Человек в системе социальных связей - ABCD42.RU

Человек в системе социальных связей

Человек в системе социальных связей

Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

  1. первичные (материальные, базисные);
  2. вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическая трактовка общества:

  • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое .

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Общество (в узком смысле) — это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы , когда она оказывается самодостаточной .

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

  • люди (движущая сила исторического процесса);
  • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
  • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

Сущность общественных связей и отношений:

  • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Социальность — это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность — общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще» , т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Главное в таком анализе — пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы «стягивание» общественных связей и отношений в единый «узел» бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений , в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

Вместе с тем отношения человека к обществу — это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый «уникальный» феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Основные этапы взаимодействия человека и общества:

  1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.
  2. Общество как система вещных зависимостей , когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.
  3. Следующий (новый) этап — Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

Социальная структура общества — совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    • семья,
    • род,
    • племя,
    • народность,
    • нация.

Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666» дает следующее определение:

  • Многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) — сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием.

Интересная статья по поводу «российской нации», закон о которой пытаются пропихнуть некоторые деятели во главе с президентом Путиным, по ссылке http://www.rus-obr.ru/ru-web/13505.

Класс — большая группа людей, которые отличаются друг от друга

  1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
  2. о их отношению к средствам производства,
  3. по их роли в общественной организации труда,
  4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Читайте также  Понятие о классификации растений

В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.

Вопрос 30. Человек в системе социальных связей

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.
Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.
Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое. Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств, любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.
Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего Я. Человек может от чуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д. Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе. Для этого необходимо представить себе основные этапы взаимодействия человека и общества.
Исторически первой появилась система личной зависимости людей в связи с переходом от охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь усилий многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства и аппарата. Образуется система социальных связей, характеризующихся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального производства.
Вторым этапом было общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления, с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.
Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развития человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

Человек в системе социальных связей Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе»

, не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках

марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» — сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина). Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект»

и «социальная деятельность». Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой. Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком,

когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами,

а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов . Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные

своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!).

Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности. Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших

класса — класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям — в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным

Читайте также  Основные принципы спортивной тренировки

сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются , предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения — как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной

причиной (вторым детерминантом) духовных отношений. Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда

выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.). При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

Социальные связи человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность социальных связей

На протяжении всей своей жизни человек стремится к тому, чтобы удовлетворить свои потребности, а также к тому, чтобы создать вокруг себя наиболее комфортные условия для существования. Тем не менее, в одиночку это сделать просто невозможно, поэтому людям необходимо взаимодействовать с другими членами общества для того, чтобы удовлетворять свои интересы, достигать поставленные цели, реализовывать задачи и разрешать наиболее актуальные проблемы, которые возникают у них в процессе жизнедеятельности.

При этом, люди вступают в разного рода зависимости друг от друга. Они могут быть простыми или сложными, непосредственными или опосредованными. Опосредованная зависимость заключается в зависимости, которая возникает между жизнью индивида и уровнем развития общества, к которому он принадлежит. Также большую роль играет политический режим, результативность сложной экономической системы, а также состояние нравов, мировоззрение, отношение граждан к различным идеологическим отраслям.

Зависимость, которая реализуется через социальное действие – это осознанное действие, которое человек осуществляет не только для того, чтобы создать комфортные условия для самого себя, но и для того, чтобы ориентироваться на потребности и интересы остальных членов общества. При этом, человек ожидает ответную реакцию на свои действия, а также то, что человек будет передавать ему информацию, обмениваться с ним опытом. Во всем этом заключается смысл социальной связи.

Какой бы ни была форма социальной связи, и в каких бы условиях она не возникала, необходимо подчеркнуть, что она имеет сложную структуру. К ее элементам необходимо отнести:

  1. Субъекты социальной связи – это люди, число которых минимум составляет два человека, а максимум может быть несколько тысяч. Иногда субъектами становятся граждане одного государства, члены сообщества или просто два человека, которые заключили брак;
  2. Предмет социальной связи – сюда относится та тема или то, по поводу чего осуществляется социальная связь, и на что нацелены сами субъекты, когда вступают во взаимоотношения друг с другом;
  3. Механизм сознательного регулирования отношений, который формируется между субъектами. Он полностью зависит от рода отношений, и предполагает наличие норм и правил поведения, которые характерны для социальной зависимости и социальных взаимоотношений.

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти элементы могут рассматриваться по отдельности, но при этом они тесно связаны друг с другом и образуют скоординированную систему. Без одного элемента практически невозможно создать наиболее благоприятные условия для организации полноценной социальной связи, а изменения в соотношении участников, в направленности их действий и в целом в их мировоззрении или устремлениях может оказать серьезное влияние на всю социальную связь в целом. Некоторые условия вовсе приводят к исчезновению социальных связей, к тому, что они трансформируются из одной формы в другую.

Таким образом, социальные связи – это необходимый элемент в жизни каждого общества. Без связей человек попросту не сможет реализовывать себя, свои потребности и интересы, получать новую информацию и опыт.

Человек в системе социальных связей

Человек по своей природе – существо и биологическое, и социальное. Это говорит о том, что в нем есть множество черт, которые были заложены природой, но при этом он попросту не сможет жить без других членов общества, так как это будет тормозить его развитие и мешать его изменениям как внутренним, так и внешним.

В социальных связях человек прежде всего сознает свою природу, у него происходит самосознание. Это процесс осознания человеком себя как личности независимой, сформировавшейся, которая имеет возможности и навыки того, чтобы вступать во взаимодействия с другими членами социума. Также осознанно человек может принимать самостоятельные решения, которые будут полностью на его совести, и за которые он будет нести ответственность.

Что касается еще одного процесса – самореализации, то она является в прямом смысле практическим применением самосознания. Самореализация выражена в применение человеком своих талантов, навыков и опыта, который был получен в результате взаимодействия и взаимоотношений с другими членами общества. Он целенаправленно использует возможности, осознает, какими могут быть последствия, и каким образом он сам может повлиять на исход тех или иных событий.

В социальных связях формируется социальное поведение индивида. исходя из определений самореализации и самосознания, мы можем говорить о том, что социальное поведение – это действие, которое осуществляется индивидом в отношении других членов общества. социальное поведение может развиваться в нескольких основных направлениях:

  • Общение – обмен информацией, опытом, взаимодействие с людьми как краткосрочного, так и более продолжительного характера;
  • Деятельность – это набор действий, которые индивид совершает с целью применить свой опыт и навыки на практике, применить все накопленные знания в деятельности, которая может оказать влияние как на него самого, так и на окружающих;
  • Самосознание – это возможность не просто осуществлять деятельность, но и осознавать себя как социальное существо, которое может в тех или иных обстоятельствах оказывать влияние на исход событий, принимать решения, и просто вести себя в соответствии с тем, как предписано в том обществе, в котором проживает человек.

Конечно же, социальные связи помогают развиваться человеку. Гораздо проще, эффективнее и интереснее проявлять себя в социуме, чем пытаться отгородиться от всех. Такой вакуум может негативно сказаться на психическом состоянии индивида, на его поведении, делая его более асоциальным, агрессивным и, в конечном итоге, девиантным.

Человек должен стремиться к тому, чтобы наращивать собственные социальные связи, поскольку только благодаря им он имеет возможность развиваться и становиться личностью со своими индивидуальными чертами, потребностями и свойствами.

Презентация по обществознанию для 10 класса «Человек в системе социальных связей»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Человек в системе социальных связей. Социальное поведение NaTaLy-Tak@yandex.ru Обществознание 10 класс

Человек в системе социальных связей Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Биологическое и социальное в человеке. Биологическое Человек-это биологическое существо, т.к. он живёт, как всё живое на земле. Каждая его клетка растёт, развивается, умирает. Человек-это часть природы. Социальное Человек-это социальное существо, т.к. он полностью зависит от общества, политики. Он не может жить отдельно от мира.

Личность и факторы, влияющие на ее формирование Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

Личность и социализация Личность-это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Личность-это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Социализация-это процесс превращения индивидов в личность.

Стадии социализации Адаптация-это приспособление к окружающей среде Индивидуализация-это осознание собственного Я Интеграция-это когда он занимает своё место в обществе Трудовая-это стадия, когда человек работает Послетрудовая-пенсия

Человек Индивид Личность Социализация

Личность и факторы, влияющие на ее формирование На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Читайте также  Особенности японской модели менеджмента

Личность и факторы, влияющие на ее формирование Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Итак, существует три фактора формирования личности: Деятельность Общение Творчество

Самосознание и самореализация Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самосознание и самореализация Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода Свобода-это возможность совершать любые действия, не запрещённые законом. Золотое правило свободы: Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Единство свободы и ответственности личности Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Единство свободы и ответственности личности Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Ответственность Ответственность-это обратная сторона свободы, осознание себя как причина совершаемых поступков.

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация к уроку обществознания в 10 классе (базовый уровень) «Человек в системе социальных связей»

В презентации представлены главные положения урока.

Презентация может быть использована на уроке для изложения нового материала, а также для повторения уже изученного.

Материал будет полезен учителям истории и обществознания, учащимся общеобразовательных школ и колледжей.

Презентацию подготовила учитель истории и обществознания ( 1 категория) МКОУ «СОШ №2 ст. Преградная» Урупского района Карачаево-Черкесской Республики Тахтаулова Наталья Владимировна

  • НатальяНаписать 27330 22.10.2013

Номер материала: 16759102259

  • Обществознание
  • 10 класс
  • Презентации
    20.10.2013 7372
    17.10.2013 17641
    13.10.2013 2440
    10.10.2013 15706
    10.10.2013 2005
    08.10.2013 23192
    08.10.2013 6586

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Минпросвещения рассказали о системе оценок по физкультуре в школах

Время чтения: 0 минут

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор сообщил о снижении результатов ЕГЭ по естественно-научным предметам

Время чтения: 1 минута

Аккаунты друзей ребенка в соцсетях регулярно просматривают 30% родителей

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Человек в системе социальных связей

Непознанное:Природа Планеты Порой природа будто специально показывает нам, что нам ещё очень многому нужно поучиться у нее

Боевые искусства:Кобу-дзюцу каратэ В современном мире Кобу-Дзюцу в основном развивается как самостоятельный вид единоборства. И это неслучайно, ведь Кобу-Дзюцу с самого начала было предназначено для реальной и эффективной защиты от агрессора.

Теософия и эзотерика:Бессмертные Святые Происхождение некоторых суфийских орденов связывают с Пророком Мухаммадом, других — с ещё более древними временами, считая, что ислам послужил благодатной почвой для проявления уже существовавшего суфизма

Парапсихология:Законы магии Законы магии не являются продуктом законотворчества, но, подобно физическим законам или музыкальной гармонии, выведены на основе многовековых практических наблюдений

Человек в системе социальных связей

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» — сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект» и «социальная деятельность». Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов .

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: