Чацкий, Онегин и Печорин. - ABCD42.RU

Чацкий, Онегин и Печорин.

Cочинение на тему: Странные люди Чацкий, Онегин, Печорин

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов — одни из самых известных литературных деятелей. Их произведения пережили сотни переизданий, поколений. Авторы в основном рассуждали на темы вечные: добро и зло, противостояние моральных и материальных ценностей. Однако отдельное место в работах занимает тема «лишних и странных людей».

Странные люди — герои, которых общество не воспринимает, отталкивает. Они практически постоянно находятся в поиске смысла жизни, что составляет основное их занятие. Однако так они упускают реальность, не могут завести новые знакомства, друзей. При прочтении у читателя нередко возникает чувство жалости по отношению к этим героям. Подобное произошло и с центральным образами работ «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Горе от ума».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

У Чацкого, Онегина и Печорина можно выделить ряд общих черт. Во-первых, они относятся к особому литературному типу — передовая часть сословия. Это образованные и хорошо воспитанные люди, которые словно родились не в своё время. Их взгляды осуждались сто лет назад, но им импонируют сегодня. Стремление действовать и ненависть к праздному образу жизни «коллег по положению» становится причиной конфликта. Во-вторых, конфронтация с другими представителями сословия заканчивается проигрышем для данных персон. Странные люди всегда оказывались побеждёнными системой.

Чацкий из работы А.С. Грибоедова «Горе от ума» предстаёт пред читателем остроумным, образованным молодым человеком, который не только видит пороки в современном ему обществе, но и предлагает варианты для их устранения. «Элита» находит героя странным, даже чужим. Общаются с ним во многом из вежливости. Важно отметить то, что именно европейское образование позволяет молодому человеку делать заявления об изжившей себя крепостнической системе.

Чацкий отрицает самодержавную власть, жесткую цензуру, столетние правила этикета. Здесь особо известны слова «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Дома новы, но предрассудки стары». Ему претит карьеризм и чинопочитание. Во многом герой

недоволен и собственным положением, ведь возлюбленная отвергает его чувства, становится на сторону консерваторов. К сожалению, его прогрессивные взгляды не находят отклика в сердцах других людей, в результате чего молодой человек отстраняется от высшего света. Преимущественная часть считает Чацкого глупым, сумасшедшим, который во благо про-стых крестьян был готов подставить всех представителей элиты.

Евгений Онегин — типичный представитель более позднего романа; центральный образ одноименного произведения под авторством Александра Сергеевича Пушкина. Это молодой человек привлекательной наружности который часть жизни проводит на балах. Он отличается холодной рассудительностью от других представителей высшего света. Примечательно и стремление героя найти собственный смысл жизни. Автор относится к Онегину так: «Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет — И наконец увидел свет». Вскоре герою надоедает праздностью своей привычный образ

жизни элиты. Его начинают считать «опаснейшим чудаком» из-за желания что-то делать, а не просто танцевать на балах. В деревне ему не находится места, а сторонником и понимающим человеком оказывается только Ленский, который позже и падет от руки героя.

Онегин отвергает и любовь Татьяны, объясняя это своей незрелостью и неготовность становится примерным семьянином. Герой действительно упускает собственное счастье, однако между строк возникает немой вопрос « а была бы счастлива Татьяна, если бы Евгений ответил ей взаимностью, или их союз стал бы главной ошибкой для обоих?». Онегин одинок так же, как и Чацкий. Отвергнут обществом, но не забыт.

Не менее большой интерес вызывает герой произведения «Герой нашего времени» под авторством Михаила Юрьевича Лермонтова. Печорин — типичный представитель элиты, который зависит от мнения окружающих и постоянно анализирует себя. Он едва ли смог бы стать счастливым из-за недоверия к окружающим. Герой отвергает любимых женщин, быстро теряет интерес к тем, кто признаётся в любви или

только начинает проявлять заинтересованность. Автор пишет об образовании Печорина следующее: «я стал читать, учиться — науки также надоели». Молодой человек быстро «прикрывает завесу» над собственными увлечениями. Его преследует тоска, одиночество и ненависть к светским мероприятиям. Герой отличается эгоистичностью.

Таким образом, обладатели главных ролей в произведениях именитых русских писателей оказываются прогрессивными личностями, которые не могут применить собственные знания или сделать общество лучше из-за господствующей системы. Им также не везёт в любви. Молодые люди несчастны и непоняты только современному им обществу, однако им импонирует читатель двадцать первого века.

Сочинение на тему: Чацкий, Онегин, Печорин в романе «Евгений Онегин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Чацкий, Онегин, Печорин в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века. Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. Первая половина XIX века — период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей — была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи. Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название «декабризм». В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Чацкий, Онегин и Печорин — блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения. Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, «загадочный», по словам А. Блока, писатель и человек — Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям. Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих «ста прапорщиков» воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах. Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816 — 1824 г.г. — в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, — это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право — вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, «обменяли на борзые две собаки». Этот мир — «век минувший» — вечный враг Чацкого. Герой комедии — страстный боец против дельцов, шутов, «предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых.» Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу — вот девиз Чацкого. Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой «сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». И. Гончаров называет Чацкого «вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он — Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.» (И.А. Гончаров) Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, — это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение — «толпе его мучителей». Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Если Чацкий — «герой своего времени», герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий», был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью. При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» — это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих доузей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Поэтому первые главы проникнуты радостными , жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Умом и «сердцем» автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, «учился чему ни будь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих «радостей и удовольствий» быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он «покинул свет, как это делали слишком немногие.» Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира

Читайте также  Раны и раневая инфекция

Что сближает Онегина, Печорина и Чацкого коротко и ястно

Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов – великие русские писатели. Они создали много замечательных произведений, самыми значимыми и известными из которых считаются «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Главные персонажи этих литературных шедевров – Чацкий, Онегин и Печорин – типичные представители передовой дворянской молодёжи первых десятилетий девятнадцатого века. Эти люди выделяются из общей массы аристократов благодаря таким качествам, как тонкий, глубокий ум, нежелание мириться с существующей действительностью, стремление к настоящим поступкам, к лучшей жизни, презрение к порокам света.

Все три персонажа противопоставляют себя обществу. Их основная проблема – одиночество. Тем не менее, каждый их них – герой своего времени. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает трагедию Александра Андреевича Чацкого. Это образованный, остроумный, благородный, порядочный, честный молодой человек. Вернувшись из-за границы в Москву, смело и горячо протестует против крепостничества и самодержавия, против карьеризма и служения «лицам», против слепого подражания всему иностранному и смешенья языков: «французского с нижегородским». Однако искренние речи и независимые суждения Чацкого наталкиваются на полное непонимание и неприятие со стороны фамусовского общества. Москвичи объявляют героя сумасшедшим, ведь он единственный среди всех осмелился восстать против общепризнанных понятий и косности представителей поколения «отцов». Евгений Онегин – герой одноимённого романа А.С. Пушкина – представляет более поздний период русской истории. На первый взгляд он типичный молодой аристократ: посещает театры и балы, спит до обеда, пользуется успехом у дам. Но на самом деле он очень отличается от обычного дворянина «резким охлаждённым умом», состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то в ней изменить, наполнить её смыслом. Поэтому вскоре однообразные светские радости наскучили Онегину, он стал презирать пустоту праздного времяпрепровождения. Не смог найти себя герой и в деревне. Ему было скучно среди поместного дворянства, а соседи-помещики решили, что он «опаснейший чудак». Познакомившись с молодым романтиком и поэтом Владимиром Ленским, Онегин близко сошёлся с ним. Несмотря на то, что герои были совершенно противоположны по характеру и мировоззрению, они искренне привязались друг к другу. Но дружба не помешала Онегину спровоцировать Ленского на дуэль и даже убить его. После этого тоска, хандра и недовольство жизнью только усилились в нём. Любовь Татьяны Лариной поначалу не пробудила в Онегине никаких чувств, он отверг неопытную девушку. Однако через какое-то время, встретив вновь Татьяну, ставшую теперь светской замужней дамой, герой искренне влюбляется в неё. Но долг и честь не позволяют девушке разрушить свою семью. Как и Чацкий, Онегин был одинок среди людей, потому что был выше их, видел несовершенства того мира, в котором родился и жил, и не хотел мириться с ними. Но, в отличие от Александра Андреевича, герой Пушкина пассивно смотрел на пороки общества, не пытаясь с ними бороться. Роман «Герой нашего времени» — это история энергичного аристократа, храброго офицера, глубокомыслящего и образованного молодого человека, который пытается найти себя, какую-то цель в жизни, своё счастье, применение своим знаниям, способностям и талантам. По словам М.Ю. Лермонтова Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии» Григорий Александрович никогда не довольствуется тем, что имеет, ему всегда необходимо большее. Герой привык получать желаемое любым способом, пусть даже ценой несчастья других. Печорин эгоист – он делает всё только для себя, не задумываясь об окружающих, его не волнуют чужие проблемы. Григория Александровича, как и героев произведений Грибоедова и Пушкина, преследует скука и одиночество. Ему, как и Онегину, пресытились светские удовольствия и победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях. Чацкий, Печорин, Онегин – не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности они не могу найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания. Рассматривая произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова можно сделать вывод о том, какую значительную роль играет в судьбе человека историческая эпоха, представителем которой он является.

Предложения интернет-магазинов

Похожие материалы:

  • «Евгений Онегин» — роман в стихах — —
  • «Евгений Онегин» — детище Пушкина — —
  • Сочинение на тему «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни — —
  • Сочинение «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни — —
  • «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни — —

что общего у обломова с «лишними людьми»?

Роман Гончарова «Обломов» продолжает галерею произведений, в которых описаны герои лишние для всего света и для самимх себя, но не лишние для страстей, кипящих в их душах. Обломов, главный герой романа, вслед за Онегиным и Печориным, проходит тот же тернистый путь жизненных разочарований, пытается что-то изменить в мире, пытается любить, дружить, поддерживать отношения со знакомыми, но все это у него плохо получается. Точно так же как и не получилась жизнь у лермонтовского и пушкинского героев. И главные героини всех этих трех произведений, «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Обломов», тоже похожи – чистые и светлые создания, которые так и не смогли остаться вместе со своими возлюбленными. Быть может, определенный тип мужчин притягивает определенный тип женщин? Но почему тогда, такие никчемные мужчины притягивают таких прекрасных женщин? И, вообще, в чем причины их никчемности, неужели они родились такими, или это дворянское воспитание, или во всем виновато время? Постараемся и мы на примере Обломова вникнуть в суть проблемы «лишние люди» и попытаться ответить на поставленные вопросы. С развитием истории «лишних людей» в литературе выработалась своего рода атрибутика, или вещи, предметы, которые обязательно должны присутствовать у каждого такого «лишнего» персонажа. У Обломова все эти принадлежности налицо: шлафрок, пыльный диван и старый слуга, без помощи которого он, казалось, погибнет. Может, поэтому Обломов и не едет заграницу, ведь там только «девки» в прислугах, которые не знают, как и сапоги правильно с барина снять. Но откуда же все это взялось? Думется, причину необходимо прежде всего искать в детстве Ильи Ильича, в той изнеженной жизни, которую вели помещики того времени и в той косности, которая прививалась с детских лет: «мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». И, став взрослым, Обломов вот также не допускает себя ни до лошадей, ни до людей, ни до всего света. Почему именно в детстве необходимо искать корни такого явления как «обломовщина» хорошо видно и при сравнении Обломова с его другом детства – Андреем Штольцем. Они одного возраста, и одного социального положения, но как две разных планеты, столкнувшиеся в пространстве…

Литературные концепты и их современные трансформации: «лишний человек» (Чацкий – Онегин – Печорин – Рудин – Обломов)

В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнего человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной; мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу. ”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни непримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.

Евгений Онегин – герой одноимённого романа А.С. Пушкина – представляет более поздний период русской истории. На первый взгляд он типичный молодой аристократ: посещает театры и балы, спит до обеда, пользуется успехом у дам. Но на самом деле он очень отличается от обычного дворянина «резким охлаждённым умом», состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то в ней изменить, наполнить её смыслом. Поэтому вскоре однообразные светские радости наскучили Онегину, он стал презирать пустоту праздного времяпрепровождения. Не смог найти себя герой и в деревне. Ему было скучно среди поместного дворянства, а соседи-помещики решили, что он «опаснейший чудак».

Читайте также  Особенности страхование имущества физических лиц

Познакомившись с молодым романтиком и поэтом Владимиром Ленским, Онегин близко сошёлся с ним. Несмотря на то, что герои были совершенно противоположны по характеру и мировоззрению, они искренне привязались друг к другу. Но дружба не помешала Онегину спровоцировать Ленского на дуэль и даже убить его. После этого тоска, хандра и недовольство жизнью только усилились в нём.

Любовь Татьяны Лариной поначалу не пробудила в Онегине никаких чувств, он отверг неопытную девушку. Однако через какое-то время, встретив вновь Татьяну, ставшую теперь светской замужней дамой, герой искренне влюбляется в неё. Но долг и честь не позволяют девушке разрушить свою семью.

Как и Чацкий, Онегин был одинок среди людей, потому что был выше их, видел несовершенства того мира, в котором родился и жил, и не хотел мириться с ними. Но, в отличие от Александра Андреевича, герой Пушкина пассивно смотрел на пороки общества, не пытаясь с ними бороться.

Роман «Герой нашего времени» — это история энергичного аристократа, храброго офицера, глубокомыслящего и образованного молодого человека, который пытается найти себя, какую-то цель в жизни, своё счастье, применение своим знаниям, способностям и талантам. По словам М.Ю. Лермонтова Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии»

Григорий Александрович никогда не довольствуется тем, что имеет, ему всегда необходимо большее. Герой привык получать желаемое любым способом, пусть даже ценой несчастья других. Печорин эгоист – он делает всё только для себя, не задумываясь об окружающих, его не волнуют чужие проблемы.

Григория Александровича, как и героев произведений Грибоедова и Пушкина, преследует скука и одиночество. Ему, как и Онегину, пресытились светские удовольствия и победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях.

Чацкий, Печорин, Онегин – не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности они не могу найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания.

Рассматривая произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова можно сделать вывод о том, какую значительную роль играет в судьбе человека историческая эпоха, представителем которой он является.

В своем первом романе «Рудин» (1855), написанном на фоне проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических изменений, Тургенев старается осмыслить эту эпоху, отделяя в ней важнейшее. И важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Тем не менее, в скором времени оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а возле зазвучит тема человеческой ущербности героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивым усилиям, к повседневной работе, к творческой радости и свершениям. Тем не менее, в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко изменяются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудине отходит на второй план как что-то несущественное. Приоткрывается глубинная — подвижническая — сущность его жизненной позиции: перед читателем — трагический герой, который старается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России.

В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить. Наташа — очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки — проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.

Почему же Обломова можно назвать «лишним человеком»? В чем сходство и различие этого персонажа с его знаменитыми предшественниками — Онегиным и Печориным?

Илья Ильич Обломов — натура безвольная, вялая, апатичная, оторванная от реальной жизни: «Лежание. было его нормальным состоянием». И эта особенность -первое, что отличает его от пушкинского и, особенно, лермонтовского героев.

Жизнь персонажа Гончарова — розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат — неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Однако бездействие гончаровского персонажа не было возведено в такую крайнюю степень, как у Манилова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», и, как правильно отметил Добролюбов, «обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. ».

Как и Онегин, и Печорин, герой Гончарова в молодости был романтиком, жаждущим идеала, сгоравшим от стремления к деятельности, но, подобно им же, «цвет жизни» Обломова «распустился и не дал плодов». Обломов разочаровался в жизни, охладел к знаниям, осознал всю никчемность своего существования и в прямом и переносном смыслах «улегся на диван», полагая, что таким образом сможет сохранить цельность своей личности.

Так герой и «пролежал» жизнь, не принеся никакой видимой пользы обществу; «проспал» любовь, которая прошла мимо него. Можно согласиться со словами его друга Штольца, образно подметившего, что обломовские «беды начались с неумения надевать чулки и кончились неумением жить».

Таким образом, главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии — реальных делах и поступках (см. жизнь Онегина в деревне, общение Печорина с «водяным обществом»), тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин — «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов — преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

Кроме того, если тип «лишнего человека» универсален и характерен не только для русской, но и зарубежной литературы (Б. Консган, Л. де Мюссе и др.), то, рассматривая особенности социальной и духовной жизни России XIX века, можно отметить, что обломовщина — явление сугубо русское, порожденное действительностью того времени. Не случайно Добролюбов видел в Обломове «коренной, народный наш тип».

Итак, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ «лишнего человека» получает свое окончательное воплощение и развитие. Если в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова раскрывается трагедия одной человеческой души, не нашедшей своего места в обществе, то Гончаров изображает целое явление российской социальной и духовной жизни, получившее название «обломовщииа» и вобравшее в себя основные пороки одного из характерных типов дворянской молодежи 50-х годов XIX века.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 524 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени

Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.

Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.

Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.

Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.

Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.

Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.

Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.

Сочинение Печорин и Онегин

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.

Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.

Читайте также  Орган зрения. Глаз

Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».

Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.

Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.

Далее необходимо сравнить персонажей по их отношению к женщинам и к любви.

Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.

Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.

Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.

Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.

В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.

Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.

«Чацкий, Онегин и Печорин.»

Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов — великие русские писатели. Они создали много замечательных произведений, самыми значимыми и известными из которых считаются «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Главные персонажи этих литературных шедевров — Чацкий, Онегин и Печорин — типичные представители передовой дворянской молодёжи первых десятилетий девятнадцатого века. Эти люди выделяются из общей массы аристократов благодаря таким качествам, как тонкий, глубокий ум, нежелание мириться с существующей действительностью, стремление к настоящим поступкам, к лучшей жизни, презрение к порокам света. Все три персонажа противопоставляют себя обществу. Их основная проблема — одиночество. Тем не менее, каждый их них — герой своего времени. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов раскрывает трагедию Александра Андреевича Чацкого. Это образованный, остроумный, благородный, порядочный, честный молодой человек. Вернувшись из-за границы в Москву, смело и горячо протестует против крепостничества и самодержавия, против карьеризма и служения «лицам», против слепого подражания всему иностранному и смешенья языков: «французского с нижегородским». Однако искренние речи и независимые суждения Чацкого наталкиваются на полное непонимание и неприятие со стороны фамусовского общества. Москвичи объявляют героя сумасшедшим, ведь он единственный среди всех осмелился восстать против общепризнанных понятий и косности представителей поколения «отцов». Евгений Онегин — герой одноимённого романа А. С. Пушкина — представляет более поздний период русской истории. На первый взгляд он типичный молодой аристократ: посещает театры и балы, спит до обеда, пользуется успехом у дам. Но на самом деле он очень отличается от обычного дворянина «резким охлаждённым умом», состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то в ней изменить, наполнить её смыслом. Поэтому вскоре однообразные светские радости наскучили Онегину, он стал презирать пустоту праздного времяпрепровождения. Не смог найти себя герой и в деревне. Ему было скучно среди поместного дворянства, а соседи-помещики решили, что он «опаснейший чудак». Познакомившись с молодым романтиком и поэтом Владимиром Ленским, Онегин близко сошёлся с ним. Несмотря на то, что герои были совершенно противоположны по характеру и мировоззрению, они искренне привязались друг к другу. Но дружба не помешала Онегину спровоцировать Ленского на дуэль и даже убить его. После этого тоска, хандра и недовольство жизнью только усилились в нём. Любовь Татьяны Лариной поначалу не пробудила в Онегине никаких чувств, он отверг неопытную девушку. Однако через какое-то время, встретив вновь Татьяну, ставшую теперь светской замужней дамой, герой искренне влюбляется в неё. Но долг и честь не позволяют девушке разрушить свою семью. Как и Чацкий, Онегин был одинок среди людей, потому что был выше их, видел несовершенства того мира, в котором родился и жил, и не хотел мириться с ними. Но, в отличие от Александра Андреевича, герой Пушкина пассивно смотрел на пороки общества, не пытаясь с ними бороться. Роман «Герой нашего времени» — это история энергичного аристократа, храброго офицера, глубокомыслящего и образованного молодого человека, который пытается найти себя, какую-то цель в жизни, своё счастье, применение своим знаниям, способностям и талантам. По словам М. Ю. Лермонтова Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии» Григорий Александрович никогда не довольствуется тем, что имеет, ему всегда необходимо большее. Герой привык получать желаемое любым способом, пусть даже ценой несчастья других. Печорин эгоист — он делает всё только для себя, не задумываясь об окружающих, его не волнуют чужие проблемы. Григория Александровича, как и героев произведений Грибоедова и Пушкина, преследует скука и одиночество. Ему, как и Онегину, пресытились светские удовольствия и победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях. Чацкий, Печорин, Онегин — не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности они не могу найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания. Рассматривая произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова можно сделать вывод о том, какую значительную роль играет в судьбе человека историческая эпоха, представителем которой он является.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Знаменитые герои романов М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина являются представителями одного течения в литературе. Оба они иллюстрируют образ «лишнего человека», «героя» эпохи, когда пресыщенным молодым людям сложно было в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы вложили в их описание много биографического. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин имеют также и много различий в характере и поступках.

Евгений Онегин страдает от так называемой «хандры». Ничто не интересно молодому человеку, ничто его не влечёт. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему в поисках себя, но, приехав в деревню, Онегин лишь ещё больше скучает. Кратковременное увлечение общением с Ленским заканчивается плачевно для последнего. Евгений Онегин, победив на дуэли своего друга-поэта, раскаивается и сожалеет, ему не чуждо человеческое. В отказе Татьяне Лариной молодой человек также проявляет своего рода благородство, честно объясняясь с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которого не последует из-за замужества возлюбленной. Онегин снова отправляется странствовать и скитаться, ища своего прибежища в жизни.

Григорий Печорин — такой же тяжелый и неоднозначный персонаж, но в нём сосредоточено (быть может, потому что повествование часто ведётся от первого лица) больше озлобления и жестокости. Молодой человек также имеет успех у девушек, при этом не гнушается играть с чувствами других людей. Из дневников Печорина не трудно понять, что он глубоко одинок и несчастлив. Именно это вынуждает его разрушать чужое счастье, вместо того чтобы создавать собственное. Онегин же томился своей «хандрой», не изнемогая в стремлении навредить другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая низость предательского сговора, организованного против него, герой не сожалеет о произошедшем. Дуэль была проведена, как того требовали правила чести, он не чувствовал за собой вины, в отличие от Онегина.

Заканчиваются истории молодых людей тоже во многом одинаково. Без надежды на счастье они продолжают за ним гнаться, причиняя при этом боль и страдания любимым женщинам. Евгений Онегин оказывается у ног Татьяны Лариной, Григорий Печорин напрасно скачет вслед за Верой. Он загоняет своего коня, но так и не возвращает возлюбленную. Итак, судьбы обоих героев трагичны и вызывают сочувствие, отражая в себе участь подавляющего большинства «героев времени».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: