Право в системе нормативного регулирования общественных отношений - ABCD42.RU

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация норм общественного регулирования

Система нормативного регулирования — это все социальные нормы в совокупности, которые выражаются в справедливом урегулировании общественных отношений. Социальные нормы предписывают определенное (общепринятое) поведение субъектам общества в повседневной жизни.

Технические нормы основаны на физических закономерностях воздействия человека на окружающую среду в процессе производственной деятельности (правила возведения зданий и сооружений, оформления документов для всех видов производства и т.п.).

Классификация социальных норм:

  • обычай – это нормы, сформировавшиеся в результате многократного повторения, являющиеся следствием механической привычки и представляющие типизированное поведение человека;
  • традиция – это норма, как элемент культурного наследия населения в государстве, которое передается от поколения к поколению и сохраняется долгое время;
  • мораль – это норма, выражающая независимую позицию индивида, его личную и сознательную оценку происходящего вокруг, основанная на собственных представлений о зле и добре, должном, справедливом и т. п.;
  • нравственность – это социальные правила, справедливо сложившиеся в определенной культуре и отразившиеся своим идейным обоснованием в виде национальных позиций, идеалов и ценностей, норм общественных отношений;
  • религиозные нормы – это правила, которые регулируют поведение верующих, независимо от принадлежности к конфессии;
  • кооперативные нормы – внутриорганизационные правила, которые закреплены в уставах самих этих организаций;
  • нормы эстетики — закрепленные критерии оценивания прекрасного в области художественного творчества людей;
  • право – это нормы поведения, законодательно установленные государством и предусматривающие санкции за их нарушение.

Общие черты социальных норм общества

Для социальных норм общества характерны определенные общие черты. Они отражают достигнутый населением уровень культуры, образования и социальной организации, формируются самим обществом в процессе исторического развития и жизнедеятельности и зависят от периода, в котором появляется необходимость создания норм, других условий и обстоятельств.

Социальные нормы общества:

  • направлены на организацию порядка в обществе, обеспечение соблюдения правил во всех жизненно важных сферах безопасности, организацию хозяйства, социальных связей;
  • отражают необходимые потребности и интересы общества, каждого человека в отдельности;
  • имеют управляющее значение, в практической сфере населения контролируя и регламентируя формы взаимодействия в обществе;
  • являются строгим императивом, властной необходимостью общества, предъявляемым к отдельному субъекту;
  • является ориентиром для положительного социального поведения, определяет границы возможного поведения;
  • неразрывно связаны со свободой людей на любые поступки, их сознательными действиями основанного на свободном выборе;
  • имеют общую природу, рассчитаны на многочисленное число подобных случаев, обращены к каждому члену общества, действуют непрерывно.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные нормы общества связаны между собой и непрерывно взаимодействуют, выполняют управляющую (нормативную), воспитательную, информационную, ориентационную, политическую и другие функции.

Отличия права от других общественных регуляторов

Существующие отличия права разделяют по радикальным и оценочным признакам: радикальные — «есть — нет»; оценочные — «больше – меньше». Государство с помощью права регулирует отношения в обществе и связано с государственной властью. Право обеспечивается государственным принуждением в случае неисполнения.

Отличительные черты права:

  • регулирует самые важные общественные отношения, прежде всего хозяйственные связи, собственность, финансы;
  • отличается формальной определенностью;
  • имеет свойства фиктивности, системности, структурности;
  • в объективном смысле официально закреплено в виде прав и обязанностей людей;
  • регламентирует действия субъектов исключительно с помощью 3 способов: предписания, дозволения и запрета;
  • реализация и ее отсутствие влечет за собой последствия, что позволяет прогнозировать события;
  • осуществляется в виде соблюдения, исполнения, применение права;
  • является показателем достигнутого уровня правовой культуры общества;
  • самый сложный, затратный, но гарантированный управляющий инструмент государства;
  • выражает меру свободы человека — ее общественно-правовые притязания и официально признанные возможности.

Право значительно отличается от других регуляторов более высоким показателем социальной значимости.

Социальная ценность права

Социальная ценность права — это способность выражать возможности, удовлетворять социально объективные потребности и интересы населения и выступать силой, противостоящей произволу.

Ценность права проявляется в эффективных инструментах регулирования общественных отношений, надежности защиты интересов граждан, в явных границах меры свободы личности.

Право четко определяет границы добра, зла, справедливости, сложившиеся в обществе и отражает суть всего этого. С помощью права стабилизируются отношения в обществе, сохраняя несокрушимость правовых принципов, неизменность своей сущности, постоянство важнейших категорий, определенность институтов и процессов. Наиболее ценным свойством права является динамизм, так как право способствует включению нового в свою сферу и выводит социально неприемлемое.

Цивилизационный феномен права отражает достижения культуры, заимствует положительный социальный опыт различных народов, способствует понятность современному законодательству.

Право в системе регулирования общественных отношений, основные его функции

Социальное регулирование означает определение поведения людей и коллективов, направление их функционирования, упорядочение их деятельности. Средством регулирования являются социальные регуляторы: нормы права, мораль, традиции, обычаи, ритуалы.

Социальные нормы неправового характера играют значимую роль в общественной жизни. В обществе важны традиции, обычаи и обряды. Но по мере того, как развивались общественные отношения, требовались более действенные нормы. Таким регулятором стало право.

Юридическая литература дает несколько определений права. Выделить следует одно определение, которое вбирает в себя все признаки этого общественного явления.

Право – стандарты поведения, которые устанавливают границы свободы, равенства людей в осуществлении и защите их интересов, регулируют борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг к другу, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Сущность права

Правовая сущность заключается в свойствах внутреннего, устойчивого характера в которых раскрывается многоплановость и противоречивость форм бытия, закономерностей возникновения, действия и развития права. Сущностные свойства права являются необходимыми, устойчивыми, неотъемлемыми и постоянными. Они выражаются в явлениях права: его содержании и его действии. Сущностные свойства находятся в единстве и исключают разделение правовой сущности на отдельные части. Данные свойства показывают какими тенденциями исторического содержания обусловлено право, чью организованную волю оно выражает, кем формируется эта воля и в какой форме она присутствует в обществе.

Цепь этих свойств права неразрывна и предопределена самой логикой его происхождения и существования. Право возникло вместе с государством как дополнение к уже существующим правилам общежития, когда потребовалось создание обязательных и обеспеченных государством норм. В обществе возникают объективные потребности, вслед за этим возникает право, призванное регулировать отношения, основанные на интересах, соглашениях, мотивах. Право в системе регулирования общественных отношений всегда имеет один и тот же механизм образования. Появление социальной воли возникает в результате того, что различные интересы согласовываются.

Воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм права.

Сущность права – правовые нормы, определенные условиями жизни общества и согласованные волей господствующих слоев, стоящих у власти, превращенные в государственную волю и выраженные в официальном документе.

То есть, нормы права являются выражением общей воли и результатом согласования интересов разных субъектов. Если так понимать сущность права, то это единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов. Соотношение между ними зависит от условий конкретного исторического периода. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что именно равновесие двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага составляют сущность права.

Содержание права

Право имеет мобильное содержание, которое находится в единстве с его сущностными свойствами. Сущность – это природа права, содержание – это конкретное выражение, которое проявляется во всех существующих элементах тесно взаимодействующих друг с другом и с условиями общественного характера, в рамках которых действуют правовые нормы. Главные свойства разворачиваются, конкретизируются в содержательных свойствах, которые помогают раскрывать единую природу права.

Содержание права составляют его внутренние элементы, находящиеся в единой системе. Содержание представляет сущность права не зеркально, а таким образом, что отдельные его стороны трансформированы по новым закономерным свойствам, носящим содержательный характер. Содержание права можно назвать обогащенной сущностью? оно вбирает в себя процессы, которые связаны с воздействием права на общественные отношения.

Сущностью права является выраженная в нем государственная воля, содержанием права является выражение этой воли в виде нормативных документов.

Изданием таких документов публичной властью возводится во всеобщий ранг воля общества. Праву как норме свойственны нормативный, формальный, определенный, регулятивный, системный и принудительный характер. Все эти свойства связаны с государством именно в праве, этим они отличаются от одноименных социальных регуляторов. Поэтому право имеет общеобязательную нормативность и государственную обеспеченность.

Здесь следует говорить о «государственной доминанте» права, но не в смысле его подчинения государству. И.А.Ильин сделал вывод о том, что основной задачей положительного права является принятие в себя содержания естественного права, развертывание его в форме правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придание этим правилам смысловой формы и закрепления, проникновение этих правил в сознание и к воле людей в качестве авторитетного связующего явления. Ильин считал положительное право целесообразной формой поддержания права естественного.

После рассмотрения сущностных и содержательных характеристик права как социально-нормативного регулятора с характерными чертами и особенностями, можно сформулировать понятие права

Право – система формально – определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование общественных отношений.

Признаки права

  1. Особая нормативность, которая выражается в установленных или санкционированных государством нормах путем издания нормативно-правовых актов и других источников юридического содержания.
  2. Формальная определенность норм, выражающаяся в обозначенности в словесно-документальном виде.
  3. Общеобязательность норм, выражающаяся в безусловном исполнении их любым участником регулируемых отношений.
  4. Системность, проявляющаяся во взаимосвязи, целостности и единстве действующих правовых норм.
  5. Государственная обеспеченность, которая придает праву надежность и реальную осуществимость.

С одной стороны право указывает на цель и задачи регулирования, с другой – является орудием их достижения. В этом социальное предназначение права, отличающее его от других социальных регуляторов. Право – средство достижения общественного компромисса не путем насилия, а путем согласования интересов.

Современное право имеет множество целей, так как нормы регулируют поведение человека, общности, образования, обеспечивают состояние регулируемых отношений, которое измеряется общественными идеалами, создают надежное мерило при оценке этого поведения. Благодаря многоаспектности право является модульно-информативным средством, регулятором, средством положительного идеологического воздействия на сознание и психологию человека, его воспитания и мерилом правомерности поведения субъектов права.

Функции права

Функции права – это проявление его сути в отношениях в обществе. Сущность права сказывается в первую очередь на его цели, затем на назначении, а через цель и назначение – на функциях.

Функции права – основные направления его прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые сущностью, целью и назначением права в обществе.

Модульно-информационная функция заключается в описании образа намечаемой законодателем цели нормы права. Приводятся примеры жизненных ситуаций, являющихся типичными, при которых регулируемые отношения образуются, развиваются и прекращаются. Обозначаются общие правила отношений. Дозируются юридические средства, которые будут обеспечивать выполнение этих правил. Определяются необходимые случаи субъектного состава, на который распространяются нормы.

Читайте также  Интеллектуальные системы управления

Функция важна для усиления свойства государственной нормативности, она ориентирует правотворческие органы на то, чтобы происходило своевременное оповещение о вводимых правовых нормах участникам общественных отношений.

Нормы, которые разрабатываются должны воплощаться в жизнь, для этого существует регулятивная функция права. Данная функция осуществляется путем властного воздействия на отношения, направления поведения участников этих отношений по правилам общеобязательного характера, определенным законом.

Властное воздействие – это закрепление правоотношений или их запрещение, а также стимулирование и упорядочение взаимных прав и обязанностей участников. Возможны разные формы проявления властного воздействия, которые зависят от особенностей предмета и метода правового регулирования.

Регулятивная функция сложна и многоаспектна. В рамках этой функции выделяют различные формы государственного воздействия:

  • охраны;
  • ограничения;
  • поощрения;
  • обязанности.

Все это проявления одной и той же регулятивной функции, классифицированные по средствам, способам, приемам воздействия.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что охрана права, содействие его развитию, вытеснение определенных отношений из общественной жизни происходит при помощи регулирования.

Благодаря регулятивной функции обеспечивается оптимальное сочетание статики и динамики регулируемых отношений в тех рамках, которые определены законодателем.

Даже когда правовая норма служит для укрепления правоотношения, она не останавливает его движение, отношение может изменяться в заданном направлении. Если взять для примера Конституцию РФ, то наглядно видно, что закрепленные нормами общественные отношения продолжают развиваться и совершенствоваться.

Идеологическая функция предполагает воздействие на сознание человека с той целью, чтобы поднять отношения в обществе до идеальных. Право благотворно влияет на ценностные ориентации, внутренние потребности, установки участников правовых отношений.

Область идеологического влияния – это только сознание и психология человека. Такое влияние осуществляется путем распространения информации об обязательных образцах поведения в определенных общественных отношениях, разъяснения мотивов установления государством таких норм права, убеждения в их необходимости, потому что эти нормы справедливы и обладают социальной ценностью, предупреждения о возможных последствиях отклонения от норм. Идеологическое воздействие не является властным.

Нормам российского права присуща и оценочная функция, так как образцы и правила, установленные государством – это стандарты дозволенности и допустимости действий субъектов. Оценка полезности или бесполезности поведения в юридически значимых сферах или процессах основывается на правовых нормах. То же можно констатировать в отношении мер государственного принуждения или поощрения, которые в определенных ситуациях применяются в пределах обеспечительных правоотношений.

Все функции взаимосвязаны. Так любая информация переплетена с идеологией. Сознание и внешнее поведение тоже взаимообусловлены. Разграничение функций значимо с практической точки зрения, так как в любой сфере жизни воздействие права идет именно по основным каналам, которые выражены этими функциями.

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

8.1. Понятие и признаки социальных норм

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности и которое подразделяется на индивидуальное и нормативное. Если индивидуальное регулирование проявляется в том, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенную модель поведения (например, приказ ректора об отчислении из вуза конкретного предписания студента), то нормативное регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих общего характера и направляющих поведение большого круга людей (например, выраженные в налоговом законодательстве юридические нормы).

Нормативное регулирование осуществляется с помощью норм, которые, в свою очередь, подразделяются на технические и социальные. Технические нормы — это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия. Особенности их:

  1. предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
  2. «субъектный состав» связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

  1. предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения;
  2. субъектный состав связан только с людьми, как представителями социальной сферы.

К признакам социальных норм можно также отнести: а) объективность (данные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением необходимости, как результат нормативного обобщения актов взаимодействия между людьми) и б) системность (отражая различные сферы общественной жизни, социальные нормы имеют определенную иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль).

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.

Социальные нормы — это определенные образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они руководствуются в процессе жизнедеятельности. Возникая на конкретном историческом этапе, социальные нормы становятся своеобразным показателем уровня культуры данного общества, олицетворяют собой степень его цивилизованности, особенности жизнедеятельности того или иного народа, нации. Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они являются не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами — холодильниками, магнитофонами, пылесосами, стиральными машинами и т.д., правила приема лекарств).

Существенные последствия возникают при нарушениях экологических состояний и равновесий. В таких случаях природа жестоко «мстит» за произвол, искусственное вмешательство в естественные балансы, эволюционное развитие. Все это крайне опасно для жизнедеятельности человека. Загрязнение и уничтожение окружающей среды наказуемы по российскому законодательству, хотя санкции за такие деяния, на наш взгляд, недостаточно строгие.

В эпоху научно-технического прогресса роль технических норм многократно возрастает. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения, другие чрезвычайные происшествия.

8.2. Классификация социальных норм

Социальных норм достаточно много, они отличаются большим разнообразием. Собственно, их ровно столько, сколько существует различных основных видов общественных отношений. Количество социальных норм возрастает по мере «роста» самого общества. Так, в первобытно-общинном строе социальными нормами выступали преимущественно обычаи. По мере усложнения общественных связей возникали все новые и новые социальные нормы — моральные, религиозные, правовые, корпоративные и т.п.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения. В любой стране существует целая система социальных норм, которые создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены духовными и социально-экономическими факторами жизни данного общества. Различные виды социальных норм участвуют совместно в процессе упорядочения ими общественных отношений, выступая, вместе с тем, относительно самостоятельными и во многом отличающимися друг от друга регуляторами. Среди наиболее значимых выделяют следующие социальные нормы:

  1. моральные;
  2. корпоративные;
  3. обычаи.

Рассмотрим каждую из названных разновидностей подробнее.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же — есть наука о морали (нравственности).

Моральные нормы есть особый тип социальных норм, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т.д.). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотых правилах нравственности»:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», «не причиняй вреда другим» и т.п. Моральные нормы — это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется совестью) — важнейшая составляющая моральных норм.

Корпоративные нормы — это правила поведения, устанавливаемые общественными объединениями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия. Корпоративные нормы — это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, акционерных обществ, компаний и др.).

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения:

  1. выражают волю участников (членов) общественных объединений;
  2. цели, задачи и функции данных структур;
  3. компетенцию их подразделений;
  4. перечень прав и обязанностей членов;
  5. порядок вступления и выхода из данной организации;
  6. гарантии соблюдения установленных предписаний и т.п.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения и ставшие в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, так как складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Они воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Читайте также  Предмет, система и источники земельного права

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов — ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.)

§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.) Уголовное законодательство ознаменовало факт смерти И.В.Сталина в марте 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии», на основании которого большое число

§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.)

§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.) После вступления Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в силу началась реформа республиканских УК 1959–1961 гг. В своих Общих частях они во многом

Глава 4. Место теории государства и права в системе общественных наук

Глава 4. Место теории государства и права в системе общественных наук Появление социальных наук тесно связано с современным миром и его требованиями эмпирического познания общества. Социальные науки играют важную роль в обществе — в политике, в средствах массовой

Глава 3. Право в системе социального регулирования

Глава 3. Право в системе социального регулирования Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм, которые обычно подразделяются на технические и социальные.Среди всех социальных норм

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе

1.7. Право в системе социального регулирования

1.7. Право в системе социального регулирования Взаимодействие норм права с политическими нормами Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами

Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ Регулирование общественных отношений: понятие, способы. Система социальных регуляторов: нормативные и ненормативные регуляторы. Социальные и технические нормы. Общее и особенное в социальных нормах. Право как

92. Право – государственный регулятор общественных отношений

1. Предмет и метод теории государства и права Предмет той или иной науки – это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности

Глава 7. Государство и право в политической системе общества

Глава 7. Государство и право в политической системе общества § 1. Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах

1.2 Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

1.2 Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук Раскрывая место теории государства и права в системе общественных наук, следует подчеркнуть, что это тоже общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Понятие регулятора общественных отношений. Система и функции регуляторов. Нормативные регуляторы: брачно-семейный, корпоративно-групповой, предсказаний, мифолого-религиозный, моральный, эстетический, правовой. Ненормативные регуляторы: ценностный, информационный, директивный и др.

Нормативные регуляторы: области регулирования и методы регулирования (способы воздействия).

Понятие социальных норм. социальные и технические нормы, их соотношение.

Виды современных социальных норм: политические, правовые, моральные, нормы общественных организаций, обычаи, традиции, религиозные, эстетические и другие нормы.

Общее и особенное в социальных нормах.

Понятие, сущность и содержание права

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Естественное, объективное и субъективное право. Право как система правил поведения. Право как мера свободы личности. Право, справедливость, равенство. Классовое и общесоциальное в праве.

Содержание права. Логическое содержание права. Право – мера (масштаб) поведения личности, применение одинаковой меры (масштаба) к разным людям. Историческое содержание права. Объективное и субъективное в праве. Определение права и его признаки. Широкий подход к определению права. Принципы, правовые аксиомы и функции права. Место общих принципов права в иерархии юридических норм. Различные представления о конечных целях права. Понятие права в отечественной юридической науке.

Основные типы правопонимания. Юридический позитивизм. Юснатурализм. Либертарная теория. Право и закон. Поиски нового понимания права в российском и зарубежном правоведении.

Право и экономика. Право как средство воздействия на экономику общества: возможности и пределы. Соответствие права уровню экономического развития общества. Социально-экономические интересы в праве. Творческая роль права.

Право и политика. Право как основа внутренней и внешней политики и средство её осуществления. Политика в праве. Способы и формы выражения в праве государственных, классовых, иных социальных интересов. Право и социальная структура общества. Право, национальная структура общества, национальные отношения.

Типы права

Проблема типологии права. Взаимоотношения права с социально-экономическим строем. Классовая характеристика типа права.

Типы права в формационном и цивилизационном подходах.

Смена исторических типов права. Тип права в распределитель­ной (плановой) и товарно-денежной (рыночной) экономике.

Рабовладельческий тип права и его сущность. Римское частное право как юридическая форма товарно-денежных отношений. Рецепция римского права.

Право в средневековом мире. Феодальный тип права и его сущность. Сословный характер феодального права. Каноническое право и его роль в жизни феодального общества. Поместное, манориальное, городское и гильдейское право. Правовой обычай в феодальном праве.

Исторические условия и практика становления буржуазного права. Великие революции, определившие становление западной юридической традиции. Классовое и общесоциальное в буржуазном праве. Буржуазно-демократические правовые системы. Теория “трех поколений” прав человека.

Преодоление представлений о социалистическом праве как высшем типе. Постсоциалистическое право. Право на рубеже веков.

Норма права

Понятие и признаки нормы права. Общий характер правовых норм. формальная определенность нормы права, общеобязательность, системность, неоднократность действия, неперсонифицированность адресата. Отличие юридических норм от индивидуальных правовых велений (предписаний). Отличие правовых норм от советов, призывов, обращений, рекомендаций, директив государственных органов, деклараций и т.п.

Структура нормы права. Логическая и юридическая структура юридической нормы. Гипотеза, диспозиция, санкция. Связь норм права с государством. Возможность государственного принуждения в обеспечении реализации правовых норм.

Позитивное обязывание, дозволение и запрет в содержании правовых норм.

Способы изложения правовых норм в нормативно-правовых актах. Нормы права и статья нормативно-правового акта.

Классификация норм права.

Толкование правовых норм

Уяснение и разъяснение содержания правовых норм. субъекты толкования. Виды толкования по субъектам. Объект и предмет толкования. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование.

Способы толкования содержания правовых норм. Традиции толко­вания в дореволюционном отечественном правоведении. толкова­ние права по объему. Распространительное и ограничительное толкование. Акты толкования права. Толкование при коллизии правовых норм.

Читайте также  Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в сфере туризма

Формы (источники) права

Понятие формы права и источника права. Источник права в юридическом смысле. Тит Ливий о Законе ХII таблиц как источнике “всего публичного и частного права”. Проблема источников права в отечественной и зарубежной правовой науке. Первичные и вторичные источники права. Нормативно-правовой акт, правовой прецедент, правовой обычай, доктрина. Нормативный договор как форма права. Правовое сознание как источник права. Источники права в традиционных правовых системах. Религиозные источники права.

Нормативно-правовой акт: общая характеристика. Закон в узком и широком смыслах. Закон как вид нормативно-правового акта. Верховенство закона. Подзаконные нормативные акты. Локальные нормативные акты.

Нормативно-правовые акты в российской правовой системе.

Понятие и действие нормативных актов общественных организаций, объединений. Уставы: типовые и примерные.

Понятие правового прецедента. Доктрина судебного прецедента. Судебные отчеты (law reports). Деклараторные и креативные судебные прецеденты. Ratio decidendi. Обязательные (связывающие) и убедительные судебные прецеденты. Специфика судебных прецедентов в США.

Судебная и арбитражная практика в нормативном регулировании. Судебный прецедент в современной российской правовой системе.

Понятие обычая. Деловой обычай и деловое обыкновение. Правовой обычай. Условия действия правового обычая. Р. Давид о трёх видах правовых обычаев. Национальный обычай в современной российской правовой системе.

Нормативный договор: типовой и примерный. Нормативные договоры в различных отраслях права. Межгосударственные и международные договоры.

Взаимодействие источников права.

Взаимосвязь сущности и формы права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.

Правотворчество

Общая характеристика процесса правотворчества. Правотворчество в разных правовых системах. Правотворчество и социальная инженерия.

Принципы и виды правотворчества, органы правотворчества. Референдум. Правотворческая деятельность судебных органов.

Правотворческая и законодательная инициатива. Этапы правотворческого (законодательного) процесса.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Систематизация нормативно-правовых актов. Инкорпорация: понятие и виды. Хронологические и систематические собрания нормативных актов. Кодификация. Современные методы обработки юридической информации.

Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации законодательства. Язык правовых актов. Истоки, структура и функции юридического словаря.

Правовые отношения

Правовые отношения как особая форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения. Субъективное и объективное право.

Состав (элементы) правоотношения. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность. Правомочия, правопритязания и юридическая обязанность в правоотношении. Юридическое и фактическое содержание правоотношения.

Субъекты правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность и сделкоспособность субъектов права. Правосубъектность. Правовой статус.

Характеристика субъектов права. Гражданин, должностное лицо, государственный орган, общественная организация, государство как субъект права. Концепция юридических фикций К. Савиньи. Юридические лица.

Объекты правоотношения и их характеристика. Монисти­ческий и плюралистический подходы к объекту правовых отношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты: понятие, особенности. Классификация юридических фактов. Деяния и события. Фактический состав.

Право. 10 класс

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №3. Система регулирования общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие существуют в обществе социальные нормы и виды в обществе?

2. Какую роль играет право в системе регулирования общественных отношений?

Глоссарий по теме:

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Моральные нормы правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Обычаи правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы – правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественной греховности.

Групповые нормы правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для её представителей обязательными.

Корпоративные нормы правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Правовое регулирование это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью юридических средств; представляет собой деятельность определенных людей и их коллективов, совершаемую при помощи специальных средств в четко установленной процедуре.

Механизм правового регулирования — совокупность способов и средств правового регулирования.

Санкции неблагоприятные последствия правового характера, которые претерпевает лицо, нарушившее норму права.

Ключевые слова: социальные нормы; обычаи; технические нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы; групповые нормы; моральные нормы.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. –стр. – 46-56

На уроке мы узнаем, что собой представляют социальные нормы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний о системе регулирования общественных отношений.

Сможем раскрывать механизм правового регулирования

Основное содержание урока.

Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество.

Общество — это социальная организация страны. В этом смысле можно говорить о российском или американском, японском или китайском обществе. В любом обществе существуют социальные регуляторы.

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые нормы.

Моральные нормы регулируют большинство общественных отношений.

Моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколения в поколение.

Обычаи передаются из поколения в поколение и закрепляются в поведении людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы устанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественном и греховном. В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы записаны в священных книгах — Библии, Коране, Ведах, Торе и др.

Групповые нормы регулируют поведение представителей социальной

группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, представители которой объединены совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном общении.

Групповые нормы — правила поведения, которые вырабатываются определённой группой и являются для её представителей обязательными.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют своё действие не на всё общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества и т.п.) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Для того чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования. Под механизмом правового регулирования понимается совокупность способов и средств правового регулирования.

Выделяют несколько стадий правового регулирования:

1) осознание потребностей правового регулирования;

3) реализация права.

Правовое регулирование начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации поведения людей с помощью права. На стадии правотворчества издаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. Принятые нормы устанавливают правовой статус (права и обязанности). Основой правового статуса является правоспособность — возможность иметь права и обязанности. На стадии реализации права происходит воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права.

В теории права выделяют специальные способы правового регулирования. Участнику правоотношений предоставляют права – управомочивание. Человека обязывают что-либо совершить – обязывание. Человеку запрещают совершать определённые поступки – запрет.

В юриспруденции существует несколько типов правового регулирования.

1. Общедозволительное регулирование. Дозволено всё, что не запрещено.

2. Разрешительное регулирование. Запрещено всё, кроме прямо разрешённого.

Выяснив, что право может выступать в роли важного регулятора поведения людей, мы должны обратить внимание на то, что является ею основополагающей базой.

Говоря о принципах права, стоит сказать, что они могут выступать источником права, то есть формой его выражения. Все принципы права условно можно разделить на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой и перед законом.

  • Принцип гуманизма означает, что право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека.
  • Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты
  • Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого
  • Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей
  • Принцип законности известен как основа права, позволяет осуществлять правовые поступки только на основе закона, а не вопреки ему, не допускать произвол отдельных лиц.

В правовом регулировании действуют многочисленные презумпции, установленные и защищаемые правом. Презумпции — предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное. В области уголовного права действует презумпция невиновности, согласно которой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом. Презумпция виновности действует в области частного права, например в гражданских правоотношениях. Презумпция знания закона позволяет считать, что лицо, оказавшееся в правовой ситуации, очевидно, знакомо с теми правилами, которые необходимо соблюдать в правоотношении.

Правовые аксиомы — утверждения, которые не требуют доказательств.

Правовые аксиомы закрепляют то, что было установлено давно и уже является достоверным.

Юридические фикции — это положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных. Например, гражданина могут признать в судебном порядке умершим, а днём его смерти считается день вступления в силу решения суда.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст задания: распределите предложенные примеры по столбцам.

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, установите соответствие между примерами и и принципами:

Охрана здоровья работников

Восстановление нарушенных прав

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде юридические термины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: