Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в судах - ABCD42.RU

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в судах

Судебный и арбитражный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

К числу судебных форм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности относятся защита, осуществляемая конституционными судами (Конституционным Судом РФ и конституционным (уставными) судами субъектов РФ), судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Наиболее распространенной формой восстановления нарушенного или оспоренного права, законного интереса является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском или заявлением о защите своих прав или охраняемых законом интересов.

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров и других дел, возникающих из предпринимательской и иной экономической деятельности между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, установленных АПК или другими федеральными законами – с участием иных субъектов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя) (ст.27 АПК РФ).

Как видно, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо учитывать два момента: характер правоотношения и субъектный состав его участников.

Так, само по себе наличие у лица статуса юридического лица или ИП еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием возник в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности (п.3 ст.50 ГК РФ).

Аналогично, экономический характер спора сам по себе не является основанием подведомственности его арбитражному суду. Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о государственной регистрации, не может обращаться за защитой своих прав и интересов, вытекающих из такой предпринимательской деятельности, в арбитражные суды. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием, при наличии которого гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8, в частности, разъясняет: поскольку гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию, не приобретает статус предпринимателя, споры с участием таких лиц подведомственны суду общей юрисдикции (п.13).

Арбитражный суд рассматривает дела с участием граждан-непредпринимателей только в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами. Так, к специальной подведомственности арбитражных судов относятся дела (ст.33 АПК РФ):

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Роль судов общей юрисдикции в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности менее значительная, чем роль арбитражных судов.

Судами общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

— дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

Суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п.4 ст.22 ГПК РФ).

Процессуальный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей арбитражными судами и судами общей юрисдикции установлен соответственно АПК РФ и ГПК РФ. Между этими актами очень много сходства: общие стадии процесса, есть общие виды судопроизводства, используются аналогичные средства защиты (иск, заявление), правовое регулирование отдельных процедур (предъявление иска, судебное разбирательство и т.д.) также имеет много общего.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в арбитражных судах возможна в следующих процессуальных формах (виды судопроизводства):

исковое производство (если подведомственное арбитражному суду дело вытекает из гражданских правоотношений;

административное производство (если подведомственное арбитражному суду дело вытекает из публичных правоотношений): дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания и т.д.

особое производство, в рамках которого рассматриваются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (например факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте);

производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

упрощенное производство (аналог в ГПК – приказное производство). В случае, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства. Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по ходатайству истца при отсутствии возражений ответчика или по предложению арбитражного суда при согласии сторон (ст.226 АПК РФ). Следует отметить, что АПК РФ не устанавливает исчерпывающего перечня требований, по которым возможно упрощенное производство (в отличие от ст.122 ГПК РФ). При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства судебное заседание проводится без вызова сторон. Судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы. Дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Существуют и другие виды арбитражного судопроизводства.

Наиболее распространенной формой защиты права является исковое производство. Нормы об исковом производстве (как по АПК, так и по ГПК) являются общими по отношению к другим видам судопроизводств.

Возбуждение искового производства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах осуществляется путем предъявления иска. Кодексы регламентирует форму и содержания искового заявления, документы, прилагаемые к исковому заявлению. Судья принимает исковое заявление в течение 5 дней со дня его поступления, о чем выносится определение. Установлены основания для возвращения искового заявления и оставления его без движения.

Обязательной стадией процесса служит подготовка дела к судебному разбирательству. По АПК РФ подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания, если АПК не установлено иное. По ГПК РФ срок подготовки дела к судебному разбирательству не устанавливается, причем предварительное судебное заседание не является обязательной формой окончания данной стали судопроизводства.

Срок судебного разбирательства в арбитражных судах сокращенный по сравнению с нормами ГПК РФ: дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, если АПК не установлено иное. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом общей юрисдикции до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

В ходе судебного разбирательства суд и лица, участвующие в деле, непосредственно исследуют доказательства и устанавливают обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела.

Процессуальным документом, разрешающим спор по существу, является решение. ГПК РФ и АПК РФ, в целом, предъявляют одинаковые требования к нему, в том числе и к его содержанию.

Решение, принятое судом общей юрисдикции или арбитражным судом, может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в вышестоящие судебные инстанции.

Читайте также  Правительственный проект по утилизации авто

В гражданском судопроизводстве обжалование возможно в порядке апелляции (на решения мировых судей, не вступившие в силу), кассации, надзора. Аналогичные стадии существуют и в арбитражном судопроизводстве. В апелляционном порядке обжалуется решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Вместе с тем, если решение апелляционного арбитражного суда может быть затем пересмотрено еще в кассации, то решение апелляционного суда в гражданском судопроизводстве вступает в силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке надзора.

Особенности защиты прав предпринимателей

Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.

По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Категории риска и освобождение от плановых проверок

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченные по правам предпринимателей

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

Адвокаты на защите прав предпринимателей

АП Республики Башкортостан и республиканский бизнес-омбудсмен заключили соглашение о взаимодействии

9 августа в АП Республики Башкортостан (АП РБ) состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан. Совет палаты видит в данной инициативе не только несомненный вклад в укрепление авторитета республиканской адвокатуры, но и хорошее подспорье в деятельности адвокатов, считает президент АП РБ Артур Насыров.

Перед подписанием соглашения президент палаты Артур Насыров подчеркнул значимость данного сотрудничества, отметив, что предпринимательская деятельность в Российской Федерации нуждается в поддержке на правовом поле. И адвокаты, являясь консультантами по вопросам права, в какой-то мере способствуют устойчивому развитию бизнеса, оказывая содействие по вопросам законодательного положения субъектов предпринимательской деятельности. А предметом предстоящего соглашения является взаимодействие по защите субъектов предпринимательской деятельности.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан Флюр Асадуллин поддержал мнение президента палаты. В своем выступлении он коснулся ситуации, сложившейся в стране относительно бизнеса. По его словам, случается, что на бизнес оказывается административное давление. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике призван осуществлять защиту предпринимателей, в том числе путем разрешения подобного рода ситуаций. Одним из позитивных последствий сотрудничества с АП РБ он назвал проведение совместных приемов предпринимателей, в том числе выездных, когда адвокат, свободно ориентирующийся во всех областях права, подчас сразу, во время приема, сможет разрешить проблему, возникшую у предпринимателя, или подсказать пути ее решения.

Читайте также  Спадкове право України

Почетный президент палаты, первый вице-президент АП РБ Булат Юмадилов отметил, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей – новый, но уже состоявшийся институт гражданского общества, пользующийся уважением по всей республике. Адвокатская палата и институт Уполномоченного имеют историю своего сотрудничества. В 2012 г. уже заключалось подобного рода соглашение. По мнению Булата Юмадилова, подписание данного документа знаменует собой новый этап сотрудничества Адвокатской палаты и Уполномоченного в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

В рамках соглашения предусмотрены следующие формы взаимодействия: обмен информацией о выявленных нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности, а также мерах, принятых в целях их восстановления; проведение совместных приемов граждан по отдельному графику; рассмотрение заявлений предпринимателей о нарушениях их прав и законных интересов, а также выработка предложений по их восстановлению; проведение выездных проверок в отдельные города и районы Республики Башкортостан по отдельным обращениям предпринимателей; сотрудничество по вопросам участия в правотворческой деятельности в целях совершенствования законодательства, направленного на установление, соблюдение и реализацию прав, гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; обращение в средства массовой информации с совместными заявлениями о принятых мерах по защите прав предпринимателей; участие в научно-практических конференциях, семинарах и иных мероприятиях по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

После официального подписания соглашения адвокаты республики, присутствовавшие на мероприятии, высказали свое мнение относительно предстоящей деятельности палаты и Уполномоченного. При осуществлении своей профессиональной деятельности они подмечали, что у субъектов предпринимательской деятельности возникают сложности, в том числе по вопросам применения законодательства. Именно поэтому так необходимо подписание соглашения о сотрудничестве, которое позволит применять правовые, информационные, аналитические, организационные ресурсы при планировании и реализации совместных мероприятий, имеющие своей целью защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Коллеги отметили важность данного документа, выразив единогласную и твердую поддержку выстраиванию сотрудничества с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан.

«С инициативой по заключению соглашения о сотрудничестве на заседании Совета палаты выступил первый вице-президент Б.Г. Юмадилов. Совет палаты, видя в данной инициативе не только несомненный вклад в укрепление авторитета республиканской адвокатуры, но и хорошее подспорье в деятельности адвокатов, выказал полное одобрение и направил предложение Уполномоченному. Мы выражаем признательность Ф.М. Асадуллину за поддержку нашей идеи о сотрудничестве и надеемся на плодотворную совместную деятельность», – отметил президент АП РБ Артур Насыров.

На следующей неделе планируется подписание соглашения о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Республике Башкортостан.

Защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что защита прав и интересов субъектов предпринимательства представляется необходимой в следующих основных сферах:

отношениях с контрагентами при нарушении договорных условий (потребителями, иными приобретателями и партнерами), иных гражданско-правовых отношениях;

воздействия со стороны конкурентов на товарном рынке в случае нарушений правил добросовестной конкуренции;

отношениях с органами власти и управления по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью при необоснованном ограничении или ином нарушении прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности.

Нарушения прав в отношениях с контрагентами и иные гражданско-правовые нарушения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в ст. 12 которого закрепляются способы защиты нарушенных прав, а в ст. 11 — судебный порядок защиты.

Защита имущественных прав может осуществляться всеми способами, перечисленными в законе. Наибольшее значение имеют: 1) меры превентивного характера; 2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы управомоченного лица; 3) меры, направленные на принудительное исполнение обязанности должника; 4) меры, связанные с дополнительными (помимо непосредственной обязанности как участника предпринимательского правоотношения) обременениями правонарушителя

Отношения в сфере конкуренции регулируются антимонопольным законодательством, в частности, ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией Закон понимает любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Однако антимонопольное законодательство направлено не только на защиту конкретных прав предпринимателей, но и на предупреждение и пресечение нарушений свободы предпринимательства в целом. Целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 п. 2 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отношения предпринимателей с органами государственной и муниципальной власти регламентируются специальным законодательством. На защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в этих отношениях направлены следующие положения федеральных законов.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст. 3) и определяет правовые основы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 23 ФЗ). Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» в Российской Федерации создан государственный орган с правом юридического лица, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат. Статьи 4 и 5 указанного Закона закрепляют права и обязанности Уполномоченного в связи с рассмотрением жалоб субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения и защиты их прав.

Кроме того, положения Закона позволяют сделать вывод о том, что защите подлежат не только права отдельных предпринимателей в относительных правоотношениях, но и предпринимательство в целом как социально-экономическое явление. Так, полномочия, закрепленные в ст. 6 Закона, свидетельствуют о возложенной на Уполномоченного функции защиты и развития предпринимательства в Российской Федерации, содействия совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности и правового регулирования их деятельности.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Защита прав предпринимателей: формы и особенности

+7(925)664-55-76

Бизнес-сообщество является неотъемлемой частью правового поля Российской Федерации. Защита прав предпринимателей осуществляется на государственном уровне и на основании нормативно-правовых актов. Любой предприниматель может свободно отстаивать свои права в суде и других организациях. Юридическая защита бизнеса входит в компетенцию адвоката определенной специализации.

Федеральный закон о защите прав предпринимателей

В декабре 2012 года Президент РФ подписал закон федерального значения «О защите прав предпринимателей» (294-ФЗ). Нормативный акт содержит свод обязательных норм и правил, регулирующих отношения бизнес-субъектов с контролирующими органами. Документ направлен на обеспечение соблюдения законности и объективного подхода при проведении проверок компаний различного масштаба и ИП.

В законодательном акте указаны основания для проверок бизнеса, характер, форма, сроки и методы проведения контрольных мероприятий. Пренебрежение нормами данного законодательного акта могут трактоваться как нарушение прав предпринимателя. В большинстве случаев результат проверки аннулируется, а сотрудники контролирующих органов, допустившие нарушения регламента НПА, привлекаются к ответственности. На страже прав предпринимателей стоят и другие законы и правовые акты РФ.

От кого защищать предпринимателя

Коммерческая деятельность и предпринимательство связано с определенными рисками и угрозами. Условно их можно поделить на группы по субъектам, совершающих в отношении бизнесмена неправомерные деяния. К таким потенциальным источникам угрозы относятся:

  • сотрудники государственных структур;
  • персонал;
  • партнеры и контрагенты;
  • конкуренты;
  • клиенты;
  • злоумышленники и преступные элементы.

Для защиты прав предпринимателей от потенциальных угроз существуют правовые инструменты. Например, для защиты имущественных прав ИП или юридического лица существуют, помимо Закона 294-ФЗ, Гражданский кодекс РФ. При возникновении споров с сотрудниками в действие вступает Трудовое законодательство. При совершении со стороны злоумышленников преступных деяний в отношении товарно-материальных ценностей, права бизнесмена защищают нормы Уголовного кодекса. Предприниматель в Москве и других городах России может рассчитывать на юридическую комплексную защиту своего бизнеса.

Читайте также  Управленческий консалтинг в России

Формы защиты прав предпринимателей

Главная цель защиты бизнеса — признание или восстановление прав предпринимателей. Для достижения данной цели используются правовые механизмы, закрепленные на законодательном уровне. К способам защиты относятся:

  • штрафные санкции в отношении нарушителя-ответчика — взыскание неустойки, конфискация, компенсация и т. д.;
  • признание права — восстановление, признание сделки недействительной, возмещение понесенных убытков и т. д.;
  • процессуальные методы — обращение в компетентные органы для защиты прав, например, к омбудсмену по правам предпринимателей.

Существует две основные формы защиты прав предпринимателей:

  • Судебная — к ней относятся суды общей юрисдикции, арбитраж, Верховный и Конституционный суды.
  • Внесудебная — предполагает осуществление защиты предпринимательской деятельности субъектов бизнеса вне рамок судебного процесса. К такой форме относятся третейский суд, международный коммерческий арбитражный суд, нотариальная защита, внесудебное урегулирование.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении контрольных мероприятий и государственного надзора

Привлеченный юрист при проведении проверок государственными контролирующими органами отслеживает соблюдение норм Закона «О защите прав предпринимателей», а именно:

  • уведомительный характер;
  • полномочия проверяющих;
  • правомерность истребования информации, носителей и документов, раскрытия коммерческой тайны и т. д.

Адвокат до начала проверки, во время проведения проверочных мероприятий и после них консультирует своего доверителя, предупреждает о возможных последствиях, проверяет результаты.

Защита прав предпринимателей при возмещении вреда

Неправомерные решения или деяния уполномоченных лиц могут причинить вред и нанести убытки предпринимателю. Возмещение такого вреда — законное право субъектов бизнеса. Как правило, защита прав предпринимателей по возмещению вреда и убытков из-за действий контролирующих органов происходит в судебном порядке. Возмездное участие юриста в таких делах можно отнести к убыткам хозяйствующего объекта и внести их в сумму иска.

Порядок обращения в судебные органы

Предприниматель может быть и истцом, и ответчиком в суде. Защищать свои права он может самостоятельно либо с привлечением адвоката соответствующей квалификации. Субъекты бизнеса пользуются общими правилами обращения в судебные органы. Перед тем как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательства нарушения прав, провести подготовку, выполнить необходимые процедуры досудебного урегулирования.

Рассмотрение заявлений предпринимателей в Конституционном суде

Права и интересы субъектов предпринимательства, нарушенные в ходе рассмотрения дел в судах разных юрисдикций, могут быть защищены Конституционным судом РФ. Обращение в конституционную судебную инстанцию должно быть мотивированным и основываться на нарушении конкретных прав и свобод предпринимателя. Привлеченный юрист находит аргументы для обращения в КС РФ, составляет жалобу и участвует в рассмотрении дела по существу. Конституционный суд рассматривает жалобы предпринимателей о несоответствии главному закону страны конкретных нормативно-правовых актов или их отдельных положений.

Защита прав предпринимателей в арбитражном суде

По Арбитражному кодексу РФ суды данной юрисдикции рассматривают экономические претензии и споры между хозяйствующими субъектами, другими организациями и частными лицами. Порядок обращения в арбитражный суд предусматривает досудебную претензионную процедуру по исковым заявлениям. Другие категории дел, связанные с коммерческой деятельностью предпринимателя, рассматриваются в заявительном порядке.

Для рассмотрения дела по существу в арбитраже следует основательно подготовить пакет документов, которые доказывают нарушение прав и интересов бизнеса.

Обращение в суды общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции также обеспечивается защита прав и интересов граждан-предпринимателей. Судебные инстанции рассматривают следующие категории дел, не связанные с деятельностью заявителя:

  • если один из участников спора не является субъектом предпринимательства;
  • трудовые споры, где предприниматель является работодателем;
  • административные правонарушения, совершенные в отношении субъектов бизнеса.

Также в подведомственность судов общей юрисдикции подпадают дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности:

  • восстановление прав на утраченные ценные бумаги;
  • обжалование действий и решений сотрудников органов государственного управления;
  • оспаривание нотариальных сделок.

В целом, в подсудность судов общей юрисдикции входят все споры, за исключением тех, которые отнесены к подведомственности Арбитражных судов.

Защита прав предпринимателей в государственных организациях и судах — сложный процесс, требующий огромного опыта и специфических знаний. Адвокат, который работает в направлении защиты бизнеса от неправомерных действий со стороны контролирующих органов, контрагентов и других лиц, помогает правильно выстроить линию защиты, аргументировать претензии, сформировать комплекс доказательств.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в судах

1. Судебный процесс

2. Правовые основы защиты предпринимательства

3. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

3.1. Способы и механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая защита.

3.2. Криминально-правовая, административно-правовая и нотариальная защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

3.3. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов

4. Рассмотрение хозяйственных споров общими судами

5. Рассмотрение хозяйственных споров хозяйственными судами.

6. Рассмотрение хозяйственных споров третейскими судами.

Проблема обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время приобрела особенную значимость в связи с тем, что в ст. 42 Конституции Украины впервые закреплено право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом. На конституционном уровне закреплено обязательство государства относительно защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и недопустимость предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как свидетельствует практика, предприниматели нередко беспомощны перед незаконными действиями государственных органов, особенно органов государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенных, антимонопольных и других контролирующих органов, а также органов местного самоуправления. Неумение или нежелание субъектов предпринимательской деятельности защищать свои нарушенные права, их пассивность негативно влияют на их интересы, а также на сферу предпринимательства, способствуют недобросовестности и многочисленным нарушениям государственных органов. Одинаково важное значение имеет как реальное осуществление предпринимателями своих прав и выполнения обязанностей, так и обеспечение осуществления предоставленных законодательством возможностей относительно прекращения нарушений прав, их возобновления, компенсации убытков, причиненных их нарушением.

Необходимым для предпринимателей является также правильный выбор оптимального средства защиты нарушенного права в определенной ситуации, что может реально влиять на обеспечение стабильности и надежности их положения.

Для предпринимателей нередко проблемой является правильный выбор и эффективное использование и применение предусмотренных законодательством средств защиты — тех правовых средств, с помощью которых можно предотвратить, прекратить, устранить нарушение прав, они возобновляются, а также компенсируются убытки, причиненные их нарушением. Чтобы вынудить или побудить правонарушителя прекратить действия, которые нарушают право предпринимателя, или предотвратить такие действия, необходимо знать положение законодательства, что регулирует разные средства защиты, и уметь их применять. Таким образом, результаты деятельности предпринимателей во многом зависят от их знания законодательство и умения оградить свои права, обеспечить возобновление нарушенных прав и их судебную защиту, умение применять всю совокупность средств и мероприятий их защиты.

Актуальность защиты прав предпринимателей обусловлена и тем, что хоть в Украине в целом создана достаточная нормативная база предпринимательства, однако она не обеспечивает в полной мере сочетания свободы предпринимательства и конкуренции с надлежащей защитой прав предпринимателей, а также интересов общества и государства. Слабость и несовершенство правовой защиты предпринимательства, неурегулированность многих его аспектов, несогласованность нормативных актов негативно влияют на эффективность предпринимательства в Украине. Это также способствует нарушениям в сфере предпринимательства, в частности незаконному занятию предпринимательской деятельностью, росту экономической преступности и т.п. Такие негативные явления, как злоупотребление монопольным положением на рынке, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности по большей части объясняются несовершенством нормативно-правового режима предпринимательства.

Некоторые из действующих охранительных правовых средств предпринимательской деятельности в Украине, в том числе средства защиты и ответственности, несовершенные как в их определении, так и указании оснований их применения и процедуре реализации, что в целом снижает действенность обеспечения предпринимательства. Это и предопределяет необходимость анализа законодательства об охране прав предпринимателей, в том числе для определения путей его совершенствования. Часто права предпринимателей нарушаются через незаконное вмешательство в их деятельность государственных органов. Случаются случаи нарушения личных неимущественных прав предпринимателей. Поэтому анализу законодательства о средствах защиты от подобных нарушений посвящены отдельные разделы труда. Учитывая, что приоритетное для развития предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в Украине имеет создание эффективных систем обеспечения доступа предпринимателей на рынок и свободной, добросовестной конкуренции у предпринимателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: