Ценности и идеалы средневековой культуры Западной Европы - ABCD42.RU

Ценности и идеалы средневековой культуры Западной Европы

Культура Западноевропейского Средневековья

Подробнее о Культорологии: Учебные материалы

Периодизация и истоки средневековой культуры. Христианство -фундамент духовной культуры средневековья. Рыцарская культура и карнавал. Создание школьной системы. Первые университеты.

Роль латинского языка. Романика и готика – великие художественные стили средневековой европейской культуры.

Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано с временем» исторического завершения античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:

  • раннее средневековье V-Х вв.;
  • зрелое средневековье X-XIII вв.;
  • позднее средневековье XIV-XV вв.

За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока:

  • традиции угасающей греко-римской античной культуры, с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр.
  • влияние культуры «варварских» племен и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира.

В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, греко-римским многобожием и варварским язычеством Христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура средневековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога, как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но церковь требовала от верующих, в первую очередь, заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества – народом и воинами-рыцарями.

Рыцарство (благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах».

Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». Главной темой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». На протяжении всего средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу – народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей.

Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие, через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представители высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного могущества.

В то же время культура проявляла себя и в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации – корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.

Средневековье – это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали две ступени обучения:

  • trivium – грамматика, риторика и диалектика;
  • quadrivium – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

С XII века в Европе появляются университеты: Болонский -1200 г., Кембриджский – 1209 г., Парижский – 1215 г., Пражский -1348 г.. В них работают богословский, медицинский и юридический факультеты. Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителей, ученых, государственных деятелей, священников, придерживавшихся определенного образа жизни и связанных между собой разнообразными контактами, для которых не существовало ни государственных границ, ни расстояний.

Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что «стиль искусства» – представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры.

Романский стиль (латин. romanus – римский) средневековья – это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X – XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии – так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.

Романский стиль средневековья – это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего расцвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжестве христианства над темными силами мироздания.

В свою очередь, в проповедях церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира полного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно на этой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал, противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такого объединения – «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического мировоззрения. Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них – церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция XI-XII вв.), собор в Вормсе (Германия XI-XII ее.), собор в Шартре (Франция ХIIв.), цикл фресок церкви Сен-Северен сюр Гартан в Пуату (Франция XI-XII вв.).

Готика, готический стиль (итал. gotico – готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов – второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

  • динамизмом устремленных вверх форм храма;
  • устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «ребер», перехваченных на вершине замочным ремнем;
  • огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи – главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от Земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления – ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

  • французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);
  • немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);
  • английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).

Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объемны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики – это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества.

Культурно-историческое значение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой – в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII века готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX века в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.

Ценности и идеалы средневековой культуры Западной Европы (стр. 1 из 4)

2. Античность и средневековье

2. Достижения и ценности культуры Средневековья

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия – с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют тапы раннего (V-IXвека), зрелого, или классического (X-XIII века) и позднего (XIV-XVI века) Средневековья. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

В средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение государств и всего Запада в его современном виде. Несомненно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные события. Что касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало античности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперёд.

Читайте также  Саморегуляция эмоционального состояния через внешние проявления эмоций

Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (Vвек), что в свою очередь было вызвано её глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племён – готов, франков, алеманов и т.д. С IV-IX веков произошёл переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьёзными издержками – разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьёзно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшее в VI веке варварские государства-королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосакское королевство (Англия) – были непрочными и потому недолговечными.

Наиболее сильным из них оказалось Франкское государство, основанное в конце Vвека королём Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом (800г.) в огромную империю, которая к середине IX века также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья складываются все основные европейские государства – Англия, Германия, Франция, Испания, Италия – в их современном виде.

Античность и Средневековье

В некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Если в античности успешно развивалось теоретическое знание, то Средневековье открыло миру простор для широкого применения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. В античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII веке появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать брёвна, применять механических молот в кузнеце, волочить поволоку. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовало строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них, так или иначе, было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все её стороны. Оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является характер отношений, который сложился с античной культурой.

По типу производства Античность и Средневековье представляют одну, аграрную, культуру. Хотя ремесленное производство было развито и в древней Греции, и в Риме, в промышленную культуру оно не переросло. И Средневековье покоится на аграрном производстве. Но техническое оснащение труда, специализация и кооперация не были развиты, приёмы обработки почв были примитивны. Отсюда — систематически наступающие «голодные» годы вплоть до того периода, когда уже в XVI-XVII вв. из Нового Света не был завезен картофель. Урожайность зерновых также достигла сопоставимых с античной цивилизацией показателей лишь к XIX в. Таким образом, по своей продуктивности средневековая культура не наследует культуру античности. В других сферах культуры произошёл разрыв с античной традицией: упала градостроительная техника, прекратилось строительство акведуков и дорог, упала грамотность и т. д. Упадок культуры наблюдается повсеместно: и в старых цивилизациях Греции и Рима, и в новых королевствах франков и германцев.

Многие области материальной культуры уступали варварским народам. Например, римляне так и не освоили выделку качественного железа и изделий из него. В Европе массовое распространение железа начинается с VIII в. до н. э. Наивысшего мастерства в его обработке достигли кельты, а от них — германцы. К V в. кельты делают эпохальное открытие — они научились не выжигать углерод полностью из железа, что значительно улучшило ковкость и прочность изделий. Затем они научились избавляться от «слабого» железа методом коррозии. Позднее они открыли секрет выделки стали.

Римляне, кичившиеся своей доблестью, так и не освоили производства стали. Они закупали стальное оружие у завоёванных ими варваров. Римский короткий колющий меч, гладиус, пасовал перед варварским длинным рубящим мечом — спатой.

Средневековая Европа разрабатывает секрет особого метода изготовления оружия, научившись изготавливать сталь способом дамаскатуры. Меч, сделанный по методу дамаскатуры, переливался всеми цветами радуги! Его длина достигала 75-95 см, ширина — 5-6 см, при толщине не более 5 мм. Вес его достигал 700 г. Это — меч культуры Меровингов. Но и стоил он до 1000 золотых динариев (1 дин = 4,25 г золота, то есть за такой меч надо было выложить 4 кг 250 г золота!).

Меч имел сакральный характер, на нём клялись, ему поклонялись. Он имел имя собственное, как и его владелец. Знаменитые мечи саг: Грам — меч героя эпоса Сигурда, Хрутинг — меч Беовульфа, Эскалибур — меч мифического короля Артура. Из рыцарского эпоса мы знаем меч Дюрандаль графа Роланда, Жуаез — короля Карла Великого. Но и русский былинный эпос и сказочный мир знает меч богатырей — Кладенец.

Варварская Европа многое отвергала в Античной культуре. Взаимодействие культуры Античности и Средневековья — это в своей основе контакт двух враждебных культур, а враждебные культуры не наследуются, не заимствуются. Можно освоить чужую культуру в той мере, в какой она не является враждебной, претворив её частично в свою собственную, а частично в нейтральную, а значит, и излишнюю на данный момент времени. Но враждебная, «вражеская» культура принципиально не заимствуется. В истории культуры известны трагические страницы, когда чуждая культура воспринималась как враждебная и уничтожалась: уничтожались конкурирующие религии, памятники искусства, домашняя утварь и проч. из-за политической, идеологической вражды, враждебности, охватывающей разные народы. Экономические интересы, политическая вражда переносилась и на произведения искусства, на поэзию, наскульптуру, хотя при иных условиях они могли бы быть сохранены, переданы по наследству.

Культура средневековой Европы имеет своё собственное, «варварское» основание и исток. Эта собственная культура народов Европы, которую они отстаивали от разрушения римлянами, сохраняли её самобытный характер, частично воспринимая культуру античности, а частично отбрасывая её как ненужную и враждебную.

Так же, как и цивилизация Рима, культура цивилизации Средневековья не стала технической. Культура Средневековья покоится на аграрном производстве, где главной фигурой является земледелец. Но это не раб — «говорящее орудие» античности, вытесняющий свободного работника, это и не свободный общинник периода «военной демократии», варварских походов. Это феодально-зависимый крестьянин, с его натуральным производством и продуктом труда.

Французский исследователь культуры Жак де Гофф (Париж, 1965) отмечал, что сознание средневековья было «антитехнично» и повинен в этом господствующий класс — рыцарство. Рыцарство было заинтересовано в развитии техники военного дела, а не в её производительном применении. Но и трудящееся население не было заинтересовано в применении техники. Прибавочный продукт, который производился земледельцем, поступал в полное распоряжение феодала, которого не интересовало оснащение труда. А у земледельца не хватало ни времени, ни знаний для технического перевооружения аграрного производства. Поэтому технические достижения Рима в области сельскохозяйственного труда оказались невостребованными.

Культура Средневековья — это культура цивилизации. А для цивилизации характерен раскол на противоположности, в частности, на классы. В древнем Риме это привело к появлению «культуры хлеба» — тех, кто производит, и «культуры зрелищ» — тех, кто правит, распределяет этот хлеб. В культуре Средневековья также наблюдается раскол, дифференциация на социально-противоположные виды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средние века (средневековье) — общепринятое обозначение перио­да всемирной истории, следующего за историей древнего мира и пред­шествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium acvum, букв. — «средний век») появилось в XV — XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.

Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным со­держанием и оригинальным обликом.

Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепен­но начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу. Основными достижениями средневековой культуры стали:

1. образование жизнеспособных наций и государств;

2. формирование современных европейских языков;

3. складывание историко-культурного единства Европы;

4. расширение горизонтов европейской культуры;

5. создание произведений искусства, достижение научных и техниче­ских успехов, обогативших мировую культуру.

Хронологические рамки средневековья

Вопрос о хронологических рамках средних веков решается обще­ствоведами неоднозначно. Марксизм рассматривает средневековье как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, поэтому связы­вает его наступление с крушением рабовладельческой Римской импе­рии (476 г.), а завершение — с Английской буржуазной революцией (1640-50 гг.).

В специальной литературе приводятся и другие возможные даты начала эпохи. Это 315-325 гг. (Миланский эдикт, Никейский собор, принятие Константином христианства); 395 г. (разделение Римской империи); 410 г. (захват Рима вестготами); 418 г. (основание первого варварского поселения на территории Италии); 455 г. (разгром Рима вандалами); начало VI в. (христианизация варваров в ортодоксальном толковании); 800 г. (восстановление Западной империи Карлом Вели­ким).

В качестве возможных дат завершения эпохи называют 1490 г. (открытие Колумбом Нового Света); 1517-20 гг. (начало европейской Реформации, распад христианского единства Европы); 1789-1815 гг. (распад феодализма во Франции).

Периодизация европейского средневековья

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее средневековье (конец V — середина XI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно от­стает от культур Византии и арабского Востока.

Читайте также  Статистика производственного травматизма

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. XI — кон. XV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIIIвв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Вос­ток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодейст­вие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее средневековье (XVI — перв. пол. XVuвв.). Создана высо­кая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, ви­зантийские и исламские влияния. Это период разложения феода­лизма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, ха­рактерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и по­земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства — самообеспечение, нераз­витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового про­изводства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, прони­занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо­дов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не­избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизнисоставляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет — возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.

Источники формирования культуры европейского Средневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирова­ния культуры европейского средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех про­тиворечивых внутреннихначал:

наследия античности,

культуры варваров,

традиций христианства.

В период становления средневековой культуры выкристаллизовы­вается определенный тип духовной жизни западноевропейского обще­ства, главная роль в которой начинает принадлежать христианской ре­лигии и церкви.

Внешнимфактором формирования культуры средневековой Ев­ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав­но находился центр мощной римской цивилизациии где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная рим­ская традиция, система «семи свободных искусств «.

Огромную роль в формировании, становлении и развитии евро­пейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык — язык церкви, государственного делопроизводства, международного обще­ния, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспре­пятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сбе­речь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для станов­ления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фун­дамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварамидревние греки и римляне называли чужеземцев (barbar — звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba — борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей «культурным» грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным виде­нием мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, приклад­ным — различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, — выполненные в «зверином стиле».

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где осо­бое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с са­кральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это на­ложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

Дата добавления: 2015-11-06 ; просмотров: 2607 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ценности и идеалы средневековой культуры Западной Европы

2. Античность и средневековье

2. Достижения и ценности культуры Средневековья

4. Библиографический список

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия – с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют тапы раннего ( V — IX века), зрелого, или классического ( X — XIII века) и позднего ( XIV — XVI века) Средневековья. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

В средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение государств и всего Запада в его современном виде. Несомненно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные события. Что касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало античности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперёд.

Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья , когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи ( V век), что в свою очередь было вызвано её глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племён – готов, франков, алеманов и т.д. С IV — IX веков произошёл переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьёзными издержками – разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьёзно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшее в VI веке варварские государства-королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосакское королевство (Англия) – были непрочными и потому недолговечными.

Наиболее сильным из них оказалось Франкское государство, основанное в конце V века королём Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом (800г.) в огромную империю, которая к середине IX века также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья складываются все основные европейские государства – Англия, Германия, Франция, Испания, Италия – в их современном виде.

Античность и Средневековье

В некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Если в античности успешно развивалось теоретическое знание, то Средневековье открыло миру простор для широкого применения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. В античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII веке появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать брёвна, применять механических молот в кузнеце, волочить поволоку. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовало строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них, так или иначе, было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все её стороны. Оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является характер отношений, который сложился с античной культурой.

По типу производства Античность и Средневековье представляют одну, аграрную, культуру. Хотя ремесленное производство было развито и в древней Греции, и в Риме, в промышленную культуру оно не переросло. И Средневековье покоится на аграрном производстве. Но техническое оснащение труда, специализация и кооперация не были развиты, приёмы обработки почв были примитивны. Отсюда — систематически наступающие «голодные» годы вплоть до того периода, когда уже в XVI-XVII вв. из Нового Света не был завезен картофель. Урожайность зерновых также достигла сопоставимых с античной цивилизацией показателей лишь к XIX в. Таким образом, по своей продуктивности средневековая культура не наследует культуру античности. В других сферах культуры произошёл разрыв с античной традицией: упала градостроительная техника, прекратилось строительство акведуков и дорог, упала грамотность и т. д. Упадок культуры наблюдается повсеместно: и в старых цивилизациях Греции и Рима, и в новых королевствах франков и германцев.

Многие области материальной культуры уступали варварским народам. Например, римляне так и не освоили выделку качественного железа и изделий из него. В Европе массовое распространение железа начинается с VIII в. до н. э. Наивысшего мастерства в его обработке достигли кельты, а от них — германцы. К V в. кельты делают эпохальное открытие — они научились не выжигать углерод полностью из железа, что значительно улучшило ковкость и прочность изделий. Затем они научились избавляться от «слабого» железа методом коррозии. Позднее они открыли секрет выделки стали.

Римляне, кичившиеся своей доблестью, так и не освоили производства стали. Они закупали стальное оружие у завоёванных ими варваров. Римский короткий колющий меч, гладиус, пасовал перед варварским длинным рубящим мечом — спатой.

Средневековая Европа разрабатывает секрет особого метода изготовления оружия, научившись изготавливать сталь способом дамаскатуры. Меч, сделанный по методу дамаскатуры, переливался всеми цветами радуги! Его длина достигала 75-95 см, ширина — 5-6 см, при толщине не более 5 мм. Вес его достигал 700 г. Это — меч культуры Меровингов. Но и стоил он до 1000 золотых динариев (1 дин = 4,25 г золота, то есть за такой меч надо было выложить 4 кг 250 г золота!).

Меч имел сакральный характер, на нём клялись, ему поклонялись. Он имел имя собственное, как и его владелец. Знаменитые мечи саг: Грам — меч героя эпоса Сигурда, Хрутинг — меч Беовульфа, Эскалибур — меч мифического короля Артура. Из рыцарского эпоса мы знаем меч Дюрандаль графа Роланда, Жуаез — короля Карла Великого. Но и русский былинный эпос и сказочный мир знает меч богатырей — Кладенец.

Читайте также  Проблема озонового экрана

Варварская Европа многое отвергала в Античной культуре. Взаимодействие культуры Античности и Средневековья — это в своей основе контакт двух враждебных культур, а враждебные культуры не наследуются, не заимствуются. Можно освоить чужую культуру в той мере, в какой она не является враждебной, претворив её частично в свою собственную, а частично в нейтральную, а значит, и излишнюю на данный момент времени. Но враждебная, «вражеская» культура принципиально не заимствуется. В истории культуры известны трагические страницы, когда чуждая культура воспринималась как враждебная и уничтожалась: уничтожались конкурирующие религии, памятники искусства, домашняя утварь и проч. из-за политической, идеологической вражды, враждебности, охватывающей разные народы. Экономические интересы, политическая вражда переносилась и на произведения искусства, на поэзию, на скульптуру, хотя при иных условиях они могли бы быть сохранены, переданы по наследству.

Культура средневековой Европы имеет своё собственное, «варварское» основание и исток. Эта собственная культура народов Европы, которую они отстаивали от разрушения римлянами, сохраняли её самобытный характер, частично воспринимая культуру античности, а частично отбрасывая её как ненужную и враждебную.

Так же, как и цивилизация Рима, культура цивилизации Средневековья не стала технической. Культура Средневековья покоится на аграрном производстве, где главной фигурой является земледелец. Но это не раб — «говорящее орудие» античности, вытесняющий свободного работника, это и не свободный общинник периода «военной демократии», варварских походов. Это феодально-зависимый крестьянин, с его натуральным производством и продуктом труда.

Французский исследователь культуры Жак де Гофф (Париж, 1965) отмечал, что сознание средневековья было «антитехнично » и повинен в этом господствующий класс — рыцарство. Рыцарство было заинтересовано в развитии техники военного дела, а не в её производительном применении. Но и трудящееся население не было заинтересовано в применении техники. Прибавочный продукт, который производился земледельцем, поступал в полное распоряжение феодала, которого не интересовало оснащение труда. А у земледельца не хватало ни времени, ни знаний для технического перевооружения аграрного производства. Поэтому технические достижения Рима в области сельскохозяйственного труда оказались невостребованными.

Культура Средневековья — это культура цивилизации . А для цивилизации характерен раскол на противоположности, в частности, на классы. В древнем Риме это привело к появлению «культуры хлеба» — тех, кто производит, и «культуры зрелищ» — тех, кто правит, распределяет этот хлеб. В культуре Средневековья также наблюдается раскол, дифференциация на социально-противоположные виды.

Характерной чертой Средневековой культуры является её раздел на два вида:

культура господствующего меньшинства и культура «безмолвствующего большинства». Культура господствующего меньшинства — это культура господствующего класса феодалов, это придворная, рыцарская культура. Она выступает в двух формах — светской, мирской, и религиозной, клерикальной. Эти две формы господствующей культуры противостоят друг другу как мир и «клир», государство и церковь.

Средневеково христианская культура Западной Европы

Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано со временем исторического завершения античной культуры, а конец — с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:

  • раннее средневековье V-X вв.;
  • зрелое средневековье Х-ХIII вв.;
  • позднее средневековье XIV-XV вв.

За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока:

  • традиции угасающей греко-римской античной культуры, с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр.;
  • влияние культуры «варварских» племен и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманнов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира.

В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, греко-римским многобожием и варварским язычеством Христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура средневековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но церковь требовала от верующих, в первую очередь, заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества — народом и воинами-рыцарями.

Доминантами духовной жизни Средневековой Европы являлись:

  • монотеистическая религиозность;
  • традиционализм, ретроспективность, опора на прошлый опыт;
  • символизм мира и его восприятия, потребность разгадывания величия и красоты Божественного творения;
  • дидактизм, стремление передать людям свое понимание величия Божественного промысла;
  • универсальность, энциклопедичность знаний.

Главной чертой духовной культуры Средневековья становится доминирование христианской религии, составившей новый тип мировоззрения. В нем выразилось стремление человека к духовной, чистой жизни в противовес культу телесности и чувственности, господствовавшему в античной культуре. Существенным для средневекового образа мысли становится вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, безмерного в своей любви к человеку. Свидетельство этой любви проявляется в Боговоплощении, или принятии Богом человеческого облика, в несении Богом страданий и смерти ради будущего спасения человека для вечной жизни. Спасение человека видится в его духовном обновлении и через преодоление зависимости от временного природного существования. Все это определило базовые черты средневекового мировосприятия:

  1. монотеизм — вера в единого Бога;
  2. теоцентризм — признание центрального положения Бога во Вселенной как Творца всего существующего и как Начала, превышающего познавательные способности человека;
  3. креационизм — вера в сотворение мира Богом из ничего за шесть дней, суть которого состоит в утверждении, что в мире нет ничего, что ни было бы сотворено Богом, а если таковое возможно, то оно не имеет реальных оснований;
  4. антропоцентризм — установление центрального положения человека в сотворенном Богом мире.

Характерный признак Средневековой цивилизации Запада — господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейской цивилизации. Христианство проникло в Европу вскоре после своего возникновения. Вначале распространение этой религии ограничивалось районами Средиземноморья и Альп, а также Ирландией и отчасти Британскими островами. К ХIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). Вслед за этим вся Европа разделилась по конфессиональному признаку. Страны Юго-Западной, Северной и Центральной Европы последовали за Римом, страны Юго-Восточной и Восточной Европы за Константинополем.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. — отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра. В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь на средневековом Западе была государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. К ХV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Еще Карл Великий узаконил церковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Роль монастырей в европейской культуре Средневековья была велика:

  • в монастырях разрабатывались технические устройства;
  • в монастырях открывались скриптории, где переписывались книги;
  • в монастырях развивается изобразительное искусство;
  • монастыри выполняли охранительную функцию;
  • в монастырях сохранялись знания по врачеванию и другим областям науки.

Христианство противопоставляет и сверхреальное цикличному и временному мировосприятию язычника, основывающего свое понимание мира на наблюдениях за природой. Вместо периодичной сменяемости природных явлений христианство утверждает однонаправленное историческое течение времени с неизбежностью эсхатологического его окончания. Вера в эсхатологический конец — это учение о конце человеческой истории. Страх перед возмездием за грехи становится движущим мотивом принятия христианства. Реальные и неразрешимые жизненные трудности заставляют человека искать выход в религиозной вере, ведущей к духовной жизни и свободе.

В культурологическом отношении значение этих идей состоит в утверждении души как высшей земной ценности, которая важнее материальных благ. Каждая душа достойна любви, поэтому любовь должна стать основой человеческих отношений. Любовь друг к другу не предполагает ничего кроме самой любви, поэтому она совершается не по принуждению, а свободно. Свобода понимается как высшая духовная ценность, наиболее проявляющаяся в вере.

Христианская культура — это тип культуры, в основе которой лежит обожествление мира и человека, а христианское понимание сущности человека строилось на отрицании языческого понимания его роли. Человек духовно слит со своим обществом, но в политической иерархии разобщенность отдельных индивидов и государства непреодолима. Единство человека и общества возможно было через веру в Бога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: