Правила и безопасность дорожного движения - ABCD42.RU

Правила и безопасность дорожного движения

Информация

Правила безопасного поведения на дороге

Общие правила поведения участников дорожного движения

• Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:

• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.

Движение пешехода по улице в сильный гололед

• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.

• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.

• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение – это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

Переход проезжей части дороги

• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.

• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны

• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.

• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.

• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

Безопасность пассажира

• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру­гим пассажирам.

• При посадке в трамвай, если трамвайные пути располо­жены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть до­роги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.

• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра­тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

• При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто­ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе­циальное устройство.

• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.

• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).

• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.

Безопасность пассажира в метро

— При спуске в метро на эскалаторе стоять нужно справа, проходить слева.
— Нельзя сидеть и бежать по ступенькам эскалатора.
— Ожидая поезд на платформе, не заходить за ограничительную линию.
— Если что-то из личных вещей упало на рельсы, не следует пытаться достать этот предмет самостоятельно, нужно обратиться к дежурному.
— Если в вагоне метро возник пожар:
— немедленно сообщить об этом машинисту поезда по переговорному устройству и в дальнейшем выполнять его команды;
— при появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда необходимо предпринять попытку потушить его, используя имеющийся под сидением огнетушитель или подручные средства;
— ни в коем случае не следует пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном;
— необходимо оставаться на месте, пока поезд движется в тоннеле;
— при остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста;
— не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку;
— после разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам).

Безопасность пассажира при следовании железнодорожным транспортом

— При посадке:
— не бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
— во время прохождения поезда находиться на расстоянии не менее двух метров от края платформы;
— подходить к вагону после полной остановки поезда;
— посадку в вагон следует производить только со стороны перрона или посадочной платформы;
— войдя в вагон, достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку и в специальное отделение нижней полки.
• В дороге:
— тяжелые вещи необходимо разместить внизу, чтобы при толчке они не упали с багажной полки;
— воду можно пить только из титана, находящегося возле купе проводника, или специально купленную питьевую воду из бутылки;
— во время движения поезда не высовываться из окна;
— не открывать наружные двери и не стоять на подножках во время движения поезда;
— выходя из вагона на остановках, не отходить далеко от поезда; — не трогать без надобности стоп-кран.

Аварийная обстановка в поезде

• В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.
• При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.
• Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поезда или выбраться на крышу.
• Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пассажиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери.
• Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходимо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или стену, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и наметить путь выхода из него.

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
• перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
• двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами:
впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

О безопасности дорожного движения

Федеральный закон № 196-ФЗ

Принявший орган: Государственная Дума
Дата подписания: 10 декабря 1995

(в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ,от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно — транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 2. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно — транспортных происшествий и их последствий;

дорожно — транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения — комплекс организационно — правовых, организационно — технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно — целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно — транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения

Читайте также  Субъекты патентного права

1. В ведении Российской Федерации находятся:

формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 7. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

1. Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно — транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно — транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;
проводить мероприятия по профилактике аварийности.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно — транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.

2. Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.

— Разместил/а 10 декабря 1995, 11:16, отредактировано 07 апреля 2018, 18:16

§ 3. Обеспечение личной безопасности на дорогах

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Постоянно по улицам городов и населённых пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения.

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определённые правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения (ПДД).

Все мы постоянно участвуем в дорожном движении и поэтому должны знать обязанности пешехода и пассажира и постоянно их соблюдать.

Основные обязанности пешеходов

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти по велосипедной дорожке или друг за другом по краю проезжей части, а на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части.)
  • По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
  • Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
  • При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
  • Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
  • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны и не выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящего у тротуара автомобиля и др.), мешающего обзору проезжей части, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасного движения.
  • При приближении автомобиля с включённым синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части — незамедлительно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.

Общие меры безопасности, которые должны соблюдать пешеходы

  • При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
  • Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, что препятствует обзору дороги, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь, нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.
  • При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.
  • Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.
  • Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть.

Внимание!
Проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам (наземным, подземным и надземным) или на перекрёстках. Перекрёсток — это место, на котором пересекаются две или более дороги.

Обязанности пассажиров

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застёгнутом мотошлеме.

Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта

Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери.

Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у двери, а тем более опираться на нее — она может случайно открыться.

Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке.

Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя отвлекать водителя от управления.

Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом

  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где её нет, — на тротуаре или обочине дороги.
  • При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись, что транспортные средства притормаживают и пропускают вас, направиться к остановившемуся трамваю.
  • Посадка должна производиться через передние двери, а высадка — через двери, на которых имеется надпись «Выход».
  • После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти её.

Правила поведения в метрополитене

Для метрополитена, как и для любого вида транспорта, существуют свои опасные зоны. Риск для жизни людей, пользующихся метрополитеном, возникает при входе через турникет, движении на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при проезде в вагоне поезда.

Через турникет следует проходить только после загорания зелёного сигнала. На эскалаторе необходимо стоять справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, проходить с левой стороны; не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступеньках. Не задерживайтесь при сходе с эскалатора.

При ожидании поезда не заходите за ограничительную линию у края платформы. Не спускайтесь на пути; если необходимо поднять с путей оброненную вещь, обращайтесь к дежурному по станции.

Не подходите к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без суеты. Старайтесь занять место в средней части вагона. Не становитесь непосредственно у дверей, никогда не используйте их как опору. Не задерживайте закрытие и открытие дверей на остановках. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозы безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда.

Водитель — главная фигура в обеспечении безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и их чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с того момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и убеждаться в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять, является велосипед. Со школьных лет нужно воспитывать в себе качества культурного водителя.

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда

Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок). При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонарём (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Выводы

  1. Соблюдать Правила дорожного движения в условиях всё возрастающего потока автомобилей на дорогах стало намного сложнее, чем раньше. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и самодисциплины, общей культуры в области безопасности.
  2. Каждый из нас независимо от социального положения и возраста может оказаться на дороге в качестве пешехода или пассажира маршрутного транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси).
  3. Важно соблюдать меры безопасности во всех видах пассажирского транспорта.
  4. Качества, присущие надёжному водителю, должны формироваться с детства.

Вопросы

  1. Почему, на ваш взгляд, в 2007 г. согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного движения?
  2. Почему любое транспортное средство является источником опасности?
  3. В чём, на ваш взгляд, заключается лучший способ повысить личную дорожно-транспортную безопасность?
  4. Какую роль может сыграть вождение велосипеда для подготовки грамотного водителя мотоцикла или автомобиля?

Задания

  1. Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, с помощью которых регулируется движение пешеходов на дорогах и на улицах. Запомните их.
  2. Вспомните или найдите в средствах массовой информации вашего региона пример крупного дорожно-транспортного происшествия. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос: можно ли было избежать данного ДТП?
  3. Используя пройденный на уроках ОБЖ в 5-9 классах материал, подготовьте сообщение на тему «Правила поведения в железнодорожном транспорте».
  4. Используя Интернет и средства массовой информации, а также специальную литературу, подготовьте сообщение на тему «Наиболее частые причины несчастных случаев с велосипедистами».

Дополнительные материалы к § 3

Российская статистика ДТП и меры, принимаемые государством для снижения их числа

В 2011 г., по данным МЧС, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями заняли первое место среди других техногенных чрезвычайных ситуаций.

Читайте также  Основные задачи и направления внешнего финансового контроля

Причиной более 85% ДТП является нарушение ПДД водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.

Таким образом, человеческий фактор возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников этого движения — водителей и пешеходов.

В результате быстрого роста автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

В 2006 г. в Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на период 2006—2012 гг.».

Целями программы являлись:

  • сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

Основными задачами программы являлись:

  • предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
  • развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
  • сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
  • сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • повышение уровня безопасности транспортных средств.

Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, ослабить социальную остроту проблемы.

Правила и безопасность дорожного движения

Дорожное движение – сложный процесс, его безопасность зависит от поведения каждого человека, а значит и от тебя. Постарайся строго соблюдать правила дорожного движения.

Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя.

Быть пешеходом – это очень ответственно, особенно важно правильно вести себя на дороге.

Мы с вами в ответе за жизнь каждого ребенка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых.

Спасая маленьких граждан, мы заботимся о будущем. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах. Уберечь от дорожно-транспортных происшествий.

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ СХЕМА БЕЗОПАСНЫХ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ»

Федеральный каталог интерактивных образовательных программ «Дорога без опасности»

Проект является совершенствованием организационного и методического ресурса деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, повышению степени их информированности о безопасных формах участия в дорожном движении, формированию устойчивых навыков безопасного поведения в процессе дорожного движения.

На портале размещены методические рекомендации по проведению курсов повышения квалификации педагогических работников, электронные образовательные ресурсы, обучающие видеофильмы, направленные на формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

Правила проведения в транспорте общественного пользования

1. К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.
2. Пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения. Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.
3. Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.

Чтобы с вами не случилась беда на дороге, соблюдайте

Правила дорожного движения.

Разработайте и изучите самый короткий и безопасный путь в школу!

  • Не переходите дорогу перед близко движущимся транспортом — это всегда опасно. Помните, что мгновенно остановить автомобиль невозможно.
  • При переходе дороги пользуйтесь подземными переходами, пешеходными дорожками и переходите улицу только на зелёный разрешающий сигнал светофора.
  • Не устраивайте игр возле проезжей части, не выезжайте на проезжую часть на роликах, скейтах, а так же на мопедах и скутерах, если у вас нет водительских прав.
  • Если вам трудно перейти проезжую часть улицы с интенсивным движением транспорта, обязательно обратитесь за помощью к взрослым.

Ваша безопасность зависит от соблюдения простых правил:

  • не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом;
  • не выходите неожиданно из-за стоящего транспорта;
  • не устраиваете игр у проезжей части;
  • не выезжайте на оживлённые магистрали на вело-, мототехнике;
  • при выходе из ЛЮБОГО МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТА (будь то трамвай, троллейбус или автобус), если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, нельзя обходить его ни спереди, ни сзади.
    В этом случае следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Соблюдение Правил дорожного движения поможет сохранить вам жизнь и здоровье!

КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ КАТАТЬСЯ НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ

Никогда не выезжайте на проезжую часть дороги на роликовых коньках и не катайтесь по тротуару! Безопаснее кататься только в специально отведенных местах – парках, дорожках, площадях иплощадках.

Всегда надевайте средствазащиты:

Шлем, налокотники, наколенники,защитудля запястийрук.

Будьте особенно внимательны в отношении возможных препятствий на дороге. Для вашей безопасности необходимо аккуратно объехатьих.

Ни в коем случае не цепляйтесь к транспортнымсредствам!

Не просите ваших друзей подтолкнуть васпосильнее!

И никогда не катайтесь с горок – в лесу, недалеко от дороги, на полевых и ремонтных дорогах.

Будьте внимательны при катании в многолюдных местах: могут бегатьмаленькие дети, медленно передвигаться люди пожилого возраста, прогуливаться мамыс детскими колясками – не заденьте их!

Уважаемые велосипедисты!

Д ля того чтобы избежать опасности при езде на велосипеде, выполняйте простые правила:

— помните: управлять велосипедом по дорогам разрешается с 14 лет!

— перед поездкой проверьте техническое состояние велосипеда: легко ли вращается руль, хорошо ли накачены шины, в порядке ли ручной и ножной тормоза, работает ли звуковой сигнал.

— оборудуйте свой велосипед световыми приборами – световозвращающими катафотами (впереди, сзади, на колёсах) или велофонарями.

— по возможности наденьте шлем – во-первых, это выглядит солиднее, что внушает уважение у автомобилистов и пешеходов, а во-вторых, в случае аварии спасёт вашу голову от травмы.

— при езде на велосипеде одевайтесь как можно ярче – вы должны быть хорошо заметны на дороге, особенно в тёмное время суток.

— велосипедисты должны ехать по дорогам как можно ближе к обочине.

— двигайтесь по тротуарам и пешеходным дорожкам осторожно, это территория пешеходов.

— следуйте сигналам светофора и выполняйте требования дорожных знаков и дорожной разметки.

При движении по дорогам следует показывать руками специальные знаки для других участников движения:

— поворот направо (или перестройка в правый ряд) – вытянутая в сторону правая рука;

— поворот налево (или перестройка в левый ряд) – вытянутая в сторону левая рука;

— остановка – поднятая вверх левая или правая рука.

Основные опасности, подстерегающие велосипедистов

1. Опасная привычка. «Любимая» опасная привычка велосипедистов – начинать движение, не осмотревшись по сторонам налево, направо, не оглянувшись назад. Именно это – поворот налево, не глядя – причина подавляющего большинства наездов на велосипедистов!

2. «Пустынная улица». На таких улицах велосипедисты обычно катаются по проезжей части или, находясь недалеко от дороги, например, катаясь наперегонки, часто, не приостановившись и не оглядевшись, выезжают с ходу на проезжую часть или пересекают ее.

3. Нерегулируемый перекресток. При движении по улицам с неинтенсивным движением («пустынным») велосипедисты часто пытаются проехать через нерегулируемый перекресток, не снижая скорости, особенно под уклон. При этом из-за домов, деревьев и других помех обзору они могут не заметить на пересекаемой дороге приближающийся к перекрестку транспорт. Общее правило безопасного вождения для велосипедистов (как и для водителей) такое: при приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда, и тем больше, чем обзор хуже.

4. Во дворе дома. Конечно, двор дома – это место, где «хозяевами» являются пешеходы и велосипедисты, а водитель машины, оказавшийся во дворе, находится «на чужой территории». Однако в тесных дворах, где приходится проезжать на велосипеде близко к движущейся машине, лучше этого не делать: водитель может не заметить велосипедиста и совершить наезд. Лучше сойти с велосипеда и вести его за руль, пока автомобиль близко.

5. Велосипедиста не замечают. Внимание водителей на проезжей части всегда настроено на размеры автомобиля, и они легко могут упустить в своем наблюдении за дорожной обстановкой такой «малогабаритный объект», как велосипед.

Поэтому велосипедисту стоит ездить, помня в любой ситуации о том, что он может быть не замечен водителем. И вести себя очень осторожно!

Уважаемые взрослые!

Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей.

Помните, это опасно для их жизни!

Железная дорога для всех, а для детей особенно — зона повышенной опасности.

Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь. Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Несчастные случаи на железных дорогах наносят обществу огромный ущерб, в первую очередь — это невосполнимость человеческих потерь. Каждый человек должен не только сам неукоснительно соблюдать правила поведения на железной дороге, прислушиваться к сигналам, но и предостерегать других, прежде всего детей. Каждый год на железнодорожных путях гибнут дети. Большинство несчастных случаев приходится на время школьных каникул. Самой распространенной причиной травматизма на железной дороге является хождение по путям, переход их в неустановленных местах Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности и, пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности. Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, настилами, убедившись в отсутствии движущегося поезда или маневрового локомотива. Следует помнить, что нанесение рисунков в стиле «граффити» — это порча имущества общественного транспорта и попадает под статью 214 УК РФ «Вандализм», по которой уголовная ответственность наступает с 14 лет и предусматривает максимальное наказание в виде ограничения или лишения свободы сроком до трех лет. И родители граффитистов должны знать, что яркими картинками на вагонах электропоездов и других объектах магистрали их дети могут испортить себе будущее.

ЗАПОМНИТЕ:

— проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;

— при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • подлезать под железнодорожным подвижным составом;
  • перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
  • заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
  • бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или
  • устраивать различные подвижные игры;
  • оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
  • прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
  • осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.
  • Уважаемые взрослые. Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

ПАМЯТКА по соблюдению Правил дорожного движения для школьника

Дорогие друзья! Особенно родители нашего подрастающего поколения! Начался завершающий месяц школьных каникул!

Обращаемся лично к каждому из вас — проведите еще раз беседу со своими детьми по правилам поведения на дороге в качестве пешехода, велосипедиста и тд..

Помните, что только личным примером можно воспитать положительные качества у ребенка. Ваше поведение является примером для вашего ребенка!

В помощь вам, мои дорогие друзья, ПАМЯТКА по соблюдению Правил дорожного движения для школьника

Правила поведения на тротуаре.

1. Иди по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Передвигайся по тротуару спокойным шагом. Не беги и не создавай помех другим пешеходам.

3. Двигаться по тротуару надо не более, чем два человека в ряд.

4. Обходи препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть.

5. Не играй и не балуйся на тротуаре.

При отсутствии тротуаров пешеходы должны двигаться по обочинам или краю проезжей части навстречу движению транспорта. В темное время суток рекомендуется иметь при себе предметы (одежду) со светоотражающими элементами.

Переходи проезжую часть только по пешеходным переходам (в том числе надземным и подземным), а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров, лично убедившись в безопасности перехода.

Правила перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу

1. Перед началом перехода остановись на краю тротуара, чтобы осмотреться.

2. Посмотри налево и направо. Пропусти все близко движущиеся транспортные средства.

3. Убедись, что все водители тебя заметили и остановили транспортные средства для перехода пешеходов.

4. Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не беги.

5. Переходи проезжую часть под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

6. Не прекращай наблюдать во время перехода за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги – справа.

7. Необходимо рассчитать переход дороги так, чтобы не останавливаться на середине дороги – это опасно.

8. Прежде чем выйти на проезжую часть из-за автомобиля, который остановился и пропускает тебя на пешеходном переходе, приостановись – стоящая машина может закрыть движущуюся. Выгляни осторожно из-за стоящей машины, если нет опасности –переходи проезжую часть.

Читайте также  Основы экологического права

Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу

1. Перед началом перехода остановись на краю тротуара, чтобы осмотреться.

2. Дождись зеленого сигнала светофора.

3. Зеленый сигнал светофора разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, убедись в том, что машины остановились, пропуская пешеходов.

4. Иди быстро, но не беги.

5. Знай, что для пешехода желтый сигнал светофора – запрещающий.

6. Не начинай переход проезжей части на зеленый мигающий сигнал светофора.

7. Не прекращай наблюдать во время перехода за автомобилями, которые могут совершить поворот, проезжая через пешеходный переход.

Правила перехода проезжей части при выходе из автобуса.

1. Выйдя из автобуса или троллейбуса, иди к пешеходному переходу и, соблюдая правила безопасности, переходи дорогу.

2. Нельзя ожидать автобус на проезжей части.

Правила для пассажиров.

1. Находясь в салоне автомобиля, все пассажиры должны пристегнуться ремнями

безопасности, а малыши должны находиться в специальных автокреслах.

2. Находиться на переднем сидении легкового автомобиля без специальных детских

удерживающих устройств разрешается только с 12-летнего возраста.

3. Выходи из автомобиля при его полной остановке только на сторону тротуара или

4. Находясь в салоне автобуса (троллейбуса), держись за поручни, чтобы не упасть в случае резкого торможения.

Правила для велосипедистов.

1. Выезжать на проезжую часть на велосипеде можно только с 14 лет, изучив правила дорожного движения для водителей.

2. До достижения возраста 14 лет кататься на велосипедах можно только в специально отведенных местах – стадионах, парках.

3. Перед началом выезда на велосипеде необходимо проверить тормоза, рулевое управление, звонок, катафоты, шины.

4. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд или по обочине.

5. Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

6. Безопаснее при езде на велосипеде надевать велосипедный шлем и средства защиты (наколенники, налокотники).

7. Водителям велосипедов запрещается перевозить пассажиров.

Правила для водителей мопедов (скутеров).

1. Управлять скутером (мопедом) по дорогам разрешается только с 16 лет, изучив правила дорожного движения для водителей.

2. Двигаться по дороге на скутере можно только в застегнутом мотошлеме.

3. Скутеры (мопеды) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд.

4. Водителям скутеров (мопедов) запрещается перевозить пассажиров.

При использовании сигвеев, гироскутеров, моноколес руководствоваться теми же правилами и правовыми нормами, что и для пешеходов.

1.Кататься на данных устройствах необходимо в защитном шлеме, налокотниках и наколенниках – это обезопасит ребенка при возможном падении.

2.Максимальная скорость гироскутера ограничена – это 10-12 км/ч. При выходе за эти пределы может произойти падение и, как следствие — получение травмы.

3.Для передвижения на данных средствах необходимо выбирать подходящую площадку для катания, использовать защитную экипировку.

4.Сохранять безопасную скорость, останавливать средства плавно и аккуратно.

5.Сохранять безопасную дистанцию до людей, любых объектов и предметов во избежание столкновений и несчастных случаев.

ПОМНИТЕ! О своей безопасности пешеход, пассажир и водитель должен заботиться сам.

Обязательные инструктажи по БДД для водителей: новые правила с 1 сентября 2021 года

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

С 1 сентября у компаний опять появится обязанность проводить инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, как их проводить, а также какие обязательные документы нужно оформить.

  • Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября
  • Какими документами оформить инструктажи по БДД

Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Правила будут обязательными для всех работодателей и водителей организаций, которые осуществляют перевозку грузов и перемещение лиц (пассажиров, работников организации), как в коммерческих целях, так и для собственных нужд предприятия.

Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.

Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.

Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.

Ситуация 1. У работника есть профильное «транспортное» образование

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.

Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.

Ситуация 2. У работника нет профильного образования

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.

Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.

В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.

Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:

  • НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.

Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Вводный инструктаж по БДД для водителей

Вводный инструктаж по БДД проводится при приеме на работу, независимо от того, насколько водитель опытный, и сколько категорий «прав» у него открыто. Цель вводного инструктажа – рассказать новенькому о существующих правилах безопасной эксплуатации транспортных средств. На вводном инструктаже необходимо рассказать о размере и структуре парка транспортных средств, о видах осуществляемых перевозок.

Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.

Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:

  • нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
  • об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
  • порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
  • порядок оформления перевозочных документов;
  • порядок работы тахографа;
  • режим труда и отдыха водителей.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Судя из названия, предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс. Но не все так однозначно. Если водитель ездит по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж проводят перед первым рейсом водителя по этому маршруту. В приказе № 145 указано, что предрейсовый инструктаж проводят «Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)».

Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:

  1. Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
  2. Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
  3. Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
  4. Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.

На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.

Сезонные инструктажи по БДД

Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.

В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя. Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.

Какими документами оформить инструктажи по БДД

Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.

Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.

Пример из практики

Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров. Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя. Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.

Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.

Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: