Правовой режим земель лесного фонда - ABCD42.RU

Правовой режим земель лесного фонда

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Правовой режим земель лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться, однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Земли лесного фонда бывают лесными и нелесными (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда, болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли.

Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;

7) рациональное использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).

Выделяются леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы включают категории защитности:

1) запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;

2) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;

Читайте также  Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь

3) зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков;

4) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;

5) особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.

Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством (ст. 55 — 60 ЛК РФ).

Глава 19. правовой режим земель лесного фонда

Глава 19. правовой режим земель лесного фонда

§ 1. Понятие и общая характеристика лесного фонда и земель лесного фонда

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.

В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся:

1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

При этом ст. 6 ЛК РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Руководящим для использования таких земель будет принцип лесного законодательства обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.

Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.

Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. ст. 15 19 ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:

имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;

имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

постоянного (бессрочного) пользования;

ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Читайте также  Задачи по семейному праву

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Управление землями лесного фонда: основы правового режима

В нашей стране земли лесного фонда занимают очень приличную площадь, она охватывает практически половину всей территории РФ. Лес у нас имеет экологическое, а также социальное и экономическое значение. С юридической точки зрения понятие «лес» подразумевает те категории лесных земель, которые прошли регистрацию в государственном кадастре, причем, среди них есть даже такие, где деревья совершенно не растут.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Правовой режим использования

Основными нормативными актами, которые регулируют правовой режим использования земель лесной сферы, являются Лесной Кодекс РФ и Земельный Кодекс РФ. Эти две сферы между собой неразрывно связаны, потому что земли государственного лесного фонда являются частью единого земельного баланса нашей страны и частью единого природно-хозяйственного объекта (которым является лес).

В Лесном Кодексе (ст. 5 ЛК РФ) прямо указано на то, что лес воспринимается как природный ресурс или экологическая система. Под экологической системой подразумевается тот факт, что лес является основой жизни и деятельности (существования) народов, которые проживают на территории РФ. Как природный ресурс, он выступает предметом гражданско-правовых (и других) сделок.

В зависимости от категории и вида таких земель (ст.6, 6.1) устанавливается правовой режим, то есть, регулируется порядок использования данного лесного ресурса, ведения такого хозяйства и т.д.

На основании Земельного Кодекса (ст. 101 ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся:

  • Лесные земли – это такие, на которых расположена лесная растительность и земли, на которых пока не растет лес (прогалины, санитарные вырубки, места после пожаров и другие места), но они предназначены для его восстановления.
  • Нелесные земли – это различные дороги, просеки, болота и другое, предназначены все они для ведения лесного хозяйства.

О том, что относится к землям лесного фонда написано тут.

Основные субъекты прав

Субъектами использования лесных земель являются:

  1. Российская Федерация.
  2. Субъекты РФ.
  3. Юридические лица.
  4. Муниципальные образования.
  5. Граждане.

Граждане могут свободно находиться в лесу, собирать лекарственные травы, грибы и ягоды для собственных нужд, но при этом государство контролирует данные действия и при необходимости ограничивает их. Чаще всего это происходит в целях пожарной безопасности.

Кто может стать собственником?

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью, то есть, принадлежат государству. Правовое обеспечение предусматривает, что участки земель лесного фонда могут быть предоставлены в пользование юридическим лицам и гражданам. В соответствии с Лесным Кодексом (ст. 9 ЛК РФ) такие участки можно получить:

  • На правах аренды.
  • В безвозмездное срочное пользование.
  • На правах бессрочного постоянного пользования.
  • Ограниченного пользования.

О том, как получить земли лесного фонда в собственность, рассказано в отдельной статье.

Управление угодьями

Государственное управление в сфере лесного хозяйства подразумевает деятельность по охране и защите лесов, по обеспечению воспроизводства и рационального использования. Данная деятельность осуществляется государственными органами, причем, она подразделяется на:

  1. Общее управление – в полномочиях Президента РФ и Правительства, также сюда относятся органы исполнительной власти субъектов РФ.
  2. Специальное управление в полномочиях Министерства природных ресурсов РФ, а также Федеральной службы в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства.

Президент РФ обеспечивает функционирование органов власти в лесной сфере (согласно Конституции РФ), конкретно их функции расписаны в Лесном Кодексе.

Правительство РФ устанавливает (непосредственно или через уполномоченные органы исполнительной власти):

  • Правила пожарной и санитарной безопасности в лесах (ст. 53, 60.3 ЛК РФ).
  • Особенности размещения заказа на исполнение работ по защите, охране и воспроизводству лесов (ст. 19 ЛК РФ).
  • Перечень видов деревьев и кустарников, у которых запрещена заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ).
  • Перечень приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов (ст. 22 ЛК РФ).
  • Порядок проведения лесоустройства (ст. 67 ЛК РФ).
  • Иные правила, предусмотренные в Лесном Кодексе.

Государственная регистрация прав на лесные участки (и сделок с ними), а также государственный кадастровый учет выделены в особые функции государственного управления.

Главными территориальными единицами управления в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов являются лесопарки и лесничества. Исполнение регламента, предусмотренного для данного хозяйства, обеспечивают лесничие.

Охрана территорий

Охрана этой категории земель подразумевает:

  1. Соблюдение правил их рационального использования (о том, что можно и нельзя делать на землях лесного фонда, написано тут).
  2. Предотвращение деградации и нарушения земель.
  3. Недопущение захламления и загрязнения.
  4. Защита от незаконных рубок и от пожаров.
  5. Защита от болезней и вредителей леса.
  6. Обеспечение восстановления земель, которые подверглись негативным воздействиям.

Административная ответственность в качестве меры наказания предусматривает штраф и чаще всего наступает в случаях:

  • Уничтожения саженцев и лесных культур.
  • Незаконной порубки деревьев.
  • Нарушения правил пожарной безопасности.
  • Использования земель данного хозяйства для устройства складов или самовольной застройки.
  • Повреждения земель химическими веществами или сточными водами.

Уголовная ответственность предусматривается в следующих случаях:

  • Нарушения правил пожарной безопасности должностным лицом, которое обязано следить за их исполнением, и при этом был нанесен тяжкий вред здоровью человека (или со смертельным исходом).
  • Незаконной порубки в крупном размере на особо защитных участках лесов.

Мониторинг текущего состояния

Мониторинг земель лесной сферы представляет собой огромный комплекс мероприятий, которые связаны с оценкой, наблюдением и прогнозом дальнейшего развития таких земель. Благодаря мониторингу получается точная и оперативная информация о состоянии лесов. Проводятся исследования следующих видов:

  1. Проверка любых ресурсов и земель, которые входят в лесной фонд.
  2. Изучается возможность возникновения пожаров в лесах.
  3. Исследования в целях применения конкретной информации для международных соглашений и специальных программ.
  4. Изучение малоосвоенных лесов.

Каждый вид исследования может проводиться отдельно или в комплексе. Если же возникает потребность провести мониторинг земель лесного хозяйства, то могут быть организованы такие виды работ:

  1. Производится наблюдение за воздействием окружающей среды на состояние земель.
  2. Составляется прогноз об изменении экологии на конкретном участке.
  3. Оценивается фактическое состояние окружающей среды из-за влияния антропологического фактора.

В результате всем заинтересованным юридическим лицам и государственным органам предоставляется достоверная и подробная информация обо всех негативных изменениях, которые происходят в окружающей среде, чтобы была возможность использовать ее для природоохранных мероприятий.

Заключение

Вывод в итоге можно сделать следующий: установление правового режима земель лесного фонда чрезвычайно важно, ведь они занимают столь огромную площадь в России. Лесной Кодекс РФ и Земельный Кодекс РФ (основанные на конституционных нормах), помимо прописанных правовых норм, помогают охранять и защищать наши лесные ресурсы, а также рационально использовать их богатство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Правовой режим земель лесного фонда

Вы будете перенаправлены на Автор24

Состав земель лесного фонда

Земли лесного фонда — это земли, покрытые или не покрытые лесной растительностью, основным предназначением которых является ведение лесного хозяйства (ст. 101 Земельного кодекса).

Состав земель лесного фонда представлен землями двух крупных групп:

  1. Лесные земли. Покрыты (не покрыты) лесом, предназначены для восстановления лесного массива (гари, вырубки, пустыри, редины, погибшие древостои, прогалины, площади, занятые лесными несомкнувшимися культурами, питомниками и др.), предоставлены для лесного хозяйства, рационального воспроизводства и использования земель;
  2. Нелесные земли. Не покрыты лесом (заняты противопожарными разрывами, просеками, мелиоративными системами, сельскохозяйственными угодьями, лесными дорогами; нарушенные земли; земли, находящиеся под застройкой; другие земли, не используемые для лесоразведения). Нелесные земли расположены в пределах лесного фонда и предназначены для лесного хозяйства.

В лесной фонд входят все лесные массивы, за исключением лесов, находящихся на землях сельских и городских поселений, на землях Министерства обороны, в том числе земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Земли государственного лесного фонда принадлежат государственному земельному фонду, в котором представляют часть земельного баланса страны. В Российской Федерации лесной фонд составляет около 69% от всей территории страны.

В лесной фонд не входят группы деревьев, единичные деревья, другая древесно-кустарниковая растительность, встречающаяся:

  • на сельскохозяйственных землях;
  • на землях оздоровительных учреждений;
  • в пределах полос отвода автомобильных и железных дорог, других транспортных линий;
  • в границах населенных пунктов (исключение составляют городские леса);
  • в границах личных подсобных хозяйств;
  • на земельных участках, предназначенных для ведения дачного строительства или коллективного садоводства;
  • на территориях строительства жилых домов и их обслуживания.

Для того, чтобы обеспечить нормальный объем лесистости на берегах водоемов, рек, в иных важных случаях в состав земель лесного фонда могут переводиться земли иных категорий (балки, овраги, пески и т.д.), земли запаса, заросшие древесно-кустарниковой растительностью. Перевод в состав земель лесного фонда осуществляется в порядке, установленным лесным и земельным законодательством.

Читайте также  Правовые проблемы эвтаназии

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты правоотношений в сфере лесного фонда и лесного хозяйства

Субъектами правоотношений являются в сфере лесного фонда и лесного хозяйства: государство, субъекты Федерации, муниципальные органы власти, юридические лица и граждане. Правоотношения основаны на нормах конституционного, административного, гражданского и иных отраслей права, несущих публичный характер.

Субъектами права землепользования являются лесохозяйственные, транспортные, промышленные и иные предприятия, национальные парки, заповедники, заказники. Пользователи земель лесного фонда не могут быть собственниками лесов или земель этой категории. Право собственности на данные объекты принадлежит государству.

Законодательные и исполнительные органы власти, осуществляющие регулирование в сфере лесного хозяйства:

  1. Федеральное агентство лесного хозяйства — осуществляет функции по реализации политики государства, по нормативному регулированию в сфере изучения, воспроизводства, использования лесного фонда. Федеральное агентство осуществляет функции по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг в сфере лесного хозяйства.
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за использованием, состоянием, защитой и охраной лесного фонда, за восстановлением лесов.

Особенности правового режима земель лесного фонда

Отнесение земель к землям лесного фонда, переход таких земель в земли других категорий осуществляются в порядке, предусмотренным лесным и земельным законодательством РФ.

Земли лесного фонда выделяются из земель других категорий в порядке лесоустройства. Границы земель лесного фонда определяют согласно лесному законодательству, земельному законодательству, законодательству о градостроительной деятельности. Границы земель вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Не допускается совершение каких-либо сделок (залог, купля-продажа и др.), которые могут привести к отчуждению участков лесного фонда. Сделки с правом пользования участками лесов, не имеющих отношения к лесному фонду и территориям, входящим в лесной фонд, осуществляются в соответствии с лесным и гражданским законодательством РФ.

В лесном кодексе отражен принцип приоритета лесного законодательства в вопросах регулирования административных и имущественных отношений относительно сферы использования, защиты, охраны и воспроизводства лесов. Правовой режим земель лесного фонда во многом зависит от того, к какой категории отнесены леса в соответствии с экологическим, экономическим, социальным значением лесного фонда, выполняемыми функциями и месторасположением.

В лесном фонде выделяют эксплуатационные, защитные и резервные леса, отдельно в этих лесах могут выделяться участки, особо защищенные со стороны государства и ограниченные режимом лесопользования. Порядок ведения лесного хозяйства, использование лесного фонда, изъятия участков этого фонда устанавливаются в зависимости от категории и вида защищенности лесов:

  1. Эксплуатационные леса — это леса, подлежащие освоению для устойчивого и эффективного получения качественной древесины и иных продуктов переработки лесных ресурсов с гарантией сохранения полезных функций лесов. Причисление лесов к эксплуатационным относится к ведению органов местного самоуправления и государственной власти.
  2. Защитные леса культивируют в почвозащитных, водоохранных, средообразующих, оздоровительных, санитарных, гигиенических и иных полезных целях.
  3. Резервные леса — это леса, на землях которых не планируется проводить заготовку древесины в течение 20 лет. Проведение рубок насаждений в этих лесах возможно только после их отнесения к защитным или эксплуатационным лесам.

Отнесение лесов к ценным, выделение особо защищаемых участков лесов, установление их границ осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти (ст. 81–84 ЛК).

Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.05.2018 2018-05-03

Статья просмотрена: 1510 раз

Библиографическое описание:

Исяндавлетов, М. М. Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации / М. М. Исяндавлетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49864/ (дата обращения: 16.09.2021).

В статье исследуются особенности правового режима земель лесного фонда, предназначение которого состоит в комплексном сохранении таких компонентов окружающей среды, как земля и лесные ресурсы. Обосновывается необходимость усовершенствования действующего законодательства, регламентирующего отношения по использованию, охране и воспроизведению земель лесного фонда.

Ключевые слова: лес, правовой режим земель лесного фонда, лесные ресурсы.

The article explores the features of the legal regime of the forest lands,whose purpose is the complex preservation of such environment components as land and wood resources. There is a need to improve current legislation, which regulates relations connected with the use, protection and reproduction of forest lands.

Keywords: forest, legal regime of forest lands, wood resources.

Современное состояние охраны лесных ресурсов в Российской Федерации характеризуется многими недостатками, в числе которых можно выделить несовершенство финансово-экономического механизма охраны лесных ресурсов и налоговой базы, которая не учитывает особенность долгосрочности в выращивании леса; дублирование полномочий административно-правовой охраны лесных ресурсов; нецелесообразное сочетание лесохозяйственными предприятиями функций по ведению лесного хозяйства и переработки древесины; значительный объем незаконных рубок, несовершенство порядка перераспределения земель лесного фонда; рост техногенной нагрузки на лесные экосистемы; увеличение случаев лесных пожаров; появление в лесных массивах вредителей, которые создают дополнительные проблемы для охраны лесных ресурсов, и отсутствие действенных средств борьбы с ними.

Помимо этого стоит отметить, что система управления в сфере охраны и воспроизводства лесов не обеспечивает в полной мере многоцелевое, непрерывное и устойчивое использование земель лесного фонда, лесных ресурсов и лесных экосистем.

Основное целевое назначение земель лесного фонда — это ведение на них лесного хозяйства, которое обеспечивало бы рациональное пользование лесами, их восстановление, охрану, улучшение природного состава и повышение продуктивности [5, с. 86].

Земли лесного фонда по внутренней структуре очень разнообразны и имеют сложный правовой режим, характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, эти особенности вытекают из действующего порядка пользования землями лесного фонда. Иными словами, правовой режим этих земель целиком и полностью зависит от вида лесопользования, которое осуществляет землепользователь. Многоцелевое использование — одна из особенностей правового режима земель лесного фонда.

Во-первых, главным в их использовании является выращивание лесов и заготовка древесины, а во-вторых, проведение научно-исследовательских работ, охотничьего хозяйства, осуществление культурно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время в Российской Федерации практически все земельные участки отнесены к какой-либо категории земель по их целевому назначению. Тем не менее, для реализации некоторых целей возникает необходимость в изменении целевого назначения уже установленных и утвержденных категорий земель, т. е. перевод земель из одной категории земель в другую.

На сегодняшний день вопрос перевода земель из одной категории в другую остается весьма не простым и до сих пор нерешенным российским законодательством в полной мере (в частности, перевод земель лесного фонда в иные категории недостаточно урегулирован). Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы перевода земель лесного фонда включает в себя, в первую очередь, положения Земельного [2], Лесного [3] и Градостроительного [1] кодексов Российской Федерации.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, при этом осуществление иных видов деятельности не допускается.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 172 от 21.04.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [4], решение о переводе принимается Правительством Российской Федерации.

Перевод земель лесного фонда в иные категории земель осуществляется в исключительных случаях, которыми могут быть:

‒ организация особо охраняемых природных территорий;

‒ установление или изменение границ населенного пункта;

‒ размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

‒ создание туристско-рекреационных особых экономических зон.

Проблемы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, оказывают негативное воздействие на процесс развития территорий крупных регионов страны.

Таким образом, особенность правового режима земель лесного фонда объясняется тем, что леса России являются ее национальным богатством и по своему назначению и месту расположения выполняют преимущественно экологические, эстетические, воспитательные и другие функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране. В пределах земель лесного фонда разрешается только деятельность, связанная с ведением лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, специальное лесопользование, а также культурно-оздоровительная, рекреационная, спортивная, туристическая.

Правильное использование земельных ресурсов, в том числе и земель лесного фонда в полной мере зависит от качества управления ими.

В случае перевода земельных участков из лесного фонда в другие категории земель и передачи их в собственность, или предоставление в пользование для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, которые принимают такое решение, одновременно решают вопрос о сохранности или вырубке деревьев и кустарников и о порядке использования полученной при этом древесины.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные участки без права вырубки деревьев и кустарников, обязаны обеспечивать их сохранность и охрану.

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 16.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001 г. N 44. Ст. 4147.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. N 50. Ст. 5278

  1. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. N 52 (часть 1). ст. 5276.
  2. Боголюбов С. А. Земельное право / С. А. Боголюбов. — М.: Юрайт, 2017. — 412 c.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: