Понятие, сущность и правовая характеристика административных процедур - ABCD42.RU

Понятие, сущность и правовая характеристика административных процедур

Глава 11. Понятие административной процедуры и ее юридические признаки

Глава 11. Понятие административной процедуры и ее юридические признаки

82. Для целей данной Методики под административными процедурами понимаются юридические процедуры, в рамках которых исполнительные органы государственной власти, государственные учреждения и их должностные лица принимают правовые акты, иные управленческие решения, совершают юридически значимые действия, направленные на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

83. Административная процедура представляет собой закрепленный в правовом акте порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).

84. Предметом антикоррупционной экспертизы на наличие или отсутствие данного фактора являются:

1) законы Калининградской области, в том числе проекты законов, регулирующие субъективные права и юридические обязанности граждан и организаций, реализуемые в правоотношениях с представителями государственных или муниципальных органов и организаций;

2) акты Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области, устанавливающие порядок (процедуры) реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, порядок реализации исполнительными органами государственной власти Калининградской области отдельных властных полномочий, связанных с обеспечением реализации прав и обязанностей граждан и организаций;

3) акты исполнительных органов государственной власти Калининградской области, устанавливающие порядок выполнения отдельных государственных функций или оказания государственных услуг, в том числе административные регламенты выполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

85. Наличие административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупционных отношений в связи с тем, что административные процедуры:

1) значительно уменьшают риск отклонения должностного лица при реализации властных полномочий от достижения нормативно закрепленной цели возникших правоотношений;

2) снижают степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;

3) создают условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений и при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;

4) обеспечивают единообразное применение государственно-властных полномочий должностными лицами различных органов и учреждений;

5) создают гласную, открытую модель развития правоотношения, от его возникновения до полного исполнения сторонами своих публично-правовых обязанностей;

6) позволяют согласовать и скоординировать действия множества органов и должностных лиц, участвующих в подготовке и принятии управленческих решений.

86. Административные процедуры способны снизить риск или степень угрозы возникновения коррупционных отношений при условии, что:

1) установленная процедура соответствует характеру материального правоотношения, позволяет учесть его специфические особенности; чем больше процедура специализированна на обслуживании определенного отношения, чем полнее учитывает его нюансы, тем более эффективной она может быть. Тем не менее, каждая процедура обладает определенной степенью независимости от обслуживаемого ею отношения, что позволяет использовать одну процедуру в качестве формы реализации нескольких сходных общественных отношений; но чем большее количество материальных норм обслуживает процедура и чем меньше сходство между ними, тем меньше нюансов каждой из них она учитывает и тем меньше ее возможная эффективность;

2) в правовом акте закреплены все основные элементы административной процедуры, то есть она не является фрагментарной или не полностью упорядоченной;

3) в правовом акте содержатся юридические средства, позволяющие обеспечить надлежащее соблюдение должностными лицами требований административной процедуры, в том числе, не позволяющие государственным служащим принимать решения в обход установленной процедуры.

87. Поскольку коррупциогенным фактором является не только факт отсутствия административной процедуры, но и дефекты существующей административной процедуры, эксперт обязан проанализировать структуру закрепленной правовым актом административной процедуры на предмет выявления дефектов, способных создать условия для возникновения коррупционных отношений.

88. Большинство административных процедур образуется из четырех элементов:

1) описание юридического факта (фактического состава), инициирующего возникновение процедуры:

— если юридический факт является событием, то в правовом акте должно быть определено, кто может выявить событие и как должно быть оформлено выявление события;

— если юридический факт является действием (наиболее часто в виде действия выступает обращение), то должно быть определено, кто вправе совершить это действие и при каких условиях, а также каковы требования к юридическому оформлению действия;

2) права и обязанности участников процедуры:

— каждое право или обязанность должно быть соотнесено с одной из участвующих в процедуре сторон;

— должны быть определены условия реализации права, в том числе, на какой стадии процедуры право может быть реализовано;

— срок реализации права, если он является ограниченным иными рамками, помимо временных рамок самой процедуры;

— действия, которые должна совершить сторона процедуры для реализации своего права;

3) стадии и (или) этапы совершения процедурных действий:

— процедурные действия должны располагаться в определенной последовательности, направленной на достижение конкретной цели;

— в отношении каждого действия должны быть определены момент его совершения в рамках процедуры, а также содержание и форма действия;

4) виды промежуточных и итоговых решений, принимаемых в рамках или по итогам процедуры, и требования к ним;

— промежуточные решения — решения, определяющие переход процедуры на следующую стадию (этап) или возврат к предыдущей стадии (этапу);

— итоговые решения, завершающие процедуру, могут быть двух видов — разрешающие дело по существу и завершающие процедуру вследствие невозможности разрешения дела по существу.

89. В отношении процедурных (процессуальных) решений должны быть определены основания принятия решения, субъект, уполномоченный на принятие решения, срок принятия итогового решения с момента инициирования процедуры (общий срок процедуры).

>
Выявление отсутствия процедур или содержащихся в них дефектов
Содержание
Постановление Правительства Калининградской области от 29 декабря 2007 г. N 925 «О методике экспертизы нормативных правовых.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Понятие и принципы административных процедур

Решение проблем правового регулирования административных процедур, в том числе сокращение их количества и упрощение, в современных условиях является первостепенной задачей государственных органов. Это обеспечит повышение экономической деятельности и государственного управления социальными процессами, более эффективную защиту прав и свобод физических и юридических лиц.

Правовое регулирование административных процедур имеет свое целевое назначение, связанное, в первую очередь, с установлением правового статуса субъектов, участвующих в административных процедурах, а также с необходимостью определения стадий осуществления административных процедур и их основных принципов.

Исходя из поставленных целей, задачами нормативных правовых актов об административных процедурах являются:

· обеспечение условий и порядка рассмотрения и разрешения административных дел;

· установление гарантий защиты прав физических и юридических лиц;

· предупреждение должностных правонарушений;

· сокращение количества предоставляемых документов;

· максимально возможная реализация принципа «одно окно» при совершении административных процедур;

· содействие рациональной организации работы аппарата органов государственной власти и управления.

Объектом административных процедур являются регистрация и учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их имущества, товаров (продукции), работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2007 г. №1102 «О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

С точки зрения права, административная процедура –это установленные в нормативных правовых актах действия государственных органов и государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствии с их компетенцией обращений (заявлений) физических и юридических лиц, влекущих для них определение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также обжалование и пересмотр решений по административным делам.

В науке административного права юридический процесс охватывает различные процедуры. В широком смысле под процедурами понимают официальные способы упорядочения деятельности. Понимание процедур в буквальном смысле привело ученых к исследованию управленческих процедур, охватывающих различные виды управленческой деятельности (нормотворчества, контроля, организации работы органов и т.п.).

К элементам административной процедуры относятся:

· наименование административной процедуры;

· государственный орган (организация), в который обращается физическое или юридическое лицо;

· документы, представляемые при обращении;

· размер платы, взимаемой за совершение процедуры;

· нормативные правовые акты, регулирующие порядок совершения процедуры.

Будучи правовой формой управленческой деятельности органов государственного управления, административное производство базируется на принципах, определяющих специфические особенности и назначение этого вида деятельности.

Принцип приоритетности прав и свобод человека предполагает обязанность администрации в каждом конкретном случае исходить именно из наиболее приемлемого для человека решения. Этот принцип составляет фундаментальную основу деятельности всего государственного аппарата. Применительно к административной процедуре можно выделить следующие его элементы:

Читайте также  Коммуникация как функция управления

· презумпция добропорядочности и законопослушности заявителя – он действительно имеет то право либо имеются те обстоятельства, на которые заявитель ссылается при обосновании своего требования;

· оказание администрацией правовой и иной необходимой помощи заявителю, включая обязанность информировать о существующем правовом регулировании и практике, об его правах и обязанностях, способе, порядке и форме обжалования;

· разрешение заявления в сроки, установленные административной процедурой, а при возможности – в максимально короткие сроки;

· невмешательство администрации в дела заявителя без обоснования необходимости;

· необременение заинтересованных лиц обязанностями лишь с целью соблюдения требований формы. Несоблюдение не должно обращаться во вред заявителю, если преследуемая формой цель может быть достигнута и без ее соблюдения.

Сутьпринципа законности и обоснованности заключается в формировании административных процедур, согласно которым администрация вправе и должна осуществлять только действия, принадлежащие ей в силу закона, и только по предметам ведения. Иными словами, произвольная деятельность администрации запрещена. Отступление от принципа законности при рассмотрении заявлений расценивается как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение.

Принцип равенства всех заявителей перед законом и администрацией призван создать равные условия для реализации прав заявителей. Вместе с тем закрепление данного принципа не исключает формирования специальных процедурных правил. Юридическим основанием этого являются экстраординарность обстоятельств (угроза жизни или собственности), наличие специальных правовых статусов заявителей (инвалиды, военнослужащие и др.) или административно-правовых режимов (секретности, государственной границы и т.д.).

Принцип доступности административных процедур предполагает: во-первых, отсутствие запрета на непосредственное (а не обязательное с участием, например, обращение в администрацию в связи с конкретным делом любого заявителя; во-вторых, установление необходимых сроков совершения административных процедур с учетом необходимости проведения экспертизы либо других действий; в-третьих, формирование института безвозмездности административной процедуры.

Принцип открытости административных процедур. Элементами данного принципа являются: свобода получения информации о той или иной административной процедуре; свобода получения информации о правовом статусе (включая вопросы компетенции) той или иной администрации; свобода получения информации об имеющейся практике по аналогичным делам и т.п.

Принцип соразмерности предполагает необходимость сопоставления предпринимаемых администрацией мер (по степени, объему и др.) и реально существующих обстоятельств; разделение полномочий между республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами.

Принцип экономии административных процедур заключается в формировании и соблюдении правила: административная процедура осуществляется наименее затратным путем – по времени, используемым ресурсам, соразмерностью платы с понесенными расходами. Следствием реализации этого принципа на практике являются, например, институт объединения процедур по субъектному или объектному критерию, институт комплексного рассмотрения заявлений и т.п.

Заявительный принцип «одного окна»предполагает обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом.

Принцип сотрудничествазаключается во взаимодействии уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении процедур посредством направления запросов и получения документов и сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах.

Таковы основные принципы административных процедур.

В законодательстве иностранных государств давно существует институт административных процедур. Многие государства имеют традиции регламентирования административных процедур в виде законов. Так, в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше – в 1930 и 1960 гг., в Чехословакии – в 1955 г., в Германии – в 1953 и 1976 гг.

Понятие, признаки, содержание и принципы административных процедур

Теоретический анализ существующих в современной литературе мнений ученых о сущности, назначении, перспективах законодательного регулирования и отраслевой принадлежности административных процедур позволяет констатировать, что административные процедуры рассматриваются в теории административного права в следующих аспектах: как формы осуществления исполнительной власти; правовые акты управления (или административно-правовые акты); административный процесс; урегулирование правовых споров; административная юстиция, зашита прав и свобод человека и гражданина. В России изданы научные труды, непосредственно посвященные изучению всех сторон данного сложного административно-правового института. По этой проблематике было защищено в последние годы несколько диссертаций.

Об административных процедурах говорится как о системе административно-процедурных правоотношений, складывающихся в различных административно-правовых институтах. Административно-процедурные правоотношения, обладающие признаком однородности, находятся в системе более широких администрагивно-процессуальных отношений.

Вструктуру административно-процедурных правоотношений включаются: «позитивные», т. е.неконфликтные, правоотношения, которые формируются между исполнительными органами государственной или муниципальной власти, с одной стороны, и между гражданами и организациями — с другой. Содержанием таких правоотношений в области публичного управления (государственного или муниципального управления) является потребность в осуществлении либо реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, свобод или законных интересов (эти отношения называются иногдавнешними публичными правоотношениями).

Основная цель формирования административных процедурных правоотношений — установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителей.

Содержание административных процедур включает следующие элементы: цель административных процедур; их правовая регламентация; принципы административных процедур; порядок осуществления управленческих действий; рассмотрение и разрешение административных дел; исполнение решений, принятых по административным делам.

Современный законодатель под административными процедурами понимает установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел. При этом в действующих в других странах законах об административных процедурах устанавливается порядок рассмотрения и разрешения административных дел посредством использования административных производств (т. е. урегулированный административной процедурой процесс рассмотрения и разрешения административного дела).

Признаками административных процедур являются:

§ реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти. При этом властные административные полномочия обеспечивают исполнение соответствующих функций управления;

§ создание процедурных форм, способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

§ правовая форма осуществления публичного управления и исполнительной власти;

§ нормативность административных процедур, т. с. нормативно установленный порядок их применения;

§ административно-правовая регламентация целей и задач соответствующей административной процедуры;

§ определение административно-правового статуса участников (субъектов) административных процедур, т. е. субъектов процедурных правоотношений;

§ рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;

§ связь реализации административной процедуры с применением норм различных отраслей материального права;

§ принятие различных правовых актов управления (как промежуточных, так и окончательных).

По содержанию административно-процедурная деятельность не связана ни с судебным рассмотрением споров о субъективном публичном праве (административно-правовых споров), ни с применением мер административного принуждения.

Административная процедура с точки зрения своей внутренней структуры рассматривается как система последовательно совершаемых уполномоченными субъектами организационных действий, оформляемых в промежуточных и окончательных решениях по каждому административному делу. Основнымистадиями административных процедур являются: возбуждение административного производства; рассмотрение административного дела; принятие решения по административному делу (принятие административного акта); пересмотр решения по административному делу; исполнение решения по административному делу.

Принятие решения по административному делу, как правило, отождествляется с принятием административного акта. Таким образом, на практике административные процедуры рассматриваются как форма принятия административного акта. Поэтому центральная часть законов различных стран об административных процедурах содержит главу, которая называется «Административный акт». В нее, как правило, входят следующие статьи: о форме и содержании административного акта; принятии и вступлении в законную силу административного акта; разъяснении административного акта; отмене административного акта; возврате и компенсации в связи с отменой административного акта; пересмотре административного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Завершающей в административно-процедурных законах в большинстве случаев является глава «Исполнительная процедура», в которой устанавливаются правила исполнения административного акта, срок его добровольного исполнения, принудительное исполнение административного акта и последствия его неисполнения.

Основными принципами административных процедур являются:

1.законность, т. с. точное соблюдение участниками административного производства Конституции РФ. федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ. Любое действие или решение административного органа должно соответствовать законам; административные органы должны действовать исключительно в пределах предоставленных им законодательством полномочий;

2. презумпция достоверности, т. е. поданные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всех случаях до того момента, пока обратное не будет доказано должностными лицами административного органа;

3. запрет злоупотребления правом, т. е. применение административным органом всякого правового акта только в строгом соответствии с его смыслом и главной целью. Недопустимо злоупотреблять пробелами или неясностями действующего законодательства в процессе деятельности административных органов;

4. запрет произвола, т. е. безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях;

Читайте также  Правила безопасного поведения на воде

5. запрет бюрократического формализма, т. е. запрет для административных органов обременять заинтересованных лиц обязанностями или отказывать им в предоставлении права лишь в целях соблюдения ихвнутриорганизационных правил и требований. Если рассматриваемое административное дело может быть разрешено без соблюдения указанных правил, то административным органам запрещено использовать во вред заинтересованным лицам факт несоблюдения ими внутриорганизационных правил и требований;

6. открытое рассмотрение административных дел в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления;

7. ведение производства по административным делам нарусском языке. Административное производство может также вестись на государственном языке республики, являющейся субъектом РФ. Заинтересованным лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство по административному делу, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, выступать и заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке либо на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика в установленном законом порядке;

8. соразмерность осуществления любых действий административных органов тем целям и задачам, ради которых они осуществляются на практике;

9. право быть выслушанным. Административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу, права или законные интересы которого ограничиваются данным актом, была предоставлена возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного разрешения дела;

10. беспристрастность. Должностные лица административного органа обязаны обеспечить беспристрастное рассмотрение и разрешение административного дела;

11. обоснованность каждого административного решения или действия. На административном органе лежит обязанность всестороннего и глубокого исследования всех обстоятельств, имеющих значение для законного разрешения дела;

12. запрет для административного органа требовать от заинтересованных лиц документы, сведения о которых уже содержатся в имеющихся в деле более общих документах, дающих ясное и достаточное представление об их содержании для правильного разрешения данного административного дела (принцип «большее включает в себя меньшее»);

13. оперативность иэкономичность, т. е. рассмотрение дела в достаточно короткие сроки и с разумной экономией сил и средств административного органа при осуществлении своих полномочий.

Виды административных процедур определяются, главным образом, сферами отношений, регулируемых законодательством об административных процедурах, например: регистрационные административные процедуры; лицензионные административные процедуры; сертификационные административные процедуры; процедуры, направленные на осуществление компетенции управленческого органа; процедуры, реализующие правовой статус гражданина или юридического лица; разрешительные административные процедуры.

Основной вид административных процедур —позитивные.Это процедуры построения, организации и деятельности исполнительных органов публичной власти в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций; процедуры, способствующие осуществлению компетенции властвующих субъектов публичного управления (например, принятие актов управления; рассмотрение обращений граждан); процедуры совершения исполнительными органами публичного управления специальных правовых действий по регистрации, лицензированию, разрешению, контролю или надзору.

Позитивная административная процедура — это нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

Если исходить из мнения, что в процессе применения мер административного принуждения также используются административные процедуры, то можно говорить о так называемых юрисдикционных процедурах.Юрисдикционные, илиадминистративно-деликтные, процедуры — правоохранительные процедуры, используемые уполномоченными административными органами и должностными лицами для реализации охранительной функции публичного управления. Как правило, из системы юрисдикционных административных процедур исключаются те, которые установлены в КоАП РФ.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2159 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР

Аннотация. В настоящее статье рассматривается понятие и виды административных процедур, выделяется классификация видов административных процедур по различным основаниям, на основе существующих научных взглядов.

Ключевые слова: понятие административных процедур, виды административных процедур, классификация

Правоохранительные функции, в четких правовых границах реализуются органами исполнительной власти. Достаточно большое значение в публичном управлении играет институт административных процедур. Относительно института административных процедур достаточно длительное время ведутся научные дискуссии. Однако до настоящего времени единство в концептуальном подходе не выработано, что служит основанием для дальнейших дискуссий.

В литературе высказано большое количество мнений относительно понимания административной процедуры, все эти мнения отражают различное понимание рассматриваемого института. По мнению Женетль С.З. под административными процедурами следует понимать «закрепленные в законодательных актах порядок и стадии действий должностных лиц государственных органов власти, которые необходимы для достижения поставленных задач» [1, с. 45]. Тихомиров Ю.А. дает следующие определение административных процедур: ««нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей» [2, с. 4]. Помазуев А.В. под административными процедурами понимает «нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленных на разрешение юридического дела или выполнения управленческих функций» [3, с. 13]. По мнению Филатовой А.В., следует отметить что с ее позицией соглашается большая часть ученых, «единственным бесспорным моментом сегодня является характеристика административной процедуры в виде разновидности правовой (юридической) процедуры» [4, с.7].

В научной литературе достаточно часто поднимается вопрос относительно систематизации административных процедур. Наиболее полную и подробную классификацию дает Талапина Э.В.:

1. Организационные административные процедуры. К ним можно отнести режим работы, закрепление обязанностей и т.п.;

2. Принятие решений, которые требуют соблюдение определенной процедуры. Например, письменные и устные распоряжения, в том числе и правовые акты;

3. Документооборот, который подразумевает использование информации, включающий в себя информационное обслуживание;

4. Принятие решений, связанных с реализацией экономической и (или) финансовой задачей;

5. Лицензирование отдельных видов деятельности, как совершение действий правового характера; [2, с. 12]

Тихий Р.С. в основу предложенной им классификации, ставит содержательный критерий: 1. юрисдикционные административные процедуры 2) административные процедуры организации деятельности исполнительной власти (обращения, аттестация, процедуры принятия правовых актов управления); 3) административные процедуры совершения юридически значимых действий органами исполнительной власти (лицензирование, регистрация, контроль, надзор) [5, с. 9].

Систематизация и классификация огромного количества административных процедур требует использование основания классификации. Особенно это касается позитивных процедур, так как именно они являются многочисленными, ввиду того что направлены на упорядочивание основных направлений деятельности государственных органов исполнительной власти. Под позитивными процедурами понимается «порядок урегулированный административными нормами относительно круга действия органов госвласти, направленный на исполнение решений, входящих в их круг полномочий оказание государственных услуг гражданам и их объединениям по реализации их прав и свобод, на исполнение обязанностей и не связанного с привлечением к ответственности или рассмотрением публично-правовых споров».

Традиционно можно выделить следующие позитивные административные процедуры: организационные, кадровые, порядок подготовки и принятия решений процедуры, связанные с решением функциональных задач, контрольно-надзорные процедуры, разрешительные процедуры, правопредставительные процедуры, обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами обязанностей в области таможенного дела, координационные и процедуры взаимодействия, консультативные процедуры, информационно-технологические процедуры, процедуры реализации программ, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, административно-хозяйственные процедуры.

Вышеуказанный перечень не выступает исчерпывающим, так как видов административных процедур огромное количество, и они по своей сущности достаточно разнообразны. Доктринальная разработка видов позитивных процедур в административной деятельности выступает основой для повышения качества в правовом урегулировании самих административных процедур. Отметим, что проблема упорядочивания процедур имеет не только большое теоретическое значение, но и достаточно важна на практике, так как от ее разрешения зависит обеспечение режима законности и реализация прав граждан.

Список литературы

1. Женетль С.З. Административный процесс и административные процедуры в условиях административной реформы: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009.

2. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журн. рос. права.2002. № 4. С. 4–17.

3. Помазуев А.В. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.

4. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н.М. Конина. Саратов, 2009.

5. Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в РФ (региональный аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2005.

Административный процесс. Понятие и виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «административный процесс»

Административный процесс — это порядок, определенный в законодательстве Российской Федерации, соблюдение которого дает возможность привлечения виновного к административной ответственности.

Административный процесс представляет собой государственно-управленческую деятельность, особый вид распорядительной и исполнительной деятельности, который связан с возможностью реализации административно-правовых актов в принудительном порядке. Административный процесс — это совокупность административно-правовых норм процессуального характера, которые определяют порядок рассмотрения судом административных дел.

Читайте также  Управление внеоборотными активами предприятия 2

Понятие и место административного процесса в юридическом процессе определено в Кодексе административного судопроизводства РФ. Гражданский, административный и уголовный процессы имеют единые основы.

Административный процесс — сложное правовое явление, которое включает:

  • административно-управленческий процесс;
  • административно-юрисдикционный процесс;
  • административно-судебный процесс.

На эффективность административного процесса влияют следующие аспекты:

  • взаимодействие обеспечивающих охрану правопорядка органов;
  • четкость административно-правового регулирования процедур и процесса правоприменения в области привлечения к административной ответственности;
  • уровень совершенности законодательства в области административного права.

Рассмотрение заявлений, жалоб, предложений граждан, спорных ситуаций между подчиненным субъектом и другой общественной или государственной организацией вызывает необходимость начала административного процесса по применению мер административного принуждения. При реализации административного процесса необходимо, чтобы государственный орган на законных основаниях правильно выполнял административно-юрисдикционную функцию.

В узком смысле административный процесс:

  • помогает разрешать споры административно-правового характера;
  • устанавливает определенные правила для применения их при рассмотрении индивидуальных административных дел;
  • обеспечивает правовой защитой административно-правовые отношения, одинакового правового уровня для всех участников административного процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Административный процесс осуществляется как в судебном, так и в административном, внесудебном порядке. Его юридическим результатом является соответствующее одностороннее и властное воздействие.

В основе административно-правовых споров лежат индивидуальные административные дела.

Виды административного процесса

Административный процесс представляет собой порядок реализации административно-правовых норм, а также деятельность государственных органов в сфере разрешения индивидуальных административных дел.

Одним из важных принципов административного судопроизводства является принцип гласности и открытости. Этот принцип предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах и публичное оглашение вынесенного судебного решения по результатам рассмотренного дела.

Задачи административного судопроизводства:

  • обеспечение доступности правосудия в сфере публичных и административных правоотношений;
  • защита оспариваемых или нарушенных прав, законных интересов и свобод граждан, а также законных интересов и прав организаций в области административных правоотношений;
  • своевременное и правильное разрешение и рассмотрение административных дел;
  • предупреждение нарушений и укрепление законности в сфере административных правоотношений;
  • мирное урегулирование споров, которые возникают из административных правоотношений.

Сторонами административного процесса являются административный ответчик и административный истец. Административным истцом выступает физическое или юридическое лицо, обратившееся в суд за защитой своих законных интересов, прав, свобод или лицо, в интересах которого подан административный иск лицом, наделенным законом такими полномочиями, или прокурором. Административным ответчиком выступает административный орган, против которого в суд предъявлен иск.

В административно-юрисдикционное производство включены следующие виды производства:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное производство;
  • производство по жалобам.

Дисциплинарное производство как вид административно-юрисдикционного производства, представляет собой деятельность, направленную на привлечение к дисциплинарной ответственности согласно административным правовым нормам лиц, которые виновны в дисциплинарных проступках.

Жалобой называют просьбу гражданина о защите или восстановлении его нарушенных законных интересов, прав, свобод, либо законных интересов других граждан.

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, она наступает за совершение административного правонарушения.

Каждому гражданину гарантируется право на обращение в суд за защитой оспариваемых или нарушенных законных интересов, прав, свобод. Способность нести процессуальные обязанности и иметь процессуальные права в административном процессе признается в равной мере у всех граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Как в процессуальном, так и в материальном понимании наказание административного характера является заключительным этапом административного процесса. В отличие от других административно-принудительных мер, меры административной ответственности содержат отрицательную оценку административного правонарушения. Система мер административно-процессуального принуждения служит для применения реальной административной ответственности для виновных лиц.

Административное наказание в правовом государстве выполняет функции защиты и соблюдения прав гражданина и человека, а не только карательную функцию.

Понятие и сущность административного процесса

Административный процесс: «юрисдикционная» концепция

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс — особый вид исполнительной и распорядительной деятельности , связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы. Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл ( административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс ; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс — регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

«Управленческая» концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения «управленческой» концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти , которая реализуется в процессе государственного управления, т. е. во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);
  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс — это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм ;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс — это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения .

Таким образом, административный процесс — урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Ряд авторов рассматривают административный процесс как совокупность нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Некоторые авторы (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. — 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры — это упорядоченные в норма­тивном порядке взаимосвязанные последовательности действий органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция — процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция — судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: