Основные направления буддизма махаяна и хинаяна - ABCD42.RU

Основные направления буддизма махаяна и хинаяна

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна

Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды из числа наиболее близких его учеников. Согласно тхераваде принц Гаутама был земным существом, который родился как человек, но жил и умер как Будда. Его просветление — результат кармы, последовательно улучшавшейся в процессе 550 перерождений. Сторонники этого направления предпочитают именовать себя по названиям школ, а общее направление — тхеравадой. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, человеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению.

Сангха (община) тхеравадинов представляла собой монашескую организацию, зависящую от мирян, но на них не ориентированную. Высшим ее органом были сангити (своего рода буддийские соборы) — собрания ученых-монахов, на которых происходили восстановление и корректировка учения Будды.

Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

В первые века нашей эры складывается одна из двух основных ветвей буддизма — махаяна («большая колесница»). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, ряде стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Другие течения, к коим в первую очередь причислялись тхеравадины, получили общее наименование хинаяна («малая колесница»). Слово «хинаяна» употреблялось лишь в текстах махаянской традиции, выражая пренебрежение ее приверженцев к более замкнутому течению буддизма, а сами хинаянисты именовали себя по названиям школ.

Одно из отличий махаяны от хинаяны — в концепции «множественности бодхисаттв» (существ, стремящихся к просветлению»). Если в хинаяне бодхисаттвами были исключительно будды, то согласно махаяне путь бодхисаттв доступен всем, кто пройдет путь духовного совершенствования.

Прежде всего, в учении махаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»). Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества — архата, святого, который стремится к достижению личной нирваны. Индивидуальное спасение в махаяне считается недостаточным; бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь освобождения.

Двумя качествами бодхисаттвы, о которых говорится в текстах зрелой Махаяны, являются: 1) великое сострадание (каруна), выражающееся в умении бодхисаттв применять искусные методы (упая) для спасения живых существ, тонущих в океане сансары; 2) премудрость (праджня), выражающаяся в способности видеть реальность такой, какой она является в действительности, вне и помимо искажающего ее восприятия профанного живого существа, проводящего ложные различения (викальпа) и накладывающего на реальность свои ментальные конструкты (кальпана). Эта реальность как она есть называется обычно в переводах «таковостью» (санскр. татхата, бхутататхата). Мудрость без искусных методов пассивна, методы без мудрости слепы. Как птица, говорится в текстах, не может лететь на одном крыле, так и бодхисаттва не может обрести совершенное и полное пробуждение (аннутара самьяк сабодхи) без интеграции членов этой диады. Утверждается, что, обретя состояние будды, бодхисаттва отказывается от вступления в нирвану до тех пор, пока не будут освобождены все живые существа. Но поскольку число живых существ в бесчисленных мирах бесчисленно (их столько же, «сколько песчинок в реках Ганг», которых, в свою очередь, столько же, сколько песчинок в одном Ганге), то и подвиг бодхисаттвы оказывается, по учению ряда сутр, бесконечным и становится даже его нирваной, ибо бодхисаттва превосходит всякую двойственность, его видение мира недихотомично (адвая), и разница между нирваной и сансарой для него элиминируется. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху).

Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать буддой, потому что в каждом живом существе заложена «природа» будды, надо только ее проявить и высвободить. В махаяне восьмеричный путь дополняется учением о шести «парамитах» («переправах») — совершенствах, с помощью которых человек может достичь состояния бодхисаттвы. В ее учении появляется новая концепция будды: вместо одного Будды — учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепция о «трех телах будды» (высшее из которых «Дхармакая» — «будда в теле Закона», представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело будды, эманациями которого являются все будды и бодхисаттвы). Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В писаниях Великой колесницы доктрина Б. получила значительное развитие. Здесь Б. — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих рождениях, в конце концов, станут буддами. В то же время Б. — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона (дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, куда можно попасть в сеансах высшей медитации.

Таким образом, махаяна существенно изменила содержание основных положений раннего буддизма — произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал; все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последователей за пределами Индии.

Если хинаяна считала что достижение нирваны доступным малому кругу последователей, главным образом монашеству (отсюда ее название — «малая колесница»), то согласно махаяне, «движение к нирване» вовсе не требовало ухода в сангху. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию.

Махаянисты отбросили традиционное для хинаяны приятие образа исторического первоучителя. Махаяна видела в Будде прежде всего божественную природу. Путь веры в богов в махаяне доступен не только монахам, но и более широкому кругу последователей — мирянам (отсюда «большая колесница»).

В махаяне возник многочисленный пантеон божеств. Постепенно, далеко не сразу, сложился и общебуддийский пантеон, единый для всех направлений буддизма и всех стран буддийского мира.

Высший ранг этого пантеона составляют будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Атрибуты будды — всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обликах.

Особо выделяется Майтрея — будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания периода Шакьямуни (своеобразный буддийский мессия). У монгольских народов традиционно изображается в виде всадника на белом коне.

Второй ранг пантеона занимают бодхисаттвы («существа, стремящиеся к просветлению») — ставшие на путь будды, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения от страданий ради спасения людей. Бодхисаттва руководствуется шестью «духовными совершенствами» («парамитами»): щедростью; нравственностью; мужественностью; терпеливостью; мудростью; способностью к созерцанию. С их помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам.

Третий ранг пантеона образуют архаты («достойные») — праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики и последователи Будды Шакьямуни) и пратьека-будды («будды для самих себя») — мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей. Архаты и пратьека-будды особенно популярны в хинаяне.

В качестве всевозможных воплощений многочисленных будд и бодхисаттв в буддийский пантеон включались добуддийские божества различных народов — верховные индийские боги: Брахма, Шива, Вишну — как воплощение Будды Шакьямуни; олицетворение Солнца, японская синтоистская богиня Аматэрасу — как воплощение будды Вайрочаны; китайская богиня плодородия и материнства Гуань-инь — как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у буддийских народов России (бурятов, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма.

Третье направление_буддизма — ваджраяна («алмазная колесница») — оформилось в середине I века. Для ваджраяны характерна вера в мгновенное, как удар молнии, «просветление», что отличало ее от махаянской доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Согласно ваджраяне, нирваны может достигнуть любой верующий в настоящей жизни. Другое название этого направления — тантра («непрерывность», «поток психики»). Ваджраяна стала культивировать медитативную (йогическую) практику.

Важную роль в мифологии ваджраяны играет легенда о стране всеобщего благоденствия Шамбале. Это страна сильных, красивых и добродетельных людей, управляемая царями — последователями буддизма. Первый царь Шамбалы — Сучандра получил буддийское учение непосредственно от Будды Шакьямуни. При 25-м царе Шамбалы Рудрачакрине должна произойти решающая битва сил добра — воинства Шамбалы и сил зла — противников буддизма. После победы сил добра наступит новая эпоха, ознаменованная пришествием будды Майтреи.

Шамбала находится в некоем невидимом мире, который открывается лишь достигшим просветления. Вместе с тем даже в XX веке неоднократно предпринимались попытки поиска этой страны в конкретных местностях (в Тибете, Гималаях, на Алтае), а также отождествления ее с существующими государствами (Россией), получившие распространение среди буддистов Тибета и Монголии.

Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку обще буддийские основы превалируют над межконфессиональными особенностями. Кроме того, буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, считая, что его можно познать лишь на практике. Познавший это учение, сам становится авторитетом для себя. Вот почему в буддизме нет ересей.

Буддийские конфессиональные общины входят в состав двух международных организаций: Всемирного братства буддистов, созданного в 1950 г. (штаб квартира в столице Таиланда Бангкоке), и Азиатской буддийской конференции за мир, основанной в 1970 г. (со штаб-квартирой в столице Монголии Улан-Баторе).

Кратко об основных направлениях буддизма

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Вопреки устоявшемуся у европейского человека мнению о том, что буддизм является цельным течением, это не совсем так. Так же как христианство или ислам, он имеет несколько направлений. Одни зародились в глубокой древности, другие появились позднее и немного иначе трактуют древние тексты. В этой статье мы попробуем разобраться в этих тонкостях.

Буддизм – одна из мировых религий, которая зародилась в IV в. до н.э. на северо-востоке нынешней Индии, поэтому в ней прослеживается тесная связь с древнеиндийской философией. Приверженцев насчитывается более 450 миллионов, и основная их масса сосредоточена в азиатских странах – Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке. Стать буддистом можно независимо от предыдущего вероисповедания, а также разреза глаз, цвета кожи и классовой принадлежности.

Направления

Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18. Итак, кратко об основных направлениях буддизма:

  • Тхеравада. Старейшее направление, второе по численности. В XXI веке насчитывает почти 40% приверженцев.
  • Махаяна или «Великая колесница». Приверженцы составляют основную массу – более 50% всех буддистов мира. Центры сосредоточены в Японии, Монголии, Китае, Корее, Тибете.
  • Ваджраяна – «Алмазная колесница». Тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны (тантра – древнейшая система самосовершенствования, помогающая оздоровлению организма, продлению жизни, развитию духовности).
  • Тибетская ветка (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%. Центры находятся в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии, Манчжурии и Северном Китае.

Некоторые исследователи считают, что у буддизма всего три ветви, другие же говорят о двух основных — Тхераваде и Махаяне.

Тхеравада

Учение старейших. Тхеравада основана на текстах, которые были составлены после ухода Будды в нирвану. Приверженцы этого направления считает, что многое более поздних направлениях — нововведения, которые искажают суть учения Будды Шакьямуни, а в некоторых случаях и полностью ему противоречат.

Некоторые применяют к Тхераваде название Хинаяна или Малая колесница. Это не совсем корректно. Понятие Хинаяна зародилось внутри Махаяны и означает буквально «низший», «узкий», «презренный». Однако применять такие «эпитеты» к Учению старейших – одной из самых древнейших школ, согласитесь, не совсем правильно.

Тхеравада – аскетическое направление. Оно учит повторять путь Будды, чтобы достичь нирваны. А это значит, что нужно отказаться от всего земного, разорвать семейные связи. В идеале по учению нужно стать монахом — только так можно достичь истинного просветления.

Тхеравада не является целостным учением. Ее последователей одолевают сомнения по поводу правильности трактовок текстов Будды. В связи с этим направление в процессе своего существования разделилось на несколько религиозно-философских течений:

  • саунтрантики;
  • вайбхашики.

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы». Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению.

Читайте также  Психологическое направление в социологии 2

Истинный буддизм отличается от остальных мировых религий – здесь нет такого понятия как «Бог». Его основатель – Сиддхартха Гаутама – реальный человек. С помощью духовных практик он дошёл до состояния, называемого нирваной. Считается, что если обычный человек будет следовать его пути, то он сможет повторить его в точности.

Махаяна

Часто ее называют северным буддизмом. Истоки махаяны находятся в Индии, откуда она и распространилась по азиатским странам – в Непал, Тибет, Корею, Вьетнам, Монголию, Китай, отдельные регионы России. Возникновение ее относят к концу I века до н.э.

Махаяна – противоположность Тхераваде. В ней прослеживается обожествление Будды, а также теория триединства, немного напоминающая христианскую религию: Отец, Сын, Святой дух, только в Махаяне это называется иначе:

  • Реальный человек – Сиддхартха Гаутама – это проекция Бога на земле (Самбхогакая).
  • Земное тело может иметь множество форм. Одна из них – Амитаба, которую люди видят, уважают, поклоняются.
  • Нирваны достигает сущность или Дхармакая – то, что является первоисточником во вселенной.

Основа восточного вероучения – личный опыт реального человека. Познавая себя и мир, Сиддхартха Гаутама отталкивался не от религиозных догматов, которые ничем не доказаны и принимаются только на веру, не от мифических сказаний, а от того, что «рассказывают» его собственные органы чувств. Те, кто глубоко изучают буддизм, часто называют его не вероучением, а философией.

Ваджраяна

Тантрическое направление или Тантраяна (путь Результата) – самое молодое из основных в буддизме. Образовалось в V веке н.э. как часть Махаяны. Сейчас наиболее распространено в Тибете, Монголии, Непале, Японии, некоторых районах России (Тыва, Бурятия, Калмыкия). Последователи Ваджраяны многое позаимствовали из вероучений коренных народов Тибета (Бон).

Для последователей Ваджраяны очень важна личность Учителя. Только он может правильно подобрать практику для ученика.

Тибетский буддизм

Другое название – Ламаизм. Основан на учениях махаяны и ваджраяны, а также тхеравады (монашеские обеты). Здесь наблюдается полное сохранение позднеиндийского буддизма.

В Тибете это религиозное учение начало утверждаться и развиваться не раньше VII века н.э. Основное отличие от традиционного буддизма заключается в способе передачи власти, как светской, так и духовной. На Тибете это происходило как перерождение (тулку) одной и той же личности, в то время как в других странах, исповедовавших эту же религию – по наследству либо через организацию выборов. В конце концов, это привело к тому, что духовенство и светская власть объединились. Единым правителем Тибета стал Далай-лама.

Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте. Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей. Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.

4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень). Здесь все подчинено логике. Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Заключение

Уважаемые читатели, информация в этой статье – мизерная часть тех знаний, которые может подарить восточное вероучение. Однако мы надеемся, что он поможет вам глубже разобраться в интересующей вас теме.

Если материал оказался для вас полезным, поделитесь им в соцсетях.

А мы прощаемся с вами до следующей встречи!

Буддизм: основные идеи и принципы

Основные идеи буддизма: Pixabay

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Формула восточной красоты: как омолодить лицо за 15 минут

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

Прагматизм — это хорошо или плохо и в чем его суть

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:

Медитация для начинающих в домашних условиях

  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.

Направления и школы буддизма, современные формы

Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.

Высокая мода: что это такое, тренды 2021 года

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Три колесницы – Три Пути. Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна

В буддизме выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их Три Яны, Три Колесницы.

Хинаяна ( «яна» – колесница, «хина» – малый ) – Малая Колесница

Махаяна ( «маха» – великий ) – Большая Колесница

Ваджраяна ( «ваджра» – алмаз ) – Алмазная Колесница

Все они ведут к одной цели. Деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Каждое направление имеет своих последователей. Разные люди – разные методы.

Суть знания, переданного Буддой выходит за пределы человеческого измерения. Для ясного понимания этого знания принята некая форма, такая как Три Колесницы, каждая из которых содержит свои особые наставления, методы, постижения этого знания.

Читайте также  Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Хинаяна

Традиция Хинаяны опирается на то, что можно назвать первыми учениями Будды, начиная с его знаменитой проповеди о Четырех Благородных Истинах: страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания.

Основу учения образует Трипи́така, Палийский Канон – свод священных текстов, составленный вскоре после так называемого «ухода Будды в Нирвану».

Последователи Хинаяны считают эти писания самым древним источником Учения Будды, и следовательно самым авторитетным. Отсюда еще одно название Малой Колесницы: Тхеравада то есть «Учение старейших».

Махаяна

Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии. Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.

Основа Махаяны и Хинаяны – Сутры.

Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей — метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна

Ваджраяна – последняя Колесница, называемая «тантрический буддизм». Это название связано с тем, что основа практик здесь – Тантры — знания, переданные предполагаемым воплощением Будды, учителем Падмасамбхавой. Конечная цель Ваджраяны та же, что у и Махаяны – обретение состояния Будды для блага всех существ. Отличие в Методах обнаружения этого изначального состояния.

Цели трёх колесниц

Хинаяна: Нирвана

Махаяна и Ваджраяна: Благо всех существ

Хинаяна воспринимает Путь Будды Шакьямуни как руководство к действию: отречься от всего «мирского», отсечь привязанности и «загрязнения», чтобы стать просветлённым существом подобно Будде и покинуть этот мир, уйдя в бесконечное блаженство Нирваны – состояния за пределами цикла рождения и смерти – сансарического бытия.

Важно отметить: последователи Хинаяны верят, что Будда – конкретное историческое лицо, Учитель, обретя Просветление действительно ушел в Нирвану. То есть перестал существовать в нашей реальности. Это воззрение — ключевое отличие восприятия явлений в Хинаяне и Махаяне.

Кем был Будда?

Хинаяна: Будда – человек, достигший Просветления

Махаяна: Будда – метафизическая Реальность

Сутры Махаяны указывают на то, что Нирвана – это уловка на пути, а Будда, Татхагата – нечто, гораздо большее, чем явленное миру тело Будды Шакьямуни. Будда – это аспект реальности, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего. И потому Будда, воспринимаемый таким образом, не может «покинуть» Сансару. Он пребывает в ней внутри каждого из нас.

Такая концепция получила название Теория Татхагата Гарбхи. «Зародыша» Будды как изначальной природы внутри всех живых существ.

Об этом можно прочесть в Татхагатагарбхе сутре:

А также, сыновья хорошей семьи, (он) понимает, что внутри живых существ, утопающих в осквернениях, сидит множество Татхагат со скрещенными ногами и неподвижных, одаренных, как и я, знанием и видением. И понимает, что нутро тех (существ), оскверненное нечистотой,– истинная природа Татхагаты (татхагатадхармата), недвижимая и неколебимая любыми состояниями бытия, и затем говорит: «Все эти Татхагаты подобны мне!»

Идеальная личность

Хинаяна: Архат

Махаяна: Бодхисаттва

Архат

Идеалом Хинаяны является Архат – святой монах, собственными усилиями достигший Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

В Сутрах Махаяны хинаянских святых – Архатов называют Шраваками, «слушающими голос», подразумевая, что это ученики Будды, не постигшие всех глубин учения и привязавшиеся к идее Нирваны как Индивидуального освобождения, стремление к которому в принципе заблуждение.

Во-первых, нет разницы между Сансарой и Нирваной – это две иллюзии одного Ума.

Нет разницы вообще Между Нирваной и Сансарой. Что является пределом нирваны, Есть также и предел сансары. Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия.

Ум – корень, как круговорота перерождения, так и просветления. Из-за разнообразия накопленной кармы, каждый из многообразных видов существ имеет свое особое иллюзорное видение.

Намкай Норбу Ринпоче «Кристалл и путь света»

Этот ум творит и сансару и нирвану Вне него не существует ни то ни другое.

Во-вторых, даже если Ум принимает правила игры этих иллюзий, стремление к «личному» Освобождению – не самый благородный путь. Ведь в шести мирах сансарического удела человек оставляет всех тех, кто будет продолжать пребывать в неведении и испытывать повторяющиеся страдания.

Боддхисатва

Потому задача практика – принести максимальное благо живым существам в течении своей жизни. Которая, как известно конечна, а рождение человеческое – бесценно, ибо дает возможность для практики.

Отказавшись от цепляния за собственное «Я», практик Махаяны переводит свой взор от себя к другим людям и существам.

Идеал Махаяны – Бодхисаттва – тот, кто породил в себе намерение стать Буддой дабы иметь возможность принести благо миру.

Намерение такого рода называется Бодхичитта ( «бодхи» – пробужденный, «читта» – сознание ). Зарождение такого намерения, обусловленного чувством великого Сострадания ко всему живому, является началом духовного развития на пути Великой Колесницы, Махаяны.

Вообще, в Махаяне есть такое воззрение, что определяющим природу нашего действия – является не само действие, а намерение, мотивация. И потому то, что по форме выглядит странно или даже жестоко, имея так называемую благую цель под собой – является благом.

Пути трех колесниц

Хинаяна и Махаяна: Путь Отречения

Ваджраяна: Путь преобразования (Тантры)

Хинаяну и Махаяну называют Путь Отречения. То есть отказ от негативных, не благих действий, дабы очистив Ум, обнаружить свое изначально просветленное состояние – достичь Просветления.

Ваджраяна, и тантра в целом, это Путь Тантры, Преобразования. Где те омрачения, привязанности и страсти, что в Сутре следует отсечь, используются как часть практики.

Ученый, религиовед Евгений Торчинов пишет:

Ваджраяна утверждает, что главное преимущество такого метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трёх неизмеримых (асанкхея) мировых циклов — кальп. Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчёркивали, что этот путь является и самым опасным.

Ваджраяна взаимодействует с темными пучинами бессознательного – того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться практиком, «атакуя» его сознание «изнутри».

Сейчас под словом «тантра» на западе продвигаются мероприятия, имеющие очень отдаленное отношение к духовности. Такое явление связано с поверхностным пониманием, западным сознанием союза мужского и женского, который выделяется в тантре. Мужское и женское начало в Ваджраяне – это союз двух аспектов Пробуждения: мудрости и метода.

На изображениях тантрических божеств, изображается пара, священный союз, называемый «Яб-Юм».

Метод, «Упая» – это мужское начало, божество в мужском теле.

Мудрость, «Праджня» – женское начало, изображается как супруга божества.

В буддизме есть устойчивое триединство: Тело, Речь и Ум

  • Практика на уровне Тела: выполнение простираний
  • Практика на уровне Речи: это начитывание Мантр
  • Практика на уровне Ума: визуализации

Основные практики Ваджраяны:

  1. практика мантр;
  2. визуализация божеств;
  3. созерцание мандал.

Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что её часто даже называют Мантраяной — Колесницей Мантр. Произнесение мантр подразумевает понимание внутреннего смысла мантры и её воздействия. Часто в практике нужно визуализировать написанные тексты мантр, причём задаётся определённый цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Практика тантрических мантр предполагает получение специального Посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

В Ваджраяне большую роль играет наставник, учитель, Гуру. Под руководством такого гуру для каждого ученика подбирается своя практика, в зависимости от характера. Качество, черта характера, имеющая негативное свойство называется аффект (клеша): гнев, страсть, невежество, гордыня или зависть.

Практикующие Ваджраяну утверждают, что такого рода аффекты должны не уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться в пробужденное сознание. Как это возможно?

Основой претворения страстей и влечений в мудрость Будды является природа Будды, которая есть природа психики и всех ее состояний и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте.

Потому, Ваджраяну можно назвать выходом за пределы понятий «чистого» и «нечистого».

Прежде чем изучать практику тантрического буддизма, Ваджраяну, следует изучить фундамент на который она опирается, а именно предыдущие две Колесницы.

Когда начинающий практик ищет «передачу», Посвящение на сложные, «высшие» тантры Ваджраяны, не накопив опыт в более доступных практиках – в нем говорит Духовное Эго. Считается, что если человеку обьяснили какой то метод, например Мантру – то есть образно говоря «передали» её, вложив в некотором смысле свою энергию в эту передачу – то есть энергию Учителя, эту практику «реализовавшего» – важно действительно Практиковать.

Когда приезжают буддийские Ламы с лекциями, учениями и всевозможными передачами практик – надо быть честным перед собой – намерен ли ты действительно применять в жизнь те знания, что получишь на таком мероприятии. Если человек получает «передачу» и не практикует – он создает «препятствие». Поэтому лучше быть более пустой и легкой чашей применяющей переданные уже методы, чем переполненным духовными знаниями сосудом без практики. Это и называется Духовным накопительством. Везде нужна мера – Серединный Путь.

Мы можем прожить жизнь по-разному. Через пять лет, то, что важно сейчас потеряет значение. Vanitas Vanitatum Суета сует. Сансара.

Есть вещи вне времени. Они останутся в нас навсегда. Человек чувствует это вечное и ищет к нему дорогу.

Оттого – разные религии, книги и путешествия, разговоры – вдруг найдется?

Но изначальная природа человека, его суть – никогда не придет извне – это знание внутри. И Учение Будды – древнейший способ подобрать ключ к этой двери. Вернуться к истоку.

Сколько бы ни было дорог, какую бы мы ни выбрали Колесницу, главное – идти вперед.

Хинаяна и Махаяна

Обычно Хинаяна и Махаяна называются Малой и Великой Колесницей.

Хинаяну называют также Тхеравадой, что означает «школа более древних членов религиозного ордена», и она соответствует южной ветви Буддизма. Махаяну называют также Бодхисаттваяной, и она соответствует северной ветви Буддизма.

Есть пять аспектов, отличающих Махаяну от Хинаяны:

1. Постигаются оба аспекта отсутствия сути — отсутствие сути личности и отсутствие сути явлений.

2. Мы развиваем Просветлённый Настрой (Бодхичитту) и, основываясь на нём, упражняемся в шести или десяти освобождающих действиях

3. Мы отбрасываем оба типа омрачений — омрачения мешающих эмоций и омрачения, связанные с неправильными взглядами, вместе с тенденциями к таким омрачениям.

4. Мы достигаем Нирваны Вне Пребывания -вне двух ограничивающих состоянии Самсары и Нирваны.

5. Согласно поучениям восьмого Кармапы, Микьё Дордже, существует семь видов величия, характеризующих прохождение по этому пути. В этом причина того, что Великая Колесница называется великой по сравнению с Малой Колесницей.

* Величие нацеленности (по-тибетски Мигпа Ченпо) — на обретение блага всеми живыми существами, особенно при помощи великого многообразия поучений, направленных на благо существ.

* Величие мотивации (по-тибетски Друбпа Ченно) — совершенство в освобождающих действиях достигается как для собственного блага, так и для блага других существ.

* Постигается великая изначальная мудрость (по-тибетски Йеше Ченпо), что означает постижение обоих аспектов отсутствия сути (личности и явлений) посредством изучения, размышления и медитации.

* Великое усердие (по-тибетски Цёндру Ченпо) — мы практикуем в течение трёх великих мировых эпох (на санскрите — Кальп), никогда не падая духом и будучи способны выносить чрезвычайные трудности ради обретения Состояния Будд.

* Великая Колесница располагает великими искусными средствами или методами (по-тибетски Тхаб Ченпо), — то есть, если наша практика окрашена Бодхичиттой, намерением приносить пользу другим, то возможно даже допускать семь недобродетельных поступков тела и речи: благодаря настрою Бодхичитты они становятся позитивными действиями.

* Абсолютное совершенство (по-тибетски Друбпа Ченпо) — полное Просветление, которое характеризуют десять способностей Совершенного Знания, четыре вида бесстрашия, 18 Выдающихся Достоинств и так далее.

* Из этого происходит великая Будда-активность (по-тибетски Тхринле Ченпо), которая спонтанно и беспрерывно способствует обретению блага всеми существами.

Почему Будда учил Малой и Великой Колеснице?
Если мы думаем, что способны сразу практиковать Махаяну, это может породить гордость. Эта гордость будет препятствовать действительному пониманию страданий живых, существ. Только понимая страдания Самсары, можно развить глубокое сочувствие ко всем живым существам.

Многие люди хотят сначала практиковать Хинаяну и впоследствии перейти к Махаяне. В результате возрастающего понимания закона причины и следствия, или кармы, у нас улучшаются привычки, и таким образом мы перестаём причинять вред другим. В уме появляется больше уверенности, и он становится спокойнее. Посредством практики медитации развивается осознавание пространственной природы ума, увеличивается дистанция по отношению к мешающим факторам, что делает нас способными самостоятельно определять способ нашего восприятия.

Читайте также  Управленческий консалтинг в России

На основе контроля над мешающими эмоциями развиваются дополнительные силы, используя которые, можно приносить пользу другим, и тогда возможен переход на уровень Махаяны. Необходимость последовательного прохождения этих двух путей признаётся также великими индийскими мастерами Нагарджуной и Асангой. В каждой медитации сначала идёт принятие Прибежища, которое соответствует Хинаяне. Затем пробуждается Просветлённый Настрой, что относится к Махаяне. Основная практика в тибетском Буддизме всегда согласуется с Ваджраяной, Алмазным Путём. Наконец, посвящение собранной заслуги в конце опять помещает практику в контекст Махаяны.

Если говорится о двух Янах, то это — Сутраяна и Тантраяна, «Колесница Причины» и «Колесница Обретения Плода».

Если говорится о трёх Янах, тогда это — Шравакаяна (буквально «Колесница Слушающих»), Пратьекабуддаяна (буквально «Колесница Постигающих В Одиночку») и Бодхисаттваяна (буквально «Колесница Героев Просветлённого Ума»).

Девять Колесниц — это Шраваки, Пратьекабудды, Бодхисаттвы, Крийя-Тантра, Чарья-Тантра или Упа-Тантра, Йога-Тантра, а также Ануттарайога-Тантра с Отцовской, Материнской и Недвойственной Тантрой. Этим девяти Колесницам учат, главным образом, в традиции Ньингма тибетского Буддизма. В этой традиции три высших класса Тантры называются Махайога-Тантра, Ануйога-Тантра и Атийога-Тантра.

Ваджраяна в системе трех колесниц

Исторические Будды

Сказано, что в нашу кальпу появится тысяча Будд. Первых трех звали Кракучандра, Канакамуни и Кашьяпа, их поучения затерялись во времени. Четвертым был Шакьямуни, и его традиция сегодня остается живой. Поучения, даваемые разными Буддами, в основе своей одни и те же. Все просветленные учат колеснице «слушателей» и «Будд-одиночек» в рамках Хинаяны, а также колеснице Бодхисаттв в рамках Махаяны – все это появится и в наставлениях следующих Будд нашей кальпы. Благодаря своим устремлениям, пожеланиям и обстоятельствам своего появления Будда Шакьямуни отличается от остальных просветленных тем, что передал множество поучений Ваджраяны в форме тантр.

Что касается учеников, то и они, в сущности, одинаковы. Все существа обладают природой Будды. Однако на более поверхностном уровне люди отличаются друг от друга своими духовными способностями; причина этого – в особой карме каждого. Вот почему необходимы разные колесницы.

Хинаяна

Малую колесницу (Хинаяну) можно кратко представить двумя великими принципами:

• соблюдение дисциплины, позволяющей избегать всего, что вредит другим;

• понимание пустотности субъекта, называемое «отсутствием самости личности».

Таким образом, все мешающие эмоции – желание, неприязнь, ревность, гордость и так далее – прекращаются, и ум полностью поглощен пустотой.

Результатом здесь является состояние архата, «победителя врагов». Термин «враги» подразумевает мешающие эмоции. До определенной степени это можно считать Освобождением, но не окончательным пробуждением.

Хотя в таком состоянии можно покоиться чрезвычайно долго – до нескольких кальп, – все же состоянием архата путь не исчерпывается. Наступает день, когда тело Будды испускает луч света, который касается архата и пробуждает в нем мотивацию практиковать учение Великой колесницы, и с этой минуты архат встает на путь, ведущий к полному Просветлению.

Малая колесница сводится к этим двум принципам. Она не рассматривает возможность стать Буддой благодаря доброте Будды Шакьямуни и не предполагает существование Чистых стран; эти поучения относятся уже к Великой колеснице.

Махаяна

Великая колесница (Махаяна) тоже принимает во внимание две базовые идеи Малой колесницы и расширяет их:

• к соблюдению дисциплины, предписывающей не вредить другим, она добавляет решение делать все возможное для блага существ;

• к пониманию пустотности субъекта она добавляет понимание пустотности объекта; это называется «отсутствием самости внешних явлений».

Великая колесница учит, что все проявления этого мира – такие как форма, звук, запах, вкус или фактура, – воспринимаемые органами чувств как подлинно существующие объекты, фактически не содержат в себе реальности. Они порождены умом. Поскольку ум обладает пустотностью, они тоже непременно ею обладают. Отсюда следует вывод, что ум пуст сам по себе и внешние явления тоже пусты.

Более того, практикующие Великую колесницу никогда не считают свое собственное счастье исчерпывающим концом пути. Пребывая в уверенности, что все существа когда-нибудь приходились им отцами или матерями, последователи Махаяны желают всем счастья и скорейшего Просветления. Их мотивация неисчерпаемо широка. Видя, что все живущие не понимают пустотность и полагают, что «я» и «другие» разделены (хотя в истинной реальности нет ни «я», ни «других»), и потому блуждают в цикле существования, такие практикующие развивают бесконечное сочувствие.

Оно вдохновляет их принимать на себя страдания и завесы всех существ и отдавать им свое счастье и свою позитивную карму. Полагаясь на единство пустоты и сочувствия, последователи Махаяны практикуют Шесть парамит, или Освобождающих действий: щедрость, разумное поведение, терпение, радостное усилие, медитацию и мудрость. Они упражняются в этих действиях по многу кальп, очищаясь и накапливая заслугу и мудрость, пока не достигнут полного Просветления, состояния Будды.

Ваджраяна

Ваджраяна, Алмазная колесница, сохраняет основы Малой и Великой колесниц – обязательства не вредить другим и помогать им, а также понимание пустотности субъекта и объекта. Она применяет особенно эффективные методы постижения – две фазы медитации, развитие и завершение. Фаза развития, применяющая искусные средства, сравнивается с луком, а фаза завершения, применяющая мудрость, – со стрелой. Тетива лука придает стреле ускорение, с которым та летит к цели. Пробуждения можно достичь за одну жизнь.

Используя другое сравнение, скажем так: желая пересечь страну от одного конца до другого, можно пойти пешком, и это будет долгое путешествие; можно ехать на машине и добраться быстрее; а можно лететь самолетом, и это займет считанные часы. Пеший переход соответствует Малой колеснице, автомобильная поездка – Великой колеснице, а полет – Алмазной.

Ваджраяна полагает, что все изначально чисто. Состояние обычного существа – это только отсутствие постижения этой чистоты. Поэтому все шесть миров сансары, когда их изначальная чистота полностью постигается и осуществляется, проявляются как шесть Чистых стран Будд.

Когда ум не сознает своей чистоты, все проявления воспринимаются как сансара. Когда чистота распознается, все является нирваной. Цель методов Ваджраяны – преобразовать восприятие из нечистого в чистое.

Масштаб Махаяны

Было бы бессмысленно отрицать существование различий между колесницами – ведь сам Будда явно разъяснял, чем несхожи Хинаяна и Махаяна. Например, в одной из сутр сказано:

Эволюция и устремления

Из-за этих различий существует тенденция думать, будто поучения Махаяны, благодаря их превосходству, должны быть единственными и даваться всем и каждому, а прочие колесницы можно исключить за ненадобностью. Но, с практической точки зрения, отрицание Хинаяны лишило бы нас возможности применять один очень ценный подход. Представим себе, что мы надели на ребенка одежды взрослого человека. Они не будут ему впору, так же, как и взрослому не подойдет детское платье. В сфере духовного разным ступеням развития людей соответствуют свои методы.

Необходимо также принимать во внимание разнообразие личных устремлений и менталитетов. Возьмем в пример большой ресторан. Теоретически всего одно какое-нибудь блюдо могло бы выполнить функцию насыщения всех гостей. Тем не менее ресторан с одним-единственным блюдом, заявленным в меню, несомненно, остался бы без клиентов. Мало наполнить желудок – нужно также удовлетворить вкус человека. Вот почему рестораны предлагают целые списки разных яств. Даже дети в одной семье любят разную еду. Во всех областях у каждого человека свои предпочтения, вкусы и склонности, то же самое касается и сферы духовного. Учение должно принимать в расчет зрелость учеников и их индивидуальные особенности.

Отношение к Прибежищу

Буддисты отличаются от небуддистов тем, что принимают Прибежище в Трех драгоценностях. Эти три аспекта Прибежища – Будда, Дхарма и Сангха – одинаковы в Хинаяне и Махаяне, но отношение к ним несколько отличается.

В Хинаяне человек принимает Прибежище ради самого себя, с целью освободиться от страданий сансары. Взгляд Махаяны намного обширнее. Здесь мы принимаем Прибежище ради того, чтобы освободить из сансары всех существ; часто мы при этом думаем, что все они тоже принимают Прибежище вместе с нами и тем самым защищают себя от страданий. Кроме того, в Хинаяне практикующий принимает Прибежище лишь до смерти, а в Махаяне – на все оставшиеся жизни, вплоть до Просветления.

Что же касается Ваджраяны, то она предлагает уникальный подход. Здесь Прибежище принимается не только в Трех драгоценностях, но и в Трех корнях. Во-первых, это ламы – то есть коренной Учитель и все ламы линии преемственности как корень благословения; во-вторых, Йидамы – корень свершений; и, в-третьих, Защитники Дхармы и Дакини – корень активности, удаляющей помехи на пути.

Ваджраяна также вводит различия между внешним, внутренним и тайным уровнями принятия Прибежища. Внешнее Прибежище принимается в Трех драгоценностях и Трех корнях в их обычном понимании. Внутренний уровень означает, что практикующий считает своего коренного Ламу единством всех аспектов Прибежища. В этом случае тело Ламы представляет Сангху, речь – Дхарму, а ум – Будду.

Другой способ смотреть на это подразумевает, что тело Учителя – это все ламы линии преемственности, речь – все Защитники и Дакини, а ум – все Йидамы. На тайном уровне мы принимаем Прибежище в нашем собственном уме. Это значит, что мы переживаем пустотность нашего ума как абсолютное тело,

Состояние истины (Дхармакайя); его ясность – как тело совершенного опыта, Состояние радости (Самбхогакайя); а союз пустоты и ясности как тело воплощения, или Состояние излучения (Нирманакайя).

Мотивация

В то время как принятие Прибежища отличает буддистов от небуддистов, мотивация позволяет отделить Хинаяну от Махаяны. В Хинаяне человек ищет освобождения для самого себя, а в Махаяне – для окончательного блага всех существ. Ваджраяна разделяет эту мотивацию Махаяны, хотя здесь подход к понятию блага всех рассматривается с несколько иных позиций. Дело в том, что Ваджраяна полагает, что все существа уже просветлены, хотя и не сознают своей просветленности. Что же тогда считать настоящим объектом для сочувствия? В данном случае это неведение. Мы понимаем, что существа страдают из-за того, что не видят истинного состояния вещей и своей просветленности, и желаем им удалить эту завесу.

Различные взгляды

Взгляды разных колесниц отличаются друг от друга. Колесница «слушателей», первый уровень Хинаяны, приводит к постижению «отсутствия самости личности» благодаря тому, что ум покоится в пустоте «я» во время медитаций; однако «отсутствие самости всех явлений» здесь не воспринимается.

Колесница «Будд-одиночек» к пониманию пустотности личности добавляет частичное осознание пустотности внешних явлений.

Колесница Бодхисаттв в рамках Махаяны утверждает, что все вещи суть лишь выражение, или продукты, ума. Явления не обладают собственной отдельной реальностью, и в этом они подобны событиям во сне. Это видение можно проиллюстрировать серией из двенадцати традиционных сравнений. Явления подобны отражениям в зеркале, радуге, миражу, небесному замку и так далее. Таким образом достигается полное понимание отсутствия их независимой самости.

Ваджраяна обобщает в нескольких базовых тезисах идею о том, что все проявленное имеет природу сна. В частности, это изложено в Сутре сердца Праджняпарамиты: «Форма есть пустота. Пустота есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы». Это согласуется с Махаяной и Ваджраяной. Тем не менее Ваджраяна идет дальше, утверждая:

Ваджраяна учит о единстве ума и явлений. Пустотность постигается в этом единстве.

Подобающее отношение

Выделенные нами различия между колесницами не означают, что некоторые из путей важны, а другими можно пренебречь. Снова скажем: у каждой из них есть свое место, поскольку они отвечают множеству ситуаций, устремлений и способностей. Хотя все лекарства имеют целью вылечить болезни, не всем пациентам подходит одно и то же лечение. Подобным образом полезны все поучения Будды, но в каждом конкретном случае предпочтительно бывает давать одни поучения и не давать других. Те люди, которым подходит «лечение» Хинаяной, должны «принимать» именно Хинаяну. Другим полезной будет Махаяна, а третьим – Ваджраяна.

Этот текст был опубликован в 29 номере журнала «Буддизм.ru»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: