Русская школа и православная культура - ABCD42.RU

Русская школа и православная культура

Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе

Наталья Толмачева
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе

В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей.Причин тому достаточно много: отказ от прошлого привёл к распаду связи времён, дети плохо знают историю нашей Родины, кризисные явления в обществе и семье, как основной его ячейке. Средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Поэтому в школе необходим предмет «Основы православной культуры».

Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.

Для достижения данной цели,учитель решает следующие задачи:

— пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;

— формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;

— знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.

На уроках могут быть использованы следующие средства:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

3) нравственный диалог;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого.Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Начальная школа — наиболее благоприятный период для преподавания православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен быть творческим, нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.

Я считаю, что изучение «Основ православной культуры» должно иметь продолжение и в средней школе. Это будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.

Главное условие преподавания данного предмета — личность

преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.

К моему большому сожалению данный предмет оказался противоречивым со стороны родителей. Примерно половина родителей отказывается от изучения данного предмета. Родители считают, что для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях; изучение этого предмета приведет к религиозному культу; религия – личное дело каждого и дети сами разберутся со временем, а на уроках их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».

Я, как мать, считаю, что в наше такое жестокое время изучение «Основ православной культуры» просто необходимо. Возраст 10 – 15 лет наиболее подвержен давлению времени, одноклассников, окружения. Именно в этом возрасте детская психика особенно не стабильна, дети становятся психически неуравновешенными. Поэтому у нас так часто случаются суициды в этом возрасте. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к принуждению детей посещать сайты с суицидной направленностью. Родители сами не понимают, что они сами виноваты в этом. Родителям просто необходимо как можно больше разговаривать со своими детьми, быть с ними друзьями.

Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому в школе необходимо изучение предмета «Основы православной культуры».

Использование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.

Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры». Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г. Самая большая опасность,.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.

Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.

Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.

Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Театрализованное представление по основам православной культуры «Пасхальная история» Цель: Приобщение детей к основам православной культуры, обобщение и закрепление знаний дошкольников о празднике Пасха. Задачи: Прививать.

Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.

Власти передумали убирать уроки православия и ислама в начальной школе

Министерство просвещения подготовило обновленный проект Федерального образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. С документом ознакомился РБК. Предыдущий вариант проекта образовательного стандарта включал в себя выбор двух модулей в рамках предмета «Основы религиозных культур — основы религиозных культур народов России и основы светской этики».

В новом варианте проекта образовательных стандартов предусмотрен выбор одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики. Модуль выбирается родителями школьника либо их законным представителем.

«В существующих вариантах ФГОС мы приняли решение оставить все как есть — преподавание по основным конфессиям», — сказал РБК первый замминистра просвещения Павел Зенькович.

Сейчас в четвертом классе школьникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могут выбрать, что будет изучать их ребенок: основы светской этики, мировые религиозные культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры или основы иудейской культуры.

В начале сентября Минпросвещения представило проект ФГОС без изучения отдельных религий в рамках начального образования. Тогда в Московском патриархате заявили, что возможность выбора изучения основ конфессий доказала свою эффективность, а отказ от такой практики «нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви».

6 ноября министр просвещения Ольга Васильева вместе с патриархом Кириллом открывала съезд Общества русской словесности. Там министр заявила о поддержке предложения патриарха ввести в школах курс по изучению русской культуры.

Образовательные стандарты в соответствии с поручением президента Владимира Путина правительству должны быть обновлены до 1 декабря.

Что думают представители конфессий

Решение позволить родителям или опекунам выбирать модули по основам конфессиональных культур правильное и отвечает запросу родителей, считает руководитель сектора приходского просвещения синодального отдела РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко). По его словам, опасения, связанные с нехваткой кадров для преподавания дисциплин в регионах, не оправдались.

«Появление качественных преподавателей зависит не только от системы подготовки кадров, но и от расширения всего модуля. На сегодняшний день выстроена система подготовки кадров, которые могут преподавать модуль основы православной культуры — Русская православная церковь оказывает в регионах максимальную поддержку учителям», — сказал Войтишко.

У представителей других традиционных конфессий о подходе к преподаванию «религиозного» модуля иное мнение. Было бы целесообразно «с культурологической точки зрения» ограничиться модулем «Основы мировых религиозных культур», считает заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

«Мы считали, что нужно думать о предмете, который бы объединял всех россиян. Россия — многонациональное государство, и необходимо знать обычаи и культуру своих соседей, поэтому мы предлагали предмет «Основы мировых религиозных культур», который возможно выбрать сейчас. С культурологической точки зрения предмет мог бы рассказать обо всех религиях. Основам ислама я могу научить в семье или отвести ребенка в школу при мечети», — сказал он РБК.

Аббясов в отличие от Войтишко считает, что выбор модуля в регионах ограничен из-за отсутствия кадров. «Были случаи, когда люди хотели выбрать, например в Центральной России, основы исламской культуры. В администрации школы говорили, что такого специалиста нет. Я не думаю, что в каждой школе будет несколько специалистов — по православию, иудаизму, буддизму и исламу», — отметил он.

Читайте также  Основные концепции правопонимания

Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер заявил РБК, что из шести предложенных дисциплин он бы оставил одну — «Основы мировой культуры», «тем более что религия и культура неразделимы». «Религиозные деятели понимают, что у них появляется возможность преподавать религию в школе. Это отвратительно, ведь у нас религия отделена от государства». По его мнению, если человек хочет обучить детей, «к примеру, основам еврейской культуры», то он найдет способ. В школу же детей посылают, «чтобы они узнали, чем, скажем, православие и ислам похожи, а чем отличаются друг от друга», уверен Каннер. «Нужно рассказать детям о существовании разных религий, чтобы они были образованными, а не окунались в какую-то одну религию», — считает он.

Как РПЦ боролась за уроки православия

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для четвероклассников с 1 сентября 2012 года. Опубликованная тогда Минобрнауки статистика показала, что большинство родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

В последующие годы Русская православная церковь неоднократно просила министерство расширить преподавание курса — как за счет увеличения количества часов в четвертом классе, так и за счет преподавания со второго по девятый класс или с первого по одиннадцатый класс.

Необходимость расширения на весь период обучения в школе с первого по одиннадцатый класс представители церкви объясняли в том числе возросшей террористической угрозой. «Когда террористы оперируют религиозными лозунгами, вербуют молодых людей в террористические организации, внушая им, что это богоугодное дело, нам нужно существенно расширять преподавание религиозной культуры», — заявлял в 2017 году митрополит Иларион.

Минобрнауки в 2014 году также говорило о расширении курса основ религиозных культур и светской этики со второго по десятый класс.

В начале 2018 года министр Ольга Васильева рассказала о продолжении работы над расширением курса. Позднее в том же году патриарх Кирилл выразил надежду на увеличение числа часов «Основ религиозных культур и светской этики», заявив о преподавании предмета «для галочки».

В РПЦ продолжат выступать за расширение курса. «Мы продолжаем вести диалог с Минпросвещения, и я надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки», — заявил РБК Войтишко.

Что должны знать четвероклассники по итогам обучения основам религии

Согласно проекту образовательных стандартов, по итогам обучения по любому из модулей, которые касаются основ религии, школьники должны называть не менее трех традиционных конфессий в России и выражать своими словами «понимание российского общенародного патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России», выражать понимание духовно-нравственной культуры народов России и человеческого достоинства.

В рамках модуля «Основы православной культуры» ученики должны, в частности, раскрывать своими словами первоначальные представления о «вероучении о Боге-Троице, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе», уметь рассказать о назначении и устройстве православного храма, раскрывать «основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи», а также распознавать христианскую символику.

По окончании изучения модуля «Основы иудейской культуры» ученики должны уметь рассказывать о нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе, Танахе, Талмуде, об иудейских праздниках и художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах и о другом.

По модулю «Основы религиозных культур народов России» четвероклассники должны уметь рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), о религиозных календарях и праздниках религий России.

В рамках модуля «Основы светской этики» должны усвоить «основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, вера в добро, человеколюбие)», рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти общества, а также о «нравственных традициях предпринимательства в России». Кроме того, они должны уметь раскрывать своими словами представления о «любви к Родине, уважении памяти предков, доброго имени любого человека».

Православная культура в современной школе: проблемы и перспективы

28 января 2020 года в Белом зале Храма Христа Спасителя, в рамках XXVIII Международных Рождественских Чтений, состоялась работа секции «Православная культура в современной школе: проблемы и перспективы». Участники обсудили преподавание Основ православной культуры в школах.

Секция прошла в рамках I направления Международных Рождественских чтений-2020 «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации». Кураторами выступили руководитель сектора Основ православной культуры Синодального ОРОиК иерей Герман Демидов и заведующий научно-методическим кабинетом Отдела Игорь Метлик.

Сопредседателями секции стали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

В начале работы с приветственным словом к участникам секции обратился митрополит Феофан.

Далее с докладами выступили:

иерей Герман Демидов, руководитель сектора Основ православной культуры Синодального ОРОиК, — «Социокультурные условия преподавания православной культуры в регионах РФ: состояние, проблемы, пути решений»;

Игорь Метлик, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОиК, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. — «Нормативно-методическое обеспечение преподавания православной культуры в российской школе и проблемы его совершенствования»;

Елена Теплова, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социальногуманитарного образования МПГУ, — «Подготовка и деятельность учителя православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, направления решений»;

Виктория Туфрина, доцент ПСТГУ, исполнительный директор проекта «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры», — «Школьные олимпиады по православной культуре».

По окончании работы первой части секции участники задали свои вопросы и обсудили доклады.

Во второй части «Теория и практика преподавания православной культуры в школе» выступили:

Алла Бородина, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кандидат культурологи — «Страницы Великой Отечественной войны на уроках православной культуры»;

Ольга Янушкявичене, профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ, — «Воспитание внутреннего человека на уроках ОПК»;

Елена Бойко, учитель русского языка, литературы, православной культуры МОУ «Татищевский лицей» Саратовской области, руководитель Районного методического объединения учителей ОПК; Анжела Игнатьева, учитель музыки, МХК, православной культуры МОУ СОШ с. Широкое Саратовской области; Елена Потапова, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ с. Большая Фѐдоровка Саратовской области, — «Система внеурочной работы по православной культуре в форме метапредметных проектов духовно-нравственной направленности»;

Наталья Попова, директор МОУ СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области, — «Школа — ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию участников образовательного процесса»;

Наталья Бровко, директор МБОУ СОШ № 4 г. Апатиты Мурманской области. Иерей Иоанн Данилец, священник храма новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Апатиты, — «Школа — центр духовно-патриотического воспитания»;

Светлана Веретенникова, доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, помощник благочинного Семилукского церковного округа Воронежской епархии по образованию, — «Методическое сопровождение деятельности учителей по преподаванию православной культуры в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР»;

Виктория Гусакова, преподаватель ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны РФ», методист Центра подготовки церковных специалистов при СПбДА, — «Организация взаимодействия воскресной школы со светскими образовательными организациями на основе учебно-методического комплекта «Православная культура России» (5 класс)»;

Татьяна Затямина, заведующая кафедрой культуры, искусства и общественных дисциплин ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор, — «Православная культура в содержании классного часа духовно-нравственной направленности»;

Галина Проскурина, учитель искусства и МХК, ОРКСЭ и ОДНКР МБОУ гимназия «Перспектива» г. о. Самара, председатель городского УМО учителей ОРКСЭ и ОДНКР г. Самары,— «Значение урока «Святые заступники Руси» для развития личности ребенка»;

Елена Глушкова, руководитель сектора ОПК ОРОиК Екатеринбургской епархии; Марина Архиреева, специалист ИМЦ Кировского района г. Екатеринбурга; Галина Максимчук, специалист Управления образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, — «Взаимодействие светской и церковной систем образования в Свердловской области: модель и содержание».

В третьей части работы секции прошел научно-практический педагогический семинар «Школа целостного развития. Православная культура в образовательной деятельности сельской школы». Его провел иерей Владимир Мартышин, директор МОУ Ивановская СОШ с. Ивановское Борисоглебского района Ярославской области, старший преподаватель Ярославского государственного педагогического университета.

О проблемах преподавания православной культуры в современной школе и дальнейших перспективах

Не за горами новый учебный год. Незаметно пролетит оставшееся до 1 сентября время, и наши дети и внуки вновь отправятся получать разнообразные знания, в том числе и по православной культуре. Напомню, что в школах Белгородской области этот предмет как обязательный преподается с 2006 года, и по нему выставляются отметки в аттестат о среднем образовании.

При введении предмета «православная культура» в учебный процесс, согласно «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «православная культура» в государственных и муниципальных учреждениях Белгородской области», были поставлены определенные цели, а именно: «духовно-нравственное воспитание детей в целях формирования высокой духовности и воспитанности, обеспечение изучения богатейшей традиции православной культуры как государствообразующей на основе нерелигиозного культурологического подхода…» 1

На страницах «Православного Осколья» часто публикуются заметки педагогов о достижениях тех или иных учащихся, побеждающих на различных конкурсах, о поездках учеников по святым местам, о встречах со священниками в стенах школ. Рисуется весьма радужная картина: все у нас хорошо, дети горят желанием изучать православную культуру и т.д. и т.п.
Хочется высказать свой взгляд как учителя православной культуры, имеющего теологическое образование, на проблемы, с которыми связано преподавание данной дисциплины в обычной общеобразовательной школе.
Участие обучающихся в православных конкурсах – безусловно, положительное явление. Но за исключением православной гимназии, детей из других школ в конкурсах участвует совсем небольшой процент. Успехи некоторых одаренных учеников не могут служить критерием успешности преподавания православной культуры. В учебный процесс должны быть вовлечены все обучающиеся, ведь все они являются гражданами России. Они должны быть приобщены к русской культуре, должны знать о той роли Православия, которое одухотворяло жизнь многих поколений русских людей (под словом «русский» здесь, естественно, понимаются и малороссы, и белорусы, и другие народы, населяющие Российскую империю), и помогло создать могучую державу. Итак, какова же суть проблем?

Недостатки качества и количества

Первая проблема состоит в весьма недостаточном обеспечении обучающихся учебными пособиями.
В 2006 году старооскольскими школами были закуплены учебные пособия двух видов – для 5-11 классов под редакцией к.э.н. В.Д. Скоробогатова и для 2-4 классов – д.п.н. Л.Л. Шевченко. Обеспечить каждого ученика учебником у школ возможности на тот момент не было, но все ждали, что со временем все нормализуется. Но за прошедшие годы ничего не изменилось: дети вынуждены пользоваться учебниками в классе. В лучшем случае учебник достается каждому обучающемуся, в худшем – он должен делить его с соседом по парте. К настоящему времени Л.Л. Шевченко подготовила учебники для 5-8 классов. Из-за скудного финансирования далеко не все школы могут позволить себе их приобрести, а учебники под редакцией В.Д Скоробогатова по причине мягкого переплета и невысокого качества бумаги постепенно приходят в негодность.
Вторая проблема состоит в качестве учебников, по которым обучаются дети. При всем уважении к д.п.н Л.Л. Шевченко, ее учебники, за исключением курса для 2-3 классов, малопригодны для преподавания в обычной светской школе. Эти учебники рассчитаны на определенный базовый православный уровень детей. Но подавляющее большинство из них оторвано от православной традиции, не знают элементарных религиозных понятий, их нужно «вначале кормить молоком, а не твердой пищей» (Евр. 5,12).
Теперь об учебных пособиях под ред. В.Д. Скоробогатова. Эти учебники должны использоваться с мультимедийным приложением, которое было записано в формате Windows, но в связи с переходом школ на программу «Linux» учебные диски данного авторского коллектива в настоящее время не могут быть использованы.
Теперь о содержательной стороне этого учебно-методического комплекса. Предоставим слово рецензентам – преподавателям БелГУ.
Кандидат философских наук А.Г. Чередниченко об учебно-методическом комплексе для 7-8 классов: «не учитываются межпредметные связи с такими дисциплинами, как всеобщая и отечественная история, обществознание, литература… Авторами не учтен тот факт, что «Слово о полку Игореве» подробно изучается в рамках школьных курсов русской литературы и отечественной истории… в стиле изложения материала отсутствует проблемность». 2
Доктор исторических наук В.В. Пенской об УМК для 10-11 классов: «при чтении текста учебника создается впечатление, что читаешь памфлет на историческую тему, но отнюдь не учебник. Прежде чем рекомендовать УМК к переизданию и широкомасштабному внедрению в учебно-воспитательный процесс, необходимо его существенно переработать, исправив многочисленные ошибки и недоработки». 3
Кандидат педагогических наук Т.А. Оксак об УМК для 9 классов: «исходя из перечисленных недостатков УМК, серьезности этих недостатков, высокой степени их распространенности, считаем использование в учебном процессе УМК: В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура» 9 класс – нецелесообразным. Переработка УМК с учетом имеющихся недостатков будет равноценна написанию нового комплекса». 4
Именно с такими учебными пособиями приходится работать педагогам. И, по всей видимости, в ближайшее время каких-либо изменений, касающихся улучшения качества учебных пособий, ждать не приходится.

Читайте также  Источники уголовного права Англии и США

«Несерьезный» урок

Третья проблема. Несмотря на поступающие из Департамента образования Белгородской области документы, в которых декларируется особая значимость православной культуры в среде гуманитарных предметов, в сетке учебного процесса вышеуказанная дисциплина пока остается «золушкой», «несерьезным» уроком. Православной культуре отведен один час в неделю, причем это, как правило, последние уроки, когда дети уже устают. Дело в том, что в школах негласно имеют приоритет те предметы, по которым нужно сдавать ГИА и ЕГЭ. По православной культуре ГИА и ЕГЭ, естественно, не сдаются, поэтому, по стойкому убеждению многих обучающихся, на этих уроках можно «отдыхать», то есть ничего не делать и мешать тем детям, которые хотят узнать что-то новое для себя. При одном часе в неделю, при отсутствии на руках у обучающихся учебников можно ли ребенку получить какие-либо серьезные знания по предмету? За неделю он попросту все забудет, что ему рассказывали на уроке. А ведь во многих семьях дома нет вообще никакой православной литературы.
По моему мнению, предмет должен преподаваться минимум два часа в неделю. Возникнут скептические вопросы типа «где взять этот час?» Конечно, распределять нагрузку по предметам – не прерогатива рядового учителя, но если православная культура действительна необходима, то нужно что-то пересматривать. Решить проблему можно, например, таким образом: убрать православную культуру из расписания 9-11 классов и добавить этот час в среднее звено. У старшеклассников уже вполне устоявшееся мировоззрение, они достаточно прагматичны, поэтому «забивать голову» православной культурой у них нет желания – нужно готовиться к экзаменам. А вот с младшими детьми можно более тесно поработать.

Что же все-таки означает слово «духовность»?

Ну и последняя и самая главная проблема.
Современная светская педагогика исполняет прежде всего социальный заказ, строго держит гуманистическую направленность, использует натуралистический подход к развитию личности. Она не руководствуется ни Божественным Откровением, ни вероучением Церкви, не учитывает поврежденности грехом человеческой природы, не знает истинной цели нашей жизни. Правда, в Законе об образовании Российской Федерации последней редакции (ст.14. п.2) и федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования 2011 года (ст. 8.2.3) предусмотрено формирование духовно-нравственной личности и заложена программа духовно-нравственного развития обучающихся. Но понятие «духовность» здесь трактуется не в православном понимании как стяжание Духа Святого, или святости, а в философском – богатство человеческих чувств и достижений разума.
В современной светской системе образования принципы православной педагогики игнорируются. Даже на уроках православной культуры мы можем следовать этим принципам выборочно, с оговорками, так как этот предмет носит культурологический характер, а его содержание не нацелено на внедрение Православной веры в сознание учащихся.
Поэтому православным родителям, дети которых обучаются не в православной гимназии, а в обычной школе, нужно задуматься: устраивают ли их те принципы, по которым строится образование и воспитание обучающихся.
Ведь получить образование – это не только получить возможность поступить в престижный ВУЗ, его закончив – получить возможность высокооплачиваемой работы (правда, для весьма многих только чисто теоретическую, учитывая переизбыток на рынке труда специалистов с высшим образованием).
Думается, в нашем городе давно назрела проблема создания еще одной школы, где бы смогли обучаться дети из православных семей. Православная гимназия, где обучается немногим более 250 детей, уже не может удовлетворить потребности города. Каждый год в первый класс в гимназии набирается 30 детей, а желающих там обучаться – в два-три раза больше.
Я думаю, всем православным родителям и всем, кому небезразлична наша главная ценность – наши дети, нужно объединить свои усилия и попытаться создать еще одну школу православной направленности.
Как она будет называться – не столь важно. Главное, чтобы наши дети смогли получить в этой школе целостное представление о русской православной культуре, отечественной и всеобщей истории, русском языке и литературе. В этой школе должны работать люди, которые прежде всего болеют за будущее нашей страны, а не за баллы и надбавки к зарплате.
Ну, а православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями. 5

Учитель православной культуры О.В. Лащев
Старый Оскол

1 Православный модуль Белгородчины в рамках Федерального образовательного стандарта предмета «Духовно-нравственная культура». Белгород, 2008, с. 24-25.
2 Православный модуль Белгородчины в рамках Федерального образовательного стандарта предмета «Духовно-нравственная культура». Белгород, 2008, с.63-64.
3 Там же, с. 78-79.
4 Там же , с. 74.
5 Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

«Нельзя допускать к детям религиозных фанатиков»: каким должен быть урок православной культуры

Любое упоминание религии по отношению к школьной программе вызывает у детей, родителей и учителей бурю очень разных эмоций: от одобрения до негодования и возмущения. Наш блогер, учитель Марина Евдокимова, считает, что основы православной культуры могут стать полезным и важным предметом в школе. Но при определённых условиях.

Подсчитать количество копий, которые были сломаны о тему преподавания основ православной культуры в школе, просто невозможно. Я уверена, что негативные эмоции вызовет даже заголовок моей заметки, да и в комментариях посыплется много чего нехорошего.

Почему ОПК — это плохо?

Есть ряд причин, по которым преподавание основ православной культуры в школе становится для детей не наказанием, а тяжкой каторгой, а для родителей — поводом написать письмо на почту директора, наполненное, увы, праведным гневом.

1. У детей нет выбора

Мы живём в многоконфессиональной стране. Бок о бок с нами учатся, работают, живут иудеи, мусульмане, католики, православные, буддисты и так далее. И, понятное дело, что для каждого из нас будет лучше, если религиозная дисциплина будет касаться именно нашего вероисповедания.

Вряд ли православному христианину было бы приятно сидеть на уроке подле преподавателя-иудея, который, подобно бабушке Манюни из произведения Наринэ Абгарян, говорит о том, что Иисус Христос — вероотступник. Соответственно, не православным ученикам на уроках ОПК может быть не просто скучно, а обидно. В идеале, в школе действительно предусмотрено проведение различных религиозных дисциплин по выбору. Но, как правило, преподавателей, компетентных в таких тонких материях, нет.

Зато есть учитель начальных классов Марфа Ивановна, которая по праздникам ходит в храм поставить свечи и покупает в «Роспечати» календарь с «самыми действенными иконами»

То бишь — эксперт в области православия. И у администрации школы сомнений по поводу того, какая именно дисциплина будет преподаваться младшеклассникам, не возникает: только ОПК! Отсюда и жалобы, и негодования, и разрывающийся от сообщений родительский чат в мессенджере.

Но урок ОПК может быть и уроком для всех: важна лишь специфика подачи материала по этой дисциплине.

2. Марфа Ивановна

Да-да, Марфа Ивановна — это большая и чуть ли не главная причина, по которой не православные дети не любят уроки основ православной культуры. Преподаватель ОПК в школе просто обязан быть человеком с богословским образованием. Несмотря на весь скепсис по отношению к теологии, это большая наука, которой студенты обучаются четыре полных года на бакалавриате в университете. Помимо литургики, богослужебного устава и библеистики студенты-теологи изучают философию, историю, психологию и педагогику и многие другие светские дисциплины. То есть преподавателем ОПК должен быть полностью подготовленный к этой непростой миссии педагог.

Бес из планшета, сожжение книг, культ Сталина: как учились дети в монастыре отца Сергия

Но вместо него на сцену выходит Марфа Ивановна, которая рассказывает детям страшные истории о Божьем суде и пугает их тем, что, если они не будут себя хорошо вести на уроке, «Боженька их накажет». Личность педагога — это вообще главный элемент школьного образования, а в преподавании таких специфических дисциплин — особенно. Поэтому прежде чем религиозный фанатик доберется до детей, с ним, конечно, лучше побеседовать. И вовремя его распознать. И не допустить к учащимся.

3. «Это ты, батенька, неправильно думаешь!»

Нет ничего хуже, чем объяснять атеисту, что бог есть. А объяснять ребенку атеистов — тем более. Каждый из нас — свободный человек со свободным выбором. Доказать существование бога математическими формулами, физическими и химическими выкладками невозможно. Любая вера основывается на личном опыте, который никому нельзя объяснить.

Поэтому переубеждать детей на уроке в их мнении, доказывать им что-то с пеной у рта — лишь портить их психику и еще больше отпугивать от всего, что связано с религией

Но, к сожалению, учителя на уроках позволяют себе спрашивать у детей, ходят ли они в храм, причащаются ли, совершают ли молитвенное правило. И если ответ на эти вопросы будет отрицательным, то может также последовать история о том, как одна девочка не ходила в храм, и было у нее в жизни все плохо. А всё это просто недопустимо не то что в светском, но даже и в религиозном образовательном учреждении.

А теперь давайте представим, что все вышесказанные недостатки в один миг исчезли! Знаю-знаю. Это сложно. Но представьте! Что же тогда произойдет с уроками основ православной культуры?

Почему ОПК — это хорошо?

1. Православие — столп нашего культурного прошлого

Почти десять веков наша страна была православным государством. И откреститься от этого просто невозможно. Долгое время монастыри были некими образовательными центрами, а священнослужители — учеными людьми, труды которых изучаются историками и сегодня. Благодаря христианству появилась славянская письменность, появились потрясающие произведения архитектуры, живописи да и искусства в целом. Даже тексты русских классиков понять без знания религиозного подтекста становится очень трудно.

Почему в школах непопулярны основы православия

Поэтому я убеждена, что изучение православной культуры как феномена не только не повредит любому ученику, но и позволит ему взглянуть на что-то иначе. Ведь дело лишь в том, как об этой культуре рассказать. А нужно мягко, ненавязчиво и с любовью. И, главное, без рисования на доске подробного плана чистилища с портретом твоего будущего личного беса. Даже если он будет симпатичным.

2. Православные дети смогут больше не скрывать свое вероисповедание

Сейчас кто-то прочитал эту строчку и, наверное, засмеялся. Во даёт! Ну кто сейчас об этом умалчивает? Но хотите — верьте, хотите — нет, обычные люди такую подробность своей жизни часто скрывают. И таких «странных» людей очень много. И я, кстати говоря, пребывала в школьные годы в их числе. А в университете много чего выслушала о «богатых попах», «часах Патриарха» и «понастроили своих храмов» в беседах со своими товарищами, аккуратно им оппонируя. Но ощущение всегда было таким, будто это я своровала чьи-то часы, расчехлила чью-то казну и сделала много чего нехорошего. Какое-то стеснение своей веры и малодушие ушли только в тот момент, когда я стала преподавать в религиозном образовательном учреждении, и все вопросы о моих убеждениях для окружающих отпали сами собой.

Читайте также  Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Может быть, на государственном уровне наша страна и православная, но на самом деле — глубоко атеистическая. Молебны первого сентября как в школе, так и в университете всегда дружно сопровождаются вздохом «блин, опять», а устройство домовых храмов в учебных заведениях — это всегда событие, освещаемое со знаком минус. Поэтому твои взгляды на жизнь, если ты христианин, почти всегда если не подвергаются жесткому прессингу, то не понимаются.

На мой взгляд, изучение ОПК в школе (если это будет проводиться без всего того плохого, о чем я говорила ранее) будет маленьким шажочком к понимаю друг друга. К тому, что дети священников и просто верующих людей смогут жить без прозвищ «монашка» или «блаженная». К тому, что краткое крестное знамение школьника перед обедом не вызовет у его одноклассников смеха или какой-то негативной реакции. К тому, что и религиозные дети и родители станут более лояльно относиться к тем, кто верит по-иному или не верит со всем (да, это тоже важно).

Уроки по основам той или иной религии не следует проводить как миссионерскую кампанию против иноверцев. Это должны быть уроки, проникнутые теплотой и любовью, которые просто объясняют почему это — так, а это — по-другому. Почему твой сосед по парте носит крест, а ты нет. И почему это не может быть препятствием для вашей дружбы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

О предмете Основы православной культуры в школах

(Старое школьное сочинение)

Русский — это православный.
Ф.М. Достоевский

С 1 сентября 2006 года основы православной культуры (ОПК) изучаются в 15 регионах России. Два региона Черноземья — Брянская и Белгородская области — первые, где ОПК стал обязательным предметом. В нашей области он носит название «Православная культура». ОПК — для меня не просто предмет, школьная дисциплина. Православная культура – это взгляд православного человека на процессы, которые происходят в обществе.
По сей день не утихают споры о том, нужен ли в школах такой учебный курс. Многие противники утверждают, что это своеобразная пропаганда Церкви, нарушающая основы Конституции, право на свободу совести. Но те, кто спорят, вряд ли присутствовали на уроках Православной культуры: на них мы не учим молитвы, никто не принуждает нас до фанатизма уверовать в Бога, нет! Основы православной культуры — это предмет просветительский, и по своему содержанию намного шире, чем Закон Божий, потому что рассказывает об основах и особенностях православного образа жизни, о том, что такое молитва и почему русские люди молились, зачем они ходили и ходят в храмы, как изменяется внутренне человек, становясь православным, что происходит в его душе, как созидательный дух, поселяясь в душе православного человека, начинает изменять его жизнь? Без объяснения Закона Божьего здесь, конечно, не объяснить многие истины, но нас никто не заставляет молиться или идти в храм, нам лишь объясняют основы, по которым уже два тысячелетия живет православная цивилизация, те законы, которые Россия унаследовала более тысячи лет назад у древнейшей Римской и Византийской цивилизации и должна сохранить сейчас, являясь третьим Римом.
Дети обязаны знать культуру цивилизации, к которой они принадлежат. Поэтому взрослые, наши наставники — учителя и родители — должны неустанно говорить нам, детям, о том, что культура — это не просто какие-то материальные памятники, культура — это уклад жизни, образ жизни, мироощущение, образ мысли, это любовь, как жертвенность, это наша совестливость, наша стыдливость, наше понимание и различение добра и зла. Нужно говорить о том, что грех — это нарушение нравственных законов, о том, почему мучает совесть, когда обижаешь товарища, или не послушаешься родителей. Надо объяснять, что святость — это верность до смерти, когда на выбранном пути служения Богу ты, случается, падаешь, но находишь силы подняться и снова следовать выбранной дорогой. Дети должны знать, как издревле укрепляли свой дух русские православные люди, как умели каяться и как молитвенно предстояли перед Богом. С детства различать, где черное, а где белое, ведь в православии нет неопределённости — серого цвета.
В системе идеалов и ценностей явный приоритет приобретают материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижения собственного комфортного существования.
Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный характер. Становится «хорошим тоном», например, приобщение к курению с юных лет или принятие наркотика перед посещением дискотеки.
Еще одним следствием доминирования материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость. Всё это мы – дети – видим по телевизору. Но те, кто зарабатывают на этом деньги, едва ли думают о том, что, например, в чьем-то сознании краска, имитирующая кровь в боевике, будет расценена как настоящая кровь, страдание человека. Что же это за осознанное травмирование неустойчивой психики подростков? А если кто-то из них решит, что это весело и завтра пойдет в подворотню убивать? Порой складывается такое чувство, что у людей из СМИ либо нет своих детей, либо напрочь отсутствуют представления о хорошем и плохом.
Дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, таких как пьянство, курение, наркомания, токсикомания, что не может не вызывать тревоги за будущее России. Увеличивается уровень нервно-психических заболеваний и детского суицида, показатели по которым в России одни из самых высоких в мире.
Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для распространения опасных и разрушительных форм оккультизма и сектантства, что также способствует увеличению уровня нервно-психических отклонений и ухудшению физического здоровья.
Сейчас молодой человек не хочет быть защитником Родины, не может, а порой и не хочет иметь семью и воспитывать детей, не хочет честно трудиться, — он заражен тяжкими пороками – наркоманией, пьянством, озлобленностью.
Что же случилось с человеком? Какова причина этих негативных явлений с духовной точки зрения? Очевидно, что главная причина – ненормальное, болезненное состояние души. В чем это выражается? Без особенных углубленных рассуждений понятно, что в здоровом состоянии души у человека светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творческого труда. Христианство дает еще и более высокую планку духовному человеку – любовь не только к Богу и ближним, но и любовь к врагам.
Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радости бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
Но как ребёнку или уже юноше разорвать этот порочный круг и встать на спасительный путь нравственности и веры в Бога? Вряд ли в этом ему помогут его по большей части курящие и пьющие друзья. Вот тут-то невольно вспомнишь о школьном предмете, который поначалу так не хотелось посещать, ведь всё новое зачастую принимается человеком в штыки.
Задача школьного духовно-нравственного воспитания заключается в преодолении последствий растлевающего влияния на детские души – влияния, как марксистско-ленинистской идеологии, так и последовавшей за ней в начале 1990-х годов тотальной деидеологизации. А духовно-нравственное воспитание в школах осуществляется преимущественно именно на основе программ по ОПК.
Быть учителем в наше время – это уже в каком-то смысле подвиг. А в тех условиях, в которые попали наши учителя, заниматься духовно-нравственным воспитанием учеников – подвиг вдвойне, тем более что полагающихся за это благ учителя не имеют совсем. Это то же подвижничество – преподавать предмет, обучающий нравственной норме, в условиях искусственно создаваемого сумасшедшего дома, когда хорошее называется дурным, а дурное – престижным. Но тут встает еще и такой вопрос: должен ли быль преподаватель православной культуры воцерковлен? Наверное, это не главное. Невоцерковленность человека еще не означает отсутствия у него веры. Известно, например, что наш воин, который проявил необычайную твердость в вопросах веры, в нравственных вопросах, – Женя Родионов – не был воцерковленным человеком, но крест с себя не снял и умер верным Христу и своему Отечеству. А ведь он там был не один. Их было четверо, и все четверо не были воцерковлены, однако никто не предал ни Отечества, ни Бога. Так что воцерковленность и духовная крепость человека не всегда напрямую связаны. Просто педагогам надо быть честными, порядочными, верными, уметь донести до ребят суть преподаваемого предмета.
И всё-таки, что бы ни говорили, «Закон Божий» и «Православная культура» – это совершенно разные учебные предметы, разные и по направленности, и по содержанию, и по правовым основаниям.
Учебный предмет «Закон Божий» – это обучение религии, обязательно предполагающее и включающее в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, т.е. не светский учебный предмет.
Тогда как учебный предмет «Православная культура» это светский культурологический учебный предмет, связанный не только с преподаванием знаний об основах православной христианской религии, но и представляющий более широкий комплекс знаний о культуре.
Каждый культурный, уважающий себя человек, к какой бы вере он ни принадлежал, должен знать основы культуры страны, в которой он живет. Собственно, понять, что такое культура России, понять вообще историю нашего Отечества невозможно без знания основ Православия. Для меня непонятно, как человек, живущий в России, может быть лишен собственной культуры – она же у нас вся насквозь православная. Как можно не знать, например, почему выходной день называется воскресенье? Я считаю, что такие уроки нужны, ведь они помимо повышения нравственности увлекают ребят в удивительный мир Древней, старинной России, делают их искренними патриотами своей Родины, заставляют задумываться над смыслом своей жизни. Итак, как говорил Николай Островский: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны учащихся воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить шаги по реализации наработанных позитивных предложений в этой сфере.
Например, хорошее начинание – устраивать встречи школьников с опытными священно¬служителями, духовниками, проповедниками, православными миссионерами. Бывает, что те же самые истины, но произнесенные новым человеком, более опытным, с живыми и яркими примерами, становятся для школьников, наконец, очевидным и убедительным свидетельством. Это поможет представить истины Православия намного богаче и глубже. Раскрывая для себя смысл православной веры, дети начнут по-новому к ней относиться. Возможно, кто-то из них теперь поймет, что все это не просто уважение к древней традиции или, напротив, дань современной моде. А эта вера, собственно, отвечает той потребности, той жажде духовного света, которая есть в сердце каждого человека. Эта вера упорядочивает внутренний строй души и наполняет жизнь человека особенным, высшим смыслом. И вот тогда, открыв для себя смысл, внутреннее содержание Православия, молодой человек станет начинающим делателем на ниве собственного вечного спасения. А это, наверное, и есть конечная цель предмета «Основы православной культуры».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: