Цели водного законодательства - ABCD42.RU

Цели водного законодательства

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2006 года

26 мая 2006 года

Судебная практика и законодательство — Водный кодекс РФ

1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4594, ст. 4596; ст. 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961; 2014, N 26, ст. 3387; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, ст. 12, ст. 52; N 29, ст. 4347, ст. 4350, ст. 4359, ст. 4370; N 48, ст. 6723; 2016, N 45, ст. 6203);

Таким образом, в случае если пруд расположен на водотоке (ручье, реке, канале) и включает в себя в качестве составной части водоток и покрытые им земли, такой водный объект в силу положений Водного кодекса Российской Федерации может находиться только в федеральной собственности.

1.1. Временные правила использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее (далее — Временные правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ , Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 , Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 , Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 .

а) подпункт «а» после слов «города федерального значения Севастополя»,» дополнить словами «и рыбоводного участка, в границах которого осуществлялись разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры до вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании лицензии на водопользование, выданной для целей сельского хозяйства и (или) рыбного хозяйства до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, действующего на день вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,»;

1. Правила использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге (далее — Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ , Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 , Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 , Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 .

Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установлены специальные экологические требования к градостроительной деятельности.

В период проведения обобщения с 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряд других федеральных законов, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 499-ФЗ).

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6).

Водное законодательство рф

(англ water legislation of RF) — отрасль законодательства РФ, включающая нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования и охраны водных объектов. Целями В.з. РФ являются: обеспечение прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержание оптимальных условий водопользования, а также качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, сохранение биологического разнообразия водных экосистем. Цели В.з. РФ реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния природной среды).

В.з. РФ состоит из ВК РФ* и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов (напр., ФЗ «О плате за пользование водными объектами»**) и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и др. нормативных правовых актов субъектов РФ. В соответствии со ст. 2 ВК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие водные отношения, не могут противоречить ВК РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в РФ, действует федеральный закон. Нормы водного права, содержащиеся в др. законах, должны соответствовать законодательству РФ. В соответствии с Конституцией РФ* В.з. РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных объектов являются составной частью правовой системы РФ. Такие международные договоры применяются к водным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные ВК РФ, то применяются правила международного договора.

В.з. РФ регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования В.з. РФ. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством РФ, санитарным и иным законодательством РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются В.з. РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и В.з. РФ. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются В.з. РФ в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ. Финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются В.з. РФ в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства РФ.

Читайте также  Сущность и формы социального контроля

Обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного В.з. РФ порядка использования и охраны водных объектов; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований В.з. РФ производится в соответствии с Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов**.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Водительское удостоверение
  • Водный кадастр

Смотреть что такое «Водное законодательство рф» в других словарях:

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, комплекс правовых норм, определяющих порядок и условия пользования и распоряжения : водами (в широком смысле этого слова). Под напором усложняющихся потребностей • жизни, с одной стороны, и технического ; прогресса, с… … Большая медицинская энциклопедия

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — система нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. В.з. РФ состоит из Водного кодекса РФ 1995 г., принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также… … Юридический словарь

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием и охраной водных ресурсов … Большой Энциклопедический словарь

Водное законодательство — (a. water legislation; н. Wasserrecht, Gesetzgebung uber die Gewassernutzung; ф. legislation hydraulique; и. legislacion acuatica) совокупность юридич. норм, регулирующих обществ. отношения по использованию и охране вод. Задачи B. з. в… … Геологическая энциклопедия

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — комплекс правовых норм, определяющих правовой режим водных ресурсов страны, порядок их использования и охраны. Основные задачи водного законодательства: регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд… … Экологический словарь

водное законодательство — (правовые акты, регулирующие использование и охрану водных ресурсов) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN water legislation … Справочник технического переводчика

Водное законодательство рф — (англ water legislation of RF) отрасль законодательства РФ, включающая нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования и охраны водных объектов. Целями В.з. РФ являются: обеспечение прав граждан на чистую воду и… … Энциклопедия права

водное законодательство — комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием и охраной водных ресурсов. * * * ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием и охраной… … Энциклопедический словарь

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — – в СССР законодательство, регулирующее использование водных богатств страны, являющихся исключительно собственностью Советского государства. Все водные источники на территории нашей Родины были национализированы одновременно с национализацией… … Советский юридический словарь

Водное законодательство — в СССР совокупность юридических норм, регулирующих отношения по использованию и охране вод. Вопросы купли продажи питьевой, лечебной или технической воды, отношения между водопроводными предприятиями и их абонентами и т.п. регулируются в… … Большая советская энциклопедия

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод водные отношения. Главным документом является Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

Водное законодательство. Общая характеристика.

Согласно ст. 4 ВК РФ водные отношения регулируются водным законодательством, за исключением имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов, которые выступают предметом гражданского законодательства.

Водное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, однако возможности субъектов весьма ограничены и определяются ст. 25 ВК.

В частности субъекты уполномочены:

— разрабатывать, утверждать и реализовывать программы субъектов по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов, утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, правила охраны жизни людей на водных объектах независимо от форм собственности на них, утверждать перечни объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием водных объектов. Кроме того, в ведении субъектов находятся все вопросы регулирования, использования и охраны водных объектов, находящихся в их собственности, включая установление ставок платы и порядка взимания такой платы.

Основными федеральными законами являются:

— Водный кодекс 2006 г.

— ФЗ «Об охране озера Байкал» 1999 г.

— ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне» 1998 г.

Определенное значение в системе водного законодательства имеет ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Юридическое понятие «воды» отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия «вод».

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

— планирование рационального использования водных объектов;

— нормирование допустимого воздействия на воды;

— государственный мониторинг водных объектов;

— государственный водный реестр;

— государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Планирование рационального использования водных объектов ведется в форме схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ). Схемы разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Нормирование допустимого воздействия на воды осуществляется в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства (ст. 35 ВК РФ). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 30 ВК РФ). Такой мониторинг осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются, в частности, документированные сведения: о водных объектах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов проводится в целях обеспечения соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства (ст. 36 ВК РФ).

Все водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров.

БИЛЕТЫ И ОТВЕТЫ 13 / Билет №15(2). Основные положения Водного кодекса РФ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОДНОГО КОДЕКСА РФ

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

Читайте также  Преступления против жизни и здоровья 2

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды).

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения).

Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства Российской Федерации.

Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством Российской Федерации.

Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации.

Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.

Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства Российской Федерации.

Объектом водных отношений является водный объект или его часть.

Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

поверхностные водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

подземные водные объекты.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом.

Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иного

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — от трех до двадцати пяти лет.

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

водопоя и прогона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей, водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные водные сервитуты.

Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.

Водные объекты могут использоваться для следующих целей:

питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

промышленности и энергетики;

добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;

Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое) водных ресурсов.

Водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.

Особенности использования водных объектов для определенных целей определяются федеральными законами в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации.

Для государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут предоставляться в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.

Порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством Российской Федерации.

Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

На водных объектах, предоставленных в особое пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а при необходимости может быть запрещено водопользователем.

Водопользователь обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, предоставленном ему в особое пользование.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении.

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

Порядок объявления условий общего водопользования и его запрещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также  Переустройство и перепланировка жилого помещения

Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.

Цели водного законодательства (стр. 1 из 6)

44. Цели водного закон-ва и основные термины.

Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1) акватория — водное пространство в пределах естественных, искусст­венных или условных границ;

2)водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, ох­раны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

3)водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые нахо­дятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

4)водный объект- природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором име­ет характерные формы и признаки водного режима;

5)водный режим — изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;

6) водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

7)водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения;

10) водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопо-требителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показате­лями качества воды в водных объектах;

12) использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;

13) истощение вод- постоянное сокращение запасов и ухудшение каче­ства поверхностных и подземных вод;

14) негативное воздействие вод- затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;

15) охрана водных объектов- система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

16) речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой че­рез связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;

17) сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществля­ется после их использования или сток которых осуществляется с загрязнен­ной территории.

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды).

45. Водопользование и водопотребление. Классификация водопользований по Водному кодексу.

Все потребители воды (предпр-я, организации, учреждения различ-х форм собств-ти и физич-е лица) могут быть разделены на 2 гр:

1. водопользователи – испытывают вод-е рес-сы без изъятия из водоисточ-ка и без измен-я ее св-в.

2. водопотребители – испытывают воду с безвозвратным изъятием из водоисточника.

Осн-й водопотребитель – пром-ть, где 1-е место заним-т энергетика, далее черная и цвет. металлургия, целюл-но бум, хим-я и пищ-я пром-ть.

Водопользователями явл-ся водный транспорт, рыболовство, гидроэнергетика.

В соответ-ии с Вод-м кодексом РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, про­изводства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и иных предусмотренных Кодексом целей.

Согласно Кодексу выделяются следующие виды водопользования:

1.Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объ­ектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юриди­ческих лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключат использование вод­ных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

3. По способу использования водных объектов водопользование подраз­деляется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2)водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3)водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объ­ектов.

46. Права собственности на водные объекты их оформление и прекращание.Содерж-е права собств-ти на вод-е объекты опред-ся гражданским законодат-м и вод-м кодексом.

Предметом права собст-ти на вод-е объекты выступает вод-й объект вцелом. Все вод-е объекты, а также обособленные вод-е объекты не наход-ся в собст-ти субъектов, муниц-й собст-ти и собст-ти граждан и юр-х лиц явл-ся федерал-й собст-ю.вод-е объекты нах-ся в федер-й собст-ти не подлежат передаче в собст-ть муниципальным образованиям, гражданам и юр-м лицам.

В собственности Российской Федерации (федеральной собствен­ности) находятся:

1. поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Фе­дерации;

2. подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

3. водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и ка-тадромных видов рыб;

4. трансграничные (пограничные) водные объекты;

5. внутренние морские воды;

6. территориальное море Российской Федерации;

7. водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

8. водные объекты, являющиеся частью территории курортов или ле­чебно-оздоровительных местностей федерального значения;

9. иные особо охраняемые водные объекты федерального значения

Права польз-я вод-ми объектами приобрет-ся на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответ-ии с ней договора пользвания водным объектом.

В соответ с вод-м кодексом:

1. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

2. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

3. Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

4. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

5. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Права пользования водными объектами прекращаются в случаях:

1. отказа водопользователя от пользования водными объектами;

2. истечения срока, на который предоставляются в пользование вод­ные объекты;

3. смерти водопользователя-гражданина;

4. прекращения деятельности водопользователя — юридического лица;

5. прекращения особого пользования водными объектами;

6. естественного или искусственного исчезновения водных объектов;

Принудительное прекращение прав пользования водными объек­тами допускается только в случаях:

1. неиспользования водных объектов в течение трех лет;

2. неиспользования в течение одного года водных объектов, предна­значенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;

3. использования водных объектов не по целевому назначению;

4. возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;

5. несоблюдения водопользователем условий и требований, установ­ленных в лицензии на водопользование и договоре пользования вод­ным объектом;

При прекращении права пользования водным объектом водопользова­тель обязан:

1.прекратить в установленный срок использование водного объекта;

2.обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных со­оружений, расположенных на водных объектах.

3. осуществить природоохран­ные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

47. Документы, регулирующие использование водных объектов.

В соответствии с вод-м кодексомПрава пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

А) Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: