Управление пассажирскими перевозками - ABCD42.RU

Управление пассажирскими перевозками

Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ (АСУ-ПП) является человеко-машинной системой коллективного пользования, включающей совокупность административных, технологических, программных и технических средств, позволяющих производить в реальном масштабе времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими перевозками. АСУ-ПП базируется на технических средствах АСУ «Экспресс-2» и «Экспресс-3» и относится к информационно-управляющим системам.

Содержание

  • 1 Назначение
  • 2 АСУ-ПП
  • 3 БКО
  • 4 ЭКАСИС
  • 5 ЭСУБР
  • 6 АСУ-ПВ
  • 7 ЭФИС
  • 8 Расписание
  • 9 Сервис
  • 10 Архив
  • 11 АСУ-Л
  • 12 См. также

Назначение

АСУ-ПП предназначена для автоматизации и совершенствования управления пассажирскими перевозками в области: продажи билетов во всех видах ж.-д. сообщений; информационно-справочного и сервисного обслуживания пассажиров; багажных, грузобагажных и почтовых перевозок; эксплуатации и ремонта парка пассажирских вагонов; финансово-статистического учета, отчетности и взаиморасчетов за пассажирские перевозки; тарифной политики, экономики и оперативного планирования и организации управления пассажирскими перевозками на основе маркетинговых исследований.

Объектом автоматизации АСУ-ПП являются пассажирское и финансовое хозяйства по их основным информационно-технологическим направлениям. Для обслуживания всей сети железных дорог стран СНГ и Балтии АСУ-ПП охватывает ряд регионов, каждый из которых обслуживается системой «Экспресс-3» или «Экспресс-2». Структурно все системы «Экспресс» объединены в единую вычислительную сеть АСУ-ПП, работающую в реальном масштабе времени и по единому технологическому процессу обслуживания пассажиров и работников железных дорог.

Все региональные системы «Экспресс» имеют общий распределенный банк данных, на базе которого осуществляется их взаимодействие и функционирование. Входной информацией АСУ-ПП являются заказы и сообщения, поступающие от ее абонентов через кассовые терминалы, АРМ персонала, справочные устройства. Абонентами-пользователями АСУ-ПП являются кассиры билетных и багажных касс, работники служб дорог и сами пассажиры, обращающиеся в АСУ-ПП через справочные устройства.

АСУ-ПП

АСУ-ПП осуществляет управление всеми основными технологическими процессами, связанными с перевозкой пассажиров, используя исходные данные об образующихся пассажиропотоках, о наличии парка пассажирских вагонов и его дислокации. Для реализации своих функций АСУ-ПП имеет в каждой физической системе «Экспресс» девять подсистем, выполняющих опредеделенные функции.

БКО — подсистема билетно-кассовых операций осуществляет оформление и учет проездных документов во всех видах ж.-д. сообщений с учетом действующих правил, тарифов и льгот. БКО каждой системы «Экспресс» содержит свою нормативно-справочную информацию о местах в поездах, отправляющихся с данного региона. Заказы в БКО поступают по линиям связи с кассовых терминалов, на каторых работают билетные кассиры, обслуживающие пассажиров.

ЭКАСИС

ЭКАСИС — комплексная автоматизированная информационно-справочная подсистема АСУ-ПП предназначена для информационного обслуживания пассажиров во всех видах ж.-д. сообщений. Она выполняет справочно-информационные заказы, поступающие по линиям связи от кассовых терминалов, справочных устройств (киоски, информаторы), сети ИНТЕРНЕТ, информационных табло вокзалов, пунктов продажи билетов, других систем и периферийных информационных устройств.

ЭСУБР

ЭСУБР — подсистема АСУ-ПП по управлению багажной работой, включающей оформление и учет багажа, грузобагажа, его погрузку, выгрузку, хранение и розыск. Заказа в ЭСУБР поступают по линиям связи с багажных кассовых терминалов, на которых работают багажные кассиры, оформляющие перевозку багажа и грузобагажа. Накапливаемая в системе исходная информация о погрузке, выгрузке и хранении багажа и грузобагажа используется для его розыска (ри необходимости) и планирования с выдачей через АРМ багажных кассиров вариантов плана формирования багажных перевозок и необходимой информации руководству дорог.

АСУ-ПВ

АСУ-ПВ — автоматизированная подсистема АСУ-ПП по управлению парком пассажирских вагонов, реализующая функции управления эксплуатацией и ремонтом вагонов. Она функционирует на уровне линейных предприятий, на уровне дорог и верхнем уровне МПС. Информационной основой АСУ-ПВ является база данных парка пассажирских вагонов, которая доступна всем заинтересованным пользователям на каждом уровне управления. Функции АСУ-ПВ: учет состояния и дислокации парка; учет браков с вагонами, находящимися в поездах и при маневровых работах; управление резервом проводников; составление и контроль за выполнением планов деповского и капитальных ремонтов; перспективное планирование; расчет пробега вагонов; выдача информации о конструктивном устройстве, использовании, местонахождении и ремонте каждого вагона, включая все отчетные документы по установленным формам; выдача рекомендаций по повышению безопасности движения вагонов.

ЭФИС — подсистема АСУ-ПП финансового и статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки. Обеспечивает получение необходимой отчетности во внутригосударственном, межгосударственном и международном ж.-д. сообщениях. Осуществляет контроль за финансовой деятельностью билетных и багажных кассиров, выдавая отчетные документы по их финансовой деятельности в разрезе билетных (багажных) касс и пунктов продажи в целом. Позволяет вводить и учитывать перевозочные документы, оформленные дополнительно через кассовые терминалы по ручной технологии. Ведет материальный учет всех бланков проездных документов, поступающих на склад и выдаваемых кассиру. Организует архив долгосрочного хранения финансовых отчетностей. Финансовая и статистическая отчетность может выдаваться через кассовые терминалы, АРМ и печатающие устройства вычислительных комплексов систем «Экспресс», а также по линиям связи при взаиморасчетах между государствами за перевозки.

Расписание

Расписание — подсистема АСУ-ПП по подготовке и вводу нормативно-справочной информации в период смены расписания поездов.

Сервис

Сервис — подсистема АСУ-ПП обеспечивает взаимодействие с другими (не железнодорожными) системами как для оформления проездных документов в смешанном сообщении, так и предоставления по требованиям пассажиров разнообразных услуг.

Архив

Архив — подсистема АСУ-ПП, обеспечивающая архивирование исходных данных с целью их дальнейшего использования при управлении пассажирскими перевозками и контроля за функционированием региональных систем «Экспресс».

АСУ-Л — подсистема АСУ-ПП, обеспечивающая регулирование пассажирских перевозок путем установления оптимального соотношения между потребностью населения в перевозках и имеющимся в наличии парка пассажирских вагонов в условиях колебания пассажиропотоков. Подсистема осуществляет оценку эффективности назначения, регулирования составности и отмены пассажирских поездов по фактическим данным об использовании мест в поездах, использовании коммерческих скидок и доплат за повышенный уровень сервиса.

Терминалы и АРМ АСУ-ПП — периферийные устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и работников железных дорог.

По назначению терминалы и АРМ подразделяются на кассовые терминалы, устанавливаемые в билетных кассах для оформления проездных и багажных документов в разных видах сообщений; справочные (информаторы, киоски) терминалы для получения самими пассажирами необходимой им информации; терминалы для контроля и продажи проездных документов в поездах и вагонных участках; АРМ специалистов по эксплуатации и ремонту пассажирских вагонов, оборудуемые в депо, вагонных участках, управлений дорог и в МПС; АРМ пассажирских и финансовых работников и диспетчеров по управлению пассажирскими перевозками.

Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ-ПП предназначены для оформления пассажирам проездных документов и отчетных финансовых, вспомогательных и справочных документов.

Как пересадить сотрудников со служебных автомобилей на рейсовые автобусы

Так из-за нецелесообразного пользования транспортом автопарк работает неэффективно. Например, не хватает машин для совершения срочных заявок или поездок руководителей. Этого можно избежать, если автоматизировать поездки на любом типе корпоративного транспорта.

Организовать работу легкового транспорта и контролировать график автобусов может диспетчерская служба в ручном режиме без программного обеспечения или с помощью автоматизированной системы. Рассмотрим подробнее оба варианта.

Управление пассажирскими перевозками без автоматизации: 4 основных недостатка

Диспетчерское управление хорошо справляется с загруженными автобусными линиями — сотрудники вовремя подключают автобусы из резерва, когда они не справляются с пассажиропотоком. Также диспетчеры отрабатывают жалобы пассажиров на транспорт и принимают решения в нештатных ситуациях. Такое управление используют в крупных автобусных парках, в которых работают несколько рейсовых маршрутов и большой пассажиропоток.

Но когда на предприятии кроме автобусных линий есть еще и корпоративные автомобили, диспетчер может усложнить работу автопарка. Рассмотрим самые частые проблемы, которые возникают при диспетчерском управлении.

Управление перевозками происходит под влиянием человеческого фактора

Диспетчер разрешает вызвать автомобиль в то время, когда по этому маршруту ходит автобус. Он просто забыл про такой автобусный маршрут. Из-за этого руководителям может не хватить машин для совершения срочных поездок. Иногда ошибки диспетчерского управления отражаются на качестве перевозок. В ряде случаев не получается следовать запланированному графику или приходится останавливать работу транспорта.

2. Обилие бумажной работы

Руководителю транспортного подразделения приходится анализировать бумажные носители, чтобы решать актуальные проблемы автопарка. Сначала нужно понять загрузку автопарка, сопоставить с требуемым количеством транспорта и просчитать экономическую эффективность, что в электронном виде было бы быстрее и проще. Поэтому долго не запускают новые автомобили и не выпускают дополнительного автобусы на маршрут.

3. Неудобное и ненадежное хранение документации

С бумажными документами не может одновременно работать несколько человек. Кроме того, их легко испортить и потерять, а при утере — сложно и долго восстанавливать. Это тормозит рабочие процессы. К примеру, бухгалтерия может не досчитаться необходимых документов, которые кто-то куда-то переложил.

Сотрудники уделяют больше времени обращению с документами, чем налаживают работу автомобилей и автобусов.

4. Управление транспортными перевозками влечет за собой большие затраты

Когда штат диспетчеров «раздут», руководителю приходится платить зарплату и тратить время на поиск нового сотрудника. По итогу компания испытывает большую финансовую нагрузку.

Диспетчерское управление перевозками не может в полной мере решить перечисленные выше проблемы автопарка. А иногда даже создает дополнительные трудности. При автоматизации перевозки пассажиров этих сложностей можно избежать.

Руководство компании вынуждено увеличивать штат диспетчеров, так как процесс управления заказами не автоматизирован

Автоматизация пассажирских перевозок с помощью
«ТМ: Корпоративные поездки»: 6 возможностей увеличить эффективность автопарка и сэкономить средства на его содержание

Наладить процессы и устранить недостатки в управлении автопарком поможет программный комплекс для автоматизации пассажирских перевозок. Он возьмет на себя обязанности диспетчера и позволит решить следующие проблемы автопарка:

Читайте также  Правовые основы военной службы

если не хватает легковых автомобилей,

если автобусы ездят полупустыми,

если процессы работы автопарка выстроены неудобно и неэффективно,

если сотрудники пользуются своим положением в ущерб компании.

Разберем подробнее, как автоматизация с помощью системы «ТМ: Корпоративные поездки» поможет оптимизировать работу автопарка.

Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками разгрузит легковой корпоративный транспорт

Таким образом корпоративный автомобиль освобождается для срочных поездок, поездок директора и главного бухгалтера, или в удаленную точку, куда не ходят автобусы.

2. Персонализирует поездки под нужды компании с помощью индивидуальных параметров

Таким образом система не дает использовать служебный транспорт без явной необходимости.

3. Оптимизация пассажирских перевозок произойдет благодаря оптимизации маршрутов

Программный комплекс хранит информацию обо всех маршрутах автобусов и микроавтобусов: остановки, время прибытия, частота отправлений. На основе этих данных система оценивает близость местонахождения пассажиров и просчитывает возможные пути следования. Это позволяет системе предлагать оптимальные способы передвижений для пассажиров.

4. Система управления пассажирскими перевозками повысит эффективность транспорта, не задействованного в регулярных маршрутах

Таким образом, автобусы возят больше пассажиров. После внедрения программного комплекса предприятие использует емкость транспорта по максимуму.

5. Cистема управления перевозками cоберет данные, чтобы подобрать подходящий транспорт

Система накапливает данные поездок и заказов: когда и куда совершаются, с какой периодичностью. На основе этих данных можно подобрать подходящий транспорт и решить, нужно ли приобретать новые микроавтобусы или рейсовые автобусы.

На основании собранных данных за полгода в Кабинете аналитика в программном комплексе руководитель предприятия совместно со специалистами «ТМ: Корпоративные поездки» могут подобрать подходящее решение. Например, вместо трех легковых автомобилей поставить шестиместный микроавтобус, который справится с выполнением этих рейсов.

После внедрения программного обеспечения для пассажирских перевозок компания экономит до 20% на содержании автопарка. Кроме того, теперь он сможет выполнять больше заявок, чем до внедрения системы.

Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками на предприятии: поможет сократить автопарк, повысит эффективность водителей

После автоматизации корпоративного автопарка может оказаться, что количество заказов конечно, и они повторяются. В этом случае количество машин нужно сокращать, потому что система позволила определить точный список сотрудников, совершающих определенное количество поездок по одним и тем же адресам.

За счет автоматизации компании контролируют работу каждого автомобиля. В некоторых случаях количество поездок может даже уменьшится, потому что водители станут быстрее выполнять заказы.

Закажите бесплатный пилотный проект «ТМ: Корпоративные поездки» для вашей организации. Позвоните по телефону +7 (495) 128-06-80 или оставьте заявку.

1.4. Управление пассажирскими перевозками

Железнодорожная сеть России разделена на 17 железных дорог: Во- сточно-Сибирская (Иркутск), Горьковская (Нижний Новгород), Дальневосточная (Хабаровск), Забайкальская (Чита), Западно-Сибирская (Ново-

сибирск), Калининградская (Калининград), Красноярская (Красноярск), Куйбышевская (Самара), Московская (Москва), Октябрьская (СанктПетербург), Приволжская (Саратов), Сахалинская (Южно-Сахалинск), Свердловская (Екатеринбург), Северная (Ярославль), Северо-Кавказс- кая (Ростов), Юго-Восточная (Воронеж), Южно-Уральская (Челябинск). В состав каждой из них могут входить несколько отделений железной дороги (Восточно-Сибирская дорога отделений не имеет), в ведении которых находятся линейные предприятия – станции, вокзалы, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и связи и т. д.

На государственном уровне регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) в составе Министерства транспорта. В ФАЖТ функционирует ряд департаментов по отраслям железнодорожного хозяйства. Пассажирским хозяйством на уровне открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)

управляет Департамент дальних пассажирских перевозок (ЦЛД). В струк-

туру ЦЛД входят отдел экономики, отдел международных перевозок, отдел служебных билетов, общий отдел.

С 2006 г. в ОАО «РЖД» на правах филиала создана Федеральная пассажирская дирекция (ФПД). В структуру ФПД входят отдел организации перевозок, отдел тарифов, отдел ремонта пассажирских вагонов, инспекция по аттестации и контролю за содержанием фирменных поездов, кон- трольно-ревизионный отдел, отделы развития услуг и обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, отдел маркетинга, отдел питания, управление пригородных перевозок.

Целями реформирования пассажирского хозяйства являются, вопервых, сокращение непроизводительных издержек, а во-вторых, стимулирование развития пассажирского сервиса. «Лицо отрасли – пассажирские перевозки». Этот тезис формулирует курс реформирования отрасли. Но никакие новшества не могут заменить ответственности за график движения поездов, качество обслуживания и внимание к пассажирам.

На дорогах управленческие функции в части, касающейся обеспечения пассажирских перевозок, осуществляют пассажирские службы (начальник пассажирской службы имеет индекс Л). В состав службы входят, как правило, оперативный отдел, технический отдел, отдел экономики, отдел бесплатных перевозок.

На дорогах организацией работы по обслуживанию пассажиров и распоряжением пассажирскими зданиями, техническими сооружениями, оборудованием, имуществом, средствами и материалами занимаются пасса-

жирские компании, или региональные дирекции по обслуживанию пасса-

жиров. Как правило, создаются раздельные дирекции по дальним и пригородным перевозкам. Такое разделение проведено для лучшего взаимодействия железных дорог и региональных органов власти, что должно

обеспечить получение дорогами компенсаций за льготный проезд пассажиров. Например, в Новосибирске работает дирекция «Экспресс-приго- род», на Куйбышевской железной дороге – дирекция «Самара-транспри- город», в Санкт-Петербурге – дирекция «Транском» и др.

Полигоны дирекций, как правило, не перекрываются, т. е. структурные подразделения пассажирского хозяйства входят в структуру дирекции дальних или пригородных перевозок. На многих станциях применение этого правила затруднено, поскольку их вокзалы обслуживают пассажиропотоки как дальнего следования, так и пригородные. В границах отделений железных дорог (начальник отделения – НОД) пассажирскую работу ведут только по пригородным перевозкам.

1. Назовите место железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках.

2. Как различаются пассажирские сообщения?

3. Назовите виды пассажирских поездов, приведите их сравнительную характеристику.

4. Какие из существующих современных проблем пассажирского комплекса оказывают в наибольшей степени сдерживающее влияние на его развитие?

5. Охарактеризуйте технические средства пассажирских перевозок.

Лекция 2. РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ МАССЫ И СКОРОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

1. Расчет густоты движения пассажиров.

2. Выбор композиции, весовых норм и скоростей движения пассажирских поездов.

2.1. Расчет густоты движения пассажиров

Для гарантированного удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках в государственном заказе РЖД на перевозке установлен плановый объем пассажирооборота. Он определяется по данным о пассажиропотоках и прогнозируемым общим объемам пассажирских перевозок. Источником получения данных о пассажиропотоках служит статистическая отчетность форм ЦО-22 «О перевозках пассажиров, пассажирокилометрах и доходах от этих перевозок» (разрабатывается ежемесячно), ЦО-23 «О распределении отправленных пассажиров дальнего следования

по районам назначения» (один раз в год по четным годам), ЦО-24 «О густоте движения пассажиров» (один раз в два года по нечетным годам) и ЦО-27м «О постанционном отправлении пассажиров» (ежемесячно).

Наряду с сетевой статистической отчетностью по пассажирскому хозяйству ведется внутрихозяйственный отчет ЛО-1 «О населенности дальних пассажирских поездов» (ежедекадно по данным 137 станций сети).

Он используется при оперативном планировании и регулировании пассажирских перевозок. В отчеты входят сведения о постанционном отправлении пассажиров, корреспонденции между выделенными опорными пунктами сети, густота перевозок, объем перевозок по отделениям, железным дорогам и в целом по сети.

Временные характеристики (часовые, суточные, недельные) пассажиропотоков и распределение их по поездам в отчетности не отражены. Поэтому большое значение имеют натурные обследования, которые проводятся по данным первичного учета (учетным формам ЛУ-72, 73, 75, скоростемерным листам и т. д.) или путем непосредственных натурных (талонных, анкетных или визуальных) наблюдений.

Наиболее массовые работы по получению данных о пассажиропотоках приводятся при перспективном и пятилетнем планировании перевозок для установления провозных способностей линий и наращивания их мощностей, а так же при техническом планировании для отработки элементов графика движения пассажирских поездов, расчета плана формирования, уточнения отдельных качественных характеристик процесса перевозок (определение транзитности, опроса по типам вагонов, удобств по времени отправления и прибытия поездов и др.). Кроме того, расчет пассажиропотоков проводят для уточнения социальных элементов перевозок для выработки предложений по установлению льгот и изменению тарифов.

При планировании используются данные о корреспонденциях пассажиров и объемах перевозок, а при регулировании – о густоте движения пассажиров и населенности поездов. Важнейшие характеристики густоты потока – устойчивость и неизменность внутренней структуры.

Способы определения пассажиропотоков при техническом планировании основаны на использовании отчета ЦО-23 и существенно различаются в зависимости от вида сообщения, для каждого ведется расчет. Так, в дальнем пассажирском сообщении при расчете пассажиропотоков по корреспонденциям пассажиров решают задачу выделения и наложения друг на друга струй потоков по участкам сети, взятых из межопорной таблицы (матрицы) корреспонденции. При этом для отдельно взятого маршрута отдельной группы струй потоков внутреннего, ввоза-вывоза, транзита и широкого потока, который используют для транзита отделения участки маршрута. В связи с тем, что струи потоков содержат в себе одновременно характеристики объемов отправления (посадки), прибытия (высадки), это позволяет определить густоту движения пассажиров на каждом i -м участке (к i -й

Структура управления перевозками

На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги вхо­дят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного обще­ства «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Соответственно система управления перевозками имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.

Читайте также  Персонализация и персонификация управления

Система управления на железнодорожном транспорте сочетает территориально-административный и производственно-отраслевой (функциональный) принципы построения. Территориально-адми­нистративный принцип означает деление железнодорожной сети страны на дороги и отделения; производственно-отраслевой пред­полагает руководство со стороны департамента РЖД соответствую­щими службами дорог, а через них — отделами отделений или ли­нейными предприятиями, и ответственность за их работу.

Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хо­зяйства в Центральном аппарате РЖД имеются департаменты: уп­равления перевозками (ЦД), пассажирских сообщений (ЦЛ), локо­мотивного хозяйства (ЦТ), вагонного хозяйства (ЦВ), пути и соору­жений (ЦП), безопасности движения и экологии (ЦРБ); грузовой и коммерческой работы (ЦМ), сигнализации, связи и вычислитель­ной техники (ЦШ), информатизации и корпоративных процессов управления (ЦКИ), электрификации и энергоснабжения (ЦЭ), про­ектирования и капитального строительства (ЦУКС)., экономики (ЦЭУ), финансовое (ЦФ); кадров и др.

Эксплуатационную деятельность железных дорог координирует и направляет Департамент управления перевозками и входящий в его состав Центр управления перевозками (ЦУП), в котором разра­батываются графики движения и планы формирования поездов, ме­сячные технические нормы эксплуатационной работы железных до­рог, решаются оперативные вопросы управления перевозками.

В настоящее время железнодорожный транспорт находится в про­цессе реформирования, целью которого является вовлечение его в сферу рыночной экономики. На первом этапе реформирования про­изошло выделение из Министерства путей сообщения всей инфра­структуры железных дорог, а также производственно-хозяйственных функций и функций управления работой железнодорожного транс­порта. Инфраструктура и эти функции переданы вновь созданному ОАО «РЖД», 100 % акций которого принадлежат государству. Во вре­мя второго этапа произошло учреждение и становление операторских компаний — коммерческих предприятий, владеющих вагонами, ко­торым дано право принимать грузы к перевозке в этих вагонах и пользоваться доходом за счет вагонной составляющей тарифа (платы за перевозку). Операторские компании перевозят, как правило, толь­ко высокодоходные грузы (нефтяные, лесные, металл и др.), что обес­печивает им высокий уровень рентабельности. На третьем этапе ре­формирования происходит выделение в составе ОАО «РЖД» самосто­ятельных структур в виде дочерних зависимых обществ, выполняющих отдельные виды производственной деятельности РЖД. Это Федераль­ная пассажирская дирекция, дирекции «Трансконтейнер», «Рефсервис» и др. Структура управления всей деятельностью РЖД на основе департаментов в основном сохранена.

ОАО «РЖД» после упразднения МПС контролируется Министер­ством транспорта РФ (Минтранс России), в составе которого создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). В ведении этого агентства остаются следующие основные функции:

разработка и реализация государственной политики, направлен­ной на максимальное удовлетворение спроса потребителей услуг железнодорожного транспорта;

создание условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта с целью обеспечения жизнедеятельности всех отраслей эко­номики, обороноспособности и национальной безопасности страны;

разработка стандартов и норм, определяющих порядок функ­ционирования железнодорожного транспорта;

участие в разработке и реализации государственных программ транспортной системы страны (в тесном сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами, в частности, Министерством транс­порта РФ);

осуществление контроля и участие в реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»;

подготовка предложений по тарифной политике на железнодо­рожном транспорте для внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

развитие высшего и среднетехнического профессионального образования и др.

В рамках Росжеддора Минтранса России созданы семь террито­риальных управлений — Северо-Западное (Северная, Октябрьская, Калининградская железные дороги), Центральное (Московская, Юго-восточная), Приволжское (Горьковская, Куйбышевская), Юж­ное (Северо-Кавказская, Приволжская), Уральское (Свердловская, Южно-Уральская), Сибирское (Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская), Дальневосточное (Дальневосточная, Забай­кальская, Сахалинская).

Основными функциями территориальных органов являются: государственный контроль и надзор за соблюдением на железно­дорожном транспорте законов РФ и нормативных актов Минтранса России, регулирующих деятельность железнодорожного транспор­та, в том числе правил по безопасности движения, экологической, промышленной безопасности;

лицензирование отдельных видов деятельности и контроль над выполнением лицензионных требований;

взаимодействие с представителем Президента Российской Феде­рации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам формирования и реализации государствен­ной политики в области железнодорожного транспорта;

осуществление контрольно-ревизионной деятельности в феде­ральных государственных предприятиях и федеральных государ­ственных учреждениях Минтранса России.

ОАО «РЖД» включает в себя филиалы — железные дороги со всей их инфраструктурой, а также функциональные филиалы, в число которых входят перевозочные компании, предприятия технико-эко­номического и финансового обеспечения, строительные тресты, дирекции и проектные институты, ремонтные заводы, заводы путе­вой техники и материалов, предприятия информатизации и связи, социальной сферы, проектно-конструкторские бюро и научно-ис­следовательские институты. Общество имеет представительства в иностранных государствах: КНДР, КНР, Польше, Чехии, Финлян­дии, Венгрии, Эстонии. Оно вправе также иметь дочерние предпри­ятия. Входящие в ОАО «РЖД» филиалы и предприятия (кроме до­
черних) являются неотъемлемыми его частями и не имеют самосто­ятельного юридического лица.

На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевоз­ками и контроль над деятельностью дорожных единых центров дис­петчерского управления (ДЦУП).

ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного транспорта через управления железных дорог. На дорогах имеются соответствующие департаментам от­раслевые службы: служба перевозок (Д), локомотивного хозяйства (Т), вагонного хозяйства (В), пассажирская (Л) и т.д. На отделениях дорог соответственно отраслевым службам организуются отделы: пе­ревозок (НОДН), локомотивный (НОДТ), пути (НОДП) и т.д. В со­ставе отдела перевозок имеется центр управления местной работой (ЦУМР). В скобках указаны принятые на железнодорожном транс­порте буквенные (телеграфные) обо­значения, которые присвоены руко­водителям соответствующих подраз­делений. Такие обозначения имеют все должностные лица. Так, начальник железной дороги — Н, началь­ник отделения дороги — НОД, начальник станции — ДС, дежурный по станции — ДСП и т.д.

Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отрас­левые службы — через отделы отделений. Службы на дорогах и отде­лы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.

Структурная схема управления перевозочной работой в ОАО «РЖД»: Ц — президент ОАО «РЖД»; ЦД — ру­ководитель Департамента управления перевозками ОАО «РЖД»; ЦУП — на­чальник Центра управления перевозка­ми ОАО «РЖД»; Н — начальник желез­ной дороги; Д — начальник службы пе­ревозок дороги; ДЦУП — начальник дорожного центра управления перевоз­ками; НОД — начальник отделения до­роги; НОДН — начальник отдела пере­возок отделения дороги; ЦУМР — на­чальник Центра управления местной работой отделения дороги; ДС — на­чальник станции; ДСЦ — маневровый диспетчер станции; ДСП — дежурный по станции.

В структуре управления железнодорожным транспортом особое место занимает служба перевозок. Если локомотивное, вагонное или путевое хозяйства обязаны содержать в исправном состоянии опре­деленный вид технических средств транспорта, то служба перевозок занимается эксплуатацией технических средств для выполнения пла­на перевозок грузов и пассажиров. Эта служба организует движение поездов и работу локомотивов, эффективное использование ваго­нов, перегонных и станционных путей, устройств сигнализации, свя­зи, вычислительной техники и др. В процессе руководства перево­зочным процессом служба перевозок объединяет и координирует работу других служб. Руководители службы перевозок наряду со зна­нием техники, экономики железнодорожного транспорта и теоре­тических основ эксплуатации должны обладать организационными навыками и волевыми качествами, быть инициативными, уметь, быстро и правильно оценив обстановку, принять необходимые ре­шения и организовать их выполнение.

В состав службы перевозок дороги входят технический и опера­тивно-распорядительный отделы. Технический отдел (ДТ) занимается графиком движения, планом формирования, вопросами безопаснос­ти движения, развития пропускной и провозной способности дороги, организации работы станций. Оперативно-распорядительный отдел (ДГ) осуществляет круглосуточный контроль за движением поездов и использованием локомотивов. В этом отделе работают дежурные по­мощники начальника отдела по направлениям (диспетчерским кру­гам) ДГПН и дежурный помощник начальника отдела (ДГП), ведаю­щий эксплуатацией локомотивов. В настоящее время ДГ входит в со­став ДЦУП, где сосредоточены также участковые поездные диспетчеры (ДНЦ), локомотивные (ТНЦ) и энергодиспетчеры (ЭНЦ).

В НОДН технический сектор и старший инженер по безопасности движения подчинены заместителю начальника отдела по техничес­кой работе. Оперативной работой руководит дежурный по отделе­нию (ДНЦО).

Основной линейной производственной единицей службы пере­возок является станция. Административно ДС подчинен НОДу. Опе­ративное руководство работой станции осуществляет дежурный по станции (ДСП). На крупных сортировочных станциях оперативное руководство работой смен возлагается на станционных (ДСЦС) и маневровых (ДСЦ) диспетчеров.

Для улучшения работы с клиентурой созданы Центры фирмен­ного транспортного обслуживания (ЦФТО).

Наряду с пассажирскими службами созданы дирекции по обслу­живанию пассажиров (ДОП) в дальнем и пригородном сообщениях.

Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками, Спирин И.В., 2010

Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками, Спирин И.В., 2010.

Рассмотрены вопросы организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом и управление этими перевозками. Изложены методы изучения потребности пассажиров в передвижениях, маршрутизации перевозок, решения технологических задач организации перевозок на маршрутной сети и немаршрутных автомобильных перевозок, определения тарифов и организации билетной системы, контроля и учета работы пассажирского автомобильного транспорта по состоянию на 01.06 2009 г.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен специалистам и руководителям организаций пассажирского автомобильного и городского транспорта, предпринимателям-автомобилистам, а также студентам транспортных ВУЗов и лицам, проходящим подготовку на курсах по программам дополнительного образования в области транспорта.

Читайте также  Правовые проблемы эвтаназии

Роль и значение пассажирского транспорта в жизни общества.
Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человека опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

Уже на ранних этапах развития человека общественные отношения требовали объединения людей во времени и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Так возникли населенные пункты. Со временем территориальное расширение населенных пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения людей от места проживания к месту временного пребывания. Разрешение этого противоречия обеспечил городской пассажирский транспорт.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Глава 1. Основы пассажирских перевозок
1.1. Роль и значение пассажирского транспорта в жизни общества
1.2. Развитие пассажирского транспорта
1.3. Виды пассажирского транспорта и пассажирские сообщения
1.4. Доктрина автомобильных пассажирских перевозок
1.5. Нормативная основа перевозок пассажиров
1.6. Условия эксплуатации пассажирского транспорта
Глава 2. Управление перевозками пассажиров
2.1. Основы построения системы управления перевозками пассажиров
2.2. Организация административной системы и государственное регулирование перевозок пассажиров
2.3. Управление автотранспортной организацией
2.4. Централизация и координированное управление движением
Глава 3. Потребность в пассажирских перевозках
3.1. Потребность в передвижениях и способы ее удовлетворения
3.2. Методы изучения транспортной подвижности населения
3.3. Пассажиропотоки на маршрутах
3.4. Спрос на таксомоторные и заказные перевозки
Глава 4. Подвижной состав и линейные сооружения
4.1. Классификация подвижного состава
4.2. Эксплуатационные качества подвижного состава
4.3. Технико-эксплуатационные и результирующие показатели использования подвижного состава
4.4. Линейные сооружения
4.5. Оборудование и экипировка подвижного состава и линейных сооружений, реклама
Глава 5. Организация маршрутной системы
5.1. Основы маршрутной технологии
5.2. Технико-эксплуатационные показатели маршрутов
5.3. Организация, изменение и закрытие маршрутов
5.4. Остановочные, контрольные и технические пункты маршрутов
5.5. Оптимизация маршрутной системы
Глава 6. Технология и организация маршрутных перевозок пассажиров в городском сообщении
6.1. Задачи организации перевозок
6.2. Нормирование скоростей движения на маршрутах
6.3. Определение потребности в подвижном составе и распределение автобусов по маршрутам
6.4. Режимы труда водителей и другого линейного персонала
6.5. Организация комбинированных режимов движения
6.6. Составление расписаний движения
6.7. Резервирование подвижного состава
6.8. Составление наряда на работу водителей и кондукторов
Глава 7. Технология и организация перевозок пассажиров в междугородном и международном сообщениях
7.1. Технология междугородных и международных маршрутных перевозок
7.2. Организация междугородных автобусных перевозок
7.3. Технологический процесс работы автовокзала
7.4. Особенности организации международных перевозок
7.5. Организация перевозок багажа и почты
7.6. Использование контрольных устройств (тахографов)
7.7. Организация специальных и туристско-экскурсионных автобусных перевозок
Глава 8. Технология и организация перевозок легковыми автомобилями
8.1. Технологии использования легковых автомобилей
8.2. Технология перевозок пассажиров автомобилями-такси
8.3. График работы автомобилей-такси на линии и режимы труда водителей
8.4. Организация проката, хранения и парковок легковых автомобилей
Глава 9. Диспетчерское управление пассажирскими перевозками
9.1. Основы диспетчерского управления перевозками
9.2. Характеристика нарушений движения
9.3. Внутрипарковая диспетчеризация
9.4. Диспетчерское управление на внутригородских и пригородных маршрутах
9.5. Диспетчерское управление междугородными и международными перевозками
9.6. Диспетчерское управление таксомоторными перевозками
Глава 10. Качество обслуживания пассажиров
10.1. Основы управления качеством перевозок пассажиров
10.2. Показатели и нормативы качества перевозок пассажиров
10.3. Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом
10.4. Системы управления качеством АТО
Глава 11. Оплата проезда и провоза багажа
11.1. Система оплаты проезда и провоза багажа
11.2. Льготы пассажирам по оплате проезда и перевозки маломобильных граждан
11.3. Тарифы на пассажирском транспорте
11.4. Билеты и квитанции
11.5. Организация сбора доходов
Глава 12. Учет и контроль перевозок пассажиров
12.1. Учет и контроль перевозок пассажиров
12.2. Контроль за деятельностью перевозчиков
12.3. Работа по обращениям пассажиров
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками, Спирин И.В., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Управление пассажирскими перевозками

Железнодорожная сеть России разделена на 17 железных дорог: Восточно-Сибирская (Иркутск), Горьковская (Нижний Новгород), Дальневосточная (Хабаровск), Забайкальская (Чита), Западно-Сибирская (Новосибирск), Калининградская (Калининград), Красноярская (Красноярск), Куйбышевская (Самара), Московская (Москва), Октябрьская (Санкт-Петербург), Приволжская (Саратов), Сахалинская (Южно-Сахалинск), Свердловская (Екатеринбург), Северная (Ярославль), Северо-Кавказская (Ростов), Юго-Восточная (Воронеж), Южно-Уральская (Челябинск). В состав каждой из них могут входить несколько отделений железной дороги (Восточно-Сибирская дорога отделений не имеет), в ведении которых находятся линейные предприятия — станции, вокзалы, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и связи и т.д.
На государственном уровне регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) в составе Министерства транспорта. В ФАЖТ функционирует ряд департаментов по отраслям железнодорожного хозяйства. Пассажирским хозяйством на уровне МПС России управляет Департамент дальних пассажирских перевозок (ЦЛД). В структуру ЦЛД входят отдел экономики, отдел международных перевозок, отдел служебных билетов, общий отдел.
Хозяйственную деятельность железных дорог организует открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). На этом уровне пассажирской работой руководит Дирекция пассажирских сообщений (ДПС). В структуру ДПС входят отдел организации перевозок, отдел тарифов, отдел ремонта пассажирских вагонов, инспекция по аттестации и контролю за содержанием фирменных поездов, контрольно-ревизионный отдел, отделы развития услуг и обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, отдел маркетинга, отдел питания, управление пригородных перевозок. На основе этой структуры планируется создать Федеральную пассажирскую дирекцию на правах филиала ОАО «РЖД».
«Целями реформирования пассажирского хозяйства являются, во-первых, сокращение непроизводительных издержек, а во-вторых, стимулирование развития пассажирского сервиса. «Лицо отрасли — пассажирские перевозки». Этот тезис формулирует курс реформирования отрасли. Но никакие новшества не могут заменить ответственности за график движения поездов, качество обслуживания и внимание к пассажирам». (Из выступления министра путей сообщения РФ Г.М.Фадеева на селекторном совещании накануне Дня железнодорожника.)
Железные дороги стали филиалами ОАО «РЖД». На дорогах (начальник дороги имеет телеграфный индекс «Н») управленческие функции в части, касающейся обеспечения пассажирских перевозок, осуществляют пассажирские службы (начальник пассажирской службы имеет индекс Л). В состав службы входят, как правило, оперативный отдел, технический отдел, отдел экономики, отдел бесплатных перевозок.
На дорогах организацией работы по обслуживанию пассажиров и распоряжением пассажирскими зданиями, техническими сооружениями, оборудованием, имуществом, средствами и материалами занимаются пассажирские компании, или дирекции. Как правило, создаются раздельные дирекции по дальним и пригородным перевозкам (руководители дирекций НДОП и НДПП соответственно). Такое разделение проведено для лучшего взаимодействия железных дорог и региональных органов власти, что должно обеспечить получение дорогами компенсаций за льготный проезд пассажиров. Например, в Новосибирске работает дирекция «Экспресс-пригород», на Куйбышевской железной дороге — дирекция «Самара-транспригород», в Санкт-Петербурге — дирекция «Транском» и др.
Полигоны дорожных дирекций, как правило, не перекрываются, т.е. структурные подразделения пассажирского хозяйства входят в структуру дирекции дальних или пригородных перевозок. На многих станциях применение этого правила затруднено, поскольку их вокзалы обслуживают пассажиропотоки как дальнего следования, так и пригородные. В границах отделений железных дорог (начальник отделения — НОД) пассажирскую работу ведут региональные дирекции, которые являются структурными подразделениями дорожных дирекций. Обычно границы обслуживания региональных дирекций совпадают с границами отделений дорог, но в ходе структурных преобразований это правило приходилось нарушать. Так, например, Петрозаводская дирекция по обслуживанию пассажиров (ДОП-7 Окт. ж. д.) обслуживает пассажиров на территории Петрозаводского (НОД-4) и на участках Волховстроевского (НОД-6) отделений Октябрьской железной дороги.
В ходе реформы были разделены станционные и вокзальные цехи пассажирских станций (ЛС). Пассажирские станции стали подразделениями отделений дорог. Вокзалы структурно и функционально подчиняются дорожным или региональным дирекциям. Например, на Октябрьской железной дороге Финляндский и Балтийский вокзалы Санкт-Петербурга, вокзал в Великом Новгороде входят в структуру дорожной дирекции пригородных перевозок «Транском» (НДПП). Московский, Витебский и новый Ладожский вокзалы являются структурными подразделениями Дирекции дальних перевозок «Транссервис» (НДОП); ее структура представлена на рис. 1.1. Ленинградский вокзал в Москве и вокзал на ст. Тверь входят в структуру Московской региональной дирекции (ДОП-1). В состав региональных дирекций входят вокзалы (ЛВок), вагонные депо (ВЧД), вагонные участки (ВЧ), пункты технического обслуживания (ПТО), резервы проводников (ЛНБ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: