Управления качеством медицинской помощи - ABCD42.RU

Управления качеством медицинской помощи

Качество и безопасность

Государственная система обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, включая порядок контроля и надзора, прописана в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 87, 88, 89). Выделяют три уровня контроля:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. внутренний.

В рамках государственного и ведомственного контроля федеральные законы и приказы Минздрава определили характеристики качества и безопасности медицинской деятельности, критерии оценки качества, виды и участников экспертиз качества, систему ответственности за нарушения.

Порядок проведения внутреннего контроля определил приказ Минздрава от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее — Приказ № 381н). «Фактически новый приказ — это система менеджмента качества, которая позволяет улучшать процессы в медицинских организациях», — охарактеризовал приказ руководитель Росздравнадзора М. А. Мурашко на VII съезде Национальной медицинской палаты.

Будучи еще проектом, Приказ № 381н вызвал активное обсуждение. Специалисты обсуждали, станет ли новый документ помощником для медицинских организаций или создаст дополнительные проблемы, как исполнить требования нового документа.

Приказ № 381н — не дополнительный контроль и экспертиза надзорных органов, а возможность сформировать эффективную систему управления, обеспечивающую качество и безопасность всех обязательных мероприятий (процессов) в организации. С выходом приказа роль практических рекомендаций Росздравнадзора стала еще более очевидна: необходимо на уровне государства формировать стандарты на системы менеджмента медицинских организаций, затем программы обучения руководителей и специалистов современным, в том числе хорошо зарекомендовавшим себя зарубежным, управленческим подходам и методикам.

Со стороны государства потребуется мотивационная поддержка организаций, внедряющих современные формы менеджмента, гарантированно обеспечивающих высокий уровень качества и безопасности медицинской помощи и медицинских услуг. Эти гарантии для пациента должна подтверждать объективная и независимая система добровольной сертификации, проводимая ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора.

Плановые и целевые внутренние проверки согласно приказу предусматривают оценку группы универсальных показателей, используемых в медицинской организации любого профиля, таких как:

  • обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций;
  • обеспечение получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя;
  • обеспечение соблюдения врачебной тайны;
  • осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов;
  • осуществление мероприятий по безопасному применению медицинских изделий соблюдение внутреннего распорядка медицинской организации.

В то же время приказом установлены показатели, не используемые в стоматологических организациях, например:

  • организация безопасной деятельности клинико-диагностической лаборатории (отделения), наличие системы идентификации образцов и прослеживаемости результатов;
  • осуществление мероприятий по обращению донорской крови и (или) ее компонентов;
  • организация проведения вакцинации населения.

Практические рекомендации по внутреннему контролю для стоматологов

Работа стоматологической организации специфична по многим параметрам: преемственность, маршрутизация, работа регистратуры, роль медсестры на врачебном приеме, функциональные взаимоотношения врачей-стоматологов разных специальностей.

Росздравнадзор решил разработать Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности в организациях, оказывающих стоматологическую помощь. Для этих целей он привлек рабочую группу Ассоциации частных стоматологических клиник, имеющую опыт разработки управленческих проектов.

В практических рекомендациях учли требования и рекомендации международных систем стандартизации (ИСО-9001, IWA), аккредитации (JCI), систем добровольной сертификации (ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора), предложения ведущих профессиональных сообществ (Стоматологической ассоциации России, Ассоциации частных стоматологических клиник, Ассоциации медицинских сестер в стоматологии), медицинских организаций (ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1», ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2», ГАУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» Республики Бурятия, Центральный научно-исследовательский институт стоматологии).

В основе практических рекомендаций — Стандарт на систему менеджмента качества стоматологической организации, разработанный в 2014 году для Стоматологической ассоциации России.

Система управления качеством и безопасностью в практических рекомендациях — это адаптированная для медицинских организаций модель системы менеджмента качества и общего менеджмента.

Внедрение системы позволит:

  • определить оптимальную организационную структуру, в наибольшей степени приспособленную к решению стратегических задач и реализации всех функциональных направлений деятельности;
  • снизить производственные издержки за счет контролируемого регулирования затрат (приобретение расходных материалов, целевое обучение сотрудников, рациональное штатное расписание, ответственность владельцев медико-технологических процессов за экономическую составляющую);
  • использовать количественные показатели качества: качество работы сотрудника, подразделений, организации в целом станет измеряемым и управляемым;
  • повысить качество и безопасность оказываемых медицинских услуг: появится возможность предотвращать ошибки и нарушения при выполнении медико-технологических процессов за счет прозрачности, воспроизводимости и контролируемой повторяемости процессов;
  • формировать и использовать принципы доказательности при выборе наиболее экономичных и эффективных управленческих и клинических решений: проводится сбор, хранение, обработка и оценка результатов лечения и организационных показателей деятельности;
  • четко и полноценно определять должностные обязанности сотрудников в процессах деятельности предприятия, распределять их ответственность и полномочия, решать проблемы «незаменимых» работников;
  • подтверждать для пациентов и других заинтересованных сторон способность организации оказывать медицинскую помощь стабильно качественно, в долгосрочной перспективе.

Основные принципы рекомендуемой модели системы управления качеством и безопасностью:

  • ориентация на пациента;
  • обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности;
  • риск-ориентированный подход;
  • процессный подход к управлению;
  • принятие решений, базирующихся на установленных требованиях и достоверных количественных показателях.

Система управления качеством: схема и основные разделы

Структура системы управления качеством и безопасностью представлена на схеме. Начальные буквы в центре означают:

  • «В» — выбор, который делает руководитель, принимая ответственное решение по внедрению новой системы управления качеством в своей организации;
  • «П» — планирование деятельности;
  • «Р» — работа медицинской организации в условиях внедренной системы качества и безопасности;
  • «О» — оценка деятельности организации, эффективности системы;
  • «К» — корректировка медико-технологических процессов, рисков, системы управления качеством и безопасностью.

Структура системы управления качеством и безопасностью: схема «ВПРОК»


По начальным буквам схему назвали «ВПРОК». Схема перечисляет рекомендованные действия медицинской организации в определенной последовательности (от буквы «П» к «К»).

Внедрять систему управления качеством и безопасностью нужно поэтапно по базовым разделам. Рассмотрим их подробнее.

1. Планирование деятельности медицинской организации

1.1. Анализ внешней и внутренней среды.

Любая организация, в том числе и медицинская, находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Среда предопределяет успешность развития организации, накладывает ограничения как на отдельные процессы, так и на стратегические цели в целом. Каждое действие организации целесообразно в случае, если среда это допускает.

1.2. Определение стратегических целей организации.

Стратегические цели — результаты, которых стремится достичь организация в перспективе, это основа и отправная точка для планирования и принятия решений. Стратегические цели определяют систему мотивации сотрудников и являются основным критерием для оценки результатов деятельности организации. На стратегические цели ориентирована вся система управления организацией.

1.3. Определение, анализ рисков.

Планирование деятельности при разработке системы управления качеством предполагает внедрение системы управления рисками, один из компонентов которой — своевременное выявление потенциального нежелательного события или опасной ситуации.

Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в организациях, где риск нарушений меньше.

1.4. Анализ инфраструктуры (обеспечение ресурсами).

Международные стандарты по системе управления качеством включают ряд требований к инфраструктуре.

1.5. Анализ производственной среды (с учетом требований безопасности).

Цель управления производственной средой — сохранение жизни и здоровья сотрудников, создание безопасных и благоприятных условий труда, охрана окружающей среды.

2. Медицинская деятельность и оказание медицинской помощи

2.1. Определение функциональных направлений деятельности.

В различных организациях перечень направлений разный, в зависимости от поставленных целей и задач.

2.2. Обеспечение качества и безопасности функциональных направлений деятельности.

В организации определяют перечень процессов, которые необходимы для качественного и результативного выполнения каждого функционального направления. Обеспечение качества возможно при выполнении требований всех процессов и на всех этапах оказания стоматологической услуги. Процессный подход позволяет сотрудникам, участвующим в выполнении процесса, иметь четкие ответы на вопросы: «кто делает», «что делает» и «как делает».

Именно таким образом выстраивается работа по 11 обязательным для внутреннего контроля направлениям, которые отражены в требованиях Приказа № 381н и практических рекомендациях по стоматологии.

2.3. Мотивация персонала.

В организации должна быть разработана понятная и прозрачная система оплаты труда сотрудников, учитывающая в обязательном порядке качественные показатели.

3. Оценка качества медицинской помощи и медицинской деятельности

3.1. Формирование системы сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей — важнейший элемент стратегического управления организацией на основе измерения и оценки. Система включает оптимально подобранные показатели, отражающие все аспекты деятельности медицинской организации: финансовые, медицинские, маркетинговые, управленческие и т. д.

Для формирования системы сбалансированных показателей рекомендуется использовать следующие данные:

  • оценку выполнения функциональных направлений деятельности и медико-технологических процессов, включая данные внутреннего аудита качества и безопасности (оценочные листы по внутреннему контролю, отчеты Комиссии (Службы) или уполномоченного по качеству), результаты работы врачебной комиссии, целевые показатели качества и безопасности, с учетом утвержденных критериев оценки качества: ведение медицинской и учетно-отчетной документации, выполнение порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи;
  • внешнюю оценку (оценочные листы Росздравнадзора, акты экспертиз Роспотребнадзора, экспертиз качества страховых компаний, результаты проверок налоговой службы, МЧС);
  • удовлетворенность пациентов (обращения, жалобы, оценка качества выполнения медико-технологических процессов).

Пациент участвует в управлении качеством, оценивая процессы с объективными и ясными для него контрольными точками измерения.

4. Корректировка, мероприятия по устранению и предупреждению нарушений

4.1. Мониторинг оценочных показателей, работа с несоответствиями.

4.2. Анализ функционирования системы управления качеством и безопасностью.

4.3. Корректировка рисков, внесение улучшений в медико-технологические процессы, СОПы, алгоритмы.

Управление качеством медицинской помощи

Под качеством медицинской помощи– следует понимать совокупность характеристик, подтверждающих соответствие ожидаемой медицинской помощи современному уровню медицинской науки и технологии, имеющимся потребностям пациента.

Читайте также  Конвенция о правах ребенка

Качество медицинской помощи– это процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на квалификации врача, т.е. его способности:

· Снижать риск прогрессирования заболевания у пациента и возникновения нового патологического процесса;

· Выполнять медицинские технологии;

· Оптимально использовать ресурсы медицины;

· Обеспечивать удовлетворенность пациента оказанной ему медицинской помощью.

Медицинская помощь– это деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством. Медицинская помощь включает в себя определенную совокупность медицинских услуг, проводимых по определенной технологии

Медицинская технология— совокупность и определенный порядок различных мероприятий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, необходимых для достижения конкретных результатов.

Выделяется 3 ведущих направления оценки качества медицинской помощи:

1. Оценка структуры медицинской помощи –оценка обеспеченности лечебного процесса всеми необходимыми ресурсами: материально-техническими, финансовыми, кадровыми.

2. Оценка процесса оказания медицинской помощи –содержание последовательности и своевременность лечебно-диагностических мероприятий, выполняемых в ходе оказания медицинской помощи.

3. Оценка результативности медицинской помощи – степень достижения цели медицинской помощи, ее желаемого итога, степень субъективной удовлетворенности пациента полученной медицинской помощью.

Условия по обеспечению качества с позиции потребителя могут включить следующие аспекты:

1. Профессиональная компетентность представляет собой совокупность технических знаний и навыков, чтобы добиваться положительных результатов при оказании как клинических (наличие профессиональных навыков в осуществлении профилактических мероприятий, лечебного процесса и консультаций по специальным медицинским проблемам), так и неклинических видов услуг (наличие у медицинского персонала организаторских и управленческих навыков).

2. Охват медицинскими услугами –представляет собой отсутствие ограничений по территориальному, экономическому, социальному, административному признакам для получения медицинской помощи.

3. Эффективность –оценка степени эффективности медицинской помощи.

4. Рациональность медицинских услуг.Рациональная медицинская помощь призвана давать максимальный эффект при использовании имеющихся в наличии ресурсов.

5. Непрерывность лечебного процесса – пациент получает весь спектр медицинских услуг без перерывов, временного прекращения лечения, без повторных, не продиктованных необходимостью, диагностических или лечебных процедур.

6. Безопасностьозначает снижение до минимума степени риска получения травматических и инфекционных осложнений, связанных с процессом оказания медицинской помощи.

7. Вспомогательные условия –это такие параметры, как благоустройство и внешнее оформление больничных учреждений. Положительные эмоции способствуют процессу выздоровления.

Управление качеством и безопасностью медицинской помощи

  • 8133

Настоящая статья является замыкающей в цикле статей, посвященных вопросам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

К сожалению, не редко имеют место быть случаи, когда в связи с нарушениями критериев качества и безопасности оказываемых пациентам медицинских услуг здоровью последних причиняется серьезный вред. За последние годы значительно выросло число судебных разбирательств по всем категориям «медицинских дел», а медицинские организации и медицинские работники стали вынуждены обратить пристальное внимание на потребительскую ценность оказываемых услуг, на их соответствие как медицинским, так и юридическим критериям качества и безопасности. Поэтому вопросы качества и безопасности медицинской помощи, критерии оценки данных показателей, а самое главное управление ими и профилактирование остаются актуальными и в настоящее время – время современных медицинских технологий, современного оборудования и многообразия лекарственных средств.

Напоминаем, что согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Понятие безопасности медицинской помощи нет ни в ФЗ № 323, ни в ином другом нормативном правовом акте. Поэтому, нам представляется возможным использовать определение термина «безопасность», данное Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (вместе с «ОСТ 91500.01.0005-2001. »). Так, безопасность – это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Виды контроля качества медицинской помощи

Напомним, что согласно статье 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) установлены следующие формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

  1. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Подробнее об этом в одноименной статье.
  2. ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Подробнее об этом в одноименной статье.
  3. внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Подробнее об этом в одноименной статье.

Однако, на практике существует и еще одна форма контроля качества медицинской деятельности, а именно: контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Данный вид контроля относится к вневедомственному контролю и осуществляется фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. Подробнее об этом в статье «Контроль качества медицинской помощи в сфере ОМС», «Экспертиза качества медицинской помощи» и «Страховой надзор».

Настоящая же статья затрагивает вопросы управления качеством медицинской помощи в рамках системы внутреннего контроля качеством.

Внутренний контроль качества медицинской деятельности

В статье 90 ФЗ № 323 сказано, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в порядке, установленном руководителями данных органов, организаций. Т.е. внедрение механизма внутреннего контроля качества в полной мере относится к компетенции должностных лиц медицинских организаций, вне зависимости от формы собственности. В предыдущих статьях («Система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» и «Соблюдение порядка внутреннего контроля качества медицинской деятельности») были рассмотрены базовые вопросы, связанные с организацией и внедрением системы внутреннего контроля качества медицинской помощи, а именно:

  • цели и задачи внутреннего контроля качества медицинской помощи;
  • порядок организации внутреннего контроля качества;
  • уровни внутреннего контроля качества медицинской деятельности;
  • лица, осуществляющие контроль качества в медицинской организации;
  • случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю;
  • составляющие случая оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю
  • критерии оценки случаи оказания медицинской помощи;
  • др.

Напомним, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в порядке, установленном руководителями данных органов, организаций. Иными словами, внедрение механизма внутреннего контроля качества в полной мере относится к компетенции должностных лиц медицинских организаций, вне зависимости от формы собственности. Следовательно, вопросы управления качеством и безопасностью медицинской помощи также отданы на усмотрение медицинской организации, которая предполагается наиболее заинтересованной в исходном результате стороной.

Управление качеством и безопасностью медицинской помощи

В настоящее время ни в одном нормативном правовом акте не дано понятия управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

В указанном случае обратимся к Современному экономическому словарю, согласно которому управление качеством работ, деятельности – это воздействие руководителей на подчиненных, применение прогрессивных методов и приемов работы, стимулирование работников в целях повышения качественного уровня результатов деятельности.

Основы управления качества и безопасности медицинской помощи

Как уже отмечалось, существующие нормативные правовые акты не дают понятия управления качества и безопасностью медицинской помощи, равно как и нет базовой, единой регламентации организации данной системы управления.

На основании этого, нам представляется возможным обратиться к Методическим рекомендациям «О системе управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в части контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в Красноярском крае и внутреннего контроля», утвержденным 16.12.2011 Минздравом Красноярского края.

Настоящие Методические рекомендации устанавливают единые методические принципы контроля качества медицинской помощи, предоставляемой населению в медицинских организациях независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности на территории Красноярского края; регулируют отношения, возникающие в процессе организации, проведения экспертизы качества медицинской помощи и использования ее результатов в целях непрерывного улучшения качества медицинской помощи в медицинских организациях.

За отсутствием базового закона, разъясняющего основы управления качества и безопасности медицинской помощи считаем допустимым использовать данные методические рекомендации и для других регионов.

Принципы управления качеством медицинской помощи

Как известно, для того, чтобы был результат необходимо комплексно воздействовать на решение той или иной задачи, также и с управлением качества медицинской помощи.

В ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь приведены принципы управления качеством медицинской помощи. Согласно данному стандарту успешное функционирование управления качеством медицинской помощи обеспечивается с учетом потребностей всех заинтересованных сторон, как то, руководителя медицинской организации, персонала, пациентов.

Итак, приводим следующие 8 принципов, позволяющих создать действительно работающую систему управления качеством медицинской помощи:

  • ориентация на пациента — медицинские организации зависят от своих пациентов (потребителей) и должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти ожидания;
  • лидерство руководителя медицинской организации — руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;
  • вовлечение медицинского персонала — медицинский персонал всех уровней составляет основу организации, поэтому его полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности;
  • процессный подход — желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
  • системный подход к управлению качеством — выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей;
  • постоянное улучшение — постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель;
  • принятие решений, основанное на фактах — эффективные решения должны основываться на анализе данных и информации;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками — организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Читайте также  Административная и гражданско-правовая ответственность

Практические вопросы управления качеством медицинской помощи

Даже хорошо продуманная система внутреннего контроля качества медицинской помощи не даст значительного результата, если по итогам контроля руководителем не будут приниматься те или иные решения, направленные на исключение или снижение количества дефектов медицинской помощи, выявленных по результатам контроля. Конечно же на данном этапе мы сталкиваемся с человеческим фактором, выражающимся в сложности доведения информации до непосредственного исполнителя (медицинского работника), а также в непредсказуемости его поведения в будущем. В данном случае речь идет о добросовестном отношении работника к выполняемым им обязанностям и о его желании и намерении в будущем не повторять ошибок, выявленных при контроле. Невозможно опустить вопрос того, что зачастую единственным реально «работающим» методом воздействия становится метод «кнута и пряника». Применительно к управлению качеством медицинской помощи такой метод может быть реализован путем внедрения локальной системы премирования и материального стимулирования работников. Балльная система оценки показателей работы в рамках системы внутреннего контроля качества медицинской помощи дает работодателю возможность использовать премирование как удобный инструмент стимулирования, основанный на объективных показателях, преобразованных в баллы.

Напоследок отметим, что и другие виды контроля качества и безопасности медицинской деятельности (не только внутренний контроль) способны влиять на итоговый показатели качества медицинских услуг. Государственный, ведомственный и вневедомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности также направлены на выявление и устранение нарушений в данной области, однако, в отличие от внутреннего контроля такие виды контроля реализуются путем принудительного воздействия обычно за счет тех или иных карательных мер (административный штраф, административное приостановление деятельности, уменьшение оплаты медицинской помощи (сфера ОМС), пр). Также отметим, что такой контроль не носит столь регулярного характера как внутренний, а, следовательно, он не способен в постоянном режиме отражать и влиять на качество оказываемой медицинской помощи.

Система управления качеством медицинской помощи очень важна

Качество медицинской помощи – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки, технологиям и стандартам. Выделяют следующие характеристики качества медицинской помощи:

  • Профессиональная компетенция. Она подразумевает наличие теоретических знаний и практических навыков медицинских работников, вспомогательного персонала и то, как они используют их в своей работе, следуя клиническим руководствам, протоколам и стандартам. Если говорить о компетенции руководителя, то это, прежде всего, профессиональные навыки в выработке и принятии управленческих решений.
  • Доступность. Эта характеристика означает, что медицинская помощь не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.
  • Межличностные взаимоотношения. Эта характеристика качества медицинской помощи относится к взаимоотношениям между работниками здравоохранения и пациентами, медицинским персоналом и их руководством, системой здравоохранения и населением в целом.
  • Эффективность. Эффективность следует рассматривать как отношение достигнутого экономического эффекта к затратам. Важность этой характеристики определяется тем, что ресурсы здравоохранения обычно ограничены, при этом эффективно функционирующая система здравоохранения должна обеспечивать оптимальное качество медицинской помощи за счет рационального использования имеющихся ресурсов.
  • Непрерывность. Эта характеристика означает, что пациент получает всю необходимую медицинскую помощь без задержки, неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения.
  • Безопасность. Как одна из характеристик качества безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики, лечения и других проявлений ятрогении. Это относится как к медицинским работникам, так и к пациентам. Соблюдение мер безопасности очень важно при оказании не только специализированной, но и первичной медицинской помощи.
  • Удобство. Под этой характеристикой подразумевается система мер, направленных на создание оптимального лечебно-охранительного режима: обеспечение комфорта и чистоты в медицинских учреждениях, рациональное размещение палат и лечебно-диагностических подразделений, оснащение их современной функциональной медицинской мебелью, организация режима дня больного, устранение или максимальное уменьшение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и др.
  • Соответствие ожиданиям пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском учреждении качество медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и оказывается своевременной. Пациенты чаще всего обращают внимание на удобство, результативность, доступность, непрерывность медицинской помощи, на взаимоотношения между ними и медицинском персоналом. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью зависит от оценки качества жизни, связанного со здоровьем.

Правительства большинства стран выделяют фонды на исследования именно в этой области. Одинаково востребованы исследования ориентированные на повышение качества оказываемой медицинской помощи, так и системы управления качеством медицинской помощи ориентированные как на повышение уровня услуг, так и на снижение затрат.

Поскольку подобная деятельность ориентирована на здоровье человека, то способы снижения себестоимости можно классифицировать по ряду признаков:

  • Снижение качества предоставляемой медицинской помощи;
  • Переход на новые технологические решения;
  • Внедрение систем менеджмента качества медицинской помощи, которые за счет комплексного подхода способны ощутимо снизить общую стоимость без потерь в качестве предоставляемых услуг.

Среди наших клиентов

Однако ориентируясь на введение систем слежения за качеством стоит учесть то, что в данном вопросе как минимум три заинтересованные стороны: пациенты, врачи и инвесторы. И с точки зрения каждого на первый план выходят разные критерии оценки качества:

  • С точки зрения пациентов. Заинтересованность и вежливость персонала, облегчение симптоматики болезни, улучшение состояния после оказания медицинской помощи;
  • С точки зрения врачей. Соответствие оказанной помощи современному уровню, наличие и качество современной медицинской техники, свобода действий в интересах пациента и т.д.;
  • С точки зрения инвесторов. Эффективность использования средств фондов здравоохранения, эффективное использование медицинских ресурсов, максимальное снижение нетрудоспособности.

Как видно – не смотря на некую общность критерии различны. Задача системы управления качеством медицинской помощи в выработке системы, которая удовлетворит все три точки зрения. Таким образом, медицинская помощь должна быть оказана с максимально прогнозируемым эффектом и при этом иметь минимальную стоимость, при этом быть обоснованно законной и соответствовать как ожиданиям пациента, так и ожиданиям инвестора. Понятное дело, что это путь компромиссов и именно поэтому системы контроля качества могут быть эффективны. Постоянное отслеживание статистики качества и стоимости медицинских услуг позволяет создать систему менеджмента, в которой будет соблюдаться высокое качество услуг с минимальной стоимостью.

Управление качеством медицинской помощи включает в себя организацию и контроль над деятельностью системы здравоохранения в реализации потребностей населения в получении качественной медицинской помощи. В современных условиях система управления качеством медицинской помощи представляет собой совокупность управленческих структур и алгоритмов действий, направленных на обеспечение пациентов качественной медицинской помощью. Эта система основывается на следующих принципах:

  • использование достижений доказательной медицины;
  • проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандартов (протоколов);
  • единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
  • использование административных, экономических и правовых методов для управления качеством медицинской помощи;
  • анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня качества медицинской помощи;
  • проведение социологического мониторинга качества медицинской помощи.

Система управления качеством медицинской помощи подразумевает ряд последовательных этапов:

  • Контроль качества. Постоянный мониторинг предоставляемых услуг для выявления «узких мест» системы и при необходимости перераспределения медицинских ресурсов. Сбор и анализ статистики позволяет выделить влияющие факторы и выработать наиболее приемлемую стратегию;
  • Обеспечение качества. Виды деятельности, проводимые постоянно для поддержания качества услуг на постоянно высоком уровне, мотивация сотрудников и т.д.;
  • Постоянное повышение качества. Проведение мероприятий, нацеленных на повышение качества, эффективности и результативности (обучение, семинары, курсы и т.д.). Использование современных технических решений и ведение инновационных методов лечения и многое другое.

По статистическим данным всего 10-15% качества можно получить влиянием на конкретного врача или администратора. А остальные 85% относятся на счет самой системы предоставления медицинских услуг. Таким образом для достижения высоких положительных результатов необходимо менять саму систему здравоохранения, ее процессы и методы оказания медицинских услуг. Это комплексный вопрос и требует комплексных решений, поэтому руководителям медучреждений необходимо понимать, что СМК медицинской помощи требует от них:

  • знание точек зрения потребителей, персонала и инвесторов;
  • владение системным подходом;
  • владеть методами статистического анализа;
  • оказаться от традиционного способа оценки индивидуального выполнения работы;
  • ориентироваться на реальный результат, а не демонстративный.

Для всего процесса управления качеством руководители органов и учреждений здравоохранения должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности и результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов.

Системы управления качеством медицинской помощи — это необходимый этап формирования современной медицины – эффективной и качественной.

1. Понятие «управление качеством медицинской помощи»

Качество медицинской помощи — это совокупность её характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям и современному уровню доказательной медицинской науки и технологии.

Качество медицинской помощи обеспечивается с одной стороны развитием первичной медицинско-санитарной службы, с другой — высокотехнологичными видами медицинской помощи. И тот и другой аспект требует квалифицированных медицинских кадров, принимающих клинические решения на основе научного подхода, эффективных менеджеров медицинских организаций, обеспечивающие экономическую и клиническую эффективность применяемых методов лечения.

Управление качеством — это непрерывный процесс воздействия на оказание медицинской помощи с целью обеспечения качества путём последовательной реализации управленческих функций.

Читайте также  Теоретические основы управления проектами

Для эффективной организации управления качеством необходимо четко организовать весь процесс. Знать категории, виды, способы управления качеством

Некоторые из составляющих качества плохо поддаются оценке и до сих пор воспринимаются не однозначно. Это в первую очередь касается удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Имеется различие между объективными потребностями, которые могут быть не до конца ясны самому пациенту, и его субъективными ожиданиями.

Тем не менее, ориентация на потребителя, является ключевым принципом системы управления качеством, хотя удовлетворенность ожиданий пациентов не может служить единственным или основным показателем качества медицинской помощи, так как складывается под влиянием множества факторов: эффективности лечения, отношения персонала, условия оказания помощи, личные предпочтения и ожидания и т.п.

В течение последнего десятилетия произошло значительное перевооружение медицинских организаций современной техникой и технологиями. Повсеместно стали доступны ультразвуковые методы визуализации, эндоскопические методы диагностики и лечения. Многие крупные больницы пользуются биохимическими анализаторами и анализаторами крови. Перестали быть редкостью Холтеровское мониторирование и суточное мониторирование артериального давления. В онкологии и гематологии внедряются цитогенетические и иммуноферментные методы диагностики.

Резко изменился спектр лекарственных средств: на смену малоэффективным пришли лекарства, доказано уменьшающие проявления болезней, существенно влияющие на продолжительность жизни. Расширилась доступность высокотехнологических методов оказания помощи: кардиохирургические и сосудистые операции, трансплантации почек, костного мозга и стволовых клеток, постепенно внедряется трансплантация печени.

Все это требует больших вложений в ресурсную составляющую качества медицинской помощи. Возрастает значение выбора тех или иных технологий, лекарственных средств на основе результатов клинико-экономического анализа.

В отечественном здравоохранении с целью оценки деятельности медицинских учреждений традиционно используются показатели государственной статистической отчетности, такие как работа койки, больничная летальность, посещение, частота совпадений или расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов и т.д.

Восемь принципов управления качеством:

Система ГКН качество медицинской помощи — совокупность взаимосвязанных структурных элементов и функциональных механизмов контроля, обеспечивающая получение необходимой информации в целях принятия управленческих решений, направленных на улучшение качество медицинской помощи населению, и надзора за их адекватностью, достаточностью и эффективностью исполнения.

Надзор за качеством медицинской помощи — совокупность мероприятий, направленных на получение информации о состоянии качества медицинской помощи, сравнение его реального уровня со стандартным (с учетом возможностей конкретных территорий, медицинских организаций), а также анализ динамики показателей качество медицинской помощи.

Контроль качество медицинской помощи — совокупность мер, направленных на получение информации о принятии управленческих решений для обеспечения надлежащего качества медицинской помощи, определение адекватности, достаточности и эффективности этих решений и разработанных на их основе мероприятий по непрерывному улучшению качество медицинской помощи в соответствии с современным уровнем развития медицинской науки и практики, принципами управления.

Управления качеством медицинской помощи

В начале XXI века в качестве главного фактора экономического роста выступает инновационный процесс, который становится движущей силой социально-экономического развития. Стремительный научно-технический прогресс не обошел и здравоохранение, являющееся специфической отраслью народного хозяйства и входящее в новые экономические отношения через формирование, развитие рынка услуг здравоохранения. Под давлением внешних обстоятельств медицинские организации вынуждены менять собственные стратегии, системы и структуры управления [1, 2, 3, 4].

При формировании инновационной политики медицинской организации основное значение приобретают выбор и реализация инструментов, позволяющих существенным образом улучшить качество медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость получения рекомендаций по отношению к конкретным технологиям управления качеством, наиболее ценными из которых являются внедренные на практике и доказавшие свою высокую результативность.

Эффективное, грамотное управление медицинской организацией невозможно без обеспечения качества выполняемых медицинских услуг. Требования к качеству медицинских услуг должны быть одинаково высокими независимо от вида потребителя и источника финансирования соответственно, и гарантии качества не должны носить дифференцированный характер [4, 5].

Всё вышеизложенное определило цель настоящей работы: научное обоснование и разработка системы менеджмента качества с использованием инновационных технологий для повышения эффективности деятельности медицинской организации.

Результаты исследования и их обсуждение

В современных условиях формирования рыночных взаимоотношений в здравоохранении назрела необходимость пересмотра основ в управлении медицинскими организациями и внедрения инновационных подходов к постановке систем управления качеством медицинской помощи. Прежде всего, это касается оценки оказываемой медицинской помощи как самим врачом, так и всем отделением и ЛПУ.

Показатель, характеризующий уровень качества оказываемых медицинских услуг каждым врачом, следует анализировать в динамике и в сравнении друг с другом, что позволяет изыскивать пути оптимизации и совершенствования медицинской помощи пациентам.

Уровень качества медицинской помощи по каждому отделению (УКМПотд) лечебно-профилактического учреждения складывается из результатов УКМПп пациентов, прошедших через отделение, и вычисляется по следующей формуле:

где УКМПп1-n – уровень качества медицинской помощи, рассчитанный по каждому пациенту; УКМПп1-n – уровень качества медицинской помощи, рассчитанный по каждому пациенту, страдающему инкурабельным заболеванием; n – общее число пациентов, которым была оказана медицинская помощь данным врачом.

Для этого УКМПп по каждому пациенту, получившему медицинскую помощь в данном отделении, суммируются, а сумма делится на число пациентов, прошедших через отделение. Данный показатель может анализироваться в сравнении с профильными отделениями и в динамике.

В то же время следует учитывать, что для отдельных лечебно-диагностических служб (эндоскопическая, лабораторная, радиоизотопная, анестезиология и реанимация, лечебная физкультура, физиотерапевтическая и др.), оказывающих медицинские услуги пациентам, госпитализированным в клинические отделения, уровень качества медицинской помощь невозможно рассчитать по вышеописанной методике, поэтому качество их работы целесообразно оценивать по количеству претензий, предъявляемых клиническими отделениями.

К претензиям следует отнести следующие:

  • недостоверные анализы, приведшие к повторным, дополнительным исследованиям;
  • необоснованный отказ от выполнения назначений;
  • несвоевременное проведение назначенных исследований;
  • отсутствие обеспеченности лечебного процесса соответствующими процедурами, лекарствами, оборудованием, инструментарием, перевязочными средствами, бельм и др.;
  • осложнения во время проведения исследований, манипуляций, возникших по вине медицинского персонала;
  • недобросовестное, халатное отношение к функциональным обязанностям.

При оценке качества работы вспомогательных служб учитывается количество претензий к каждому подразделению со стороны клинических отделений, выраженное в процентах (1 претензия составляет 2 %). В этом случае показатель качества медицинской помощи данным подразделением вычисляется как разность между 100 % (при отсутствии претензий) и общей суммой претензий, представленных в процентах.

По ЛПУ в целом величина УКМПучр рассчитывается и анализируется аналогично показателю по отделению, иными словами, эффективность работы всего учреждения зависит от уровня качества медицинской помощи, оказываемой каждому пациенту в основных и параклинических отделениях.

Для обеспечения достоверности определения уровня качества профессиональной деятельности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, взятых для проведения исследования, система внутреннего контроля, действующая постоянно и оперативно, включала в себя 3 ступени. На всех ступенях контроля качества для расчета показателей использовалась методика и экспертная шкала, приведенные выше. При определении степени выполнения того или иного блока медицинских мероприятий учитывались медико-экономические стандарты (МЭС), разработанные страховыми компаниями по каждой нозологической форме.

1-я ступень контроля осуществлялась заведующими отделениями, которые оценивали качество медицинской помощи, оказанной каждому пациенту (по законченному случаю) и отдельно по каждому врачу.

2-я ступень контроля проводилась заместителем главного врача по лечебной работе, который осуществляет расчет качества медицинской помощи путем ежедневной экспертной оценки не менее 20 % историй болезни лиц, закончивших лечение в стационаре и не менее 10 % из числа лиц, закончивших лечение в поликлинике. Для чего он также использует экспертную шкалу оценки уровня качества медицинский помощи, предоставляемой отдельными врачами своим пациентам (УКМПп и УКМПвр). Сопоставление уровней качества лечения на 1-й и 2-й ступенях контроля позволяет оценить не только качество медицинской помощи, но и качество контроля, осуществляемого заведующими отделениями.

3-я ступень контроля проводится экспертами клинико-экспертной комиссии (КЭК) и оценивает качество медицинской помощи в целом по лечебно-профилактическому учреждению (УКМПучр). Роль КЭК не ограничивается участием в системе внутреннего контроля качества, поскольку представители КЭК контактируют с системой ОМС, осуществляющей на основании стандартов медицинской помощи систему внешнего контроля качества медицинской помощи и производящей оплату лечебному учреждению каждого законченного случая. Естественно, это требует особой квалификации медицинских работников рассматриваемого уровня, поэтому на данной ступени контроля качества привлекаются хорошо подготовленные эксперты, умеющие анализировать и оценивать различные точки зрения, оригинальные подходы к лечению, а не только четкое соблюдение имеющихся стандартов медицинской помощи.

Расчет усредненного показателя УКМПучр по поликлиникам ЦРБ Терского и Урванского районов, ЗАО «Медси», консультативно-поликлинического отделения ГКБ 31 показал, что в целом имеет место положительная динамика роста показателя.

Детальный анализ величины показателя свидетельствует, что, если вначале проведения организационного эксперимента по внедрению критериев качества оказания медицинской помощи величина УКМП находилась на низком уровне, то уже к 1997 г. качество медицинской помощи соответствовало среднему оценочному уровню, а с 1999 г. – высокому.

Следует отметить, что за рассматриваемый период времени в ЛПУ, взятых под наблюдение, не было ни одного случая, когда уровень качества УКМП был оценен как неудовлетворительный. В то же время в 1995 г. более трети всех случаев имели низкий уровень оказания медицинской помощи. К середине эксперимента их удельный вес снизился до 14,6 %, и в то же время увеличилась доля случаев, когда уровень оказания медицинских услуг был оценен как высокий (с 13,8 до 26,7 %), различие статистически достоверно (p

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: