Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм - ABCD42.RU

Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс,Локк,Юм) стали называть вольнодумцами (англ. — freethinkers). Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVIIв. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

  • Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
  • Рококо как художественный стиль эпохи Нового Времени
  • Классицизм в художественной культуре XIII-XIX веков
  • Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения

Рекомендуем также:

Место искусства в культуре
Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Первый вопрос .

Арбат и окрестности
В 1984 году из живой улицы с троллейбусами сделали пешеходную зону, Арбат приобрел статус заповедника, и от старого Арбата осталось одно название. Странное название, вроде бы происходящее от арабского «рабад», то есть предместье, — извест .

Виды коллекционирования
Понятие «коллекционирование» было введено в обиход более 2000 лет назад Цицероном. Знаменитый оратор в своей речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» словом «коллекция» назвал собрание разрозненных предметов в одно целое. Первыми колле .

Общая характеристика основных художественных явлений XVIII в.

Основными художественными явлениями в XVIII в. становятся новые варианты стилей «барокко» и «классицизм», а также стиль «рококо» и направление «сентиментализм».

Барокко XVIII в. (итал. barocco через исп. от португ. baroco — причудливый, дурной, неправильный, испорченный) как преобладающий стиль в архитектуре и живописи распространяется в Германии, Австрии, Испании, Италии, где обретает национальные черты и различные варианты соединения с рококо.

В качестве понятия «барокко» имеет в истории искусства «узкое» и «широкое» значения.

В узком понимании барокко обозначает художественный стиль в искусстве различных стран XVI-XVIII столетий.

В широком значении стиль барокко определяет оригинальный способ визуализации посредством произведений архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства процесса стремления человека к Абсолютному началу в качестве истины своего существования.

В узком понимании исторический художественный стиль «барокко» получил распространение в середине XVI столетия в Италии, а в первой половине XVIII в. был популярен в Испании, Германии, Австрии и России. С позиции художников итальянского Ренессанса кватроченто XV в., создававших преимущественно классицистические произведения, форма творений ряда художников Позднего Ренессанса XVI столетия выглядела как «барокко», что в разговорном итальянском языке было синонимом всего неправильного, неуклюжего, грубого, неумелого. Лишь в XVIII столетии слово «барокко» стало применяться для характеристики некоего особого художественного стиля.

Позволительно выделить космоцентрический и социоцентрический аспекты европейского барочного стиля.

Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в.

Космоцентрический аспект барокко, получивший развитие исключительно в храмовом зодчестве, — это динамика и дематериализация, подчеркнутое движение в глубину и ввысь, экспрессия и пафос пространства. Главная задача барочных произведений — творение нескончаемо уходящей вверх иллюзорной сферы, в которой теряются привычные для человека представления о протяженности, объеме, цвете, свете и плоскости, вызывая переживание душевного отрыва от всего бытового и обыденного и устремления к единственно истинному возвышенно сакральному.

В эпоху барокко экзальтация и героизация обыденного привели к тому, что самыми распространенными терминами для характеристики произведений космоцентрического аспекта барочного стиля стали такие прилагательные, как «роскошный», «величественный», «божественный», «сверхчеловеческий», «блестящий», «великолепный», «грациозный», «изящный». Творения зодчества, скульптуры, живописи, декоративного искусства нередко создавались с расчетом на своего рода театральный эффект: кулисы, неожиданно открывающиеся перспективы, контрасты масштабов, стремление возбудить воображение.

Вообще стиль «барокко» — это сочетание возвышенной духовности, часто на пределе человеческих возможностей, и крайнего натурализма, драматической грандиозности масштабов и смакования прозаических деталей. Всякий раз барочные произведения словно подсказывают, что процесс обесконечивания конечного может начаться только в случае резкого осознания человеком своей ограниченности, можно сказать бытовой натуралистичности. Не случайно главным средством барочной визуализации стало аллегорическое иносказание.

В пору господства барокко многие романские церкви переделывались в барочные, тогда как готические храмы оставались в неприкосновенности. Это происходило потому, что готику и барокко многое объединяет: экспрессия, пафос пространства, живописное отношение к плоскости стены, единое и безудержное стремление вверх всех частей здания. Композиции западноевропейских барочных церквей с их базиликальным планом и высокими, симметрично расположенными башнями поразительно напоминают готические. На севере Европы и в Испании родился даже стиль, который назвали «барочная готика».

Репрезентантами барокко XVIII в. являются: в архитектуре — творчество Бальтазара Нейманна (Дворец в Вюрцбурге (1719 — 1744 гг.), паломническая церковь в Фирценхейлигене (1743 — 1771 гг.), Маттеуса Даниэля Пеппельмана (Цвингер в Дрездене (1711 — 1722 гг.), Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта (Дворец Верхний Бельведер в Вене (1714 — 1722 гг.); в скульптуре — творчество братьев Азам (скульптурная композиция «Успение Богоматери» в алтаре монастырской церкви в Pope (1723); в живописи — творчество Джованни Баттиста Тьеполо (1696 — 1770 гг.).

Классицизм XVIII столетия становится преобладающим явлением со второй половины века, этот стиль также развивает принципы Просвещения. Отличительной особенностью стиля «классицизм» в архитектуре XVIII в.

Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в.

становится историчность и цитатность самих произведений, возникающая благодаря систематизации знаний об античном искусстве. Для живописи классицизма характерно разнообразие художественных методов в связи с разным пониманием просвещенческих задач.

Понятие «классицизм» (нем. Klassizismus — «образцовый») в узком значении есть художественный стиль в искусстве европейских стран XVII — XX столетий. В исторических границах стиля принято различать классицизм XVII в. во Франции («Большой стиль» Людовика XIV); неоклассицизм второй половины XVIII столетия во Франции, Италии, Англии, Германии, России; ампир конца XVIII — первой половины XIX вв. во Франции, Англии, России; неоклассицизм начала XX столетия в России.

Может показаться, что произведения классицизма есть лишь исправление и очищение творений барочного и рокайльного искусства от «пышной» и «нарочито витиеватой» шелухи, которая в той или иной мере искажает, извращает, камуфлирует «правильные» античные формы, придавая им некий «неправильный» вид. Однако это далеко не так. Классицизм не есть фаза или этап барочного развития художественной культуры, точно так же, как не является барокко и рококо фазой или этапом классицизма.

Классицистические произведения принципиально противоположны произведениям стиля барокко. Барочные и рокайльные творения изобразительного искусства — это чувственное явление сути стремления конечной человеческой энергии к бесконечному божественному началу. Классицистические же здания, скульптуры, живописные картины и т.д., наоборот, имеют цель быть визуальным свидетельством сущности кристаллизации Абсолюта в конечных непосредственно наблюдаемых и чувственно доступных формах.

Стиль классицизм в его широком значении, представляя преимущественно тенденцию оконечивания бесконечного, не может быть локализован в какой-либо исторической эпохе, художественном направлении или национальной школе искусства. Он обнаруживает себя регулярно в различные периоды мировой истории и в разных странах. Общими характерными особенностями классицистических художественных произведений являются линейность, плоскостность, замкнутость, множественность, ясность.

Основными представителями классицизма в XVIII в. выступает: в архитектуре — Жак-Анж Габриэль (Малый Трианон (1762 — 1768 гг.), Жак- Жермен Суфло (Пантеон (1756 — 1789 гг.), Кристофер Рен собор Св. Павла (1675 — 1717 гг.); в скульптуре — Жан-Антуан Гудон (1741 — 1828 гг.); в живописи — Жак Луи Давид (1748 — 1825 гг.).

Стиль «рококо» (франц. rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес, грот, пещера) возникает во Франции как художественное явление, открывающее интимные стороны человеческой души, в противовес классицистическому представлению о необходимости следовать единому для всех людей образцу, и по сути является проявлением барокко в его широком значении.

Читайте также  Понятие предмет методы принципы нормы источники и система налогового права

Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в.

Этот стиль зарождается в архитектуре как интерьерный, и это качество является определяющим как для архитектуры рококо, так и для живописи и скульптуры. Интерьеры рококо — единое целое, специальным образом организованное для создания интимной комфортной среды, ориентированной на погружение человека в свой внутренний мир.

Основными свойствами произведений рококо являются тонкость и нюансность содержания, эротический подтекст, преобладание мифологических сцен, декоративность, камерность.

Представители рококо в скульптуре — Этьен-Морис Фальконе (1716 — 1791 гг.); в живописи — Антуан Ватто (1684 — 1721 гг.), Франсуа Буше (1703 — 1770 гг.), Оноре Фрагонар (1732 — 1806 гг.), Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779 гг.).

Направление «сентиментализм» (от фр. «чувствительный») в большей степени выражает в живописи принципы Просвещения, воспитывая чувствительность души и сердца и через это прививая зрителю моральные и нравственные идеалы. Особенностью сентиментализма является обращение в сюжетах, к так называемому, третьему сословию — той среде, где можно обнаружить людей с чувствительным искренним сердцем, неиспорченным светским образом жизни.

В стилистическом отношении сентиментализм представляет собой в большей мере классицистическое направление, поскольку своей задачей имеет визуализацию эталонных представлений о человеке, а значит — оконечивание бесконечного.

В целом для произведений сентиментализма характерно: простота и ясность сюжета; театральность и аллегоричность, поясняющие морализаторский смысл произведения; повествовательность и психологичность.

Яркими представителями сентиментализма являются Жан Батист Грез (1725 — 1805 гг.), Уильям Хогарт (1697 — 1764 гг.).

6.2. Рококо и сентиментализм

В XVIII в. западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражавших общую картину смешения и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.

Как же в этой непростой ситуации «уживались» классицизм и господствовавшие более полувека идеалы барокко? Как уже отмечалось, классицизм был первым чётко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества. Искусство барокко, в большей степени опиравшееся на интуицию, чем на рациональное начало, такой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко, смело отверг его главный девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.

О. Фрагонар. Счастливые возможности качелей. 1766 г. Коллекция Уоллес, Лондон

В 20-е гг. XVIII в. во Франции сложился новый стиль искусства — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля — пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины. Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы. Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х гг., но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшее идеалы и настроения высших слоёв французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.

Главная цель искусства рококо — доставлять чувственное наслаждение (гедонизм). Искусство должно было нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви». Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.

Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства можно признать следующие:

  • грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;
  • орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;
  • сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;
  • культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;
  • культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;
  • эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).

Мебель в стиле рококо

Позднее стиль рококо был «реабилитирован» романтиками, ему отдали должное импрессионисты, он послужил эталоном для выработки концепции творческих объединений художников «искусства для искусства». Например, в эпоху модерна в России к рококо обратили свои взоры художники «Мира искусства».

Новым заметным явлением художественной культуры стал сентиментализм (фр. sentiment — чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства, но высвечивал иные его грани. Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название). Чувства, в свою очередь, воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой. Достижения цивилизации с множеством соблазнов, развращавших душу «естественного человека», приобретали явно враждебный характер. Своеобразным идеалом сентиментализма стал образ сельского жителя, следовавшего законам первозданной природы и живущего в абсолютной гармонии с ней.

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж. Ж. Руссо, провозгласившего культ естественных, природных чувств и потребностей человека, простоты и сердечности. Его идеалом был чувствительный, сентиментальный мечтатель, одержимый идеями гуманизма, «естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией. Главную задачу искусства Руссо видел в том, чтобы учить людей добродетели, звать их к лучшей жизни. Главный пафос его произведений составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.

Сентиментализм не обладал всей полнотой большого стиля. Ему были неподвластны отдельные виды искусства (например, архитектура), весьма ограничены были его возможности и в отдельных жанрах (например, в исторической живописи). В связи с этим правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма. Но если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм подчёркивает внутреннюю, духовную сторону бытия человека.

В. Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

Немало общего между сентиментализмом и предромантизмом, общим для которых является изображение конфликта «естественного человека» с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых было заложено во всей культуре XVIII в.

Мировая художественная культура. 6 глава. Художественная культура классицизма и рококо. 11 класс (ФГОС)

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глава 6. Искусство классицизма и рококо Урок 6. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Классу: чтение материала гла­вы 6, задание 1, 2, 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; выписать в тетрадь определение тер­минов «классицизм», «рококо» и «сентиментализм»; индивидуально и по группам: задание 4 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; задание 1, 2 рубрики «Творческая мастерская»; для желающих: выбрать тему проекта или презентации из рубрики «Темы проектных исследований или презентаций». Для проведения урока-экскурсии (урок 7) предлагается подготовить: презентацию или видео­экскурсию «Версаль» (задание 1 рубрики «Творче­ская мастерская»); презентацию «Суровая вырази­тельность объемов и скупость декора церкви Святой Женевьевы (Пантеона) Ж. Ж. Суффло (рубрика «Темы проектных исследований или презентаций»), Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Содержание изучаемого материала. Эстетика клас­сицизма. Обращение к классическому античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его твор­ческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы класси­цизма во Франции и ее влияние на развитие художе­ственной культуры западноевропейских стран. Изме­нения идеологической ориентации классицизма. Понятие о стиле ампир. Рококо и сентиментализм*. Происхождение терми­на «рококо». Истоки художественного стиля и его ха­рактерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных те­чений в рамках классицизма. Эстетика сентимен­тализма и его основоположник — французский про­светитель Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сенти­ментализма в литературе и живописи (на примере творчества В. Л. Боровиковского). Типология урока: урок — систематизации знаний с элементами практикума. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Цели и задачи урока: формирование целостного представления о мире и формах искусства; формирование исследовательских, коммуника­тивных, информационных умений; развитие умения определять стилевые особенно­сти искусства классицизма, рококо и сентиментализ­ма, соотносить их с определенной исторической эпо­хой; умения выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи; темы, образы и проблемы в искусстве классицизма, рококо и сентиментализма; уважение и осознание ценности искусства клас­сицизма, рококо и сентиментализма. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Читайте также  Формы и источники корпоративного права

1. Опишите эти архитектурные постройки и их осо­бенности? 2. Каким художественным стилям они при­надлежат? Пантео­н архитектора Ж. Ж. Суфло Цвингер архи­тектора М. Д. Пеппельмана Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Какое настроение передают музыкальные и живо­писные образы? Кто является образцом для поэта? Какие особенности жанра «Идиллии» он воспевает? Н. Пуссен «Пейзаж с Полифемом» Н. Буало. «Поэтическое искусство» Так будем изучать и днем, и ночью их, По их лишь образцам мы можем научиться, Как нам без пошлостей на землю опуститься, Петь Флору и поля, Помону, тишь садов И состязание на флейте пастушков, И радости любви, и нежный цвет Нарцисса, И Дафну, скрытую корою грубой тиса, «Так, чтоб и консула достойными порой Казались тишь лесов и цветик полевой», Вот в чем в Идиллиях изящество и сила. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Теоретиком раннего классициз­ма был поэт Никола Буало-Депрео (1636-1711). «Лю­бите мысль в стихах», эмоции подчиняются разуму. Принцип единства формы и содержания — основной принцип, чтобы в совершенстве донести мысль необ­ходим строгий метод изложения — канон. Эстетиче­ский идеал красоты — в античной культуре. Будь то в трагедии, в эклоге иль в балладе, Но рифма не должна со смыслом жить в разладе; Меж ними ссоры нет и не идет борьба: Он — властелин ее. Она — его раба. Коль вы научитесь искать ее упорно, На голос разума она придет покорно». Так пусть же будет смысл всего дороже вам. Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам! Н. Буало. «Поэтическое искусство» Рождение классицизма связывают с искусством Франции XVII в. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Ключевой вопрос. В чем заключаются историче­ские предпосылки, эстетическая концепция и осо­бенности стилей классицизм, рококо и сентимен­тализм? Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Эпоха «короля солнца» стала той почвой, которая взрастила новый художественный стиль — классицизм. С абсолютной монархией могла быть только аб­солютная церковь, а служить им могло только абсо­лютное искусство. Именно в XVII в. во Франции рож­даются академии: 1635 г. — науки и литературы, 1648 г. — живописи и скульптуры, 1665 г. — открыва­ется ее филиал в Риме, 1671 г. — Академия зодчества. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Задание: заполнить в тетради таб­лицу на с. 63 учебника. Работа с учебником, с. 57-59. Прочитайте и запол­ните таблицу по стилю классицизм в европейском ис­кусстве, используя материал учебника и ресурсы Ин­тернета. Учитель МХК: Муллаянова А. Р. Характеристика Класси­цизм Рококо Сентимен­тализм Эстетическая про­грамма (главные задачи искусства) Главные виды ис­кусства Основные предста­вители Основная тематика произведений Взаимоотношение личности и обще­ства (природы, го­сударства) Особенности изо­бражения героя Дальнейшая судьба стиля (течения)

Обращение к классицизму во Франции отвечало интересам государственной власти и процесса нацио­нального и государственного строительства. Классицизм характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов лич­ности интересам общества, торжество разумной зако­номерности. В это время широко используются темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четко­сти форм, пластической завершенности рисунка, к яс­ности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современ­ности, к установлению норм и канонов, регламентиру­ющих художественное творчество. Важная составляющая теории классицизма — воспитательная роль искусства. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Работа с учебником, с. 59-61. Прочитайте и запол­ните таблицу по стилю рококо в европейском искус­стве, используя материал учебника и ресурсы Интер­нета. Как вы думаете, можно ли считать рококо про­должением барокко или самостоятельным художе­ственным стилем? Какое мнение во взглядах искус­ствоведов вы разделяете? Аргументируйте свою по­зицию. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Работа с учебником, с. 62-63. Прочитайте и запол­ните таблицу по стилю сентиментализм в европейском искусстве, используя материал учебника и ресурсы Интернета. Сентиментализм появляется в Англии в конце 20-х гг. XVIII в. Это было обращение к природе, сель­ским ландшафтам в поэзии Д. Томсона, романы Ри­чардсона с их психологизмом и судьбой его героинь (вспомните Татьяну Ларину и романы Ричардсона). Именно роман Лоуренса Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768) и дал впоследствии название это­му направлению, в котором чувствительность соеди­нилась с любовью к природе и своеобразным юмором. В английской живописи это направление коснулось творчества Томаса Гейнсборо — певца природы, ма­стера портретной живописи. Его произведения отличает лирическое настроение, живописная линия, легкая и текучая, создает ощуще­ние передачи гармоничного бытия. («Утренняя про­гулка».) Во Франции сентиментализм развивался на подго­товленной почве (аббат Прево «Манон Леско» и Мариво «Жизнь Марианны»), а вершиной стало творчество Ж. Ж. Руссо. Во французской живописи сентимента­лизм представлен творчеством Ж. Б. Греза. В Россию сентиментализм проникает в конце XVIII в. благодаря переводам английских и французских авторов (в том числе и романа И. В. Гёте «Страдания юного Вертера»). Открывает сентиментализм для России «Письмами рус­ского путешественника» Н. М. Карамзин, а его роман «Бедная Лиза» — шедевр русского сентиментализма. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Особенное влияние сентиментализма испытал В. Л. Боровиковский — большой знаток английского искусства. Картина В. Л. Боровиковского «Лизынька и Дашинька» (с. 62 учебника). Камерный и интимный характер носит портрет его героинь — дворовых девушек графа Н. А. Львова. Ху­дожник превыше всего ставит мир чувств, передачу мимолетных настроений, которым всегда сопутствует природа. В этом портрете он обращается к образам простым, естественным и искренним, гармонично за­мыкая их в овал. Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Видео из цикла «ГТГ. История одного шедевра. Владимир Бо­ровиковский “Портрет М. И. Лопухиной”» (11. 02) Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

ОБОБЩЕНИЕ И ФОРМУЛИ­РОВКА ВЫВОДОВ Как вы считаете, правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля класси­цизма? Ключевой вопрос. В чем заключаются историче­ские предпосылки, эстетическая концепция и особен­ности стиля классицизм, рококо и сентиментализм? Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

Художественная культура классицизма и рококо

Новый художественный стиль — классицизм (лат. classicus — образцовый) — следовал классическим достижениям Античнос­ти и гуманистическим идеалам Возрождения. Ориентация клас­сицизма на Античность, ставшую его культурной прародиной, определила содержание решаемых им художественных проб­лем. Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для клас­сицизма главнейшим источником тем и сюжетов. Почти обяза­тельными были обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей. В со­ответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы, которой должно подражать искусство. Так, Д. Дидро призывал «изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу». Философии Нового времени особенно созвуч­на была идея республиканской формы правления, успешно про­явившая себя в истории Древнего Рима.

Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классициз­ма стремилось отражать идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государст­ва. Конечной целью всех общественных преобразований для просветителей было построение более совершенного общества, основанного на гуманном отношении к человеку, признании его равноправия. В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной личности соответствовали лишь избранные, теперь каждый человек мог достичь высокого общественного статуса. Вместе

с тем, следуя идеалам Античности и Возрождения, классицизм сумел выра­ботать собственную эстетическую про­грамму, определившую характер этого стиля.

Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где че­ловеку отводилась существенная орга­низующая роль.

В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были за­ложены стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объек­тивному отражению окружающего ми­ра, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному. Класси­цизм формировал представления о вы­соком эстетическом вкусе, призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств, ориентировал на рационализм и логичность в по­ступках.

В зависимости от возможности того или иного вида искусст­ва решать поставленные перед ним задачи определялась его со­циальная и художественная значимость. Каждому из видов ис­кусства были присущи свои особенные черты. Основой архитек­турного языка классицизма становится ордер, гораздо более близкий по формам и пропорциям к зодчеству Античности. Про­изведения архитектуры отличают строгая организованность — соразмерность и уравновешенность объёмов, геометрическая правильность линий, регулярность планировки. Чёткая разгра­ниченность планов, строгость рисунка, тщательно выполненная светотеневая моделировка объёма характерны для живописи. Особую роль в решении просветительской задачи играли литера­тура и в особенности театр, ставший самым массовым видом ис­кусства этого времени.

В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху могущественного короля Людовика XIV (годы правления 1643—1715). Именно здесь была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное пространство других европейских стран. Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах Восточной Европы. Даже Англия вы­нуждена была признать авторитет французской культуры. Особый ва­риант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII — начале XIX в. Своё прояв­ление он нашёл прежде всего в архи­тектуре, а также в скульптуре и жи­вописи. Распространение класси­цизма было поистине всеобщим; влияние этого, пожалуй, самого ин­тернационального стиля чувствова­лось даже в странах Северной и Юж­ной Америки.

За долгие годы существования не раз менялась идеологическая ориен­тация классицизма. Если вначале искусство классицизма было неотде­лимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классициз­ма, оно служило крайне противоречивым идеалам борьбы про­тив тирании, за утверждение гражданских прав личности, со­звучных Великой французской революции. На последней ста­дии своего развития классицизм активно выражал идеалы наполеоновской империи. Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (фр. еmрiге — импери).

Рококо и сентиментализм

В XVIII в. западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражавших общую картину смеше­ния и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначе­нии художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Ха­рактерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.

Читайте также  Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в судах

Как же в этой непростой ситуации «уживались» классицизм и господствовавшие более полувека идеалы барокко? Как уже отмечалось, классицизм был первым чётко оформившимся на­правлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила худо­жественного творчества. Искусство барокко, в большей степени опиравшееся на интуицию, чем на рациональное начало, такой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко, смело отверг его главный девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые фор­мы барочного искусства, перестал трагически воспринимать ду­ховный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу от­ношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, усту­пило место классицизму и рококо.

В 20-е гг. XVIII в. во Франции сложился новый стиль искус­ства — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само название рас­крывало главную, характерную черту этого стиля — пристрас­тие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины. Раковина то пре­вращалась в сложный завиток с какими-то странными проре­зями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы. Во Франции интерес к сти­лю рококо ослабел уже к концу 1760-х гг., но в странах Цент­ральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризи­са абсолютистской власти во Франции. Отражавшее идеалы и настроения высших слоёв французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказ­чиков.

Характерными чертами стиля рококо в произведениях ис­кусства можно признать следующие:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утон­чённость и импровизация, пасторальность (пастушеская идил­лия), тяга к экзотике;
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабе­сок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных карту­шей, масок;
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;
культ прекрасной наготы, восходящий к античной тради­ции, изощрённая чувственность, эротичность;
культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного че­ловека;
эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманен­ного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах двор­цов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замыс­ловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, ими­тирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в ви­де человеческого лица или головы зверя, размещённых над ок­нами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).

Позднее стиль рококо был «реабилитирован» ро­мантиками, ему отдали должное импрессионисты, он послужил эталоном для выработки концепции творческих объединений художников «искусства для искусства». Напри­мер, в эпоху модерна в России к рококо обратили свои взоры ху­дожники «Мира искусства».

Новым заметным явлением художественной культуры стал сентиментализм (фр. sentiment — чувство). В мировоззренче­ском плане он, как и классицизм, опирался на идеи просве­тительства, но высвечивал иные его грани. Важное место в эс­тетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название). Чувства, в свою очередь, воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой. Достижения цивилизации с мно­жеством соблазнов, развращавших душу «естественного челове­ка», приобретали явно враждебный характер. Своеобразным идеалом сентиментализма стал образ сельского жителя, следо­вавшего законам первозданной природы и живущего в абсолют­ной гармонии с ней.

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж. Ж. Руссо, провозгласившего культ естествен­ных, природных чувств и потребностей человека, простоты и сердечности. Его идеалом был чувствительный, сентименталь­ный мечтатель, одержимый идеями гуманизма, «естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией. Главную задачу искусства Руссо видел в том, чтобы учить людей добродетели, звать их к лучшей жизни. Главный пафос его произведений составляет восхваление чело­веческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрас­судками.

Сентиментализм не обладал всей пол­нотой большого стиля. Ему были непод­властны отдельные виды искусства (на­пример, архитектура), весьма ограниче­ны были его возможности и в отдельных жанрах (например, в исторической жи­вописи). В связи с этим правомернее все­го рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, дейст­вовавших в рамках классицизма. Но ес­ли рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сенти­ментализм подчёркивает внутреннюю, духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплоще­ние сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

Немало общего между сентимента­лизмом и предромантизмом, общим для которых является изображение конфликта «естественного чело­века» с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых было за­ложено во всей культуре XVIII в.

Вопросы и задания

1. Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барок­ко?

2. Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось от­казаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его осо­бенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декора­тивно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «до­бавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей?

5*. На каких идеях просветительства базировался сентимента­лизм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?

Творческая мастерская

Заполните таблицу, отразив в ней характерные черты стилей классицизм, рококо и сентиментализм (см. презентацию).

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Роль Франции в развитии европейской художественной культу­ры»; «Человек, Природа, Общество в эстетической программе класси­цизма»; «Образцы Античности и Возрождения в искусстве класси­цизма»; «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма»; «Рококо и сентиментализм — сопутствующие стили и течения классицизма»; «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)»; «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма»; «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма»; «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

Книги для дополнительного чтения

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.

Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

Искусство XVIII века / под ред. А. М. Кантора. М., 1977. (Малая история искусств).

Карев А. А. Искусство XVIII в. в России. М., 2004.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.

Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лек­ции. М., 2002.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

Классицизм, рококо и сентиментализм

  1. Даниэль Дефо, произведения.

«Робинзон Крузо» — 1719, «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» — 1719, «Дневник чумного года», 1722, «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» — 1722, «Всеобщая история пиратства»

  1. Джонатан Свифт, произведения.

Приключения Гулливера, Путешествия Гулливера, Путешествие в Бробдингнег (1727), Путешествие в Лилипутию (1727), Дневник для Стеллы

  1. И.Бах – Великий немецкий композитор, органист, мастер полифонии.

Немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.

  1. Представитель Венской классической школы музыкального искусства, автор «Свадьба Фигаро», «Ми бемоль мажор».

Вольфганг Амадей Моцарт

  1. Автор симфонических произведений 18-19 в.в.

Людвиг Ван Бетховен

  1. Что такое символизм?

Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

Художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

  1. Экспрессионизм.

Течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора

Направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

  1. Культура казахского народа.
  2. Знаменитый казахский композитор, «король казахского вальса».

Шамши Калдаяков

  1. Работы Шокана Уалиханова.

Кыргызский эпос «Манас», Собрание сочинений в пяти томах, Этнографическое наследие казахов

  1. Произведения Ыбырая Алтынсарина.

«Асан и Усен», «Сын бая и сын бедняка», «Река», Казахская хрестоматия в двух частях, Мактубат

  1. Абай Кунанбаев – великий акын, философ казахского народа.

Казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.

  1. Знаменитые политические деятели казахского народа – Сакен Сейфуллин, Ахмед Байтурсынов и др.

Саке́н Сейфу́ллин — основоположник современной казахской литературы, поэт и писатель, государственный деятель. Основатель Союза Писателей Казахстана. Ахмет Байтурсынов — казахский общественный деятель, просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик, разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

На вопросы отвечал Азганбаев Ж.Б.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: