Психолингвистика как новое направление лингвистических исследований - ABCD42.RU

Психолингвистика как новое направление лингвистических исследований

Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка

Психолингвистика – современная дисциплина, возникшая на стыке психологии и лингвистики и занимающаяся изучением речи человека, ее возникновения, передачи информации и функциональности.

Психолингвист Дэн Слобин, описывая психолингвистику как науку, указывал, что ее методы и задачи нацелены на исследование языка и речи. В центре ее внимания находятся проблемы философии, психологии, такие как природа развития человеческого языка и разума и другие.

Развитие психолингвистики началось в США в 1958 г. после выхода книги Ноама Хомского «Синтаксические структуры». В России основоположником психолингвистики считается психолог Лев Выготский, который в 1950-х годах изучал речевую деятельность человека, используя психологические подходы. Он обосновал организацию процесса возникновения речи, развивающейся от внутреннего мотива, который превращается в мысль, формулируется в слово и потом реализуется.

Возникновение такой дисциплины на пространстве смежных наук объясняется тем, что в обществе возникла потребность в психологическом знании феномена речи, то есть необходимо изучать не только анатомию языка (лингвистику), но и то, как язык существует в реальном обществе – то, чем еще никто не интересовался. И больше всего приближенными к этим запросам были лингвисты и психологи.

Проблема терминологии и границы научного исследования

По утверждению лингвиста Татьяны Черниговской, междисциплинарного понятия «психолингвистика» не существовало долгое время – лингвисты считали разработки в этой области своим полем исследования, а психологи – своим. Каждая из этих сфер имела свои особые акценты в исследовании связи между человеческим мозгом и языком.

По своей сути психолингвистика сегодня является одним из первых научных направлений, говорящих о тесной взаимосвязи языка (речи), мышления и сознания человека. Подобные выводы были результатом многолетних параллельных исследований психологами и лингвистами таких феноменов как:

  • природа языка и мышления;
  • предположение о диалектическом единстве речи и мышления;
  • закономерности формирования языка;
  • принципы усвоения языка, развитие речи.

Именно результаты исследований в областях лингвистики и психологии сделали возможным предположение, что связь между человеческим мышлением и формами речи более тесная, чем предполагалось раньше. Поэтому, с точки зрения психолингвистики, язык является не только средством общения, но и отражением культуры и духовности.

Сегодня исследования психолингвистики тесно связаны с такими науками как философия, психология, лингвистика, семиотика, семантика, логика, социология и медицина.

Предмет психолингвистики и главные принципы исследований

Интерес психолингвистики прикован к исследованию речевой деятельности человека с использованием психологических методов наблюдения и интерпретации. Понятие самой речи определяется психолингвистами как универсальное средство коммуникации с целью развития разных видов деятельности – трудовой, познавательной или игровой.

Исследуя природу языка как формы человеческой деятельности, ученые выделяют две возможные гипотезы возникновения языка:

  • язык как инстинкт (Ноам Хомский, Стивен Пинкер);
  • язык как наследственный рефлекс (Фредерик Скиннер).

У психолингвистики нет четко определённого предмета – исследование речи является комплексным и многогранным понятием (советуем, кстати, на эту тему почитать нашу статью «Язык и мышление»). Поэтому ее научный интерес сосредоточен на стыке взаимосвязи психологии с лингвистикой и предусматривает такие направления:

  • психологические и лингвистические аспекты человеческой речи;
  • использование языка в коммуникации, его социальные, политические и психологические аспекты;
  • механизмы реализации и функции речи в обществе;
  • проблемы реализации речи, ограничения общения;
  • система языка и ее структура;
  • соотношение психики и языка;
  • разные виды коммуникации (устной, письменной).

Несмотря на разнообразный предмет, объект исследования только один – это человек, носитель языка, и его речевая коммуникация.

Фундаментальными принципами психолингвистики являются утверждения:

  • все формы речи занимают важное место в жизни человека и используются с определенными целями;
  • речь является многообразной системой, которая объединяет лексические, семантические, морфологические и синтаксические аспекты языка;
  • целостность речевой деятельности проявляется во взаимосвязи внутренней необходимости человека и реализации той или иной структуры языка под влиянием внешних факторов;
  • семантика речи всегда обусловливается деятельностью и целью коммуникации;
  • всегда существует неразрывная и сложная связь между речью и человеком, она проявляется в одновременном сочетании мировоззрения, социальной необходимости, психических и внешних условий;
  • генетический принцип раскрывает многие аспекты использования языка в разные периоды жизни: сначала человек формирует устную речь, потом «кинетическую» и письменную (также с возрастом речь человека может меняться – от простой до более сложной, и наоборот).

В зависимости от предмета, подхода и методологии, психолингвистика может изучать язык и речь на разных уровнях формирования. Каждая речевая деятельность включает в себя такие стадии реализации:

  1. Мотив, потребность в выражении.
  2. Анализ ситуации – односторонний или многосторонний.
  3. Принятие решения и выбор формы выражения при помощи вербальной или невербальной речевой деятельности.
  4. Выполнение действия.
  5. Слияние или не слияние результатов с мотивами.

Описывая предметную сферу интереса, психолингвист Стивен Пинкер обозначает ее так: «Психолингвистов интересуют ментальные процессы, которые длятся несколько милисекунд».

Психолингвистика сегодня

Лингвист Татьяна Черниговская утверждает, что поле исследования психолингвистики до сих пор плохо сформировано, и предпочитает использовать термин «экспериментальная психология». Поэтому, в зависимости от места и роли психолингвистики в исследованиях человеческого разума, психолингвистику можно интерпретировать двусмысленно:

  • как область знаний;
  • как метод для исследования языковых феноменов.

Главные цели, над которыми работают ученые в данной области, – это познание соотношения языка и человеческого мозга, понимание того, каким образом язык уложен в нашей голове (ментальный лексикон). Ученые предполагают, что в этом задействован определенный ментальный алгоритм, помогающий продуцировать необходимую речь во время коммуникации. Так, во время взросления человека этот алгоритм неким образом подстраиваются под культуру той среды, в которой он находится (теория Ноама Хомского).

Такие предпосылки современной психолингвистики были заложены еще одним из основателей данной науки – Джорджем Миллером, в 1970-х годах. Тогда он провел психологический эксперимент, который доказывал, что при восприятии сложных грамматических выражений человеческий мозг обычно преобразует воспринятую информацию в базисные и более простые структуры. Например, предложение «Не пишет ли художник новую картину» будет переформатировано в более простое предложение «Художник пишет новую картину».

Таким образом, психолингвистика относится к тем областям науки, которые помогают понять, как работает наша психика, память и внимание.

Несмотря на то, что психолингвистика возникла более 50 лет назад, базовые представления о ее исследовательском предмете довольно размыты, у нее нет четкой области знания, и, тем более, собственной научной традиции. Эта дисциплина развивается в качестве специфической дисциплины, которая во многом зависит от результатов исследований таких гуманитарных наук как психология, лингвистика, социология, культурология и т.д.

Стоит только согласиться, что самой стойкой теорией, к которой психолингвисты обращаются, является теория универсальной грамматики Хомского, раскрывающая главные аспекты речевого поведения человека.

Самые популярные проблемы в психолингвистике:

  • изучение речи ребенка, ее усвоение и возрастная трансформация;
  • дефекты речи, глухота;
  • место речи в социальном взаимодействии;
  • оценка пропагандистских текстов;
  • язык и познание.

Несмотря на то, что во время возникновения психолингвистика была полем интереса как лингвистов, так и психологов, сегодня больше интереса и исследований проводится именно психологами. Согласно утверждению Стивена Пинкера, интересы современных психолингвистов нацелены на изучение человеческого понимания языка, механизмов продуцирования и способов освоения языка как родного, так и иностранного.

Психолингвистика как новое направление лингвистических исследований

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Психолингвистика (psycholinguistics)- самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.

Объектом исследования отечественной психолингвистики является «совокупность речевых событий или речевых ситуаций» (А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 1997, с.16), а предметом «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (А.А.Леонтьев, с.19).

Сотрудничество психологии и лингвистики при исследовании речи до появления психолингвистики в 50-60-е годы ХХ века осуществлялось в основном психологами речи, им же принадлежит инициатива, приведшая в США к появлению новой стыковой дисциплины — психолингвистики.

Датой рождения психолингвистики как самостоятельного научного направления считается 1953 год, когда в США Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана был организован межуниверситетский семинар, работой которого руководили психологи — Чарльз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед и семиотик Томас Сибеок. Результатом работы семинара явилась книга «Psycholinguistics//А Syrvey of Theory and Research Problems/ Ch.E.Osgood&T.A.Sebeok (Ed.). Baltimore, 1954, в которой были изложены основные теоретические положения новой науки и основные направления экспериментальных исследований. Теоретическими основаниями первой психолингвистической школы послужили математическая теория связи К.Шеннона, американская декриптивная лингвистика и необихевиористская психология. Первый вариант психолингвистики, созданный прежде всего психологами-бихевиористами нес на себе следы прежней психологии речи со всеми ее достоинствами и недостатками: объект анализа — преимущественно изолированное слово; предмет анализа — причинно-следственные связи между словами, в первую очередь в вербальной памяти человека; схема анализа — стимул-реакция с ассоциативной связью между ними; экспериментальная методика — преимущественно ассоциативный эксперимент. Но, несмотря на это, психолингвистику можно считать качественно новым этапом в исследовании речевой деятельности , и предпосылка формирования нового качества связана в первую очередь не с новыми идеями, появившимися в психологии, а с новыми методологическими схемами анализа человеческого общения (коммуникации). Ч.Осгуд прямо связывает появление психолингвистики с использованием методологических схем анализа коммуникации, созданных в теории информации и кибернетике. По мнению Ч.Осгуда, лицо психолингвистики определяют те представления о речевом общении и овладении речью в онтогенезе (естественно, вместе с входящими сюда в качестве части представлениями о продуцировании и восприятии речи), на которые опирается та или иная психолингвистическая школа.

Психолингвистика второго поколения связана с именами психолога Дж. Миллера и лингвиста Н. Хомского. В противоположность осгудовской психолингвистике трансформационная психолингвистика является менталистской, она изучает процессы не только овладения и употребления формальными языковыми структурами, но и формирует представления о воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов, для чего вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порождения высказывания. В связи с этим признается особый статус речевого поведения, отличающий его от поведения неречевого. Исключительность речевого поведения, в частности, усматривается в том, что для его овладения требуются предварительные, доязыковые знания, некие познавательные структуры, которые служат когнитивным инструментом овладения языком. Процесс овладения языком понимается как процесс овладения абстрактными грамматическими структурами и правилами их образования, при этом предполагается врожденное имплицитное знание этих грамматических структур и, следовательно, овладение языком — это актуализация врожденных грамматических знаний ребенка; его языковое развитие, таким образом, детерминировано изнутри. Н. Хомский предложил правила образования синтаксических структур — так называемую порождающую грамматику, идентифицировав языковую способность взрослого с системой, порождающей предложения.

Читайте также  Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь

Психолингвистика Н. Хомского антипсихологична: она сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.

Психолингвистика третьего поколения сформировалась в конце 1970 г.г. и связана в США с именами психологов Дж. Верча и Дж.Брунера; во Франции — с именами Жака Мелера, Жоржа Нуазе и др. Психолингвисты третьего поколения исследуют психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти.

Психолингвистика как теория речевой деятельности (ТРД) возникла в СССР в середине 60-х г.г. ХХ века на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С.Выготского и связанного с именами таких психологов, как А.Н.Леонтьев, А.С.Лурия, С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов и др. Основы теории речевой деятельности были сформулированы в работах А.А.Леонтьева. Основная черта теории речевой деятельности — это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей анализа является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности.

Методы исследования . В современной отечественной психолингвистике (ТРД) используются прямые и косвенные методы экспериментального исследования, заимствованные у психологии и оригинальные (метод «семантического дифференциала» Ч. Осгуда, метод «семантического интеграла» В.И.Батова и Ю.А.Сорокина, метод «интент анализа» Т.Н.Ушаковой и др.). Наиболее распространенными в настоящее время являются различные методики ассоциативного эксперимента. Наряду с экспериментальными в психолингвистике используется наблюдение (и самонаблюдение), формирующие методы (в исследованиях овладения родным и иностранным языком), метод лингвистического эксперимента.

Основные проблемы психолингвистики .

  • Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания.
  • Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности.
  • Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные предпосылки формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе.
  • Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей. Модель процесса речевого общения.

Подходы к решению основных проблем психолингвистики .

Концепция языкового сознания как подход к решению основных проблем психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай речевого общения: теория и практика.

Общенаучные и частные методы в психолингвистических исследованиях .

Метод моделирования, патологический подход, межэтнические сопоставления языковых образов сознания, метод установления лакун, семантический дифференциал Ч. Осгуда, ассоциативный эксперимент (как доступ к языковому сознанию).


Прикладные проблемы психолингвистики

Этнопсихолингвистические аспекты перевода. Психолингвистические проблемы билингвизма и обучение иностранным языкам. Патология речи. Психолингвистика в криминалистике.

Основные направления современных исследований :
· место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;
· речевые расстройства и восстановительное обучение;
· оптимизация речевого воздействия общественных институтов на членов социума; public relations;
· оптимизация функционирования СМИ;
·оптимизация непосредственного (контактного) диадического речевого общения;
· оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом общении;
· оптимизация межкультурного общения;
· оптимизация овладения родным и иностранным языком,
· организация и функционирование ментального лексикона,
· язык и сознание: проблема образа мира,
· роль интенции в речепорождении.

Психолингвистика как новый этап психологического направления

Качественно новым этапом развития психологического направления в широком смысле становится возникшая в начале 50-х гг. ХХ в. психолингвистика. Психолингвистика – это наука, изучающая процессы речеобразования, восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка (А.А. Леонтьев, 1998, с. 404). Очень часто психолингвистика определяется как теория речевой деятельности.

Психолингвистика занимается исследованием трёх основных процессов, составляющих речевую деятельность, как то: 1) процесс усвоения родного языка ребенком (И.А. Бодуэн де Куртене называет этот процесс оязыковлением), а также в определенной степени и усвоения второго языка детьми и взрослыми; 2) процесс порождения высказыванияи 3)процесс восприятия высказывания (Ю.А. Левицкий, 2005, с. 195).

После Второй мировой войны в науке резко возрос интерес к языковой способности человека. Вторая мировая война разбросала людей по разным странам и континентам, погнала их на фронт, в концлагеря, на принудительные работы – огромному количеству людей понадобилось изучить иностранный язык, овладеть им быстро, срочно, успешно (ведь все эти скопления людей были интернациональны).

Исследования языковой способности человека, которые появились после Второй мировой войны почти во всех крупных «научных державах» мира, носили комплексный характер. В отечественном языкознании это выразилось в углубленном исследовании афазий как патологии речи (афазия – с греч. а – отрицательная приставка + фазис – «высказывание»), то есть различных речевых расстройств, возникающих при ранениях, опухолях и др. органических нарушениях отдельных участков коры больших полушарий мозга. В России их активно изучал Адксоль Романович Лурия (1902–1977). В Японии это направление «языкового существования» называется гэнго сэйкацу, в Англии – функциональная лингвистика школы Фёрса, в США – психолингвистика.

Психолингвистика возникла в результате специально организованного летом 1953 г. в Индианском университете г. Блумингтона (США) междисциплинарного семинара американским психологом и лингвистом Чарлзом Осгудом. На семинаре были обсуждены три подхода к языку:

а) лингвистов, понимающих язык как структуру систематически соотносимых единиц;

б) теоретиков обучения, считающих язык системой навыков, соотносящих знаки с поведением;

в) специалистов по теории информации, понимавших язык как средство передачи информации.

Результатом семинара стала коллективная монография «Психолингвистика» (1954), после издания которой, а также после работы С. Сапорта с тем же названием термин психолингвистика и само направление получили широкое распространение.

Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряда практических задач, для решения которых чисто лингви­стический подход оказался недостаточным:

— обучение родному, а особенно иностранному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии;

— клиника центрально-мозговых речевых нарушений;

— проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности СМИ;

— авиационная и космическая психология, судебная психология и криминалистика, например, опознание людей по особенностям их речи;

— проблемы машинного перевода;

— вопросы речевого ввода информации в электронно-вычислительные машины, в современные цифровые устройства;

Примечательно, что о необходимости выделения и обоснования новой дисциплины заявили ученые США, где долгое время триумфально развивалась структурная лингвистика, сосредоточившая всё внимание на исследовании закономерностей организации и внутреннего устройства языка как особой системы знаков, рассматриваемой вне человека. Такой подход, обеспечив известное продвижение в области познания структуры и системы языка, не смог объяснить работу живых механизмов функционирования языка в процессе естественной человеческой коммуникации. Вскоре все более и более настойчиво стали обосновывать необходимость изучения так называемого человеческого фактора в языке, осмысления процессов говорения и понимания (восприятия) речи – основных компонентов категории речевой деятельности, лежащей в основе современной психолингвистики.

Заметим, что речь идет здесь только об оформлении соответствующих научных знаний в новую дисциплину, поскольку интерес к изучению психологических механизмов речевой деятельности возник гораздо раньше. Достаточно вспомнить о плодотворности психологического направления в европейской лингвистике XIX в. (В. фон Гумбольдт, Г. Штейнталь, В. Вундт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ), впитавшего в себя про­грессивные идеи психологии и сравнительно-исторического языкознания. Это направление подготовило почву, без которой возникновение психолингвистики в ее нынешнем виде было бы невозможным (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 164).

В отечественной лингвистике уже в 20–30-е гг. XX в. сформировалась тенденция комплексного подхода к исследованию речи, представленная учеными Петербургской школы лингвистики Л.В. Щербой, Е.Д. Поливановым, Л.П. Якубинским, С.И. Бернштейном и др. Существенное значение для дальнейшего формирования психолингвистического понимания речи имели психологические работы выдающегося советского психолога Льва Семеновича Выготского (1896–1934), в частности его монография «Мышление и речь» (1934).

Важнейшие идеи и положения концепции Л.С. Выготского и его школы таковы.

1. Идея опосредованного характера человеческой психики, в отличие от психики животных. Человеческая психика, по Л.С. Выготскому, опосредована употреблением орудий и особенно знаков. Частным случаем знаков являются языковые знаки.

2. Идея деятельности, создающая процесс «опережающего отражения». Эта способность даёт возможность заранее планировать поведение, активно регулировать окружающую действительность.

3. Смысловая сторона речи формируется у говорящего от содержания к выражению, «от мысли к слову», а воспринимается слушающим от выражения к содержанию, «от слова к мысли».

Ученик Л.С. Выготского А.Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной, в основном, на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психолингвистикой идеи развивал также психолог Н.И. Жинкин, а позже – лингвист С.Д. Кацнельсон.

С середины 60-х гг. ХХ в. трудами языковедов Института языкознания Академии наук СССР (Москва) развивается собственно психолингвистика, опирающаяся на психологическую теорию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым. Московская школа психолингвистики долгое время синонимично употребляла оба названия «теория речевой деятельности» и «психолингвистика».

Видную роль в организации психолингвистических исследовании в нашей стране сыграл А.А. Леонтьев (родился в 1936), доктор психологических и филологических наук, сын А.Н. Леонтьева. Он опубликовал ряд монографий, в которых в психолингвистическом плане рассматривалось содержание слова, психология общения, обучение языку, речевая деятельность. В книге А.А. Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность» собраны и обобщены важнейшие результаты работ 60-х гг. XX в. По его инициативе и под его редак­цией был подготовлен и издан компендиум (сжатое, суммарное изложение основ какой-либо науки) советской психолингвистики – коллективная монография «Основы теории речевой деятельности» (1974), проведён ряд симпозиумов по психолингвистике. Определились и основные направления отечественной психолингвистики 60–70-х гг. XX в.:

1) разработка общетеоретических моделей порождения речи (Алексей Алексеевич Леонтьев);

2) проблемы восприятия речи (Ирина Алексеевна Зимняя);

3) изучение структуры речевых процессов (Pевекка Mарковна Фрумкина);

4) исследование вербальных ассоциаций (Анна Петровна Клименко, Александра Александровна Залевская);

5) проблема детской речи (Александр Маркович Шахнарович);

6) психолингвистика текста (Тамара Моисеевна Дридзе).

А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов отмечают, что современная проблематика психолингвистики включает в себя разработку таких тем, как:

а)языкисознание (индивидуальное и общественное);

б)речьимышление;

в)роль языка в процессах познания;

г)овладение речью ребенком;

д)истолкование единиц языка (фонем, слов, синтаксических конструкций, диалогических единств и др.) с позиции общения, участниками которого являются говорящий (отправитель речи, или кодирующий) и ее получатель (слушающий, декодирующий);

е) закономерности порождения речи и ее выражения;

ж)взаимоотношения(связи и синтез) психолингвистики с языкознанием, теорией информации, прагматикой, нейролингвистикой, когнитивной лингвистикой (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 128–129).

Психолингвистика как наука разработала свои методы исследования. Использование различных психолингвистических методов основывается на экспериментах, проводимых с носителями языка. Целью этих экспериментов обычно является выведение путём опроса информантов таких характеристик слова, как его связи с другими словами, лексическая системность, семантический объём слова и др.

Читайте также  Экологические права граждан

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психолингвистика

  • Фонология
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Семантика (+лексическая)
  • Прагматика
  • Когнитивная лингвистика
  • Генеративная лингвистика
  • Антропологическая лингвистика
  • Эволюционная лингвистика (сравнительно-историческое языкознание, этимология)
  • Фонетика
  • Социолингвистика
  • Компьютерная лингвистика
  • Судебная экспертиза
  • Усвоение языка
  • Языковое тестирование
  • Развитие речи
  • Прескриптивизм
  • Антропологическая лингвистика
  • Нейролингвистика
  • Психолингвистика
  • Стилистика
  • Переводоведение
  • Письменность
  • Дешифровка
  • Типология
  • История лингвистики
  • Языки мира
  • Нерешённые проблемы

Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году.

Содержание

История психолингвистики

Сам термин психолингвистика впервые был употреблен в 1946 году Николаем Пронко. У психолингвистики три основных теоретических источника. Первый — психологическое направление в языкознании. Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражение культуры народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент, и тем самым принадлежит индивидууму. Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека. Одной из ключевых теорий в истории психолингвистики стала гипотеза Сепира — Уорфа (гипотеза лингвистической относительности). Именно благодаря активному интересу Б. Л. Уорфа к взаимоотношению языка и мышления этот вопрос стал активно подниматься и изучаться в научном мире.

Второй источник психолингвистики — работы американских структуралистов, и, прежде всего, Н. Хомского, который полагал, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.

Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация). В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языковой деятельности (как говорения и понимания речи). Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.

Разделы психолингвистики

  • описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи;
  • изучением функций речевой деятельности в обществе;
  • исследованием связи между речевыми сообщениями и характеристиками участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим);
  • анализом речевого развития в связи с развитием личности.

Онтогенез речи

«Говорящие животные»

Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку, животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем трёхлетний ребёнок. Среди самых известных «говорящих животных»: горилла Коко, шимпанзе-бонобо Канзи, шимпанзе Вики, шимпанзе Уошо, шимпанзе Чимпски, шимпанзе Лана, шимпанзе Сара, дельфин Элвар, дельфины Феникс и Акекамаи, тюлень Гувер.

Речевое развитие ребёнка

Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.

Критический возраст

Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет) [1] .

Ошибки при освоении языка

При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.

Синтаксис детской речи

Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».

Овладение значением слова

Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.

Изучение детской речи

В психолингвистике последних лет изучение детской речи выделилась в отдельную отрасль: онтогенез речи ребёнка или онтолингвистика, англ. developmental psycholinguistics . По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.

Усвоение второго языка

При усвоении второго языка человек сталкивается с трудностями, исследование которых важно само по себе и может быть полезным для изучения речевых и мыслительных процессов, пролить свет на процесс приобретения родного языка.

Порождение речи

Процесс производства речи практически ненаблюдаем — и поэтому достаточно сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определёнными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную. С психологической точки зрения процесс порождения речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом. Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове (Л. С. Выготский). Речь тем самым представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.

Восприятие речи

Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей её построения. Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными (саккадическими) движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы — это почти всегда переход сразу к семантике. Однако, в том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении.

Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля. При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании (см. также Эффект Струпа). Для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза.Кроме того, важным для восприятия является знание реципиентом языка, на котором создано сообщение.

Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены. Психолингвистика восприятия текста близка библиопсихологии, которую разрабатывал Н. А. Рубакин.

Этнолингвистика

Относясь к духовной культуре, язык не может её не отражать и тем самым не может не влиять на понимание мира носителями языка. Согласно гипотезе лингвистической относительности Л. Уорфа и Э. Сепира, структура национального языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. В отечественной психолингвистике существует теория лакун, которая объясняет условия существования элементов национальной специфики лингвокультурной общности. Лакуны бывают языковые и этнографические. Восстанавливаются лакуны с помощью толкования, перевода и комментирования.

Элементом владения культурой считается знание её носителями прецедентных текстов, разных для каждой культуры (субкультуры) и своего времени.

Интеркультурные контакты

При интеркультурных контактах человек проходит ряд этапов (нулевая фаза, вживание в культуру, адаптация, этап равновесия, адаптация по возвращении). При общении с представителями другой культуры нередок культурный шок как состояние непринятия чуждой культуры. Нередко возникает также и лингвистический шок как состояние удивления при восприятии элементов другого языка, похожих на слова его родного языка.

Билингвизм

Владение двумя языками называется билингвизмом. По возрасту, в котором происходит усвоение второго языка, различают билингвизм ранний и поздний. Различают также билингвизм рецептивный (воспринимающий), репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (производящий), последний из которых является целью изучения иностранного языка. Речь человека при переходе на другой язык не свободна от интерференции.

В речи иностранца неизбежны фонетические, графические, орфографические, морфологические, лексические и синтаксические ошибки. Ошибки бывают как коммуникативные, так и некоммуникативные.

Особую группу билингвов составляют люди, родной язык которых оказался ненужным в условиях эмиграции. Восстановление языка их родителей представляет сложную методическую задачу для преподавателей.

Патопсихолингвистика

Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности. К речевой патологии относятся: 1) нарушения процессов, обусловленных действием высших психических функций (при психопатиях и акцентуациях); 2) речевые нарушения, вызванные локальными поражениями мозга (моторная и сенсорная афазия); 3) речевые нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем (например, речь слепых, глухих и глухонемых); 4) нарушения, связанные с умственной отсталостью; 5) нарушения речи, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия).

В рамках патопсихолингвистики можно выделить психиатрическую лингвистику. Выявленные и описанные на материале нормы (художественные тексты) и патологии (реальная речь психических больных) словари акцентуированных личностей могут внести большой вклад в построение личностных тезаурусов. В отличие от общеязыкового тезауруса, тезаурус языка акцентуированной личности организован по правилам, определяемым искаженной картиной мира, существующей в сознании акцентуированной личности. На основании эмоционально-смысловой доминанты текста, можно говорить о картинах мира «светлых» (паранойяльных), «тёмных» (эпилептоидных), «печальных» (депрессивных), «весёлых» (маниакальных) и «красивых» (истероидных). При этом речь идёт не столько об индивидуальном сознании автора, сколько об общих закономерностях проявления акцентуированного сознания в языке и речи. В этой своей части психолингвистика близка психиатрическому литературоведению и патографии литературного творчества.

Эксперимент в психолингвистике

Эксперименты занимают огромное место в современной психолингвистике. Это

  • ассоциативный эксперимент, одним из побочных результатов применения которого явилось создание полиграфа,
  • эксперимент по методике дополнения,
  • шкалирование,
  • метод семантического дифференциала,
  • метод семантического интеграла, и ряд других.
  • Отдельное место в психолингвистике занимают методы психосемантического анализа слов и текстов.

Прикладная психолингвистика

В своём прикладном аспекте психолингвистика может быть связана практически со всеми прикладными областями психологии: с педагогической и медицинской психологией, патопсихологией, нейропсихологией, психиатрией и коррекционной педагогикой. (дефектологией), инженерной, космической и военной психологией, психологией труда, судебной и юридической психологией, наконец, с политической психологией и психологией массовой коммуникации, психологией рекламы и пропаганды. В сущности, именно эти прикладные дисциплины и возникающие перед ними задачи лингвистического характера служат в настоящее время стимулами к развитию психолингвистики как самостоятельной научной области.

Психолингвистика – связь языка с мышлением и сознанием

Психолингвистике уже насчитывается около 50 лет. Сравнительно молодая отрасль в науке. Выше сказанная отрасль как и юридические, находится по жизни с вами везде. В социальной психологии, трудовой, политической, судебной, спортивной, маркетинговой, а также большой вес значения в медицине. Кратко изучим основу.

Психология и лингвистика

Эта дисциплина находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношения языка, мышления и сознания.

Читайте также  Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

Известно, что язык является формой коммуникации (средство общения), а речь стала инструментом передачи мыслей. Исторически сложилось, что на определенной территории люди начали образовывать свои виды общения, посылать и принимать идеи друг-друга. В дальнейшем, образовалась замкнутая система языка и свободы мыслей.

Однако, в современном веке, когда уже почти вся информация для нас доступна, сколько людей мы за всю жизнь слышали, столько и мнений, мы получаем, образуем для себя новые разделы знаний в папках своего ума и многое не воспринимает, т.к. не входит в наше понимание. Почему одни люди схватывают информацию быстро, другие же более медлительны, как люди создают новые слова, как все влияет на нас физически и морально.

Для этих вопросов и появилась смесь психологии и лингвистики.

Данная сфера весьма обширна, главным термином психолингвистики является как изучение психологического и физического направления в языкознании.

  • История образования и развития речи

Многие языки постоянно обновляются (кроме латинского мертвого языка), а старое не нужное из языка забывается, превращаясь в архаизм. Часто утраченные слова восстанавливаются в обиходе, но уже поменяв смысловую подачу.

  • Восприятие речи и организация поведения с помощью речи

Мы не замечаем как получилось, что с детства начали воспринимать речь старших как данность еще до того как сказали первое слово. Как ведем себя при общении, как одно слово, но в разных интонациях и разных высказываниях несет противоположные умозаключения. Современная наука изучает данный аспект (связь физиологии и психологии).

  • Изучение иностранных языков

Каждый человек индивидуален и у каждого есть склонность к изучению иностранного конкретного, дополнительного языка. Одни личности полиглоты, а другие же могут максимум выучить или частично только один язык.

  • Нарушение речевых процессов.

Благодаря изучению нарушений речевых процессов, медицина может помочь обнаружить источник бед и помочь его уменьшить или уничтожить.

Предмет разделяется на виды:

Общая психолингвистика исследует подтверждения фактического языкового сознания, характеризующиеся носителям языка исключая особенности их речевой, биографической истории. В качестве объекта исследования берется средний образ взрослой здоровой языковой личности на определенной территории, отталкивая индивидуально-физиологических и социальных отличий людей.

Частная психолингвистика анализирует и изучает различные области развития, функционирования языка в речевом поведении и деятельности индивидуума более скрупулезно. Проводит исследование различий между парой противоречивых индивидуумов, выявляя точку расхождения и соприкосновений, передается уже в общую науку.

Социальная психолингвистика – в рассмотрении индивидуальных, психологических и физических особенностей языковой индивидуальности, делает акцент на отличиях в речевом поведении, деятельности, речемыслительных проявлениях, которые продиктованы социально-психологическими особенностями существования людей.

Возрастная психолингвистика – наблюдение и исследование становления языковой личности в индивидуальном развитии человека. Известно, что личность каждые 3 года видоизменяется частично, связано с пережитыми стрессовыми ситуациями, получения нового опыта, переход интересов и т.д. В связи с этим, речь может изменится.

31. Психолингвистика.

Психолингвистика возникла в середине XX века. Впервые о ней как о самостоятельной науке заговорили в 1953 г. на Международ­ном семинаре по междисциплинарным связям, проходившем под патронажем известных американских ученых — психолога Ч. Осгуда и антрополога, этнографа Т. Сибеока. Ввиду того, что структурная лингвистика, обеспечив известное продвижение в области познания структуры и системы языка, не смогла объяснить работу живых механизмов функционирования языка в процессе естественной человеческой коммуникации, вскоре все более и более настойчиво стали обосновывать необходимость изу­чения так называемого человеческого фактора в языке, осмысле­ния процессов говорения и понимания (восприятия) речи – ос­новных компонентов категории «речевая деятельность», лежащей в основе современной отечественной психолингвистики.

Психологическое направление в европейской лингвистике XIX веха (фон Гумбольдт, Штейнталь, Вундт, Потебня, Бодуэн де Куртенэ) подготовило почву, без которой, соб­ственно, возникновение психолингвистики в ее нынешнем виде было бы невозможным. У истоков психолингвистики стояли как отечественные и зарубежные лингвисты и психологи начала XX века. Яркими предшественниками отечественной психолинг­вистики были со стороны лингвистики Бахтин, Якубинский, Поливанов, со стороны психологии – Выготский и Леонтьев. Важная роль в создании концеп­ции отечественной психолингвистики принадлежит петербургс­кой школе, и, прежде всего, Щербе. Он выдвинул следующие положения 1) о приоритетном изучении процессов го­ворения и понимания (восприятия), 2) о важности исследования «отрицательного» языкового материала (детской речи и патоло­гии речи), 3) о необходимости использования в языкознании экспериментальных методов.

В истории психолингвистики различают, по крайней мере, три направления: ассоциативную, трансформационистскую и рече-деятельностную психолингвистику.

Основателем ассоциативной психолингвистики является Ч. Осгуд. В качестве исходной концепции здесь используется необихевиоризм – учение, согласно которому поведение человека рассматривается как система реакций на стимулы внешней среды. В отечественной психолингвистике этому принципу речевого поведения противопоставляется принцип активности, когда человек действует не по схеме «стимул — реакция» а согласно выстроенной им же программе действий, по наиболее рациональному пути, ведущему к достижению цели.

Трансформационная психолингвистика создавалась школой Миллера—Хомского. Концепция Миллера-Хомского опиралась на теорию порож­дающей грамматики, согласно которой в основе языка лежит огра­ниченная система правил, задающая бесконечное число «правиль­ных» предложений-высказываний. С помощью этой системы правил говорящий выстраивает «правильное» высказывание, а слушающий его декодирует (пытается его понять). Для осмысления процессов — говорения и понимания Н. Хомский вводит понятия «лингвистичес­кая компетенция» — потенциальное знание языка и «языковая ак­тивность» — процесс реализации этой способности.

В процессах говорения и понимания ученый различает поверх­ностные и глубинные грамматические структуры. Глубинные струк­туры воспроизводятся или (чаще) трансформируются в поверх­ностные. Механизмы преобразования одних структур в другие получают у Дж. Миллера психологическую интерпретацию и рас­сматриваются как своеобразное проявление мышления. Психолин­гвистические исследования в других странах (ФРГ, Англии, Ита­лии и др.), как правило, развивают идеи Миллера—Хомского. Поэтому зарубежная психолингвистика является преимущественно трансформационистской.

Зарубежная психолингвистика опиралась кроме того на тра­диции психологической школы Жана Пиаже во Франции. Согласно теории Ж. Пиаже, мышление ребенка в своем развитии преодолевает три стадии: сенсомоторную, до-операциональную и формально-операциональную. Речь ребенка развивается, по мнению Ж. Пиаже, под воздействием двух факто­ров: а) общения с другими членами этноязыкового коллектива и б) преобразования внешнего диалога во внутренний (эгоцентри­ческое общение с самим собой).

Психологический базис отечественной психолингвистики формировался главным образом на культурно-исторической пси­хологии Выготского. Ее определяющие идеи воплотились в сфокусированном виде в двух основных поло­жениях: а) речевая деятельность представляет собой совокупность мотива, цели и иерархической структуры речевого общения; б) в центре речевой деятельности находится человек как социальное существо, поскольку именно социум формирует и регулирует его речедеятельностные процессы. Из-за того, что в центре внимания формирующейся науки оказалось речевое общение как деятель­ность, отечественная психолингвистика получила второе наиме­нование — «теория речевой деятельности».

Деятельность человека, согласно этой теории, опосредована общественно обусловленной систе­мой 1) орудий труда и 2) «орудий» интеллектуального поведения (знаки). Причем вторые являются аналогом первых. Знаки как ору­дия интеллектуальной деятельности открывают перед человеком новые, более совершенные возможности общества, которые не в состоянии обеспечить ни безусловные, ни условные рефлексы. Знак, повторяя материальное орудие труда, ориентирован не вов­не, а внутрь. Поэтому они выполняют функцию интериоризации (лат. interio «внутрь»).

Для осуществления активной познавательной деятельности с отсутствующим предметом человеку необходим специфический посредник между реальным предметом и его идеальным аналогом (образом). Таким посредником выступает знак — некий «предмет», способный в мысли замещать соответствующий предмет. Специфика мысли­тельной деятельности как раз в том и состоит, что человек опери­рует уже не реальными предметами, а их знаковыми заместителя­ми. Знаки, при помощи которых осуществляется мышление, под­разделяются на неязыковые и языковые. Но в любом случае мышление — знаковая форма деятельности. В связи с этим мышле­ние может быть неязыковым и языковым. Языковое мышление — это деятельность с отсутствующими предметами, опирающаяся на языковые знаки, означающие которых случайны, и не име­ют генетической и содержательной связи с мыслимыми предметами. Поэтому один и тот же предмет обозначается в разных языках знаками совершен­но разными означающими. Проблема интериоризации, таким образом, – сфера пересе­чения психолингвистики и когнитивной лингвистики.

Основной метод психолингвистики — лингвистический экс­перимент, в рамках которого разработаны разные методики: а) ассоциативного эксперимента б) экспериментального шкалирования, в) вероятностного прогнозирования и г) индексиро­вания текста.

Задачи метода лингвистического эксперимента и методика его применения зависят от цели исследования и уровневого статуса языковых единиц. Так, слова – основные номинативные едини­цы – в психолингвистике изучаются с точки зрения того, как они располагаются в нашем языковом сознании, по какому прин­ципу структурируются (относительно друг друга), как в процессе порождения высказывания ведется их поиск и т.п. Чаще всего для ответов на поставленные вопросы используется лингвистический эксперимент, опирающийся на методику свободных ассоциаций. Методика проведения ассоциативного эксперимента сводится к тому, что испыту­емому предъявляется список слов-стимулов, на каждое из которых он должен, не задумываясь, написать или высказать любое пришедшее на ум слово-реакцию.

Применительно к словообразованию лингвистический экспе­римент обычно призван ответить на два вопроса: 1) как «рожда­ются» новые слова и 2) как «живет» производное слово в нашем языковом сознании? Для этого испытуемым (детям дошкольного возраста) предлагается ответить на ряд вопросов, предполагаю­щих употребление производного слова.

В области грамматики психолингвистика разъясняет правила смысловой организации речевого высказывания (отношения между словоформами, виды грамматической связи между ними). Клас­сический эксперимент в этой сфере языка был поставлен в свое время Л.В. Щербой. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Эксперимент пока­зал, что предложенные грамматические формы 1) способны вы­ражать грамматические значения 2) вступать между собой в грамматические связи и отношения; 3) языковое сознание че­ловека при этом располагает синтаксическими моделями, схема­ми и образцами, где значимые позиции представлены граммати­ческими формами

Примером служит ставшая уже хрестоматийной фраза Н. Хомского: Бесцветные зеленые идеи бешено спят.

Материалом психолингвистических исследований является речь (высказывания, тексты) вообще, «ненормативные» виды речево­го общения, детская речь, патология речи (афазии, угнетения одного из полушарий коры головного мозга, хезитации — коле­бания в речи говорящего и т.п.). Наиболее специфическим пред­метом изучения в этом ряду следует считать патологию речи, которая исследуется новой дисциплиной — нейролингвистикой (Лурия и его школа). Те же аспекты психолингвистики, кото­рые связаны с лингвистическими механизмами познавательной деятельности, в последнее десятилетие становятся предметом ис­следования когнитивной лингвистики.

В целом современная психолингвистика позволяет устранить некоторые традиционно «белые пятна» языкознания: представить лексикон как динамическую функциональную систему, модели­ровать процессы опознавания слов (производных, многозначных, неологизмов, метафор и фразеологических единиц), процессы ре­чепроизводства и понимания речи (текста), решать проблемы би­лингвизма, описывать стратегии овладения и пользования языком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: