Представительные органы местного самоуправления - ABCD42.RU

Представительные органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления: основные полномочия

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

“Главный признак представительного органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности”.

Численный состав представительного органа местного самоуправления регулируется законодательством субъекта федерации и определяется уставом муниципального образования.

Структурно, представительный орган состоит из:

заместителя (ей) председателя,

комитетов и комиссий (постоянных и временных).

Представительный орган принимает решения коллегиально, в соответствии со своим регламентом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена главное должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Главное должностное лицо муниципального образованияможет избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования:

наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования;

осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом;

подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

· принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться.

Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования, состав, структура, полномочия.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Представительный орган местного самоуправления наделён следующими полномочиями:рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития территории, программы по вопросам жилищного строительства, благоустройства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы

1) рассматривает и утверждает бюджет, при необходимости вносит в него изменения; утверждает отчет об исполнении бюджета;2) устанавливает местные налоги, сборы и пошлины в пределах, определенных законом.3) вносит предложения и дает согласие на замену платежей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в бюджет с передачей в распоряжение государственной администрации определенной продукции, материалов, выполнения работ или предоставления услуг;4) по представлению государственной администрации, создает в составе бюджета резервный фонд, а также утверждает размеры оборотной кассовой наличности для покрытия временных кассовых разрывов, предусматривает в бюджете выделение сумм, необходимых для возвращения кредитов и оплаты процентов по ним, а также субсидий; 5) вправе увеличивать сверх установленных норм расходы на содержание социально-культурных учреждений, Структура представительного органа местного самоуправления — внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся:- руководящее звено (председатель);- функционально-отраслевые подразделения (комиссии);- территориальные структуры или политические фракции;- рабочий аппарат. Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:

Читайте также  Организация стратегического управления затратами SCM

а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;

б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;

в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

33) Глава муниципального образования: порядок избрания, полномочия, порядок прекращения полномочий.

Глава́ муниципа́льного образова́ния — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований — «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования»

Глава муниципального образования (полномочия)

· представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

· подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

· издает в пределах своих полномочий правовые акты;

· вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

· обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования устанавливаютсяуставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:

· глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации — такая структура позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением и сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России

· глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу — такая структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».

· глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу — такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.

Основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования закрытым перечнем указаны в части 6 статьи 36 ФЗ-131. К ним законодатель относит случаи:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации за неисполнение решения суда об отмене принятого незаконного акта или устранения последствий незаконных действий (бездействия);
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) отзыва избирателями;
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления

  • Организация местного самоуправления в РФ
  • Представительный орган местного самоуправления
  • Депутат представительного собрания
  • Формирование представительного органа
  • Полномочия представительного органа местного самоуправления
  • Функции представительного органа
  • Структура представительного органа
  • Работа представительного органа

Организация местного самоуправления в РФ

Будучи одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти, местное самоуправление в РФ позволяет гражданам осуществлять свои конституционные права непосредственно или через органы местного самоуправления в муниципально-территориальных образованиях.

Муниципальным (муниципально-территориальным) образованием (далее — МТО) является территория, зачастую состоящая из нескольких административно-территориальных единиц, в пределах которой население самостоятельно решает вопросы локального значения через единую для этой территории муниципальную власть.

Обратите внимание! МТО не является объектом административного деления, хотя и создается на определенной территории. То есть территория МТО не привязывается к административно-территориальному делению РФ.

Законодательство устанавливает основные виды МТО: поселения (городские, сельские), муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.

Подробно о муниципально-территориальных образованиях читайте в статьях экспертов в системе КонсультантПлюс. Чтобы зайти в систему оформите бесплатный доступ на 2 дня.

Вопросы организации местного самоуправления регулируются законом «Об общих принципах…» № 131-ФЗ (далее — закон № 131-ФЗ). Нормы указанного правового акта определяют структуру местного самоуправления, его органов, закрепляют самые важные аспекты на уровне федерального законодательства.

Вместе с тем значительная часть организационных вопросов (порядок и способ формирования органов, разграничение компетенций и пр.) решается в рамках законодательства субъектов РФ и уставов самих муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления

Представительный орган МТО — это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории этого образования. Обычно представительный орган местного самоуправления состоит из лиц, избранных на муниципальных выборах, или формируется иным способом (об этом ниже). Депутаты начинают совместную работу, когда представительный орган укомплектован на 2/3 состава.

Наименование органа (совет, собрание, дума и пр.) устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Название должно быть зафиксировано в уставе МТО.

Согласно действующему законодательству наличие представительного органа обязательно для осуществления местного самоуправления.

Обратите внимание! Допускается отсутствие представительного органа в малочисленных сельских поселениях (не больше 100 человек). В этом случае его функции осуществляет сход жителей (п. 3 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Основными документами, регулирующими деятельность представительного органа МТО, являются:

  • устав муниципально-территориального образования;
  • регламент представительного органа — внутренний организационный документ, конкретизирующий порядок работы этого органа.

Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется в уставе. Федеральным законом установлен только срок полномочий депутатов местных органов: не меньше 2 и не больше 5 лет. Как правило, сроки полномочий отдельных депутатов и всего органа идентичны.

О муниципальных органах управления советуем прочитать нашу статью «Система органов муниципального управления».

Депутат представительного собрания

Депутатом представительного органа является гражданин:

  • достигший 18 лет;
  • избранный на основе всеобщего, равного и прямого голосования;
  • уполномоченный представлять в нем интересы избирателей, населения МТО.

Рекомендуем! Основные вопросы, связанные с проведением муниципальных выборов, регулируются законом «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ…» от 26.11.1996 № 138-ФЗ.

Избирают депутатов, как мы уже говорили, на срок не менее 2 и не более 5 лет. Конкретный период указывается в уставе МТО. Депутаты приступают к исполнению своих обязанностей с момента своего избрания (пп. 2, 3 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 40 закона № 131-ФЗ депутаты могут осуществляют свою деятельность:

  • На постоянной основе в совете депутатов и получать за это денежное вознаграждение.
  • Без отрыва от основной работы. В этом случае они получают зарплату по месту основной деятельности и, как правило, вознаграждение за исполнение депутатских обязанностей.

Важно! Законодатель устанавливает, что количество постоянно работающих депутатов не может превышать 10% от общего числа избранных граждан (если общее количество депутатов менее 10 человек, то это 1 депутат).

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с началом работы представительного органа в обновленном составе. В некоторых случаях депутат может быть лишен своего статуса досрочно (пп. 10, 10.1 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Больше узнать о депутатах можно в системе КонсультантПлюс: чтобы зайти в систему оформляйте бесплатный пробный доступ или подключайте систему на постоянной основе (здесь можно заказать прайс).

Формирование представительного органа

На сегодняшний день законодательство допускает 2 способа формирования представительных органов МТО.

Порядок создания представительного органа зависит от вида муниципально-территориального образования:

  • Собрание депутатов поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского образования городов федерального значения формируется только в результате прямых выборов (п. 2 ст. 35 закона № 131-ФЗ).
  • Собрание депутатов муниципального района, городского округа с внутригородским делением может быть сформировано любым из указанных выше способов. Конкретный способ устанавливается в уставе МТО (пп. 4 и 5 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Формирование представительного органа путем выборов Подробнее

Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом МТО с учетом положений ст. 35 закона № 131-ФЗ. Данная статья устанавливает нижний предел количества депутатов МТО:

Обратите внимание! Как уже было указано выше, если количество жителей поселения не выходит за пределы 100 человек, то функции представительного органа в нем осуществляет сход граждан.

Уставом МТО в поселениях с количеством жителей, не превышающим 300 человек, функции собрания депутатов также может осуществлять сход граждан (п. 3 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Компетенция представительного органа МТО в общих чертах определена в Конституции РФ (решение локальных вопросов), а подробнее регламентируется законами (федеральными и региональными).

В законе № 131-ФЗ устанавливается исключительная компетенция собрания депутатов независимо от вида МТО, т. е. перечисляются вопросы, которые вправе решать только этот и никакой другой орган. К исключительным правомочиям депутатов относят (п. 10 ст. 35 закона № 131-ФЗ):

Этот список является закрытым. Вопросы расширения компетенции представительного органа МТО в соответствии с п. 11 ст. 35 закона № 131-ФЗ могут разрешаться в нормативных актах субъектов РФ. Но такие вопросы нельзя будет отнести к исключительной компетенции.

Функции представительного органа

Представительный орган МТО кроме решения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции, наделяется и иными полномочиями.

Собрание депутатов МТО принимает участие в формировании всех органов муниципальной власти. Так, депутаты:

  • выбирают главу МТО из своего состава или из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, если уставом не предусмотрено его избрание на муниципальных выборах (подп. 1 п. 2 ст. 36 закона № 131-ФЗ);
  • устанавливают структуру администрации МТО и назначают на должность главу администрации (пп. 6, 8 ст. 37 закона № 131-ФЗ);
  • создают контрольно-счетный орган МТО (п. 1 ст. 38 закона № 131-ФЗ).

Одной из задач представительного органа местного самоуправления является контроль за функционированием других органов МТО. Депутаты заслушивают ежегодные доклады главы МТО, главы администрации о результатах работы местной администрации и иных подведомственных главе МТО органов самоуправления (п. 11.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Вышеуказанные полномочия определяют ведущее положение собрания депутатов в структуре органов МТО.

Обратите внимание! Вместе с тем не следует забывать, что и сам представительный орган несет ответственность перед избравшим его населением и государством (ст. 71, 72 закона 131-ФЗ).

Читайте также  Русские православные праздники

Рекомендуем к прочтению статью на сайте КонсультантПлюс «Правовой статус представительного органа местного самоуправления». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Структура представительного органа

Внутренняя структура представительного органа определяется уставом МТО и регламентом представительного органа.

Собрания депутатов небольших МТО могут функционировать с достаточно простой внутренней структурой, включающей в себя, как указано в п. 14 ст. 35 закона № 131-ФЗ, председателя и, возможно, его заместителя.

В крупных МТО со значительным количеством депутатов структура представительного органа местного самоуправления сложнее и включает в себя:

  • Подразделения, деятельность которых носит постоянный или временный характер. Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления создаются на весь срок полномочий собрания депутатов и наделяются конкретными функциями (по организации заседаний, проработке вопросов к заседаниям и т. д.). Для подготовки специфических вопросов могут формироваться временные комиссии, а также рабочие группы, в которые включаются разные специалисты и представители заинтересованных организаций.
  • Аппарат представительного органа. В него могут входить организационный отдел, юридическая, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и пр. В небольших МТО данная работа может выполняться сотрудниками местной администрации.

Работа представительного органа

Порядок работы представительного органа определяется его регламентом — актом организационно-распорядительной направленности. Данный документ содержит все этапы работы представительного органа, начиная с планирования деятельности и заканчивая принятием решений и контролем за их исполнением. Как правило, в него включены следующие положения:

  • порядок созыва и периодичность проведения заседаний совета депутатов, в том числе внеочередных заседаний;
  • права и обязанности депутатов при подготовке и проведении заседания представительного органа, его постоянных комиссий и иных рабочих органов, а также в работе с избирателями;
  • порядок ведения заседаний, права и обязанности председателя;
  • порядок внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение представительного органа;
  • порядок рассмотрения отчетов должностных лиц МТО.

Основной формой работы представительного органа МТО являются заседания (сессии). Заседания данного органа носят открытый характер. Законодатель обязывает проводить их не реже 1 раза в 3 месяца. Конкретная периодичность депутатских заседаний устанавливается в регламенте.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не меньше половины избранных депутатов (п. 1.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ). Решения, как правило, принимаются большинством голосов присутствующих. Но иногда требуется большинство списочного состава депутатов (например, для принятия нормативных актов, бюджета и решения других важнейших вопросов).

Таким образом, представительный орган местного самоуправления занимает особое, ведущее положение в системе органов МТО.

Данный орган власти наделен правом принимать решения по наиболее важным вопросам, касающимся всех людей, проживающих в конкретном месте. Решения представительного органа обязательны для исполнения на территории всего МТО.

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнение функций нотариуса (это как?), если в МО нет нотариуса;
  5. охрана правопорядка;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  9. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  10. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  11. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  14. принятие решений о сносах самовольных построек;
  15. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  16. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  17. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  19. организация транспортного обслуживания на территории МО;
  20. профилактика терроризма и экстремизма (это как?) на территории МО;
  21. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  24. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других вопросов МО.

» alt=»»>

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Муниципальные выборы. Проводятся для того, чтобы жители конкретного МО смогли выбрать членов представительного органа, который будут действовать в интересах жителей МО.

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Общественное самоуправление. Такая форма МСУ подразумевает, что инициативная группа жителей МО выдвигает какие-либо задачи, затем предлагает их для обсуждения на собраниях или конференциях жителей МО. При этом выдвигаемые для решения проблемы могут быть актуальны только для ограниченного числа жителей МО.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

  • Публичные слушания, обсуждения, собрания, конференции. Инициируются либо жителями МО, либо представительным органом, либо главой администрации. На публичных слушаниях заслушиваются важные для МО документы, например, проект устава МО, бюджет МО (проект и последующее исполнение).
  • Опросы жителей МО. Могут проводиться либо представительным органом и (или) главой МО, либо органами государственной власти. Результаты опроса не обязательны к исполнению, они носят только рекомендательный характер.
  • Обращения жителей МО в органы МСУ (коллективные и индивидуальные). Обязательны к рассмотрению органами местной власти и вынесению какого-либо решения по теме обращения.
  • Другие формы самоуправления, не противоречащие законодательству РФ.
    Читайте также  Субъекты патентного права

    Краткое резюме

    Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

    Читайте наш блог, получайте новую информацию!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

    Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

    ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    Представительные органы муниципальных образований занимают особое место в системе местного самоуправления. Это проявляется в следующем.

    Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») прямо устанавливает обязательное наличие представительных органов местного самоуправления и их исключительную компетенцию[1].

    Рассматривая правовой статус представительных органов муниципального образования, следует отметить, что в структуре органов местного самоуправления представительный орган занимает ведущее положение. Во-первых, он является обязательным элементом, за исключением случаев, прямо указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (например, если численность поселения не более ста жителей или численность поселения от ста до трехсот жителей, но уставом поселения не предусмотрено формирование представительного органа). Во- вторых, среди перечисляемых в статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органов местного самоуправления, составляющих организационную структуру муниципальной власти, представительный орган расположен на первом месте. В-третьих, законодательством в ряде случаев предусмотрен вариант определения структуры органов местного самоуправления представительным органом муниципального образования.[2]

    В деятельности представительных органов муниципальных образований можно выделить следующие основные характеристики: обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления; выборность; представительский характер деятельности; наличие собственной компетенции по решению вопросов местного значения; ответственность перед населением; коллегиальность, открытость и публичность деятельности; наделение правами юридического лица.

    В своих решениях представительный орган выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому на первый план выходит представительская функция этого органа, то есть выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование активной гражданской позиции у населения.[3]

    Особенности правового статуса представительного органа муниципального образования определяются его полномочиями, назначением и ролью, которую он призван играть в организационной структуре органов местного самоуправления. Данные вопросы главным образом регламентированы в статье 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

    Содержание исключительной компетенции, которой наделены представительные органы, подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления. Их можно разделить на:

    — исключительные полномочия, которые определяются федеральным законодательством;

    — обязательные полномочия, осуществляемые исходя из интересов местных жителей или представительным органом исходя из федерального законодательства;

    — полномочия, осуществляемые исходя из федерального и регионального законодательства;

    — полномочия, осуществляемые на основании муниципальных нормативных правовых актов;

    — полномочия, которые делегируются от вышестоящего уровня власти.[4]

    Одной из основополагающих функций представительного органа муниципального образования является его правотворческая функция, которая заключается в принятии соответствующих муниципальных правовых актов от имени всего муниципального образования. Именно представительный орган принимает, изменяет или дополняет основной нормативный правовой акт муниципального образования — устав. Обращаясь к истории вопроса, нельзя не отметить, что предыдущий Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такое исключительное полномочие для представительного органа не устанавливал.[5]

    Представительный орган также осуществляет и контрольные полномочия, играющие важную роль в деятельности представительного органа муниципального образования, что позволяет укрепить его авторитет. Поэтому усиление контрольных полномочий является одним из важнейших приоритетов в деятельности представительного органа муниципального образования.

    Особое значение имеют такие виды контроля представительного органа муниципального образования, как: контроль за исполнением местного бюджета; контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения; контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью муниципального образования.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность главы муниципального образования предоставлять в представительный орган отчет о результатах своей деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования, в том числе и по вопросу исполнения местного бюджета.

    Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.

    Контроль представительного органа муниципального образования за соблюдением и исполнением принятых муниципальных правовых актов также является важным его полномочием. Представительный орган муниципального образования дает оценку соблюдения и исполнения принятых им решений, а также может, в случае необходимости, вносить изменения и дополнения.[6]

    Представительный орган вправе направить запрос главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос оформляется и направляется в порядке, установленном регламентом представительного органа.

    Также депутат представительного органа вправе направить главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления депутатский запрос по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.

    Следует учитывать, что формальное наличие у представительного органа муниципального образования контрольных полномочий не всегда означает реальное их использование. В уставе муниципального образования необходимо четко определить, каким образом осуществляется такой контроль, регламентировав при этом его этапы и процедуры. В ряде муниципальных образований принимаются правовые акты, регламентирующие контрольную деятельность представительного органа муниципального образования.[7]

    Для обеспечения независимости представительного органа от администрации муниципального образования расходы на содержание представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов в Российской Федерации. Это придает представительному органу финансово-экономическую самостоятельность.

    Однако управление, распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

    Численный состав представительных органов, определяется уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством. На практике численный состав весьма разнообразен и не одинаков даже в представительных органах муниципальных образований одного уровня. Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что численность депутатов представительного органа поселения, городского округа, определяется уставом муниципального образования, однако устанавливает минимальный предел в зависимости от численности населения. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.[8]

    Таким образом, можно сделать вывод, что представительные органы муниципального образования наделены особым статусом в системе органов местного самоуправления и имеют собственные исключительные полномочия по решению вопросов местного значения.

    1 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, №40, ст. 3822.

    2 Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления //Территория науки. 2016. №3. С. 167 — 173.

    3 Семенов М.И. Представительные органы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ [Текст]: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2002. С. 61.

    4 Шугрина Е.С. Некоторые особенности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения // Конституционно-правовые проблемы эффективной власти в России и зарубежных государствах: коллективная монография / под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 214 — 231.

    5 Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.08.1995. №35. Ст. 3506.

    6 Агибалов Ю.В. Муниципальный финансовый контроль: правовое регулирование и проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. №1 (24). С. 23 — 26.

    7 Стрельников А.О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2017. №2. С. 1 — 10.

    8 Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления // Территория науки. 2016. №3. С. 167 — 173.

    Библиография

    1 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, №40, ст. 3822.

    2 Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.08.1995. №35. Ст. 3506.

    3 Агибалов Ю.В. Муниципальный финансовый контроль: правовое регулирование и проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. №1 (24). С. 23 — 26.

    4 Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления //

    Территория науки. 2016. №3. С. 167 — 173.

    5 Семенов М.И. Представительные органы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ [Текст]: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2002. С. 61.

    6 Стрельников А.О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2017. №2. С. 1 — 10.

    7 Шугрина Е.С. Некоторые особенности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения // Конституционно-правовые проблемы эффективной власти в России и зарубежных государствах: коллективная монография / под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 214 — 231.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: