Предмет философии права - ABCD42.RU

Предмет философии права

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

С развитием человечества и общества, социальных устоев, норм морали и поведения, развивалось и право. При этом, такое понятие как право различными учеными трактуется по-разному, что приводит к многообразию взглядов и воззрений на суть права.

Такая же палитра взглядов в «учёном мире» наблюдается по отношению к философии, согласитесь невозможно не обращать внимание на наличие множества концептуально разных трактовок философии, её статуса, роли и места в жизни человека и общества в целом.

Чем это обусловлено? Ответ на этот вопрос довольно прост, ведь право и философия, как указано выше, являются неотъемлемой частью развития человечества, если хотите его зеркальными отражениями, а каждый человек хочет жить по-своему. И если объединить эти две сложнейшие науки, то можно выделить такое научное направление, как философия права.

Философия права является важной частью философских и социально-гуманитарных дисциплин, так как современный юрист обязан обладать высокой философско-методологической культурой, что позволит ему понимать, интерпретировать и объяснять юридические знания, понимать их суть, природу и историю развития, а также постигнуть смысл права, его ценность и значение для человека, общества и государства.

Как известно из истории развития науки, философские идеи стали исходной основой всех последующих концепций о внутренней взаимосвязи права, свободы, справедливости, а также о правовом законе и правовом государстве. И в том, что эти ценности бытия человека и общества сегодня актуальны и значимы, что они исследуются в юридических науках, заслуга философии права.

В современных условиях развития и совершенствования судебной власти в стране, формирования гражданского общества и правового государства существенно возрастает роль философии права в учебном процессе при подготовке юристов разного уровня. Философия права раскрывает перед будущими юристами объективную, в значительной степени независимую от официального или властного влияния, природу права, его сущность, причины и источники его возникновения, становления и развития.

Таким образом, философия права имеет давние и богатые традиции. При этом несколько десятков лет в нашей стране она не изучалась на юридических и философских факультетах, как самостоятельная академическая дисциплина, что естественно нанесло ущерб ее развитию.

В последние годы философия права возрождается в нашей стране, занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия. Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки.

Что же такое философия права или правовая философия — это раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Выделяют следующие разделы философии права:

1. Правовая онтология – это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона.

2. Правовая гносеология – учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности, о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве.

3. Правовая аксиология – учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

4. Правовая антропология – это учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание.

5. Также, можно выделить философско-правовую праксиологию – учение о принципах правовой деятельности, законотворчестве и реализации права.

В настоящее время существует два основных подхода в осмыслении философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть философии в целом, ищет ее место среди таких же направлений философии (философия морали, философия религии, философия политики). Таким образом, философия права причисляется к части практической философии (учению о должном), то есть «предписывает» человеку какую-либо манеру поведения в социуме. Философия всегда останется философией, если подход к изучению какого-либо вопроса будет философским.

Второй подход определяет философию права как одно из юридический учений, является основанием для создания позитивного права, т.е. наука, разъясняющая смысл правовых норм и правовые принципы.

Исходя из вышесказанного, следует, что философия права питается из двух абсолютно разных источников. Первый – философский путь решения проблемы. Второй – это накопленный опыт решения практических проблем права. В чем и заключается отличие философии права от других юридических дисциплин, изучающих формирование права, она решает проблемы на философском уровне.

Как и все учения философия права имеет свой объект, предмет, набор понятий и категорий, а также методы познания. Тем не менее, в определении предмета философии права существуют разные подходы.

При подготовке данной работы мной были выделены два:

1. Предмет философии права — это общие закономерности возникновения, становления и развития «регулятивов» права, самого права как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источники развития права, формирования законов.

2. Предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний.

Как же выявить предмет философии права, какое из указанных определений верно, а какое нет? Чтобы попытаться дать точное определение, я попытался выявить основные проблемы, которые рассматривает философия права. И вот, что я нашел в учебной литературе:

— выявление сути и содержания права как сложного социального образования;

— анализ структуры юридической науки и её функций;

— выявление связи права и закона, права, закона и государства;

— научные алгоритмы проверки, подтверждения и опровержения правовых теорий;

— систематизация и развитие методов исследования в деятельности юристов;

— реконструкция развития знаний о праве, законе;

— обоснованность критерия истинности знаний, получаемых юристами в их практической деятельности;

— связь права и общества, права и человека, права и государства.

Исходя из сказанного, определение предмета философии права я бы выразил так:

— Предметом философии права является понятие права, как неотъемлемой части социального формирования общества, а также взаимодействие человека с окружающим миром в условиях правовых норм.

Философия права, как и любое другое научное направление, имеет ряд функций:

— Онтологическая функция – определение природы и сущности правовой реальности, ее способы и формы существования;

— Мировоззренческая функция – формировать у человека взгляды на мир права, правовую реальность, существование и развитие права как способа человеческого бытия;

— Методологическая функция – выступать алгоритмом исследования правовой реальности, вооружать конкретные юридические науки и отдельного человека системой познания и преобразования правовой реальности;

— Аксиологическая функция – разрабатывать представления о правовых ценностях: свобода, равенство, справедливость, а также представления о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности;

— Воспитательная функция – формировать правосознание и правовое мышление через разработку правовых установок, в т.ч. ориентировать на справедливость и уважение к праву.

В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое.

Естественное право – это первоосновы права, вытекающие из естественных потребностей человека, условий его жизнедеятельности, и определяющие исходные принципы, в соответствии с которыми принимаются правовые нормы и осуществляется их оценка.

Позитивное право – система правовых норм, отношений и судебных решений, фиксированная в нормативных документах.

Гуманистическое право – регулятивы взаимоотношений в социуме, направленные на человека, правозаконность и господство демократических принципов.

Исходя из указанных характеристик существующих видов права, напрашивается вывод, что правовая реальность различными учеными интерпретируется по-разному. В этой связи, в настоящее время выделяют 6 основных философских концепций права:

— философско-правовой идеализм – правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий;

— философско-правовой материализм – представляет право, как отражение материального бытия, материальных отношений между людьми;

— философско-правовой рационализм – положение о том, что знания – это составляющая правовой реальности и главное условие существования права;

— философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе феноменов, необъяснимых рациональными средствами;

— философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность, как совокупность фактов без морали, политики и психологии, а право – как совокупность норм;

— философско-правовой либерализм – провозглашает основанием права либеральные ценности, в первую очередь свободу альтернативой предопределенности, зависимости от необходимости.

Право создается из потребностей людей, в процессе их жизнедеятельности, отражает идентичность черт людей и социальных типов общества. Таким образом, в настоящее время для деятельности в области права специалисту просто необходимо знание философии права, в целях выработки своего взгляда на действующие нормативно-правовые акты, оценки их состоятельности и необходимости.

Список литературы

2. Философия права: учеб. пособие для магистров / Н.В. Михалкин, А.Н. Михалкин. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 393 с. — Серия: Магистр. / ISBN 978-5-9916-1837-3.

Предмет философии права. Предмет философии права

Предмет философии права. Дискуссия о предмете философии права. Сущность и особенности философского подхода к праву

В истории философско-правовой мысли существовали разнообразные подходы к определению философии права и ее предмету. Так, например, Г.В.Ф. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Л. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, — писал он, — по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества».

В современной философии права ее предмет так же определяется по-разному. От самых широких определений, как, например, у известного российского философа права В.С. Нерсесянца: «философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества», до самых узких, как, например, у одного из ведущих итальянских философов права Н. Боббио, который считает, что единственной проблемой философии права, которая и составляет, собственно, ее предмет, является справедливость.

Такое многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо его определение предполагает выявление отношения исследователя, как к философии, так и к праву. Можно предположить, что подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиции исследователя к самому феномену права, т.е. того, что собственно и должно быть исследовано.

Предметом философии права являются внеюридические (предельные) основания права, которые в трактовке некоторых авторов справедливо раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Теория же права представляет собой, главным образом, учение о действующем праве, именно в сфере теории права происходит развитие «всеобщих правовых понятий», которые выводятся из конкретного опыта функционирования отдельных отраслей права. Понятийным арсеналом теории права являются такие понятия, как «закон., «правоотношение», «субъект права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязательство», «ответственность» и др. Они представляют собой несущие конструкции позитивного права, его «понятийный каркас». Благодаря им происходит «оформление» и «упорядочивание» нормативной системы и понятийного аппарата правоведения целом. Хотя философия права в своем анализе, оснований права может использовать понятия позитивной науки о праве, однако она имеет и свои собственные категории, такие как «идея правам «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «признание», «автономия личности», «права человека» и др.

Само по себе позитивное право не является предметом философии права. Позитивное право интересует философию права лишь в соотнесении с естественным правой, с позиции которого оценивается действующее право. В данном случае естественное право, оценивая позитивное право, играет роль как бы «права в праве». Благодаря такому соотнесению и оценке позитивное право оказывается легитимированным (узаконенным) и одновременно лимитированным (ограниченным) в своих притязаниях. В целом можно согласиться с идеей о том, что предмет философии права соотносится с понятием «естественного права», а предмет теории права с понятием «позитивного права», однако следует подчеркнуть условность такого разграничения. Более точным будет утверждение, что философия права изучает «мир права» («правовую реальность» как философский аналог понятия «правовая система») в его всеобщности и целостности, его смысловое содержание. Здесь пой правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, существующих правоотношений, правовых концепций явлений правового менталитета и т.д.

Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась — сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования — по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). У Канта философия права представлена в виде метафизического учения о праве.

Проблеме дисциплинарного статуса философии права, связана с тем, что в силу существования двух различных источников формирования философии права сложились и два основных подхода к пониманию ее статуса.

Первый подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Второй подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. практической философии, учению о должном.

Читайте также  Ответственность в гражданском праве

Рассмотрим два данных подхода боле подробно, конкретизировав и связав их с учениями определенных мыслителей.

Что касается первого подхода, то следует обратить внимание на то, что именно в его рамках первоначально появляется термин «философия права» (вместе с определенной концепцией философии права). Его автором является немецкий юрист Густав Гуго, предтеча исторической школы права. Выражение «философия права» Гуго использует для более краткого обозначения «философии позитивного права», которую он стремился разработать как «философскую часть учения о праве»

Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой «юридическое ремесло», согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно «разумную основу научного познания права» и образуют «ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)».

При этом история права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем (в дальнейшем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пухтой и другими представителями исторической школы права).

Философия права, по Гуго, это «частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)».

Хотя Гуго и находился под определенным влиянием Канта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского метафизического учения о праве. Философия позитивного права и историчность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. Его концепция историчности права отвергала разумность как истории, так и права.

Второй подход в понимании философии права как философской дисциплиной связан с появлением гегелевской «Философией права» (1820 г.), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Показательно, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать «Философией права», на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: «В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности, дальнейшего применения и т. п.».

Юридическую науку Гегель расценивает как «рассудочную науку», добавляя, что «с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего общего». И не следует удивляться тому, что по поводу рассудочных понятий и определений юриспруденции, представляющих собой дедукцию из официальных установлений законного авторитета, философия задает вопрос: «разумно ли при всех этих доказательствах данное определение права».

Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в философии права. «Наука о праве, — утверждает он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».

В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление».

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. «В праве, — замечает Гегель, — человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями».

Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного. Отсюда и его определение задачи философии, в том числе и философии права, — «постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум».

Гегелевское понимание предмета и задач философии права резко противостояло и прежним естественноправовым концепциям права и закона, и антирационалистической критике естественного права (Гуго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права — праву сущему (Кант, кантианцы Я. Ф. Фриз и другие).

Правда, сама гегелевская идея права, составляющая предмет его философии права и по существу имеющая в виду принципы и характеристики буржуазного права, тоже выступала как должное в отношении к сущему (к полуфеодальным общественным и государственно-правовым порядкам в тогдашней Пруссии). Так что в конкретно-историческом плане эта гегелевская идея права фактически означала не «то, что есть», а то, что должно быть.

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX-XX вв.

Останавливаясь на философском подходе к предмету философии права, следует указать на то, что, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.

В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, в русле его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

Право несомненно является одним из самых труднодоступных объектов познания. На месте решенной исследователем проблемы возникают новые, и так до бесконечности. Чем больше мы знаем о праве, тем больше тайн и загадок возникает перед исследователем. Задача философии — раскрыть эти тайны и загадки.

Характеристика предмета философии права

Объект и предмет философии права

Отечественные юристы определяют философию права на основе предмета и объекта исследования, как теоретическую правовую дисциплину. Объектом философии права, являются право и юридические законы. Предметом является юридическая концепция, значение закона, его место в мире. Философия права занимает особое место во всем мире, придавая теории права философский характер. Большинство юристов считают, что эта наука занята поиском аксиомы о законе.

Истина утверждается в положительном праве, которое понимается, как авторитетные источники действующего права (законы, постановления, санкционированное общее право, прецеденты и т. д.), а также официальные установления, наделенные законной силой. Такой подход сводит право к положительному праву, т.е. сравнивает право и закон. Это характерно для юридической догматики и продемонстрировано в разных вариациях правового позитивизма и легитимизма.

Исходя из данной концепции, истина о праве сводится к воле законодателя, мнению и позиции установления положительного права. Это мнение не соответствует природе и требованиям разума, направленного не на мнения и положения, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте – в данном случае о праве.

Мысли о позитивном праве поднимают ряд вопросов, которые выходят за рамки позитивного правового мышления. Почему эти, а не другие нормы являются позитивными и законодательно закреплены, как позитивный закон? От чего зависит позитивность права – зависит ли оно только от позиции и воли законодателя, или есть другие (и какие) объективные причины для законодательства? Справедливо ли это и в чем справедливость? Является ли каждый закон правом или он может быть преступным произволом в форме закона? Каковы предпосылки и условия для верховенства закона? Какова дорога к закону и верховенству закона?

Таким образом, возникает проблема различения и соотношения (совпадения и несовпадения) права и закона, которая имеет определяющее значение для правопонимания и обозначает предметное поле философии права.

Из сказанного выше следует, что проблема заключается в том, что различия соотношения права и закона (совпадения или несовпадения), что имеет определенное значение понимания права и обозначения области философии права.

Философия права

Обширно популярное понятие «философия права», оно связано с похожей работой Г. В. Ф. Гегеля – «Философия права» (1820), которая повлияла на дальнейшие труды научных работников и не потеряла собственного смысла до наших дней. Понятие «естественное право», как обозначение (согласно античной традиции) философско-правового расклада, сохраняется и до сих пор. Упомянутая выше работа Гегеля вышла в свет со следующим двойным названием: «Естественное право и наука о правительстве в очерках. Основы философии права».

Согласно Гегелю, философия права является истинной юриспруденцией. «Наука о праве», утверждал он, является частью философии, поэтому она должна развить из концепции идею, которая представляет разум субъекта, чтобы наблюдать собственное развитие самого субъекта». Гегель сформулировал тему философии права следующим образом: «Философия права направлена на концепцию права и его реализацию. Задача философии права состоит в том, чтобы понять мысль, лежащую в основе закона, и это только возможно при помощи мышления, философского знания закона.

Существуют два расклада об определении дисциплинарного характера философского права в качестве правовой и философской науки. Эти расклады получили подтверждение в философско-правовых исследовательских работах в 19, 20 и в начале 21 века. Все ученые, ведущие течение философской мысли (от античных до наших дней), выдвигали версии философского правопонимания. К 19-20 и началу 21 века можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, всевозможных областях христианской философской мысли, феноменологии, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма, марксизма и другие.

В современной философии права есть несколько точек зрения на предмет философии права. Например, в учебнике «Философия права» В. С. Нерсесянц заявляет, что предметом философии права является смысл права, его сущность и понятие. В. П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание. Для Д. А. Керимова философия права изучает и делает закономерную модель генезиса права при помощи «системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде».

Приведенные выше определения предмета философии права вытекают из раскрытия не сущности правовой реальности, а ее содержания и задач права. Определение понятия, вытекающего из содержания явления, всегда является не чем иным, как неполным, частичным «схватыванием» сущности или раскрытием сущности первого, второго порядка, но не глубокой сущности, идентичной закону. Гегель писал в своей работе о том, что философия права должна раскрывать «сущность закона», он всегда объясняет «идею закона», поскольку, согласно его философии, идея является глубочайшей сущностью каждой формы бытия. Гегель показал, что нынешняя сущность идеи права – это абстрактный закон, мораль и этика. Таким образом, согласно Гегелю, значение закона не аксиологическое, а его онтологическое значение: его место и роль в жизни человека и общества, моральной, нравственной и правовой основы.

Философия права изучает право, как суть и явление в их различиях и взаимосвязях (совпадении или несовпадении), желаемом единстве. Прежде всего, философию права интересует общие принципы правовой реальности и ее познания.

В то же время правовая реальность – категория права, призванная отразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. В. С. Нерсесянц уточняет предмет философии права следующим образом: это принцип равенства в его проявлении. Он отмечает правовые явления нормативного, институционального, авторитетного и поведенческого характера и выражает единственную правовую сущность общеправового принципа формального равенства. Такой подход к теме философии права ограничивается областью исследования либертарно-юридической философской-правовой концепции. В то же время в науке должны изучаться принципы и законы, которые носят объективный характер, а не определяются субъективными измерениями (социальный класс, этнические, государственные интересы).

Не существует либеральной, демократической и консервативной биологии или физики, и тема философии права не должна содержать никаких аспектов идеологического характера. В противном случае о философии права, как науке, не может быть и речи.

Предметом философии права, являются внеюридические (предельные) правовые основы, которые в трактовке некоторых авторов справедливо раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Даже Аристотель считал, что философское учение – это наука о самых общих основах мира и их знаниях. Философия – это мировоззрение, поскольку интерпретация этих оснований может быть их определяющей ролью у разных философов. Поэтому существует множество философских взглядов, доктрин, концепций: материалистических, идеалистических, плюралистических, пантеистических, теистических, атеистических.

Концепции философии

Когда философско-правовые концепции развиваются вместе с идеологическими, то они несут социально-политическую направленность. Например, либертарная интерпретация предмета философии права является не научной, а идеологической (буржуазно-либеральной). Утверждение авторов о том, что только их концепция правопонимания и предмета философии права является наиболее продвинутой, неубедительно, так как существуют преобразования («причины») более ранних, менее развитых концепций, для них есть смысловое поле, подходящее для понимания и представления.

Более того, такая интерпретация не соответствует требованиям научной методологии. Законы правовой реальности и их знание являются реальным предметом философии права.

Только юридическая философия позволяет понять в правовой реальности отношение, взаимодействие, взаимное определение объективного и субъективного, материального и идеального, материального и духовного, индивидуального, межиндивидуального и надиндивидуального, личностного и массового, социального и биологического, естественного и экзистенциального, человеческого и божественного, свободы и ответственности. Правосудие и равенство, правовые и незаконные интересы, пределы прав гражданина, человека, личности.

Читайте также  Понятие и источники дипломатического права

Предмет философии права

Федеральное агенство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская Государствення Юридическая Академия»

Кафедра философии

Контрольная работа по философии права

«Предмет философии права»

Выполнила: студентка 4 курса 40* группы

Общее понятие философии права……………………………………………3

Предмет философии права…………………………………………………. 5

Список использованной литературы………………………………………..9

Общее понятие философии права

Философия права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право[2, c.7]. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции, объединяющую познавательные усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия. Философия права как наука имеет многовековую историю, глубокое осмысление которой происходит в процессе приобщения и изучения новых фактов, характеризующих ее развитие в различных исторических периодах и странах. У древних философия сливалась с наукою вообще. Она была для них наукой, объединяющей отдельные познания, изучающей то, что всем им обще. Так как право есть явление не материальной, внешней природы, а продукт духовой деятельности человека, оно издавна относилось к предметам философского исследования. Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием, как отдельная наука философия права начала формироваться в XVII веке [4, c.12]. Понимание философии права, как особой науки, предполагает, во-первых, возможность познания помимо чувственного опыта и, во-вторых, необходимость, или по крайней мере желательность полного отделения сверхчувственных элементов знания от знания эмпирического.

Термин «философия права» (вместе с определенной концепцией философии права) появился в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гюго. Выражение «философия права» Гюго использовал для более краткого обозначения «философии позитивного права», которую он стремился разработать как «философскую часть учения о праве. Также, широкое распространение термина «философия права» связано с гегелевской «Философией права» (1820 г.), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гюго. При этом юридическая наука характеризуется им как историческая наука. В России данное понятие получило распространение благодаря Б.Н. Чичерину и его труду «Философия права», он придерживался гегелевских концепций [1, c.31].

Предмет философии права

Философию права можно считать частью социальной философии. Вместе с тем, к философскому осмыслению права имеют отношение и все остальные разделы философского знания: онтология, теория познания, этика, история философии. Поэтому в философии права как науке о природе права как социального явления имеются такие разделы, как онтология, гносеология и аксиология права, большое внимание уделяется рассмотрению человека как правового существа [4, c.10].

Как уже говорилось ранее, философия права — дисциплина смежная, она включает в себя элементы юриспруденции и философии, посему на данную науку есть два взгляда. Поскольку в основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм), то юристами под правом понимается совокупность принудительных предписаний, система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством. Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права. Следуя такому подходу можно сказать, что право — продукт властных приказаний государственной власти. Такое понимание права в юриспруденции сложилось под большим влиянием позитивизма. Другой взгляд философский. И он кардинальнот отличается от подхода юридического, поскольку философа позиция юриста устроить не может, потому что вне внимания юристов остается важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным. Поэтому рационалистическое философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний: право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура. С другой же стороны, она вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права, такие как: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина. Обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных юридических наук. Их единственное различие в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права — общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Итак, философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность: весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Данное понимание права как одного целого, состоящего из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Исходя из этого можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) — это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.

Данная наука имеет свою достаточно богатую историю, которая показывает, что в определении ее предмета существовали различные подходы. Так, например, Г. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале, он писал, что «философия права по основному традиционно типическому ее содержанию есть познаниеобщественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества» [1, c. 15].

Что же касается современности, то и на сегодняшний день существует множество различных мнений о предмете философии права: так, В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества»; С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) — философской и правовой, — но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права; Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики. Опять же, касаясь истории, следует отметить, что исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость [1, c. 17]. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола. Следует отметить, что в философии права исследуется не только бытие права в обществе, но и философские концепции государства, поскольку право не существует без государства. Государство устанавливает и защищает право, а также является правовой формой организации публичной власти в цивилизованном обществе [3, c.32].

Исходя из всех приведенных выше фактов можно сделать вывод, что предметом философии права является право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве, а также взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, то есть с миром норм, законов, установлений, предписаний. При этом под правом имеется в виду право как сущность, то есть присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность , независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, то есть все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным [4, c. 48].

Список использованной литературы

1. История юридической мысли России. Курс лекций. — М., 1999. Азаркин Н.М.

2. Основы философии права: Учеб. пособие. М.,1997. Тихонравов Ю. В.

3. Теория государства и права: Учеб. / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д.

4. Философия права: Учеб. для вузов. М., 1997. Нерсесянц B. C.

Предмет философии права

ТЕМА 1. Философия права, ее предмет и место среди других юридических наук

Предмет философии права

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.

Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом — уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние объекта, его познавательно-смысловая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и понятия.

В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) — это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.

Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон ( позитивное право ), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).

С учетом данного обстоятельства приведенное определение предметной области философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права — это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.

При этом под правомимеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность, независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под закономкак официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право(все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным.

Искомое философией права единство правовой сущности (права как сущности) и права как явления (официально-властно установленного правового явления в виде принудительно-обязательного закона, позитивного права) — это правовой закон, правовое позитивное право, т.е. такое государственно установленное, обладающее принудительно-обязательной (юридической) силой официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовой сущности (праву как сущности) и, следовательно, представляет собой не просто и не только официально-властное явление, но официально-властное правовое явление, государственную форму надлежащего выражения (внешнего проявления) правовой сущности в правовом явлении.

Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии права зависит от того понимания (и понятия) сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции философии права.

Согласно разработанной нами и освещаемой также и в данном учебнике либертарно-юридической концепции философии права сущность права — это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.

Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права — это формальное равенство и формы его проявления.Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере — это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права — это принцип равенства и его проявления.

Читайте также  Межмуниципальное сотрудничество и его роль в местном самоуправлении Российской Федерации

Формы внешнего проявления и практического осуществления в эмпирической действительности формального равенства — это все реальные правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства.

К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличное государство , поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сущности и характеру) формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.

В предмет философии права, таким образом, вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно — в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).

В процессе освещения предмета философии права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно-правовых позиций критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные прошлые и современные теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмены права произволом, правовых норм и публично-властных институтов — антиправовымиформами организации официальной власти и ее произвольно-приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов — господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения и т.д.

В этом смысле можно сказать, что любая философия права — это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях — в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение — и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).

Приведенные краткие определения (дефиниции) предмета развиваемой нами концепции философии права содержат лишь наиболее важные и существенные характеристики этого предмета, полное освещение которого дано во всей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета. Основные положения этой либертарно-юридической концепции философии права — в общем контексте всемирной и отечественной философии права, в соотношении с другими философско-правовыми концепциями прошлого и современности — содержатся в настоящем учебнике.

Сформулированное нами с либертарно-юридических позиций понимание предмета философии права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций такой одной общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права(для всех его концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и правового явления, зависимого от субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).

Такое теоретическое различение объективной правовой сущности (права как сущности) и субъективного правового явления (права как явления) в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей форме это различение мы формулируем как различение права (права как особой сущности) и закона (права как особого явления, как официально-властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение). Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от того конкретного понятия права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т.д.), которое лежит в основе соответствующей концепции философии права и определяет ее своеобразие.

Так, в естественноправовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин «ius positivum» — «позитивное право» возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale — естественное право) естественное право — это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) — право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов — это по сути дела философия естественного права.

Прямо противоположную позицию занимают представители легизма (от lex — закон). В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов — это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом.

Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом — это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), — это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

Легизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.

Поэтому либертарно-юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско-правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом.

Дело в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и предмета философии права уже учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения («резоны») предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего понимания и изложения, тогда как в ограниченных рамках менее развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика познания и его развития действует также и в сфере философско-правовой мысли.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 2685 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Предмет философии права

В истории философско-правовой мысли существовали разнообразные подходы к определению философии права и ее предмету. Так, например, Г. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, — писал он, — по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества».

В современной философии права ее предмет также определяется по-разному. От самых широких определений, как, например, у известного российского философа права В. Нерсесянца: «Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества» до самых узких, как, например, итальянского философа права Н. Боббио, который считает справедливость единственной проблемой философии права, составляющей ее предмет.

Многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо его определение предполагает выявление отношения исследователя как к философии, так и к праву. Можно предположить, что подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиции исследователя к самому феномену права, т.е. того, что, собственно, и должно быть исследовано.

Для решения этой проблемы целесообразно воспользоваться рассуждениями югославского теоретика права Р. Лукича. «Само понятие «философия права», — отмечает он, — легко определить исходя из уже известного понятия философии. Философия права представляет собой специальную философию — такую, предметом которой является не весь мир в целом, не все сущее как таковое, а одна его часть — право.

Однако, поскольку она есть философия, хотя и специальная, ей присущи все черты философии вообще или соответственно общей философии. Это означает, что ее предмет аналогичен предмету философии. Следовательно, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Используя подход И. Канта, определявшего предмет общей философии путем ответа на вопросы: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что такое человек? предмет философии права можно обозначить посредством постановки следующих вопросов: 1) что я могу знать о праве? 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований? В свою очередь все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что такое правовой человек или что представляет собою право, как способ человеческого бытия? Ответы на эти вопросы и позволяют выяснить природу такого феномена как право и предмет философской дисциплины, которая его исследует.

Для уяснения специфики философии права как особой теоретической дисциплины необходимо выявить сущность и особенности философского подхода к праву.

Известно, что любая наука, определяя свой предмет исследования, как правило, оставляем в стороне вопрос о месте предмета этой науки в общей картине мира и о его отношении к сущности человека. Частные науки принципиально не могут «заглянуть» за свой «исходный пункт», свои базовые положения, и в этом их ограниченность. Так, И. Ньютон называл гравитацию высшей «причиной», позволяющей объяснять природные явления, но для которой он не мог найти причину ее самой в рамках той ме- ханики, которую он создал.

Что же касается философии, то ее сфера интересов как раз начинается там, где заканчивается сфера интересов частных наук. Философия обосновывает базовые положения частных наук, подводя их под свои «предельные основания», выявляя их смысл. Например, аксиомой, исходным пунктом юриспруденции как частной науки является предположение о том, что право является порождением воли субъекта государственной власти, что детерминирует в свою очередь вытекающее из него требование исполнения норм права. Это положение представляет собой не что иное, как выражение сущности позитивного права. Но постичь действительный смысл правовых явлений мы можем, лишь заглянув за пределы этой аксиомы, т.е. пытаясь отыскать основания ее самой.

Поэтому и считается, что предметом философии права являются внеюридические (предельные) основания права, которые в трактовке некоторых авторов справедливо раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Теория же права представляет собой, главным образом, учение о действующем праве. Именно в сфере теории права происходит развитие «всеобщих правовых понятий», которые выводятся из конкретного опыта функционирования отдельных отраслей права. Понятийным арсеналом теории права являются такие понятия, как «закон», «правоотношение», «субъект права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязательство», «ответственность» и др. Они представляют собой несущие конструкции позитивного права, его «понятийный каркас». Благодаря им происходит «оформление» и «упорядочивание» нормативной системы и понятийного аппарата правоведения в целом.

Хотя философия права в своем анализе оснований права может использовать понятия позитивной науки о праве, однако она имеет и свои собственные категории, такие как «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «признание», «автономия личности», «нрава человека» и др.

Само по себе позитивное право не является предметом философии права. Позитивное право интересует философию права лишь в соотнесении с естественным правом, с позиции которого оценивается действующее право. В данном случае естественное право, оценивая позитивное право, играет роль как бы «права в праве». Благодаря такому соотнесению и оценке, позитивное право оказывается легитимированным (узаконенным) и одновременно лимитированным (ограниченным) в своих притязаниях.

В целом можно согласиться с идеей о том, что предмет философии права соотносится с понятием «естественного права», а предмет теории права с понятием «позитивного нрава», однако следует подчеркнуть условность такого разграничения. Более точным будет утверждение, что философия нрава изучает «мир права» («правовую реальность» как философский аналог понятия «правовая система») в его всеобщности и целостности, его смысловое содержание. Здесь под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, существующих правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: