Правовая охрана земель 2 - ABCD42.RU

Правовая охрана земель 2

Понятие и правовая охрана земель

Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Правовую основу регулирования государственной охраны земель составляют:

1) Земельный кодекс РФ (глава 2);

3) ФЗ «Об охране окружающей среды»

4) ФЗ «О мелиорации земель»

5) ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»

Правовые меры государственной охраны земель подразделяются на три группы:

1) рациональная организация земель;

2) защита почв от эрозии, загрязнения и иных вредных воздействий;

3) восстановление нарушенных земель.

1. Рациональная организация земель включает:

— государственный земельный контроль.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Осуществление государственного земельного контроля отнесено к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют

государственный земельный контроль за:

— соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

— предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

— своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— использованием земель по целевому назначению;

— своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

— выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

2. Защита земель от вредных воздействий направлена на предотвращение деградации земель.

Данная группа мер включает:

— государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов;

— нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве.

Мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротсхнических и других мелиоративных мероприятий.

Государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом РФ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»
Пестициды и агрохимикаты могут применяться территории РФ только после их регистрации. Регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, и которым проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний.

Нормирование негативных воздействий на состояние земель осуществляется на основании ФЗ от «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пр.

Санитарные правила устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обусловливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятно-воздействие на состояние почв.

3. Восстановление нарушенных земель осуществляется посредством:

— рекультивации нарушенных земель;

— консервации деградированных земель.

Под рекультивацией понимают комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель в целях включения их в сферу хозяйственного использования.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

— разработке месторождений полезных ископаемых, добыче торфа;

— прокладке трубопроводов, проведении строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

— ликвидации промышленных, военных и иных объектов и сооружений;

— складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; и т.д.

В зависимости от целей восстановления нарушенных земель, выделяют несколько направлений рекультивации

Консервация нарушенных земель означает временное исключение из хозяйственного оборота земель, отрицательно влияющих на окружающую природную среду, рекультивация которых для использования в хозяйственном обороте экономически неэффективна.

Консервация земель проводится с целью предотвращения и устранения процессов деградации почв, восстановления плодородия почв и реабилитации загрязненных территорий.

В чем заключается правовая охрана земель

Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса — потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.

Понятие охраны земель

Под охраной подразумевается некий комплекс действий государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц и граждан с целью сохранить земли как природный ресурс и ключевой компонент окружающей среды.

Учитывая правовой статус и исключительную ценность необходимо принимать все меры, препятствующие нарушению сохранности земли:

  • загрязнению,
  • деградации,
  • опустыниванию,
  • заболачиванию и иным негативным факторам.

Таким образом, охрана земель — это система правовых мер, принимаемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами наделов для предотвращения негативного воздействия на земли, а также их контроль органами государственной и муниципальной власти.

Законодательное регулирование охраны земель

Рамки правового регулирования охраны ресурса обозначены в гл. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). В ней определены цели, содержание и особенности охранных действий.

В Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о важности обдуманного, безопасного воздействия на окружающую среду, устанавливаются особые режимы охраны отдельных объектов.

Некоторые положения, касающиеся таких мер как рекультивация и консервация, прописаны в Постановлении Правительства РФ от 10.07.18 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее — постановление № 800).

Цели правовой охраны земель

Охрана земельных ресурсов направлена на достижение следующих целей:

  1. Профилактика деградации, загрязнения, порчи, истощения, уничтожения земель и почв, иного негативного воздействия человека, а также ликвидация их последствий.
  2. Обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на сельскохозяйственных участках.
  3. Мониторинг процесса улучшения качества почвенного покрова.

Итак, суть охраны состоит в сохранении и поддержании природных свойств земли путем ограничения отрицательного воздействия на нее человека.

Основные способы правовой охраны

Для защиты ресурса государство разработало несколько рычагов воздействия:

  • восстановление первоначального состояния поврежденного участка;
  • признание законных прав на надел;
  • пресечение действий, нарушающих интересы собственника, владельца и пользователя земли.

Кроме этого, на собственников и арендаторов возлагаются следующие обязанности:

  1. Воспроизводить плодородие сельскохозяйственных земель.
  2. Защищать сельхозугодия от зарастания сорняками, деревьями и кустарниками.
  3. Беречь уровень мелиорации надела.
  4. Вести защиту земель от:
    • подтопления, заболачивания;
    • водной и ветровой эрозии, селей;
    • вторичного засоления;
    • иссушения или уплотнения;
    • загрязнения химическими элементами и микроорганизмами;
    • засорения отходами производства и потребления.

Тонкости охраны земель

В реализации охранных мероприятий важную роль играет проверка соответствия почв санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, касающимся предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Оценка состояния земель осуществляется на основе результатов экологической экспертизы.

Для предупреждения деградации почв разрешена их консервация, то есть временное изъятие участков из оборота. Эта же процедура может применяться и для восстановления свойств почвы. Особенности ее применения закреплены в постановлении № 800.

Особенности охраны сельскохозяйственных и лесных земель

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

  • технический — снятие непригодного слоя почвы и нанесение нового;
  • биологический — улучшение свойств ресурса: биохимических, агрофизических и других.

Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ . Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.

Подробнее о том, что собой представляют и как охраняются земли лесного фонда.

Государственный контроль охраны земель

Функция охраны непосредственно связана с государственным надзором. При этом система объединяет три уровня контроля: государственный, муниципальный и общественный.

Государственный земельный надзор ведут должностные лица Росреестра . Среди его целей следует перечислить:

  • предупреждение, выявление и пресечение незаконных действий с помощью проведения проверок;
  • принятие мер по устранению последствий нарушений;
  • мониторинг соблюдения норм земельного законодательства.

Муниципальный контроль представляет собой проверку соблюдения норм федерального, регионального и муниципального законодательства в пределах данного образования.

Общественный контроль — это деятельность добровольных объединений, негосударственных некоммерческих организаций и граждан. Ее цель состоит в наблюдении за работой государственных и муниципальных органов, связанной с принятием решений относительно земельных прав и интересов граждан, юридических лиц. Кроме того, этот вид контроля создан для анализа и общественной оценки нормативно-правовых актов и решений по земельным вопросам.

Пресечение земельных правонарушений

Результат охраны — своевременное предотвращение незаконных действий, устранение их причин и условий. Но главной составляющей деятельности ответственных органов является пресечение земельных нарушений.

Читайте также  Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

На нарушителей налагается ответственность в порядке, установленном законодательством. Для этого уполномоченные органы:

  1. Выявляют факт загрязнения, осушения, заболачивания или других деяний.
  2. Фиксируют нарушение.
  3. Возбуждают соответствующий вид производства.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает нарушителя от обязанности устранить последствия действия (бездействия) и возместить причиненный вред.

Виды ответственности за нарушения

Действия, предпринимаемые в рамках правовой охраны земель, зависят от типа правонарушения. Под последним принято понимать деяние, нарушающее нормы земельного законодательства, вследствие которого наносится ущерб природным ресурсам, здоровью людей и состоянию окружающей среды.

За земельные правонарушения предусматриваются 3 вида ответственности:

  • дисциплинарная. Налагается на должностных лиц, если их деятельность привела к нарушению организации земельных норм;
  • административная — за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, сокрытие экологической информации, нарушение правил применения пестицидов и агрохимикатов. Полный перечень приводится в КоАП РФ ;
  • уголовная — за порчу земли (ст. 254 Уголовного кодекса РФ ).

Особенности возмещения вреда

В соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением правил обращения с землей, а также ущемлением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, должны быть возмещены в полном объеме.

Компенсации подлежит и упущенная выгода.

Желательно, чтобы нарушитель возместил нанесенный ущерб в добровольном порядке. В противном случае пострадавший инициирует судебное разбирательство.

По решению суда может быть назначена компенсация последствий в натуре, то есть путем выполнения работ своими силами или за свой счет. Например, если дело касается нарушения качества земель, то виновного обяжут восстановить плодородие почв.

Выводы

Правовая охрана земель представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, направленную на профилактику, предотвращение и пресечение земельных правонарушений. Особое внимание уделяется защите от повреждений плодородных почв, обеспечивающих человека необходимыми для жизни ресурсами.

При выявлении нарушения на виновника налагается административная, уголовная или дисциплинарная ответственность. Он также должен возместить вред, повлекший за собой негативное влияние на качество земли.

Отзывы о “В чем заключается правовая охрана земель”

Как часто бывает в нашей стране, те, кто должен заниматься правовой охраной земель, больше занимаются их разбазариванием, и в основном всего небескорыстно.

Правовая охрана земель

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04

Статья просмотрена: 1094 раза

Библиографическое описание:

Ионова, З. З. Правовая охрана земель / З. З. Ионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27591/ (дата обращения: 16.09.2021).

В статье анализируется правовая охрана земель на основе законодательства Российской Федерации. Затронуты особенности правовой охраны земель, способы защиты и охраны этих земель, а также ответственность за невыполнение установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.

Ключевые слова: земля, правовая охрана земель, форма собственности, государственный земельный надзор.

Земля — важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Следовательно, земля нуждается в правовой охране. Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория. Охрана земель регулируется Конституцией Российской Федерации. А именно в статье 9, где говорится, что Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

Правовая охрана земель — это система мер, которые направлены на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения, путем установления прав и обязанностей по отношению к земле.

Как социальный институт, охрана земель предполагает наличие определенных целей. Основной такой целью законодательство ставит предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель [2]. Можно выделить еще такие цели как обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению и создание механизма учета и проверки экологического состояния земель.

Как мы знаем, земли в российском праве делятся на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения;земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики и транспорта; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса; земли особо охраняемых территорий.

Можно сказать, что, особенностью правовой охраны является то, что она предусматривает защиту всех форм собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и т. д.) а также охрану прав пользователей этой землей, то есть защиту прав и интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей.

Для каждого вида земель законодательство предусматривает определенные способы защиты и охраны этих земель. Кроме того, в законодательстве оговариваются обязанности пользователей этих земель. Например, для охраны земель сельскохозяйственного назначения законом установлены специфические требования. Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования. Среди обязанностей можем коротко выделить такие как обеспечение плодородия земель, соблюдение стандартов проведения агротехнических, мелиоративных мероприятий, предоставление сведений об использовании агрохимикатов и пестицидов в соответствующие органы исполнительной власти [3]. Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, предусмотренные в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель. Основаниями возникновения такой ответственности являются земельные правонарушения.

Что понимается под земельным правонарушением? Прежде всего, то, что этовиновное противоправное действие или бездействие, противоречащее нормам земельного права. Виды этих правонарушений представлены в Земельном кодексе РФ. К нарушителям земельного законодательства в соответствии с законодательством применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-правовая) и специальная (земельно-правовая). Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер(санкций), применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю,а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка), право-восстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу), компенсационные (возмещение вреда). Хотелось бы отметить, что правовые санкции за земельные правонарушения содержатся в актах как земельного, так и ряда других отраслей права.Но санкции уголовного и административного права за земельные правонарушения применяются на альтернативной основе, в то время как санкции других отраслей могут применяться за одно и то же нарушение одновременно. Например, за самовольное занятие земель при наличии указанных в законе оснований, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные гражданским законодательством — о возмещении вреда, земельным законодательством — об изъятии самовольно занятого участка, а также нормы административного или уголовного законодательства одновременно.

Говоря об охране земель нельзя забывать и про государственный земельный надзор. Глава XII ЗК РФ четко устанавливает виды надзора и контроля за использованием и охраной земель, такие как: 1.– государственный земельный надзор — осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти 2. — муниципальный надзор — осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 3. — общественный земельный надзор — осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года № 1 тоже определяет органы, которые осуществляют государственный земельный надзор. Такими органами являются: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы [4].

Следует также сказать о том, что в данный момент, в России разрабатывается большое количество федеральных, региональных и местных программ охраны земель,

главной целью которых, является защита и охрана земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности и иных условий [5].

Что касается охраны земель, указать на недостатки и пробелы в законодательстве на данный момент не представляется возможным. В Земельном кодексе РФ, а именно в главе второй, достаточно подробно и точно содержатся понятия охраны земель, ее основные цели и задачи. Но также, мы не можем говорить о том, что правовая охрана земель не требует изменений и доработок со стороны правительства.

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
  2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
  4. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».
  5. Глушко О. А. Правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов: проблемы правоприменения / О. А. Глушко, С. Н. Якуба // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, 2012. С. 563–565.

Цели охраны земель

Согласно Конституции РФ земля – основа жизнедеятельности народов, которая нуждается в постоянной охране. В целях выполнения данной нормы в Земельном кодексе России предусматривается статья, содержащая в себе правила осуществления охраны земель и ее виды.

Согласно Конституции РФ земля – основа жизнедеятельности народов, которая нуждается в постоянной охране. В целях выполнения данной нормы в Земельном кодексе России предусматривается статья, содержащая в себе правила осуществления охраны земель и ее виды.

Понятие охраны земель

Под понятием охраны земель подразумевается осуществление мер по охране данного объекта недвижимости путем применения различных правовых средств, среди которых установление различных прав и обязанностей для каждого землепользователя, будь то физическое или юридическое лицо. Как правило, под подобными правами и обязанностями законодатель подразумевает введение запретов и дозволений.

Читайте также  Административное право РБ

Так, к примеру, на законодательном уровне допускаются меры поощрения для собственников, с заботой владеющих своими участками. В то же время на уровне нормативно-правовых актов, содержащих в себе законодательство о земле, устанавливаются определенные нарушения за нарушения правил землепользования.

Правовое регулирование использования и охраны земель

Правовой режим использования и охраны земель осуществляется на основании нескольких законодательных документов, среди которых:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Экологический кодексРФ;
  • акты, принятые на уровне федеральной власти, содержащие в себе нормы по охране окружающей среды, установленные вышеперечисленными Кодексами.

Правовая охрана земель

Под правовой охраной земель подразумевается определенная система, включающая в себя нормы, направленные на обеспечения рационального пользования участками, на сохранение и повышение плодородности почвы, на защиту от их истощения и последующего разрушения.

Правовая охрана осуществляется за счет комплексного подхода к различным угодьям, которые определяются в качестве сложного природного образования. В ходе подобной охраны происходит выполнение нескольких целей:

  • предотвращение деградации участков в ходе их загрязнения, захламления и нарушения в период активного хозяйственного использования;
  • обеспечение восстановления участков, если они были нарушены при использовании.

Кроме вышеперечисленных целей, на законодательном уровне действует еще одна, прямо не оговоренная задача по охране окружающей среды, пришедшая в современное российское право со времен СССР: создание механизма учета и последующей проверки общего экологического состояния каждого отдельного участка земли.

Для выполнения поставленных целей на законодательном уровне выделено два комплекса мер:

  • Комплекс, имеющий принудительно-восстановительный характер. Сюда можно отнести кадастровый учет, мониторинг земель.
  • Комплекс, предусматривающий юридическую ответственность. Применяется только в случаях нарушений земельного законодательства.

Цели охраны земель по земельному законодательству РФ

Согласно земельному законодательству целями охраны земель являются:

  • Защита земель от деградации. В данном контексте это понятие обозначает загрязнение объекта, его захламление и прочие негативные воздействия на землю, препятствующие возможности проведения на ней хозяйственной деятельности.
  • Проведение определенных мер, направленных на восстановление и последующее улучшение земель, которые были подвергнуты нарушениям и прочим негативным воздействиям в ходе проведения на них какой-либо хозяйственной деятельности.

Ликвидация и предотвращение загрязнений окружающей среды

Согласно законодательству ликвидация и предотвращение загрязнений в окружающей среде происходит путем:

  • разработки соответствующих предложений.
  • проведения районирования земель.
  • определения точных границ участков, которые могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам для ведения хозяйства.
  • выделения отдельных земель в специальные фонды.
  • разделения категорий по видам.

Данные меры установлены в Земельном кодексе РФ и Законе об охране окружающей среды.

Прекращение деградации земель

Цели и содержание охраны земель заключаются не только в необходимости прекратить деградацию, но и повысить общий уровень плодородности земель сельскохозяйственного назначения, а для этого требуется использовать определенный комплекс агротехнических мероприятий. К примеру:

  • использовать в работе современные технологии.
  • применять в ходе деятельности минеральные и органические удобрения.
  • активно пользоваться средствами, направленными на защиту растений.

Отдельное внимание стоит уделить проведению мероприятий, направленных на рекультивацию ранее разрушенных земель.

В данный момент к правовым формам борьбы с деградацией земель, предназначенных для ведения хозяйственной деятельности, относятся следующие меры:

  • проведение экономического стимулирования.
  • контроль, осуществляющийся специально уполномоченными на это органами.
  • проведение постоянного мониторинга земель, позволяющего контролировать их сохранность и пригодность к использованию.
  • планирование и прогнозирование уровня сохранности земель.
  • осуществление кадастра.

В частности, земельный кадастр, являющийся своеобразной информационной базой данных обо всех имеющихся ресурсах, позволяет осуществлять разработку обоснованного и потому эффективного комплекса мер, необходимых для предотвращения деградации.

Правовое обеспечения рационального использования земель

Обеспечение рационального использования осуществляется путем проведения целого комплекса мер, заключающихся в стимулировании целевого использования участка владельцами, собственниками и арендаторами:

  • Платность пользования. Данный стимул по праву признается одним из наиболее значимых, ведь он позволяет отказаться от приобретения ненужной земли, а при покупке — пользоваться своей собственностью рационально.
  • Применение всевозможных льгот и предоставление преимуществ землепользователям, рационально владеющих своей собственностью.
  • Применение разнообразных последствий негативного характера к лицам, которые осуществляют пользование своими участками нерационально. В частности, если участок земли не использовался в течение трех лет, он может быть изъят.

Помимо этого, на законодательном уровне отдельно выделяется задача, заключающаяся в сведении к минимуму условий, которые прямо или косвенно способствуют нерациональному использованию участков, находящихся в собственности.

На законодательном уровне закрепляется возможность оперативного пресечения возможности нерационально использовать участок.

Кроме этого, отдельно в нормативных актах выделяется установление возможности, закрепленной на правовом уровне, на устранение последствий нарушения принятых правил по рациональному пользованию участками.

Предотвращение истощения, порчи земель и почвы и их последующего уничтожения

Чтобы выполнить все требования законодательства, а следовательно, предотвратить истощение, порчу или ликвидацию принадлежащего ему на праве собственности, владения или аренды участка, человек обязан:

  • проводить разнообразные мероприятия, главная цель которых заключается в сохранении почв и их плодородия;
  • защищать земли от различного вида нарушений, таких как ветряная эрозия, потопы, заболачивания, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение почвы разнообразными веществами с химическим или радиоактивным составом;
  • препятствовать росту деревьев и кустарников на участках земли, предназначенных для ведения на них сельского хозяйства;
  • препятствовать деятельности вредных животных и растений, способных своими действиями причинить вред посадкам на землях сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидировать любые последствия, возникшие в результате загрязнения земель;
  • способствовать сохранению допустимого уровня мелиорации почвы;
  • проводить мероприятия по рекультивации земель, восстановлению исходной плодородности почв;
  • сохранять исходный уровень плодородности почв, при необходимости – исключить проведение работ, так или иначе нарушающих исходную сохранность земель.

Данные мероприятия позволяют собственнику избежать истощения и порчи почвы на своем участке.

Глава II. Охрана земель (ст. 12-14)

Глава II. Охрана земель (ст. 12-14)

Статья 12. Цели охраны земель

    Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

  • Целями охраны земель являются:
    • предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
    • обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
  • Статья 13. Содержание охраны земель

    1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
      • сохранению почв и их плодородия;
      • защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
      • защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
      • ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
      • сохранению достигнутого уровня мелиорации;
      • рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
      • сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
    2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

    Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

  • Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
  • При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
  • Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
    Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
  • В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
  • Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

    1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
    2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
    3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

    Правовая охрана земель

    Охрана земельвключает систему правовых организационных, эко­номических мероприятий, направленных на их рациональное ис­пользование, предотвращение необоснованного оборота изъятия зе­мель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздейст­вий, а также восстановление продуктивных земель, в том числе лес­ного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почвы.

    В п. 2 ст.1 ЗК РФ установлен приоритет охраны земли (почв) как компонента окружающей природной среды перед использова­нием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, но при условии ненанесения ущерба окружающей при­родной среде.

    Цели охраны земель согласно ст. 12 ЗК РФ:

    1) предотвращение негативного воздействия на земельные уча­стки (предотвращение деградации, загрязнения и захламления, на­рушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйствен­ной деятельности);

    2) обязательное оперативное устранение последствий негативно­го воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено (обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению и другим вред­ным воздействиям хозяйственной деятельности).

    В этих целях разрабатываются федеральные, региональные и местные программы по охране земель, включающие перечень обя­зательных мероприятий по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий. В резуль­тате конституционных норм (ст. 9 Конституции РФ), устанавли­вающих, что земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, Проживающих на соответствующей территории, новый ЗК РФ чет­ко определяет не только цели (ст. 12), но и содержание охраны земли (ст. 13).

    Содержание охраны земель включает в себя обязанность собст­венников, а также лиц, не являющихся собственниками земель, прово­дить мероприятия по:

    1) сохранению почв и их плодородию;

    2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и бытовыми отходами, загрязнения, в том числе биогенного, и других процессов, ведущих к деградации земель;

    3) защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, иных видов ухудшения состояние земель;

    4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

    5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

    6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия; своевременному восстановлению земель, плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

    Помимо указанных мероприятий, законодательством установлен ‘ общий приоритет перед другими категориями земель, а также ограничение или запрещение изъятия (выкупа) некоторых земель для государственных или муниципальных нужд.

    Новый Земельный кодекс РФ (ст. 143) регулирует использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению. В этом случае земельные участки, которые подверглись радиоактивному и химическому заражению и на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), подлежат ограничению в использовании и исключению из сельскохозяйственного оборота и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

    Под консервацией деградированных и загрязненных токсичными отходами земель понимается вывод их из хозяйственного оборота с целью сохранения и восстановления плодородия почвы и улучшения состояния окружающей природной среды.

    Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения качественного состояния почв.

    1) сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные опустыниванию, имеющие подсадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, в случаях, когда дальнейшее использование этих земель по целевому назначению приводит к развитию негативных процессов, ухудшению почв и экологической обстановки;

    2) земли, зараженные токсическими промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 830, утверждено «Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»[18]. Оно устанавливает порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

    Консервация допускается к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деграда­ция земель и ухудшение экологической обстановки, а также к зем­лям, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека:

    • подвергшимся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также к землям в районах Крайнего Севера, занятых оленьими паст­бищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным по­кровом;

    • имеющим просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

    • загрязненным радиоактивными веществами, нефтью и неф­тепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концен­траций вредных веществ (микроорганизмов), включая зем­ли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производст­во продукции, соответствующей требованиям, установлен­ным законодательством Российской Федерации.

    Юридическими лицами или индивидуальными предпринимате­лями проводятся специальные (почвенные, геоботанические, агро­химические и др.) обследования по утверждаемым соответствую­щими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель.

    Предложения по консервации земель должны включать:

    1) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании;

    2) карты с нанесенными границами земельных участков и час­тей земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и степени деградации или загрязнения земель, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и аренда­торов земельных участков);

    3) предложения об участии правообладателей земельных участ­ков; собственников земельных участков, землевладельцев, землей пользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий;

    4) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации; земель.

    Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местно­го самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

    Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

    На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

    Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимость, имущество и сделок с ними.

    План семинарского занятия

    1. Понятие и виды источников земельного права.

    2. Система источников земельного права.

    3. Конституция РФ как источник земельного права.

    4. Законы и подзаконные нормативные акты как источник земельного права.

    5. Понятие, цели и содержание охраны земель.

    Темы для докладов

    1. Земельный кодекс РФ как источник земельного права.

    2. Конституционные основы регулирования земельных отношений.

    3. Закон — высшая форма нормативного правого акта.

    4. Нормативные правовые акты Президента РФ.

    Литература

    1. Земельное право [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2015. — 376 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54507 —

    2. Боголюбов С. А. Земельное право : Доп. УМО вузов в кач. учебника для вузов / Боголюбов С.А.. — М.: Юрайт, 2013. — 376.

    3. Жаворонкова, Н.Г. Земельное право [Электронный ресурс] : учебник / Н.Г. Жаворонкова, О.А. Романова. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2015. — 351 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54504

    4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

    5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

    Контрольные вопросы по теме

    1. Что понимается под понятием «источник земельного права»?

    2. Чем отличается понятия «источник земельного права» от поня­тия «норма земельного права»?

    3. В какой форме проявляются источники государственного веле­ния в регулировании земельных отношений?

    4. Что представляет собой иерархия данных источников?

    5. Чем отличается земельное законодательство от системы под­законных нормативных правовых актов?

    6. Чем обусловлена потребность конкретизации системы земель­ного законодательства системой подзаконных нормативно-правовых актов?

    7. Чем кодифицированные законодательные акты земельного права отличаются от иных законодательных актов земельного права?

    8. Имеются ли земельно-правовые нормы в законодательных ак­тах, регулирующих иные (не земельные) отношения?

    9. Что представляет собой систематизация земельного законода­тельства?

    10. Как соотносится систематизация земельного законодательства с систематизацией гражданского законодательства в Россий­ской Федерации?

    11. Как соотносится федеральное земельное законодательство с региональным законодательством и с муниципальными норма­тивными актами?

    12. Какую роль в совершенствовании земельного законодательст­ва играют акты органов судебной власти?

    13. Каковы цели правовой охраны земель?

    14. Что представляет собой структура программ по охране земель?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: