Правовой режим экологически неблагоприятных территорий - ABCD42.RU

Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

Тема 21. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Участки территории РФ где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то гос-венных органов РФ в области охраны окружающей природной среды на основании гос-венной экологической экспертизы.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается реконструкция, строительство новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие — чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов гос-венной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, задачи единой гос-венной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Так, к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это произошло еще в начале XX века), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе: на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди таких шагов, например, резолюция Бразильской конференции о биологическом разнообразии, подписанная и РФ, переход к новому типу земледелия — ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства РФ на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, по всему миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят достаточное количество энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн. домов. Переход к экономике, учитывающей проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело защиты окружающей среды.

Понятие экологически неблагоприятных территорий, их виды

Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

1. Понятие экологически неблагоприятных территорий, их виды.

2. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций.

3. Правовые меры ликвидации стихийных бедствий, техногенных аварий и иных

экологически неблагоприятных ситуаций

Понятие экологически неблагоприятных территорий, их виды

Экологически неблагополучная территория — это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствуют установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти Российской Федерации на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества окружающей среды.

Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.

С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.

Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» выделяет зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57), причем защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что со времени принятия этого головного акта – Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002г. практически не появилось ни одного значительного правового акта в его развитие, касающегося территорий экологического неблагополучия. До сих пор действует весь объем правового материала по данным вопросам, принятым до указанного головного акта (еще в 90-х годах).

Среди них можно отметить следующие: ранее упомянутый Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г., он устанавливает организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Этот закон содержит нормы – определения (чрезвычайные ситуации, их предупреждение и ликвидация; зона чрезвычайной ситуации).

Этот важнейший закон послужил в известной степени толчком к развитию законодательства об экологической безопасности в различных областях. Так, вслед за ним принимается Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. и Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997г. Оба закона направлены на предупреждение возможных аварий и обеспечение безопасности при эксплуатации этих объектов и являются звеньями общей системы законодательства о экологически неблагополучных территориях, определяющими особенности предупредительных мер и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Особое место в законодательстве о экологически неблагополучных территориях занимает целый ряд правовых актов, касающихся радиационной безопасности. Это до сих пор одна из острейших проблем и одна из первых причин появления экологически неблагополучных территорий. Серия аварий на АЭС и других радиационно-опасных объектах стали основанием для разработки целого блока законодательных актов в этой области. К ним относятся: , Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» и многие другие.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетического фонда растений и животных.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Данное понятие дано в вышеупомянутом Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». И звучит по смыслу данного закона примерно так: являясь разновидностью экологически неблагополучных территорий, представляет собой территории, на которых в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Существует Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Помимо этого, выделяют также зоны критической экологической ситуации и острокритической экологической ситуации.

Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:
-хронически повышенный уровень загрязнения окружающей среды;
-устойчивая антропогенная нагрузка на окружающую среду;
-угроза дефицита пресной воды;
-снижение плодородия почв;
-оскудение растительного покрова и уменьшение многообразия видов животных;
-оскудение рыбных запасов;
-повышенный уровень заболеваемости людей.

Для зон острокритической экологической ситуации характерно наряду с перечисленными признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность окружающей среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.

Читайте также  Правонарушения, их состав. Виды правонарушения

Провести четкую грань, отделяющую одну из указанных выше зон от другой, крайне сложно, но перечисленные признаки могут быть полезны и использованы при анализе конкретной экологической обстановки той или иной территории.

А зонами экологического бедствия объявляются участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст.1 дает обширный перечень понятий. Однако, мы не найдем в нем понятия «Зона экологического бедствия», нет его и в ст.57. Поскольку понятие не раскрыто в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», такие попытки были осуществлены в проекте Закона «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории»( в 2001 г. был разработан и внесен в Госдуму проект Федерального закона «О зонах экологического бедствия», отклоненный в 2009 г.)

В соответствии с ним под зоной экологического бедствия понимается территория, которая характеризуется высоким уровнем загрязнения окружающей среды, ростом заболеваемости и (или) смертности населения, деградацией и разрушением естественных экологических систем, обусловленным длительным негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Степень опасности ситуации в этих зонах должна основываться на данных медико-биологических исследований и показателях контрольно-измерительной техники. Критерии установления зон экологического бедствия должны включать критерии оценки среды обитания, состояние здоровья населения и изменения природной среды и разрабатываться в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требованиями, изложенными в ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Итак, помимо сказанного, критериями, позволяющими оценить обстановку на конкретной территории как зону экологического бедствия, можно назвать и следующие:

а) превышение критических отметок уровня загрязнения окружающей среды, указанных ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также нарушение требований (или несоблюдение их) в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, показателями которых являются высокий уровень заболеваемости и (или) смертности населения на основе медико-биологических оценок;

б) существенное нарушение и деградация естественных ландшафтов

В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Между тем обсуждается вопрос о целесообразности выделения двух видов зон. Есть ли в этом правовой смысл? Вопрос может быть поставлен и по-другому: нельзя ли решить проблемы реабилитации деградированных территорий, если будет существовать, к примеру, лишь зона экологического бедствия?

Очевидно, разница между зоной экологического бедствия и зоны чрезвычайной ситуации лежит в устойчивости негативных последствий на конкретной территории и очередности решаемых проблем.

Если экологическая ситуация обострилась вследствие техногенной или природной катастрофы, то меры принимаются в рамках Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При этом объявление специального режима соответствующей территории может и не требоваться – к примеру, в ситуации, когда произошла авария на транспорте при перевозке нефтепродуктов и разлитую нефть собрали в течение определенного времени, чем и была решена экологическая проблема. Если таких мер недостаточно или опасная экологическая ситуация – результат продолжительной экологически необоснованной хозяйственной деятельности человека, то в соответствии с определенной в законодательстве процедурой принимается решение об объявлении зоны экологического бедствия, о разработке специальной программы реабилитации и т.д.

Во всяком случае, необходимость в решении проблем четкого правового «оформления» экологически неблагополучных территорий требует более серьезного внимания законодателя. В этом направлении видятся два пути: более развернутая формулировка ст.57 Федерального закона «Об охране окружающей среды», либо подготовка и принятие по меньшей мере 1-2 Федеральных законов, касающихся зон экологического бедствия или соответственно подзаконных нормативных актов, раскрывающих механизм правового регулирования отношений на данных территориях.

Общая черта экологически опасных территорий – наличие производственного потенциала, работающего преимущественно на экспорт и многократно превосходит объему экономические потребности территории. Основными источниками экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных или биологических веществ и материалов в окружающую среду

Презентация по ОЭП: Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: Правовой режим экологически неблагополучных территорий

ПЛАН 1.Понятие экологически неблагоприятной территории и ЧЭС 2.Правовой режим зон ЧЭС 3.Правовой режим зон экологического бедствия

Экологически неблагополучная территория — это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствуют установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти Российской Федерации на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества окружающей среды.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций– это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Правовой режим зон ЧЭС Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия определяется законодательством РФ.

Правовой режим ЧЭС подчиняется требованиям ФЗ № 68 от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и региональным законам.

ФЗ № 68 к компетенции РФ в сфере защиты от ЧС относит: Обеспечение единообразия в законодательном регулировании защиты от ЧС. Утверждение бюджетных средств на финансирование мероприятий по защите от ЧС. Введение режима ЧС. Организация и проведение научных исследований в области защиты от ЧС. Разработка и организация выполнения спец.программ по защите от ЧС. Определение задач, функций и порядка деятельности, прав и обязанностей федеральных органов власти в области защиты от ЧС. Руководство гос. системой предупреждения и ликвидации ЧС. Установление классификации ЧС и полномочий гос. органов. Определение порядка сбора информации в области защиты от ЧС.

Регулирует отношения при ЧС ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении» УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ: ЧС вводится при наличие обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан, при ЧС природного и техногенного характера, ЧЭС, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующих проведения масштабных аварийно-спасательных и др. неотложных работ.

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ: -Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ на отдельный участок территории РФ сроком до 60 суток. -Обнародуется в СМИ. -Спустя 72 часа после обнародования, указ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций) — органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (федеральные, региональные, местные). Задачи: Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты от ЧС; Принимать ФЗ и НПА по защите от ЧС, решения по эвакуации;

Осуществлять подготовку сил и средств для защиты от ЧС, сбор информации в области защиты от ЧС, финансирование мероприятий по защите от ЧС, организовывать и проводить аварийно-спасательные работы и др. Создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; при органах исполнительной власти субъектов РФ, органы по защите населения от ЧС.

Муниципальные образования уполномочены самостоятельно осуществлять: Подготовку сил и средств для защиты от ЧС, обучение населения способам защиты и действия в этих ситуациях; Сбор и обмен информацией в области защиты от ЧС; обеспечивать своевременное оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Финансирование мероприятий в области защиты от ЧС; Принимать решения о проведении эвакуации, ликвидации ЧС и др.

3. Правовой режим экологического бедствия Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Морозова Галина МихайловнаНаписать 339 04.12.2020

Номер материала: ДБ-1544193

  • Другое
  • Презентации
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0
    04.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Студентов МГУ обязали проходить курс по искусственному интеллекту

Время чтения: 1 минута

Учитель математики из Казани вышел в финал Международной премии для учителей

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор сообщил о снижении результатов ЕГЭ по естественно-научным предметам

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также  Концепция партисипативного управления

Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Что понимается под экологически опасной ситуацией? Прежде всего, она характеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не является благоприятным. Но, в соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды, в России неблагоприятной с юридической точки зрения окружающая среда уже считается при превышении установленных нормативов ее качества.

При анализе антропогенного фактора создания неблагоприятных ситуаций важно учитывать, являются они следствием регулярной и обычной деятельности человека, но экологически необоснованной, то есть выполняемой с нарушением законов развития природы, или техногенной аварией. Так, кризисное положение на Урале, Кузбассе, в других регионах непосредственно связано с тем, что человек в течение ряда лет эксплуатировал промышленные предприятия, энергетические объекты, испытывал атомное оружие, игнорируя экологические требования. Иное дело — катастрофические последствия аварии на Чернобыльской АЭС или авариях на нефтепроводах или танкерах, перевозящих нефть в океане. Большую роль в формировании этого антропогенного фактора играет состояние обору-

дования, технологий, наличие правового механизма предупреждения аварий и действиях при аварии.

Применительно к экологически неблагоприятным ситуациям, возникающим в процессе хозяйственной деятельности человека, общество заинтересовано в том, чтобы своевременно оценивать социальную, экологическую и иную опасность такой деятельности, устранить или предотвратить ее, принять необходимые меры к тому, чтобы защитить население, обеспечить охрану окружающей среды и хозяйственных объектов.

В отношении стихийных бедствий задача состоит, прежде всего, в том, чтобы предугадать эти события, а также своевременно подготовиться к тому, чтобы избежать человеческих жертв и материального ущерба или минимизировать его.

Право и призвано сыграть важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации и минимизации их последствий, в регулировании управления в этой сфере.

Таким образом, в праве определены требования безопасности при размещении предприятий и иных объектов, их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию.

Наиболее значимым актом в данной сфере является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Этот закон определяет юридически значимые критерии опасных производственных объектов. К ним относятся предприятия, участки и цеха, если на них: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 оС; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В отличие от техногенных чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия человек не способен предотвратить. Но он заинтересован и способен в известной мере предсказать их и принять меры к тому, чтобы минимизировать их отрицательные последствия для себя и окружающей среды.

Наиболее эффективной предупредительной мерой является учет естественных факторов при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных объектов.

Нужно отметить, что правовое регулирование в этом направлении развито крайне мало. Закон РФ от 14 июля 1992 г. «Об основах градостроительства в РФ» устанавливает основы правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, развития производственной и социальной инфраструктур, но он не содержит даже намека на решение этих проблем с учетом опасных естественных факторов.

Лишь некоторые общие требования о предупреждении и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнения, подтопления и затопления, разрушение берегов, плотин, дамб и т. д.) предусмотрены ст. 117 Водного кодекса РФ. Обязанность принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия возложена на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и водопользователей.

Наиболее значимым актом можно считать Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, утвержденное постановлением Правительства от 25 декабря 1993 г. Это система как подсистема российской системы предупреждения и действий в ЧС создана для координации деятельности органов государственного управления по обеспечению защиты населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений.

Обладая данными о сейсмологии того или иного хозяйственно освоенного района, государство может заблаговременно принять меры по подготовке к возможным землетрясениям. С учетом природных явлений, от которых может пострадать город, должны приниматься местные правовые акты по снижению последствий такого рода явлений. На это направлено, в частности, распоряжение премьера правительства Москвы от 4 ноября 1995 г. «О создании оперативной группы по координации действий городских организаций во время снегопадов, гололеда и других экстремальных погодных явлений».

В ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологически неблагополучных территорий и определены критерии их выделения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» (ст. 5) в качестве инструмента решения своих задач предусматривает создание зон чрезвычайных ситуаций. Они являются разновидностью экологически неблагополучных территорий, так как по смыслу закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. утверждено Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера, в соответствии, с которым ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Отношения по созданию экологически неблагополучных территорий регулируются также Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает два вида экологически неблагополучных территорий — зоны экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций. Ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций.

1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.

. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если проанализировать вышесказанное, то можно сказать, что с правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

Тогда, под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятия их особого статуса.

МПР России подготовило Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденный приказом от 6 февраля 1995 г., в соответствии с которым инициаторами могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления.

Субъекты РФ, основываясь на ст. 72 Конституции РФ и исходя из своих экологических интересов, могут и должны проявлять активность в объявлении зон чрезвычайной экологической ситуации на территории своего региона, прежде всего исходя из того, что финансирование мероприятий направленных на восстановление благоприятного состояния природы, будет осуществляться из средств бюджета региона.

Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

Ст. 12 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает порядок экологического оздоровления территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.

Центральный вопрос, связанный с объявлением экологически неблагополучных зон, — финансирование восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Финансирование осуществляется: за счет средств министерств и ведомств, предприятий, непосредственных виновников деградации природной среды, аварий, катастроф; за счет целевых средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Нужно отметить, что на территории России до сих пор на федеральном уровне не было принято ни одного решения об объявлении экологически неблагополучной территории. Это можно объяснить размытостью критериев отнесения территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Хотя субъектами РФ разрабатывались соответствующие проекты (Братск, Кузбасс), но МПР России, по результатам проведенных государственных экологических экспертиз, не подготовило ни одного предложения в Правительство РФ.

Вместо официального признания и объявления экологически неблагополучных территорий Правительство РФ пошло по пути принятия специальных постановлений, предусматривающих меры по улучшению социально-экологической обстановки в отдельных регионах. Так, 3 ноября 1993 г. принято Постановление Правительства «О первоочередных мерах по улучшению социально-экологической ситуации в г. Братске Иркутской области», а 25 апреля 1995 г. — «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки в г. Череповце Вологодской области» и т. д.

27. Виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Экологическая обстановка территории характеризуется различными степенями экологического неблагополучия: относительно удовлетворительная; напряженная; критическая, кризисная – зона чрезвычайной экологической ситуации; катастрофическая – зона экологического бедствия.

Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически неблагополучных территорий и зоны экологического бедствия:

1) зона чрезвычайной экологической ситуации – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных;

2) зона экологического бедствия – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения в окружающей природной среде, повлекшие за собой существенные ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

К основным медико—демографическим показателям относятся:

2) детская смертность;

3) медико—генетические нарушения;

4) специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды.

При оценке изменений природной среды учитываются загрязнения воздушной среды, воздушных объектов, истощение ресурсов вод и деградация водных экосистем, деградация почв, изменения геологической среды, деградация наземных экосистем, биохимическая оценка территорий.

Общая черта экологически опасных территорий – наличие производственного потенциала, работающего преимущественно на экспорт и многократно превосходящего по приведенному объему экономические потребности территории. Основными источниками экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных или биологических веществ и материалов в окружающую среду.

Читайте также  Понятие предмет методы принципы нормы источники и система налогового права

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зоны определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации последствий ситуаций на основе их классификации, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

1) заблаговременность мероприятий;

2) планирование их с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий, степени опасности;

3) гласность и предоставление сведений о ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико – биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 56, 88 Конституции РФ Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. При ликвидации чрезвычайных ситуаций илы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. На основании ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности относится совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Районы с неблагоприятной экологической ситуацией.

Черное море. Многие эксперты оценивают его состояние как критическое. Основная причина его является загрязнение фенолами и поверхностно-активными веществами. В некоторых природных акваториях максимально допустимые концентрации этих загрязнителей часто превышаются в 30—50 раз.

Баренцево море. Экологическое состояние моря оценивают как кризисно-критическое, а местами как катастрофическое. Главные причины – сильное загрязнение (фенолами и нефтяной пленкой) и недопустимо высокий промысел биологических ресурсов.

Балтийское море. Это море испытывает большие антропогенные нагрузки, при этом обладает пониженной способностью к самоочищению. В него поступает много стоков, источников как химического, так и теплового загрязнения. Также для моря характерен высокий уровень загрязнения фенолами, фосфором, тяжелыми металлами.

Северное и Белое моря. Состояние морей оценивают как предкризисное, а местами как кризисное и катастрофическое. Оно связано с загрязнением нефтью, фенолами и продуктами лесохозяйственного комплекса, пониженной способностью самоочищения из-за низких температур.

Воды, омывающие берега России на востоке и северо-востоке. Очень неблагоприятна экологическая ситуация на некоторых участках побережья Камчатки. Так, в Камчатском заливе загрязнение нефтепродуктами достигает 4 – 6 ПДК.

Река Волга и ее бассейн. Экологически перегружены как сама водная артерия, так и ее бассейн. Река практически перестала существовать как динамичная транзитная экосистема. Резко увеличилась заболеваемость рыб. В настоящее время в связи с кризисными явлениями в промышленности и сельском хозяйстве состояние Волги, как и других рек, заметно улучшилось.

На территории России имеется не менее 70 городов, где в 5,10 и более раз регулярно превышается ПДК по содержанию вредных веществ. Среди них Москва, Волгоград, Саратов, Самара, Уфа и др.

48. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

48. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зоны определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации последствий ситуаций на основе их классификации, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

1) заблаговременность мероприятий;

2) планирование их с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий, степени опасности;

3) гласность и предоставление сведений о ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико – биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 56, 88 Конституции РФ Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. При ликвидации чрезвычайных ситуаций илы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. На основании ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности относится совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Для осуществления государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

2.6.7. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах

2.6.7. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение

21. Правовой режим товаров

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

23. Правовой режим денег

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

36. Правовой режим международных рек

36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая

38. Международно-правовой режим Антарктики

38. Международно-правовой режим Антарктики Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые

44. Правовой режим открытого моря

44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают

45. Правовой режим международных проливов

45. Правовой режим международных проливов Международные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий

43. Правовой режим особо охраняемых природных территорий Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое

47. Понятия и виды экологически неблагополучных территорий

47. Понятия и виды экологически неблагополучных территорий Экологическая обстановка территории характеризуется различными степенями экологического неблагополучия: относительно удовлетворительная; напряженная; критическая, кризисная – зона чрезвычайной

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Российской Федерации.Не

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.В мае 1925 г. Правительство Канады официально

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

5.3 Государственно-правовой режим

5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: