Реализация норм международного права - ABCD42.RU

Реализация норм международного права

Реализация норм международного права

Понятие и формы реализации норм международного права

Реализация — это воплощение норм международного пра­ва в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях полу­чил распространение термин «имплементация» (англ. «imple­mentation» — осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации.

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройст­ва, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную дея­тельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение ха­рактерно для норм, предусматривающих конкретные обязанно­сти, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах, в частности, гласит: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечи­вать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пак­те. «.

Использование. В этом случае имеется в виду осуществ­ление предоставленных возможностей, содержащихся в нор­мах международного права. Решения об использовании норма­тивных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жест­кого предписания конкретного поведения (действия либо воз­держания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, явля­ется ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, име­ет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».

Содержание процесса реализации норм

Поскольку норма международного права существует и дей­ствует в системе норм, реализация всегда предполагает осуще­ствление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Реализация представляет собой процесс, когда соответст­вующие субъекты, которым адресована норма, действуют в со­гласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) ор­ганизационные меры со стороны государств для своевременно­го, всестороннего и полного осуществления норм международ­ного права.

Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдель­ных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответ­ствующую требованиям норм) по достижению социально зна­чимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их лик­видация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, приобретения, сохранения или унич­тожения предмета;

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определен­ных органов с целью создания правовой базы для осуществле­ния фактической деятельности, соответствующей нормам меж­дународного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо «навести порядок», т. е. если обнару­жится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранитель­ную) деятельность и ее результатом является правовой акт — нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Рос­сией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что «Россий­ская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора»).

Следует отметить, что и правовая деятельность может быть непосредственной фактической реализацией, поскольку неко­торые нормы обязывают государства принять правовые акты в целях реализации (как, например, приведенное положение ст. 24 Договора России и Франции; нормы, обязывающие при­нять внутригосударственные законодательные и администра­тивные меры в целях реализации международно-правовых норм; нормы, обязывающие государства привлекать к ответственно­сти нарушителей норм международного права по своим зако­нам и др.).

Правовые акты в этом случае не самоцель. Здесь реализа­ция одних норм (провообеспечительных) необходима для реа­лизации других (регулятивных), и это не отрицает, а, наоборот, доказывает существование «разделения труда» между участ­никами процесса реализации международного права.

Такое «разделение» присуще процессу реализации неза­висимо от того, в какой сфере общественных отношений он про­исходит — в международной или внутригосударственной.

Помимо правовой базы для реализации необходима струк­тура органов, ей соответствующая и ее создающая (организа­ционно-правовой механизм, институционный механизм).

В документе Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан», утвержденном Указом Президента Россий­ской Федерации от 17 января 1997 г., говорится, что ее основная цель (социально значимый результат) — это «комплексное ре­шение проблемы изучения, освоения и эффективного исполь­зования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны».

Она может быть достигнута в результате различной дея­тельности органов, организаций, учреждений, предприятий и лиц. На одно из первых мест (особенно на начальном этапе реа­лизации программы) поставлена задача правового обеспечения деятельности в Мировом океане. Основное внимание должно быть сосредоточено прежде всего на проблеме реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соот­ветствующей правовой базы.

Стратегическая линия Российской Федерации в отноше­нии Мирового океана должна базироваться на законодательст­ве, обеспечивающем необходимую правовую базу для реализа­ции прав и обязанностей России в своих внутренних водах, тер­риториальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, а также в районах за пределами на­циональной юрисдикции.

Правовая деятельность обеспечит возможность осуществ­ления непосредственной фактической деятельности непосред­ственно в Мировом океане соответствующим субъектам. Основ­ными субъектами морской деятельности в России являются: «морехозяйственный комплекс, включающий в себя промыш­ленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственного ис­пользования океана»; научно-технический комплекс; Военно-Морской Флот, Федеральная пограничная служба, Министер­ство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий; население, проживающее на побережье аркти­ческих и тихоокеанских морей.

Очевидно, что деятельность перечисленных субъектов в Мировом океане отличается от деятельности законодатель­ных, исполнительных, контрольных и правоприменительных ор­ганов.

Реализация норм международного права основывается пре­жде всего на таких принципах, как суверенное равенство, не­вмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение для про­цесса реализации норм имеет принцип добросовестного выпол­нения международных обязательств (pacta sunt servanda). Прин­цип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и в конечном счете достижения результата, на который рассчиты­вали создатели норм.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях меж­ду государствами, но распространяется также на сферу внут­ригосударственных отношений по реализации норм междуна­родного права. Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нор­мы международного права.

Реализация норм международного права — проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политиче­ская. Задача международного права — закрепление в юридиче­ской форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит в конечном счете от наличия соответ­ствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отноше­ний и внутригосударственного правопорядка.

Вместе с тем немалые потенциальные возможности в уси­лении регулирующего воздействия таятся в самом междуна­родном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплементации) норм международного права, специфических правовых и орга­низационно-правовых средств обеспечения их выполнения.

Механизм реализации норм международного права пред­ставляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уров­нях, с целью реализации норм.

Он включает совокупность правовых актов и структуру органов, их принимающих.

Таким образом, реализация в правовом смысле — это правообеспечение (если еще точнее, правообеспечительное правотворчество и прежде всего, конечно, правообеспечительное нор­мотворчество).

Механизмы реализации международного права

Вы будете перенаправлены на Автор24

Воплощение норм международного права в деятельности органов государственной власти и общественных объединений имеет очень большое значение. Реализация нормативных предписаний, содержащихся в международных договорах и соглашениях, позволяет добиться безопасности и стабильности в мире, а также обеспечивает соблюдение прав человека.

Читайте также  Системы местного самоуправления в Испании

Для обозначения данной деятельности в официальных документах Организации объединенных наций По данной теме мы уже выполнили реферат Организация объединенных наций подробнее используется термин «Имплементация» (от английского implementation) – проведение в жизнь, осуществление.

Процесс реализации международно-правовых норм

Механизм реализации международного права – это совокупность нормативных и организационно-правовых средств, используемых с целью соблюдения и исполнения предписаний, содержащихся в международных документах.

Вопрос о реализации норм данной отрасли права имеет не только юридическое, но политическое значение. Социально-экономическое состояние общества, особенности государственного строя и отношений с соседними странами – все это оказывает влияние на эффективность использования тех или иных международных соглашений.

В юридической науке выделяют следующие формы реализации правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование.

Соблюдение – это способ реализации запрещающих норм. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года ограничивает государства в гонке вооружений.

Исполнение предполагает активную деятельность субъектов международного права. Так, статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года обязывает страны принимать соответствующие меры для борьбы с данным видом противоправной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование – это осуществление возможностей, содержащихся в нормах международного права.

При реализации норм международного права должны соблюдаться следующие принципы:

  1. суверенное равенство всех государств;
  2. невмешательство во внутренние дела другой страны;
  3. мирное урегулирование возникающих разногласий;
  4. добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
  5. сотрудничество государств во имя мира.

Особое значение при осуществлении данной деятельности имеет принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Он распространяется на все нормы международного права, независимо от их функций и назначения.

Каждое государство обязано следовать всем вышеназванным принципам.

Рисунок 1. Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Международные механизмы реализации

Для реализации норм международного права на наднациональном уровне используются два взаимосвязанных механизма: конвенционный и институционный.

Конвенционный механизм включает в себя следующие компоненты:

  1. правообеспечительное нормотворчество;
  2. толкование;
  3. международный контроль;
  4. правоприменение.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов более подробно.

  1. Правообеспечительное нормотворчество выступает в форме конкретизации международных договоров и соглашений. Высокая степень обобщенности этих декларативных документов может затруднить реализацию их положений, что делает необходимым принятие дополнительных актов, гарантирующих соблюдение международно-правовых норм. Например, статья 2 Устава ООН перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться национальные правительства. Конкретное их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основные принципы международного права: нормативное закрепление и содержание. подробнее , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года.
  2. Толкование, как средство реализации международного права, может использоваться и в процессе нормотворчества, и в правоприменительной практике. Неверное толкование тех или иных положений договоров, заключенных странами, способно привести к возникновению конфликтов.
  3. Международный контроль призван давать оценку соответствия деятельности субъектов данной отрасли права установленным нормам и требованиям. Отдельные документы содержат специальные нормы о контроле соблюдения их положений и требований.
  4. Правоприменение представляет собой деятельность, направленную на принятие государствами или соответствующими организациями юридически обязательных индивидуальных нормативных актов, основанных на нормах международного права.

Институционный механизм реализации норм международного права предполагает осуществление следующих мер:

  1. переговоры;
  2. консультации;
  3. встречи;
  4. конференции;
  5. рассмотрение различных вопросов в согласительных комиссиях;
  6. судебные разбирательства.

В рамках институционного механизма государства и другие субъекты данной отрасли права (комиссии, комитеты, судебные органы) обсуждают реализацию действующих норм международного права и стратегию совместного реагирования на выявленные нарушения.

Внутригосударственные механизмы реализации

Деятельность органов государственной власти и иных организаций, осуществляемая в соответствии с нормами и требованиями международного права, является реализацией его положений на национальном уровне.

Основным внутригосударственным механизмом осуществления данной деятельности выступает совокупность правовых актов, обеспечивающих выполнение требований и положений международных договоров и соглашений.

Такие правовые акты либо носят общий характер, либо принимаются для реализации конкретного договора.

Акты общего характера применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат:

  1. основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права;
  2. подтверждение непосредственного действия норм международного права;
  3. условие, что в случае противоречия с положениями национального законодательства по какому-либо вопросу должны применяться правила международного договора;
  4. требование к органам государственной власти о принятии мер, необходимых для выполнения норм международного права;
  5. положение о необходимости контролировать исполнение международных обязательств.

Правовые акты, принимаемые для реализации конкретных договоров, обычно конкретизируют и расшифровывают содержащиеся в них нормы. Еще одним внутригосударственным механизмом реализации международного права является система институтов, осуществляющих организационную и правовую деятельность в целях обеспечения нормативных предписаний, содержащихся в международных документах. В эту систему входят высшие органы власти в стране:

  • Президент и Правительство России По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ,
  • Федеральное Собрание РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное Собрание РФ подробнее ,
  • Министерство иностранных дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Управление в сфере иностранных дел подробнее ,
  • другие ведомства.

Органы государственной власти и должностные лица принимают решения о заключении или ратификации международно-правовых договоров, обеспечивают их неукоснительное соблюдение на территории всей страны.

О приоритете международного права над национальным

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Читайте также  Правила составления документов

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?

Термин и варианты реализации международно-правовых норм

Международно правовые нормы (МП нормы) функционируют, только когда они выполняются, то есть когда осуществляются участниками международных правовых отношений, установленных в МП нормах правил.

Формы реализации международно-правовых норм

Юридические формы осуществления МП норм – это соблюдение, исполнение, а также использование и применение.

Соблюдение представляет собой способ действия, в первую очередь, норм-запретов.

Установка запрета на совершение геноцида (из Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 1948-й г.) означает, что МП нормы этим предписывают субъектам воздержаться от такого поведения.

Путём исполнения воплощаются, как правило, нормы-обязанности.

Согласно статье 3 Конвенции о гражданской правовой ответственности за коррупцию (1999-й г.) каждой стороной должны предусматриваться в своём внутреннем праве нормы, правозглашающие право лиц, потерпевших ущерб вследствие коррупции, на подачу иска с целью полного возмещения ущерба.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования.

В статье 29 Конвенции СИГ, провозглашающей права и основные свободы человека (1995-й г.), закреплено право граждан участвовать в управлении и ведении государственных дел напрямую или посредством свободно избранных представителей.

В четвертой форме реализации международных норм (применении) сочетаются разнообразные поведенческие акты.

Согласно статье 1 из Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (1956-й г.), данные положения применимы к любому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение через транспортные средства, когда место погрузки груза и место доставки груза по документу располагаются на территории 2-х разных государств, из которых хотя бы одно – участник Конвенции.

Указанные МП нормы, во-первых, обязывают государства и прочих участников правовых отношений следовать положениям Конвенции, во-вторых, предоставляют физическим и юридическим лицам права на использование её положений в необходимых ситуациях.

Правовой механизм имплементации международно-правовых норм

Реализацию МП норм обеспечивает соответствующий юридический механизм. Существует разница между международно-правовым и национально-правовым механизмами реализации либо имплементации (в переводе с англ. implementation означает “осуществление”) норм международного права.

Механизм имплементации является совокупностью международных средств, которые обеспечивают осуществление норм международного права.

  • системой международных конференций, организаций, органов и прочих структур, задачей которых является реализация норм международного права. Таким образом, с целью содействия выполнению положений Конвенции по морскому праву (1982-й г.) издан Международный трибунал морского права;
  • совокупностью норм международного права, которые содействуют реализации иных международно-правовых соглашений.

Пример 5

Параллельно с заключением Договора между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987-й г.) вступили в силу соглашения между Союзом ССР и некоторыми другими странами (Бельгия, Италия и другие государства) об инспекциях в связи с Договором.

Национально-правовой механизм

Национально-правовой механизм имплементации состоит из совокупности внутригосударственных средств, к задаче которых относится реализация норм международного права. Конкретно это:

  • система органов государства, которые принимают участие в имплементации МП норм. Таким образом, Указом российского президента, регламентирующим порядок осуществления конкретного международного контракта, обеспечивается его осуществление во внутригосударственных делах;
  • совокупность норм в национальном праве, которые обеспечивают эффективную реализацию внутри государства МП норм.

После распада СССР и проводимой перестройки экономической и политической системы Россия, к несчастью, уступила роль супердержавы. Государство потеряло ведущие позиции в решении главнейших вопросов мирового уровня, утратило своё влияние в Восточной Европе, арабском мире, странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Гарантией эффективности и надёжности подобного мироустройства является взаимный учёт интересов. Нынешний миропорядок должен базироваться на механизмах совместного решения ключевых вопросов, а в приоритете – находиться право и широкая демократизация международно-правовых отношений.

Глава 8 РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие и формы реализации норм международного права

Реализация— это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях полу­чил распространение термин «имплементация» (от англ. imple­mentation — осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации.

Читайте также  Институт признания в международном праве

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при со­блюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие, а другие (неядерные) государства не про­изводят и не приобретают его. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются (соблюдаются).

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятель­ность субъектов по осуществлению норм. Исполнение харак­терно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. Статья 2 Конвен­ции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации дохо­дов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. предусмат­ривает: «Каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфи­сковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам».

Использование. Имеется в виду осуществление предостав­ленных возможностей, содержащихся в нормах международ­ного права. Решения об использовании нормативных положе­ний принимаются субъектами самостоятельно. В данной фор­ме реализуются так называемые управомочивающие нормы.

§ 2. Содержание процесса реализации норм

В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предпи­сания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву ска­зано: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».

Содержание процесса реализации норм

Поскольку норма международного права существует и дей­ствует в системе норм, реализация всегда предполагает осуще­ствление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям, — норм догово­ра (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) орга­низационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Процесс реализации включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответст­вующую требованиям норм) по достижению социально значи­мого результата (например, ликвидация ракет, пусковых уста­новок, оборудования в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.);

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно включает в себя правотворчество, контроль­ную и правоприменительную (правоохранительную) деятель­ность, и ее результатом является правовой акт (например, в ст. 24 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что «Российская Федерация и Французская Респуб­лика будут заключать по мере надобности отдельные соглаше­ния и договоренности в целях реализации положений настоя­щего Договора»).

Помимо правовой базы для реализации необходима соответ­ствующая структура органов (организационно-правовой, ин­ституционный механизм).

Реализация норм международного права основывается пре­жде всего на таких принципах, как суверенное равенство, не-

Глава 8. Реализация норм международного права

вмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение для про­цесса реализации норм имеет принцип добросовестного выпол­нения международных обязательств (pacta sunt servanda). Он распространяет свое действие на все нормы независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и в ко­нечном счете достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях меж­ду государствами, но и в сфере внутригосударственных отно­шений по реализации норм международного права. Государ­ства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизион­ных ситуациях применению подлежат нормы международного права.

Реализация норм международного права — проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политиче­ская. Задача международного права — закрепление в юридиче­ской форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит в конечном счете от наличия соответ­ствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отноше­ний и внутригосударственного правопорядка.

Вместе с тем немалые потенциальные возможности в уси­лении регулирующего воздействия таятся в самом междуна­родном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплемента-ции) норм международного права, специфических правовых и организационно-правовых средств обеспечения их выпол­нения.

Механизм реализации норм международного правапредстав­ляет собой совокупность нормативных и институционных (ор­ганизационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

Он включает совокупность правовых актов и структуру орга­нов, их принимающих.

§ 3. Международный конвенционный механизм реализации

Реализация норм международного права

1. Понятие и формы реализации норм международного права

2. Содержание процесса реализации норм

3. Международный конвенционный и институционный механизмы реализации

4. Внутригосударственный нормативный и организационно-правовой механизмы реализации

1. Понятие и формы реализации норм международного права

Реализация— это воплощение норм международного прав в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин «имплементация» (от англ.implementation— осуществление, проведение в жизнь).

Формы реализации:

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то не было ядерное оружие, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают его. В таких ситуациях пассивное поведение субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются (соблюдаются).

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. Статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. предусматривает, что каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам.

Использование.Имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него).

2. Содержание процесса реализации норм

Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, реализация всегда предполагает осуществление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям, — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Процесс реализациивключает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, ликвидация ракет, пусковых установок, оборудования в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.);

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность, и ее результатом является правовой акты. Помимо правовой базы для реализации необходима соответствующая структура органов (организационно-правовой, институционный механизм).

Реализация норм международного права основывается на следующих принципах:

невмешательство во внутренние дела;

мирное урегулирование споров;

Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pactasuntservanda). Он распространяет свое действие на все нормы независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и в конечном счете достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

Реализация норм международного права — проблема не только юридического характера, но также политического. Задача международного права — закрепление в юридической форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит в конечном счете от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отношений и внутригосударственного правопорядка.

Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном; уровнях, с целью реализации норм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: