Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений - ABCD42.RU

Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений

Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско_правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохрани-тельных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности.
Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

В предупредительной работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:

— разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

— конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства;

— проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

— работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений;

— предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

— пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответст-вующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности. Наиболее действенным средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность попредупреждению преступлений. На органы юстиции возложено нетолько непосредственное осуществление правовой пропаганды, нои методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде,разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют ихвнедрение в практику пропагандистской работы.

Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений.

Правоохранительные органы относятся к числу специализированных субъектов предупреждения преступности. Профилактическая (предупредительная) деятельность специализированных субъектов вытекает прямо из их предусмотренных законом профессиональных обязанностей или общественных полномочий, зафиксированных в уставных документах. Это органы внутренних дел, Федеральной службы Безопасности, юстиции, прокуратуры, суда, Государственной таможенной службы и другие правоохранительные органы.

Для специализированных органов предупреждения преступности характерны: а) не просто выделенность задач и функций предупредительной деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; б) осуществление предупредительной деятельности до того, как она примет процессуальные формы, и в этих формах; в) наличие у сотрудников, осуществляющих предупредительную деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения; д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной предупредительной деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер.

Итак, профилактическую деятельность осуществляют различные субъекты. Далее будет описана профилактическая деятельность.

Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллектива трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работниками милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряд милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и трудовые коллективы.

Читайте также  Системы автоматического управления

В профилактической работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды: 1) разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности; 2) конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминальном отношении территориях и объектах народного хозяйства; 3) проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни; 4) работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений; 5) предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел; 6) пересечение и раскрытие совершенных преступлений.

48 Объекты и субъекты предупреждения преступности

3. Объекты и субъекты предупреждения преступности.

Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

В этом смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие можно не иначе, как преобразуя эти отношения» .

Объектами предупреждения выступают:

1)личность профилактируемого (проф., А.И. Алексеев);

2)преступные группы, а также места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство (проф., Л.М. Прозументов, проф., А.В. Шеслер ) Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения;

3)отклоняющееся поведение (проф., А.М. Яковлев)

Субъектами предупреждения преступности (преступлений) явля­ются органы, учреждения, организации, предприятия, а также долж­ностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распростране­нию преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступ­лений.

Ключевыми моментами при характеристике субъек­тов профилактики являются:

Рекомендуемые файлы

а) наличие у них задач и функций в сфере разработки и(или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений);

б) уполномоченность законом на эту деятельность;

в) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности при осуществлении профилактической деятельности.

1. По месту в государственной и общественной системе субъекты про­филактики могут быть классифицированы следующим образом:

1) государственные (федеральные и субъектов Федерации); муниципальные;

2) неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе
коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и спе­
циализированные формирования;

3) граждане.

2. По задачам, компетенции, содержанию деятельности по предупреж­дению преступности (преступлений) субъекты профилактики класси­фицируются на:

органы власти (их учреждения, организации, предпри­ятия) общей компетенции; неспециализированные,

В первую группу входят представительные органы Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, а также высшие органы испол­нительной власти. президент РФ и федеральное Правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению пре­ступности, основываясь на Конституции и законодательстве. Напом­ним в этой связи о президентских указах относительно координации правоохранительной деятельности, мерах по профилактике преступ­лений несовершеннолетних, экономических преступлений, органи­зованной преступности, борьбы с бродяжничеством и т.д.

Аналогичные правомочия реализуют высшие органы исполнитель­ной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции и с уче­том вертикали управления борьбой с преступностью.

Неспециализированные субъекты профилактики—это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой инфор­мации, органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуще­ствляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-ком­мунальные органы, учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие органы и организации, участвующие в раз­личных областях жизнедеятельности общества. Хотя деятельность этих субъектов профилактики в ряде случаев способствует предупреждению преступности (преступлений), эта задача не выделена в их деятельности и профилактический эффект достигается как бы попутно либо предпо­лагает обращение со стороны специализированных субъектов профи­лактики с конкретными просьбами или поручениями.

К числу частично специализированных органов предупреждения пре­ступности относятся системы социального обслуживания (социальной помощи и защиты), образования, здравоохранения, а также природо­охранная и контрольно-ревизионная системы и аудит. Частично же специализированные субъекты профилактики имеют в числе своих ос­новных задач системно выделенную функцию профилактики.

Специализированными субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы системы уголовной юстиции, для ко­торых задачи и функции профилактики не просто выделены как для час­тично специализированных органов в качестве производных от основ­ной деятельности, но относятся к числу главных, приоритетных задач. Это органы суда 1 , прокуратуры, внутренних дел, госнаркоконтроля, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К таким органам примыкают некоторые специализирован­ные общественные объединения (формирования), а также адвокатура и частные детективные и охранные службы. Особенности их задач и фун­кций как субъектов профилактики рассматриваются в следующем па­раграфе.

Общая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 2840 раз

Библиографическое описание:

Берегова, З. Р. Общая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов / З. Р. Берегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64088/ (дата обращения: 16.09.2021).

Немаловажную роль в защите человека, его прав и свобод от противоправных посягательств принадлежит правоохранительным органам. Как утверждает Тамазов Э. И., «именно поэтому совершение преступлений лицами, на которых возложены функции обеспечения безопасности и защиты других людей, не только подрывает основы демократического правового государства, препятствует построению гражданского общества, наносит ущерб авторитету государственной власти, препятствует нормальному функционированию органов власти и управления, ухудшает имидж правоохранительных органов, но и содействует деформации правосознания граждан, морально развращает общество, приучая его к мысли, что несправедливость стороны власти допустимы и естественны» [1,с.174].

Совершение преступлений сотрудниками правоохранительных органов не просто увеличивает общее количество преступлений, а также обуславливает совершение преступлений другими лицами.

Большинство исследователей, которые занимаются изучением преступности в сфере правоохранительной деятельности чаще всего выделяют две группы преступлений среди сотрудников правоохранительных органов: «профессиональные» преступления, связанные с выполнением своих служебных обязанностей (превышение должностных полномочий вследствие азарта, неправильной оценки обстановки; преступления, имеющие своей целью получение имущественной или иной выгоды; преступления, совершаемые из иных низменных побуждений), и общеуголовные преступления (совершаемые умышленно или по неосторожности).

Использование служебного положения в сфере правоохранительной деятельности делится на два вида действий:

  1. Совершение сотрудником действий, связанных с предоставленными ему полномочиями, с выполняемыми функциями, т. е. осуществление их в сфере служебной деятельности (например, фальсификация материалов уголовного дела, незаконное содержание под стражей и т. д.);
  2. Совершение сотрудником действий вне служебных обязанностей, но благодаря занимаемому служебному положению (например, злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ), превышение служебных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), совершаемые из корыстной заинтересованности» [3,с.5].

Согласно статистике Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2017–2018 годы, больше всего выявленных правонарушений совершены в Министерстве внутренних дел (далее — МВД) — 3819, меньше всего сотрудниками прокуратуры — 38. При этом необходимо отметить, что общая штатная численность МВД более чем в десять раз превышает штатную численность органов прокуратуры.

Статистика общего количества уголовных дел против сотрудников правоохранительных органов, возбужденных в 2018 году, выглядит так: МВД — 3819 (рост на 10,4 % по сравнению с 2017 годом), Федеральная служба исполнения наказаний — 1018 (рост 2,3 %), Федеральная служба судебных приставов — 681 (уменьшение на 18 %), Министерство чрезвычайных ситуаций — 391 (рост 23,3 %), Федеральная служба безопасности (далее — ФСБ) — 178 (рост 69,5 %), Федеральная таможенная служба — 177 (уменьшение на 15,7 %), сотрудники судов — 118 (рост 118,5 %), Следственный комитет — 110 уголовных дел (рост 52,8 %), войска национальной гвардии Российской Федерации — 83 (рост 277 %), Генеральная прокуратура — 38 (уменьшение на 5 %) [4].

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции по уровню роста числа уголовных дел против своих сотрудников занимают: войска национальной гвардии Российской Федерации, судебные органы, ФСБ и Следственный комитет.

Преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов весьма разнообразны. Наиболее распространенными преступлениями чаще всего являются: мелкое взяточничество (ст. 291 2 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ч.ч. 1, 2, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 2911УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 2281 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ), организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ч. 3 ст. 210 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ), оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ч. 1,2 ст. 184 УК РФ), присвоение или растрата (ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ).

Читайте также  Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

По результатам статистики в 2018 году сотрудники правоохранительных органов совершили 1258 эпизодов мошенничества, 85 грабежей, 78 нападений с умышленным причинением вреда здоровью, 32 убийства и покушения на убийства, а также 26 разбоев. Необходимо отметить, что большое количество преступлений связано с управлением транспортными средствами (1158).

В качестве отдельной группы преступлений, по мнению автора, следует рассматривать коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов. Коррупционные преступления будут относится к «профессиональным» преступлениям, т. е. к таким преступлениям, которые непосредственно связаны с исполнением сотрудниками своих профессиональных или служебных полномочий. Данные преступления совершаются при исполнении сотрудниками своих полномочий как правило, в рабочее время или же вне его, но когда виновный выполнял обязанности, вытекающие из его правового положения сотрудника, например, при задержании правонарушителя, пресечении преступления [1, с.175].

Корыстные побуждения этих деяний, ориентированность на извлечение имущественной выгоды, конечно, отличаются от должностных обязанностей, которые возложены на сотрудников правоохранительных органов в соответствии с законом, зачастую указанные деяния совершаются в совокупности с другими преступлениями. Учитывая специфику служебного статуса сотрудники правоохранительных органов имеют реальные возможности для осуществления длительной безнаказанной преступной деятельности [7, с.3].

Сотрудник правоохранительного органа наделен специфическими полномочиями, обладает соответствующими знаниями уголовного, уголовно-процессуального закона, а также специальными навыками, которые могут быть использованы как при совершении преступления, так и при сокрытии своего участия в преступлении, следов преступления и т. д. [5, с. 99].

Необходимо отметить, что особенностями криминологической характеристики преступлений сотрудников правоохранительных органов на сегодняшний день являются: чрезвычайно высокий уровень латентности, повышенная общественная опасность, взаимосвязь с правовым статусом сотрудника, умышленная форма вины и корыстная мотивация как основные характеристики субъективной стороны большинства деяний, а также связь преступной деятельности сотрудников с организованной преступностью, коррупционная направленность [6, с.12]. Режим секретности и недостаточность общественного контроля дает правоохранительным органам поддерживать кажущуюся видимость благополучия относительно состояния преступности в целом, и состояния законности в самих правоохранительных органах в частности [8, с.340].

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Несмотря на принятые меры профилактики преступлений среди правоохранительных органов, наблюдается значительный рост числа этих преступлений. Совершение преступлений сотрудниками правоохранительных органов негативно сказывается на доверии граждан правоохранительной системе. Действующие формы статистической отчетности не дают полного анализа данных о состоянии преступности в соответствии с разными формами их деятельности, а несут в себе лишь обобщенные данные. Наиболее высокий уровень латентности существует среди таких преступлений, как взяточничество (ст. 290–2912 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ч.ч. 1, 2, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ), а также мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «б“ ч. 4, ч. 5 ст. 2281 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Высокий уровень латентности преступности среди сотрудников правоохранительных органов связан с той или иной степенью секретности деятельности этих органов [9, c.77]. Исходя из анализа судебно-следственной практики, преступления среди сотрудников правоохранительных органов чаще всего обусловлены корыстной мотивацией и носят коррупционный характер, а также характерной чертой совершения преступлений сотрудников правоохранительных органов является совершение ими преступлений в составе группы лиц. Следует также отметить, что при совершении сотрудником правоохранительного органа общеуголовного преступления, не связанного с исполнением служебных обязанностей, он может предпринять действия, которые могут значительно затруднить расследование преступлений, т. к. знает всю специфику деятельности. Увеличение количества преступлений не только снижает эффективность деятельности правоохранительных органов, но и объясняет формирование в массовом сознании мнения о некомпетентности, коррумпированности сотрудников данных органов. Также положительная динамика привлечения сотрудников правоохранительных органов к уголовной ответственности говорит о недостаточности принимаемых мер профилактического характера и необходимости разработки дополнительных мер, направленных на усовершенствование механизма противодействия указанным преступлениям.

Правоохранительные органы, как субъекты предупреждения преступлений

1. органы внутренних дел,

2. федеральной безопасности,

4. госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотиков,

5. таможенные органы,

Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций

*надзора за исполнением законов,

*привлечения к административной и уголовной ответственности,

*применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций.

Профилактическая деятельность реализуется, на уровне специального предупреждения преступлений, но может включать и решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности.

Они чаще других имеют дело с непосредственной реализацией предупредительных мер.

Т.к.первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, и именно они выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц.

Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб.

В предупредительной работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:

1. разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

2. конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах;

3. проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете либо нарушающими нормы общественной жизни;

4. работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений, и ранее судимыми с целью недопущения совершения ими преступлений;

5. предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

6. пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.

Наиболее действенным средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов.

В соответствии с российским законодательством суды обязаны

*воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

* правильно определять меры наказания, т.к. справедливый приговор в отношении виновного является наглядным примером последствий преступления. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов:

*привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел,

*частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений,

*контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов юстиции является

работа по *исправлению и *перевоспитаниюосужденных, а также *организационное руководство работой судов, и*правовая пропаганда + методическое руководство этой работой =координация деятельности правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:

экономические меры(*стабилизация экономики; *уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; *обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения; *обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; *экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности; *борьба с безработицей; *компенсация ущерба жертвам правонарушений и т.п.);

политические меры (*демократизация политической жизни; *борьба с коррупцией; борьба *с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; *разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; *стабилизация политического режима; *развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

правовые меры (

*принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений;

*устранение противоречий правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства;

Читайте также  Правовой режим земель водного фонда

*восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний;

*правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и профилактики правонарушений;

*обеспечение стабильности правовых запретов в сфере с преступностью и профилактики правонарушений, использование в полной мере превентивных возможностей закона;

*своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния.

* использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений,

*разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;

психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры

(*правовое воспитание населения;

*воспитание правовой активности личности;

*формирование доверия к правоохранительным органам;

*информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов;

*демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

криминологические меры общей и индивидуальной профилактики

*направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций;

*предупреждение о постановке на профилактический учет;

* постановка на профилактический учет;

организационные меры

*введение криминологической экспертизы всего законодательства;

*повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений;

*координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью;

*воспитание правовой культуры;

* информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, криминогенных факторах, для принятия мер по их устранению или нейтрализации;

технические меры

*разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений;

техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды;

развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения;

осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).

Рабочая программа дисциплины С.1.2.11 Предупреждение преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Тема 1. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительные органов по предупреждению преступлений и административных правонарушений

Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами. Предупреждение преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами в общей системе предупреждения преступности и социально-правового контроля над преступностью.

Правовые и организационные основы предупреждения преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами.

Прогнозирование, планирование и программирование предупреждения преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами.

Профилактика, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, реализуемые в деятельности различных служб и подразделений правоохранительными органов. Объекты предупреждения преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами. Общая и индивидуальная профилактика, осуществляемая органами внутренних дел. Виктимологическая профилактика, осуществляемая правоохранительными органами.

Основные направления предупреждения и административных правонарушений преступлений правоохранительными органами. Меры правового и организационного характера, направленные на устранение и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

Взаимодействие различных подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения преступлений и административных правонарушений с государственными, общественными, коммерческими и иными объединениями и структурами.

Тема 2. Преступность и ее основные характеристики

Понятие преступности и ее признаки: историческая изменчивость, социальная и правовая

природа, общественная опасность, массовость, системность и др.

Основные количественные и качественные показатели преступности. уровень

преступности. Структура преступности. Динамика преступности.

Виды преступности. Социальные последствия преступности.

Понятие и причины латентной преступности. Виды латентности. Методы оценки латентности.

Основные современные тенденции преступности. Краткая характеристика преступности в России.

Тема 3. Личность преступника

Понятие личности преступника. Значение и задачи изучения личности преступника. Пределы понятия личности преступника в криминологии. Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, осужденный, подсудимый, заключенный) социальное в личности преступника. Роль психофизиологических и генетических свойств преступников в этиологии преступного поведения. Структура личности преступника. Социально -демографические признаки. Биологические признаки. Социально — психологические признаки.

Классификация (типология)преступников. Критерии типологии: по характеру и содержанию мотивации преступного поведения; по глубине и стойкости криминогенной мотивации. Практическое значение классификации преступников.

Тема 4. Механизм индивидуального преступного поведения

Общая характеристика социально — психологического механизма совершения конкретного преступления. Два источника взаимодействия личности с внешней средой при совершении конкретного преступления. Элементы механизма индивидуального преступного поведения. Сферы неблагоприятного формирования личности преступника. Семья как вид социальной микросреды, где человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения. Слабость педагогической позиции общеобразовательной школы. Негативные стороны трудовой сферы. Неформальные группы антиобщественной направленности. Средства массовой информации как сфера неблагоприятного формирования личности. Криминогенная ситуация в механизме конкретного преступления. Классификация криминогенных ситуаций.

Тема 5. Предупреждение преступности

Понятие предупреждения преступности. Общесоциальный и специальный уровни предупреждения преступности. Формы предупредительного воздействия. Меры общей профилактики преступлений. Меры индивидуальной профилактики преступлений.

Система предупреждения преступности: субъекты и объекты профилактики преступлений. Предупреждение преступности правоохранительными органами.

Правовое регулирование предупреждения преступности. Информационное обеспечение

Тема 6. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений

Социологическая и правовая оценка насильственных преступлений. Состояние и уровень насильственной преступности. Криминологическая характеристика лиц, склонных к совершению насильственных преступлений.

Детерминация насильственных преступлений. Факторы, влияющие на рост

насильственной преступности. Основные направления предупреждения насильственных преступлений.

Тема 7. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности

Понятие преступлений против собственности. Существенные признаки корыстных преступлений (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство). Личность корыстного преступника. Причины и условия совершения корыстно-насильственных преступлений. Теория предупреждения корыстно-насильственной преступности.

Тема 8. Предупреждение правоохранительными органами преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних

Понятие деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

Органы внутренних дел как субъект предупреждения преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

Меры правового и организационного характера, реализуемые в деятельности различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

Взаимодействие органов внутренних дел по вопросам предупреждения преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних с другими правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями. Использование зарубежного опыта предупреждения преступлений органами полиции.

9. Предупреждение правоохранительными органами преступлений и административных правонарушений против личности

Понятие деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений и административных правонарушений против личности.

Правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений и административных правонарушений против личности.

Органы внутренних дел как субъект предупреждения преступлений и административных правонарушений против личности.

Основные направления деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений и административных правонарушений против личности.

Меры правового и организационного характера, реализуемые в деятельности различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений против личности.

Взаимодействие органов внутренних дел по вопросам предупреждения преступлений и административных правонарушений против личности с другими правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями. Использование зарубежного опыта предупреждения преступлений органами полиции.

10. Предупреждение правоохранительными органами преступлений и административных правонарушений в сфере экономики

Понятие деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.

Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.

Органы внутренних дел как субъект предупреждения преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.

Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.

Меры правового и организационного характера, реализуемые в деятельности различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.

Взаимодействие органов внутренних дел по вопросам предупреждения преступлений и административных правонарушений в сфере экономики с другими правоохранительными органами и общественными организациями. Использование зарубежного опыта предупреждения преступлений органами полиции.

11. Предупреждение правоохранительными органами рецидивной и профессиональной преступности

Понятие деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности.

Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности.

Органы внутренних дел как субъект предупреждения рецидивной и профессиональной преступности.

Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности.

Меры правового и организационного характера, реализуемые в деятельности различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности.

Взаимодействие органов внутренних дел по вопросам предупреждения рецидивной и профессиональной преступности с другими правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями. Использование зарубежного опыта предупреждения преступлений органами полиции.

12. Предупреждение правоохранительными органами терроризма

Понятие деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма.

Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма.

Органы внутренних дел как субъект предупреждения терроризма.

Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма.

Меры правового и организационного характера, реализуемые в деятельности различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению терроризма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: