Понятие и сущность управления, его функции - ABCD42.RU

Понятие и сущность управления, его функции

Российское административное право

Понятие, содержание и виды управления

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания.

Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.

Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):

  1. технические операции (производство, выделка и обработка);
  2. коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);
  3. финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);
  4. страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);
  5. учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);
  6. административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

  • «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
  • предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
  • организовывать, т.е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;
  • распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
  • контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и пр.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т.е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия. Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления.

Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и решения задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

  • необходимость создания и функционирования законченной системы;
  • целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
  • наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
  • информация как главное связующее звено между участниками управления;
  • наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
  • использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

  1. механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
  2. биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
  3. социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Система управления организацией

Сущность управления организацией

Управление организацией не представляет собой специальный предмет познания социологии организации. Изучению и исследованию данных вопросов непосредственно посвящены такие отрасли социологической науки как теория менеджмента и социология управления, первая – относительно рыночных организаций.

Однако, рассмотрение организации в социологическом аспекте представляется не до конца полным, без предварительного поверхностного ознакомления с базовыми закономерностями управления. Также, хотелось бы отметить, что вопросы, касательно управленчества позволяют систематизировать ранее изученные темы о командной деятельности, стимулировании и мотивировании работников, демократии в организации работы и т.д.

Под управлением организацией в социологической науке принято понимать оказание определенного влияния на ряд организационных процессов собственниками и должностными лицами такой организации, имеющими на то властные полномочия, в целях достижения определенного уровня и состояния.

Управленческая деятельность субъектов различных уровней управления организационными процессами заключается в организации и разрешении вопросов, касающихся распределения финансовых, материальных и человеческих ресурсов, а также включает в себя регламентацию организационных структур и действий работников. Такие полномочия подразумевают под собой и определенную ответственность за выбор определенного решения. Предпочтительное состояние организации зачастую стоит в прямой зависимости от тех или иных представлений субъектов управления, а также их увлечений, пристрастий, опыта как профессионального, так и жизненного, и, что немаловажно, взглядов и применяемых методов.

Функции управления организацией

Теперь же рассмотрим содержание определенных функций организации, планирования, контроля, координации, которые служат базой для принятия определенных управленческих решений.

Планирование
Под планированием понимается заведомое определение и регламентация определенных целей, задач, показателей и темпов достижения задуманного, а также способов такого достижения. В науке социологии выделяют следующие подфункции:

  • Стратегическое планирование;
  • Текущее планирование.

Организация
Под организацией в данном случае понимается назначение и распределение субъектами управления конкретных прав и следующей за правами ответственности. Существуют следующие механизмы реализации данной функции:

  • Структурирование
  • Управление персоналом.

Координация
Координация – один из видов управления, которые способствует обеспечению взаимосотрудничества и заинтересованности конкретных лиц как внутри группы, так и на межгрупповом уровне. Можно назвать следующие подфункции:

  • Руководство коммуникациями;
  • Управление мотивацией;
  • Управление конфликтами.

Контроль
Под контролем понимается механизм наблюдения за действиями и внесением корректив в случае необходимости. Существуют следующие механизмы реализации:

  • Прямой контроль
  • Специализированный контроль
  • Самоконтроль.

Принципы управления организацией

Для качественной реализации функций управления у субъектов существует необходимость следовать определенным принципам управления. Основополагающим является принцип единоначалия. Основная идея данного принципа заключается в том, что вне зависимости от таких факторов как структура, вид деятельности организации или вертикали принятия решений, за все последствия, наступивших в результате тех или иных действий, ответственность несет руководство всей организации или руководители отдельных подразделений в зависимости от того, как распределена ответственность.

Следующим принципом является последовательность управленческих функций. Фактически основной смысл данной функции заключается в том, что осуществление любой функции предопределяет определенную закономерность, или даже рамки, для реализации следующей. Причем, если подходить к вопросу практически, то следует отметить, что на практике для достижения определенных целей сочетание функций и подфункций необходимо. Можно привести следующий пример: мотивация и контроль за деятельностью сотрудников необходимы на постоянной основе.

Следующий принцип был сформулирован в учениях и работах Эмпирической школы и носит название сочетание науки и искусства. Впервые он был сформулирован Питером Фердинандом Друкером и заключается в том, что руководитель / менеджер должны обладать как навыками, которые непосредственно необходимы в их управленческой деятельности и понимать все специфику организации, так и обладать определенной находчивостью, смышленостью, высокими коммуникативными навыками, а также высоко развитой интуицией. Только в совокупности этих качеств высокообразованный менеджер сможет стать по-настоящему лидером для своих коллег.

Еще одним рассмотренным нами принципом будет принцип совокупности специализации и универсальности. Данный принцип берет истоки от идей Анри Фойля и заключается непосредственно в том, что руководители / управленцы должны отличаться стратегическим мышлением, в свою очередь главным талантом руководителей подразделений должно являться умение организовать и мобилизовать работников, самые низшие по управленческому уровню руководители должны обладать исключительно техническими компетенциями согласно профилю самой организации

Следует выделить и принцип управленческого воздействия с саморегуляцией. Согласно типологии Курта Левина любой руководитель должен обладать умением сочетания демократического, авторитарного и либерального режимов, применимо к каждой отдельной ситуации в частности.

Также управленцу необходимо придерживаться принципа сочетания нескольких управленческих ролей. По мнению Генри Минцберга к таким ролям следует относить межличностную – при управлении людьми, информационную – при оперировании информацией, лидерскую – при принятии решений и управлении действиями.

Принцип неотъемлемости обязанностей, прав, а также ответственности.

Результатом реализации следующего принципа станет создание групп, работа которых будет оцениваться исходя из общего результата всей команды, тем не менее достижение высоких результатов будет возможно благодаря построению работы на началах конкуренции. Данный принцип – сочетание партнерства с состязательностью.

Следующим является принцип сочетания пассивных и активных методов управленческой деятельности. К пассивным принципам принято относить те, которые направлены на создание перманентных психосоциологических и профессиональных условий деятельности. К ним можно отнести методы нормирования, регламентирования, проектирования и т.д. К активным же следует относить те, которые обладают адресностью, например, приказы, инструкции, распоряжения, а также экономические методы, такие, например, как выплата вознаграждения. Также к данным методам можно отнести методы личного примера, убеждения и методы межличностных отношений.

Читайте также  Правовой статус личности

В современности осуществление и воплощение в жизнь управленческих принципов необходимо ориентируясь на формирование команд.

Под командой понимается совокупность единомышленников, которые координируют свою деятельность с целью выбора такого варианта взаимодействия, который позволит решать возникающие вопросы наиболее эффективно.

Команда обладает целым рядом отличительных черт:

  • Неизменный единый интерес, уравнивание личных и командных интересов;
  • Наличие определенного лидера, как формально, так и неформально определенного;
  • Обоюдная подчиненность, согласно отдельным компетенциям отдельных лиц;
  • Достаточная автономия для возможности самореализации участников команды;
  • Совместное согласованное рассмотрение возникающих вопросов и принятие решений.
  • Построение работы на основе соперничества для объективной оценки вклада каждого члена команды;
  • Сочетание различных методов и способов поддержки участников команды.

По видам принято выделять как формальные, так и самоуправляемые команды. Формальные команды являют собой часть конкретной организационной структуры и по формам управления могут быть горизонтальными и вертикальными. Самоуправляемые команды – это автономные реальные или виртуальные команды, решающие самостоятельные организационные задачи, например, реализующие законченные производственные циклы.

Функции управления в менеджменте

Занимаясь делами компании, руководство то и дело ставит цели и продумывает действия, которые помогут их достичь при минимальных затратах. Именно эти действия и представляют собой функции управления в менеджменте. Разделяя их и выполняя, можно построить успешный бизнес.

Понятие функций управления в менеджменте

Термин «функция» переводится с латыни как «осуществление, исполнение» тех или иных действий. Если речь идёт об управлении организацией, то это действия, которые помогают его осуществлять. Иными словами, это роли отдельных сотрудников или подразделений, выполнение которых обеспечивает функционирование этой организации. Надо ли говорить о том, что в рамках этих ролей выделяется определённый спектр задач, осуществляемых выбранными приёмами и способами и помогающих в получении нужных результатов.

К слову, каждая функция подразумевает:

  • сбор информации;
  • обработку;
  • обдумывание (на этом этапе принимаются решения касаемо будущих действий);
  • придание формы;
  • передачу задач исполнителям;
  • контроль за исполнением.

Особенности функций управления, их значение, принципы

Процесс управления циклический и включает несколько видов управленческой деятельности. Эти виды и являются основными функциями управления в менеджменте.

Их значение сложно переоценить, они играют ключевую роль в функционировании компании, поскольку большинство других функций организации увязывается именно с функциями управления. Руководители определяют структуру предприятия, специфику работы, используемые технологии, подбирают и расставляют кадры и т. д.

  • Выделение функций — это обязательный процесс, без которого невозможно развитие бизнеса, особенно на этапе расширения производства и, как следствие, усложнения процесса управления.
  • Все функции в менеджменте взаимосвязаны, поэтому и рассматривать их нужно как систему. К примеру, данные, полученные благодаря функции контроля, перекликаются со списками задач, составленными в рамках планирования. А сам контроль при этом должен быть грамотно организован (это уже функция организации).
  • Каждая функция касается разных сфер процесса управления и является критерием выделения вида функционального менеджмента. Так, существует целевой, мотивационный, корпоративный типы и др.

Анализируя основные функции управления, делают выводы о процессах, которые протекают в административном отделении компании, и определяют её развитие.

Можно выделить и общие принципы, присущие всем функциям, а именно: гибкость (возможность вносить корректировки на разных этапах работ для достижения наилучшего результата), экономичность (планирование затрат таким образом, чтобы они не превышали доходов и помогали компании зарабатывать) и пр.

Уровни управления в менеджменте

С помощью уровней управления происходит разделение труда в организациях. Нужно ли говорить о том, что благодаря этому повышается качество выполнения работы, поскольку в таких условиях отдельный сотрудник или отдельное подразделение выполняет определённый спектр обязанностей, которые ему предписаны.

Выделяют три уровня управления в менеджменте.

  1. Высший, или институциональный

Здесь работают менеджеры высшего звена: президенты, вице-президенты компаний, директора. Они осуществляют стратегическое управление компанией, принимают решения относительно взаимодействия с государством, конкурентами, общественными организациями и т. д. Они же выбирают направление деятельности, поэтому, по сути, от их решений зависит дальнейшее развитие бизнеса.

Именно поэтому эффективные руководители высшего уровня в больших компаниях получают достойное вознаграждение за свой труд, и оно полностью оправдано. Задач у таких руководителей зачастую очень много, и они не регламентируются должностными инструкциями, то есть здесь нет количества звонков или заказов, которые надо выполнить, но есть цель: вывести компанию в лидеры или добиться определённых успехов в сфере и пр. И руководители высшего уровня самостоятельно должны понять, как это сделать при минимальных тратах с максимальной выгодой.

К слову, в таких условиях у людей может развиваться профессиональное выгорание. А чтобы предотвратить его, необходимо систематизировать бизнес. Систематизация позволит автоматизировать бизнес-процессы и освободиться от рутины, посвятив больше времени не только разработке стратегии, но и отдыху.

  1. Средний, или управленческий

На этом уровне управления в менеджменте взаимодействуют руководители подразделений, филиалов. Они составляют и реализуют планы по достижению целей, поставленных руководством высшего уровня. Также служат своеобразным буфером между двумя другими уровнями: получают информацию «сверху», обрабатывают её и передают низшему звену.

Интересно, что, если компания большая и у неё появляется много руководителей среднего звена, их условно разделяют на верхний и низший уровни.

  1. Низший, или технический

Это уровень младших начальников, операционных руководителей, заведующих небольших отделений. Они осуществляют оперативное планирование на одну производственную смену, на десять дней, реже — на месяц, а также контролируют выполнение этих планов. Нередко в зоне их ответственности оптимальное использование выделенных ресурсов, то есть сырья, оборудования.

Несмотря на местоположение на пирамиде управления (низший уровень), эта работа достаточно сложная. Руководители, которые её выполняют, вынуждены решать в течение дня многочисленные задачи, быстро переключаясь между ними. Кроме того, значительная часть их рабочего времени уходит на обсуждение с сотрудниками или коллегами рабочих моментов, между тем специалистов это не пугает, поскольку именно с этого уровня многие из них начинают свою карьеру.

Важно! Задачи, которые решаются руководством разных уровней, существенно отличаются, однако все они важны для успешного развития бизнеса, ведь, в то время, как на высшем уровне разрабатывается стратегия, на среднем и низшем она внедряется.

Классификация функций

Все функции управления в менеджменте делятся на 3 группы.

Общие, или универсальные

Это виды деятельности, которые осуществляются на любом уровне управления, то есть их выполняют все руководители.

  1. Функция планирования

Она определяет цели и задачи компании, ресурсы, с помощью которых целей удастся достичь.

  • полнота (следует учитывать все нюансы, которые могут иметь значение);
  • точность (необходимо опираться на современные методики при расчёте планируемых показателей);
  • ясность (составляя планы, важно оперировать понятными для всех терминами и формулировками);
  • непрерывность (планировать и корректировать деятельность необходимо регулярно);
  • экономичность (выгоды от планирования должны превышать расходы на этот процесс).

К слову, в свою очередь, планирование также делится на несколько групп:

  • по уровню управления, на котором оно осуществляется, оно бывает стратегическим, тактическим и оперативным;
  • по временным рамкам — долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным;
  • по функции — маркетинговым, производственным и т. д.

В рамках планирования анализируется текущее положение компании, определяются цели её работы и задачи для их достижения, согласовывается очерёдность действий, проверяется наличие ресурсов, осуществляется непосредственно выполнение задач, а также контроль.

  1. Функция организации: понятие и принципы

Она предусматривает построение организационной структуры компании, то есть формирование подразделений, определение задач и обязанностей, которые они будут выполнять. Попутно между подразделениями налаживается взаимодействие.

Принципы, на которые следует опираться при выполнении этой функции:

  • детализация целей, которые были поставлены на этапе планирования;
  • определение направлений действий, которые помогут их достичь;
  • разделение труда, распределение обязанностей;
  • координация через налаженные рабочие отношения между подразделениями;
  • контроль, который осуществляется в каждом подразделении его руководством.

Обратите внимание! В данном случае организация является и структурой, и процессом (организовывается работа).

  1. Функция мотивации

Она сводится к побуждению сотрудников к действиям, необходимых для достижения целей. Для этого могут использоваться разные методы мотивации:

  • денежное вознаграждение (конкурентоспособная заработная плата, премии, бонусы);
  • возможность карьерного роста;
  • дух соперничества и т. д.

Чтобы добиться более высоких результатов, при разработке системы мотивации можно опираться на её уровни, выделенные Р. Хаббардом. Согласно ему, работать с людьми, которыми руководят чувство долга или личная убеждённость (она присуща сотрудникам, выполняющим свои обязанности профессионально на любом месте), легче, чем с теми, кто трудится только ради денег или личных выгод.

  1. Функция контроля: понятие и виды

Она предполагает сравнение полученных результатов с ожидаемыми. Осуществляя контроль, можно убедиться, что компания на правильном пути.

  • предварительный (осуществляется до начала работ, на этом этапе проверяются правила, методики, компетентность сотрудников, наличие ресурсов);
  • текущий (предполагает контроль при выполнении работ);
  • заключительный (осуществляется после выполнения задач и позволяет проанализировать ошибки, если они были, чтобы исключить их в дальнейшем).

Выполняется контроль в три этапа. Сначала устанавливаются стандарты качества, затем они сверяются с результатами. После этого, если потребуется, предпринимаются меры для улучшения показателей.

  1. Другие виды функций

Иногда выделяется функция координации, цель которой — наладить коммуникацию между подразделениями. Реже могут выделяться функции командования, подбора персонала, ведения переговоров, заключения сделок и пр. Всё зависит от специфики работы предприятия, решения его руководства.

Конкретные функции: основная характеристика

Могут выделяться функции по видам направлений работы или по типам управления. Например, управления:

  • кадрами;
  • сбытом;
  • финансами;
  • учётом;
  • материально-техническим обеспечением и т. д.
Читайте также  Правоохранительная деятельность нотариата

Соответственно, выполнять эти функции будут уполномоченные органы: бухгалтерия, отдел кадров и пр.

Частные функции

Они представляют собой подфункции конкретных функций и позволяют осуществлять дополнительное разделение труда. Так, в рамках функции управления учётом могут выделяться подфункции по учёту оборотных средств, зарплаты и т. д.

Выводы

Любая компания представляет собой последовательность взаимосвязанных функций. Нельзя сказать, что одни из них более важные, а другие — менее важные, поскольку производительность команды зависит от самого слабого игрока, а особенно когда это касается управленческого аппарата. В конце концов, неправильно выбранная стратегия или несвоевременно предпринятые меры могут обернуться крахом для организации.

Сущность управления, характеристика функций управления.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.

Под функциями управления следует понимать специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполняемой работы и их целевой направленности.

Функции управления обеспечивают в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.

По признаку участия в организации управления различают общие, специальные и вспомогательные функции.

К общими функциями относятся функции, который являются составной частью любого процесса управления вне зависимости от особенностей организации.

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью и цикличностью в процессе управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

1) Целеполагания – процесс формирования целей.

2) Планирование – вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации и ее составных частей;

3) Организация – в задачи, которой входит формирование структуры организации и обеспечение всем необходимым для нормальной деятельности;

4) Координация и регулирование – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность;

5) Мотивация – целью, которой является активизация работы людей, работающих в организации, побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей;

6) Контроль – управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Эти функции представляют собой части управленческого цикла и определяют специализацию труда. Их характерной особенностью является взаимное проникновение друг в друга. (Планирование организуется, координируется, стимулируется, контролируется и т.д. Организация планируется, координируется, стимулируется и т.д.)

Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления, то есть, данные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.

К специальным функциям управления также относятся:

1) Принятие решений – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Основными требованиями для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

2) Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, необходимый для всех функций управления.

Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться.

85. Государственная региональная политика РФ: особенности, проблемы, методы и инструменты реализации.

Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.

Принципами государственной региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.

Основанием для проведения региональной политики является посылка, согласно которой проблемы регионов, находящихся в состоянии депрессии, обусловлены чрезмерной специализацией их на отдельных производствах, которые начинают приходить в упадок. Соответственно для решения этой проблемы требуется диверсификация промышленной базы таких регионов в целях со здания условий появления новых рабочих мест, что вызывает рост местных расходов, увеличивающих инвестиции, и через эффект мультипликатора повышает уровень доходов.

Объектом государственной региональной политики России являются территория страны, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых административно-территориальные образования, субъекты РФ, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия. Территориальная структура Российской Федерации страдает существенной асимметрией и нуждается в совершенствовании.

Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления.

Главная цель предстоящего времени — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

Методы проведения региональной политики. Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. 1) При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. 2) При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками. Методы косвенного регулирования регионального развития включают: а) создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; б) привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; в) компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; г) предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; д) установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; е) применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Инструментами проведения региональной политики являются: 1) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах; 2) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов; 3) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.

Сущность и функции управления

Введение

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Известный специалист в области управления Питер Ф. Друкер справедливо утверждал, что «управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия управление предприятием.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть сущность и функции

· уделить внимание методам управления предприятия

· проанализировать структуру предприятия.

Управление предприятием

Сущность и функции управления

Управление — это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.

В зависимости от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления.

Читайте также  Неправильное положение плода

Углубимся в сформулированное выше общее определение понятия «управление», с тем, чтобы вникнуть в его отдельные, самые важные аспекты.

Во-первых, управление — это осознанный процесс, то есть управляющее лицо заранее продумало, наметило, осознало виды используемых им управляющих воздействий. Управление, осуществляемое людьми, есть плод разума, а не инстинкта или неконтролируемых эмоций.

Во-вторых, управление есть не всякое, а энергетически слабое, чаще всего информационное воздействие на объект. Так, например, если человек физически воздействует на объект, перемещает предмет с места на место, то такое воздействие нельзя считать управлением объектом или предметом. А вот если человек отдает команду либо легким движением руки поворачивает руль, вследствие чего приводятся в движение мощные объекты, люди вовлекаются в процессы деятельности, то это уже управление. Управление с этой точки зрения характеризуется тем, что слабое по физической мощности, затрачиваемой энергии воздействие приводит к гораздо более весомым, масштабным, энергетически ощутимым результатам. Управление есть слабое воздействие, порождающее сильный эффект.

Чрезвычайно важное свойство управления — наличие целей, на достижение которых оно и направлено. Управление, собственно, и возникает потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить определенные потребности, получить нужный результат. Формирование цели предшествует управлению. Как утверждал римский философ Сенека, «кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Исходя из своих целей, желаний, устремлений человек организует, направляет действия других людей, ход процессов таким образом, чтобы выполнить стоящую перед ним целевую задачу. А это и есть управление, которое иногда, подчеркивая его целевую ориентацию, называют целевым управлением. Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем.

2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.

3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

Функции систем управления

На основе вышеизложенного в п.1.1 курсовой работы можно выделить основные функции систем управления:

1) макрофункции – разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;

2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.

Так как теория управления предполагает необходимость системного подхода к решению управленческих задач, то применительно к предприятию (фирме) можно выделить поле и пространство выполнения функций управления

Пространство управления можно получить, если к плоскости поля управления добавить ось координат макрофункций управления.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация функций в области маркетинга включает:

— организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

— выбор целевых рынков и их сегментирование;

— применение маркетинговых решений по продукту;

— выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

— выбор и реализация ценовой политики;

— планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:

— организация инновационного процесса;

— выбор и реализация стратегии НИОКР;

— оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;

— внедрение результатов НИОКР;

— защита результатов НИОКР.

К задачам планирования производства относят:

— выбор технологического процесса;

— планирование программы производства;

— планирование последовательности производства (оперативное планирование);

— формирование производственных систем;

— содержание и эксплуатацию оборудования;

— организацию материально-технического снабжения.

Финансовое управление предприятием включает:

— приобретение финансовых средств;

— использование финансовых средств;

— структурирование капитала и имущества;

— управление платежными средствами и проведение платежного оборота;

— финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

Понятие и сущность управления, его функции

Главная > Реферат >Маркетинг

1. Понятие и сущность управления, его функции.

Упр .-наука, искусство, функция, процесс.

Авторы разделяющих хозяйствующий субъект на три системы: управляющую, управляемую и информационную. Совокупность этих трех систем составляет внутреннюю среду любого хозяйствующего субъекта, действующего во внешней рыночной среде.

Вопросы состава, анализа, построения и функционирования управляющей системы являются предметом изучения общесистемного менеджмента.

О бъектный менеджмент занимается изучение управляемой системы (совокупностью сфер управленческой деятельности: производственный, кадровый, финансовый, инвестиционный, инновационный, информационный, маркетинговый, природоохранный (экологический), коммуникативный, внешнеэкономический, сбытовой, и другой в соответствии с выделенными сферами управленческой деятельности.

Информационный менеджмент , в качестве предмета исследования рассматривает процессы, происходящие в информационной системе и соединяющие в единую внутреннюю среду управляющую и управляемую системы.

Понятия «менеджмент» и «управление» следует различать, поскольку к менеджменту относится управление хозяйствующими субъектами как организационно–экономическими системами локального уровня. На других, более высоких уровнях управления объекты управления или сферы управленческой деятельности отличаются от тех, которые присутствуют во внутренней среде хозяйствующего субъекта.

Наука об управлении – это наука об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.

Управление – это процесс перевода управляемой системы в новое заранее заданное (запрограммированное и запланированное) состояние с помощью информационного воздействия в виде управляющих воздействий, направляемых от управляющей системы.

Прогнозирование – это процесс вероятностного предвидения будущих состояний элементов внешней среды, наиболее сильно влияющих на производственно-хозяйственную, финансово-экономическую и иные виды деятельности хозяйствующего субъекта и называемых прогнозным фоном, а также это процесс вероятностного предвидения будущих состояний внутренней среды, представляемых параметрами и эндогенными переменными.

Программирование – это процесс составления программ в виде комплекса укрупненных мероприятий, согласованных по срокам реализации, исполнителям и ожидаемым (прогнозируемым) результатам реализации, и ориентированных на достижение главной стратегической цели.

Планирование – это процесс составления комплекса конкретных мероприятий, согласованных по срокам исполнения, исполнителям, затратам всех видов ресурсов, источникам финансирования, результатам реализации, формам контроля, периодичности контроля и контролирующим органам и лицам.

Контроль – это процесс принуждения и приведения состояния контролируемого объекта в заранее заданные (запланированные) количественные и качественные границы.

Регулирование – это процесс разработки и поддержания пропорций в процессах производства продукции и услуг, управления, обеспечения всеми видами ресурсов, сбыта и иных процессах.

Учет – это процесс сбора данных, характеризующих состояние хозяйствующего субъекта в отчетные период и представление отчетных данных по заранее установленным видам и формам отчетности.

Организация – это процесс разработки режимов прохождения технологических, подготовительных, трудовых, заключительных, обеспечивающих и иных процессов в пространстве и во времени.

Координирование – это процесс организации взаимодействия подразделений организационной структуры управления, находящихся в состоянии соподчинения, то есть на одном горизонтальном уровне управления.

Нормирование – это процесс разработки норм и нормативов для постоянных, часто повторяющихся технологических, трудовых, экономических и иных операций.

Руководство – это процесс подбора, расстановки, подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров на основе выбранного стиля руководства.

Активация – это процесс разработки и реализации мероприятий, способствующих формированию у каждого работника внутренних мотивов к своевременному, качественному труду, достижению внутренних целей хозяйствующего субъекта и его подразделений, соблюдению корпоративной культуры труда и поведения, стремлению к повышению квалификации, переобучению, карьерному росту.

2. Прогнозирование и планирование в управлении народным хозяйством и его отраслями.

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками – с другой.

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Методы экспертных оценок

Методы моделирования и экономико-математические методы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: