Правовой режим пользования недрами - ABCD42.RU

Правовой режим пользования недрами

Право пользования недрами

Статья посвящена вопросам права пользования недрами; субъектам права пользования недрами; видам права пользования недрами

Право пользования недрами — общие положения

Очевидно, что недра, содержащие множество различных природных ресурсов, обладают высокой экономической и социальной ценностью.

Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») определяет недра как часть коры Земли, которая расположена ниже почвенного слоя, а если последний отсутствует – ниже поверхности Земли и водного дна, простирающейся до глубины, доступной для изучения и ее освоения.

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Недропользование как таковое представляет собой выполнение определённых работ на основе лицензии, дающей право на геологическое изучение участков недр, извлечение полезных ископаемых, использование, а также захоронение производственных отходов, возведение и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ресурсов (ГОСТ Р 8.645-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 №259-ст).

Право пользования недрами в юридической науке традиционно рассматривается в двух аспектах – объективном и субъективном.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия и процедуру осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Субъекты права пользования недрами и его объекты

По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранных граждан.

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

— горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);

— геологический отвод (для геологического исследования недр).

Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.

Основания возникновения права недропользования

Из ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» следует, что основания возникновения права недропользования в первую очередь зависят от категории участка недр (его правового режима). В общем государственном фонде недр выделяют участки недр федерального и местного значения, резервные участки (ст. ст. 2, 2.1, 2.3 ФЗ «О недрах»), а также участки, режим которых обозначается в юридической литературе как общеправовой.

Исходя из этого, основания возникновения права недропользования представляют собой:

— решение Правительства РФ по участкам недр федерального значения (п. 1 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа о предоставлении права пользования участком недр, деятельность на котором другого субъекта была досрочно прекращена (п. 2 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение специально созданной комиссии по участкам недр местного значения (п. 3 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение конкурсной (аукционной) комиссии, предоставляющее право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых либо для геологического изучения недр, проводимых по совмещенной лицензии, исключая участки недр федерального значения (п. 4 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое в целях сбора минералогических, палеонтологических и прочих геологических коллекционных материалов (п. 5 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение органа государственной власти субъекта РФ по участкам недропользования местного значения (п. 6 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»)

— переход права пользования участком недр (п. 7 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— соглашение о разделе продукции, вступившее в силу, которое заключено в соответствии с федеральным законодательством (п. 8 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— государственный контракт на работы по изучению недр (п. 9 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»).

Независимо от основания возникновения права недропользования, предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Права и обязанности недропользователя возникают с момента государственной регистрации этой лицензии в установленном порядке.

Виды права пользования недрами

В зависимости от целевого назначения, выделяют следующие виды права недропользования (ст.6 Закона РФ «О недрах»):

— геологическое изучение недр в широком смысле слова. В этот вид права недропользования включаются все геолого-геофизические работы, инженерно-геологические исследования, осуществление мониторинга недр и т.д., а также обнаружение и оценка месторождений полезных ископаемых;

— разведка, добыча полезных ископаемых;

— возведение и использование подземных сооружений, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых;

— образование особо охраняемых геологических объектов, которые имеют важное значение;

— сбор различных геологических коллекционных материалов (минералогических, палеонтологических и др.).

С учётом срока его действия, право пользования недрами может быть постоянным (бессрочным) или временным, то есть предоставленным на определенный срок (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Критерием для такого разграничения выступает род деятельности, осуществляемой субъектом недропользования на переданном ему участке недр.

Если участок недр предполагается использовать для возведения и эксплуатации различных объектов, а не для изучения или извлечения каких-либо природных ресурсов, он может быть предоставлен без ограничения срока.

Напротив, временное право пользования недрами реализуется в течение конкретного срока и распространяется на:

— геологическое изучение участка недр;

— добычу полезных ископаемых;

— добычу подземных вод.

Временное право пользования недрами бывает:

— краткосрочным (на срок до 10 лет);

— долгосрочным (до 25 лет);

— с установлением срока в зависимости от отработки месторождения полезных ископаемых при их добыче (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

В любом случае, срок использования участка недр может быть продлен по инициативе недропользователя в порядке, установленном законом (ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Право недропользования и его виды

Законодательство РФ об охране и использовании недр

Согласно Закону РФ «О недрах” от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Закон РФ «О недрах» действует на всей территории России, регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Что касается специфических отношений, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, то они могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом «О недрах». Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, а также муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные. В перечень общераспространенных входят: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, лориииновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для каждого вида полезных ископаемых установлен соответствующий правовой режим.

Государственное управление недропользованием недр

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, предусматривающую наиболее рациональное, эффективное использование недр, их охрану. Задачи государственного регулирования: определение объемов добычи полезных ископаемых по РФ к регионам; развитие минерально-сырьевой базы и подготовка резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; определение характера платежей, связанных с пользованием недрами, установление регулируемых иен на отдельные виды минерального сырья; разработка стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Государственное управление отношениями недропользования осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственного горного надзора.

Федеральный орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные органы по согласованию с субъектами Федерации. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Основные задачи органа управления государственным Фондом недр: — государственное регулирование работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;

  • обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
  • выполнение функций государственного заказчика на проведение геолого-разведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр;
  • проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

В соответствии с Законом РФ «О недрах” в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят:

  • установление общего порядка пользования недрами и их охраны, -разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
  • создание и ведение единой системы федерального и территориально фондов геологи ческой информации о недрах,
  • распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр;
  • государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
  • распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
  • определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
  • введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
  • защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
  • разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
  • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр.

Право недропользования

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением — лицензией, то есть документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий. Лицензию дополняют текстовые, графические приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензии предоставляются по результатам проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна быть опубликована в СМИ. Согласно ст. 9 Закона «О недрах” пользователями недр могут быть: субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества; иностранные граждане; юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. При этом участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. При ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов в качестве пользователей недр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие соответствующие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции — с момента вступления такого соглашения в силу. Недра предоставляются в пользование для:

  • регионального геологического изучения (региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерногеологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее геологическое изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр);
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Читайте также  Коллективные методы принятия управленческих решений

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых, в этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения — на срок до 5 лет; добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод — на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до одного года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. 5, Законом «О недрах» и последующими актами предусмотрены следующие виды платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; И платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и дат другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за истощение недр. Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.

3. Особенности правового режима недр

В юридическом смысле под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра не имеют четко обозначенной нижней границы.

Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций, таких как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и т.п. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны.

Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие «недра» не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра — более широкое понятие, чем полезные ископаемые.

Особый вопрос возникает в связи с правовым режимом подземных вод. Согласно законодательству о недрах подземные воды — составная часть недр. Одновременно они входят в состав водного фонда. Подземные воды — своеобразный объект природы, порядок использования и охраны которым регулируется одновременно горным и водным законодательством (ст.

Для горного права специфичны также отношения, связанные с захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ. Они регулируются как законодательством о недрах, так и другими федеральными законами, но с соблюдением принципов и положений, установленных Законом «О недрах».

Все используемые участки недр, представляющие собой геометрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа составляют государственный фонд недр. Это означает, что все недра находятся в государственной собственности. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

Закон «О недрах» устанавливает некоторые общие критерии отнесения части недр к объектам государственной собственности. На основании совместных решений федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ статус объектов федерального значения могут получать отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам России.

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны недр являются:

— лицензирование пользования недрами;

— геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

— государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами;

— государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;

— государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;

— государственный баланс запасов полезных ископаемых;

— государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр;

— государственный надзор над безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

— экономический механизм пользования недрами;

— ответственность за горные правонарушения.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» помимо общераспространенных полезных ископаемых, которые могут добываться собственниками и владельцами земельных участков свободно, все другие виды пользования недрами осуществляются лишь на основании лицензий.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

— геологического изучения — на срок до 5 лет;

— добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

— добычи подземных вод — на срок до 25 лет (ст. 10).

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. На территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи пользование недрами может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Закон «О недрах» определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр. Ими являются:

— соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

— обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

— достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

— предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения (ст. 23).

Одной из правовых гарантий соблюдения этих требований служит положение Закона «О недрах», согласно которому в случае их нарушения право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами.

Достижению задач обеспечения рационального использования и охраны недр служит также установление в горном законодательстве требований относительно первичной переработки минерального сырья пользователями недр.

— строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов;

— учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

— дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

— наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других);

— складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Особенностью правового регулирования отношений по использованию ресурсов недр является заключение соглашения о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции».

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами (ст. 2). Проекты указанных федеральных законов вносятся в Государственную Думу РФ субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой РФ при наличии заключений Правительства РФ и решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Закон определяет основания для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

— если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

— если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

— если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы; инвесторы — юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3).

Читайте также  Основные направления современной западной психологии

Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания для разработки условий недропользования, подготовки проекта соглашения и ведения переговоров с инвестором комиссии. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством РФ. В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

10.3. Понятие и виды пользования недрами. Порядок предоставления недр в пользование. Лицензирование недропользования.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Система законодательства в области рационального использования и охраны недр базируется на следующих, основополагающих федеральных законах:

Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395, который является базовым законом, обеспечивающим разрешительный (лицензионный) порядок предоставления участков недр в пользование и регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

Федеральный закон от 30.12.1995№ 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях раздела продукции;

Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» устанавливает особенности пользования недрами на континентальном шельфе, в том числе порядок разведки и добычи минеральных ресурсов, а также создание, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, прокладки подводных кабелей, трубопроводов на континентальном шельфе.

Федеральный закон от 31.03.1999№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащий газ.

Ст. 6 Закона РФ «О недрах» предусматривает шесть видов пользования недрами, к их числу относятся:

1) регионального геологического изучения, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока, при соблюдении заранее установленных условий. Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна публиковаться в СМИ.

Требования к лицензированию пользования недрами определены в Законе «О недрах». Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами. Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.

Некоторые виды работ, связанные с недрами, осуществляются без лицензий. К примеру, в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами получение лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. К названным видам пользования недрами применяется упрощенная процедура оформления соответствующего права.

В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования.

Закон допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Законодательство о недрах устанавливает различные основания предоставления недр в пользование. Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Лицензия на пользование недрами предоставляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется на основании земельного законодательства РФ и субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Основным субъектом недропользования является горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер, промысел и т. п.).

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия.

На основании ст. 10 закона «О недрах», участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

– геологического изучения – на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

– добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

–добычи подземных вод – на срок до 25 лет;

– добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр – на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр и исчисляются со дня предоставления права на это пользование.

Ст. 39 Закон «О недрах» содержит систему платежей за пользование недрами, которая включает в себя:

– разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

– регулярные платежи за пользование недрами;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Помимо этого пользователи недр уплачивают общие для всех хозяйствующих субъектов налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством.

ОЭП: Правовой режим использования и охраны недр

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

1. Прочитайте лекционный материал.

2. Просмотрите презентацию 2.2.

3. выполните в тетради краткий конспект темы по представленному ниже плану.

4. Ответьте на контрольные вопросы.

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА: Правовой режим использования и охраны недр.

1.Состав законодательства о недрах

2. Основания возникновения и прекращения права недропользования

3. Объекты и субъекты (то есть пользователи) недр

В соответствии с ФЗ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Основаниями получения права пользования участками недр могут быть :

решение Правительства РФ, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентально­го шельфа Российской Федерации;

решение Правительства РФ при установлении факта открытия месторож­дения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, террито­риального моря и континентального шельфа Российской Федерации, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации, принятое по результатам конкурса или аук­циона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Федерации;

совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной вла­сти субъекта Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по гео­логическому изучению участков недр, для целей разведки и добычи полез­ных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории соответствующего субъекта Федерации;

решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с органами исполнительной власти субъектов Федерации, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации для целей геологического изучения и добычи подземных вод;

решение Правительства РФ, согласованное с органами исполнительной власти субъектов Федерации, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;

совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной и плети субъекта Федерации, согласованное с федеральным органом госу­дарственного горного надзора или его территориальным органом, для це­нен строительства и эксплуатации подземных сооружений;

совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород.

Право пользования недрами прекращается:

по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

в случае переоформления лицензии с нарушением условий.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях :

возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не вступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

по инициативе владельца лицензии;

непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной зак онодательством Российской Федерации о недрах;

Читайте также  Понятие местного самоуправления

по инициативе недропользователя по его заявлению.

Виды недропользования выделяются в соответствии с целями предоставления участков недр для :

1) регионального геологического изучения, включающего:

региональные геолого-геофизические работы;

научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, на правленные на общее геологическое изучение недр;

геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследова­нию вулканической деятельности;

создание и ведение мониторинга состояния недр;

контроль над режимом подземных вод;

иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторожде­ний полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих на­учное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное зна­чение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказ­ники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра предоставляются в пользование :

для геологического изучения (поисков, разведки);

для добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может произ­водиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Сроки п редоставления недр в пользование :

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения — на срок до пяти лет;

добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый ис­ходя из технико-экономического обоснования разработ­ки месторождения полезных ископаемых, обеспечиваю­щего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр – на срок до одного года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для:

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строи­тельства и эксплуатации подземных сооружений, свя­занных с захоронением отходов, строительства и экс­плуатации нефте- и газохранилищ;

образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на поль­зование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.

Порядок продления срока пользования участком недр на условиях согла­шения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государст­венной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

1. Что представляют собой недра?

2. Каковы виды права недропользования?

3. Назовите основные сроки пользования недрами.

4. Что означает правовая охрана недр?

5. Какая наступает ответственность за нарушение законодательства о недрах?

Правовой режим пользования недрами

Министерство образования и науки РФ

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

«Правовой режим пользования недрами»

Глава 1 Общие положения

1.1 Понятие недр и состав фонда недр

1.2 Право собственности на недра

Глава 2 Пользование недрами

2.1 Понятие и виды права пользования недрами

2.2 Сроки и платность пользования недрами

2.3 Основания возникновения и прекращения права недропользования

Список источников и литературы

Актуальность исследования. Рассмотренная в курсовой работе тема «правовой режим пользования недрами» является актуальной, т. к. формирование в России федеративного правового государства обусловливает особую значимость законодательного регулирования наиболее важных общественных отношений. Принимая во внимание объективное состояние природы в стране, можно утверждать, что к их числу относятся отношения, связанные с ее использованием и охраной. В этой связи поиск оптимальных форм правовой охраны природной среды, возрастающим потребностям общества в ее эксплуатации, становится приоритетной государственной задачей, что объясняется их особым местом в комплексе мер, предпринимаемых в данном направлении.

Недра занимают особое место среди остальных природных объектов. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Во-первых, будучи минеральной основой природной среды, недра тесно взаимосвязаны со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь выражается в том, что при пользовании недрами оказывается интенсивное воздействие на землю, воды, атмосферный воздух. Процессы, протекающие в недрах (вулканические, сейсмические, магматические), имеют не только геологическое значение, но опосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы. Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим видом недропользования, характеризуются невозобновимостью — образуемые в течение длительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются. В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальное промышленное значение и являются решающим фактором развития и функционирования экономики многих стран мира. Целый ряд государств развивается и живет за счет добычи и продажи полезных ископаемых, в бюджете иных государств значительную долю занимают доходы от продажи нефти, газа и других полезных ископаемых. Относится к их числу и Россия, бюджет которой в известной степени зависит от мировых цен на нефть. Другие природные ресурсы задействованы в процессе добычи с целью продажи гораздо меньше. Поэтому к характерным особенностям недр можно отнести высокую ликвидность их составной части — полезных ископаемых на мировом рынке, в связи с чем их добыча стремительно растет и приносит огромные доходы. При этом задача охраны недр становится все острее. Исходным для всех действий в ее решении является их нормативное закрепление, и в этом плане право выступает важнейшим средством охраны недр. Однако изучение горного законодательства приводит к выводу о недостаточности содержащегося в нем правового инструментария охраны недр — такие правовые меры охраны окружающей среды, как, например, нормирование, им не востребованы.

Изложенное позволяет рассматривать совершенствование правового механизма пользования недрами в качестве важнейшего направления охраны недр в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере права пользования недрами.

Предметом исследования являются судебная практика, нормативно-правовые акты, научная литература и научные статьи.

Цель курсовой работы – изучение и всесторонний анализ понятия, значения и особенностей правового режима пользования недрами.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

· проанализировать содержание понятий «недра» и «права пользования недрами»;

· рассмотреть право собственности на недра;

· раскрыть виды права пользования недрами;

· проанализировать сущность и функции платежей за пользование недрами;

· исследовать основания возникновения и прекращения права недропользования.

Решение этих задач позволит раскрыть наиболее точно тему данной курсовой работы.

ГЛАВА 1. Общие положения

1.1 Понятие недр и состав фонда недр

Исследование понятия «недра» представляет собой сложную и, вместе с тем, совершенно необходимую задачу, что объясняется следующими обстоятельствами[1].

Во-первых, это позволит правильно установить круг отношений, подпадающих под действие законодательства о недрах. Понятие «недра» относится к числу ключевых правовых дефиниций, от содержания которого зависят сфера регулируемых отношений и пути развития не только законодательства о недрах, но в определенной степени и смежных отраслей законодательства.

Во-вторых, установление вкладываемого законом в термин «недра» содержания необходимо для понимания сущности и специфики государственного управления в области использования и охраны недр, функций органов, осуществляющих это управление.

В-третьих, точное представление о содержании понятия «недра» позволит совершенствовать правовую конструкцию охраны недр, определить направления развития законодательства о недрах.

Для идентификации недр в качестве объекта правовой охраны они должны быть надлежащим образом описаны, то есть, определены признаки, позволяющие выделить их в природной среде и, соответственно, отношения, возникающие по поводу их использования и охраны. В единой системе окружающей среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения[2].

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Данный закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции[3] РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Закон о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»[4].

К недрам относятся только природные объекты — сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовой режим искусственных объектов в недрах — подземных сооружений и выработок — определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны недр и безопасности горных работ[5].

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа[6].

Управление государственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов РФ по организации рационального использования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

Основными функциями управления государственным фондом недр являются: распределение и перераспределение участков недр между природопользователями, государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.

Распределение и перераспределение недр между природопользователями производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и её субъектами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения[7].

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

С учетом всех теоретических обобщений можно дать следующее определение понятия «недра». Недра как объект правовой охраны — это часть природной среды, находящаяся под земной поверхностью и дном водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включая все ее внутреннее содержание, в том числе подземные воды и подземное пространство, полезные ископаемые на поверхности земли либо выходящие на дно водных объектов, используемая для целей и в порядке, определенных законодательством о недрах, и простирающаяся до глубин, доступных для любого из определенных законом видов пользования недрами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: