Право и мораль - ABCD42.RU

Право и мораль

Право и мораль

Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении — как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы».

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания — «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования — сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Моралью называют сочетание норм и принципов, которые осуществляют регулирование людского поведения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и проч.

Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм юридического характера, которые выражают общественную, классовую волю (то есть определенные интересы социума, классов и проч.), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на регулировку общественных отношений.

Моральные нормы

Мораль и нравственность допустимо рассматривать в виде синонимов. Этика представляет собой науку о морали (то есть нравственности).

Моральные нормы, по сути, – это специфический тип социальных норм, которые распространяют собственное влияние на всех и каждого, и при этом воплощают в себе высшие нравственные ценности, такие как честь, добро, достоинство, долг, порядочность и т.п. Можно сказать, то общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражается в так называемых «золотых правилах нравственности»: «По отношению к другим людям поступай так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Не причиняй вреда другому человеку» и проч.

Моральными нормами называют выработанные социумом требования к индивиду как к участнику этого сообщества, действенность каковых напрямую зависит от степени их усвоения людьми, от формирования их внутренних представлений, убеждений касательно своего и чужого поведения во время общения с прочими индивидами. Оценка своего поведения, внутренний самоконтроль (можно сказать, совесть) – это основная составляющая норм морали.

Единство права и морали

Единство и взаимосвязь права и морали обуславливается тем, что они:

  1. В системе социальных норм выступают универсальными и оказывающими действие на все общество в целом.
  2. Имеют один объект регулирования, то есть общественные отношения.
  3. Обладают общей целью, то есть регулированием людским поведением, формированием гражданского общества, правового государства.
  4. Определяют строгие границы свободы личности.
  5. Считаются достижением культур и цивилизации.
  6. Основываются на одних и тех же духовных и социально-экономических отношениях.
  7. В конечном итоге исходят от общества.

Различия права и морали

Различиями между правом и моралью можно назвать:

  1. Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право – вместе с государством).
  2. Форма выражения (мораль содержится в сознании общества, а право – в особых нормативных актах, которые имеют письменную форму).
  3. Сфера действия (мораль способна регулировать почти все общественные отношения, а право – только самые важные и те, которые может упорядочить; то есть без возможности упорядочить такие отношения, как мода, вкус, любовь, товарищество, дружба и проч.)
  4. Время введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, нормы права – в точно установленный срок).
  5. Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые – мерами воздействия государства).
  6. Критерии оценки (моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, несправедливого и справедливого, а правовые – с точки зрения законного и не являющегося законным, правомерного и не являющегося таковым).
  7. Характер однородности (в рамках одной страны допустимо существование исключительно одной нормы права, но целого ряда норм морали – мораль общества в целом, а также социальных групп, классов, профессиональных слоев и проч.).

Мораль и право взаимодействуют друг с другом во время упорядочивания социальных отношений. Их требования совпадают во многих моментах: обычно то, что осуждается и поощряется правом, также осуждается и поощряется моралью, и наоборот). Большая часть правовых норм происходят из нравственных – то есть «не укради», «не убий» и проч.

Во время упорядочивания общественных отношений мораль и право друг друга поддерживают. Совсем не случайно Гераклит однажды заявил, что «законы обязаны своей силой нравам», так как требования морали, осуществляя воздействие на людское сознание, формируют положительный фон для реализации предписаний юридического характера.

Также право закрепляет и при этом защищает ценности морали. Оно способно, к примеру, обеспечивать компенсацию морального вреда. К примеру, в соответствии со статьей сто пятьдесят один ГК России, «если гражданину причинен моральный вред (физические либо же нравственные страдания) действиями, которые нарушают его собственные личные неимущественные права или же посягающими на принадлежащие гражданину прочие нематериальные блага, а также в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательно, то суд имеет право возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такового вреда».

Во время определения размеров компенсации морального вреда суд берет в расчет степень вины нарушителя, а также прочие заслуживающие внимания обстоятельства. Суд обязан также брать в расчет степень физических, а также нравственных страданий, которые связаны с индивидуальными особенностями индивида, которому и был причинен вред.

При этом допустимы и противоречия между правом и моралью, когда одинаковая ситуация может регулироваться различно со стороны одного и другого.

Когда право расходится с нравственностью в оценке каких-либо явлений, то это обычно не упрочивает его позиций в социуме, не увеличивает влияние на сознание граждан, а в точности наоборот.

К примеру, во время решения такой абсолютно нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как оказалось на практике, допускаются отнюдь не любые правовые средства. Тут право не должно было идти, так сказать, «дальше морали» и выдвигать какие-то специфические требования. При свидетельстве близких родственников, к примеру, приходили в конфликт одна с другой такие обязанности (ограничения), как правовая, которая требует говорить только правду (в УК устанавливалась уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а также за уклонение от дачи показаний), и нравственная, которая требует не наносить вреда близкому человеку. Такая коллизия приводит или к нравственным потрясениям (раскол в семье, разрыв отношений между родственниками и проч.), или же к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний и проч.). Получается, что индивид, социум и государство в итоге совсем не заинтересованы в подобных альтернативах.

Из-за этого в статье пятьдесят один Конституции страны оговорено, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких родственников, круг которых определен ФЗ». Это положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными, а также укрепляет нравственные базисы права.

Могут быть объективные (имеющиеся различия между моралью и правом) и субъективные (право меняется быстрее, нежели мораль, и нередко с ней не согласуется из-за некоторых идеологических и конъюнктурных моментов) причины противоречий.

Право и мораль

  • Домашняя школа
  • Для родителей
  • Все публикации
  • О домашнем обучении
  • Личный опыт
  • Вопросы психологии
  • Школа будущего
  • Библиотека материалов Лазарева М.И.
  • О проекте

Далее в произведении отец начинает читать сыну мораль…

Мораль и право дополняют друг друга. То, что в поведении людей не регламентируется правом, регулируется моралью и наоборот.

Мораль для индивида – это правила и нормы поведения, которые могут как ограничивать его, так и помогать принимать решения в сложной и неоднозначной обстановке. Например, согласно морали, нужно помочь пожилой женщине, тогда как закон к этому не обязывает.

Мораль для общества – это способ сохранения себя. В любой успешной организации есть неписаный кодекс – свод правил поведения, которые называют корпоративной этикой.

Регулятором и исполнителем права является государство, а моральных норм – общество. Они взаимно дополняют друг друга, но часто их границы достойны отдельного рассмотрения.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что Анна Каренина не нарушает закон. Ее действия неподсудны, однако она преступила мораль общества, к которому принадлежала. И это стало её проблемой.

Читайте также  Права и обязанности родителей и детей

И есть обратный пример: Ленский и Онегин нарушили закон. Дуэль как способ выяснения отношений была запрещена. Монополия на насилие есть только у государства. Они нарушают закон, сами разбираются между собой, но их поступок не выходит за рамки морали их окружения.

Таким образом, мораль – это распространённое в обществе или каком-то его слое понятие, определяющее, что такое добро и зло, что такое правильное и неправильное поведение. Вас не будут судить за то, что вы не помогли беременной женщине, когда она выходила из автобуса и оступилась, но обществом это поведение порицается.

Нам известно, что чем больше общество, тем комфортнее жить. В нём присутствуют разделение труда, длинные технологические цепочки и, соответственно, все блага цивилизации. То есть жить нужно вместе, но у нас могут быть разные точки зрения по бытовым вопросам. Мораль и право обеспечивают спокойствие в обществе, создавая возможность проявиться каждому в тех границах, которые не будут мешать другим.

Каково же происхождение этих древних законов? До тех пор пока история, биология и зоопсихология не дали ответы на основные вопросы о возникновении и развитии всего живого на Земле, оно наделялось божественным происхождением. Огонь был доставлен Прометеем, да и полезные растения даны высшей силой.

Проведённые научные исследования показали, что законы морали и сама мораль имеют естественную основу в животном мире. У обезьян бонобо есть нормы поведения, которые можно описать терминами, приписываемыми исключительно человеку: жалость, сочувствие и дружеская поддержка. У млекопитающих наличие этих чувств – довольно частое явление, которое развивается вместе с эволюцией. Сочувствие, или, говоря иначе, эмпатия, нужно, чтобы помочь своему ребёнку, который растёт, меняется, но долго не способен быть самостоятельным во взрослом мире.

Как только возникает эмпатия, на её основе может возникнуть и мораль. Потому что если ты способен представить себя на месте того, кому доставили страдания, то сможешь пожалеть его и помочь. В сообществе обезьян зафиксированы случаи, когда совсем старым обезьянам, которые не могут ходить к водопою, молодые приносят воду во рту.

Развивая то, что носит естественный характер, государство фиксирует часть морали, переводя в законы универсальные для всех нормы. И если вернуться к первичным законам, например к библейским, и правильно их интерпретировать, то окажется, что они охватывают достаточно большую область человеческой деятельности: «Не ври, не укради, не причиняй вреда, не убий».

Но в десятой заповеди говорится: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». То есть подразумевается, что рабы – это норма. Понятно, что эти законы написаны для «своих». И это было действительно так – они были написаны для тех, кто подчиняется библейским заповедям. Иисус Навин уничтожает большое количество людей, и закон «не убий» к нему не относится. То есть в основе этой морали лежит понятие «свой/чужой». К кому-то они применялись, а к кому-то нет.

Границы морали и права наглядно продемонстрированы в литературе. Например, в произведении «Герой нашего времени» Печорин держит взаперти Бэлу. Но и Максим Максимыч, и читатели как будто бы не замечают этого. Она представитель другого народа. Но что было бы, если бы он попробовал держать в неволе княжну Мери?

В современном мире можно провести параллель: база Гуантанамо, где пытают людей, несмотря на то что в цивилизованных странах, в том числе в США, это запрещено законом (см. рис. 2). Но это происходит в далекой стране, с другими гражданами. Очень полезно замечать, как действуют законы внутри страны и вне её. Мерки допустимого сильно различаются.

Другая сложная граница зависит от состояния общества: если где-то идет война, то там разрешено многое, но и законы более жёсткие. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска на нашей территории поступали недопустимо, если опираться на немецкие законы мирного времени. Но их командование сняло с них ответственность и разрешило бесчинства по отношению к славянским народам.

Из-за зыбкости границ морали человеку тяжело даётся переход на мораль военного времени. Мы судим военачальников по канонам мирного времени, хотя они были вынуждены действовать в совершенно других условиях. Прежде чем судить кого-либо, нужно помнить, что в другое время и при других обстоятельствах нормы морали могли быть иными.

Пример тому: один из выдающихся математиков Англии Алан Тьюринг сделал много для своей страны во время войны (см. рис. 3).

Но он был гомосексуалистом и практически был затравлен обществом – тогда в Англии действовали довольно жесткие законы и осуждающая мораль. Теперь мы видим, что гомосексуализм в европейских странах не запрещён и законы изменены, а в некоторых странах можно даже заключать однополые браки.

Важно понимать, что иногда следование нормам морали ведёт к нарушению закона. Нужно чётко различать их границы. Даже если вы совершаете что-то, с вашей точки зрения, абсолютно верное, например, вы единственный свидетель преступления и решаете наказать преступника. Но в этом случае закон накажет вас. Потому что его преступление нужно доказать в соответствии с этим законом. Известный пример: у гражданина России погибла семья, потому что швейцарский авиадиспетчер допустил халатность. Отец семейства поехал и убил диспетчера. Его осудили, но после экстрадиции он не был осуждён даже моралью.

Закон отличается тем, что он один для всех – в нём заложена презумпция равенства людей. А мораль многообразна. Она разнится в возрастных группах, в прослойках общества и производственных коллективах.

Масса преступлений совершается, когда человек находится на границы морали и права. То, что оправдывает мораль, закон разрешает далеко не всегда. Важно помнить, что латинская пословица Dura lex, Sed lex – «Закон суров, но он закон» – в буквальном переводе звучит как «Закон груб…». Он не учитывает массы тонкостей. Если вам 17 лет и 364 дня и вам продали спиртное, то продавца можно осудить. Хотя по нормам морали кажется, что до совершеннолетия всего один день и это уже не преступление. Но с этого начинаются многие серьёзные проступки – один день, один рубль недоплаты налога… Со временем отход от правил усугубляется. Поэтому эти границы должны быть незыблемыми.

Современные законы гораздо сложнее законов Хаммурапи и библейских заповедей. Их разработке уделялось много внимания. Одних кодексов – масса. Иногда они предусматривают такие случаи, которые сложно даже представить.

Пример: я вижу курящую беременную женщину. Должен ли я что-то сделать? Противодействие нарушает закон, ведь беременным курить не запрещено.

Почему законы сложны? Есть принуждение к исполнению законов и есть судьи. Чем больше вопросов мы оставим на произвол судей, тем меньше мы будем удовлетворены законом. Поэтому законы разрабатываются и дополняются. Их сложность ограничивает судебные вольности.

Ко взрослой жизни мы приходим с четким осознанием, что хорошо, а что нет. В этом присутствуют элементы подражания рассказу отца из «Что такое хорошо…», других рассказов и сказок, в которых устанавливается такая граница. В некоторых сказках может незаметно внедряться странная мораль, допускающая, что нормы соблюдаются только в своем кругу. Следствием этого могут стать сложности на государственном уровне. Некий правитель или государственные органы разрешают своим гражданам применять пытки к чужим гражданам в чужой стране. Но как воспринимают это граждане той страны? Почему нет возмущения? Потому что это когда-то внедрилось в сознание сказками, песнями и другими элементами культуры.

В сказке «Огниво» солдат нечестно расправляется со старухой, которая предложила ему выгодную сделку. Она «чужая», и с ней можно не церемониться.

Или вот мы постоянно сталкиваемся с ювенальной юстицией. Где заканчивается моё право воспитывать детей и вести себя в семье как я считаю нужным? А где может вмешаться государство? Когда-то в семье взрослые по отношению к детям могли вести себя как им заблагорассудится. Дети были собственностью. Это постепенно менялось. Понятно, что рано или поздно установится равновесие.

Ювенальная юстиция (лат. juvenālis «юношеский»; лат. jūstitia «правосудие») – правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, без привлечения родителей и учёта их мнения в рассмотрении дел.

Итак, мораль устанавливается постепенно. Философ Витгенштейн приводит такой пример: представьте, что вы появились в обществе, где принято снимать шляпы и кланяться, видя знакомых. Но вы не знаете, как применять это правило. Когда именно снимать шляпу, как глубоко поклониться, как долго стоять в наклонённой позе? Всё это постепенно впитывается с опытом, тысячами примеров, рассказами, указаниями родителей. Постепенно этот процесс станет естественным, но для другой группы людей он останется противоестественным. На этом фоне могут возникать коллизии.

Есть некие правила, которые могут быть естественными для всех, потому что они природные, логичные и исходят из простых постулатов. Например, есть мужчина и женщина. Женщина – более ценный член общества. Представьте племя, где 5 мужчин и 95 женщин. Следующее поколение может быть достаточно большим. Если соотношение обратное, то следующего поколения может не быть вовсе. Раз женщины важнее, значит, им нужно уступать дорогу и помогать, что в нашем обществе считается правилами хорошего тона.

Другой момент – это проявление себя. Все физиологические проявления на людях считаются дурным тоном: мы не должны залезать в чужое пространство.

В мире есть два островных государства, где не происходило явного и тотального истребления аристократии. Это Великобритания и Япония. Там аристократы успели довести нормы поведения до точки, когда не только физиологические, но и психологические проявления считаются дурным тоном. Не случайно и самураи, и джентльмены не проявляют в обществе чувств – «держат лицо».

Проявление естественных норм поведения описано императивом Канта: «Делай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Из этого можно вывести практически все нормы поведения.

Мораль и право – два механизма, дополняющие друг друга. Они направлены на сохранение общества. Для индивида это нормы поведения, которые облегчают жизнь. И это правила общежития, внутри которых каждый человек может проявить себя.

Право и мораль: понятие, сходства, различия, соотношение

Содержание:

Что такое право и мораль?

Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.

Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.

Мораль (от лат. «moralis» – нравственный; «mores» – нравы) – самый древний регулятор поведения людей. Мораль возникает тогда, когда появляется потребность согласовать поведение отдельного человека с интересами общества.

Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.

«Золотым правилом» морали можно считать высказывание: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.

Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.

Основной девиз права, в отличие от морали, – поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.

Общее между правом и моралью

Между моралью и правом много общего:

  1. Мораль и право являются социальными регуляторами (а моральные и правовые нормы – это социальные нормы), которые упорядочивают индивидуальное и общественное поведение.
  2. Мораль и право имеют единую цель – сохранить социальное равновесие и общественный порядок.
  3. Моральные и правовые нормы существуют в виде общеобязательных правил поведения.
  4. Нарушение моральных и правовых норм влечет негативные санкции.
  5. Мораль и правоотражают уровень развития общества, государства, цивилизации.
  6. Предполагается, что в нормах морали и права отражается воля большинства членов общества.
  7. Предполагается, что мораль и право должны являться социальным благом, утверждать общечеловеческие ценности в обществе.
Читайте также  Управление портфелем продукции

В последних двух пунктах указано именно «предполагается», потому что в идеале право, как и мораль, должно быть мерилом добра, справедливости, равенства, но к сожалению, практика государств показывает, что такое бывает далеко не всегда.

Отличия норм морали от норм права

При всем сходстве моральных и правовых норм отличий между ними гораздо больше:

  1. Время происхождения: мораль появляется раньше права с возникновением общества, право появляется с возникновением государства.
  2. Сфера (предмет) регулирования общественных отношений: у морали гораздо шире, чем у права. Мораль затрагивает практически все области, как индивидуального, так и коллективного поведения, в том числе, оказывая влияние на частную жизнь человека, отношение к самому себе, профессиональную деятельность, политику, экономику, культуру и т.д. В отличие от этого, право регулирует лишь наиболее значимые, жизненно важные общественные отношения, которые касаются частной, общественной и государственной сферы.
  3. Процесс создания: мораль формируется стихийно в индивидуальном и общественном сознании, право возникает организованно и целенаправленно в результате законотворческого процесса.
  4. Время формирования и действия. Мораль формируется постепенно, по мере того, как ее нормы принимаются большинством членов общества, и также постепенно утрачивает свое значение. Правовые нормы могут возникать одномоментно и становиться общеобязательными с определенной даты. Право действует в конкретных временных рамках, пока не отменен закон, для морали временное действие норм размыто.
  5. Скорость изменения. Мораль более динамичная категория, быстро реагирующая на изменения в сознании в людей, право – более консервативно, поскольку имеет письменное закрепление в нормах права, и действует, пока закон официально не отменен.
  6. Источник происхождения. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей.
  7. Форма выражения. Нормы морали не обладают признаком формальной определенности, они не закреплены в письменной форме, а содержатся только в сознании людей и общества. В отличие от этого, нормы права всегда имеют формально определенный характер, письменную форму выражения, находя свое выражение в различных нормативно-правовых актах, имеющих строгую иерархию.
  8. Содержание норм. Нормы морали имеют высокий уровень обобщения, они не конкретны (абстрактны) и для них не свойственна какая-либо детализация, кроме этого, они не унифицированы. В отличие от этого, нормы права конкретны, имеют определенную структуру (в идеале – гипотеза, диспозиция и санкция), детализированы, имеют иерархию.
  9. Уровни и однородность. В одном государстве существует только одна единая система права, в то время как мораль разнородна и имеет несколько различных уровней. Право унифицировано воздействует на всех членов общества равным образом (перед законом все равны и закон для всех един), в то время как разные нормы морали приняты в различных социальных группах (профессиональных, религиозных, возрастных).
  10. Уровень осознания членами общества. Несмотря на то, что нормы морали письменно не закреплены (т.е. их нельзя где-то прочитать), они абстракты, однако, при этом, практически все члены общества прекрасно осознают их содержание. В отличие от этого, содержание норм права известно далеко не всем членам общества (при этом, незнание закона не освобождает лицо от ответственности).
  11. Авторитетность. Мораль носит авторитетный характер, поскольку основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению. В отличие от этого, правовые нормы далеко не всегда могут приниматься большинством членов общества (например, непопулярные законы), в связи с чем сознательно игнорируются или нарушаются.
  12. Средства и механизм обеспечения. Нормы права защищены государственными, а нормы морали – индивидуальными и общественными санкциями. Так, средствами обеспечения соблюдения норм морали выступают внутренние факторы – убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, и внешние – общественное осуждение. Государство обеспечивает властный, обязательный и принудительный характер соблюдения норм права. В случае нарушения норм права виновное лицо будет нести установленную законом ответственность.

В связи с этим, иногда встречается ошибочное мнение, что мораль является более мягким регулятором, чем право, для которого могут быть характерны жёсткие санкции. Это не всегда так. Иногда поступки человека бывают оправданны с точки зрения закона, но не морали. Например, в российском законодательстве до сих пор нет адекватного наказания за жестокое обращение с животными, однако, с моральной точки зрения, в глазах общества – живодер – это недочеловек. С другой стороны, сам человек, совершивший какой-либо проступок, может гораздо тяжелее переживать внутренние терзания и общественное осуждение, чем наказание по закону.

Соотношение и взаимовлияние морали и права

Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.

В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.

Нужно помнить и то, что сущность понятий «мораль» и «право» имеет схожее содержание: «moralis» – нравственный, «jus» – право, «justitia» – правда, справедливость, т.е., право есть «искусство добра», право должно отражать равенство и справедливость.

Идеал существования человеческой цивилизации – это добровольное соблюдение всеми членами общества норм морали и права. Чем меньше государство вынуждено вмешиваться в отношения людей, тем выше правосознание общества.

В настоящее время соотношение между моралью и правом может проявляться в следующих вариантах:

1) Нормы права и нормы морали полностью совпадают.

Например, все естественные права человека – право на жизнь, на защиту чести и достоинства и т.д., изначально существовали в виде моральных норм, пока не стали защищаться и законом. Запреты, табу, связанные с данными правами, также приобрели правовую форму: «не убий» (уголовная ответственность за убийство человека – ст. 105 Уголовного кодекса РФ), «не укради» (уголовная ответственность за кражу – ст. 158 УК РФ) и т.д.

2) Нормы права и нормы морали частично совпадают.

Например, клятва Гиппократа, которую обязан соблюдать каждый врач, изначально содержала в себе лишь моральные обязательства – долг врача перед пациентами. Однако, некоторые положения из этой клятвы в настоящее время стали юридической обязанностью врача (например, запрет эвтаназии, врачебная тайна).

3) Нормы права и нормы морали не совпадают, находятся в конфликте.

Как отмечалось выше, сфера действия норм морали гораздо шире сферы действия норм права. Поэтому праву иногда бывают безразличны какие-либо ситуации, в отличие от морали. Например, с позиции семейного права факт супружеской измены не влечет каких-либо негативных юридических санкций, в то время, как с моральной точки зрения такое поведение человека, состоящего в законном браке, будет порицаться общественностью.

Возможна и более конфликтная ситуация. Например, с моральной точки зрения одни считают эвтаназию убийством человека, другие – спасением безнадежно больного пациента, и чуть ли не моральным долгом врача, который обязан избавить страдающего от мук. В большинстве стран мира эвтаназия прямо запрещена законом, однако в этих странах есть сторонники ее проведения. Между тем, есть страны, где эвтаназия уже официально разрешена (и их становится все больше), однако не все население этих стран принимает такие законы. В такой ситуации налицо конфликт: «право дозволяет, мораль осуждает», и наоборот, «право запрещает, мораль дозволяет».

Таким образом, мораль и право – это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, охватывающие самостоятельные сферы влияния в жизни общества.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Право и мораль — взаимодействие, сходства и различия права и морали

При сравнении правовых норм и человеческой нравственности можно найти как сходства, так и существенные различия, вплоть до противоречий.

Их можно наблюдать во многих аспектах жизни.

Единство и общие черты

Исторически первые законы возникли как попытки упорядочить нравственные нормы и избежать противоречий в их толковании. Сейчас эти понятия сильно разошлись, но можно найти и похожие черты. Общими признаками права и морали являются:

  • Цель. Основная задача как законов, так и нравственных обычаев — регулировать поведение людей в обществе путём установки определённых правил. Они составлены так, чтобы обеспечить условия для развития и процветания структуры.
  • Идейная основа. Как право, так и мораль основаны на представлении о справедливости и правильности поступков. Они призывают учитывать интересы и желания всех членов общества и существуют, чтобы обеспечивать их соблюдение.
  • Роль в обществе. И право, и мораль необходимы для создания гармоничного и правильно работающего общества, члены которого стремятся к продуктивным и взаимовыгодным отношениям друг с другом.

Нормы поведения в их разных проявлениях необходимы для поддержания социума. Общество, лишённое правовой основы и нравственных ориентиров, со временем самоуничтожается.

Различия понятий

Несмотря на множество сходств двух понятий, их нельзя отождествлять и путать между собой. Мораль существовала гораздо раньше права. Она появилась ещё во времена зарождения первых общественных структур, в то время как право сформировались относительно недавно, на поздних этапах социальной эволюции.

Письменные законы частично базируются на моральных нормах и помогают поддерживать их, но иногда требования двух структур к человеку не совпадают и даже противоречат друг другу.

Появление правоморали обусловлено не только общими представлением о добре и зле, но и многолетним опытом прошлых поколений. И мораль, и законы менялись, но возникновение и эволюция вторых диктовалась не только переменой общественного мнения, но и прагматизмом. С другой стороны, право не всегда следовало за переменчивой нравственностью.

Методы формирования

Одно из главных отличий права от морали — способ его создания и установления. Законы пишутся и принимаются правительством, иногда при поддержке активистов и общественных организаций. Они же могут изменять его, дополнять, устранять спорные моменты. Таким образом, правовые нормы выражают волю не только народа, но и страны, и контролируют действия граждан гораздо прямее и жёстче, чем нравственные ориентиры.

Мораль, с другой стороны, не формируется правящими органами или кем-либо другим. Она является скорее побочным продуктом взаимодействия людей, чем результатом их активной деятельности. Нормы нравственности появляются, развиваются и изменяются спонтанно. Для их существования не нужно разрешения правительства. Достаточно того, что нормы морали принимаются самим обществом. Мораль не записывается в официальные документы и санкционируется непосредственными участниками общественной группы, где она признана.

Регулировка и обеспечение

Другое важное различие между нормами права и морали — способ, которым обеспечивается их соблюдение. За выполнение первых несёт ответственность государство, а именно: органы законодательной, судебной и исполнительной власти, силовые структуры, полицейские и прочие регуляторы порядка.

В основе контроля за исполнением законов лежит сила и принуждение. За их несоблюдение нарушителя ждут санкции или наказания, предусмотренные законодательством. Потому правовые нормы — это не указания, просьбы или советы, а требования, которые люди обязаны исполнять.

Мораль, с другой стороны, регулируется и охраняется не властью, а обществом. За нарушением нравственных норм не последует наказания. Но последствиями могут стать общественное осуждение, порицание и другая негативная реакция со стороны окружающих лиц.

Другими словами, общество само решает, как поступать с «виновным» и выражает это соответствующей реакцией.

Форма выражения

Ещё один пример того, чем право отличается от морали, заключается в способе его выражения и фиксации. Правовые нормы прописаны в таких документах, как законы, акты, постановления. Они разделяются на группы и систематизируются в кодах, сборниках, уставах, таблицах, корпоративных кодексах и так далее. Право — чёткая логическая модель, с помощью которой контролируется поведение в обществе.

Моральные нормы нигде не записаны и существуют в сознании людей. Они никак не систематизируются, а потому граница того, что они позволяют и запрещают, довольно размыта. Здесь все сильно зависит от культуры, воспитания, условий жизни и других факторов.

Попытки составить правила морали приводятся в религиозных книгах, литературных учебниках, исторических манускриптах, но ни одна из существующих моделей не является абсолютной.

Читайте также  Системы местного самоуправления в Испании

Воздействие на мышление человека

Нормы права и морали по-разному контролируют поведение людей.

Первые смотрят на поступки и действия с точки зрения:

  • законности или незаконности;
  • правомерности или неправомерности;
  • необходимости наказания.

Все эти критерии объективны и могут быть применены к любому действию человека. Чтобы минимизировать вариативность и неточности, законы составлены очень подробно и формально.

В них приводится подробное описание правомерных и неправомерных действий с учётом всех нюансов и возможностей. Наказания за нарушения правовых норм тоже заранее определены и всегда одинаковы.

Нравственные нормы оценивают поступки человека по более сложным и субъективным критериям. Мораль подходит к действиям с позиций добра и зла, совести, благородства, долга, чести и так далее.

Её нормы, границы дозволенного и даже разделение на «хорошо» и «плохо» размыты и сильно зависят от обстоятельств ситуации.

Ответственность и наказание

Порядок ответственности за нарушение правовых и нравственных норм тоже сильно отличается. Совершение противозаконных поступков приводит к юридическим разбирательствам в суде.

Порядок установления вины и исполнения наказания регламентирован и прописан в соответствующих документах. За весь процесс отвечает государство, обеспечивающее реализацию нормативных актов.

Отличительным признаком морали является отсутствие заранее определённого наказания за нарушение её норм. Нарушитель может испытывать осуждение, порицание и другое негативное общественное воздействие, но конкретная тяжесть проступка и характер санкций не установлены. Нравственная ответственность лежит не перед властями и юридическими органами, а перед окружающими людьми. У неё нет официального регулирования.

Уровень требований

В соотношении норм права и норм морали стоит уделить внимание требованиям, которые они предъявляют к поведению человека. У юридических законов их строгость гораздо ниже. Например, с точки зрения нравственности можно осуждать ложь, клевету, обман, грубость, неуважение и насилие в любых проявлениях, в то время как право наказывает только за их крайние формы, представляющие непосредственную опасность для людей.

Мораль призывает людей жить по совести больше, чем по законам. Она уделяет внимание не только обеспечению безопасности и базовых прав граждан, но и построению гармоничных отношений между ними. Потому она гораздо более требовательна. Закон не может сделать людей отзывчивыми, справедливыми, благородными, честными и порядочными, но мораль стремится к этому.

Сфера действия

Право и мораль также различаются по сферам жизни человека, на которые они влияют. Законодательные нормы регулируют только самые важные стороны взаимодействия граждан, например:

  • работа и трудоустройство;
  • операции с большими суммами;
  • рождение и смерть;
  • защита граждан от опасности;
  • приобретение собственности;
  • смена семейного статуса;
  • власть и управление;
  • правосудие за преступления и правонарушения.

Правовые нормы не вмешиваются в зону личных отношений, хобби и развлечений, нравственных качеств, привычек, традиций, религии и так далее. Они не могут контролировать отношение человека к друзьям, семье, знакомым, коллегам, питомцам.

Это связано с тем, что это было бы слишком затратно по ресурсам, негуманно и бесполезно, поскольку некоторые аспекты человека не поддаются влиянию.

К характерным особенностям морали относится то, что она охватывает гораздо более широкую сферу, чем право. С точки зрения нравственных норм оцениваются все социальные взаимодействия и поступки человека, его общение с друзьями и родными, поведение в любой, даже неформальной, обстановке.

Степень детализации

Уровень детализации — ещё одно основополагающее отличие двух понятий. Нормы права всегда подробно прописаны и имеют чёткие границы законного и незаконного.

В них закрепляют конкретные юридические акты с правами, обязанностями и ограничениями сторон, а также наказаниями за нарушения. Их нельзя интерпретировать в зависимости от личных взглядов человека.

Мораль оперирует более общими понятиями. Она требует от человека быть честным, добрым справедливым, благородным, но не указывает на правильное действие в конкретной ситуации.

Понятия нравственности во многом зависят от культуры и воспитания человека и того, что он сам считает добрым или злым, честным и бесчестным.

В морали кратко изложены общие правила поведения, а не руководство к действию.

Взаимодействие и сосуществование

Несмотря на все различия, правовые и моральные нормы сближает одна цель: они оба существуют, чтобы поддерживать порядок в обществе, защищать права людей, согласовывать интересы личности и группы, разрешать конфликты, обеспечивать безопасность. Эффективность законов во многом зависит от их соответствия принятым в обществе нравственным ценностям. Они должны если и не соответствовать им, то хотя бы не противоречить.

Иногда разные правовые и моральные нормы со временем приходят к единству. Например, благодаря законам были подавлены такие традиции старого общества, как кровная месть и вражда семей. Другие нравственные ориентиры, наоборот, подкрепляются правом. Примерами служат уголовные нормы, которые во многом перекликаются с ценностями общества, порицающего воровство, убийство, лжесвидетельствование, принуждение. В этом случае право помогает морали, наказывая нарушение её принципов санкциями.

Практические примеры отличий

Убедится в различиях между правовыми и нравственными нормами можно на обычных жизненных ситуациях, возникающих каждый день. В простых повседневных взаимодействиях между людьми часто можно заметить мелкую ложь, грубость, неуважение и прочие неприятные поступки, не приводящие к утрате чего-то ценного или физическому вреду.

Всё это осуждается людьми с точки зрения морали, но не приводит к наказанию со стороны закона.

Обратные ситуации встречаются реже, но тоже бывают. Например, дача ложных показаний в защиту своего родственника или близкого друга будет осуждена законом, но во многих культурах такое действие не посчитают аморальным. Большая пропасть между правовыми и нравственными нормами возникала во времена войн, когда незаконным (но морально правильным) действием считалась помощь беженцам и гражданским лицам.

Между правовыми нормами и моралью есть как сходства, так и различия. Их объединяет общая цель — создание порядка и безопасности в обществе, а также обеспечение справедливой поддержки интересов всех граждан. Потому они развиваются вместе, поддерживая и дополняя друг друга.

Право и мораль

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для регулирования и упорядочения разнообразных отношений, возникающих в обществе, необходимы нормы морали и права. Они близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга и являются основными средствами гармонизации поведения граждан.

Право и мораль – это фундаментальные исторические ценности, показатели цивилизованности общества, его социального прогресса и культурного развития. Соотношение права и морали с древних времен интересует ученых. Разграничение этих двух понятий необходимо для прояснения природы нормотворческой деятельности.

Понятие права

В узком значении право представляет собой систему общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством. В более широком смысле данное понятие охватывает правовые отношения, основные права и обязанности граждан, гарантируемые и охраняемые органами власти.

Право закрепляет отношения собственности и механизм хозяйственных связей, оно выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества, а также регламентирует формирование и порядок деятельности органов государственного управления. Кроме того, именно право определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов, а также воздействует на многие формы межличностных отношений.

В юридической науке до сих пор ведутся споры о происхождении права. Например, в Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее XVIII века возникла теория естественного права, в числе основателей которой были такие мыслители как Жан-Жак Руссо и Джон Локк. Они считали, что все люди изначально обладают некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав, но в результате различных конфликтов возникает необходимость в механизме, регулирующем поведение индивидов. Так и появились первые законодательные нормы.

Готовые работы на аналогичную тему

Марксистская теория воспринимает право как волю господствующего класса, которая опирается на принуждение людей к подчинению со стороны государства. Закон гарантирует власть правящей верхушки над рабочими и служащими, которые обязаны подчиняться установленным требованиям.

Социологическая (гарвардская) школа исходит из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Приверженцы этой теории, зародившейся в США ХХ века, придают большое значение независимости судебной системы. Они считают, что все споры могут и должны решаться цивилизованно, в установленном процессуальном порядке.

Понятие морали

Термин «мораль» происходит от латинского mos moralis, что означает «нравы».

Мораль представляет собой важнейший социальный институт, одну из форм общественного сознания. Это совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, оценок, взглядов, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, семье, коллективу, обществу, государству и окружающей действительности.

Сущность морали составляют представления о добре и зле, справедливости и бесчестии. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной природы человека.

Нравственность предполагает не только ценностное отношение индивида к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознания себя как личности. Честь, достоинство и доброе имя каждого человека охраняются законом.

Будучи формой общественного сознания, понятие морали не является исторически неизменным, оно отражает уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, религиозные, экономические и бытовые факторы. Мораль первобытного общества или эпохи рабовладения во многом отличается от современных представлений о нравственности.

Одни ученые понимают мораль как средство достижения счастья и душевной гармонии человека с собой и миром. Другие видят в ней способ жить достойно, в соответствии с высокими идеалами совершенствования личности. Третьи принимают мораль за систему правил человеческого общежития, направленных на достижение общего блага.

Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, совести, справедливости или бесчестии. Эти представления влияют на поведение людей. Основополагающие принципы морали с течением времени не меняются. Они всегда звучат актуально: «Твори добро и не делай зла» и «Поступай с другими также, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Соотношение права и морали

Право и мораль объединяют следующие общие черты:

они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности систему регулирования поведения индивидов;

они направлены на упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости;

они регулируют общественные отношения, адресованы к одним и тем же людям и коллективам;

требования права и морали во многом совпадают;

они определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

они обусловлены экономическими, политическими, культурными и иными факторами, что делает их социально однотипными;

право и мораль выступают в качестве фундаментальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных начал.

Наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают собственной спецификой. Существуют следующие отличительные особенности этих понятий:

правовые нормы создаются или санкционируются государством, а моральные – обществом;

право опирается на принуждающую силу государственного аппарата, а мораль – на силу общественного мнения;

правовые нормы закрепляются в юридических актах, а моральные – существуют лишь в сознании людей;

право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их правомерного или незаконного поведения, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного или неблагородного, других оценочных суждений;

противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, тогда как аморальные – лишь общественное порицание;

мораль предполагает более высокий уровень требований к поведению человека, осуждая любые формы нечестности, лжи и клеветы, а право пресекает только наиболее опасные их проявления;

право регулирует лишь важные общественные отношения, а моральное пространство гораздо шире, оно охватывает все сферы жизни людей;

мораль существовала до возникновения права, которое оформилось как явление только на определенной ступени социальной эволюции.

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. К важнейшим ценностям государства наряду с жизнью и здоровьем людей относится и общественная нравственность. Ее защита реализуется при помощи различных юридических средств. Например, в Уголовном кодексе РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу тема подробнее содержится ряд статей, отражающих моральные нормы: «Клевета», «Оскорбление», «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», «Хулиганство» и другие. Кроме того, административное и гражданское законодательство также защищают мораль, признаваемую в обществе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: