Человек и гидросфера - ABCD42.RU

Человек и гидросфера

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Доклад: Человек и гидросфера

Человек и гидросфера

Гидросфера (от “гидро”- вода и “сфера”- среда, оболочка) — совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова.

Мнения ученых о происхождении гидросферы расходятся. Наиболее распространенное из них сводится к тому, что вещества, составляющие недра нашей планеты, в процессе разделения прежде всего теряют воду (и газы). Выделившиеся при этом воды скапливались в океанах, положив начало образованию гидросферы.

Россия занимает второе место в мире по богатству водных ресурсов (она уступает лишь Бразилии). На каждого жителя России приходится в четыре раза больше воды, чем в среднем по миру.

Пресная вода, пригодная для снабжения населения и промышленности, а также для орошения, постоянно возобновляется в процессе круговорота. Ресурсы ее велики и вечны. Однако оценить их можно лишь сопоставив с потребностью человечества в воде.

Итак, в среднем для каждого человека необходимо выпивать и получать с пищей 3,5 литра воды.(Эта цифра может изменяться в зависимости от климата в котором живет человек: например для людей проживающих в засушливых районах эта цифра удваивается). Вода нужна человеку для приготовления пищи, стирки, умывания, уборки и т.п. Чем выше уровень комфорта, тем больше воды расходуется в быту. В сельском доме “без удобств” человек тратит в сутки обычно не более 50 л, а в городских благоустроенных квартирах 200-300л и более. Например, в Москве на одного жителя тратится около 500 л воды в сутки, причем 20-30% “выливается” совершенно в пустую.

Разумеется только бытом потребности в воде не ограничиваются. Нужно обеспечить еще многообразные нужды хозяйства. Ежегодно люди безвозвратно забирают из рек и озер приблизительно 2000 куб.км. пресной воды, что составляет около 5% стока рек земного шара. Больше всего воды (приблизительно 1750 куб.км.) расходуется на орошаемое земледелие — самую водоемкую отрасль хозяйства.

Для всех видов водоснабжения — промышленного и бытового на земном шаре из рек безвозвратно забирается приблизительно 150 куб.км. воды в год. Это всего лишь 1% ресурсов стока.

Вода применяется, также для производства других необходимых человеку вещей: продуктов(сахар, пшеница, рис и др.), одежды (синтетическое волокно).

Казалось бы нет оснований опасаться водного голода, о котором часто стали говорить в последнее время. Но современная система водоснабжения таит в себе опасность истощения водных ресурсов.

Угроза водного кризиса заключается не столько в нехватке количества воды для удовлетворения всех потребностей, сколько в загрязнении основных источников водных ресурсов, особенно речных и озерных вод в ряде районов нашей планеты.

В последние годы все больше дает о себе знать проблема загрязнения воды. Вредные вещества попадают в реки и озера с талыми и дождевыми водами, текущими с территорий городов и с полей (также большое влияние на загрязнение вод оказывают фабрики и заводы сбрасывающие свои отходы в водоёмы).

Загрязненная вода становится “мертвой” — непригодной для питья и использования в хозяйстве. В ней заболевают и гибнут рыбы и другие водные обитатели. В воде с обилием фосфора и азота начинается бурное развитие некоторых бактерий или растений, например синезеленых водорослей. Говорят, что вода “цветет”. Это совсем не безобидное явление, так как в результате в ней резко снижается содержание кислорода и страдает большинство водных организмов. Пить воду или есть рыбу из таких водоемов человеку категорически запрещено.

Решить проблему можно с помощью специальных очистных сооружений различных типов. Наиболее перспективна биологическая очистка, правда, и при ней 20% воды остается загрязненной. Поэтому ученые видят выход не только в совершенствовании очистных систем, но и в коренном изменении самого производства: ему предстоит переходить на менее водоемкие и даже безводные, а главное, на экологически безопасные технологии.

Также для эффективной борьбы с истощением водных ресурсов необходимо прекратить сброс сточных вод в реки и водоемы. На первый взгляд это кажется нереальным. Куда же девать десятки, даже сотни миллиардов куб. метров сточной воды? Однако решение этой задачи вполне осуществимо с помощью целого комплекса мер, основные из которых заключаются в следующем.

  1. Снизить расходы воды на нужды промышленности.
  2. Снижение загрязненности сточных вод; для этого необходимо перестроить сами технологические процессы, чтобы они давали мало сточных вод и обеспечивали минимальное загрязнение.
  3. Осуществить переход на технологические схемы, почти не требующие воды.
  4. Повторное использование отработанной воды (достигнуть замкнутого водоснабжения с помощью очистки воды).

Гораздо большее внимание стоит уделять защите рек, причем не только крупных, но и малых, которых в нашей стране огромное множество.

Главный вопрос состоит не в том, можно ли заменить одни источники воды другими, а в том, необходима ли такая замена. Может ли человечество позволить себе испортить речные и озерные воды, а затем искать источники для их замены?

На эти вопросы должен быть дан отрицательный ответ. Ведь природные воды — не только источники водных ресурсов. Вода необходима для водоснабжения, орошения, судоходства, гидроэнергетических целей, она важнейший компонент природы, среди которой живут люди, и никакие проблемы использования и охраны водных ресурсов нельзя решать без учета этого обстоятельства.

В грязной воде рек, озер, водохранилищ гибнет все живое, и она становится источником заболевания людей. Теряют свою прелесть прогулка, туристическое путешествие по реке, все большее место занимающее в жизни людей.

ВЫВОД: жизнь людей была бы среди грязных рек и водоемов нездоровой и безрадостной. Человек может и должен сберечь их чистыми, тем самым сохранив и продлив жизнь себе и своим потомкам.

Роль гидросферы в жизни земли и человека

Роль гидросферы – является важным элементом в жизни планеты. Ее значение многогранно, именно от нее зависит круговорот веществ. Она включает в себя всю воду на планете, независимо от того состояния, в котором находится. Мировой океан, ледники, воды суши, водяной пар – все это компоненты гидросферы. Движение вод (приливы и отливы) под влиянием Луны называется планетарным.

В воде содержатся почти все известные химические элементы. В водах суши преобладают карбонаты. Усредненный состав всей воды близок к химическому составу океанической воды – в нем содержится хлор, кислород, натрий и водород. Поверхностные воды совершают огромную геологическую работу – они осуществляют эрозию (размыв), отложение и перенос разрушенных горных пород. Океанические воды совершают разрушительную работу, в результате которой обломочные и растворенные материалы осаждаются на дне, а позже превращаются в горные породы.

В водах океанов велико содержание биогенных химических элементов, поэтому она является благоприятной средой для жизни размножения животных организмов и растительности.

Происхождение гидросферы

Существует несколько версий о происхождении воды. Сегодня преобладает мнение, что вода появилась в результате процесса дегазации, происходящего в магме. В процесс формирования базальтового слоя из земной мантии выделялось 8% воды и 92% базальта. Эта гипотеза подтверждается тем, что и современные лавы имеют в своем составе от 4 до 8 процентов пара. Так, ежегодно в процессе дегазации образуется примерно один кубический километр жидкости.

Общая информация о гидросфере

Интересно, что на протяжении всего периода наблюдений объем воды на Земле остается неизменным и составляет примерно 1,5 миллиарда кубических километра. Самой значительной частью гидросферы является Мировой океан, около 96% всей воды на планете приходится на его долю. Причем все реки, болота и озера составляют всего 0,01%. Доля подземных вод – 1,7%, ледников – 1,8% (Гренландия, Арктика и Антарктика) 71 процент поверхности планеты занимают воды Мирового океана.

Роль гидросферы в жизни земли

Компоненты гидросферы участвуют в становлении погоды и климата. В течение теплой поры года воды накапливают запас тепла, а затем, с наступлением холодов, постепенно это тепло отдают, таким образом, согревая атмосферу. Океанические течения из тропических широт несут потоки теплой воды в северные моря, что оказывает влияние на климат, выравнивая и смягчая его. На тепловой баланс планеты оказывает влияние водный пар. Он пропускает значительную часть солнечных лучей и препятствует растворению теплового излучения планеты в мировом пространстве.

Вода – вещество уникальное. Из всех известных жидкостей именно вода является универсальным растворителем. В ней растворяются почти все вещества. Также она своего рода скульптор, так как формирует рельеф поверхности планеты.

Водная оболочка Земли находится во взаимодействии с другими сферами – атмосферой, биосферой, земной корой. Так называемые поверхностные воды необходимы человеку, так как используются для обводнения, орошения и водоснабжения.

Роль гидросферы в жизни человека

Без воды ни человек, ни животные, ни растения на планете существовать бы не смогли. Еще в 6 веке до нашей эры древнегреческий математик и философ Фалес Милетский предполагал, что вода является первичной основой жизни на Земле. Гидросфера играет основную роль в формировании климата, без нее климат был бы гораздо более суровым и менее устойчивым. А для возникновения и существования жизни, как известно, необходимо поддержание температурного режима на определенном уровне.

Почему человек не может прожить без воды? Потому что она обеспечивает действие всех процессов в человеческом организме. Кислород и питательные вещества доставляются ко всем клеткам при помощи жидкости. Вода обеспечивает регуляцию температурного режима, участвует в процессе преобразования пищи в энергию, выводит из организма шлаки, помогает в усваивании питательных веществ, а также выполняет множество других необходимых функций.

Воды Мирового океана – среда обитания сотен тысяч видов живых организмов. Человеку она позволяет перемещаться, используя водные виды транспорта. Вода является источником электрической энергии и разных видов необходимого человеку сырья (в том числе, и лекарственного).

Интересные сведения о воде

  • Средняя глубина Мирового океана – 4 км
  • Если бы существующие ледники одновременно растаяли, уровень воды на Земле поднялся бы на 64 метра. Это примерная высота 8-ми этажного дома. Под водой бы оказалась 1/8 часть суши.
  • Вода – единственное вещество на Земле, плотность которого в твердом состоянии меньше, чем в жидком.
  • По сравнению с другими известными жидкостями вода имеет наибольшую теплоемкость.
  • Ежегодно с поверхности планеты испаряется более 500 тысяч кубометров воды. И столько же приносят Земле дожди и снегопады.
  • Большая часть запасов пресной воды нашей планеты находится в ледниках.
  • Соленые воды составляют 96,4% от общего объема гидросферы.

Несмотря на то, что вода – вещество, к наличию которого все давно привыкли, ее свойства до сегодняшнего дня до конца не изучены. Вода доступна и широко распространена, однако всех ее свойств не знают даже ученые. Ежегодно публикуются новые научные работы, связанные с изучением ее свойств. Вода обладает целым рядом свойств, которые до сих пор считаются уникальными и даже аномальными.

Есть много любопытных сведений о воде. Так, самой полноводной рекой на планете является Амазонка, а самой длинной – Нил. Самая чистая вода, по сведениям ЮНЕСКО – в Финляндии. Самый сильный ливень за всю историю наблюдений произошел в 1952 году на острове Реюньон. За сутки там выпало 1870 миллиметров осадков. Чилийская пустыня Атакама – самое безводное место на планете. Но вода приносит не только жизнь, иногда она приносит несчастья и разрушения. Так, во время наводнения 1887 года в Китае погибло около 900 тысяч человек, а крупные градины ежегодно убивают десятки людей и около 1% растительности на Земле.

Человек и гидросфера

Человек и гидросфера

  1. Что такое гидросфера?
  2. Сколько воды и для чего расходуется на Земле; сколько нужно каждому из нас?
  3. Загрязнение вод и борьба с ним.
  4. Вывод о значении воды в жизни человека.

Гидросфера (от “гидро”- вода и “сфера”- среда, оболочка) — совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова.

Мнения ученых о происхождении гидросферы расходятся. Наиболее распространенное из них сводится к тому, что вещества, составляющие недра нашей планеты, в процессе разделения прежде всего теряют воду (и газы). Выделившиеся при этом воды скапливались в океанах, положив начало образованию гидросферы.

Россия занимает второе место в мире по богатству водных ресурсов (она уступает лишь Бразилии). На каждого жителя России приходится в четыре раза больше воды, чем в среднем по миру.

Пресная вода, пригодная для снабжения населения и промышленности, а также для орошения, постоянно возобновляется в процессе круговорота. Ресурсы ее велики и вечны. Однако оценить их можно лишь сопоставив с потребностью человечества в воде.

Итак, в среднем для каждого человека необходимо выпивать и получать с пищей 3,5 литра воды.(Эта цифра может изменяться в зависимости от климата в котором живет человек: например для людей проживающих в засушливых районах эта цифра удваивается). Вода нужна человеку для приготовления пищи, стирки, умывания, уборки и т.п. Чем выше уровень комфорта, тем больше воды расходуется в быту. В сельском доме “без удобств” человек тратит в сутки обычно не более 50 л, а в городских благоустроенных квартирах 200-300л и более. Например, в Москве на одного жителя тратится около 500 л воды в сутки, причем 20-30% “выливается” совершенно в пустую.

Разумеется только бытом потребности в воде не ограничиваются. Нужно обеспечить еще многообразные нужды хозяйства. Ежегодно люди безвозвратно забирают из рек и озер приблизительно 2000 куб.км. пресной воды, что составляет около 5% стока рек земного шара. Больше всего воды (приблизительно 1750 куб.км.) расходуется на орошаемое земледелие — самую водоемкую отрасль хозяйства.

Для всех видов водоснабжения — промышленного и бытового на земном шаре из рек безвозвратно забирается приблизительно 150 куб.км. воды в год. Это всего лишь 1% ресурсов стока.

Вода применяется, также для производства других необходимых человеку вещей: продуктов(сахар, пшеница, рис и др.), одежды (синтетическое волокно).

Казалось бы нет оснований опасаться водного голода, о котором часто стали говорить в последнее время. Но современная система водоснабжения таит в себе опасность истощения водных ресурсов.

Угроза водного кризиса заключается не столько в нехватке количества воды для удовлетворения всех потребностей, сколько в загрязнении основных источников водных ресурсов, особенно речных и озерных вод в ряде районов нашей планеты.

В последние годы все больше дает о себе знать проблема загрязнения воды. Вредные вещества попадают в реки и озера с талыми и дождевыми водами, текущими с территорий городов и с полей (также большое влияние на загрязнение вод оказывают фабрики и заводы сбрасывающие свои отходы в водоёмы).

Загрязненная вода становится “мертвой” — непригодной для питья и использования в хозяйстве. В ней заболевают и гибнут рыбы и другие водные обитатели. В воде с обилием фосфора и азота начинается бурное развитие некоторых бактерий или растений, например синезеленых водорослей. Говорят, что вода “цветет”. Это совсем не безобидное явление, так как в результате в ней резко снижается содержание кислорода и страдает большинство водных организмов. Пить воду или есть рыбу из таких водоемов человеку категорически запрещено.

Решить проблему можно с помощью специальных очистных сооружений различных типов. Наиболее перспективна биологическая очистка, правда, и при ней 20% воды остается загрязненной. Поэтому ученые видят выход не только в совершенствовании очистных систем, но и в коренном изменении самого производства: ему предстоит переходить на менее водоемкие и даже безводные, а главное, на экологически безопасные технологии.

Также для эффективной борьбы с истощением водных ресурсов необходимо прекратить сброс сточных вод в реки и водоемы. На первый взгляд это кажется нереальным. Куда же девать десятки, даже сотни миллиардов куб. метров сточной воды? Однако решение этой задачи вполне осуществимо с помощью целого комплекса мер, основные из которых заключаются в следующем.

  1. Снизить расходы воды на нужды промышленности.
  2. Снижение загрязненности сточных вод; для этого необходимо перестроить сами технологические процессы, чтобы они давали мало сточных вод и обеспечивали минимальное загрязнение.
  3. Осуществить переход на технологические схемы, почти не требующие воды.
  4. Повторное использование отработанной воды (достигнуть замкнутого водоснабжения с помощью очистки воды).

Гораздо большее внимание стоит уделять защите рек, причем не только крупных, но и малых, которых в нашей стране огромное множество.

Главный вопрос состоит не в том, можно ли заменить одни источники воды другими, а в том, необходима ли такая замена. Может ли человечество позволить себе испортить речные и озерные воды, а затем искать источники для их замены?

На эти вопросы должен быть дан отрицательный ответ. Ведь природные воды — не только источники водных ресурсов. Вода необходима для водоснабжения, орошения, судоходства, гидроэнергетических целей, она важнейший компонент природы, среди которой живут люди, и никакие проблемы использования и охраны водных ресурсов нельзя решать без учета этого обстоятельства.

В грязной воде рек, озер, водохранилищ гибнет все живое, и она становится источником заболевания людей. Теряют свою прелесть прогулка, туристическое путешествие по реке, все большее место занимающее в жизни людей.

ВЫВОД: жизнь людей была бы среди грязных рек и водоемов нездоровой и безрадостной. Человек может и должен сберечь их чистыми, тем самым сохранив и продлив жизнь себе и своим потомкам.

Гидросфера и человек

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль морей в жизни и деятельности человека

Море издавна играло важную роль в жизни и деятельности человека. Именно океан послужил колыбелью, в которой зародилась жизнь. Море обеспечивает человека биологическими ресурсами – водорослями, рыбой и другими морскими животными (губки, ракообразные, моллюски, ластоногие и китообразные). Море служило транспортной артерией и торговым путем древних народов. Эта функция выполняется морями и сейчас. Выход к морю – важный показатель при характеристике экономико-географического положения страны или региона. Не зря Петр $І$ боролся за выход России к Балтийскому морю, за «окно в Европу».

Сегодня Россия – великая морская держава. Ее территорию омывают воды $13$ морей трех океанов. Это создает условия для развития отношений со многими странами мира.

Но моря – это еще и источник природных богатств. Помимо биологических ресурсов, о которых упоминалось выше, моря богаты полезными ископаемыми. Со дна морей (с шельфа) ведется добыча нефти и газа, янтаря. В морях проводятся работы по рыборазведению. На берегах морей строятся и работают лечебные и лечебно-профилактические учреждения (побережья Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского морей). Но не стоит забывать, что непродуманное вмешательство в природу может вызвать нарушение функционирования сложных экосистем. Так, например, сооружение молов в районе Сочи изменило направление прибрежных течений, способствовало повышению мутности воды в прибрежной зоне и привело к сокращению численности ряда ракообразных.

Нефтяные промыслы на шельфе Каспийского моря существенно загрязняют акваторию на многие мили вокруг. Неочищенные стоки курортных и промышленных городов снижают рекреационную ценность многих городов-курортов, способствуют распространению многих заболеваний.

Море – это очень чуткая к вмешательству экосистема. Поэтому хозяйственная деятельность человека должна базироваться на глубоком научном анализе и прогнозе.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль рек и озер в жизни и деятельности человека

Реки в природе выполняют три основные виды работ:

  • разрушение (эрозия),
  • перенос (транспорт) вымытого и растворенного материала,
  • отложение (аккумуляция) принесенного материала.

Человек использует реки и энергию воды в своих целях. Вода рек использовалась и используется в бытовых и хозяйственных целях. Реки с древних времен использовали как торговые пути (причем – и зимой, и летом). Реки обеспечивали людей рыбой и рыбопродуктами. Россия была знаменита поставками красной и черной икры, осетрины, визиги. Бобровый промысел также приносил большой доход в государственную казну. На берегах рек строили мельницы, мануфактуры и заводы использовали энергию текущей воды. Позже на реках начали сооружать гидроэлектростанции, получать самую дешевую электроэнергию. Воды рек в южных районах России использовали для орошения.

Обратной стороной медали является сброс в реки продуктов и отходов жизнедеятельности человека, загрязнение водоемов, обмелению и даже исчезновению рек. В пятидесятые годы $ХХ$ века был популярен лозунг о преобразовании природы. Изменялись русла рек, создавались пруды и водохранилища. Был даже проект переброски части стока сибирских рек в Каспий. Но без серьезного научного изучения и обоснования это приводило к экономическим и экологическим убыткам. Затапливались плодородные почвы, повышался уровень почвенных вод и заболоченность территорий. Животный мир рек и прибрежных территорий оскудевал.

Лесопромышленные комбинаты в Архангельской области способствовали загрязнению северных рек европейской части России, снижению их рыбных ресурсов.

Болота и их значение

Болота это сложная экосистема, в которой задействованы все компоненты географической оболочки. Поэтому изменение одного из компонентов приводит к изменению всего комплекса в целом.

Ранее болота считались «лишаями на теле Земли». Их пытались повсеместно осушивать. В ряде случаев это было действительно оправдано. Кроме того болота рассматривались как источник топлива – торфа.

Но сегодня появились более калорийные виды топлива, мелиорация позволяет использовать уже имеющиеся земли, а не осваивать новые. Но главное – начали учитывать, что болота это источник питания рек, среда обитания живых организмов и фактор формирования микроклимата. Поэтому бездумное уничтожение болот может вызвать экологическую катастрофу.

Значение и использование подземных вод

Подземные воды обеспечивают потребности в питьевой воде европейского центра России (Московский артезианский бассейн). Подземные воды Северного Кавказа, Камчатки, Курил содержат минеральные соли и используются в лечебно-профилактических целях. Благодаря подземным водам осуществляется питание большинства рек России.

Деятельность человека, связанная с разработкой полезных ископаемых может существенно снизить уровень подземных вод и, даже, ликвидировать отдельные водоносные горизонты. Химизация сельского хозяйства приводит к загрязнению воды химическими веществами.

Ледники и многолетняя мерзлота

Ледники и многолетняя мерзлота усложняют хозяйственную деятельность человека. Необходимо учитывать особенности современного оледенения при строительстве зданий, прокладке коммуникаций, транспортных магистралей. В горных районах следует учитывать возможность схода ледников и лавин.

Искусственные водоемы

На территории России сооружено более $1200$ крупных водохранилищ, используемых в промышленном масштабе (транспорт, орошение, ГЭС, водоснабжение населенных пунктов). Кроме того сооружено большое количество мелких водоемов (прудов) местного значения, выполняющих как хозяйственные, так и декоративные функции.

При проектировании водохранилищ необходимо учитывать особенности геологического строения местности, расположение водоносных и водоупорных пластов подземных вод.

Общие экологические проблемы

Главная экологическая проблема – загрязнение вод. Решение ее заключается в создании новых и реконструкции старых очистных сооружений на предприятиях и в населенных пунктах, недопущении сброса неочищенных стоков водоемы. Следует также строго контролировать хозяйственную деятельность человека в прибрежной зоне. Непродуманное строительство гидротехнических объектов может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому роль географической науки для избегания экологической катастрофы очень важна.

Человек и гидросфера

Автор: Полунина Ирина Вячеславовна

Организация: МБОУ СШ с. Бигильдино

Населенный пункт: Липецкая область, Данковский район, с. Бигильдино

Цели урока

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению темы «Человек и гидросфера»
  2. Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими картами, текстом учебника, дополнительным материалом.
  3. Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к воде; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

  • формирования ответственного отношения к учебе;
  • формирование коммуникативной компетенции в обучении со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  • формирование основ экологической культуры;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • формирование умения ориентироваться в окружающем мире;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
  • личностные: осознавать необходимость изучения темы
  • регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
  • познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и коллективе)

ХОД УРОКА:

  1. Организационно — мотивационный этап

Стихотворение:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

  1. Актуализация знаний

— Что такое река? Что такое исток? Устье?

— Как определить приток реки?

— Что такое озеро?

Задание « Географическая почт»

Отправьте географические объекты к своим адресатам. Один ученик работает с интерактивной доской, остальной класс работает в маршрутных листах.

Воды Мирового океана

Дон, Волга, пролив Дрейка, Индийский, Нева, Черное море, Енисей, Атлантический, Байкал, Средиземное море.

  1. Формулирование темы урока, постановка учебных задач

Как называется водная оболочка Земли , (гидросфера)

– Выдающийся политический деятель Индии – Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой»

Как вы понимаете значение этих выражений? Какова тема нашего урока?

слайд с темой урока « Человек и Гидросфера»

Целеполагание. Каковы цели нашего урока?

Давайте с вами вспомним состав гидросферы. (Работа с интерактивной доской)

Состав гидросферы

Итак, 96%- это соленые воды океанов, и лишь 4% пресные воды.

Создается дилемма: с одной стороны воды много, но пригодной для использования человеком мало.

Следующим этапом урока предлагаю учащимся прослушать высказывание и ответить на вопрос о чём данное высказывание вице — президента Всемирного банка Исмаила Серагельдина, отвечающего за финансирование проектов, связанных с защитой окружающей среды:

«Если вооруженные конфликты нынешнего столетия нередко возникали из – за нефти, то кровавые конфликты будущего века будут вспыхивать из–за воды»

Дети анализируют высказывание, и делают вывод: в данном высказывании говорится о значении пресной воды в жизни современного человечества, а так же о том, что во многих регионах мира стоит острая проблема нехватки водных ресурсов, из – за чего возможны военные конфликты в мире.

На основании высказывания вице — президента Всемирного банка, формулируется проблема урока:

Действительно ли вода ценность, которую нужно беречь?

  1. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Работа в группах с учебником

  1. Работа с текстом учебника и маршрутными листами

Задание учащимся: познакомьтесь с текстом учебника на стр.110 ( три абзаца) и заполните схему «Как изменяется количество воды в организме человека от рождения до 18 лет?» в маршрутных листах.

Заполни таблицу, работая с текстом параграфа:

Сколько воды необходимо человеку в сутки?

При какой потере воды наступает гибель?

Все ли жители планеты обеспечены водой?

Может ли быть вода причиной болезней?

Самопроверка по эталону на экране

Беседа по тексту параграфа:

— Сколько воды необходимо человеку в сутки?

— При какой потере воды наступает гибель?

-Все ли жители планеты обеспечены водой? (Работа с картой)

-Может ли быть вода причиной болезней?

Дети делают вывод: Большое количество людей испытывают недостаток в питьевой воде.

Вопрос: Всегда ли правильно мы используем запасы питьевой воды?

Давайте посмотрим, сколько воды потребляет человек на свои нужды.

Справочный материал. (Работа со статистическим материалом)

В день на одного человека приходится:

6-8литров,не закрывая кран

45литров за 1 сутки

Поднимите руки те, у кого дома капает кран?

Кто хотя бы один раз не закрыл за собой кран в школьной столовой?

Работа в парах .

Подсчитайте, сколько воды безвозвратно теряется в одном капающем кране при средней скорости капания 1 литр за 12 часов?

Сколько воды потеряется за сутки?

Течёт из крана тонкой струйкой : Суточные потери — до 150 литров

Сколько денег потеряет одна семья за месяц, если тариф на холодную воду составляет 26рублей 93 копейки?

Учитель ставит перед детьми проблемный вопрос «Почему возникает дефицит вод?»

Физкультминутка.

2) Беседа с учащимися

Учитель . Люди давно научились использовать энергию движущейся воды. На реках строили платины и водяные мельницы. Падающая с плотины вода крутила мельничные колеса. Много веков совершенствовалось водяное колесо, пока не стало современной гидравлической турбиной. Гидроэлектростанции (ГЭС) производят самую дешевую энергию. Как вы думаете, на каких реках горных или равнинных будут строить ГЭС? И почему?

Видео о самых крупных ГЭС мира-4 мин.

Работа в группах

Работа с картой России, выяснить на каких реках строятся ГЭС в России, сделать вывод.

Учитель. Водные берега – это любимые места отдых и туризма. О целебных свойствах воды известно очень давно. Люди замечали, что целебные воды того или иного источника позволяют им избавиться от различных недугов. На территории Липецкой области тоже есть источник целебной воды.

Презентация мини-проекта учеником «Липецкие минеральные воды». Региональный компонент

Поскольку вода уникальна и дефицитна, вытекает проблема, связанная с загрязнением вод.

Дифференцированная работа в группах.

Карточка №1.SOS.

Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Нефть вылилась в море. Растеклась по его поверхности, покрыла берега. Погибли рыбы, животные. Они не смогли дышать.

Вопросы.

  1. Какова главная проблема океана?
  2. Каковы последствия этой проблемы?
  3. Предложите меры по предотвращению загрязнения океана.

Карточка № 2. «Клад» на дне реки.

Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок, и много другого мусора. Выводы из этого сделай самостоятельно.

Вопросы.

  1. Какова главная проблема реки?
  1. Каковы последствия этой проблемы?
  2. Предложите меры по предотвращению загрязнения реки.

Карточка № 3.

В связи с аварией в Японии на атомной электростанции «Фукусима — Дайичи», поврежденной в марте в результате землетрясения и цунами, начался сброс в океан радиоактивной воды, скопившейся в реакторах. Страшную угрозу всему живому не только в океане, но и на суше представляют атомные испытания на море и захоронение на морских глубинах радиоактивных отходов.

Вопросы.

  1. Какова главная проблема океана?
  2. Каковы последствия этой проблемы?
  3. Предложите меры по предотвращению загрязнения океана.

Возвращаемся к нашему проблемному вопросу урока

Действительно ли вода ценность, которую нужно беречь?

Учитель. Признавая особое значение воды в жизни человечества , Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды 22 марта — Всемирный день воды (Всемирный день охраны водных ресурсов).

С 1993 года официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. В этот день организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне.

Каждый год, 22 марта ООН назначает конкретное подразделение собственной организации, которое будет контролировать соблюдение правил проведения Всемирного дня воды.

Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к ее решению.

  1. Подведение итогов урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  1. Домашнее задание.
  • Базовый уровень: П-19, вопрос № 2.
  • Повышенный уровень:Познакомиться с легендой «Ангарские бусы» и пользуясь дополнительным материалом, узнать о происхождении географических названиях, которые упоминаются в тексте легенды. (учебник стр.113-114)
  • Высокий уровень:- Представьте, что вы менеджер туристического агентства. Придумайте маршрут, куда можно было бы отправлять туристов для укрепления их здоровья.

Список литературы.

  1. Учебник: А.И.Алексеев «География.» 5-6 класс — М.: Просвещение, 2015
  2. Учебник: А.А.Летягин «География.» 5 класс — М.: Вентана-Граф, 2015
  3. Дневник географа-следопыта 5 класс — М.: Вентана-Граф, 2015
  4. Атлас. Начальный курс географии 5 класс М.: Аст — Пресс Школа, 2015
  5. СелевкоГ.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: