Экологическая психология. Психологические основы экологического образования - ABCD42.RU

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: Психология

Дата публикации: 02.04.2017 2017-04-02

Статья просмотрена: 1448 раз

Библиографическое описание:

Макарова, О. А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста / О. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41420/ (дата обращения: 17.09.2021).

В современном мире актуальной проблемой является взаимосвязь человека с природой. Только деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания законов природы, и осознание того, что человек — ее часть, может спасти планету. Сегодня экологическая проблема встает не только в ракурсе сохранения окружающей среды от загрязнения, но и заявляется как проблема предотвращения стихийного воздействия на природу в сознательно развивающемся взаимодействии с ней. Это взаимодействие осуществляется только при условии наличия у каждого человека достаточного уровня экологического сознания и экологической культуры, становление которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В самом широком смысле этого слова, экологическое сознание представляет сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия.

Под экологическим сознанием Э. В. Гирусов понимает совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Для того чтобы у человека произошло формирование экологического сознания, по словам Э. В. Гирусова, необходима такая перестройка взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы станут одновременно нормами его поведения по отношению к природе [1, с.3].

Б. Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание должно включать в себя экологические знания: выводы, сведения, факты, обобщения о взаимоотношениях и обмене, которые происходят в мире животных и растений, в сфере их обитания и окружающей среде. Экологическая ответственность и эстетические чувства, являющиеся составной частью экологического сознания, побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, леса земли, атмосферы [3, с. 230]. В. И. Медведева и А. А. Алдашова считают, что понятие экологическое сознание должно также охватывать ту область человеческих знаний и действий, которая связана с воздействием человека на объекты и процессы в природе, приводящие к изменениям самой структуры природы [4, с. 16].

В. А. Скребец попытался выделить структурные компоненты и описать основные свойства или признаки экологического сознания. Если рассматривать структурные компоненты, то исследователь прежде всего выделяет центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; нормативы экологического взаимодействия с природой, которые характерны для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, усвоенного определенной категорией людей, а также конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:

– опосредованность знаками, символами, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

– социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе ценностями, нормами, а также сформировавшимися традициями;

– внутренний диалогизм и др. [5, с.29].

По мнению Д. С. Дерябо и В. А. Ясвина, важной характеристикой экологического сознания является субъектное восприятие природных объектов. У взрослого населения формирование субъектного отношения к природе сопряжено с определенными трудностями, а некоторые авторы считают, что за ограниченное время в сложившихся условиях сформировать его практически невозможно. Поэтому в этой сфере стратегическую работу необходимо начинать в юном возрасте, пока сознание в такой мере не отягощено антропоцентрическими и технократическими установками как у взрослых [2, с. 56].

Такие ученые как Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, обращают внимание на то, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания, а также формирования экологической культуры.

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. У ребенка в этом возрасте начинает развиваться эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит формирование основ нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно становление экологического сознания у дошкольников, а так же формирование у детей экологической культуры, правил и норм взаимодействия с природой, воспитание сопереживания и бережного отношения к ней, проявление активности в практическом решении некоторых экологических проблем.

Становление экологического сознания дошкольника — это становление осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, которые охраняют и создают ее. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Старший дошкольный возраст характеризуется довольно высокой ступенью развития физиологических, творческих, познавательных способностей. Это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками. Появляется внутренняя речь, хорошо выражены и развиты анализ и синтез окружающей действительности. В полной мере проявляется характер. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе. Так же дети в этом возрасте накопили уже довольно большой объем о явлениях природы и их свойствах

Трудовая деятельность в сфере природы усложняется, становится более инициативной, систематизированной и разнообразной: дети самостоятельно и охотно кормят и заботятся о животных, сажают и ухаживают за растениями, наблюдают за их развитием и ростом, также собирают овощи, семена.

В старшем дошкольном возрасте формируются эмоционально-волевые качества: инициативность, ответственность, самоорганизация, самоконтроль. Установки экологического поведения усложняются, упрочняются. Мотивированность оценки приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.

Учитывая возрастные характерологические особенности дошкольников, к которым в норме относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, воспитание и становление экологического сознания (ответственности, гуманности, любви к родной природе) должно идти через сострадание, сопереживание. Эти чувства определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают. Активная позиция способствует овладению умениями по уходу за домашними животными, комнатными растениями, зимующими птицами и т. д.

Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний. Ребенок радуется травке, ярким цветам, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, любуется радугой. Еще К. Д. Ушинский обращал внимание положительное воздействие природы на психику детей, на их всестороннее развитие в процессе общения с природой. Ребенок действительно исследует окружающий мир, его притягивает все яркое, красивое, необычное. Он по-настоящему испытывает огромную радость от процесса общения с природой.

В. Я. Ясвин, опираясь на исследования А. В. Запорожца, Я. З. Неверович и других ученых, делает вывод о том, что у ребенка присутствует субъективное отношение к миру природы, которое проявляется, в первую очередь, в познавательной деятельности. Если взрослому достаточно любоваться красивой бабочкой, порхающей над цветком, ребенку хочется эту бабочку поймать и потрогать. Наличие познавательных компонентов в структуре эмоциональных процессов приводит к формированию синтетических эмоционально-гностических комплексов. В. Я. Ясвин подчеркивает, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения, а его модальность носит субъектно-прагматический характер. Следовательно, отношение к природе в дошкольном возрасте может быть обозначено как субъектно-познавательное, субъектно- прагматическое [6, с. 200].

Итак, в настоящее время аспекты взаимодействия природы и человека составляют глобальную экологическую проблему, суть которой не столько эффективное, сколько природосберегающее и созидательное отношение современного человека к среде обитания. Состояние общественного экологического сознания и культуры взрослого населения вызывает серьезную тревогу. Начинать становление экологического сознания нужно с дошкольного возраста, благоприятного для формирования начальных экологических представлений с позиций взаимодействия природной и личностной систем.

  1. Гирусов Э. В., Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия «Философия. — 1996. — № 1. — С. 3–14
  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
  3. Лихачев Б. Т. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2001. — 607 с.
  4. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. Уч. пос.. — 2-е изд. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
  5. Скребец В. А. Экологическая психология: Учебное пособие. — К.: МАУП, 1998. — 144 с.
  6. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000. — 456 с.

REFERAT1 (Экологическая психология. Психологические основы экологического образования)

Описание файла

Документ из архива «Экологическая психология. Психологические основы экологического образования», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «психология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «психология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «REFERAT1»

Текст из документа «REFERAT1»

Реферат по педагогической антропологии

студентки III курса МГЛУ в/о факультета ГПН

Экологическая психология.

Психологические основы экологического образования

Экологическая психология.

Психологические основы экологического образования

Экологическое образование в условиях экологического кризиса

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропо­центрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.

Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

Предмет и задачи экологической психологии

В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”.

В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

Отношение к природе как предмет психологического исследования

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Читайте также  Организация бухгалтерского учета оплаты труда в здравоохранении

Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиаль­ность и сознательность.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический, субъектно-непраг­ма­ти­­чес­кий. В соответ­ствии со сферами проявления отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффек­тивный, когнитивный, практический и поступочный.

На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

Проблема субъектного восприятия мира природы

Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта: а) гносеологический — считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом, б) установочный — относится ли воспринимающий к нему как к субъекту, и в) функциональный — открывается ли оно воспринимающему как субъект.

При анализе гносеологического аспекта рассмат­ривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.

При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.

При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспри­нимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.

Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосред­ствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации.

Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация. Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Механизмы формирования субъективного отношения к природе

Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — в процессе непосредственного практического взаимо­действия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направ-ление и характер формирования субъективного отношения к нему.

В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).

Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических рели­зе­­­­­ров является эмоциональный тон ощущений.

Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.

Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров и 2) экологических фактов.

социальные психологические релизеры — это специфи­ческие вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.

Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.

Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.

Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.

Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.

Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом, определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения: а) использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо “полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы; б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование; в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является “полезным продуктом”, при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части; г) неиспользование природного объекта в качестве “полезного продукта”.

психологическими релизерами практического канала являются “ответы” — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.

Выделяются пять типов “ответов”: антропоморфные, поведенческие, морфологические, физиологические и геофизические (механические).

Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.

Формирование субъективного отношения к природе как система

Система психологических релизеров имеет иерар­хическую структуру. Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностей воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.

К трансканальным механизмам обработки психологи­ческих релизеров относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): “эффект первичности”, “эффект новизны” и “эффект ореола”, а также экологические установки личности.

Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющий возникнуть такому сложному и много­аспектному психологическому образованию, как субъективное отношения к “природе в целом”.

Модальность субъективного отношения, с одной стороны, является предсуществующим условием, опреде­ляющим дальнейшее формирование отношения на конкретном этапе, а с другой, является результатом формирования отношения на данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа. Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношения к природе — многоэтапный, цикличный процесс.

Характер формирующейся модальности по оси “прагматическая — непрагматическая” определяется характером деятельности с природным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси “объектная — субъектная” определяется возможностью или невозможностью возникновения субъектификации природного объекта.

Процесс формирования субъективного отношения к природе носит системный характер, обладающий рядом специфических признаков.

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза

Развитие экологического сознания в процессе социо­генеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая “противо­поставленность — включенность”, б) “объектно — субъект­ное” восприятие природы, в) “прагматический — непраг­матический” характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропо­центрическая и экоцентрическая.

Антропо­центрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как “архаическое сознание ® антич­ное сознание ® христианство ® картезианство”.

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как “инвайроментальный консерватизм ® русский космизм ® учение о ноосфере, экологизм ® универсальная этика, биоцентризм”.

Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности.

Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе

Психологическая основа экологического воспитания дошкольников

От индивидуально – психологических особенностей личности зависит то, какие отношения складываются у человека в общении с другими людьми и то, как сосуществует он с природой.

В 21 веке народы мира очень активно решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Наиболее важным на фоне других является экология. Ребенок погружен в стихию природы гораздо в большей степени, чем взрослый, поскольку только учится управлять собой и начинает осознанно относиться к явлениям и объектам живой и неживой природы.

Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а от того, каков будет этот дом, психологическая обстановка в нем, зависит вся последующая жизнь и здоровье ребенка.

Таким образом, направление экологического воспитания в дошкольном возрасте очень актуально и отличается от традиционного направления – ознакомления детей с природой.

Важным аспектом экологического воспитания, на наш взгляд, является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья дошкольника и гармонично развитой личности в дальнейшем. Ведь только гармонично развитый человек сможет выстроить правильные отношения с природой, сделать среду обитания приемлемой для существования.

Как отмечает С.Н.Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому. Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми. Дошкольный возраст – сензитивный период для принятия образцов поведения. В данном случае уместно вспомнить об импринтинге – явлении запечатления. Уже в 3–4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы.

Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон), экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) – все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

С точки зрения педагогики и психологии, нельзя забывать о стимулировании ребенка в его стремлении к познанию окружающего мира. В каждой семье вырабатывается своя система поощрений и наказаний. Взрослые не должны забывать, что со своей стороны не должны оставлять без внимания ни один поступок ребенка, будь то что – либо хорошее или плохое. Малыш вовсе не обязан все делать правильно и без напоминания, быть всегда хорошим. И в то же время дошкольник должен усвоить, что привлечь внимание взрослого можно не только плохим поступком, требующим наказания. Любое старание ребенка не должно остаться без внимания. Оно в любом случае заслуживает похвалы. Взрослый всегда может найти способ и выбрать правильный момент, чтобы подкорректировать поведение ребенка в данной конкретной ситуации, но любом положительный отклик и добрый эмоциональный настрой обязательны. Очень значимо уважительное отношение взрослых к любой победе ребенка над самим собой, к любому его полезному для окружающих поступку.

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым экологическим мышлением, с высоким уровнем нравственного и культурного развития, с активной жизненной позицией. Став взрослыми , дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого мы закладываем еще в раннем детстве.

В нашем детском саду проведено уже достаточное количество занятий по экологии, имеющих в основе психологическое обоснование, нравственно-культурный аспект. Примерная тематика занятий – «Планета Земля в опасности», «Лекарственные растения», «Добрые дела юных экологов» и другие. Предлагаемый нами конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Зеленая елочка – живая иголочка», мы уверены, будет интересен для воспитателей , работающих со старшими дошкольниками, и ,конечно, для самих детей.

Читайте также  Стронг, Анна Луиза

Конспект интегрированного занятия
для детей подготовительной к школе группы
на тему «Зеленая елочка – живая иголочка»

Программное содержание. Уточниять и расшириять представление детей о ели. Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающему их миру. Закрепилять знание детей о плакате как особом виде цветного рисунка, призывающего к добрым делам и соблюдению правил поведения. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить начатое дело до конца.

Материалы к занятию. Плакат о природе, листы тонированной бумаги, краски, восковые мелки, фломастеры, игрушка Старичок – лесовичок, цветик – семицветик с открывающимися лепестками.

Подготовка к занятию. Наблюдение за елью на участке детского сада, рассказ воспитателя о ели, разучивание стихов и песни о ели, рисование различных елок, рисование плакатов на тему «Как нельзя вести себя в лесу».

Ход занятия

В. Дети, я вам загадаю загадку, и если вы ее правильно отгадаете, то сразу узнаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Что за стройная девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?

В. Правильно, дети, это елка, а еще можно сказать ель. Давайте вспомним, какие листья у елки?

Д. Листья у елки необычные Вместо листочков у нее иголки.

В. Как еще называют еловые иголки?

В. Почему ель никогда не бывает зимой голой?

Д. Потому что ель никогда не сбрасывает хвою полностью.

В. Правильно. Это вечнозеленое дерево. Каждая иголка – хвоинка растет 5-7 лет и только потом падает на землю. За что же животные и птицы очень любят это дерево?

Д. Когда на елке вырастают шишки, собираются к ней гости. Прилетают дятлы, клесты, прибегают мыши. Белки тоже любят еловые шишки.

В. Всю ли шишку съедают животные и птицы?

Д. Нет, они вытаскивают из шишек вкусные семена. Дятел вставляет шишку в щель в дереве и долбит. А после белки от шишки остается голый стерженек. Поэтому под елкой часто можно увидеть шелуху от шишек.

В. Ель не боится сильных снегопадов. Другие деревья под тяжестью сильного снега гнутся к земле, у них ломаются ветки. А елке снегопад нипочем. Тяжелый снег тянет к низу еловые лапы, но не ломает их, потому что они эластичные и пружинистые – наклоняются все ниже и ниже и снег с них спадает. Но зато елка боится сильного ветра. Вспомните, пожалуйста, почему?

Д. Корни у елки не уходят глубоко в землю, а расходятся под верхним слоем почвы. Поэтому в сильный ветер тонкие корни не могут удержать дерево и старые ели часто падают, выворачивая корни.

В. Ель очень доброе дерево. Еловый лес спасает зимой зверей и птиц не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра. А как же ель помогает быть здоровыми?

Д. Она выделяет приятный запах и очищает воздух от бактерий. Очень полезно гулять в еловом лесу. А еще очень полезна еловая смола, из которой делают лекарства. Очень любим мы с вами это чудесное дерево. Много стихов написано о лесной красавице. Давайте вспомним стихи о елке.

Дети читают стихотворение «Тихо ель качается» И. Токмаковой, «Птичья елка» З.Александровой, «Живи, елочка» И.Токмаковой.

В. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Проводится игра «Цветик — семицветик». Дети встают в круг, один ребенок отрывает лепесток и передает его дальше по кругу (облетает весь свет). Ребенок, перед тем, как передать лепесток, кружится. Все вместе дети произносят слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели. Вели….

Ребенок, у которого оказался лепесток на этот момент, загадывает желание. Играем, пока не кончатся лепестки. В конце игры обсуждаем с детьми, кому какие желание понравились и почему. Выделить желания, имеющие общественную значимость. Возвращаемся на стулья.

В. Сегодня к нам пришел знакомый Лесовичок. Он знает, что в нашей группе живут очень добрые и отзывчивые ребята. Это видно из тех желаний, которые вы сейчас загадали. Но он очень расстроен. В лесу к Новому году начали рубить елки, а ему их очень жалко. Я предлагаю вам помочь Лесовичку. Каждый из вас может придумать и нарисовать плакат про елку, чтобы напомнить всем людям, что елка живая и ей лучше расти в лесу. Там от елки гораздо больше пользы. Я уверена, вы все помните, что такое плакат. Кто мне поможет рассказать?

Д. Плакат – это особый вид рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения.

В. А потом свой плакат вы можете повесить в холле детского сада, в подъезде своего дома. Так мы поможем Лесовичку сохранить елки в лесу.

Дети придумывают содержание плакатов, выбирают бумагу, материал. Рисуют под спокойную музыку. В конце занятия воспитатель вместе с Лесовичком отмечает каждую работу.

В. Правильно, дети. Лесовичок благодарит детей за помощь, отмечает, что только дети с добрым сердцем могли нарисовать такие плакаты и надеется, что когда они станут взрослыми, останутся такими же добрыми и внимательными к окружающей среде.

Дети, которые не успели закончить свою работу на занятии. Могут закончить ее вечером.

Статья «Психология и экология»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

МБДОУ «Детский сад № 25» г. Братска

Психология и экология

Экология, экологическое воспитание, психологическая основа экологического воспитания.

В данной статье рассказывается об экологическом воспитании детей дошкольного возраста, о влиянии возрастных и гендерных особенностей детей на экологическое воспитание.

В 21 веке народы всего мира очень активно решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Наиболее важным на фоне других является экология.

Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» — наука. Выходит, это наука о доме. Для человека, дом – это его жилье, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озера, реки. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля. Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представление в программах ознакомления детей с природой.

От индивидуально – психологических особенностей личности зависит то, какие отношения складываются у человека в общении с другими людьми и то, как сосуществует он с природой.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Ребенок погружен в стихию природы гораздо в большей степени, чем взрослый, поскольку только учится управлять собой и начинает осознанно относиться к явлениям и объектам живой и неживой природы.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества.

Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а от того, каков будет этот дом, психологическая обстановка в нем, зависит вся последующая жизнь и здоровье ребенка.

Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения.

Таким образом, направление экологического воспитания в дошкольном возрасте очень актуально и отличается от традиционного направления – ознакомления детей с природой.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Важным аспектом экологического воспитания, на мой взгляд, является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья дошкольника и гармонично развитой личности в дальнейшем. Ведь только гармонично развитый человек сможет выстроить правильные отношения с природой, сделать среду обитания приемлемой для существования.

Как отмечает С. Н. Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому [2] . Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми. Дошкольный возраст – сензитивный период для принятия образцов поведения. В данном случае уместно вспомнить об импринтинге – явлении запечатления. Уже в 3–4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы.

Чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из возрастных особенностей детского организма.

Уже к 3-м годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте 3-4-х лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время особенно большое значение для развития детей приобретает пример старших.

В 4-5 лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты.

В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории родного края. Они с охотой читают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей: некоторые биоценологические связи внутри мелкого сообщества, луга, водоёма; причины отлёта птиц; связь комплекса признаков и зависимость жизни растений и животных, обитающих на определенной территории – леса, луга и т.д. Например, в любой экосистеме хищники не могут жить без мелких растительноядных животных: «урожай» растительного корма сказывается на численности его потребителей и хищников, а в конечном счете – на всем биогеоценозе. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

Гендерные особенности также оказывают влияние на экологическое воспитание. Так девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом.

Читайте также  Таможенная реформа Шувалова

В дошкольном возрасте окончательно закладываются основы, корни воспитания.

Экология чувств — ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон, экология пространства — соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада — все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры, сопоставление животных с игрушками. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы. В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей. Занятия или экскурсии, труд и наблюдения за природой, используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером Воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок, также требует использование разнообразных методов.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым экологическим мышлением, с высоким уровнем нравственного и культурного развития, с активной жизненной позицией. Став взрослыми, дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого мы закладываем еще в раннем детстве.

Экологическая психология

В пособии представлено новое направление в психологии – экологическая психология, – система понятий, связь обозначенного направления с основными отраслями психологии, дан краткий анализ эколого-психологических научных направлений, рассмотрен феномен экологического сознания, характеристика пространственной, образовательной, рабочей, городской сред и их влияние на человека. В структуру пособия входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки, список рекомендуемой литературы.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • 2. ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Несмотря на большое количество работ, проводимых в нашей стране в рамках экопсихологической проблематики (В. В. Абраменкова, Ю. Г. Абрамова, Н. Н. Авдеева, Т. Ф. Базылевич, Г. А. Ковалев, О. М. Дерябина, С. Д. Дерябо, В. А. Иванников, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Э. С. Кульпин, Е. О. Лазебная, А. Б. Леонова, В. Е. Лепский, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов, Ю. М. Плюснин, В. В. Рубцов, В. О. Скребец, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и многие другие), термин «экологическая психология» еще не обрел своего общепринятого понимания.

Экологическая психология формируется и развивается на стыке экологии, экологии человека, разных направлений психологии, психотерапии, педагогики, философии и других научных дисциплин.

Одной из причин этого является различие в переводах разными авторами соответствующих англоязычных терминов, вследствие чего «в научной литературе, с одной стороны, термин»экологическая психология»используется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологического исследования, а с другой — в одной и той же работе иногда можно встретить использование терминов»экологическая психология»,»психологическая экология»,»психология окружающей среды»как полных синонимов, то есть для обозначения одной и той же области» (С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин). При этом наиболее распространенным в обыденном и даже научном сознании является понимание «экологии» как синонима понятий «отношение к природе», «защита», «сохранение», «чистота» и т. п. (Ю. М. Плюснин, 1997).

Другая причина заключается в неоднозначности самих понятий «экология» и «психология». Так, экология в настоящее время может рассматриваться как соответствующая область биологической науки, как междисциплинарный подход к изучению экосистем планетарного масштаба, как мировоззренческая позиция, ставящая своей целью сохранение жизни на Земле, и т. д.

С другой стороны, и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и др. Также сложность определения экологической психологии обусловлена тем, что ее проблемами занимаются специалисты из разных областей психологии, педагогики, экологии и социологии и при определении данной отрасли они используют свой понятийный аппарат.

По этой причине в настоящее время даются разные определения того, что следует понимать под экологической психологией. Для примера приведем три из них.

Так, С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин понимают под экологической психологией собственно психологию экологического сознания. Ключевой проблемой экологической психологии они считают исследование индивидуального и группового экологического сознания как совокупности экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. По мнению Г. Г. Аракелова, экологическая психология занимается экологическим благополучием психического здоровья нации, народа. Таким образом, это «мультидисциплинарная наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, мозг, поведение и возникающие при этом последствия».

В. О. Скребец дает следующее определение экологической психологии: экологическая психология (от греч. oikos — окружение, среда; psyche — душа; logos — наука, учение) — наука, изучающая характер и особенности психологических воздействий на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим переживаний, внутренних состояний человека и общества. Как следует из этого определения, область экологической психологии — это не просто отражение среды органами чувств и не просто отношение к окружению, а влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера — от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентации, поступков, предпочтений, волеизъявлений.

В ходе Российской конференции по экологической психологии было признано, что

— исходным для эколого-психологических исследований является представление о том, что психические процессы, состояния и сознание, психическое развитие, обучение и поведение человека, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи конкретного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной, семейной и т. п.) и природой в целом, то есть вне систем «индивид — окружающая среда», «человек — окружающая среда» и/или «человек — природа», причем разные специалисты поразному представляют функциональное и структурное содержание этих систем;

— эколого-психологические исследования характеризуются таким же концептуальным и эмпирическим разнообразием, которые характерны для современного состояния психологии в целом.

Также было отмечено, что в сознании российских психологов уже формируется общее понимание области исследований и практики экологической психологии. В настоящее время под термином «экологическая психология» подразумевается:

— специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды (физико-химической, пространственной, образовательной, информационной, городской и др.), включая влияние средовых факторов и условий на психику человека, а также типы экологического сознания, выражающего отношение человека к природной среде (миру природы);

— конкретно-методологический подход к изучению психических явлений. Например, экологический подход к зрительному восприятию, по Дж. Гибсону (1988);

— своеобразная социальная озабоченность представителей психологической науки и практики отрицательным влиянием антропогенной среды (например, информационной, городской и иной) на состояние и развитие психики человека.

Тем не менее, как отмечают С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, экологическая психология — это вполне определенное направление психологической науки, сформировавшееся в Европе и США в 1960-е гг. и объединяющее под общим названием по крайней мере три области психологических исследований: психологическую экологию, психологию окружающей среды и экологический подход к восприятию.

Курт Павлик, руководитель крупнейшей международной программы по экологической психологии в конце прошлого столетия, дает следующее определение экологической психологии: «…экологическая психология означает изучение психических процессов, то есть переживания и поведения, в тех условиях окружающей среды, при которых переживание и поведение происходят»сами по себе», без вмешательства исследователя или психолога-испытателя. В экологической психологии предпринимается изучение человеческого переживания и поведения в неразрывной связи с окружающей средой и попытки их теоретического обоснования. Экологическая перспектива в психологии увязывается с двумя принципиально противоположными, однако, во всяком случае, тесно переплетающимися, взаимодействующими видами влияний: влиянием окружающей среды на человеческое переживание и поведение и воздействием этих переживаний и поведения на эту же среду (селекционные или преобразующие мероприятия человека по воздействию на окружающую среду). С этой точки зрения экологическая психология исследует человеческое переживание и поведение в их»природных», репрезентативных контекстах» (K. Pawlik, K. Stapf).

Общим для приведенных определений экологической психологии является то, что в качестве исходного основания выступает отношение «человек — окружающая среда». В связи с этим нельзя не отметить, что понятие окружающей среды тоже требует своего методологического анализа.

В свое время этот вопрос достаточно подробно был разобран В. А. Ясвиным, который показал, что «…несмотря на необычайно широкое употребление (а вероятнее всего, благодаря этому) понятие»среда»не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле»среда»понимается как окружение. Наряду с термином»среда»активно используется еще целый ряд терминов, таких как»среда человека»,»среда людей»,»человеческая среда»,»окружающая среда»,»жизненная среда»,»человеческое окружение»и др… Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей» (В. А. Ясвин, 1997).

Многие авторы сходятся в том, что в структурном отношении понятие окружающей среды охватывает не только пространственно-предметные (природные и антропогенные) условия, окружающие человека, но и социальные.

Однако, несмотря на общее понимание среды как того, что окружает человека в его жизнедеятельности, в разных эколого-психологических исследованиях окружающая среда описывается по-разному в зависимости от конкретного предмета изучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: