Право общего природопользования - ABCD42.RU

Право общего природопользования

Право общего природопользования

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.
Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр . Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.
Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды (ст.ст. 40, 41).

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Запрещается также осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 Лесного кодекса, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водных объектов общего пользования. Согласно ст. 6 поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Для общего пользования предназначается и полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса). Ее ширина составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых — пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству (ст. 24). Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках — с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Право общего природопользования

Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Общее природопользованиене связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

В земельном законодательстве право общего землепользованияпрямо не предусматривается. Однако в составе земель населенных пунктов (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки жилого, общественно-делового, сельскохозяйственного использование. В составе земель населенных пунктов выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Читайте также  Правовая система Бразилии

Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 Закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право общего пользования лесамиустановлено в лесном законодательстве. Так в п. 1 ст. 11 Лесного кодекса закреплено право прибивание граждан в лесах. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Понятие, содержание, виды и принципы права природопользования

Право природопользования: понятие, виды

Экологическим правом право природопользования трактуется как система норм, направленных на решение вопросов, связанных с урегулированием отношений сферы пользования природными ресурсами и объектами.

В теории право пользования природными ресурсами классифицируется по нескольким признакам. Исходя из природных объектов и ресурсов отношения, возникающие в сфере пользования природными ресурсами, регулируются:

  • правом землепользования;
  • правом недропользования;
  • правом водопользования;
  • правом лесопользования;
  • правом пользования животным миром;
  • правом пользования атмосферным воздухом.

Основываясь на целевом назначении в пользовании природными ресурсами, практикуется следующая классификация:

  • право землепользования на основе категории земли делится на право, регулирующее отношения в сфере, связанной с использованием сельскохозяйственных земель и земель в населенных пунктах, а также иных категорий земель;
  • право недропользования исходя из вида делится на право, регулирующее отношения в сфере геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, которые связаны с процессом добычи ископаемых, а также других видов;
  • право водопользование на основе целей пользования делится на право, регулирующее отношения в сфере питьевого и хозяйственного водоснабжения, сброса сточных и/или дренажных вод, производства электроэнергии и другие виды отношений;
  • право лесопользования на основе видов пользования делится на право, регулирующее отношения в сфере заготовки древесины, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов и пр.;
  • право пользования животным миром на основе видов пользования делится на право, регулирующее осуществление всех видов охоты, рыболовство, добычу объектов, относящихся к животному миру и не относящихся к объектам рыболовства и охоты.

Исходя из юридического титула, на котором природопользование базируется, существует:

  • непосредственное природопользование, при котором природный объект использует собственник;
  • производное природопользование, основанное на иных вещных или обязательственных правах.

Основываясь на сроке пользования право природопользования бывает:

  • краткосрочным;
  • долгосрочным;
  • бессрочным.

По способу использования ресурсов право пользования природными ресурсами разделено на:

  • право, которое осуществляется с помощью изъятия ресурсов из природной среды;
  • право, которое осуществляется, не прибегая к изъятию ресурсов из природной среды.

Общее и специальное право природопользования

Наиболее важная и ключевая классификация права природопользования с правовой точки зрения основана на выделении общего и специального природопользования. Результаты сравнительного анализа такого вида прав представлены в табл. 1.

Право общего природопользования

Право специального природопользования

Юрилическое лицо, частный предприниматель

Удовлетворение потребностей личного и социального характера (бытовая, рекреационная нужда)

Предпринимательская деятельностью с целью извлечения выгоды

Применение специальных средств и оборудования

Чаще всего не применяются

В большинстве случаев спец. техника и оборудование применяются

Негативное воздействие на окружающую среду

В большинстве случаев оказывает минимальный уровень влияния

Часто имеет высокий уровень негативного воздействия

Оформление с юридической стороны

В большинстве случаев не требует правового оформления и закреплено за гражданином на законодательном уровне

Сопряжено с оформлением лицензий и разрешений, платой за негативное воздействие, уплатой соответствующих налогов и сборов в государственную казну РФ

Возмездно, поскольку требует оплаты налогов, сборов и платежей за негативное воздействие

Таблица 1. Сравнительный анализ общего и специального права природопользования

Принципы права природопользования

Право природопользования основывается на таких основных принципах:

  • рациональность в природопользовании;
  • целевое использование ресурсов;
  • платность пользования ресурсами;
  • производность права пользования от права собственности;
  • устойчивость права пользования;

Замечание 1

Данный принцип основан на том, что обычно предоставление объектов осуществляется на длительное или бессрочное пользование, и прекращение такого пользования возможно исключительно на основаниях, прописанных законом.

  • экосистемность в регулировании природопользования, реализуемый через правовые требования, предупреждающих причинение вреда в процессе природопользования природным объектам или окружающей среде в общем;

Замечание 2

Такого рода требования закреплены в обязанность природопользователям, установлены природоресурсными актами и разрешительной документацией, например, разрешения на осуществление выбросов, с помощью которых регулируются объемы выбросов и осуществляется охрана атмосферного воздуха.

7.2. Право общего природопользования

Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций.

1. В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ. Согласно ст. 86 Водного кодекса РФ, общее водопользование представляет собой ис-пользование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств и реализуется гражданами без получения специального разрешения в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Для реализации права общего водопользования предназначаются водные объекты общего пользования, под которыми понимаются объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании (ст. 20 Водного кодекса РФ). Для общего пользования предназначается не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), ширина которой не может превышать 20 метров. При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.

Читайте также  Типы системных представлений, использованных при изучении систем управления

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр.Со-гласно ст. 19 Закона, собственники, владельцы земельных участков имеют право по сво-ему усмотрению и без чьего-либо разрешения осуществлять добычу общераспростра-ненных полезных ископаемых в границах земельного участка, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так, статьи 21 и 86 Лесного кодекса РФ закрепляют публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно (бесплатно) находиться на территории лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством РФ, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

§ 2. ПРАВО ОБЩЕГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих как результат рождения и существования человека 55 .

• без получения соответствующих разрешений;

• без закрепления природных ресурсов за пользователями;

Право общего природопользования в определенной степени имеет имущественный характер, на который указывает ст. 222 ГК, определяющая сбор общедоступных вещей (ягод, рыбы, других вещей и животных) в лесах, водоемах или на другой территории как способ приобретения права собственности лицом, осуществившим их сбор или добычу. Так, ст. 42 ЛК устанавливает право граждан свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственное растительное сырье и техническое сырье, древесные соки, мох, лесную подстилку и опавшие листья.

Следует отметить, что природоресурсное законодательство, устанавливающее отдельные виды права общего природопользования, не всегда согласуется с вышеуказанным подходом. Так, ВК устанавливает правило, отличное от положений Закона «Об охране окружающей среды», определив в качестве субъекта общего водопользования не только физические, но и юридические лица.

Законом «О животном мире» к общему природопользованию также отнесены некоторые виды деятельности, осуществляемые исключительно на разрешительной и платной основе, например охота. Правда, в ч. 2 ст. 25 Закона Республики Беларусь «О животном мире» установлено, что общее пользование объектами животного мира осуществляется физическими лицами бесплатно, без документов на право пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Под исключение подпадают такие распространенные виды пользования объектами животного мира, как охота и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Кроме того, в отличие от нормы ч. 2 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», гарантирующей гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, правом на охоту на территории Республики Беларусь с орудиями охоты наделены не все физические лица, а лишь дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, а также дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие действительное государственное удостоверение на право охоты; разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия при охоте с его использованием; охотничью путевку либо разовое разрешение на добычу охотничьего животного и охотничью путевку к нему, выданные в соответствии с правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты.

Имеет место и иная проблема закрепления права общего природопользования: в ряде законодательных актов природоресурсного содержания общее право на пользование природными ресурсами, несмотря на фактическое наличие соответствующих общественных отношений, не установлено. Так, понятие общего природопользования отсутствует в Кодексе о недрах. В то же время установлено право землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков на осуществление пользования недрами в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода, утверждения лимитов или установления иных нормативов. Разрешенными землепользователям видами пользования недрами являются:

• добыча общераспространенных полезных ископаемых на глубину до двух метров;

• строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров;

• использование полезных ископаемых, извлеченных из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с пользованием недрами;

• строительство и эксплуатация буровых скважин глубиной до 20 м, шахтных колодцев и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод.

О том, что рассматриваемый вид недропользования относится скорее к общему природопользованию, говорят следующие признаки, или, как определяет их ст. 17 КоН, «особенности пользования недрами»:

• основанием возникновения в соответствии со ст. 30 КоН выступает не акт, удостоверяющий геологический или горный отвод либо свидетельство о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, а «документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок»;

• землепользователи в границах предоставленных им земельных участков вправе осуществлять только названные выше виды недропользования, не причиняющие вреда окружающей среде.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данном случае, так же как и в случае общего водопользования, в круг субъектов включены юридические лица, поскольку право, предоставленное землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков распространяется как на граждан, так и на юридические лица.

Проблема правового закрепления общего пользования присуща и земельным отношениям. В действующем земельном законодательстве понятие права общего землепользования отсутствует. Наличие среди видов земель (ст. 7 КоЗ) земель общего пользования говорит о возможности установления права общего землепользования в КоЗ, поскольку к таким землям отнесены земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами. Отсутствие нормы об общем землепользовании в КоЗ не означает, что право общего пользования землями (существующее в силу объективной потребности) не закреплено в белорусском законодательстве. Статья 263 ГК содержит понятие «земельные участки общего пользования», представляющие собой не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в собственности Республики Беларусь, а также не огороженные участки либо такие, в отношении которых землепользователь иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается. Любое лицо может пройти через такой участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства землепользователю. Приведенная норма гражданского законодательства характеризует именно общее землепользование как осуществляемое физическими лицами свободно, т. е. без специального разрешения и без закрепления за ними земельного участка. Подобной нормы, на наш взгляд, недостает земельному законодательству.

Приведенные выше признаки права общего природопользования (субъектами являются только физические лица; осуществляется без получения соответствующих разрешений, без закрепления природных ресурсов за пользователями, бесплатно) формируют общий подход к этому виду природопользования. В юридической литературе признается, что разграничение общего и специального пользования принципиально возможно на основе признака разрешительного характера специального пользования [59] .

Понятие права природопользования. Право общего природопользования.

Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Читайте также  Понятие, сущность и правовая характеристика административных процедур

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц.

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

— прохода или проезда через земельный участок;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— забора воды и водопоя;

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

— использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды (ст.ст. 40, 41).

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Запрещается также осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 Лесного кодекса, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водных объектов общего пользования. Согласно ст. 6 поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Для общего пользования предназначается и полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса). Ее ширина составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых — пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству (ст. 24). Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках — с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: