Правовое положение дипломатического представительства - ABCD42.RU

Правовое положение дипломатического представительства

Правовой статус дипломатического представительства

Дипломатическое представительство — орган аккре­дитующего государства, учрежденный на территории дру­гого государства (государства пребывания) для поддержа­ния дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию двух государств, кото­рое выражается в виде совместного коммюнике, обмена нотами или подписания специального протокола, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатичес­ких отношений между этими государствами.

Современное международное право устанавливает следую­щие виды дипломатического представительства:

1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайными и полномочными послами; к ним приравниваются представительства Ватикана, называемые нунциатурами (глава такого представительства именуется нунцием), а также представительства, которыми обмениваются между собой государства Британского Содружества (их глав называют «верховными комиссарами»);

2) миссии— представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, обладающие специ­фическим статусом (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

За послевоенные годы резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. В настоящее время миссии ста­ли весьма редки. Все дипломатические представительства, независимо от их вида, имеют одинаковый правовой статус, одни и те же приви­легии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из
его главы, дипломатического, а также административно-техни­ческого и обслуживающего персонала.

Члены дипломатическо­го персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, ко­торый присваивается дипломату в соответствии с существую­щими в аккредитующей стране правилами относительно про­хождения дипломатической службы (послы, посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе). Дипло­матический ранг сохраняется пожизненно.

К дипломатическому персоналу относятся также торговые
представители и их заместители, военные, военно-воздушные и
военно-морские атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги: атташе по культуре, по науке, по борьбе с преступностью и т. д.

Адми­нистративно-технический персонал включает заведующего кан­целярией, делопроизводителей, финансовых работников, пере­водчиков и др.

К обслуживающему персоналу относятся ко­менданты, врачи, шоферы, повара, курьеры, садовники, убор­щицы и т.п.

Согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.главы дипломатических представительств делятся на три класса:

А) класс послов нунциев, аккредитуемых при главах государств и других глав представительств эквивалентного ранга;

Б) Класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

В) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министерствах иностранных дел.

На практике в настоящее время постоянные поверенные в делах почти не назначаются, а посланники назначаются крайне редко. Послами теперь обмениваются не только великие державы, как это было раньше, но и любые государства, что соответствует принципу суверенного равенства государств.

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных сторон. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с об­щепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к сле­дующим стадиям:

1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;

2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства (указа, декрета, постановления);

3) прибытие главы представительства в страну пребывания и вручение верительных грамот (документа, удостоверяющего
его официальный статус) главе государства пребывания.

Верительные грамоты подписываются главой аккредитую­щего государства и адресуются главе государства, принимаю­щего дипломатического представителя. В каждой стране уста­новлен определенный порядок вручения верительных грамот, и проходит оно всегда в торжественной обстановке, с построе­нием почетного караула, исполнением гимна государства, ак­кредитующего посла.

Глава дипломатического представительства считается при­ступившим к исполнению своих функций в государстве пре­бывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, либо с момента вручения своих верительных гра­мот, либо с момента сообщения о своем прибытии и предостав­ления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания (п. 1 ст. 13 Венской

конвенции 1961 г.).

Основанием прекращения деятельности дипломатического представителя (посла, посланника или поверенного в делах) чаще всего является отозвание его аккредитующим государ­ством в порядке замены, реже — если он утратил доверие страны пребывания и объявлен нежелательным лицом (persona
поп grata).
Прекращение деятельности дипломатического представителя может иметь место, если: произошел разрыв дипломатических отношений между аккредитующим государством
и государством пребывания; между государствами объявлено
состояние войны; прекратило существование в качестве субъекта
международного права либо государство, назначившее главу дипломатического представительства, либо государство, принявшее
его. В указанных случаях заинтересованные государства, как
правило, обмениваются нотами.

Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств (в таком случае говорят о кумуляции его функций), если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств. Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может быть назначен в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Согласно Венской конвенции 1961 г. (ст. II) государство пребывания имеет право предложить, чтобы численность персонала дипломатического представительства аккредитующего государства сохранялась в пределах, которые государство пребывания считает разумными и нормальными, учитывая внутреннее положение этого государства и потребности представительства. Функции дипломатических представительств определяются международным правом и национальным правом государств. В каждом государстве имеются правовые нормы, регламентирующие функции дипломатических представительств этого
государства, разумеется, в рамках, допустимых международным
правом. В Республике Беларусь такие нормы содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 276 «О некоторых вопросах дипломатической службы» 1 . В соответствии с этим документом систему дипломатической службы Республики Беларусь образуют Министерство иностранных
дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом.

Дипломатические представительства Республики Беларусь имеют два основных вида:

1) представительства в столицах других государств (представительства при главах государств и их правительствах);

2) и представительства при таких международных организаци­ях, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ОБСЕ,
Европейский Союз, НАТО, которые расположены соответ­ственно в Нью-Йорке, Париже, Вене, Брюсселе и др.

В целях экономии средств большинство дипломатических
представительств Республики Беларусь при международных
организациях совмещают свои функции с соответствующими
посольствами в таких столицах, как Париж, Вена, Брюссель.
Отдельные постоянные представительства Республики Беларусь при международных организациях функционируют лишь в Нью-Йорке и Женеве.

Согласно Венской конвенции 1961 г. основными функция­ми дипломатического представительства являются:

1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующе­го государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

3)ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4)выяснение всеми законными средствами условий и собы­тий в государстве пребывания и сообщение о них своему
правительству;

5)поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки и т.д.

Наряду с указанными функциями в настоящее время дипломатические представительства выполняют нередко и консуль­ские функции, для чего в таких случаях в составе посольств и миссий образуются консульские отделы. Обычно структура дипломатических представительств разных стран различна и определяется собственными традициями и спецификой отно­шений со страной пребывания. Однако, как правило, крупные посольства имеют следующие отделы: политический, экономи­ческий, печати, культурных связей, консульский, военный атташат, а также канцелярию.

Совокупность глав дипломатических представительств, ак­кредитованных в данном государстве, именуется дипломати­ческим корпусом. При этом под дипломатическим корпусом в широком смысле понимаются все лица дипломатического пер­сонала дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, а также члены их семей. Однако ни в первом, ни во втором случае дипломатический корпус не явля­ется слаженной организацией. Выступления дипломатическо­го корпуса допускаются только по церемониальным вопросам (например, поздравления при национальных торжествах).

Дипломатический корпус — это своего рода общественная организация, представляющая собой собрание или совокупность независимых друг от друга лиц — иностранных дипломатичес­ких представителей в стране пребывания. Дипломатический корпус не является юридическим лицом, основанным на ка­кой-либо норме международном праве. В то же время в соот­ветствии с международными традициями и обычаями он при­знается в качестве общественного института с ограниченны­ми функциями.

Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в соответствующей стра­не дипломатический представитель (дуайен, старшина). В ка­толических странах (Австрия, Испания, Франция, Италия, Бель­гия и др.) папский нунций по традиции является главой дип­ломатического корпуса.

Министерство иностранных дел государства пребывания обычно публикует список дипломатического корпуса в данной стране, который регулярно обновляется. В нем указываются также сведения о супругах дипломатов. Для удостоверения дипломатического корпуса членам дипломатического корпуса местные власти многих стран выдают им и членам их семей дипломатические карточки.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Нормативно-правовая база

  • Деятельность /
  • Кадровое обеспечение /
  • Госслужба /
  • Нормативно-правовая база /

Положение о Посольстве Российской Федерации

28 октября 1996 года N 1497

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСОЛЬСТВЕ

Утвердить прилагаемое Положение о Посольстве Российской Федерации.

28 октября 1996 года

от 28 октября 1996 г. N 1497

О ПОСОЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Посольство Российской Федерации (далее именуется — Посольство) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется — МИД России).

2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.

3. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Читайте также  Управление рисками проекта

Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают Посольству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке информируют Посольство о своей деятельности.

4. На здании Посольства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью «Посольство Российской Федерации в (наименование иностранного государства)» на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

5. Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Сотрудники Посольства и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

II. Основные задачи и функции Посольства

6. Основными задачами и функциями Посольства являются:

представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;

выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Посольству только через МИД России;

сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;

информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания;

получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;

участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;

поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;

выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации;

согласование по поручению МИДа России вопросов направления делегаций и представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в государство пребывания;

защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания;

осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями;

представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан;

выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

III. Структура и организация деятельности Посольства

7. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве (далее именуется — Посол), являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания.

Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства.

Обеспечение безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

8. Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.

Права и обязанности сотрудников Посольства определяются законодательством Российской Федерации, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Сотрудники Посольства обязаны выполнять приказы и указания Посла, а в его отсутствие — Временного поверенного в делах Российской Федерации.

9. В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, консульский, другие отделы или группы.

10. Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.

11. Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла.

12. В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

13. При Посольстве может функционировать в соответствии с нормативными актами МИДа России общеобразовательная школа.

14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

IV. Заключительные положения

15. Посольство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках.

16. Являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Посольства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посольство в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения им с учетом законодательства государства пребывания.

17. Финансовые и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности Посольства, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами МИДа России.

Дипломатическое право

Дипломатическое право — одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств [1] .

Долгое время источником дипломатического права являлся международный обычай. Впервые дипломатическое право было кодифицировано в Латинской Америке 20 февраля 1928 года: была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках.

Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году на Генеральной ассамблее ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.

Содержание

Право внешних сношений

Право внешних сношений — совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государства в области внешних отношений.

Органы внешних сношений:

  • внутригосударственные (органы находящиеся на территории конкретного государства)
  • зарубежных сношений

Право внешних сношений, как отрасль международного публичного права, начала складываться в Средние века, когда появились первые консульства и посольства. Право внешних сношений имеет подотрасли, которые в свою очередь включают в себя институты. Подотраслями права внешних сношений являются [2] :

  1. право внутригосударственных органов внешних сношений
  2. дипломатическое право
  3. право дипломатического протокола
  4. консульское право

Дипломатическое представительство

Дипломатические отношения устанавливаются между государствами по взаимному соглашению. Российская Федерация имеет дипломатические отношения более чем со 180 государствами.

Процесс назначения и принятия главы дипломатического представительства называется аккредитацией. Перед назначением аккредитующее государство запрашивает согласие принимающего государства — агреман. С получением согласия принимающего государства глава представительства становится persona grata (желательным лицом). После этого глава аккредитующего государства официально назначает конкретное лицо главой дипломатического представительства в государстве пребывания.

Затем глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитического ведомства и адресованные главе принимающего государства [3] . Вручение верительных грамот главе принимающего государства официально завершает процесс аккредитации, после чего глава дипломатического представительства может приступить к выполнению своих функций. В Москве аккредитовано примерно 140 дипломатических представителей государств [1] .

Читайте также  Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Венская конвенция предусматривает три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, и поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел [4] .

Персонал дипломатического представительства делится на три группы:

  1. дипломатический;
  2. административно-технический;
  3. обслуживающий.

Члены дипломатического персонала (дипломаты)— это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается им в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы. Этот ранг сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку.

К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики и другие сотрудники представительства, которые исполняют административные и технические функции.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, дворники и другие лица, которые обслуживают дипломатические представительства.

Функции дипломатических представительств

Функции дипломатических представительств устанавливает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года, указываются следующие функции диломатического представительства:

  1. представительство России;
  2. обеспечение национальных интересов и реализация внешнеполитического курса Российской Федерации:
  3. выполнение поручений органов власти Российской Федерации;
  4. сбор информации;
  5. обеспечение развития сотрудничества с государством пребывания;
  6. контроль за выполнением договоров с государством пребывания;
  7. выполнение консульских функций и общее руководство консульскими учреждениями Российской Федерации в стране пребывания.

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Согласно Венской конвенции 1961 года дипломатическими привилегиями и иммунитетами наделяются как само дипломатическое представительство, так и сотрудники представительства.

Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий [5] . Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Неприкосновенностью пользуется и официальная корреспонденция представительства (дипломатическая почта) [6] .

Помещение освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями:

  1. Правом пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства (ст. 29 Венской конвенции)
  2. Таможенными привилегиями, т. е. правом ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (ст. 36 Венской конвенции).
  3. Свободой сношений со своим государством, его дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

Дипломаты пользуются личными привилегиями и иммунитетами. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Его бумаги, корреспонденция и его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме строго определенных случаев. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля [7] .

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением: а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; с) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания и некоторых других, указанных в Венской конвенции.

Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36 Венской конвенции.

Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-35 Венской конвенции, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей [8] .

Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе [8] .

Аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и членов административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства. Отказ должен быть всегда определенно выраженным. Такой отказ имеет место в исключительных случаях, когда лицо, на которое распространяется иммунитет, совершает серьезное правонарушение по законам принимающего государства [9] .

Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ. В случае возбуждения дела в судах государства пребывания дипломатическим агентом или иным лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, такое лицо лишается права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском.

Дипломатическое право международных организаций

Для поддержания отношений с международными организациями государства учреждают постоянные представительства при международных организациях.

Правовое положение постоянных представительств государств при международных организациях, миссий постоянных наблюдателей при них, делегаций государств и наблюдателей в органах международных организаций и на международных конференциях регламентируется положениями Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года [10] .

Представительство при международных организациях выполняет следующие функции (статья 3 Конвенции):

  1. представляет свое государство;
  2. поддерживает связь с этой международной организацией;
  3. информирует свое государство о деятельности этой международной организации;
  4. обеспечивает его участие в деятельности международной организации;
  5. ведет с этой международной организацией переговоры от имени своего государства;
  6. защищает в международной организации его интересы.

Для выполнения этих функций представительства государств при международных организациях наделяются дипломатическими иммунитетами и привилегиями, в числе которых неприкосновенность помещений представительства, освобождение их от налогов и сборов, свобода сношений со своим государством и другие [11] . Члены дипломатического корпуса представительства обладают личными иммунитетами и привилегиями [3] .

Состав и функции дипломатического представительства

Дипломатическое представительство – орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Структура дипломатических представительств – состав и характер дипломатических представительств – в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий. (Подробнее см. ниже – Дипломатический корпус).

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей, шифровальщиков и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара, дворники и т.д.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).

Конвенция презюмирует выполнение дипломатическим представительством консульских функций, что особо оговаривается в ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях; соответственно на этот вид деятельности дипломатического представительства распространяются положения названной Конвенции. Согласно Положению о Посольстве Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., к основным задачам и функциям Посольства, наряду с названными в Конвенции, относятся: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания; осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений РФ с государством пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.

Заключаемые государством договоры и национальное законодательство могут содержать нормы, относящиеся к функциям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Так, договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения по поручению компетентных органов аккредитующего государства такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в государстве пребывания.

Согласно Закону РФ “О гражданстве Российской Федерации”, дипломатические представительства (в равной мере – консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства, направляют такие ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. По постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. при посольствах РФ в государствах СНГ, в странах Балтии и в КНР учреждаются представительства Федеральной миграционной службы России.

Читайте также  Права граждан в области охраны здоровья

3. Международное право как особая система права

3.4. Дипломатическое и консульское право

Особое место среди межгосударственных отношений занимает внешняя политика государств и дипломатия, которые регулируются нормами права внешних сношений. Право внешних сношений – это система международно-правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, а именно нормы о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, представительствах государств при международных организациях, иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов. Таким образом, право внешних сношений включает в себя следующие подотрасли: право внутригосударственных органов внешних сношений; право зарубежных органов внешних сношений, в том числе дипломатическое и консульское право; право специальных миссий; право постоянных представительств государств при международных организациях; право дипломатического протокола.

Органами внешних сношений являются действующие на территории и за ее пределами органы, которые представляют страну в официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права. Государственные органы внешних сношений можно разделить на две группы – внутригосударственные (глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел и др.) и зарубежные.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях, специальные миссии, группы наблюдателей на международных конференциях и другие. Более подробно остановимся на рассмотрении дипломатических представительств и консульских учреждений, во-первых, потому что они представляют собой постоянные зарубежные органы внешних сношений, а, во-вторых, выполняют весьма важные внешнеполитические задачи.

Дипломатическое представительство – это орган одного государства, находящийся на территории другого государства в целях осуществления официальных отношений между ними. Существует два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Принципиальных отличий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств предпочитает обмениваться посольствами.

Основными функциями дипломатического представительства являются:

— представительство аккредитующего государства в стране пребывания;

— защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан;

— ведение переговоров с правительством государства пребывания;

— выяснение законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству;

— поощрение дружественных отношений и развитие взаимоотношений в области экономики, культуры и науки, а также выполнение консульских функций.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко.

Главе представительства выдается верительная грамота, которая удостоверяет, что данное лицо обладает полномочиями излагать от имени государства. В РФ главы дипломатических представительств назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ. Помимо главы представительства к дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. В дипломатическом праве существует понятие дипломатический корпус, который представляет собой совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве и его главой является старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель.

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет – это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии – это особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Среди подобных привилегий и иммунитетов можно выделить: неприкосновенность помещений представительства; помещения и другое находящееся в них имущество представительства пользуется иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительских действий; освобождение от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания; ряд таможенных привилегий; право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства и средствах передвижения и т.д.

Помимо дипломатических представительств, деятельность которых в основном связана с политическими аспектами международных отношений, между государствами устанавливаются и консульские отношения. Консульские учреждения представляют собой особые органы внешних сношений государств в целях поддержания и развития экономических, правовых и иных связей. Следовательно, консульство обладает специальной компетенцией в пределах отведенного ему консульского округа.

В мировой практике сложились следующие консульские учреждения: генеральные консульства; консульства, вице-консульства, консульские агентства. В соответствии с этим их возглавляют генеральные консулы, консулы, вице-консулы и консульские агенты. При назначении на должность консул получает письменное полномочие – консульский патент.

Основными функциями консульских учреждений являются:

— содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей;

— защита в государстве пребывания интересов своего государства, его физических и юридических лиц;

— выяснение законными средствами условий и событий в политической, правовой и экономической жизни своего округа и информирование об этом ведомства иностранных дел;

— выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан своего государства;

— представительство в судах и других органах страны пребывания;

— содействие военным кораблям РФ, морским и воздушным судам и иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.

Также как и дипломатические представительства, консульские учреждения обладают определенными привилегиями и иммунитетами, которые в значительной степени зависят от двусторонних консульских конвенций.

Дипломатическое право: общее понятие, виды и функции дипломатических представительств

Понятие права внешних сношений, его источники и органы

Тема 17 «Дипломатическое право».

Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых и национально-правовых норм, регулирующих структуру порядок формирования, функции и юридический статус органов госу­дарства, которые обеспечивают его представительство в межгосу­дарственном общении. Основа этой отрасли — дипломатическое и консульское право.

Органы внешних сношений — это органы государства, осуществ­ляющие его представительство во взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международного права. Такие государственные органы можно разделить на две группы: внутриго­сударственные органы внешних сношений (общей и специальной компетенции) и зарубежные органы внешних сношений.

Внутригосударственные органы общей компетенции (глава госу­дарства, глава правительства, министр иностранных дел) представля­ют государство по всем вопросам. В соответствии с международным правом они осуществляют представительство своего государства ex officio (по должности), без специальных полномочий. Внутригосу­дарственные органы внешних сношений специальной компетенции представляют государство только в какой-либо одной области его международных связей.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами. Они делятся на два вида — постоян­ные и временные. Постоянные зарубежные органы — дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях. Временные зарубеж­ные органы — делегации государств на сессиях международных орга­низаций, на международных конференциях, специальные миссии.

Дипломатическое право — это совокупность международно-право­вых норм, регулирующих правовой статус дипломатических предста­вительств государства. Кодификация норм дипломатического права на многостороннем универсальном уровне осуществлена в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.). Дипломатиче­ское представительство представляет собой постоянный зарубежный орган аккредитующего (направляющего) государства на территории государства пребывания.

Виды дипломатических представительств:

ü посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом. К ним приравниваются представительства Ватикана (нунциатуры);

ü миссии — представительства более низкого ранга, возглавляе­мые посланником или поверенным в делах;

ü иные официальные представительства — например, представи­тельство ООП в Российской Федерации.

функции дипломатических представительств:

ü представлять аккредитующее государство в государстве пребывания;

ü защищать в государстве пребывания интересы аккредитующего государства и его граждан;

ü вести переговоры с правительством государства пребывания;

ü выяснять всеми законными средствами условия и события в государстве пребывания и сообщать о них своему правительству;

ü развивать дружеские отношения между аккредитующим госу­дарством и государством пребывания.

Конвенция 1961 г. презюмирует выполнение дипломатическим представительством и консульских функций, что особо оговаривает­ся в Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.).

Глава дипломатического представительства (дипломатический представитель) — это единственное лицо, представляющее аккре­дитующее государство в государстве пребывания по всем вопросам. Классы глав дипломатических представительств:

1)класс послов и папских нунциев, аккредитованных при главе государства;

2)класс посланников и папских интернунциев, также аккредито­ванных при главе государства;

3) класс поверенных в делах, аккредитованных при министре иностранных дел.

Назначение дипломатического представителя и порядок его ак­кредитования регулируются нормами и международного, и нацио­нального права. Стадии назначения:

1)запрос агремана — согласия государства пребывания на назна­чение данного лица в качестве главы дипломатической миссии;

2)издание специального внутригосударственного акта, оформля­ющего назначение главы дипломатического представительства;

3) вручение верительных грамот, т.е. документов, удостоверя­ющих юридическое оформление статуса главы дипломатического
представительства в государстве пребывания.

Начало дипломатической миссии определяется либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибы­тии и предъявления копии верительных документов в министерство иностранных дел государства пребывания. Конец дипломатической миссии — это прекращение функций либо дипломатического пред­ставительства в целом (война, разрыв дипломатических отношений, прекращение существования государства пребывания или государ­ства аккредитования), либо дипломатического представителя (отзыв государством аккредитования, объявление правительством государ­ства пребывания, что данный представитель является нежелатель­ным лицом — persona non grata).

Персонал дипломатического представительства делится на ди­пломатов (лиц, имеющих дипломатический ранг), административно-технических и обслуживающих работников. В принципе, все они должны быть гражданами государства аккредитования. Численность дипломатического персонала устанавливается в соответствии с пожеланиями государства пребывания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: