Эколого-эстетическое воспитание школьников - ABCD42.RU

Эколого-эстетическое воспитание школьников

Эколого-эстетическое воспитание школьников как важный элемент педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
статья на тему

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности.

Скачать:

Вложение Размер
ekologo-esteticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx 19.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Жителева Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»

Зубово – Полянского района РМ.

Домашний адрес: РМ Зубово-Полянский район,

п. Зубова Поляна, улица Шельтяева, дом 50

«Через красивое – к человеческому –

такова закономерность воспитания»

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» пятый год. У старшеклассников важно пробуждать способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. Работа по этой теме может быть организована во всех параллелях. Так, в средней школе на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты. Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.)
Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И. Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба») По этой тематике я провожу уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды и др.
Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся, в проектах. Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке». Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нём, выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и действительности, но также и особенности человеческого отношения к этим эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к созиданию прекрасного в своей деятельности. В своей практике я использую художеств фрагменты на уроках литературы экскурсии «Уроки на природе». Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве. Красоте природных явлений и человеческих отношений к природе.

Как учитель я продолжаю работу в этом направлении и во внеурочное время. Мои дети принимают активное участие в творческих конкурсах эколого-эстетического направления. В районном конкурсе литературных работ «Искусство слова» мы принимаем участие уже не первый год. Уткина Ирина два года подряд занимала первое место в номинации «Проза». Одна из работ, представленных на конкурс, — сказка «Помощь лесу». Пинясова Ирина заняла второе место в номинации «Поэзия», представив стихотворение «Зубова Поляна!». В 2013/2014 учебном году учащиеся принимали участие в творческом конкурсе «Защитим лес» в номинациях «Проза» и «Поэзия», где представляли свои работы в виде статей о защите леса, стихотворений, сказок.

Традиционным в гимназии стало проведение научно-практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура и этнос». Мы с детьми проводили исследовательские работы на темы «История возникновения нашего посёлка», «Улица имени героя» (улица имени Шельтяева). Работая по теме «история возникновения нашего посёлка», мы использовали материалы А.А. Прохорова. Нельзя не оценить тот вклад, который внёс Адольф Афанасьевич в литературное наследие не только связанное с историей возникновения посёлка, но и направленное на эколого-эстетическое воспитание школьников.

В 2015/2016 учебном году в рамках реализации ФГОС в 6 классе мне была предложена внеурочная деятельность по предмету. Я выбрала тему «За страницами школьного учебника». Имена людей, географические названия — часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «За страницами школьного учебника», являющийся актуальным в настоящее время. Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу. Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли. Большое внимание я уделяю эколого-эстетическому воспитанию обучающихся и как классный руководитель. В моём плане воспитательной работы большое место отводится эколого-эстетическому воспитанию Ежемесячно с учащимися мы проводим такие классные часы как «Экология», «Зелёная планета», «Край ты мой любимый», «Симфония жизни» и другие. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе раскрывают перед ним красоту природы. Ежегодно осенью и весной мы планируем с детьми экскурсии на природу. Очень часто мы посещаем краеведческий музей. Весной прошлого года мы с детьми побывали на экскурсии в Нижнем Новгороде. Нами осуществляется работа с ветеранами педагогического труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Исходя из вышесказанного мне бы хотелось отметить, я горжусь, что знакома с творческим наследием замечательного педагога – краеведа А.А. Прохорова и стараюсь быть его достойной ученицей.

Эколого-эстетическое воспитание младших школьников

Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания.

В. А. Сухомлинский

В ХХI веке давление человека на окружающую среду заметно усиливается. Усложнение среды обитания, ее повышенная техническая и информационная насыщенность влияют на антропологические данные человека и связанный с ним мир живого. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Поэтому воспитание подрастающего поколения в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы.

Одним из перспективных в этом смысле представляется такое направление как экологическая эстетика, вычленяющаяся в настоящее время в отдельную ветвь эстетической науки и исследующая глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Экологическая эстетика начала формироваться в середине двадцатого века. Идеи взгляда на природу с эстетической точки зрения раскрыты как в трудах зарубежных ученых – Й. Бейуса, Т. Бруниуса, Д. Дики и др., так и отечественных – Н. Артановского, Н.И. Киященко, Л.П. Печко и др. Возникшая на синтезе экологии как специальной научной дисциплины и эстетики, она обретает свой статус как эстетика окружающей среды, подлинным предметом которой является эстетическое освоение природы и ее бытия, развитие эколого-эстетического сознания, воспитания эстетических отношений человека к миру, природе, другому человеку.

В процессе эколого-эстетического воспитания огромную роль играет школа. Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования именно у младших школьников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Начальная школа – это первая ступень в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей природной среде и собственному здоровью. Здесь закладывается осознанный взгляд на эстетику природы, на ее уникальное значение для жизни и здоровья человека и общества.

Изучение современного состояния школьного эстетического и экологического воспитания привело нас к мысли о необходимости его преобразования. Мы считаем, что в дополнение к учебной программе для младших школьников необходимо введение факультативных занятий по экологической эстетике. Этот курс может быть назван «За страницами учебника «Окружающий мир».

В качестве примера приводим тематическое планирование кружковой работы в 3 классе «Экологический месяцеслов» (Приложение 1), в котором определены календарные сроки проведения того или иного занятия, а также направления деятельности младших школьников, работающие на их воспитание и развитие, и разработку одного занятия «Творю руками образ Солнца» (Приложение 2). Занятия кружка приурочены к природоохранным датам и праздникам. Материал факультативного курса не пересекается с материалом учебника и далеко выходит за его рамки. Он дополнен экологическими сведениями, которые спроецированы на жизнь общества, планеты и отдельных людей; в каждой теме прослеживается связь природных объектов и явлений с тем или иным видом искусства: изобразительным, музыкой, скульптурой, архитектурой, поэзией, мифологией, что осуществляет выход на эстетику.

Каждый раз необходимо учитывать, что в классе обучаются дети с разными способностями и различными личностными характеристиками. Поэтому методы и содержание работы стоят на позициях личностно-ориентированной и деятельной педагогики. Предусматриваются задания – игры, соревнование или конкурс друзей природы, практикуются мини-выступления, дискуссионный клуб при групповом объединении, создание своих проектов. Также предполагается проведение экологических конкурсов, сказок, викторин и задач, праздников, театрализованных представлений, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации, экскурсий, бесед, диспутов, практической работы на местности, встреч с интересными людьми (врачами, лесниками, агрономами, студентами).

На наш взгляд, реализуя полноценное эколого-эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Литература:

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, – 2003.
  2. Щедрина Г.К. Экологическая эстетика и универсализация эстетического. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия “Symposium”, выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.82-84.
  3. Гухман Г., Демина Л., Юрьева Т.Солнце – наша звезда. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», №8. 1999 г. С. 51.

Выступление «Эколого-эстетическое воспитание школьников»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

«Через красивое – к человеческому –

такова закономерность воспитания»

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» пятый год. У старшеклассников важно пробуждать способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. Работа по этой теме может быть организована во всех параллелях. Так, в средней школе на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты. Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.)
Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И. Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба») По этой тематике я провожу уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды и др.
Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся, в проектах. Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке». Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нём, выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и действительности, но также и особенности человеческого отношения к этим эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к созиданию прекрасного в своей деятельности. В своей практике я использую художеств фрагменты на уроках литературы экскурсии «Уроки на природе». Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве. Красоте природных явлений и человеческих отношений к природе.

Как учитель я продолжаю работу в этом направлении и во внеурочное время. Мои дети принимают активное участие в творческих конкурсах эколого-эстетического направления. В районном конкурсе литературных работ «Искусство слова» мы принимаем участие уже не первый год. Уткина Ирина два года подряд занимала первое место в номинации «Проза». Одна из работ, представленных на конкурс, — сказка «Помощь лесу». Пинясова Ирина заняла второе место в номинации «Поэзия», представив стихотворение «Зубова Поляна!». В 2013/2014 учебном году учащиеся принимали участие в творческом конкурсе «Защитим лес» в номинациях «Проза» и «Поэзия», где представляли свои работы в виде статей о защите леса, стихотворений, сказок.

Традиционным в гимназии стало проведение научно-практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура и этнос». Мы с детьми проводили исследовательские работы на темы «История возникновения нашего посёлка», «Улица имени героя» (улица имени Шельтяева). Работая по теме «история возникновения нашего посёлка», мы использовали материалы А.А. Прохорова. Нельзя не оценить тот вклад, который внёс Адольф Афанасьевич в литературное наследие не только связанное с историей возникновения посёлка, но и направленное на эколого-эстетическое воспитание школьников.

В 2015/2016 учебном году в рамках реализации ФГОС в 6 классе мне была предложена внеурочная деятельность по предмету. Я выбрала тему «За страницами школьного учебника». Имена людей, географические названия — часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои заме чательные личные имена. Эти и другие темы, связанные с именова нием человека, освещает курс «За страницами школьного учебника», являющийся актуальным в настоящее время. Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу. Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли. Большое внимание я уделяю эколого-эстетическому воспитанию обучающихся и как классный руководитель. В моём плане воспитательной работы большое место отводится эколого-эстетическому воспитанию Ежемесячно с учащимися мы проводим такие классные часы как «Экология», «Зелёная планета», «Край ты мой любимый», «Симфония жизни» и другие. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе раскрывают перед ним красоту природы. Ежегодно осенью и весной мы планируем с детьми экскурсии на природу. Очень часто мы посещаем краеведческий музей. Весной прошлого года мы с детьми побывали на экскурсии в Нижнем Новгороде. Нами осуществляется работа с ветеранами педагогического труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Исходя из вышесказанного мне бы хотелось отметить, я горжусь, что знакома с творческим наследием замечательного педагога – краеведа А.А. Прохорова и стараюсь быть его достойной ученицей.

Эколого – эстетическое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Оглавление

Введение……………………………………….…….……………………………………3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания
Школьников………………………………………………………………………………5

Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического
воспитания……………………………………………………………………….7

Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения
к природе и ее охрана……………………………………………………………..……..10

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………………….……….…14

2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к
Природе………………………………………………………………………………. 17

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

Файлы: 1 файл

KURSACh_PO_MPI_1.docx

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

Кафедра обслуживающего труда

и изобразительного искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ преподавания изобразительного искусства

НА ТЕМУ «ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Выполнила:

студентка 4 курса,2 группы

факультета «Технология»

Карака Татьяна Викторовна

Руководитель:

Таргонский Валерий Михайлович

Работа допущена к защите________________________ ___

(дата, подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………….…….……… ……………………………3

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания

Школьников…………………………………………………… …………………………5

    1. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического
    1. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения

к природе и ее охрана……………………………………………………………. .……..10

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДЫ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Раскрытие эколого-эстетических свойств в учебно-воспитательном

процессе………………………………………………………… …………….……….…14

2.2. Методы и формы экологического и эстетического воспитания……………….16

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к

Природе…………………………………………………………… …………………. 17

2.4. Эколого-эстетическое воспитание подростков на уроках живописи…………..19

Заключение…………………………………………………… ………………………….23

Тема моей курсовой работы “эколого – эстетическое воспитание школьников”.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами. На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно — содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43).
При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Не стоит забывать о том, что формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

В данной курсовой работе можно выделить основную цель и задачи.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность экологического воспитания школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников, имеющей эстетическую и природоохранительную направленность.

Цель определяет постановку задач:

1. показать взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников.

2. Раскрыть эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в школе.

3. Рассказать об использовании разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе в школе.

Эколого-эстетическое воспитание

Кристина Гавацкова
Эколого-эстетическое воспитание

«В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры-осознанного-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окруение в этот период жизни».(С. Николаева).

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также,что истиннаякрасота заложена в природе,и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее, как справедливо омечает Т. С. Камарова. В результатепри ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогощает человека духовно,общение с ней способствует формированию положительных качеств. Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, мы остановились на проблеме эколого-эстетического воспитания. Мы считаем, что лно обеспечивает формирование духовны и нравственных ценностей.

Научить детей видеть красивое-дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдаьельны и чутки к словам, настроению и делам взрослого,они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное лушевное состояние, восприятия ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Задача состоит в том,чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целеобоазности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей мпособности эстетически относиться к миру, воспринемать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.

Сознательно организуемое и направляемое пелагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с создания его уелостного обоаза. При этом правильные представления о предметах легче всего формируются в процессе их непосредственного чувственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного. Кроме того, он получает сведения от взрослого,передаваемы словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина,цвет, ыорма, конструкция, звучание, запах).

Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства,как бы выделить их из предмета. Воспринемаемое оценивается ребенком,т. е. определяется степень значимости этих свойств, красоты предмета. Оценка может выражаться оценочным суждением «нравится», «красиво». В основе его- сравнение воспринятого с ранее оцененными предметами или эталлонными образами.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в ращвитии личности особое место. Эстетическое отношение не ограничено какой-либо одной сферой действительности-оно касается всего, что освоил человек в материальном производстве, в научном пощнании,нравственных и политических отношениях в обществе. Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах (в труде, науки, поведении и т. д.) наслаждение им стимулируют совершенствование человека.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольника Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы… Тяга к прекрасному и красивому присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи» Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи».

Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи. Блок «Осень» Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Эстетическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Эстетическое воспитание в детском саду и семье 1. Эстетическое воспитание в детском саду и семье. 2. Фридрих Шиллер, писал Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует,.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: