современные сторонники социологического подхода утверждают, что «право выступает в пер­вую очередь как определенный порядок в обществе» (Лившиц Р. 3.

    Теория права. — М., 1994. С. 1). Законы, по их мнению, пред­ставляют собой только часть права. Действующее право существ вует.не в виде законов, а как система общественных отношений, По мнению юристов-социологов, правовые отношения собствен­ности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляюі правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.

    С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологи­ческого направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и вы­явить реальные механизмы действия права. Сущность права усмат­ривается в достижении социального компромисса. Отсюда — поиск правовых средств, способных обеспечить порядок в обществе.

    Нравственное правопонимание исходит из существова­ния позитивного и естественного права. С позиций естественно­правовой школы (Г. Гроций, Гоббс, Монтескье и другие) разли­чие между правом и законом — это различие между позитивным (писанным) правом и естественным (неписанным) правом. Ос­новная идея естественного права заключается в том, что все люди равны от рождения и поэтому имеют одинаковые права. Сторон­ники нравственного понимания считают, что правовая жизнь об­щества должна соответствовать требованиям естественного права.

    Согласно теории возрожденного естественного права (современный вариант), право, которое создается государ­ством, является производным по отношению к высшему, естест­венному праву. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, должны соответствовать естественному праву. В слу­чае несоответствия с естественным правом законы государства не могут считаться правовыми.

    Недостатком нравственного правопонимания является стрем­ление признать важнейшим элементом права его идейное начало, то есть представление людей о праве. Приоритет идейного начала перед нормативным в правоприменительной практике способен привести к подмене общих правовых предписаний групповыми ли­бо индивидуальными представлениями и тем самым — к наруше­нию законности. Заслугой нравственно правового направления является разработка прирожденных и неотъемлемых прав челове- 12

    ка, таких как равенство всех перед законом, право на жизнь и те­лесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинст­ва, свобода от произвола и рад других прав.

    Сторонники так называемого широкого подхода включают в право юридические нормы (позитивное право), правосознание (живое право) и правовые отношения (право в действии). При этом предлагается рассматривать юридическую надстройку как право в широком смысле слова. Однако отождествление права с юриди­ческой надстройкой не привело сторонников широкого правопо- нимания к выработке научного определения права, поскольку по­нятие права не может быть сведено к сумме его сторон.

    С точки зрения естественно-правовой доктрины «определить пра­во в границах сугубо юридических — задача полностью неосущест­вимая. » (Петрова Л. В. О естественном и позитивном праве // Го­сударство и право.

    Некоторые современные теоретики определяют право как нор­мативные установки цивилизованного общества, выражающие идеи справедливости и свободы, закрепленные посредством зако­нодательства и охраняемые государством. Однако реальное зако­нодательство в отличие от идеального (естественного) права не­редко закрепляет принципы права и неправа в одном и том же нормативном акте, а иногда в одной и той же статье (пункте) акта (см. подробнее: Бугров Л. Ю. Принципы «неправа» в области дей­ствия советского трудового законодательства // Советское госу­дарство и право. 1991. № 12). В правотворческой и юридической практике, к сожалению, существует множество расхождений ме- • 13

    жду должным и сущим, нормативным и узаконенным. В это смысле утверждения о тождестве права и цивилизованного зак

    1. Основные концепции правопонимания.

    Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.

    Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

    Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

    Историческая школа права – сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса). Закон – не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом местеобычай. Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

    впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;

    справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по свое­му усмотрению;

    верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

    данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализ­ма, уже отживающего строя;

    ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

    Психологическая теория права – наряду с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание – начало XX века – Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Различают позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки – в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).

    Право – не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли.

    Единственный источник права – индивидуальное сознание.

    Право – это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление (воздержание от) этих действий.

    Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

    Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

    Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав.

    Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права – берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

    Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

    При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им.Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы, следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

    Достоинство этого подхода состоит в том, что он, во-первых, фиксирует посредством норм права грани­цы дозволенного и запрещенного поведения, во-вто­рых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность, в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т. е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.

    Но нормативный подход имеет и недостатки, поскольку:

    а) правом признается только то, что исходит от , государства, и, следовательно, отрицаются естественные неотъемлемые права человека; |

    б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, создается иллюзия, будто при­нятия закона достаточно для решения любых соци­альных вопросов;

    Читайте также  Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

    в) не раскрываются действие права, его движущие силы, регулятивные свойства.

    Несмотря на недостатки, данный подход наиболее распространен в юридической практике, так как он более удобен, понятен, имеет четкие критерии.

    Социологическая теория права – предопределила «школа свободного права» (Эрлих) – живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

    Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

    Достоинство данного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической прак­тики. Но социологический подход имеет и недостат­ки, которые сводятся к следующему: во-первых, есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным; во-вторых, возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться пра­вом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя дей­ствия наделять свойствами регулятора.

    В юридической науке социологический и фило­софский подходы принято именовать широким пони­манием права, а нормативный — узким.

    Марксистская теория права – право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы – принуждение, насилие, подавление.

    Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-право­вых учениях XVII—XVIII вв. (Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.). Основные идеи:

    1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

    2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

    3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

    С позиций данной теории право толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, прин­ципы, идеалы, мировоззрение), отражающее концеп­ции справедливости, свободы человека и формально­го равенства людей.

    Нравственный подход признает важнейшим нача­лом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начала, т. е. представления людей о пра­ве, каким оно должно быть. Правовые нормы государ­ства могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют есте­ственной природе человека, не противоречат его есте­ственным неотъемлемым правам, тогда они составля­ют право. Иначе говоря, наряду с законодательством (т. е. правом, закрепленным в законе) существует выс­шее подлинное право как идеальное начало, отражаю­щее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

    Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены в силу своего рождения определенными правами и свободами, необходимыми для жизнедеятельности. Содержание этих прав не может устанавливаться го­сударством, которое должно лишь их соблюдать и обеспечивать, а также охранять и защищать.

    Главное достоинство рассматриваемого подхода к правопониманию состоит в признании в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться за­конодатель, который при принятии новых законов должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство заключается в том, что различа­ются право и закон — не каждый закон является правовым.

    Среди недостатков нравственного (философского) правопонимания следует назвать следующие:

    1) расплывчатое представление о праве, посколь­ку даже высокие идеи и представления не могут сами по себе заменить властного нормативного регу­лятора отношений между людьми и определять кри­терии правомерного и неправомерного поведения;

    2) участники общественных отношений могут не­одинаково понимать такие ценности, как справедли­вость, свобода, равенство;

    3) декларируя разрыв между правом и законом, данный подход может способствовать негативному отношению к закону и повлечь правовой нигилизм;

    4) существует возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органа­ми законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или дру­гой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

    23.) Все эти подходы имеют то или иное практи­ческое значение. В частности, социологический подход ориентирует законодателя на анализ действия права, насколько принимаемые нормы права находят практическое применение. Если же эти нормы составляют «мертвое право, то это обязывает законодателя изменять действующее законодательство.

    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ

    Общая теория права выделяет три вида правопонимания: нормативное, социологическое и нравственное.
    Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон.
    Нормативное правопонимание основано на представлении, что право — это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу.
    Представители социологического направления под правом понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое право». По Муромцеву, право представляет собой «совокупность правовых отношений (правовой порядок)» (Муромцев С. Определение и основное разделение права. — М., 1879. С. 47—48). Современные сторонники социологического подхода утверждают, что «право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе» (Лившиц Р. 3. Теория права. — М., 1994. С. 1). Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.
    С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологического направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные механизмы действия права.
    Некоторые современные теоретики определяют право как нормативные установки цивилизованного общества, выражающие идеи справедливости и свободы, закрепленные посредством законодательства и охраняемые государством.
    Особым своеобразием отличаются феминистические концепции, направленные против действующего законодательства, в котором феминистки видят сугубо мужское право, ставящее женщин в зависимое положение.
    В связи с этим сторонницы либерального феминизма стремятся исключить из права нормы, проводящие различие между полами, и тем самым предоставить женщинам возможность конкурировать с мужчинами в любой сфере деятельности. Либеральная школа отстаивает формальное равенство полов. Это означает, что закон не должен делать различий между мужчинами и женщинами. Вместе с тем каждый индивид вправе заявить, кем он себя считает. Ассимиляционный феминизм идет еще дальше. Сторонницы этого направления считают, что общество вообще должно целенаправленно уничтожать разницу между женщинами и мужчинами, не делая никаких различий между полами. Они предлагают рассматривать беременность как временную нетрудоспособность, а в дальнейшем вообще изъять роды из женского опыта, ликвидировать традиционную семью, создать искусственное размножение и специальные учреждения для выращивания детей.
    Бивалентный феминизм, напротив, подчеркивает разницу между полами и требует особого отношения к каждому полу и прежде всего к женскому. Сторонницы этого направления выступают за создание двойной системы права, так как мужчины и женщины существенно различаются физически и психически. При этом высказывается мысль, что женщины не должны приспосабливаться к мужским нормам и стандартам, они заслуживают специального отношения и специальных привилегий. Культурологический феминизм рассматривает женщину как существо более совершенное, чем мужчина. По мнению феминисток, женщине присущи такие культурные ценности, как воспитание детей и забота о других людях. Женская зрелость заключается в соединении. Для женщин характерны сочувствие, сопереживание, заботливость. Мужская зрелость проявляется в самостоятельности и отделении. Для мужчин важнее индивидуализм и соревновательность. Им присущи эгоизм и агрессивность. Феминистки предлагают трансформировать право на основе женских ценностей, сделать его менее императивным.
    Радикальный феминизм рассматривает женщин не как индивидуальное существо, а как угнетенный социальный класс. Радикальные феминистки предлагают реконструировать равенство полов качественно — путем изменения законов и количественно — путем распределения власти между мужчинами и женщинами на паритетных началах. Качественные изменения должны включать в себя принятие законов, защищающих женщин от: сексуального домогательства, сексуального насилия и других форм физического насилия; запрещающих порнографию как явление, которое унижает женщину; разрешающих свободу абортов и половых связей.

    Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: