Правовое регулирование процедуры приватизации земельных участков - ABCD42.RU

Правовое регулирование процедуры приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Приватизация земельных участков

Что такое приватизация земельных участков

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правовые основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:
1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,
3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,
4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,
5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

Читайте также  Управление качеством продовольственных товаров

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
– лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
– зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
– общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
– транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
– зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.
Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:
– отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
– отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.
Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Споры о приватизации земли.

Сталкиваясь с приватизацией земельного участка «лицом к лицу», будущий собственник встречает на своем пути множество подводных камней и неприятностей. В данной статье мы попробуем разобраться, какие вопросы и споры возникают при приватизации земель на практике, каково их разрешение и как обезопасить себя в подобных ситуациях.

Что такое приватизация?

Как оформляют приватизацию земель? Что учитывают при приватизации земель?

Рекомендация № 1. Прежде чем оформлять куплю-продажу земельного участка, необходимо проверить его кадастровую стоимость. Если же кадастровая стоимость невыгодно и существенно отличается от рыночной, то их необходимо привести в соответствие. Как это сделать на практике? Для физических и юридических лиц порядок оспаривания кадастровой стоимости различен. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», физические лица оспаривают кадастровую стоимость по своему усмотрению: или в суде, или в специально созданной для этого комиссии — Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре (например, в Москве http://www.to77.rosreestr.ru/kadastr/kadastr_stoimost/). Для юридических лиц досудебное обращение в комиссию, как показывает судебная практика, обязательно. Так, Десятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и оставил заявление истца без рассмотрения на основании того, что не был соблюден досудебный порядок рассмотрения споров такого рода: с 22.07.14 для рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен досудебный порядок урегулирования спора в специально созданной по этому вопросу комиссии(Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу № А41-44462/14).

Какие категории земель можно приватизировать?

В отношении ряда категорий земель существуют ограничения на их оборот. Это участки в пределах особо охраняемых природных территорий; участки из состава земель лесного фонда; участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Так, в споре между юридическим лицом и городским департаментом по имуществу администрации о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка суд поддержал позицию последнего о незаконности оспариваемого договора купли-продажи потому, что целевое назначение земель — эксплуатация и содержание объектов воздушного транспорта, земельный участок создан для обеспечения деятельности ответчика как предприятия воздушного транспорта (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2014 по делу № А81-3803/2013). Запрещается также приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Рекомендация № 2. При приватизации земель необходимо определить их назначение и удостовериться в том, что они не запрещены и не ограничены в обороте.

Как приватизировать земли сельскохозяйственного назначения?

Рекомендация № 3. При приватизации земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, необходимо учитывать законодательство о торгах и аукционах.

Как приватизировать земельный участок, если на нем уже имеются здания и сооружения?

В спорах о приватизации земли зачастую возникает вопрос: являются ли здания и сооружения, возведенные на земельном участке, самостоятельным объектом или же они являются неотделимой частью земли и следуют судьбе земельного участка? Ответ на этот вопрос влечет следующие последствия: если объект признан самостоятельным, то его необходимо оформлять отдельно, он является самостоятельным предметом делового оборота, с последующей его реализацией (продажа, дарение, возможность передать в уставный капитал и прочее). Так, по общему правилу, если речь идет о зданиях и сооружениях, объектах незавершенного строительства, то они, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, относятся к самостоятельному виду объектов недвижимости.

Однако как быть, если речь идет о нетипичных объектах, например, футбольное поле или же спортивная площадка? Эти объекты невозможно переместить без нанесения несоразмерного ущерба, они прочно связаны с землей, поэтому, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, вполне могут подойти под понятие самостоятельного объекта недвижимости. Однако судебная практика идет по иному пути. Некоторые объекты признаются частично объектами недвижимости, например, беговая дорожка: исходя из нормативного понятия объекта недвижимости, описания отдельных объектов стадиона, содержащегося в техническом паспорте и других материалах дела, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время к объекту недвижимости может быть отнесена только беговая дорожка с асфальтовым покрытием на гравийном основании, составляющая пятую часть площади стадиона (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А13-12423/2008 от 01.11.2010). В остальном спортивные объекты не признаются объектами недвижимости: из объектов, расположенных на спорном земельном участке, объектом, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, является только беговая дорожка с асфальтовым покрытием (там же).

В отношении объектов технического характера, как например, гидротехнических станций и сооружений, плотин, подстанций, суд однозначно приходит к выводу о том, что они не являются самостоятельными объектами, а признаются улучшением земельного участка, если гидротехнические объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, были созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 ГК РФ должны следовать судьбе этого земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ № 4777/08 от 17.01.2012 по делу № А56-31923/2012).

Рекомендация № 5. Возникающие при приватизации земельных участков споры о судьбе строений и сооружений должны разрешаться с учетом назначения и конструктивных особенностей технических объектов, объектов строительства, которые расположены на земельном участке.

Таким образом, при рассмотрении споров о приватизации земельных участков необходимо учитывать следующие рекомендации:

    прежде чем оформлять сделку купли-продажи земельного участка, необходимо проверить его кадастровую стоимость. Если же кадастровая стоимость невыгодно и существенно отличается от рыночной, то их необходимо привести в соответствие;

при приватизации земель необходимо определить их назначение и удостовериться в том, что они не запрещены и не ограничены в обороте;

при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, необходимо учитывать законодательство о торгах и аукционах;

в спорах о приватизации земли важное значение имеет факт того, кто является собственником зданий, помещений и сооружений, содержащихся на земельном участке;

возникающие при приватизации земельных участков споры о судьбе строений и сооружений должны разрешаться с учетом назначения и конструктивных особенностей технических объектов, объектов строительства, которые расположены на земельном участке.

Как приватизировать земельный участок в 2021 году — пошаговая инструкция

Приватизацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, называется приобретение его в частную собственность. В ряде случаев законодательство позволяет получить такой участок земли на бесплатной основе.

В частности:

  • в случае безвозмездного пользования землей, полученной под ИЖС или ЛПХ, свыше 5 лет, но не более 6, если соблюдалось условие ее использования;
  • при выделении многодетной семье;
  • получен участок гражданином в соответствии с категорией, предусмотренной законодательством федерального и регионального уровня;
  • участки, выделяемые на территории Дальнего Востока.
Читайте также  Предмет философии права

Если говорить о нормативной базе, то регулируется порядок приватизации наделов Земельным кодексом РФ. Получение участков, так называемых «дальневосточный гектар», регламентируется законом № 119-ФЗ . По дачной амнистии можно зарегистрировать землю и строения на ней, применив нормы закона № 218- ФЗ.

Программа дачной амнистии позволяет с минимальным набором документов получить землю в собственность. Окончательно установлен срок до 1 марта 2026 года. Некоторые эксперты склонны полагать, что вопрос об очередном продлении будет рассмотрен вновь, но надеяться на это все-таки не следует.

Порядок приватизации

С чего же начать? Процедуру оформления земельного участка в собственность можно кратко обозначить следующей схемой:

  1. Сбор всех необходимых документов.
  2. Предоставление документов в уполномоченный орган. Необходимо обратиться в местную администрацию территории расположения участка с заявлением о желании приватизировать землю. В 30-дневный срок комиссия рассмотрит эту возможность и выдаст разрешение или отказ.
  3. Получение решения. Если участок еще не образован, то администрация выдаст решение о предварительном согласовании. Тогда потребуется проведение межевания с целью уточнения границ. В случае уже сформированного надела, вы получите решение о его предоставлении.
  4. Постановка земли на кадастровый учет и регистрация права собственности. Осуществляет эту процедуру орган Росреестра в течение 10 дней.

Необходимые документы

Итак, сначала собираем документы по списку:

  • заявление о предоставлении участка из разряда земель муниципальной или государственной собственности в частное владение. Если участок сформирован вновь или требует уточнения границ, то заявление о его предварительном согласовании;
  • паспорт заявителя и доверенность, если заявление подается через представителя;
  • документ, согласно которому гражданин вправе претендовать на данный участок земли;
  • межевой план — схема расположения участка земли. Требуется в случае, когда вновь образуется и еще нет проекта межевания территории, где участок расположен;
  • если участок уже образован, то можно приложить выписку из ЕГРН. Представление выписки заявителем может ускорить рассмотрение вопроса.

Скачать бланки заявлений:

Как приватизировать землю под частным домом

Владение на законных основаниях частным домом нераздельно связано с правоотношениями относительно участка земли, на котором он расположен. Не всегда земля под домом находится в собственности у его хозяина. Приватизация участка дает возможность полноправно им распоряжаться.

Проводиться приватизация может одним из способов:

  • по упрощенной схеме в рамках дачной амнистии;
  • в административном порядке бесплатно;
  • методом выкупа земельного участка;
  • судебным решением.

Приватизировать бесплатно землю возможно тем лицам, кто владел ею на законных основаниях, и построил на ней частный дом. При этом дом может быть оформлен в собственность или не оформлен, но приобретен или выстроен еще до начала действия нового Земельного кодекса (30.10.2001 г.).

В первом случае приватизация происходит по упрощенному порядку, во втором – по административному.

Бесплатно получить участок земли в собственность вправе категории граждан из перечня установленного ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ:

  • герои СССР и РФ;
  • ветераны ВОВ;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, и сироты и т.д.

В случае отсутствия оснований для бесплатного получения в собственность земли, ее можно выкупить из муниципального или государственного фонда. Принципиально эта сделка отличается только ценой, значительно меньшей относительно рыночной. Здесь величиной стоимости земли служит ее кадастровая стоимость. Выкупить можно земельный участок, прошедший процедуру кадастрового учета. Весь регламент межевания и постановки на учет должен быть выполнен местной администрацией.

Для приватизации участка путем выкупа гражданин обращается в администрацию с заявлением и пакетом документов. Рассмотрев на комиссии данный вопрос, выносится решение. В случае положительного с гражданином:

  • заключается договор купли-продажи;
  • происходит передача денежных средств по договору;
  • передаются документы в Росреестр для оформления участка в собственность.

Приватизация дачного домика в садоводстве на приватизированной земле

Возможность оформления дачного дома в собственность возникает при наличии:

Если на приватизированной земле имеются еще какие-либо постройки, их тоже можно зарегистрировать одновременно с домом. Но законодательство не обязывает это делать и многие просто не желают платить налоги за недвижимость, ведь это дополнительные расходы для семейного бюджета.

Приватизация дачного домика попадает под действие закона о «дачной амнистии» — следите за изменениями на этой странице.

Для приватизации домика по дачной амнистии необходимо обращать внимание на категорию и разрешенное использование надела. Если участок выделялся под садоводство, то заявителю нужно подать декларацию на дом в Росреестр.

Внимание! Законодательство не обязывает приватизировать дачный домик на земле в собственности гражданина, это дело добровольное. Но без приватизации его нельзя будет ни подарить, ни продать.

Как приватизировать землю под гаражом

Земельный участок под гаражом необходимо приватизировать, чтобы не потерять его по воле муниципальных органов власти. Сначала оформляется право собственности на гараж, гражданин становится его владельцем и доказательством служит выписка из ЕГРН. При этом земля под ним является собственностью государства и гражданину не принадлежит.

После перехода прав от государства частному лицу в результате приватизации он получает полную возможность распоряжаться недвижимым имуществом: пользоваться, продавать, дарить, передавать по наследству и т.д. После регистрации гаража, как строения, можно приступать к приватизации земли под ним.

Для оформления в частную собственность земельного участка нужно заявить об этом в администрацию. Местный орган власти выносит постановление о передаче в собственность.

Если гараж находится в гаражном кооперативе, то решение будет касаться всего кооператива. Именно с ним, как юридическим лицом, будет заключен договор сделки на земельный участок. На основании его гаражи и земля под ними проходят регистрацию в Росреестре.

Намного проще процедура регистрации отдельно стоящего гаража, на отдельном фундаменте и с имеющимися подъездными путями. Здесь можно воспользоваться упрощенным порядком.

Возможно в 2021 году законодательства примет закон об «Гаражной амнистии«, который позволит по упрощенной схеме зарегистрировать землю под ним.

Видео: Приватизация земельного участка без документов, можно или нет?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Приватизация земли

Под приватизацией земельного участка понимается процедура приобретения прав на участки, находившихся собственности государства или муниципальных образований. Процесс перехода прав на данный объект недвижимости в частную собственность физических лиц или организаций урегулирован главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Приватизация земельного участка предусматривает два способа передачи прав:

  1. Приобретение на безвозмездной основе.
  2. Приобретение за плату.

Предоставление наделов на безвозмездной основе осуществляется на основании решения государственного или муниципального органа власти. Передача указанного объекта недвижимого имущества на платной основе подразумевает заключение договора купли – продажи, как по итогам торгов, так и в случаях продажи без торгов.

Преимущества компании

Включите звук на видео!!

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Безвозмездная передача указанного объекта недвижимого имущества для физических лиц допускается только в отношении участков, полученных до 30 октября 2001 года. Ни при каких условиях не допускается безвозмездное оформление наделов в собственность юридических лиц.

Сколько стоит

Стоимость процедуры переоформления прав для граждан и организаций отличается в зависимости от способа, которым осуществляется приватизация, а в некоторых случаях и от целевого назначения земли.

Переоформление наделов на бесплатной основе не предусматривает внесения никакой платы за передаваемый участок, однако будущий собственник обязан уплатить государственную пошлину за совершение регистрационных действий и внесение сведений о переходе права собственности в ЕГРИП. Размер государственной пошлины составляет:

  1. По стандартному тарифу, который применяется к регистрации подавляющего большинства указанных объектов недвижимого имущества – 2000 рублей за регистрацию перехода одного права.
  2. По льготному тарифу, который применяется в отношении земель под индивидуальное жилищное строительство, земель лесопромышленного хозяйства, земли для целей садоводства и огородничества – 350 рублей за регистрацию одного перехода права.

Сколько стоит приватизация земли в случае платного приобретения права можно узнать только по итогам проведения процедуры торгов (аукционов). В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, приватизация указанных объектов недвижимого имущества по договору купли-продажи осуществляется без проведения торгов, а цена таких земельных наделов определяется органами исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Помимо этого, оформление прав возмездным способом также предусматривает уплату государственной пошлины.

Приватизация земельного участка, находящегося в аренде

Аренда недвижимого имущества, в том числе и земельного участка, подразумевает срочное платное пользование таким объектом. Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает только один случай, когда допускается бесплатная приватизация в частную собственность земли, находящуюся в аренде.

В личную собственность физических лиц может быть безвозмездно оформлен участок, ранее предоставленный данной категории субъектов в аренду на следующие виды целевого назначения и разрешенного пользования:

  1. Индивидуальное жилищное строительство.
  2. Подсобное хозяйство.

Приватизация участка, находящегося в аренде юридического лица, земельным законодательством не предусмотрена.

Какие документы нужны

Так как процедура передачи земли является государственной услугой, порядок осуществления передачи прав на нее и требования к предоставлению документов четко регламентированы законодательством Российской Федерации. Перечень документов для бесплатной передачи данного объекта недвижимости, определенный законодательством, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Вот какие документы нужны для приватизации земли физическими лицами на безвозмездной основе:

  1. Заявление по установленной форме, которое заполняется и подается владельцем земельного надела, либо его представителем по нотариальной доверенности.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя, а также его представителя по доверенности.
  3. Выписку из ЕГРИП в отношении испрашиваемого земельного надела о наличии зарегистрированных прав на данную землю.
  4. Выписку из ЕГРИП в отношении объекта капитального строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а также техническую документацию на данный объект.
  5. Кадастровый план (если в отношении участка не проводилась процедура кадастрового учета, она будет осуществляться в рамках процесса оформления надела в частную собственность заявителя).
  6. Документы, подтверждающее права заявителя на испрашиваемый надел (право пользования или аренды).

После рассмотрения заявления в уполномоченном органе власти, необходимо провести процедуру государственной регистрации перехода вновь возникшего права. Для этого понадобятся следующие документы:

  1. Решение должностного лица органа государственной или муниципальной власти о переоформлении данного земельного объекта недвижимости на заявителя.
  2. Кадастровый план.
  3. Договор купли – продажи (если земля приобретается на возмездной основе).

Порядок

Порядок приватизации земельного участка регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации, подзаконными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

После подготовки необходимых документов, они передаются вместе с заявлением в орган, уполномоченный на вынесение решения о предоставлении земли на бесплатной основе. Должностные лица, после приема документов, осуществляют их проверку в течение 14 дней. Указанный срок может быть продлен в случае необходимости проведения кадастрового учета.

После осуществления проверки заявитель получает решение о безвозмездной передаче, которое предоставляется им в органы Федеральной службы Росреестра, либо в Многофункциональный Центр (МФЦ), для совершения регистрационных действий.

Подготовку документов, представление их в соответствующие учреждения и регистрирующий орган, владелец может осуществлять самостоятельно либо через представителя по доверенности. Квалифицированную помощь по оформлению в собственность данной недвижимости окажет юрист или юридическая компания.

С чего начать

С чего начать приватизацию земельного участка? Прежде всего, необходимо установить наличие оснований для требования передачи надела в частную собственность. Как указывалось выше, безвозмездная передача для физических лиц допускается только в отношении наделов, полученных до 30.10.2001 года.

Если участок был получен позже этой даты, либо с иным целевым назначением или разрешенным видом пользования, оснований для обращения не имеется.

При наличии оснований для подачи заявления в уполномоченный орган, владелец участка собирает пакет необходимых документов и предоставляет его в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти.

Заявление

Правовым основанием для начала процедуры безвозмездной передачи земли физическому лицу является заявление на приватизацию земельного участка.

Форма заявления утверждается органами власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Несоблюдение установленной формы заявления, а также заполнение ее в произвольной форме, не является основанием для отказа в переоформлении права собственности на землю. В этом случае уполномоченные органы вправе уточнить недостающие сведения путем непосредственного обращения к заявителю, либо продлить срок проверки представленных документов.

Безвозмездная приватизация долей на данный объект недвижимости прямо запрещена статьей 36 ЗК Российской Федерации, так как для передачи земли требуется заявление от всех владельцев участка. Выдел доли земельного участка можно осуществить только после оформления права общей долевой собственности на целый участок.

Земля под многоквартирным жилым домом может быть оформлена в долевую собственность путем безвозмездной передачи указанного надела в состав имущества многоквартирного дома. В этом случае регистрационные действия в отношении перехода вновь возникшего права не требуется, так как земля, на которой расположен многоквартирный дом, будет сформирован как общее имущество указанного объекта.

Читайте также  Правовой режим земель населенных пунктов 2

Сроки приватизации

Сроки приватизации земельных участков не зависят от основания обращения физического лица и составляют 14 дней с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами. При необходимости проведения процедуры кадастрового учета, изготовления кадастрового паспорта и установления границ надела, процедура оформления документов может быть продлена на один месяц.

Предельный срок, в течение которого физические лица могут обратиться с заявлением о безвозмездной передаче таких объектов, неоднократно продлевался федеральным законодательством, и в настоящее время ограничен следующими датами:

  1. бесплатная приватизация участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства – не позднее 01.03.2018 года;
  2. для участков, предоставленных физическим лицам для ведения дачного хозяйства, а также садоводства и огородничества – не позднее 31 декабря 2020 года.

Помощь в приватизации земельного участка по закону РФ в 2019 году

Собственность на землю вселяет в ее владельца более значительную уверенность в непоколебимости своих прав, что очень существенно. Право собственности, как одно из абсолютных вещных прав, дает гарантию защиты от любого лица, которое посягает на нее. Это немаловажно сейчас, когда происходят процессы переноса промышленности из крупных городов и массовые расселения жилой недвижимости. С помощью приватизации физическим лицам предоставлено право на безраздельное владение землей, они получают возможность продать и передать ее по наследству.

Вместе с тем, имея в собственности такой актив, как по закону оформленный земельный участок, его обладатель получает ряд юридических и экономических преимуществ. Так, появляется возможность получить более выгодные условия банковского кредита под залог недвижимости, привлечь инвестиции, получить рентный доход от сдачи участка в аренду.

Участок не приватизирован Участок приватизирован
Банковский кредит ограничен на выгодных условиях
Привлечение инвестиций не возможно возможно
Сдача в аренду не возможна возможна

Законодательство о приватизации земельных участков

Приватизация земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования или государства, регулируется такими основными документами:

  • Земельным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;
  • Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ (редакция от 07.1.2011 с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2019 года) «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Нормами действующего законодательства РФ предусмотрено, что если на государственном земельном участке находится зарегистрированное сооружение, принадлежащее на праве личной собственности физическому или юридическому лицу, то такой участок должен быть выкуплен либо арендован.

Исключительным правом на передачу участков в частную собственность наделяются граждане, которые являются собственниками построек, находящихся на этих участках. Различают целый ряд возможных вариантов проведения приватизации: бесплатную (если земля находится в бессрочном пользовании либо в наследуемом владении), административную, судебную, платную.

В п. 3 статьи 28 Федерального закона о приватизации, содержится положение, что отказать гражданину в выкупе земли допустимо только в случаях, предусмотренных законом. Невозможна приватизация земель, обладающих особым значением для интересов государства и его безопасности. В этой же статье приведен перечень всех обстоятельств, препятствующих приватизации.

Зачем приватизировать землю

Часть граждан, неискушенных в юридических тонкостях земельного законодательства, задается вопросом, зачем необходимо оформление права собственности. Тем более, что сама приватизация связана со значительными денежными расходами, да и длиться может несколько месяцев. Основным недостатком приватизированной земли считают необходимость уплаты ежегодного налога на землю. Гражданин, получивший в собственность землю, обязан поддерживать в хорошем состоянии прилегающую к участку территорию. При несоблюдении этого требования к владельцу могут быть применены административные взыскания. После оформления приватизации земельного участка значительно возрастает размер коммунальных платежей.

Но, несмотря на это, переоформление в собственность земли имеет большое количество достоинств, существенно перекрывающих недостатки. Так, собственник наделяется правом распоряжения приватизированной землей. Он может сдать ее в аренду и получать существенную прибыль, а также завещать, подарить родственнику, продать.

Сроки оформления

Решение о передаче в собственность участка земли принимается органами исполнительной власти не позже 14 дней со времени получения заявления. Они же сами или землеустроительная организация по их поручению на протяжении одного месяца разрабатывают и утверждают кадастровый паспорт. После утверждения проекта границ приватизируемого участка органы власти принимают решение о предоставлении гражданину запрашиваемого земельного участка. В дальнейшем на основе оформленного проекта границ проводится межевание земельного участка, оплата которого производится заявителем. Когда кадастровый паспорт будет готов, с заявителем заключается договор купли-продажи участка или договор бесплатной передачи его в собственность гражданина. В среднем процесс приватизации занимает 6-9 месяцев.

Те из участков, которые были получены до введения Земельного кодекса РФ на праве бессрочного пользования или наследуемого владения, могут быть приватизированы на льготных условиях. Это значит, что гражданин имеет право приобрести этот участок в собственность бесплатно, для чего предоставляет в Федеральную регистрационную службу комплект документов. Следует заметить, что никаких разрешений и постановлений органов государственной власти не требуется. Сроки оформления также не ограничены.

Стоимость приватизации земельных участков

Разумеется, многих заинтересованных в приватизации граждан России больше всего интересует вопрос: какова стоимость приватизации земельного участка и время ее окончания. Земельные участки приватизируются в порядке, который установлен Земельным кодексом РФ. В соответствии с ним каждый гражданин страны имеет право бесплатно приобрести участок, который находится у него в бессрочном пользовании или в пожизненном наследовании, с оплатой сборов, предусмотренных федеральным законодательством.

Дать однозначный ответ на вопрос о стоимости приватизации земельных участков нельзя. С уверенностью смею утверждать только то, что сумма выходит достаточно внушительная. Предстоит оценить сам земельный участок, оформить кадастровый паспорт, провести межевание участка, а это далеко не дешевые услуги. Каждый конкретный участок будет иметь свою цену приватизации. Существующие государственные тарифы доступны для ознакомления в районных земельных комитетах. Лучше всего заранее высчитать размер затрат и быть готовым к ним. В обязательном порядке вам придется заплатить за межевание.

Перечень документов

При оформлении приватизации земельного участка потребуются необходимые документы. Гражданин должен подать заявление с просьбой предоставления права на земельный участок с указанием его размеров, целей использования и место расположения. Кроме этого нужен документ, удостоверяющий личность. Если земельный участок находится под домом, то потребуется его описание с кадастровым планом, и акт, предоставляющий право пользования участком. В случае если правоустанавливающие документы отсутствуют, для регистрации необходима выписка из похозяйственных книг (для дачных участков).

При платной приватизации земельного участка к названным документам необходимо приложить:

  • справку из районного земельного комитета о нормативной стоимости 1 га приватизируемого земельного участка;
  • справку о размере земельного участка;
  • документ из налоговой инспекции о размере установленного земельного налога;
  • справку из БТИ об оценочной стоимости участка;
  • техпаспорт на жилой дом и надворные строения, находящиеся на земельном участке.

О приватизации земельных участков после 1 марта 2019 года

Сейчас многие жители Российской Федерации, которые раньше не смогли приватизировать земельные участки, обеспокоены вопросом: получат ли они от государства в собственность землю после 1 марта 2019 года. И это само собой разумеется, ведь в условиях экономического кризиса очень затруднительно изыскать средства, необходимые для приватизации земельного участка.

Законом №19-ФЗ, который российские парламентарии приняли в феврале 2019 года, срок приватизации земли был продлен до 1 марта 2019 г. Этим депутаты дали понять, что пора завершать приватизационную эпопею, растянувшуюся на двадцать с лишним лет, и что после наступления этой даты приватизация земельных участков будет невозможной. Однако, как оказалось, из этого правила есть исключения.

Продление дачной амнистии на 4 года

А заключаются они в сложившейся ситуации, что вместе с установлением окончательной даты приватизации депутаты продлили срок действия «дачной амнистии» до 1 марта 2019 г. Ее суть состоит в разрешении упрощенной регистрации индивидуальных жилых домов, которая производится без предоставления документов о введении в эксплуатацию регистрируемого дома или коттеджа.

Прежде всего «дачную амнистию» ввели для тех владельцев дачных участков, которые долгое время состоят в садовых обществах и не смогли оформить участки в личную собственность. Специалисты уполномоченных органов классифицируют земельные участки:

  • по месту нахождения участка;
  • по сроку и правам имущества;
  • по наличию возведенных строений на территории всего участка.

Есть возможность приватизации не всего участка, а определенной его части, при условии, что она соответствует юридическим нормам Российской Федерации.

Также указанный закон наряду с индивидуальными домами предусмотрел возможность безвозмездной передачи в собственность дачных, огородных и садовых земельных участков. Причем срок действия дачной амнистии в их отношении российские парламентарии продлили до 31 декабря 2020 года, а значит времени для их приватизации еще вполне достаточно.

Правда, есть одна оговорка, что распространяется такая амнистия на участки земли, полученные гражданами России до момента вступления в силу нового Земельного кодекса, т. е. до 30 октября 2001 года.

Станут ли продлевать сроки приватизации

Многие юристы-практики считают, что сроки приватизации как жилья, так и земельных участков могут быть еще раз продлены. Аргументами в пользу этого мнения выступают несколько факторов. Прежде всего, это предстоящие в текущем году парламентские выборы в России, и раздражать избирателей новыми экономическими трудностями никто не станет. Второй фактор, это то, что жители недавно присоединенного Крыма еще не сумели разобраться в премудростях российского земельного законодательства. Также продление приватизации позволит хоть немного оживить российский рынок недвижимости, который в последнее время вообще не подает признаков жизни.

Возможен ли отказ в приватизации

Следует помнить, что отказать в приватизации могут только по нескольким причинам, которые предусмотрены действующим Законодательством Российской Федерации:

  1. запрещение на приватизацию земельного участка, если такое установлено федеральными законами РФ;
  2. земельный участок исключен из оборота;
  3. земля необходима для дальнейшего использования муниципальными органами или государством.

К этим категориям относятся земли, занятые государственными парками и заповедниками, земли, имеющие стратегическое назначение, принадлежащие федеральной службе охраны и вооруженным силам, земли, на которых находятся объекты атомной энергетики, гражданские и воинские захоронения. Также частной собственностью не могут стать земли охраняемых природных территорий, находящиеся в ведении водного и лесного фонда, занятые историко-культурными заповедниками и ценными культурными объектами, и другие.

Если орган государственной власти отказал в удовлетворении заявления гражданина о приватизации земельного участка или его аренде, то заявитель вправе обратиться в Арбитражный суд и оспорить подобное решение. Если судом будет признано, что федеральный земельный комитет принял неправомерное решение, то обяжет его удовлетворить просьбу заявителя о приватизации земельного участка.

Для того, чтобы избежать каких-то проблем и трудностей, связанных с приватизацией земельных участков, лучше всего обратиться за получением квалифицированной помощи к профессионалам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: