Управление международной деятельностью Федеральной Таможенной Службы РФ - ABCD42.RU

Управление международной деятельностью Федеральной Таможенной Службы РФ

Управление международной деятельностью Федеральной Таможенной Службы РФ

1.Теоретические аспекты управления в таможенных органах

1.1 Основы управления в таможенных органах

1.2 Организационные структуры управления в системе таможенных органов

2. Международная деятельность ФТС

2.1 Организация и порядок осуществления международной деятельности ФТС России

2.2 Управление таможенного сотрудничества ФТС России

2.3 ФТС и международные организации

Список использованных источников

Управление любым обществом, социальными явлениями и процессами – объективная закономерность и необходимое условие раскрытия возможностей его прогресса.

Решение экономических, полититических, организационных, социальных проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, в конечном счете также упирается в необходимость кардинального улучшения управления.

В настоящее время, в связи с постоянно возрастающей ролью России на мировом рынке и, соответственно, ролью ФТС в реализации внешнеэкономической политики РФ, особое значение приобретает организация и управление международной деятельностью Федеральной таможенной службы. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. «Отдельный скрипач, — писал К. Маркс, — сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Целью данной работы автор полагает изучить и проанализировать управление международной деятельностью Федеральной Таможенной Службы РФ.

Для достижения поставленной цели автор предполагает решить следующие задачи:

1. рассмотреть основы управления в таможенных органах РФ

2. изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов

3. проанализировать организацию и порядок осуществления международной деятельности ФТС России

4. изучить деятельность Управления таможенного сотрудничества ФТС России

5. рассмотреть взаимоотношения ФТС и международных организаций

1. Теоретические аспекты управления в таможенных органах

1.1 Основы управления в таможенных органах

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений[1].

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др[2].

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности[3].

Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

Курсовая работа: Управление международной деятельностью Федеральной Таможенной Службы РФ

Управление таможенного сотрудничества ФТС России (УТС) является уполномоченным подразделением в области организации международной деятельности ФТС России, взаимодействия ФТС России с таможенными службами иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями, а также с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере таможенного сотрудничества[9] .

Международная деятельность ФТС России строится на основе комплексного планирования с учетом международных обязательств Российской Федерации в сфере таможенного сотрудничества, текущих и перспективных задач, определяемых руководителем ФТС России, детального плана мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, годового плана работы ФТС России, Программы международных связей ФТС России.

Таким образом, международная деятельность ФТС регламентируется в соответствии с соответствующим Положением. Уполномоченным подразделением в данной области является Управление таможенного сотрудничесва ФТС России.

2.2 Управление таможенного сотрудничества ФТС России

Управление таможенного сотрудничества ФТС России (далее – УТС) действует на основании Приказа ФТС РФ №62 от 17.01.07 “Об утверждении Положения об Управлении таможенного сотрудничества”.

УТС является структурным подразделением центрального аппарата ФТС России. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также настоящим Положением[10] .

Управление возглавляет начальник, который подчиняется непосредственно заместителю руководителя ФТС России. Начальник Управления назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России.

Работа Управления строится на основе планов работы ФТС России и планов работы Управления, принципах единоначалия и персональной ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

Основные задачи Управления:

1. Координация деятельности подразделений ФТС России по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в соответствии с установленным порядком.

2. Участие в подготовке предложений по разработке международных договоров Российской Федерации, в том числе межправительственных и межведомственных соглашений в сфере таможенного дела, относящихся к компетенции Управления.

3. Организация работы по участию ФТС России в соответствии с установленным порядком в интеграционных процессах в рамках Содружества Независимых Государств, ЕврАзЭС, ЕЭП и Союзного государства.

4. Обеспечение взаимодействия в соответствии с установленным порядком с участниками внешнеэкономической деятельности в целях создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

5. Подготовка предложений о разработке и внедрении новых направлений взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и иностранными инвесторами.

6. Осуществление сбора и анализа информации о состоянии и тенденциях развития таможенного дела за рубежом и доведение такой информации до сведения руководства ФТС России, заинтересованных структурных подразделений ФТС России и таможенных органов Российской Федерации.

7. Ведение протокольной работы в ФТС России, осуществление визового и организационного обеспечения выезда в служебные командировки за рубеж должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также осуществление приема иностранных делегаций, прибывающих по линии ФТС России[11] .

Основные функции Управления:

1. Обеспечивает подготовку предложений о развитии и совершенствовании договорно-правовой базы взаимоотношений с зарубежными странами по вопросам таможенного дела, присоединении к международным таможенным конвенциям и соглашениям, заключении соответствующих международных договоров, а также внесение предложений в соответствии с установленным порядком в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

2. Осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по выполнению внутригосударственных процедур (в том числе необходимое межведомственное согласование), необходимых для вступления международных договоров в сфере таможенного дела в силу либо по прекращению их действия.

3. Осуществляет анализ международно-правовых документов в сфере таможенного дела, относящихся к компетенции Управления, и подготовку соответствующих предложений.

4. Вносит предложения о реализации заключенных международных договоров в сфере таможенного дела, относящихся к компетенции ФТС России, и осуществляет контроль за их выполнением.

5. Обеспечивает участие ФТС России в соответствии с установленным порядком в работе межгосударственных органов СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП и Союзного государства.

6. Обеспечивает координацию взаимодействия структурных подразделений ФТС России с органами государственной власти стран СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП и Союзного государства в части унификации таможенных процедур и развития информационного обмена.

7. Оказывает методологическое содействие таможенным органам государств-участников СНГ по вопросам таможенного дела.

8. Осуществляет контакты в соответствии с установленным порядком с Секретариатом Всемирной таможенной организации, анализирует и обобщает ее материалы, представляет рекомендации по их практическому использованию и направляет их в заинтересованные структурные подразделения ФТС России.

Читайте также  Современные технические средства управления и программное обеспечение в деятельности секретаря-р

9. Обеспечивает участие ФТС России согласно установленному порядку в работе Всемирной таможенной организации, совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России разрабатывает и реализует мероприятия ФТС России по линии Всемирной таможенной организации.

10. Обеспечивает участие ФТС России в соответствии с установленным порядком в реализации задач сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом в части, касающейся таможенного дела.

11. Осуществляет контакты с привлечением представителей заинтересованных структурных подразделений ФТС России и организовывает переговоры в Российской Федерации и за рубежом с иностранными таможенными службами, а также в пределах своей компетенции с представительствами зарубежных стран и международных организаций, представителями деловых кругов, российскими учреждениями за рубежом[12] .

В настоящее время начальником Управления является Коноваленко Сергей Александрович.

Органы управления в таможенной системе РФ

Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов Российской Федерации.

Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основывается организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономического пространства, закрепленного в ч.1 ст.8 Конституции РФ.

Таможенный кодекс Российской Федерации в понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют: ФТС Российской Федерации, региональные таможенные управления (РТУ) РФ, таможни и таможенные посты РФ, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Каждая из этих подсистем является таможенным органом Российской Федерации, имеет статус правоохранительного органа.

Управление в таможенных органах как структура носит ступенчатый, иерархический, субординационный характер. Различные уровни управления одновременно выступают и как субъекты и как объекты управления, например: ФТС – субъект управления для регионального таможенного управления и объект для Правительства РФ; РТУ – объект управления для ФТС и субъект управления для таможни и т.д. Поэтому управление в таможенных органах выполняет как исполнительную, так и распорядительную функции.

Возглавляет систему таможенных органов России Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба РФ. Руководитель ФТС РФ назначается Указом Президента Российской Федерации. ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного дела, единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории России.

ФТС также отвечает за обеспечение международных обязательств РФ в области таможенного дела, организацию сотрудничества с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. К органам управления в таможенной системе РФ относятся: ФТС РФ, региональные таможенные управления и таможни (рис. 6).

Рис. 6. Система таможенных органов Российской Федерации

Федеральная таможенная служба, как орган, возглавляющий единую централизованную систему, осуществляет следующую деятельность (рис. 7).

Рис. 7. Деятельность Федеральной таможенной службы РФ

Основные задачи, решаемые таможенными органами можно представить следующим образом. Главная задача – обеспечение экономической безопасности. Решение главной задачи достигается решением частных задач:

а) правильной классификацией товаров на основе ТН ВЭД, своевременной корректировкой ТН ВЭД;

б) определением страны происхождения и таможенной стоимости; начислением и сбором пошлин, акцизов, НДС, других платежей, реализацией конфискатов;

в) контролем за соблюдением законодательства о таможенном деле борьбой с контрабандой, НТП, уклонением от платежей;

г) регулированием ВЭД и контролем за экспортом и валютой, ведением таможенной статистики;

д) совершенствованием всего таможенного дела (структуры таможенных органов, технологий, управления и кадрового обеспечения);

е) эффективной правоохранительной работой, в том числе и охраной таможенной границы и объектов инфраструктуры.

На таможенные органы возложены следующие функции, рис. 8.

Рис. 8. Функции, возложенные на таможенные органы

В состав и структуру центрального аппарата управления ФТС РФ укрупнено входят Главные управления и Управления по основным направлениям деятельности (табл. 2).

Таблица 2. Состав центрального аппарата управления ФТС РФ

Полное наименование Сокращенное наименование
Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководит ФТС России) ГОргИУ
Главное финансово-экономическое управление ГФЭУ
Главное управление организации таможенного контроля ГУОТК
Главное управление федеральных таможенных доходов ГУФТД
Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ГУТНиТО
Главное управление по борьбе с контрабандой ГУБК
Главное управление тылового обеспечения ГУТО
Главное управление информационных технологий ГУИТ
Главное управление кадров УК
Управление организации силового обеспечения УОСО
Управление делами УД
Управление собственной безопасности УСБ
Управление таможенной статистики и анализа УТСА
Управление валютного контроля УВК
Правовое управление ПУ
Управление таможенного сотрудничества УТС
Управление таможенной инспекции УТИ
Управление таможенных расследований и дознания УТРД
Контрольно-ревизионное управление КРУ

Территориальное деление таможенных органов предполагает их размещение по федеральным округам. (размещение РТУ).

Региональные таможенные управления (РТУ) созданы в каждом из федеральных округов и действуют на основе Общего положения о региональном таможенном управлении (Приказ ФТС России от 12.01.2005 №7).

Являясь связующим звеном между ФТС РФ и таможнями и таможенными постами, РТУ осуществляют (рис. 9):

Рис. 9. Деятельность региональных таможенных управлений

Таможни на подведомственной территории (или в специализированной сфере деятельности) осуществляют (рис. 10):

Рис. 10. Деятельность таможен

Таможенные посты осуществляют свою деятельность в соответствии с Общим положением о таможенном посте (рис. 11):

Рис. 11. Деятельность таможенных постов

Правовой статус таможенного поста, являющегося юридическим лицом, совпадает со статусом таможни. Таможенный пост, не являющийся юридическим лицом, рассматривается как структурное подразделение таможни.

Классификация таможенных органов.

Положения о специализированных таможенных органах, утверждаемые ФТС России, кроме общих для всех таможенных органов положений, содержат такие положения, которые определяют специализацию региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов или в отношении отдельных товаров, или ограничивающие (конкретизирующие), полномочия таможенных органов по выполнению определенных функций.

К специализированным таможенным органам относятся:

а также таможенные органы, специализирующиеся на таможенном оформлении и таможенном контроле:

— перемещаемых драгоценных металлов и драгоценных камней;

— товаров, перемещаемых воздушным, трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

В систему таможенных органов входят учреждаемые федеральным органом исполнительной власти (ФТС РФ), уполномоченным в области таможенного дела, учреждения и организации некоммерческого характера, не являющиеся правоохранительными органами для осуществления социально-культурных и других, возложенных на таможенные органы законодательством страны, функций.

К ним относятся:

— Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ)

— Государственные унитарные предприятия (ФГУП «Ростэк», ФГУП «Волго-терминал», ГПЭП «Астеп»)

— Государственное образовательное учреждение (РТА «Российская таможенная академия»)

— учреждения здравоохранения (Центральный клинический госпиталь, Центральная поликлиника, государственные учреждения «Санаторий Победа» и пансионат «Белое солнце»).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Организационная структура таможенных органов Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 30.05.2021 2021-05-30

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Куракин, В. С. Организационная структура таможенных органов Российской Федерации / В. С. Куракин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81758/ (дата обращения: 16.09.2021).

В статье исследована организационная и функциональная структура таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенные органы, структура, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная политика.

В условиях интенсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, создания Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также единого экономического пространства, расширения спектра взаимных интересов Российской Федерации и других стран при решении многих проблем, связанных с защитой экономического суверенитета и экономической безопасности страны, актуальными становятся новые вызовы и задачи, в решении которых таможенные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие. Это предопределяет важность и необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики Российской Федерации в сфере таможенного дела: приведение ее в соответствие с международными стандартами и организация эффективной системы таможенных органов с четким определением их функций и задач.

В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС, на таможенные органы возлагается выполнение и обеспечение таких задач, как:

1) защита национальной безопасности государств-членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, которые составляют право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [1].

Безусловно, эффективное функционирование органов государственной власти напрямую зависит от их четко выстроенной и организованной структуры. В Российской Федерации система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти». В структуру органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [2]. Так, реализуя координирующую и контрольно-надзорную функции, таможенные органы являются федеральной службой. Прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. При этом, ФТС РФ подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации. Так, Минфин вырабатывает направления государственной политики и правовое регулирование в сфере таможенного дела, а ФТС РФ реализует функцию контроля и надзора в сфере таможенного дела.

Согласно статье 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в структурный состав таможенных органов Российской Федерации входят 4 звена:

1) федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее — ФТС России);

Читайте также  Проблемы централизации и децентрализации в управлении фирмой

2) региональные таможенные управления (далее — РТУ);

4) таможенные посты [3].

В настоящее время превалирует тенденция сокращения штатной численности таможенных органов: происходит сокращение таможен и переподчинение таможенных постов более крупным таможням или напрямую ФТС России. Этот факт, безусловно, прямо пропорционально сказывается на эффективности деятельности таможенный органов, централизует структурно-организационное управление таможенных органов РФ.

На данный момент структура центрального аппарата ФТС России включает в себя 8 РТУ, 4 специализированных таможенных управления, 74 таможни — 4 электронных и 9 напрямую подчиняющихся ФТС РФ и 531 таможенный пост, в том числе 2 подчиняющихся ФТС РФ.

Федеральный орган управления — ФТС России, является системообразующей единицей в системе таможенных органов РФ, отвечая за координацию и контроль деятельности РТУ, таможен, таможенных постов, специализированных таможенных органов, представительств (представителей) таможенной службы РФ в иностранных государствах и организаций, находящихся в ведении ФТС России. ФТС РФ осуществляет полномочия по контролю и надзору, является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета; ФТС РФ уполномочен заключать международные договоры межведомственного характера, создавать, реорганизовывать и ликвидировать РТУ, таможни и таможенные посты [4].

Деятельность РТУ регулируется общим положением «О региональном таможенном управлении». РТУ по своей сути являются промежуточным звеном между ФТС России и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами подведомственных территорий. Так, на РТУ лежит ответственность по координации и контролю подчиненных таможенных органов. РТУ обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России в конкретном регионе. РТУ осуществляют руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ в регионе их деятельности, прогнозируют поступление в бюджет таможенных пошлин [5].

Следующее звено таможенных органов РФ — таможни. Таможни подразделяются на таможни фактического контроля и на электронные таможни. РТУ осуществляют руководство над деятельностью таможен. Зачастую таможни имеют непосредственное подчинение ФТС России. Функциональная составляющая таможен — осуществление функций в своем регионе по совершению таможенных операций в отношении товаров, помещение их под ту или иную таможенную процедуру; выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в таможенном деле, контроль поступления и списания денежных средств с лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин [6].

Наконец, первичным звеном в системе таможенных органов в спектре применяемых функций и в рамках практической составляющей являются таможенные посты, находящиеся под непосредственным руководством таможен. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ФТС России. Таможенные посты подразделяются на центры электронного декларирования и посты фактического контроля. В настоящее время в стране существует 16 ЦЭД. Так, в функции таможенных постов входят проведение таможенного контроля с учетом системы управления рисками, совершение таможенных операций в отношении товаров, связанных с помещением их под определению процедуру; в рамках перемещения товаров через таможенную границу — обеспечение соблюдения запретов и ограничений; проведение различных экспертиз и исследований; взимание таможенных платежей; возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение по ним расследований, а также рассмотрение данных дел [7].

Таким образом, можно констатировать, что таможенные органы РФ имеют четкий выстроенный аппарат управления и являются важной структурной составляющей в общей системе органов исполнительной власти. Функции таможенных органов совпадают с функциональной составляющей других федеральных органов исполнительной власти. Главным отличием таможенных органов Российской Федерации от других органов исполнительной власти является то, что таможенные органы осуществляют таможенные операции и проводят таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 12 апреля 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 832 (в ред. от 03 июня 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении Общего положения о таможне: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 833 (в ред. от 30 августа 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об утверждении Общего положения о таможенном посте: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 № 834 (в ред. от 06 февраля 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Система и структура Таможенных органов Российской Федерации

Таможенная служба (ТС) входит в систему органов исполнительной власти Российской федерации. Она подчиняется одновременно Правительству РФ и Министерству финансов РФ. Территориальным подразделением высшего уровня является Региональное таможенное управление, объединяющее таможни, которые, в свою очередь, объединяют таможенные посты. Особняком стоят учреждения по обеспечению деятельности ТС: информационно-вычислительные центры, научно-исследовательские подразделения, учебные заведения, зарубежные представительства и т.д.

Роль таможенной службы

Существует целый ряд законодательных актов, регулирующих деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС). Это говорит о чрезвычайной сложности ее устройства и многозадачности. После появления на экономической карте мира такой организации, как Таможенный союз, функционал ФТС соответствующим образом изменился. Сегодня ей приходится руководствоваться не только национальным законодательством, но и международными соглашениями в таможенной сфере.

Задачи ФТС определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который подменил собой национальные кодифицированные документы стран-участниц.

Согласно этому международному акту, ФТС выполняет задачи по:

  • Реализации экономической политики ТС;
  • Обеспечению исполнения российских законов и межгосударственных соглашений во внешнеэкономической отрасли;
  • Контролю за перемещением через ТГ РФ предметов и услуг;
  • Взиманию таможенного сбора и других платежей, контролю за их полнотой и сроками оплаты;
  • Тарифному регулированию;
  • Предотвращению перемещения товаров и предметов, запрещенных к такому перемещению через таможенную границу (ТГ) РФ;
  • Содействию быстрым и бесперебойным внешнеэкономическим поставкам;
  • Обеспечению национальной безопасности РФ и прочих стран-участников ТС в пределах своей компетенции;
  • Борьбе с нарушениями таможенного законодательства;
  • Защите прав интеллектуальной собственности;
  • Сбору статистических данных;
  • Контролю за валютными операциями;
  • Оптимизации экспорта;
  • Предоставлению официальной информации и оказанию консультационных услуг в своей профессиональной сфере;
  • Реализации международных обязательств РФ в таможенной сфере;
  • Научным изысканиям в области таможенного дела.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

По признаку значения конкретных функций они могут быть главными и обеспечивающими. Главные функции реализуются в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности: физических и юридических лиц, перемещающих предметы и услуги через ТГ РФ. Это фискальная функция, таможенный контроль и реализация внешнеэкономической политики.

К обеспечивающим функциям принадлежат процедурные мероприятия кадрового, планового, финансового, технического и организационного содержания.

Полномочия таможенных органов

В целях выполнения своих задач, ФТС наделяется соответствующими правами и обязанностями. При этом трудно отделить должностные права от служебных обязанностей, ввиду чего в науке принято объединять их в одно понятие – полномочия.

К полномочиям ФТС относятся:

  • Истребование документов, которыми должно сопровождаться перемещение товаров и услуг через ТГ;
  • Проверка удостоверений личности участников таможенных операций;
  • Проверка документов, подтверждающих полномочия на перемещение предметов через ТГ;
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью предотвращения и раскрытия правонарушений в таможенной сфере;
  • Следствие и дознание;
  • Привлечение нарушителей таможенного режима к административной ответственности;
  • Возмездное изъятие средств связи и транспорта каких-либо организаций в целях пресечения правонарушений;
  • Задержание и доставка нарушителей таможенного режима;
  • Документирование, фото- и видеосъемка событий, связанных с перемещением предметов через ТГ;
  • Обращаться в судебные инстанции в целях защиты интересов государства.

Все звенья системы таможенных органов решают одни задачи, каждое на своем уровне и по своему участку ответственности.

В пределах своих полномочий, таможенные органы занимаются деятельностью:

  • Правоустанавливающей, направленной на издание нормативных актов;
  • Правоприменительной, которая заключается в практической реализации правовых норм;
  • Правоохранительной, суть которой состоит в защите интересов общества и государства от посягательств.

Характерным принципом деятельности таможенных органов является объединение централизации и децентрализации. В первом случае речь идет о строгом подчинении всех звеньев таможенных органов единой ФТС, во втором – о закреплении объемов компетенции каждого низового подразделения.

Таможенная деятельность

Таможенные посты как низовые структурные подразделения ФТС располагаются та ТГ, которая совпадает с границей государственной. Количество постов на определенной местности связано с объемами товаров, перемещаемыми через данный участок границы, пассажиропотока, развитости внешнеэкономических контактов, развития транспортных коридоров и потребностей участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС наделена имуществом в виде земельных участков, недвижимости, предприятий, находящихся государственной собственности, а ее финансирование происходит из федерального бюджета. Таможенные органы имеют статус юридических лиц.

ФТС является не только исполнителем государственной политики, но и субъектом нормотворческого процесса: она разрабатывает проекты решений, документов и регулятивных инструментов в деле обеспечения таможенного режима, борьбы с контрабандой и прочими правонарушениями. На эту службу возлагается и обеспечение единого применения таможенного законодательства, и обобщение соответствующей практики.

Помимо таможенного контроля, ФТС наделена организационными полномочиями по реорганизации и ликвидации подчиненных таможенных органов, утверждению положений о своих структурных подразделениях, созданию коллегиальных органов, разработке служебных документов и удостоверений.
Но основным видом деятельности ФТС остаются таможенный контроль и фискальные функции, имеющие внешнюю направленность, т.е. распространяющиеся по неограниченно большому кругу лиц, не подчиненных ФТС.

Читайте также  Предмет, система и источники земельного права

Функции внутренней направленности ФТС имеют обеспечивающий характер. Это профессиональная подготовка сотрудников таможни, совершенствования средств и методов борьбы с нарушениями таможенного режима, повышение квалификации, закупка товаров и услуг, необходимых для нужд ФТС и пр.

Структура

ФТС организована таким образом, который наиболее соответствует ее задачам. Главное управление (центральный аппарат) находится в Москве, региональные таможенные управления (РТУ) располагаются в крупных городах. РТУ обеспечивает выполнение задач ФТС в таможенных регионах, на которые поделена территория государства. В задачу РТУ входит организация и контроль работы областных таможен и таможенных постов.

При этом надо учитывать, что таможенный регион не совпадает с административным регионом РФ – территория таможенного региона зачастую крупнее. На сегодня существует 8 РТУ, имеющих разную территорию охвата, и соответствующее им число таможенных регионов:

  • Центральный;
  • Северо-западный;
  • Южный;
  • Сибирский;
  • Приволжский;
  • Дальневосточный;
  • Уральский;
  • Северо-Кавказский.

Нормотворческие полномочия РТУ уже, чем у ФТС РФ. Но они все же могут издавать распорядительные и организационные нормативно-правовые акты в пределах своего участка ответственности. Они же наделены правом внесения ФТС предложений по изменению своей структуры, изменению границ таможенного региона, материальному обеспечению областных таможен и постов, аннуляции квалификационных аттестатов специалиста и т.д.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

РТУ возглавляется начальником, которому подчиняются заместители и начальники структурных подразделений. Штатное расписание РТУ утверждается ФТС. В пределах управления работает коллегиальный совещательный орган.

В таможенных регионах создаются таможни, которые подчинены РТУ. Таможни организуют и контролируют работу таможенных постов – низовых звеньев системы. По своему типу таможни могут быть пограничными и внутренними. Они непосредственно производят таможенное оформление товаров и транспорта при перемещении через ТГ, контролируют правильность взимания платежей, осуществляют таможенный контроль, занимаются производством по жалобам на действия должностных лиц таможни, осуществляют следствие, дознание, проводят оперативные мероприятия по делам о правонарушениях таможенного режима, предоставляют официальные консультации в профессиональной сфере.

Возглавляются таможни начальником, которому подчинены заместители и руководители структурных подразделений. В структуру таможни могут входить комитеты и комиссии.

Низовым звеном ФТС является таможенный пост, находящийся непосредственно на таможенной границе. Штатная численность поста определяется интенсивностью пассажирского и грузового потока через данный участок границы, а для решения оперативных организационных задач некоторые таможенные посты могут иметь статус юридического лица. При этом объем контрольных полномочий у поста с таким статусом и без него одинаков. Они непосредственно занимаются фискальными функциями и правоохранительной деятельностью. Возглавляется таможенный пост начальником и его заместителями.

В структуре ФТС имеются и специализированные органы, реализующие узконаправленные задачи: борьбу с контрабандой, обеспечение мер радиоэлектронной безопасности, таможенное оформление определенных товаров, внутреннее обеспечение работы таможни и т.д.

Например, многие товары, такие как культурные ценности, драгоценности, оружие и пр. требуют особого режима перемещения через ТГ. Некоторые внешнеэкономические операции или спецгруз нуждаются в ускоренном перемещении товаров, ввиду чего таможенную операцию лучше поручить специализированному органу, хорошо знакомому со спецификой условий поставки и тонкостями ее таможенного оформления.

Часть специализированных органов создается на уровне РТУ в виде специализированных региональных управлений. Существуют, к примеру, такие специализированные РТУ: оперативно-поисковое, управление силового обеспечения, экспертно-криминалистическое управление и т.д. Другие специализированные таможенные органы создаются на уровне таможен и постов для контроля за перемещением определенных предметов, или совершения определенных таможенных операций. Оперативные таможни по борьбе с контрабандой действует в каждом таможенном регионе.

К числу специализированных таможенных органов также относятся:

  • Научно-исследовательские учреждения;
  • Учебные заведения;
  • Медицинские учреждения;
  • Органы печати.

Характерно, что специализированные таможенные органы, независимо от уровня, подчиняются напрямую ФТС.

Органы федеральной таможенной службы

Вы будете перенаправлены на Автор24

История таможенных органов

История создания таможенных органов берет свое начало с X века. Первые торговые пошлины были еще в древнерусском государстве и носили название «мыт» и «мыто». Письменные упоминания об этом сохранились в Русской правде Ярослава Мудрого. Пошлины взимали с купцов, которые проезжали по сухопутным и водным путям. Сбор производили «мытники» — сборщики мыта, которые были предшественниками современных таможенников. Заставы, на которых находились мытники, называли «таможен».

С середины XIII в. монголо-татарами была введена пошлина – «тамга». Тамга в переводе с тюркского означала знак собственности или клеймо. Вначале тамга взималась при продаже, так как требовала приложения клейма(печати). Позже тамга стала самой доходной пошлиной, которую взимали с товара. Со временем ее название перешло на все сборы, которые стали носить название таможенных, а место их сбора начали называть таможня. Многие купцы не хотели оплачивать таможенные пошлины, поэтому периодически на территории таможни возникали кровопролитные бои. Служба на заставе была достаточно опасна и рискованна.

Во время царствования Алексей Михайловича, в середине XVII века, был принят Торговый устав. Немного позже его дополнили Устной таможенной грамотой, которую приняли в 1654 году и Новоторговым уставом 1667 года. Данные документы считают началом реформирования таможенной системы. Однако у них был значительный недостаток – архаичность и запутанность текста.

Современная таможенная структура (ФТС)

Современная таможенная структура включает в себя Центральный аппарат Федеральной таможенной службы, который свою очередь делится на:

  1. Главное управление. Главное управление состоит из организационно-инспекторского управления, организации таможенного оформления и таможенного контроля, помимо этого включает в себя федеральные таможенные доходы и тарифное регулирование, таможенный контроль, который происходит после выпуска товара, информационные технологии, борьбу с контрабандой и др.;
  2. Управление. Управление занимается торговыми ограничениями, валютным и экспортным контролем, таможенными расследованиями, дознанием, правовыми и аналитическими вопросами, государственной службой и кадрами, вопросами, связанными со связью с общественностью и противодействием с коррупцией, таможенным сотрудничеством, таможенной статистикой, анализом, товарной номенклатурой и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо этого, в России Федеральной таможенной службе подчиняется региональное таможенное управление (территориальные и специализированные органы) и таможня непосредственного назначения.

Таможенная служба разбита на территориальные региональные таможенные управления, их сфера деятельности совпадает с одноименными федеральными округами. Существует:

  1. Центральное таможенное управление,
  2. Дальневосточное таможенное управление,
  3. Северо-Кавказское таможенное управление,
  4. Приволжское таможенное управление,
  5. Уральское таможенное управление,
  6. Южное таможенное управление,
  7. Северо-Западное таможенное управление,
  8. Сибирское таможенное управление.

Данным управлениям подчиняются таможенные посты и таможни, в состав, которых входят посты.

Деятельность специализированных таможенных управлений осуществляется на территории РФ и включает в себя много управлений. Так, например, Центральное информационно-техническое таможенное управление является частью централизованного таможенного управления.

Таможни, которые непосредственно подчиняются ФТС, делятся на:

  1. авиационные таможни (Внуково, Домодедово, Шереметьево),
  2. специализированные таможни (Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня),
  3. территориальные таможни (Калининград, Крым, Московская областная таможня, Севастополь),
  4. обеспечивающие таможни (Центральная базовая таможня, Кинологический центр ФТС России).

В задачи таможенной службы входит международное сотрудничество. В рамках этого ФТС имеет представительства и своих представителей в 20 странах мира. Помимо этого, для обучения новых сотрудников у ФТС существует подведомственна Российская таможенная академия, у которой открыты филиалы в таких городах как: Владивосток, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург. ФТС имеет в своем составе помимо вышеперечисленного прочие подведомственные организации.

Осуществление службы в таможенных органах достаточно серьезная и ответственная задача. В федеральной таможенной службе несут свою деятельность сотрудники таможенных органов, и другие государственные служащие. Отличие таможенных органов и государственных служащих заключается в званиях и классных чинах. Так сотрудникам таможенных органов РФ присваивают специальные звания, соответствие которым осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Государственным служащим соответствуют классные чины, которые присваивают на основании на Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Работа современной ФТС

В 2017 году таможенной службой велась достаточно активная работа по пополнению бюджета. В 2017 году в бюджет страны было перечислено около 4,575 трлн. рублей. Одна таможенная операция занимала в среднем 1 час 31 минуту, на импорт было потрачено в среднем 46 минут, на экспорт около 5 часов в 2014 году и 1 час 40 минут в 2017 году. Автоматическая регистрация декларации в среднем составила 3 минуты, а выпуск декларации составил 5 минут. В период с 2015 года по 2017 год число автоматических деклараций увеличилось в 9 раз. В 2015 их количество составило 110 тысяч, а в 2017 оно выросло до 963 тысяч. Количество автоматически выпущенных деклараций увеличилось в 56 раз. В 2015 их количество составляло 1,5 тысяч, а в 2017 году – 84 тысячи соответственно.

Помимо этого, таможенной службой велась административная работа. Так в 2017 году было возбуждено 2 тысячи уголовных дел. Были пресечены незаконные обороты наркотиков и прочих сильнодействующих препаратов в размере 2,7 тонны.

Комплексная программа работы таможенной службы разработана и утверждена в мае 2017. Ее срок составляет до 2020 года. Цель данной программы: обеспечение простоты и удобства для эффективной и безопасной деятельности бизнеса на территории государства. Результатом данной программы должна стать поддержка бизнеса, которую планируют достигнуть благодаря автоматизации процессов в таможенном администрировании. Планируется полностью перевести взаимодействие государственных органов с бизнесом на электронный формат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: