Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ - ABCD42.RU

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1. Организация занятости и трудоустройства населения в России

Государственную политику в сфере занятости и трудоустройства осуществляет Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

анализ и прогнозирование состояние рынка труда;

информирование о состоянии рынка труда;

ведение учета свободных мест и граждан, ищущих работу;

информирование граждан и работодателей о наличии свободных мест и свободной рабочей силы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;

организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

регистрация безработных граждан;

участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;

назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным.

Также услуги по трудоустройству могут оказывать негосударственные организации, являющиеся только юридическими лицами, действующими на основании соответствующей лицензии.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения занятости и трудоустройства, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в российской Федерации».

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

занятые в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера;

являющиеся членами производственных кооперативов;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу;

проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;

являющиеся учредителями организаций.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы:

гарантии в реализации права граждан на труд;

дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (военнослужащих, инвалидов);

гарантии социальной поддержки безработных (выплата пособий, материальной помощи, профессиональное обучение).

2. Правовое положение безработных граждан

Безработными признаются трудоспособные граждане (граждане от 16 до 55 лет (женщины) и до 60 лет (мужчины), не признанные инвалидами Iили II группы), которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработным гражданам государство гарантирует:

бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

обеспечение социальной поддержки (выплата пособия, материальное помощи);

бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и обучение;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Статус безработного приобретается при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в службе занятости и предоставления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа об образовании (удостоверяющего профессиональную квалификацию), справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Подходящая работа – это такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки; условиям последнего места работы; состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места.

Подходящей считается и иная оплачиваемая работа для следующих категорий граждан:

впервые ищущих работу;

не имеющих профессии;

уволенных более одного раза в течение последнего года за нарушение трудовой дисциплины;

ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью;

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (при высоком заработке – не ниже величины прожиточного минимума).

Признав гражданина безработным, ему назначается пособие по безработице.

Размер пособия по безработице определяется в зависимости от категории безработных:

для граждан, уволенных в течение года и имевших оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель:

в первые 3 месяца – 75 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

в следующие 4 месяца – 60%;

в дальнейшем – 45 %.

Однако размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины, но, во всяком случае, не должен быть ниже 100 рублей.

иным гражданам (в т.ч. ранее не работавшим) –20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Для некоторых безработных (граждан, имеющих на содержании иных лиц; граждан, подвергшихся воздействию радиации) предусмотрен повышенный размер пособия.

Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца или приостановлен на срок до 3 месяцев в следующих случаях: неявка на перерегистрацию; явка в состоянии опьянения; отказ от двух вариантов подходящей работы; увольнение с работы за нарушение трудовой дисциплины и т.д.

Гражданам, уволенным из организации в связи с ее ликвидацией или сокращением численности штата, в течение определенного периода (2-3 месяцев) сохраняется средняя заработная плата, а затем выплачивается пособие по безработице.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. После в случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

получения пособия обманным путем;

осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы;

Время, в течение которого гражданин является безработным, не прерывает трудовой стаж и учитывается при начислении трудовой пенсии.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие занятости и трудоустройства

Правовое регулирование занятости и трудоустройства — это институт правового регулирования вопросов занятости и трудоустройства, взаимоотношений в сфере труда между работодателем и работником.

Право граждан на обеспечение занятости, содействие в трудоустройстве — это гарантия права на труд.

Занятость представляет собой деятельность граждан, которая не противоречит законодательству и приносит им денежные средства (трудовой доход).

Право на содействие обеспечению занятости включает следующие виды прав:

  • право на трудоустройство;
  • право на профессиональную деятельность за рубежом;
  • право на переобучение, бесплатную профессиональную подготовку;
  • право на обжалование неправомерных действий сотрудников органов службы занятости.

Согласно с Законом «О занятости населения РФ» к занятым гражданам относятся:

  • лица, работающие по трудовому договору, включая работу, которая выполняется за вознаграждение на условиях неполного или полного рабочего времени, имеющие другую оплачиваемую работу, включая временные и сезонные работы (исключение составляют общественные работы);
  • лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • лица, занимающиеся подсобным промыслом;
  • лица, осуществляющие трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, являющиеся членами артелей и производственных кооперативов;
  • лица, избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
  • лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, военную службу, службу в ОВД;
  • лица, проходящие курс обучения в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • лица, временно отсутствующие на работе в связи с отпуском, нетрудоспособностью, переподготовкой, приостановкой производства, повышением квалификации, призывом на военные сборы и другими уважительными причинами;
  • лица, выступающие учредителями (субъектами) организаций (исключение составляют общественные и религиозные организации), благотворительных фондов, ассоциаций, союзов и объединений юридических лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Регистрация безработных лиц в органах службы занятости осуществляется по месту жительства. При первичной регистрации граждан им предоставляется информация: о наличии вакантных рабочих мест; о состоянии рынка труда; об условиях труда и оплате за этот труд; о возможностях профессиональной переподготовки, подготовки, повышении квалификации; об ответственности и правах в области защиты от безработицы и занятости населения.

Условия выплаты пособий по безработице

Пособие по безработице назначается одновременно с решением о признании лица безработным. Пособие по безработице должно начисляться с первого дня признания человека безработным, оно выплачивается ежемесячно при условии прохождения индивидом перерегистрации, но не чаще 2 раз в месяц.

Закон о занятости устанавливает порядок расчета размеров пособия по безработице. Размер пособия определяется к среднему заработку в процентном отношении, в некоторых условиях размер пособия может быть установлен в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленного для данного субъекта Федерации. Закон о занятости (ст. 34) устанавливает отдельным категориям безработных размеры пособия.

Пособие по безработице в минимальном размере выплачивается:

  • впервые ищущим работу лицам и ранее не работавшим;
  • желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более года);
  • в течение 12 месяцев уволенным из организации или учреждения лицам, которые имели оплачиваемую работу на протяжении не менее 26 календарных недель, предшествовавших началу безработицы;
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ.

Пособие по безработице выплачивается: гражданам, уволенным:

  • по собственному желанию;
  • в связи с болезнью, которая препятствует продолжению работы в данной местности;
  • в связи с нарушением трудового и коллективного договора работодателем;
  • из-за необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы;
  • при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений;
  • женщинам, у которых есть дети в возрасте до 14 лет.

Трудоустройство граждан

Система трудоустройства является своеобразной гарантией права на труд. Государство гарантирует охрану труда, свободу выбора профессионального рода деятельности, включая разные режимы труда; правовую защиту от необоснованного отказа в работе или от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в поиске подходящей работы при непосредственном посредничестве сотрудников государственной службы занятости.

Государство, в частности, Федеральная служба по труду и занятости, для содействия полной занятости граждан проводит правовое регулирование в сфере занятости, совершенствование законодательства в этой области, создает и реализует программы содействия занятости разного уровня (федеральные, территориальные).

Основная роль в организации трудоустройства отведена территориальным органам занятости населения. Содействие по трудоустройству осуществляют юридические лица, имеющие лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Отношения по трудоустройству выступают предметом трудового права и предшествуют трудовым отношениям. Соответствующие правоотношения возникают вследствие обращения гражданина с заявлением о помощи в устройстве на работу. Данные правоотношения появляются между:

  • гражданином, нуждающимся в трудоустройстве и органом трудоустройства;
  • работодателем, нуждающимся в подборе кадров и органом трудоустройства;
  • работодателем и гражданином.
Читайте также  Суд и судебный процесс по Русской правде

Непосредственная обязанность работодателя — предоставление органам службы занятости данных о наличии вакантных мест, о возможных увольнениях работников. Служба занятости предоставляет безработному лицу направление на работу, содержащее рекомендации на работу. В ряде случаев направление содержит предписание, вследствие чего работодатель

Закон о занятости предусматривает право органов государственной власти устанавливать квоту (определенное количество рабочих мест) для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для инвалидов и других категорий населения.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле «Электронная почта»

  • Управление
    • Об управлении
    • Структура
    • Подведомственные организации
    • Коллегиальные органы
    • Вакансии
    • Открытые данные
    • Информация о конкурсах в центрах занятости населения
    • Гражданам
    • Работодателям
    • Планы и отчеты службы занятости
    • Статистические данные
    • Общественный совет при УГСЗН Ростовской области
    • Звание «Лучший работник службы занятости населения Дона»
    • Антимонопольный комплаенс
    • Военная служба по контракту
    • Наши партнеры
    • Доска почета
    • Основные положения учетной политики УГСЗН Ростовской области
    • Реестр аккаунтов управления в социальных сетях
    • Контакты и реквизиты
    • Старая версия сайта
  • Деятельность
    • Административные регламенты
    • Административные регламенты предоставления государственнызх услуг
    • Административные регламенты осуществления контроля (надзора)
    • Оказание государственных услуг и (или) функций
    • Содействие гражданам в поиске подходящей работы
    • Содействие работодателям в подборе необходимых работников
    • Организация профессиональной ориентации граждан
    • Психологическая поддержка безработных граждан
    • Социальная адаптация безработных граждан
    • Организация профобучения и дополнительного профобразования безработных граждан
    • Организация проведения оплачиваемых общественных работ
    • Организация временного трудоустройства
    • Содействие самозанятости безработных граждан
    • Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность
    • Привлечение иностранных работников к трудовой деятельности в РФ
    • Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
    • Оказание бесплатной юридической помощи
    • Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов
    • Мероприятия в сфере занятости населения
    • Опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников организаций, находящихся под риском увольнения
    • Информирование о положении на рынке труда Ростовской области
    • Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
    • Контрольно-надзорная деятельность
    • Профилактика нарушений
    • Алгоритм действий при дистанционном обращении в центр занятости
    • Размер пособия по безработице
    • Противодействие коррупции
    • Для молодежи
    • В помощь женщинам с детьми
    • Гражданам предпенсионного возраста, а также в возрасте 50 лет и старше
    • Обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»
    • В помощь инвалидам
    • Соотечественникам
    • ОБЪЯВЛЕНИЕ
    • Иностранным гражданам
    • Имущество Ростовской области
    • Государственные закупки
    • Все виды деятельности
  • Обращения граждан
    • Общая информация об обращениях граждан
    • Написать обращение
    • Личный приём
    • Вопросы и ответы
  • Документы
    • Действующие документы
    • Проекты документов
    • Планы
    • Отчеты
    • Прочие документы
    • Все документы
  • Пресс-центр
    • Новости
    • События
    • Календарь
    • Доклады и выступления
    • В центре внимания
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Опросы
  • Об управлении
  • Структура
  • Подведомственные организации
  • Коллегиальные органы
  • Вакансии
  • Открытые данные
  • Информация о конкурсах в центрах занятости населения
  • Гражданам
  • Работодателям
  • Планы и отчеты службы занятости
  • Статистические данные
  • Общественный совет при УГСЗН Ростовской области
  • Звание «Лучший работник службы занятости населения Дона»
  • Антимонопольный комплаенс
  • Военная служба по контракту
  • Наши партнеры
  • Доска почета
  • Основные положения учетной политики УГСЗН Ростовской области
  • Реестр аккаунтов управления в социальных сетях
  • Контакты и реквизиты
  • Старая версия сайта
    • Административные регламенты
        Административные регламенты предоставления государственнызх услугАдминистративные регламенты осуществления контроля (надзора)
    • Оказание государственных услуг и (или) функций
        Содействие гражданам в поиске подходящей работыСодействие работодателям в подборе необходимых работниковОрганизация профессиональной ориентации гражданПсихологическая поддержка безработных гражданСоциальная адаптация безработных гражданОрганизация профобучения и дополнительного профобразования безработных гражданОрганизация проведения оплачиваемых общественных работОрганизация временного трудоустройстваСодействие самозанятости безработных гражданСодействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местностьПривлечение иностранных работников к трудовой деятельности в РФОсуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработнымиОказание бесплатной юридической помощиОрганизация сопровождения при содействии занятости инвалидов
    • Мероприятия в сфере занятости населения
        Опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников организаций, находящихся под риском увольненияИнформирование о положении на рынке труда Ростовской областиОрганизация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
    • Контрольно-надзорная деятельность
        Профилактика нарушений
    • Алгоритм действий при дистанционном обращении в центр занятости
        Размер пособия по безработице
    • Противодействие коррупции
    • Для молодежи
    • В помощь женщинам с детьми
    • Гражданам предпенсионного возраста, а также в возрасте 50 лет и старше
    • Обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»
    • В помощь инвалидам
    • Соотечественникам
        ОБЪЯВЛЕНИЕ
    • Иностранным гражданам
    • Имущество Ростовской области
    • Государственные закупки
    • Все виды деятельности
    • Общая информация об обращениях граждан
    • Написать обращение
    • Личный приём
    • Вопросы и ответы
    • Действующие документы
    • Проекты документов
    • Планы
    • Отчеты
    • Прочие документы
    • Все документы
    • Новости
    • События
    • Календарь
    • Доклады и выступления
    • В центре внимания
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Опросы
    • Главная
    • Деятельность
    • Оказание государственных услуг и (или) функций
    • Психологическая поддержка безработных граждан
    • Областная межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников
    • Административные регламенты
    • Оказание государственных услуг и (или) функций
    • Мероприятия в сфере занятости населения
    • Контрольно-надзорная деятельность
    • Алгоритм действий при дистанционном обращении в центр занятости
    • Противодействие коррупции
    • Для молодежи
    • В помощь женщинам с детьми
    • Гражданам предпенсионного возраста, а также в возрасте 50 лет и старше
    • Обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»
    • В помощь инвалидам
    • Соотечественникам
    • Иностранным гражданам
    • Имущество Ростовской области
    • Государственные закупки
    • Свернуть
    • Показать все

    · Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915) (далее – Закон о занятости населения);

    · Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179);

    · Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988);

    · постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 17.12.2012, № 51, ст. 7219);

    · постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31.10.1996 № 1186);

    · приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.01.2013 № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.2013 № 28544);

    · приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.02.2019 № 90н «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения» (Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903190024);

    · приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» (Официальный интернет-портал правовой информации, www.pravo.gov.ru, 24.07.2015);

    · постановление Правительства Ростовской области от 16.05.2018 № 315 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Ростовской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Ростовской области, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области и их работников» (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.05.2018);

    · постановление УГСЗН Ростовской области от 14.04.2014 № 2 «Об утверждении Административного регламента управления государственной службы занятости населения Ростовской области предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан»;

    Обществознание. 11 класс

    Конспект урока

    Обществознание. 11 класс.

    Урок № 3 «Занятость и трудоустройство»

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1) Порядок трудоустройства, заключения и расторжения трудового соглашения.

    2) Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

    Рынок труда – вид рынка, который характеризует систему социально-трудовых отношений, позволяющих работодателям удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.)

    Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречит законодательству и приносит доход.

    Трудоустройство – это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства на работу.

    Трудоустройство может осуществляться гражданином самостоятельно или при помощи Федеральной государственной службы занятости граждан.

    Трудовые правоотношения – это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права. В современном обществе трудовые отношения регламентируются нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом других законов.

    Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, т. е. физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя и получающее за это заработную плату.

    Работодатель – физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Физическим лицом может быть собственник, предприниматель либо иное лицо, уполномоченное собственником представлять его в трудовых отношениях.

    Трудовой договор (контракт) – это соглашение которое устанавливаются между работником и работодателем.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др.];под ред.Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014.— С.42—48.

    ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов /А.Ю. Лазебникова, Т.В.Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская.—М, 2018. — С.139—140.

    БарановП. А., Воронцов А. В. Шевченко С. В.Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к Единому государственному экзамену. — М, 2017. — С.442—450.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Труд является основной формой жизнедеятельности человека, важнейшей его потребностью, условием его благополучия. В настоящее время огромное число жителей нашей страны, и не только ежедневно ходят на работу. Что же такое работа? Это трудовая деятельность человека, занимающего определённую должность

    Читайте также  Право собственности на природные ресурсы

    Трудовые правоотношения – это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права. В современном обществе трудовые отношения регламентируются нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом других законов.

    Права работника:

    — заключение, изменение и расторжение трудового договора;

    — предоставление ему работы, согласно трудовому договору;

    — соответствие рабочего места требованиям охраны труда;

    — своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

    — полную достоверную информацию об условиях труда;

    — профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации и др.

    Обязанности работника:

    — добросовестно исполнять свои трудовые функции;

    — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину;

    — выполнять установленные нормы труда;

    — соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

    — бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

    Обязанности работодателя:

    — предоставление работникам работы, обусловленной трудовым договором;

    — обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

    — своевременная выплата работникам в полном объеме заработной платы;

    — обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;

    — соблюдение трудового законодательства;

    — обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности;

    — осуществление обязательного страхования работников;

    — возмещения вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсирование морального вреда в установленном законом порядке.

    Заключение трудового договора

    Согласно ст.63 ТК РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкой работы, не причиняющей вред их здоровью.

    Допускается прием на работу учащихся, которые достигли четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, который не причиняет вред здоровью и не нарушает процесс обучения с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.

    Документы, предъявляемые при заключении трудового договора в РФ.

    В ст. 65 ТК РФ перечислены документы, необходимые для заключения трудового договора:

    — трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству;

    — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

    — документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний или специальной подготовки.

    — документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

    Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК). Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника который проработал у него свыше пяти дней, в случае, если работа у данного работодателя является основной.

    Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67 ТК РФ). Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан заключить с ним трудовой договор. В трудовом договоре обязательно указываются: ФИО работника, наименование работодателя, конкретное место работы, дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии, квалификации, права и обязанности работника и работодателя, характеристика условий труда, режим труда и отдыха работника, условия оплаты труда работника.

    После заключения и подписания трудового договора издается приказ (распоряжение) работодателя, который объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

    Расторжение трудового договора:

    1) соглашение сторон;

    2) инициатива работника (следует предупредить работодателя в письменной форме за 14 дней);

    3) инициатива работодателя:

    4) истечение срока трудового договора;

    — сокращение численности или штата работников;

    — несоответствие работника занимаемой должности/выполняемой работе;

    — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей и др.;

    5) обстоятельства, не зависящие от воли работника и работодателя:

    — признание работника полностью недееспособным соответствии с медицинским заключением;

    — призыв работника на военную службу/АГС;

    — восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

    — наступление чрезвычайных обстоятельств (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и других чрезвычайных обстоятельств.

    Примеры и разбор решения заданий

    1. Марина работает поваром. Какие из приведенных позиций характеризуют ее права работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ? Подчеркните правильные суждения

    1)соблюдение трудовой дисциплины;

    2)бережное отношение к имуществу работодателя;

    3)получение полной достоверной информации об условиях труда;

    4)выполнение установленных производственных норм;

    5)получение работы, обусловленной трудовым договором;

    6)вступление в профессиональный союз для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

    Правильный вариант ответов:

    3)получение полной достоверной информации об условиях труда;

    5)получение работы, обусловленной трудовым договором;

    6)вступление в профессиональный союз для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

    2. Решите кроссворд.

    По горизонтали: 1. Вид субъектов трудового права.

    По вертикали: 2. Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. 3. Физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. 4. Исключение из штатного расписания тех или иных должностей.

    Правильный вариант:

    1. Работник. 2. Занятость. 3. Работодатель. 4.Сокращение.

    Понятие и правовое регулирование занятости и трудоустройства

    Правовая база занятости

    База правового регулирования занятости населения, а также трудоустройства на данный момент времени представляет собой определенную целостную систему нормативных документов правового характера в которую входят, с одной стороны нормативные правовые документы непосредственно контролирующие вопросы трудоустройства и занятости, а с другой – акты, которые содержат отдельные нормы, затрагивающие какие-либо отношения занятости.

    Видится вполне целесообразным расположить отмеченные нормативные документы правового характера по юридической силе их деяний:

    1. нормы права международного порядка;
    2. Конституция Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин имеет специальное право на защиту от безработицы (об этом говорится в 37 статье);
    3. кодифицированные документы нормативного характера. ТК, 272 статья которого содержит определенные особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет; КоАП, статья 18.13 которого предусматривает ответственность административного порядка за незаконную деятельность по трудовому устройству граждан Российской Федерации за границей;
    4. законы федерального характера, а также законы Российской Федерации: Закон о занятости определяет конкретное понятие занятости и, что самое главное категории занятого населения, закрепляет специальные права граждан, и, конечно, гарантии государства в области занятости, основы организации, и контролирования занятости, участие в данном процессе работодателей, и других субъектов, и при этом устанавливает ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране. Среди каких-либо иных законов необходимо, в частности, отметить: Закон о защите инвалидов, 20 статья которого содержит конкретные нормы по обеспечению занятости инвалидов.;
    5. специальные указы Президента Российской Федерации
    6. определенные постановления Правительства Российской Федерации, которые в свое время принимаются, в большинстве случаев именно для реализации законов, в частности постановления от 2012 года 9 октября № 1031 «О конкретных размерах максимальной, а также минимальной величины пособия по безработице на 2013 год» и др.;
    7. различные документы нормативной направленности определенных федеральных органов исполнительной власти. Среди них документы, которые в свою очередь были приняты Минтрудом России, Рострудом и различными другими министерствам, агентствами, и, конечно, службами;
    8. специальные нормативно-правовые документы субъектов Российской Федерации. Данные документы осуществляет деятельность по правовому регулированию занятости и трудоустройства на территории отдельного субъекта Российской Федерации, и вполне могут иметь форму законов, постановлений, и др. (например, постановление Главы Администрации Волгоградской области от 2004 года 9 апреля № 320 «О каких-либо мерах дополнительного характера по поддержанию занятости граждан Волгоградской области, которые проживают в сельской местности» и др.);
    9. документы нормативного характера органов местного самоуправления. Они вполне могут устанавливать транспортную доступность рабочего места, и при этом осуществлять необходимую деятельность по контролированию тех или иных вопросов занятости отдельных категорий граждан, основываясь на местных условиях.

    Занятость как вид деятельности граждан

    Основываясь на первой статье Закона о занятости, занятость можно понимать как определенный вид деятельности граждан, который достаточно тесно связан с удовлетворением общественных и, что самое главное личных потребностей, не противоречащих законодательству Российской Федерации, и при этом, в большинстве случаев, принося им заработок, трудовой доход.

    Что же касается незанятости граждан, то она никаким образом не может служить основанием для того чтобы привлечь их к административной и какой-либо другой ответственности.

    Помимо определения самого понятия занятости в Законе о занятости (который отмечается во 2 статье) приводится определенная перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим:

    1. работающие по специальному договору трудового характера (также еще называют контрактом), в том числе выполняющие ту или иную работу за вознаграждение на конкретных условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие какую-либо другую оплачиваемую работу (службу) включая сезонные работы временного порядка, за исключением работ общественной направленности (кроме граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой);
    2. занимающиеся деятельностью предпринимательской направленности;
    3. занятые в каких-либо промыслах подсобного типа, а также тем или иным образом реализующие продукцию по договорам;
    4. выполняющие определенные работы по договорам гражданско-правового характера, договорам авторского типа, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
    5. назначенные, а также избранные или утвержденные на оплачиваемую должность;
    6. проходящие военную и какую-либо другую правоохранительную службу;
    7. проходящие курс очного порядка обучения в учреждениях общеобразовательного характера, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, и различных иных образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;
    8. на определенное время отсутствующие на личном рабочем месте из-за того что находятся в нетрудоспособном состоянии, а также отпуске, на переподготовке, повышении квалификации, в случае, если производство приостановило свою деятельность, в ситуации забастовки, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, которое каким-либо образом связаны с подготовкой к военной службе, исполнением иных государственных обязанностей или другими достаточно уважительными причинами;
    9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) различных религиозных, а также общественных организаций (объединений), благотворительных и других фондов, объединений лиц юридического порядка (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении данных организаций;
    10. являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
    Читайте также  Риски в антикризисном управлении 2

    Органы общей и специальной компетенции

    Органы, которые обеспечивают решение той или иной проблемы занятости, бывают двух видов: общей, а также специальной компетенции.

    К числу органов общей компетенции имеют прямое отношение органы федерального характера государственной власти и управления, органы государственной власти, и управления субъектами Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников, и профсоюзы.

    Органами специальной компетенции, которые занимаются вопросами занятости, а также трудоустройства населения, являются Роструд, координационные организации, которые оказывают определенные услуги по трудовому устройству.

    Статус правовой направленности органов относительно вопросов занятости закреплен в 15 статье Закона о занятости и в постановлении Правительства Российской Федерации от 2004 года 30 июня № 324 «Об утверждении специального Положения о Федеральной службе по занятости, а также трудовой деятельности».

    Правовое регулирование занятости населения

    Основы правового регулирования занятости регламентированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

    Помимо определения самого понятия занятости, в ст. 2 Закона приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим, это:

    • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и перечисленных в п. 3 ст. 4 указанного Закона);
    • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
    • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
    • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
    • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
    • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
    • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
    • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
    • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
    • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

    Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Помимо этого Законом «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

    В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.

    К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социальной защиты РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

    Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения, являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

    Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

    Последние статьи:

    Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации (Тучкова Э.Г.)

    Как нам представляется, право на защиту от безработицы предполагает, во-первых, скорейшее возвращение безработного гражданина в ряды занятого населения с тем, чтобы он мог продолжать зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, а во-вторых, защиту безработного и его семьи от риска крайней нищеты и бедности в тот период, когда он по независящим от него причинам теряет источник средств существования в виде заработной платы.

    Цифровые технологии трудоустройства и новые риски дискриминации (Митрясова А.С.)

    Цифровые технологии стремительно меняют нашу реальность. Трансформируются практически все аспекты нашей жизнедеятельности. Сфера отношений, связанных с трудоустройством граждан, не является исключением. Поиск потенциальных работников осуществляется современными работодателями преимущественно в цифровой среде с использованием цифрового арсенала, позволяющего эффективно анализировать информацию о кандидатах.

    Сколько самозанятых может привлекать компания и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (Симич И.)

    На первый взгляд работать организациям с самозанятыми гражданами крайне выгодно. В отношениях с самозанятыми гражданами, как и с индивидуальными предпринимателями по аналогии, юридические лица — заказчики не выступают налоговым агентом, не уплачивают за данных лиц НДФЛ и прочие взносы.

    Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

    При ответе на вопрос о том, кто захочет стать самозанятым, попробуем ответить на вопрос «зачем». Зачем гражданам менять привычный режим работы и взаимодействия с контрагентами и регистрироваться в качестве самозанятого? Какие преимущества, в том числе в социальном плане, приобретут самозанятые, легализовав свою деятельность?

    Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики (Лютов Н.Л.)

    Существует и ряд иных форм труда, которые принято относить к новым формам занятости. Для России проблемы трансформации трудовых отношений и возникновения новых форм занятости не менее актуальны, чем для других стран. На практике фактически складываются отношения, обусловленные информационной технологической революцией. Все более широко распространяется дистанционный труд, труд на основе онлайн-платформ, краудворкинг и другие «новые» формы занятости.

    Совершенствование понятия и системы признаков отношений по трудоустройству у данного работодателя как гарантия повышения качества трудовой жизни российских граждан (Серова А.В.)

    В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено, что повышение качества жизни российских граждан является одним из стратегических национальных приоритетов и гарантируется, в частности, за счет совершенствования защиты прав и свобод человека путем развития законодательства, обеспечения поддержки трудовой занятости населения, контроля за соблюдением трудовых прав работников, совершенствования системы защиты от безработицы.

    Предоставление труда работников (персонала) как нетипичная форма занятости (Черных Н.В.)

    Примечательно, что, в отличие от другого вида легализованной формы нетипичной занятости в Российской Федерации — дистанционного труда, нормы о котором попали только в разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ, нормы о направлении работников к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) для адаптации в законодательство потребовали внесения изменений и в нормы общей части трудового законодательства — ст. ст. 15 и 56 ТК РФ.

    Тенденция неустойчивой занятости: особенности ее проявления в трудовом законодательстве и проблемы влияния норм иной отраслевой принадлежности на сферу труда с учетом международных трудовых стандартов (по материалам государств Евразийского экономического союза) (Раманкулов К.С.)

    В современных условиях сфера труда претерпевает значительную трансформацию, обусловленную становлением постиндустриального общества, несущего с собой новые технологии и методы управления, в ходе которой изменяется сложившаяся структура занятости.

    Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

    С точки зрения социального аспекта такая форма работы, как самозанятый, фрилансер, в последние годы приобрела широкое распространение на практике, хоть и законодательством, понятно, не регулировалась. Однако такая форма не является традиционной для нашего государства. С советских времен люди привыкли работать на предприятиях, в коллективе, состоять в профсоюзе, принадлежать к определенной группе.

    Сколько самозанятых может привлекать компания и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (Симич И.)

    Согласно предложенному Минюстом проекту поправок в Закон о занятости самозанятые — это физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность по оказанию услуг другим физлицам, направленную на систематическое получение прибыли, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору.

    Страницы со статьями: [1] [2] [3]

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: