Понятие избирательного права и избирательной системы - ABCD42.RU

Понятие избирательного права и избирательной системы

Избирательная система и избирательное право – понятие и виды. Выборы – понятие и виды

Избирательнаясистема – это совокупность норм, правил и приемов определяющих пути формирования выборных органов.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. Ее следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле – совокупность общественных отношений, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В узком смысле – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосований.

Различают следующие виды избирательной системы:

  • Мажоритарная система.
  • Пропорциональная система.
  • Смешанная система.

Мажоритарная система. Сущность заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются тому кандидату, который собрал установленное законодательством большинство голосов. Мажоритарная система подразделяется:

  • Мажоритарная система относительного большинства.
  • Мажоритарная система абсолютного большинства.
  • Мажоритарная система пропорционального большинства.

Пропорциональная система. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.

Смешанная система – это когда наряду с мажоритарной системой применяется пропорциональная система.

В Республике Беларусь установлена мажоритарная избирательная система. Конституция РБ установила два условия наличия избирательного права – гражданство РБ и возраст (не менее 18 лет). Право избирать в нашей стране не зависит от таких обстоятельств как происхождение, социальное и имущественное положение, национальности, пол, образование, отношение к религии.

Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.
2. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.
3. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Конституция и закон устанавливает ряд цензов:
1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2) Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

3) Гражданство. Избирается только гражданин РБ.
4) Рождения. Президент – только гражданин РБ по рождению.

Важнейшим элементом демократии, политического процесса являются выборы президента, парламента и других лиц, избираемых на государственные должности. Выборы – способ формирования высших и местных органов госвласти. Выборы могут быть:

•парламентскими и президентскими

•общегосударственными и местными

•очередными и досрочными

•многопартийными и однопартийными

Социальные функции выборов:

1)инструмент легитимации (поддержки народа) и совершенствования политической системы общества

2)демократическим путем формирование представительных, законодательных органов власти

3)способ смены политических элит волеизъявлением граждан

4)средство общественного контроля за деятельностью политических институтов

5)политическая социализация граждан

Демократические принципы выборов:

1)свободное волеизъявление избирателей

2)всеобщее избирательное право

3)равенство голосов избирателей

4)прямое избирательное право

6)открытость и гласность

Выборы— это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательное право исп в нескольких значениях:

Избир право в широком или объективном смысле – сов-ть прав норм, регулирующих выборы;

В субъект или узк смысле, избир право – право конкретного гр-на избирать (активное избир право) или быть избранным (пассивное избир право).

Выборы явл показателем уровня демократичности в гос-ве, они способствуют стабильности и ненасильственной смене гос власти в той или иной стране. С помощью выборов в гос-ве утверждается компромисс полит. сил. В отношении понятия избир система в теории отсутствует единство мнения. В узком значении под избирательной системой понимается сов-ть прав норм, кот определ порядок проведения итогов выбора.

Сущ 3 избир системы: мажоритарная (система большинства), пропорциональная и смешанная.

Выделяют несколько видов мажорит избир системы:

1) Абсолютного боль-ва, согласно кот победителем на выборах будет считаться лицо, получившее 50% + 1 голос

2) Относительного боль-ва, согласно кот победившим считается лицо, кот набрало большее кол-во голосов, чем его противники

3) Квалифицированного боль-ва

В РБ действует мажоритарная система абсолютного боль-ва, относит боль-ва лишь устанавливается для 2 – го тура выборов в депутаты, члены СР.

Пропорцион избир система строится на определении результатов выборов на основе пропорции мд числом полученной партией голосов и кол-вом мондатов.

Смешанная избир система включает 2 элемента (в РФ).

В шир значении избирательная система – совокупность правил, закреплённых как в законодательных актах, так и содержащихся в корпоративных нормах, а также обществ отношения, урегулированные этими правилами, кот возникают в связи с проведением выборов в гос-ве.

Избир система – совокупность прав норм, закрепляющих осн принципы избир права. Это определение базируется на том, что в Конституции чаще всего законеряются лишь принципы выборов, а порядок их проведения

Избирательное право и избирательная система: понятие, источники, принципы организации и соотношение.

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

· Объективное избирательное право — институт конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

· Субъективное избирательное право (или избирательное право в узком смысле) — право граждан государства избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право

Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это такие общие демократические принципы избирательного права, как всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосовании, гласность и открытость выборов, их периодичность и др.

Под принципами избирательного права (избирательной системы) принято понимать обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не бывают признаны легитимными.

Источниками избирательного праваявляются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, – нормы избирательного права.

Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов. Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

1) избирательное законодательство;

2) международно-правовые акты;

3) нормативные правовые акты местного самоуправления;

4) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решения Верховного Суда Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты избирательных комиссий.

Так к числу базовых принципов избирательного права относится признание равного избирательного права, которое трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах на равных основаниях.

Принцип равенства имеет значение, как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., на всех стадиях избирательного процесса.

Все голоса должны иметь равный вес, одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право. Как уже отмечалось ранее, данный принцип означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Тайное голосование — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давление или запугивание, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, установить личность избирателя.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 . Их отражение в Законе очень органично, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Источником этих принципов служат также международные документы.

Читайте также  Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность, как крайне важно е условие свободных выборов, относится к самому существу избирательного права.

Гласность выборов — неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет с точки зрения правового обеспечения соответствующего режима. Он поддерживается огромным количеством норм.

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Избирательное право – совокупность норм, которые определяютпроцедурувыборов

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательные цензы в РФ.

Избирательные цензы — этосистема условий и ограничений, установленных для осуществленияактивного или пассивного избирательного права.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права :

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №15. Избирательные системы и их виды

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое избирательная система?

2. Что лежит в основе избирательного процесса?

Глоссарий по теме:

Избирательная система — совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Активное избирательное право право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право право быть избранным.

Ценз специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Референдум проведение тайного голосования по утверждению или не утверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Ключевые слова: Избирательная система; избирательное право; активное избирательное право; пассивное избирательное право; избирательный ценз; избирательный процесс; тайное голосование; прямые выборы; референдум.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 150-167 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое избирательная система, избирательный процесс

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов избирательной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основными принципами избирательной системы РФ являются: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

  1. Мажоритарная избирательная система

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.

  1. Пропорциональная избирательная система

Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  1. Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.

Избирательный процесс это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

1) Назначение выборов;

2) Составление списков избирателей;

3) Образование избирательных округов и избирательных участков;

4) Создание избирательных комиссий;

5) Выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) Предвыборная агитация;

8) Подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ — Федеральное Собрание, Государственной Думы — Президент РФ, представительного органа субъекта РФ — глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ — представительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

В государстве Ч. принят закон о выборах. Найдите в приведенном списке факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которым они указаны.

1) Установлено всеобщее, равное, прямое и избирательное право

2) Баллотироваться могут только члены политических партий и независимые кандидаты — граждане данного государства

3) Депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своем избирательном округе

4) Выборы главы государства и парламента осуществляются регулярно и обязательно на альтернативной основе

5) Установлен семипроцентный избирательный барьер

6) Проводятся выборы местного самоуправления

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы избирательной системы и их содержание

избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц

одинаковая для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия

гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать избирательных действиях, а по достижении возраста, быть избранным

выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции

Соотнесите виды избирательных систем и их содержание.

Места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов

Часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе

в выборах участвуют отдельные граждане, как выдвинутые партией, так и беспартийные, избранным считается тот, за кого было подано больше голосов

Избирательное право

Понятия «избирательная система» и «избирательное право»

Раскрытие предмета избирательного права возможно через категориальный (понятийный) аппарат. Категории — это основные, наиболее общие фундаментальные для данной науки понятия, отражающие существенные стороны, свойства, связи и отношения рассматриваемого явления.

Читайте также  Методология сетевого планирования и управления

В контексте исследуемой темы особый интерес представляют такие ключевые понятия, как «избирательное право» и «избирательная система». Под избирательной системой в Российской Федерации большинство исследователей понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, проводимых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Так, по мнению С.А. Авакьяна, избирательная система — это существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Избирательная система охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактических сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. Понятием «избирательная система», как отмечает автор, обозначают также те или иные применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов, например мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система и др.

М.В. Баглай считает, что «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы».

Некоторые исследователи предлагают дифференцировать понятие избирательной системы и по другим критериям: рассматривать его, например, в более общем и узком контексте — как совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов и установления отношений между избираемыми (избранными) и избирателями, или приоритетно в широком смысле

Различные точки зрения авторов представлены в современных исследованиях, посвященных данной проблеме. В советский период многие авторы считали тождественными понятия «избирательная система» и «избирательное право» или понимали под избирательной системой принципы избирательного права. Эти точки зрения выражали существовавшую официальную позицию юридической науки советского периода. Нельзя согласиться и с более поздней точкой зрения, что избирательная система включает в себя избирательное право, или с утверждением А.В. Иванченко. А.В. Кынева, А.Е. Любарова, что избирательная система (в узком смысле) есть совокупность правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов.

Некоторые исследователи в определении понятия «избирательная система» исходят из критериев или правил, принципов, способов, с помощью которых определяются результаты голосования, или порядка предоставления избирательных прав, или отношения между избираемыми (избранными) и избирателями, или модели организации и проведения выборов. Другие рассматривают понятия «избирательная система», «избирательный процесс» как тождественные, говорят о широком и узком смыслах понятия «избирательная система». А.В. Зиновьев и И.С. Поляшева предлагают отказаться от понятия «избирательная система» в узком смысле, предпочитая говорить о способах определения результатов голосования, что встречает возражение ряда исследователей.

При определении понятия «избирательная система» мы должны исходить из универсального принципа системности в том плане, как мы употребляем понятия «политическая система», «экономическая система», «духовная система», «социальная система», «правовая система» и др. В рамках избирательной системы мы должны выделить ее структурные элементы: избирательную организацию (государственные органы власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, политические организации и общественные объединения) и избирательные отношения.

При этом избирательная организация как совокупность определенных структурных элементов является более стабильной и устойчивой ее частью, основой, на базе которой организуется выборный процесс. Она дает ее функциональную характеристику, тогда как избирательные отношения — это линии связи и взаимосвязи между структурными элементами избирательной организации (субординированные и целенаправленные), которые являются более подвижной частью избирательной системы и дают ее содержательную характеристику. Безусловно, при таком подходе мы вправе выделить в избирательной системе и нормы права, и правовые обычаи, традиции, и определенные уровни электоральной культуры.

Что касается понятия «избирательное право», то, как отмечают многие исследователи, оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также с порядком осуществления этого права. Например. А.Е. Постников определяет избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права.

Правда, и здесь имеются определенные разночтения, различные авторские позиции: от традиционного понятия избирательного права как совокупности правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти, до условий, устанавливающих избирательную правосубъектность граждан. Вместе с тем в литературе акцентируется внимание и на других характеристиках, например на предоставлении гражданам права участвовать в выборах и способах формирования представительных органов власти. Встречается и распространительное понимание термина «избирательное право», рассмотрение его в широком и узком, объективном и субъективном смыслах. В целом позиции авторов сводятся к тому, что избирательное право позволяет реализовать с учетом международно-правовых стандартов право граждан принимать участие в управлении своей страной через свободные справедливые выборы.

Л.Е. Постников, например, отмечает, что «избирательное право упорядочивает процесс воспроизводства на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления».

К определению места избирательного права в системе права авторы также подходят с различных точек зрения. О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, Е.И. Колющин, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин, А.В. Иванченко считают избирательное право правовым институтом, частью конституционного права, А.Е. Постников, С.Л. Князев, Д.В. Катков, Е.В. Корчиго подотраслью конституционного права (С.Д. Князев – государственного, Д.Б. Катков. Е.В. Корчиго — конституционного (государственного) права).

Есть и такие авторы, которые уже ставят вопрос о самостоятельной отрасли права, например В.И. Лысенко. Н.В. Хатченкова. Однако Г.В. Атаманчук утверждает, что избирательное право как отрасль еще только формируется, хотя и имеет достаточно долгую историю, а С.Л.Князев добавляет, «что обретение статуса самостоятельной отрасти для избирательного права все-таки дело будущего, хотя и не такого отдаленного».

Несколько противоречивую позицию по этому вопросу занимает Ю.А. Веденеев. В более ранних работах он акцентировал внимание на том, что избирательное право является базовой юридической структурой и что оно оформляется в самостоятельную отрасль права, а в 2003 г. он высказал точку зрения, что избирательное право — это отдельная отрасль публичного права, самостоятельная комплексная отрасль российского права, специфическая отрасль, находящаяся в прямом и субсидиарном взаимодействии с другими отраслями права. Однако в более поздней работе автор отмечает, что российское избирательное право предстает в современных условиях в качестве самостоятельной подотрасли государственного права.

Большинство исследователей рассматривают избирательное право в объективном и субъективном смыслах, выделяют общую и особенную часть в избирательном праве, обращают внимание на юридическую природу избирательного права, подчеркивая двойственный ее характер: естественно-правовой и позитивный.

Понятие и виды выборов, избирательного права и избирательных систем в РФ

Избирательное правоподотрасль конституционного права России, охватывающая совокупность конституционно — правовых норм, закрепляющих принципы избирательной системы Российской Федерации, порядок подготовки и проведения выборов населением депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Это понятие избирательного права в так называемом объективном смысле слова.

Кроме того, возможно использование понятия «избирательное право» в субъективном смысле слова — для обозначения индивидуального права гражданина избирать и быть избранным, участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, включая голосование.

Избирательное право — подотрасль конституционного права и его источниками являются следующие нормативные правовые акты:

1) федеральные источники — Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ»

2) избирательные законы субъектов РФ — законы о выборах депутатов законодательного собрания, о выборах высшего должностного лица субъекта, избирательные кодексы

3) постановления Конституционного Суда

4) нормативные акты (инструкции, методические разъяснения) Центральной избирательной комиссии РФ. Аналогичные на уровне субъектов РФ.

Объек­тивное избирательное право и субъективное избирательное право.

Объективное — это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избиратель­ных кампаний в стране.

Субъективное — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина, поскольку, как правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах.

Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

Предмет избирательного права как подотрасли конституционного права — общественные отношения по поводу выборов (эти отношения после их закрепления в нормах права становятся избирательными правоотношениями).

Важная отличительная особенностьизбирательных правоотношений — они возникают только тогда, когда в процедурах участвует население посредством голосования. Избирательные системы могут предусматривать непосредственное избрание определенного лица населением (так называемые прямые выборы — см. об этом ниже) либо — в отдельных случаях — избрание населением выборщиков, которые будут избирать соответствующее лицо (в совокупности это единый избирательный процесс). Но если член палаты парламента, иное должностное лицо получают свои полномочия путем избрания соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления, а не населения, это уже не избирательная система, а формирование органа.

Категория «избирательная система» понимается в двух смыслах

1) упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и местного самоуправления, составляющие порядок выборов (в широком смысле)

2) совокупность установленных законом, принципов, критериев с помощью которых определяются результаты голосования (в узком смысле. Чаще используется именно эта трактовка).

Реально существующий порядок может быть:

— полностью тождественным закрепленному в нормах избирательного права;

— несколько уже дозволенного нормами конституционного права. Например, до недавнего времени федеральное законодательство допускало возможность проведения на всех уровнях представительных органов власти выборов как по одной мажоритарной системе, так и по смешанной мажоритарно — пропорциональной системе; реально же по большинству выборов депутатов законодательных собраний субъектов РФ, а тем более по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления применялись только мажоритарные выборы. С 2002 г. федеральное законодательство требует повсеместного перехода к мажоритарно — пропорциональной системе при выборах депутатов законодательных собраний субъектов РФ, а с введением пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы (т. е. по партийным спискам) нельзя исключать и на уровне органов законодательной власти субъектов РФ широкий переход к этой системе выборов, во всяком случае, некоторые субъекты РФ и даже муниципальные образования уже ввели выборы своих депутатов только по спискам политических партий;

Читайте также  Методы принятия управленческих решений

— включающим то, что не отражено в нормах права, причем в таких вариантах, когда: неотраженное существует на базе обычаев, которые со временем уступят место нормам права; скорее всего нормы законодательства и не появятся, поскольку правовое регулирование невозможно или нецелесообразно, так как сужает возможности избирателей. Например, моральные требования к кандидатам остаются в сфере нравственных норм и традиций как разновидностей социальных норм, но их трудно перевести в правовые категории. Или еще: закон позволяет выдвигать кандидатов в депутаты в возрасте от 21 года, и то, что основная масса их старше, — последствие обычаев и традиций избирательной системы страны, но никак не избирательного права.

Виды избирательных систем:

1) мажоритарная система (побеждает кандидат, получивший большинство голосов):

а) абсолютного большинства — для избрания лица требуется абсолютное большинство (50%+1 голос)

нерезультативна если никто не наберет 50%+1=> перебалатировка: в новый бюллетень вносят кандидатов, набравших наибольшее число голосов.

Если никто из них не набрал 50%+1, или набрали равное число голосов, то вопрос об избрании решается либо жребием, либоизбранным считается тот кандидат, который является старшим по возрасту. В некоторых странах во втором туре определяется по мажоритарной системе относительного большинства

б) относительного большинства — избранным считается тот, кто набрал наибольшее число голосов.

в) квалифицированного большинства — избран тот, кто получил квалифицированное число голосов (Чили- палата депутатов по 2-х мандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа).

2) пропорциональная избирательная система — строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и полученными мандатами.

Выборы строго партийные. Система связанных и свободных партийных списков.

Создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько кандидатов.

Подсчет голосов. Устанавливается квота— наименьшее число голосов необходимых для избрания одного депутата.

Квота может определяться как от округа, так и для всей страны в целом.

Квота = Общее число голосов, поданных по округу__________

На количество подлежащих распределению мандатов

Соотношение понятий – избирательное право и избирательная система

Терминология права избирателей в Российской Федерации (и в большинстве других стран) считается совокупностью нескольких нормативов юридического характера, что закрепляют права россиян выбирать или же быть выбранными в органы правления государством. Кроме того, это понятие несет в себе право отзыва избирателями людей, что были избраны, но не оправдали надежд и доверия.

Подобное понятие по своей сути имеет два различных и целостных истолкования:

  1. В объективном отношении этот термин обозначает систему нормативов законов и прав, что урегулируют отношения граждан, связанные с выборами властей и членов Думы.
  2. В субъективном понятии сей термин должен гарантировать право на участие в выборах каждого человека, который считается гражданином России. Это совокупность тех или иных человеческих прав, среди которых стоит обозначить активное и пассивное избирательное право. Активное — это право человека выбирать чиновников, а пассивное право обеспечивает его на возможность быть выбранным в органы правления.

Соотношение и связь терминов

В повседневной речи термин избирательного права и избирательной схемы довольно часто можно услышать как синонимы. Но, несмотря на то, что эти понятия имеют много общего, отличия меж ними есть.

Избирательная система считается именно порядком мероприятий по предоставлению этого самого избирательного права, нормативы проведения выборов и определение их результатов. Сей термин также употребляется тогда, когда имеется ввиду лишь порядок определения итогов выборов. В этом узкопрофильном смысле есть уже определенные различия системы проведения. В России в последнее время распространены лишь некоторые виды избирательных систем, среди них можно выделить следующие:

  • Мажоритарная система. Этот тип системы заключается в том, чтобы разделять область на округи (одномандатные, многомандатные). От каждого подобного округа выбирается один либо несколько депутатов (до пяти).

Такая система имеет также разновидности: относительного (самое большое число голосов относительно других кандидатов), абсолютного избран тот, кто набрал больше половины голосов) или квалифицированного (избран тот, кто получил не меньше двадцати пяти процентов голосов от общего количества) большинства.

  • Пропорциональный тип используется на выборах в законодательную сферу. Она подразумевает то, что депутатские кресла делятся меж списками кандидатов от различных блоков, а не отдельными людьми.
  • Смешанная система повествует, что половина депутатских мест должна делится по мажоритарной схеме, а другая часть — по пропорциональной.

На видео – понятие избирательного права и избирательной системы:

Система принципов и норм

Наибольшую популярность обрели четыре главные принципа осуществления выборов, что в первый раз были упомянуты и записаны в Законах Советского Союза в 1936 году. Эти моменты изначально связывались с организационными нюансами выборов и осуществлении данного права людям. С начала девяностых годов произошло расширение понятия о нюансах сего права. Помимо этого, вносились коррективы в нормативы реализации субъективного права людей, что были связаны с тайной голосования и свободой.

На этот момент принципы права избирателей считаются своеобразными условиями, что дают гарантию его признания, придерживание которых в момент выборов позволяет сделать голосование по-настоящему народным волеизъявлением.

Схема принципов сего права базируется на предназначении и целях в устройстве правового контроля взаимоотношений людей. По подобной причине их принято делить на два основных вида:

  1. Нормативы осуществления и проведения выборов. Это то, что определяет обязательность, свободу, регулярность, альтернативные варианты, возможность разнообразных типов, независимость организаторов и ому подобное.
  2. Принципы участия людей в голосовании. Это то, что гарантирует всем россиянам одинаковое право избирателя, а также самостоятельность реализации сего права на базе скрытого голосования.

К представленной классификации тоже можно добавить такие принципы: открытость, гласность, морально-правовые и процессуально-правовые моменты. Еще сюда можно включить производные и материально-правовые нормативы, что уточняют, развивают манипуляции процесса.

Внимание! Помимо основных, имеются еще такие классификации:

  1. Главные начала осуществления права на участие в голосовании для граждан страны.
  2. Базовые начала личного принятия участия человека в осуществлении избирательных моментов.

Что является методом гражданского права, подробно рассказывается в данной статье.

Какие бывают виды договоров в гражданском праве, можно понять из данной статьи.

Какие есть источники и их виды

Кроме вышеперечисленных моментов стоит отметить еще важность источников избирательного права.

Под источниками избирательного права подразумеваются категории подтверждения его нормативами. В нынешних условиях схема источников права в России смотрится в виде фундамента международного права, договоров РФ с другими странами, нормативных актов правового типа разнообразной степени и видов, решений Конституционного Суда и уставных судов и так далее.

К источникам признанных международных основ относят также следующее: Декларацию прав человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод с соответствующими приложениями, хартию местного самоуправления и так далее.

На видео-понятие и принципы избирательного права:

Большую сферу источников права несут в себе разнообразные акты прав, что обеспечивают избирательное законодательство. Оно несет огромное количество нормативов сего права. например, про ФЗ об основных гарантиях избирательных прав вы можете почитать в статье.

Еще колоссальное влияние на нормативы избирательного права оказывают решения судов. Они конкретизируют и формируют полную картину термина избирательного права

Избирательный процесс

Особенной характеристикой устройства правового гарантирования народных голосований считается соединение материальных возможностей и процессуальных нормативов в контроле избирательных взаимоотношений. Выборочные мероприятия, как форма прав и организаций осуществления избирательного права людей, заключают в себе технологию участия людей в голосовании и образовании органов правления в общем.

Избирательные мероприятия считаются самостоятельным понятием, что определяет комплекс взаимоотношений, что заканчиваются на обслуживании подготовки и осуществления выборов. Это своеобразные самостоятельный компонент в схеме избирательного права в Российской Федерации.

На видео-понятие и принципы избирательного права в РФ:

Внимание! Так можно сказать, что избирательный процесс считается рядом мероприятий и действий за рамками времени процедур (к примеру, проведение государственного учета партий, подсчет количества избирателей).

Выводы

Подводя итоги можно говорить, что избирательное право как таковое имеет несколько значений, которые несут в себе право людей выдвигать свою персону в члены власти, а также право людей участвовать в голосовании. Избирательное право и избирательная схема являются схожими терминами, однако система значит именно порядок произведения избирательного права граждан России.

Возможно вам так же будет интересно узнать про деликтные правоотношения в гражданском праве.

Что собой представляет виндикационный иск в гражданском праве, можно понять, прочитав данную статью.

Что собой представляются деньги как объекты гражданских прав, указано в данной статье.

Что собой представляет понятие вещного права в гражданском праве, можно узнать из данной статьи.

Система порядка осуществления данного права разделяется на нормы произведения выборов и контролирование взаимоотношений людей в период их проведения. Источниками права избирателей считается международная документация, акты государственного типа и решения судов. Избирательный процесс — это совокупность всех процедур выборов, что закрепляют тот или иной порядок действий в период осуществления выборов людьми, организаторами и кандидатами.

В любом случае термин избирательного права заключает в себя широкий спектр моментов, которые рассказывают о порядке проведения выборов, правах людей выбирающих и кандидатов, и определения итогов голосования.

Стоит отметить, что в РФ все вышеуказанные данные о соблюдении порядка, гарантирование прав и свобод, как всего народа, так отдельной личности, соблюдаются. Кроме того, дабы предотвратить любое влияние на избирателей существую органы, которые следят за порядком, соблюдением правил. Если имеются какие-то сомнения, то голосование может повестись повторно, однако для этого должна быть доказательная база. Также во время проведения выборов на округах присутствует комиссия, которая следит, чтобы не нарушался закон, и не появлялись способы проведения мошенничества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: