Цели и задачи аудиторской деятельности - ABCD42.RU

Цели и задачи аудиторской деятельности

Цели и задачи внутреннего аудита: новый фокус в условиях пандемии

Мониторинг работы СВК и оценка безопасности ИТ — такие цели внутреннего аудита озвучил в 2019 году Институт внутренних аудиторов. Но уже в 2020-м все изменилось. Коронакризис сместил акцент работы СВА в сторону экономической безопасности и эффективности бизнеса, а сами аудиторы стали выполнять больше роль консультантов, чем ревизоров. Какие цели внутреннего аудита выходят на первое место, зачем компании проводят собственные проверки и как изменились задачи внутреннего аудита в пандемию — читайте в материале.

Основные цели проведения внутренних аудитов

Внутренний аудит можно сравнить с рентгеном предприятия. Он «сканирует» состояние дел в компании, выявляет сильные и слабые стороны ее деятельности и предупреждает возможные риски. Это помогает предприятию работать без сбоев, сохранить активы и выжить в условиях кризиса.

Считается, что главная цель проведения внутреннего аудита — обнаружить несоответствия в работе системы внутреннего контроля. Но так как внутренний аудит проводят в компании по инициативе руководства, он может охватывать как отдельные процессы или проекты, так и всю деятельность организации в целом. А значит — помимо мониторинга СВК, может преследовать разные цели.

  • подготовиться к внешним проверкам (выявить несоответствия, ошибки и системные проблемы в деятельности и документообороте)
  • сохранить активы и оптимизировать их использование
  • выявить задолженности и недостачи
  • обнаружить факты злоупотреблений и корпоративного мошенничества
  • проверить достоверность отчетности (бухгалтерской и финансовой)
  • оптимизировать налогообложение
  • оценить надежность подрядчиков
  • улучшить деятельность организации.

Рассмотрим несколько примеров.

Подготовка к внешним проверкам

Деятельность любой организации проверяют санэпидемстанция, налоговая инспекция, пожарный надзор и пр. Подобный контроль со стороны госинспекций всегда несет определенные риски: от предупреждений и внушительных штрафов до лишения лицензий или уголовных преследований. Внутренний аудит позволяет снизить подобные риски, хотя исключить их полностью не может.

Например, чтобы избежать проблем при внешней проверке СМК (системы менеджмента качества) потребителями или органами контроля качества, в компании проводят внутренний аудит этой системы. Основная цель внутреннего аудита СМК — пройти процедуру сертификации. В ходе проверки штатный специалист скрупулезно сверяет внутренние регламенты и требования ИСО 9001, смотрит, соответствует ли СМК запланированным мероприятиям и насколько эффективно она работает.

Такие внутренние проверки организация может проводить время от времени согласно п. 8.2.2 международного стандарта ИСО 9001:2000. Узнать больше о внутреннем аудите СМК можно в статье «Внутренний аудит — гарантия улучшения деятельности предприятия».

Порой, чтобы качественно подготовиться к внешней проверке, недостаточно усилий и знаний внутреннего аудитора. И компания привлекает узкоспециализированного эксперта.

К примеру, при внешней ревизии кадрового отдела инспекция может выявить ошибку в оформлении документации и выписать штраф. Если ошибка системная, размер штрафа умножают на количество сотрудников компании. А это большие потери. Внутренний аудитор может не знать всех нюансов трудового законодательства и вправе обратиться за помощью к юрисконсульту при подготовке к проверке.

Улучшение деятельности

С такой целью аудит проводят в кризис или перед глобальными изменениями в компании. Внутренний аудитор тщательно анализирует деятельность каждого филиала или отдела организации. После чего лучший опыт одного структурного подразделения переносит на другие.

Например, на предприятии АвтоВАЗ более 10 лет внутренний аудит лишь выявлял несоответствия в СМК. Как только службе внутреннего аудита поставили цель — обнаружить причину этих несоответствий и улучшить работу организации, выяснилось, что сотрудники из разных подразделений уже предлагали изменения. Но сталкивались с непониманием руководства или не могли договориться с представителями других служб. В результате внутреннего аудита подразделения смогли разработать и согласовать улучшения.

Что входит в задачи внутреннего аудита

Основная задача внутреннего аудита, как части системы внутреннего контроля, объективно оценивать эффективность и надежность ее работы. В первую очередь, это необходимо высшему руководству компании. Контрольная информация по работе СВК позволяет менеджменту оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность и корпоративное управление.

Что же еще входит в задачи внутреннего аудита? Как минимум, он должен:

  • обеспечить эффективную работу подразделений на всех уровнях управления;
  • защитить интересы предприятия и его владельцев (как законные имущественные, так и бизнес-цели);
  • работникам компании — помочь квалифицированно выполнять свои обязанности.

Чтобы повысить эффективность работы предприятия, внутренний аудит может решать целый ряд вопросов:

  • контролировать эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия и филиалов;
  • проверять своевременность сдачи отчетности и полноту отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций;
  • проверять правильность составления и выполнения условий договоров, а также своевременность расчетов с бюджетом и фондами;
  • выявлять искажения в отчетности из-за злоупотреблений персонала или непреднамеренных ошибок;
  • оценивать экономические риски при запуске инвестиционных проектов;
  • выявлять резервы ограниченных и скрытых ресурсов предприятия;
  • консультировать персонал по вопросам проведения внутреннего и внешнего аудита (также внутренний аудитор может разработать методические пособия и рекомендации по подготовке отчетности, налогообложению, финансовому анализу и пр.);
  • контролировать исправление искажений и нарушений, выявленных в предыдущих проверках;
  • проводить служебные расследования по запросу руководства;
  • налаживать эффективную коммуникацию с сотрудниками компании, так как успех проверок во многом зависит от готовности менеджеров сотрудничать с внутренним аудитором;
  • взаимодействовать с представителями контролирующих органов и внешними аудиторами во время проверок.

Задачи внутреннего аудита во многом зависят от масштабов компании, экономической ситуации в ней, специфики ее деятельности. А также личного видения владельцев и менеджеров компании.

Как изменились задачи внутреннего аудита в 2020-м

Серьезную корректировку в работу СВА многих компаний внесла пандемия Covid-19. В мае 2020 года Институт внутренних аудиторов (ИВА) опросил 400 руководителей служб внутреннего аудита и выяснил, что их работа в период пандемии свелась к 3-м задачам: сокращение расходов, оценка рисков и оптимизация бизнес-процессов.

Результаты опроса от Института внутренних аудиторов о влиянии пандемии COVID-19 на деятельность служб внутреннего аудита, май 2020 г.

Хотя еще в 2019 году, согласно ежегодному исследованию того же ИВА, в обязанности и задачи служб внутреннего аудита входили:

  • оценка эффективности системы внутреннего контроля (88%)
  • консультирование руководства по различным вопросам (75%)
  • предупреждение злоупотреблений (57%)
  • проведение ИТ-аудитов (35%)
  • контроль за сокращением затрат — посчитали важным лишь 22% респондентов.

Пандемия внесла свои коррективы — фокус работы СВА сместился в сторону экономии и выживания компаний. Однако наличие внутреннего аудита в организации все также остается важным фактором ее эффективности. Внутренний аудит как никогда помогает руководителям эффективно управлять рисками, оптимизировать расход ресурсов, повышать стоимость бизнеса и сохранять доверие инвесторов.

Почему важно поддерживать СВА в рабочем состоянии

Как в период роста, так и во время экономического спада, внутренний аудит обязан быть непредвзятым. Для этого им должны заниматься профессионалы с глубоким пониманием бизнес-систем и процессов в компании. Стоит вспомнить громкую историю краха платежной системы Wirecard. Напомним, в июне 2020 года крупнейшая европейская финтех-компания признала нехватку на счетах 1,9 млрд евро. Несмотря на проверки Ernst&Young, руководству Wirecard годами как-то удавалось манипулировать финансовой отчетностью. По итогам скандала вскрылось, что регуляторные механизмы по пресечению мошенничества долгое время в компании просто не срабатывали.

История не лишний раз напоминает, насколько важно регулярно повышать квалификацию внутренних аудиторов. Только так СВА будет становиться более зрелой, сможет эффективно выполнять поставленные руководством цели и задачи, и защищать компанию от рисков, даже если их источник — в самой верхушке управления.

Аудиторская проверка — цели и задачи

Аудиторская проверка подразумевает проверку правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Аудиторская проверка — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. По результатам аудиторской проверки организация получает аудиторское заключение. Однако официально понятия аудита относится именно к финансовым проверкам и определено в Законе «Об аудиторской деятельности».

Основные задачи аудита

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.

Проверка достоверности информации, изложенной в документах. Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство. Результат аудиторской проверки – объективный и независимый.

Проведение аудита позволяет:

  • вовремя обнаружить проблемы в бухгалтерском учете и налогообложении;
  • снизить налоговые и юридические риски;
  • подтвердить или опровергнуть финансовые и правовые факты;
  • найти способ исправить ошибки;
  • избежать доначислений налогов и штрафов.

Проведение аудита является обязательной процедурой для следующих организаций:

  • организаций с организационно-правовой формой акционерного общества;
  • кредитных, страховых организаций, бюро кредитных историй, обществ взаимного страхования, товарных или фондовых бирж, инвестиционных или
    государственных внебюджетных фондов, а также фондов, источниками средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • организаций, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий год превышает 800 млн. рублей (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • предприятий, сумма активов баланса которых на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 400 млн. рублей;
  • застройщиков, осуществляющих долевое строительство;
  • микрофинансовых компаний.
Читайте также  Первопечатник Иван Федоров

Для других предприятий (например, общества с ограниченной ответственностью — ООО) необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ).

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Как проходит процедура?

Подготовительный этап

На этом этапе проведения аудита разрабатывается стратегия и тактика проведения аудиторской проверки предприятия, согласовывается с клиентом программа и график проверки, проводятся работы по организации взаимодействия со структурными подразделениями организации, формируется группа аудиторов, которые будут проводить проверку и проводится ряд других подготовительных мероприятий. Подготовка позволяет получить информацию о деятельности организации, ее специфике, что позволит определить проблемные направления в работе и более качественно, эффективно провести аудиторскую проверку.

Сбор и анализ информации

На этом этапе аудиторы анализируют первичную документацию, учетную политику, регистры бухгалтерского учета, договоры с контрагентами, финансовые операции, бухгалтерскую отчетность. Проверка осуществляется на предмет правильности отражения информации в бухгалтерском учете, соответствия законодательству всех операций. В ходе аудиторской проверки выявляются ошибки и неточности, разрабатываются рекомендации по их устранению.

Составление заключения

По завершению аудиторской проверки аудитор формирует аудиторское заключение — специальный документ, в котором содержится информация о достоверности данных, содержащихся в отчетности субъекта хозяйствования.

Виды аудита

Обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация является кредитной, страховой, клиринговой организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 800 млн. руб. или сумма
  • активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 400 млн. руб.;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Инициативный аудит

Проведение инициативной аудиторской проверки предприятия осуществляется по запросу клиента за любой отрезок времени и в тех объемах, которые будут установлены инициаторами аудита. Возможно провести как проверку всего учета, так и отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу, а также определить период, который подлежит проверке. Инициаторами аудита могут выступать собственники, руководитель, главный бухгалтер организации.

Аудит помогает выявить риски и на основе рекомендаций специалистов принять правильные административные решения.

Налоговый аудит

Налоговый аудит помогает проконтролировать правильность расчета налогов на случай возможной налоговой проверки, а также в иных случаях. Аудиторы помогут обнаружить и исправить ошибки в расчете налогов.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — это специальный документ, в котором выражается мнение эксперта о достоверности представленной в бухгалтерской отчетности информации и правильности ведения на предприятии бухучета.

Основные определения и положения, относящиеся к данному заключению, отражены в федеральном стандарте аудита №6. Этот норматив устанавливает форму и содержание заключения аудитора.

В соответствии с ним в заключении должны присутствовать:

  • Наименование документа.
  • Название адресата, которому представляется заключение. Это может быть собственник компании, собрание акционеров и т. д.
  • Основные сведения аудитора — в этой части фиксируется информация по аудиторской фирме, которая занималась проверкой. Ее наименование, реквизиты, правоустанавливающие документы.
  • Информация о субъекте, в отношении которого проводится аудиторская проверка. Указывается название фирмы, ее реквизиты, адреса и т. д.
  • Вводная часть — отражает информацию о периоде, за который рассматривается отчетность, ее состав, а также ответственность сторон.
  • Описание объема осуществляемого аудита.
  • Выражение мнения аудитора о представленной отчетности — обозначается стандартными фразами о достоверности бухгалтерской отчетности.
  • Дата заключение и виза аудиторов, осуществляющих проверку.

Нормативная база

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, определены Приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

Аудит может проводить аудиторская организация или индивидуальный аудитор, внесенные в реестр, который можно найти на сайте Минфина.

Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи

  • Сущность аудита финансовой отчетности
  • Цель аудита бухгалтерской отчетности
  • Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности
  • Дополнительные требования к аудитору
  • Основные задачи аудита финансовой отчетности
  • Оформление результатов аудита
  • Итоги

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Читайте также  Сбор, подготовка, транспортировка и хранение нефти и газа

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Основы аудита. Цели и задачи аудита. Аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита, например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.

Задачами аудита являются:

1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;

4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);

5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивых сведений;
  • учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта;
  • все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах;
  • имеются ли основания, служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм;
  • все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается:

• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

• проведение маркетинговых исследований;

• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

• обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Источник — Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.
Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Научная электронная библиотека

Бороухин Д. С., Царева С. В., Гапоненкова Н. Б., Мотина Т. Н., Бреславец И. Н., Беспалова С. В., Дрождинина А. И., Скотаренко О. В., Смирнов А. В., Рапницкая Н. М., Кибиткин А. И.,

3.1. Аудит: цели, задачи, принципы и субъекты обязательного аудита

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Определение аудита дается в федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятого Государственной Думой 24 декабря 2008 г. (далее – закон «Об аудиторской деятельности»): «Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Возникновение аудита в первую очередь было связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

Потребность в услугах аудиторов возникает в связи со следующими обстоятельствами:

1) хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными. При этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Пользователи финансовой информации не могут получить данные о таких операциях самостоятельно и нуждаются в услугах
аудиторов;

2) пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к данным бухгалтерского учета, и, как правило, у них нет знаний в области учета. Поэтому они приглашают профессиональных аудиторов для проверки ведения учета, составления финансовой и налоговой отчетности, так как сами не в состоянии самостоятельно выполнять указанные виды работ;

3) принятие решений по экономическим вопросам (предоставление займа, купля-продажа ценных бумаг и др.) руководителями фирм возможно в случае достоверности и полноты финансовой информации, а это могут подтвердить только аудиторы.

Читайте также  Пути развития альтернативной энергетики

Аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

В ходе аудита устанавливается: соблюдение проверяемой организацией норм действующего законодательства; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным правилам и стандартам; точность, полнота и достоверность отражения в отчетности финансового положения и финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период.

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.

Аудиторство – это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании этих данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на выводах обоснованные решения.

Согласно п. 2 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия.

Задачами аудита является установление:

1) фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования активов и обязательств);

2) принадлежности аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (наличие прав и обязательств);

3) отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);

4) отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);

5) отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства (стоимостная оценка);

6) точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация);

7) объяснения, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, других форм отчетности. При этом определяются:

1) полнота отражения активов и пассивов в бухгалтерском балансе;

2) правильность исчисления балансовой и налогооблагаемой прибыли и отражения ее в отчете о прибыли и убытках;

3) подтверждение отраженных в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций и фактов хозяйственной жизни первичными документами;

4) соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и соответствие самой учетной политики нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации;

5) тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса;

6) правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

7) разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений.

Принципы аудита можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит, – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента;

2) основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Принципы, регулирующие аудит, определены в п. 3 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также этическими принципами представленными в табл. 3.1.

В практике аудиторской деятельности по виду исполнителя различают: внешний аудит, который проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства и внутренний аудит – штатными аудиторами-работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия).

Основополагающие принципы аудита

Аудитор должен быть свободен от влияния, давления, контроля со стороны как проверяемого субъекта, так и любых третьих лиц. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме. Аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения

Аудитор должен быть приверженцем профессионального долга

Аудитор обязан быть бесстрастным при рассмотрении любых профессиональных вопросов, формировании суждений, выводов и заключений

Профессиональная компетентность и добросовестность

Аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением, квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций, а также обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей

Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта

Профессиональное поведение аудитора

Аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии

По степени обязательности – два вида аудита: инициативный (добровольный), проводимый по решению руководства предприятия или ее учредителей и обязательный, предусмотренный федеральным законом.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. «Обязательный аудит» Закона «Об аудиторской деятельности» бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в следующих случаях:

1) если предприятие имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги предприятия допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если предприятие является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) предприятия (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному году превышает 60 миллионов рублей;

5) если предприятие (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами (часть 1 в ред. федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ).

Помимо перечисленных выше обязательный аудит имеет следующие особенности его проведения.

1. Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями и, соответственно, не может проводиться аудиторами – предпринимателями без образования юридического лица.

2. При проведении обязательного аудита предприятий, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. путем получения аудиторской организацией и (или) работающими в ней аудиторами допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

4. При проведении обязательного аудита аудиторские организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: