Электрооборудование и электрические схемы токарно-винторезного станка 1К62 - ABCD42.RU

Электрооборудование и электрические схемы токарно-винторезного станка 1К62

Обзор токарно-винторезного станка 1К62

1К62 — один из наиболее распространенных токарно-винторезных станков во времена СССР, который можно встретить в металлообрабатывающих цехах и сегодня. К преимуществам данного агрегата относится выносливость, надежность, возможность обрабатывать крупногабаритные заготовки и продуктивность.

Плашка производителя на 1К62

В данной статье рассмотрен станок 1К62 и его модификации. Будет представлена кинематическая и электрическая схема оборудования, изучены особенности его конструкции и технические характеристики, а также приведена инструкцию по регулировке и техническому обслуживанию механизма.

1 Станок 1К62 — назначение, область использования

Модель станка 1К62, пришедшая на смену устаревшей модификации 1А62, начала выпускаться Московским станкостроительным заводом «Красный пролетарий» в 1956 году. Серийное производство агрегата продлилось вплоть до 1971 года.

Помимо стандартных токарных операций, данный станок позволяет производить нарезание резьбы пяти типов: питчевой, архимедовой, модульной, метрической и дюльмовой. 1К62 оснащен шпинделем повышенной жесткости (смонтирован на специальных подшипниках), что дает возможность обрабатывать на станке заготовки из каленой стали. Также допустимо применения ударной нагрузки, которая не влияет на точность обработки.

К преимуществам 1К62 относится — мощный двигатель, жесткость конструктивных узлов, обширный диапазон скоростей, минимальный уровень вибрации при работе. В совокупности все это позволяет выполнять высокопроизводительную обработку металлических деталей.

Внешний вид станка

1К62 классифицируется как лобовой станок — это оборудование, способное работать с заготовками большого диаметра но малой длины. В конструкции предусмотрена поперечная регулировка задней балки, дающая возможность обтачивать пологие конуса. Также балка посредством замка может соединяться с нижней секцией суппорта, что увеличивает функциональные возможности при выполнении сверлильных операций.
к меню ↑

1.1 Особенности конструкции

Устройство агрегата предполагает возможность установки люнетов двух типов — подвижных, диаметром 20-80 мм, и неподвижных — от 20 до 130 мм. Данный станок предназначен для обработки деталей диаметром до 400 мм (при установке над станиной) и прутков 45 мм.

В качестве двигателя используется мотор асинхронного типа мощностью 10000 Вт, выдающий до 2000 об/мин. Всего предусмотрено 23 режима скорости, минимальные обороты — 12.5 об/мин, максимальные — 2000 об, что позволяет выбрать оптимальный режим обработки металлов любой твердости. Регулировка скорости вращения шпинделя и настройка подачи суппорта (продольной и поперечной) выполняется посредством изменения положения шестерни коробки скоростей, для управления которой предусмотрены специальные рычаги. Сами шестерни являются сменными.

За подачу суппорта в станке 1К62 отвечает вспомогательный асинхронный движок на 1000 Вт (до 1400 об/мин). Оба движка оснащены тепловым реле, которые обеспечивают защиту моторов от перегрева. Функцию защиты от коротких замыканий выполняют плавкие предохранители. Конструктивное устройство 1К62 делает станок одинаково эффективным как в силовом, так и в скоростном резании.

Шпиндель в станке 1К62 устанавливается на специальных подшипниках, обеспечивающих повышенную жесткость узла, что в свою очередь дает улучшенную точность обработки заготовок. Согласно классификации по ГОСТ №8-82, данная модель относится к первой группе точности «Н». На станок могут устанавливаться трехкулачковые (диаметр — 250 мм) либо четырехкулачковые (400 мм) патроны самоцентрирующегося типа.

Конструкция станка 1К62

Приведенная схема демонстрирует конструктивное устройство 1К62, где:

  1. Станина.
  2. Передняя тумба.
  3. Задняя тумба.
  4. Передняя бабка.
  5. Патрон.
  6. Задняя бабка (является регулируемой, может перемещаться по направляющей и устанавливаться на необходимом от передней бабки расстоянии);
  7. Резцы (главный рабочий инструмент) и резцедержатель;
  8. Фартук и размещенные на нем механизмы продольной и поперечной подачи суппорта.
  9. Ходовой вал.
  10. Ходовой винт.
  11. Коробка подач.
  12. Корыта для сбора стружки и слива охлаждающей жидкости.

Также существует две модификации данной модели. Наиболее распространенным является станок 1К62Д, который отличается увеличенным на 10 мм отверстием шпинделя и отсутствием в предохранительном механизме фартука падающего червяка. По остальным узлам и механизмам данные агрегаты идентичны.

Серьезно отличается от 1К62 его более современная версия — токарно винторезный станок 1К625. В данной модификации до 500 мм увеличен диаметр обработки над станиной, и до 250 мм над суппортом. Максимальный ход каретки вырос с 1330 до 920 мм. Все это позволяет обрабатывать детали большего размера. Мощность движка, частота оборотов и функциональные возможность в данном станке остались неизменными.

1.2 Станок 1К62 в работе (видео)


к меню ↑

2 Кинематическая и электрическая схемы

Главным рабочим движением в агрегате является вращение шпинделя, которое передается на него от привода через коробку скоростей с клиноременной передачей. Несмотря на то, что в паспорте станка написано о 23-ех скоростях, их фактическое число меньше, так как передаточные отношения некоторых положений зубчатых колес идентичны.

Кинематическая схема 1К62

Всего в станке присутствует 4-е кинематические цепи: 3 из них приходится на суппорт — продольная и поперечная подача, а также ускоренное перемещение, последняя цепь — винторезная подача. Винторезная цепь активируется при нарезании резьбы, в ней задействуется 68-ой ходовой винт и зафиксированная на фартуке маточная гайка.

При поперечной подаче суппорта работают муфты 104 и 105, которые через зубчатые колеса передают крутящий момент от двигателя на ходовой вал, а он, в свою очередь, приводит в движение поперечный суппорт. Продольное перемещение суппорта выполняется муфтами 102 и 103 через зубчатые колеса 77-79, сообщающие движение на реечное колесо 84. Сама рейка неподвижно зафиксирована на станине станка, в результате колесо вращается и проворачивается по рейке, перемещая вместе с собой фартук и суппорт.

Ускоренная подача суппорта выполняется напрямую от вспомогательного электропривода посредством клиноременной передачи. Отметим, что винтовые пары №95 и 96 позволяют вручную регулировать положение пиноли задней бабки и резьбовых салазок.

Электрическая схема 1К62

Электрическая схема представлена на следующем изображении:

Электрооборудование модели 1К62 работает от трехфазной сети переменного тока, использование провода заземления обязательно. В агрегате используются следующие узлы электрической аппаратуры:

  1. Тепловое реле РТ-1 (2шт) — для двигателя и электронасоса.
  2. Пакетные включатели ВП-1.
  3. Насос ВП-10.
  4. Трансформатор (ТП-50) и лампочки местного освещения на 36 В.
  5. Кнопочная станция для пуска/отключения привода, размещенная у передней бабки станка.

Также предусмотрен магнитный пускатель, предотвращающий самопроизвольное включение мотора после появления отсутствующего электропитания.
к меню ↑

2.1 Технические характеристики

Рассмотрим технические характеристики токарно-винторезного станка 1К62 начиная с основных параметров агрегата:

  • максимальный диаметр обработки: над станиной — 400, над суппортом — 220 мм;
  • длина заготовки — до 1500 мм;
  • максимальный вес заготовки: масса в патроне — до 500 кг, масса в центрах — до 1500 кг.

Характеристики шпинделя станка:

  • диаметр отверстия — 47 мм;
  • диаметр прутка — до 45 мм;
  • количество скоростей прямого вращения — 25 шт;
  • частота вращения — от 12.5 до 2000 об/мин;
  • частота на реверсном ходу — до 2420 об/мин;
  • тип конуса в шпинделе — М6.

Токарно-винторезный станок 1К62

Читайте также: технические характеристики, эксплуатация, наладка и ремонт токарно-винторезных станков 16К20 и ИТ-1М.

Характеристики подач суппорта:

  • ход каретки: 1330, 930 и 640 мм;
  • поперечный ход суппорта — до 250 мм;
  • количество ступеней продольных подач — 49 шт;
  • скорость подачи при быстром перемещении: продольная — 3.4, поперечная — 1.7 м/мин;
  • количество типоразмером нарезаемых резьб метрического типа — 44 шт;
  • шаг нарезаемой резьбы — от 1 до 192 мм.

Общий вес агрегата составляет 2.14 тонн, размеры — 281*117*133 кг.
к меню ↑

2.2 Особенности ремонта станка

1К62 — выносливое и надежное оборудование, однако длительный срок эксплуатации данных станков дает о себе знать, и ожидать от них безотказной работы не стоит. Предлагаем вашему вниманию перечень основных проблем, с которыми можно столкнуться в процессе использования 1К62, и способы их ремонта своими руками.

Тип неисправности Причина Ремонт/способ устранения
9 и 10 шестерни коробки подач не переключаются Шестерни застряли на нейтральном положении Электродвигатель запускается «на выбеге» и переключение выполняется повторно
Мотор станка самопроизвольно отключается в процессе работы Активируется тепловое реле, защищающее движок от перегрузки Снизить скорость вращения шпинделя
Снизился крутящий момент шпинделя Недостаточное натяжение тормозной ленты либо фрикционной муфты Подтянуть данные узлы
Подача суппорта осуществляется слишком медленно Слабо затянута пружина на перегрузочном устройстве Подтянуть, при необходимости — заменить, пружину
Не функционирует насос подачи СОЖ В баке отсутствует жидкость либо перегорели предохранители Долить/заменить
Станок издает вибрации при работе Износился стык на направляющих суппорта Увеличить натяжку клиньев и прижимных планок
Станок не дает нужной точности резки Сместилась задняя бабка/растянулся резцедержатель Регулировка бабки/подтяжка резцедержателя

Более серьезный ремонт требует привлечения профильных специалистов, без должного опыта выполнять его своими руками не рекомендуется. Одним из преимуществ 1К62 являются распространенные и дешевые запчасти, позволяющие без особых затрат восстановить агрегат после любых поломок.

Станки токарные винторезные

Модернизация

Токарно-винторезные станки нового поколения, созданные по образу и подобию 1К62, имеют комплектующие более высокого качества, созданные из прочных сплавов, отличающихся от тех, что использовались ранее. Изменилась и электросхема. Электрооборудование станков стало более надёжным, современное оборудование для работ по металлу может иметь разную мощность. Необходимую электрическую схему потребитель оговаривает с поставщиком оборудования в момент заключения договора на поставку. Неизменным показателем в электроприводах является степень безопасности сетей.

Электрическая схема 1К62

Усовершенствованный механизм управления отличается эргономичностью, что позволяет оператору токарного станка 1К62 не прилагать больших физических усилий, чтобы запустить или остановить станок. Шпиндель, муфта и тормоз делают пуск и завершение работы над заготовкой более плавными. Компьютерная разработка станин токарно-винторезных станков даёт возможность производить на любом из них продукцию высокой точности исполнения. Этому способствует и массивная чугунная станина, создающая идеальную жёсткость токарного станка. Такая схема сборки делает работу токаря физически более лёгкой.

Преимущества

1к62, характеристики которого описаны выше и винторезный станок 1к62д относятся к классу лобового типа. Технические характеристики станков 1к62 позволяют обрабатывать и детали из закаленных металлов. 1к62, паспорт которого можно скачать в интернете имеет и другие достоинства:

  • виброустойчивость;
  • возможность использования твердосплавных резцов;
  • универсальность в работе;
  • большой скоростной диапазон;
  • высокая прочность всех деталей.

Что можно производить на станке 1К62

Возможности токарно-винторезного станка 1К62 очень велики. На нём можно обрабатывать детали малого диаметра с незначительным весом и просто огромные. При закреплении заготовки в патроне, её вес может доходить до 300 кг. При закреплении детали в центрах, её вес может доходить до 1300 кг.

От объёма и массы детали, а так же тонкости работы над ней, зависит выбор рабочих инструментов, их размер и другие параметры. Для обработки торцевых поверхностей могут использоваться резцы, развёртки, свёрла, зенкера, метчики и плашки. Использования определённых видов инструмента, заготовка приобретает необходимую сложную форму шестигранника, конуса, цилиндра с резьбой или сложной внутренней структурой (в строгом соответствии с чертежом детали).

Универсальность технических характеристик токарно-винторезного станка 1К62 даёт возможность использовать его для обработки высокопрочных заготовок из закалённого металла, благодаря установке шпинделя на специальные подшипники, которые обеспечивают его жёсткость. Ударные нагрузки при обработке не повлияют на точность изготовления детали.

Применяется станок и для нарезки резьбы разной сложности. Она может быть внутренней и наружной, левой и правой.

Технические характеристики и паспорт

Начиная с основных параметров, внимание рекомендуется уделять следующим цифрам:

  • Максимальный вес для заготовок выглядит следующим образом: масса в центрах до 1500 килограмм, масса в патроне – до 500.
  • Общая длина заготовок – до 150 миллиметров.
  • Диаметр обработки: над суппортом до 200 мм, над станиной 400.
Читайте также  Олимпийские игры 1980 года в Москве

Шпиндель, которым снабжается винторезный тип оборудования, обладает следующими параметрами:

  1. Используется корпус серии М6.
  2. Обороты при реверсном ходе имеют частоту оборотов, равную 2420 оборотов в минуту.
  3. Вращение происходит с частотой от 12,5 до 2000 оборотов в минуту.
  4. Прямое вращение на 25 скоростях.
  5. До 45 миллиметров диаметра стального прутка.
  6. Отверстие с 47-миллиметровым диаметром.

У подач суппорта так же имеются определённые параметры:

  • От 1 до 192 мм шага нарезаемой резьбы.
  • 44 штуки возможных типоразмеров для резьб метрического вида.
  • 3,4 метра в секунду – скорость подачи вдоль, когда перемещение быстрое. Поперечная составляет 1,7 метр в секунду.
  • 49 ступеней у продольных подач.
  • 250 мм – поперечный ход суппорта.
  • Ход каретки – 1330, 930 и 660 мм.

Классификация резьбы

  • Метрическая — является в России наиболее распространённой – это треугольные бороздки с углом расположения 60º. На чертежах обозначается в мм. Есть 2 вида – с мелким и крупным шагом, задаётся в зависимости от назначения.
  • Дюймовая — имеет угол 55⁰. Применяется крайне редко, лишь для ремонта импортного оборудования. Детали с такой резьбой не разрабатываются для нового отечественного оборудования.
  • Модульная — измеряется в модулях, для получения более понятного русскому человеку значения, цифру необходимо умножить на π≈3,14.
  • Питчевая спиральная резьба, на чертежах отмечается в питчах. Это единица измерения, где определённые параметры делятся на число π≈3,14.
  • Архимедова спираль – детали с этим видом резьбы больше всего похожи на ледобур. Саморезы являются яркими представителями класса деталей с таким типом резьбы.
  • Цилиндрическая (трубная) – разновидность дюймовой резьбы. Угол может быть 55 и 60⁰, что регламентировано ГОСТ. Применяется для сращивания труб малого диаметра между собой без сварки и уплотнительных волокон.
  • Трапецеидальная — равнобочная, имеет угол 30⁰. Используется в сложных поворотных механизмах реверсивных кранов с большой подъёмной силой и трансмиссиях.
  • Упорная – не равнобочная 30⁰ резьба используется в конструкциях мощных прессов и домкратов. Существует ещё одна её разновидность — 0⁰ на стороне детали, испытывающей при работе большую нагрузку и 45⁰ со стороны, где нагрузки нет. ГОСТ 87 года.

На токарно-винторезном станке можно выполнить любую резьбу из перечисленных выше, и многие другие операции. Необходимо только разобраться с терминологией и обозначениями на чертежах и в настройках станка.

Узлы токарно-винторезного станка 1К62

Вся нагрузка равномерно распределяется на основании станка, которым служит станина. Она крепится на тумбах. С левой стороны на станине закреплена передняя бабка. В ней расположена коробка скоростей и шпиндель, прикреплённый к патрону. Справа располагается задняя бабка – эта деталь легко перемешается по продольной направляющей каркаса. С её помощью на станке крепятся заготовки разной длины. Режущие инструменты крепятся на суппорте (в центральной части токарного станка) в специальном держателе.

Суппорт токарно-винторезного станка 1К62 имеет два варианта подачи суппорта – продольную и поперечную. Определённую схему движения осуществляют 2 механизма, расположенных в фартуке. В зависимости от операции, выполняемой на станке, определяется, какой из механизмов будет задействован. Для расточки детали подачу осуществляет вращающийся ходовой вал, при выполнении резьбы – ходовой винт. Амплитуда движения суппорта определяется настройками коробки подач.

В нижней части станка, на станине закреплено корыто для отходов, к которым относится стружка и СОЖ, охлаждающая заготовки в процессе работы.

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 1К62

Схема электрическая

Для агрегата любых модификаций движение шпинделя относится к главным рабочим движениям. Оно передаётся от привода, через коробку скоростей с клинноременной передачей. Паспорт сообщает о том, что поддерживаются 23 скорости. Но число уменьшается по факту. Некоторые зубчатые колёса работают с примерно одинаковыми передаточными числами и отношениями.

Согласно кинематике, станок состоит из следующих цепей:

  1. 3 из них приходятся на суппорт.
  2. Есть ещё поперечная подача.
  3. Ускоренное перемещение.
  4. Последняя цепь представляет собой винторезную подачу.

Когда нарезается резьба – активируется винтовая часть. В ней используется 68-ой ходовой винт. На фартуке фиксируется специальная гайка, которая также становится неотъемлемой частью процесса.

Только рабочее состояние муфт обеспечит поперечную подачу. Они передают крутящий момент ходовому валу, по колёсам зубчатого типа. Потом энергия передаётся поперечному суппорту. Если необходимо – муфты обеспечат и движение поперёк. Движение проходит по зубчатым колёсам, а сообщается реечному. На станине рейку фиксируют неподвижно. В результате осуществляется вращение механизма. Вместе перемещаются фартук и суппорт.

От вспомогательного электропривода непосредственно проводится ускоренная подача, когда возникает необходимость. Пользуясь винтовыми парами, владельцы легко отрегулируют положение пиноли у задней бабки, салазок.

Система смазки 1К62

Схема системы смазки такова, что весь процесс происходит автоматически. Резервуар, из которого масло начинает своё движение по системе, находится в корпусе передней бабки, вернее, в нижней его части. Чтобы масло достигало каждого, требующего смазки, элемента токарного агрегата, от резервуара идёт трубопровод, обеспечивающий циркуляцию масла по системе.

Смазка приводится в движение плунжерным насосом, который втягивает масло внутрь системы трубок идущих к разным узлам станка. Сам насос, находящийся на нижней крышке фартука, приводится в действие эксцентриковым кулачком, которому передаёт движение вал. Продвигаясь по системе, масло попадает через фильтр к переднему подшипнику шпинделя и на лоток. Собственный вес масла не позволяет ему задерживаться на частях в большом количестве. Стекая произвольно вниз, оно смазывает зубчатые колёса, втулки и остальные части механизма, расположенные ниже.

Задний подшипник имеет 2 способа смазки. Вторым, дополнительным, является фитильный способ смазки. Наличие масла в системе можно увидеть в левой стороне верхней крышки передней бабки, где через небольшое окошечко хорошо видна струя смазочного вещества.

В смазочной системе 1К62 используется пластинчатый фильтр. Его характеристика такова, что для очистки вытаскивать из корпуса его части не нужно, достаточно лишь прокрутить рукоятку 2-3 раза. Такой способ очистки фильтра предусмотрен производителем, в течение первого года эксплуатации, как ежедневная процедура. На более поздних сроках использования этот ритуал может стать еженедельным.

Поперечная рейка станины, по которой перемещается суппорт, смазывается в ручном режиме по мере необходимости. Для этого служит краник, расположенный над ней.

Техническое обслуживание

Существует ряд правил, которые помогут содержать токарно-винторезный станок 1К62 в прекрасном рабочем состоянии на протяжении всего срока его использования.

  1. Осмотр станка на отсутствие видимых повреждений до включения электросети. На слух оценить работу двигателя. Через минуту после запуска двигателя проверить подачу масла в систему. При наличии посторонних звуков, необходимо разобраться, что их создаёт – механизмы фартука, коробка скоростей или другие механизмы. Особое внимание необходимо уделить устройствам подачи и удержания заготовки и предохранительного щитка. При малейшей неисправности необходимо приостановить работу и провести ремонтные работы и отладку оборудования.
  2. Согласно карте смазки, необходимо менять масло в резервуаре, чистить фильтр и трубы системы. Делать профилактические осмотры и промывку агрегатов. Своевременно менять резцы, что снизит нагрузку на двигатель.
  3. Ничего, кроме обрабатываемой заготовки, на рабочем месте быть не должно. Это убережёт от несчастных случаев и поломок механизма.
  4. Делая перерыв в работе, не оставлять двигатель работающим. При выполнении задач, не требующих автоматической подачи, суппорт необходимо отключать, выставив трензель в нейтральное положение.
  5. После смены необходимо протереть поверхность от грязи и масла при помощи ветоши, смоченной в керосине. После чего смазать неокрашенные поверхности маслом, что будет препятствовать возникновению ржавчины.
  6. Ежемесячно проводить генеральную чистку механизмов и внутренней стороны кожухов. Не долить, а полностью сменить масло и смазать все узлы станка в соответствии с указаниями производителя. Промыть фильтр керосином.

Ремонт, устройство и схема токарного станка

Главный контактор и тепловое реле главного двигателя токарного станка

Электрическая наука широко раскинула свои сферы влияния. Сегодня автор, участвующий в Конкурсе статей, поделится опытом по необычной для блога СамЭлектрик.ру теме – устройство токарного станка с точки зрения электрика.

Автора зовут Тимур Бобров, он из Ростова-на-Дону. В статье будет коротко рассказано об устройстве токарного станка, приведены схемы и описания узлов, дано много живых фотографий.

Статья рассчитана на читателей, которые в общих чертах знают, для чего нужен и как устроен токарный станок.

У меня есть несколько статей, в которых рассказано, как работают релейные схемы, там много похожей информации и нужных ссылок.

Итак, слово Автору.

Капитальный ремонт электрической схемы токарного станка

Здравствуйте. Я несколько лет занимаюсь капитальными ремонтами токарных станков. Со мной трудятся ещё несколько человек, у них разные обязанности. Моя сфера деятельности – электрика.

В основном – станки производства СССР, 1960-1980 годов. Модификаций станков даже с одним названием очень много – зависит от года выпуска и от завода.

Приходится иногда полностью менять все детали схемы, включая двигатели и провода, не говоря о пускателях и кнопках. Зависит от суммы, которую готов выложить заказчик и состояния станка – иногда достаточно поменять вводной автомат и горелые контакты, и станок готов.

Поскольку попадаются клиенты небогатые, приходится идти на компромисс, делать подешевле, урезать некоторые функции. При этом стараюсь сразу объяснить, что будет в результате, какие функции не будут работать.

Устройство токарного станка

Классический токарный станок производства СССР состоит из частей, показанных на чертеже:

Устройство токарного станка – вид спереди

На этом рисунке видно далеко не всё, только некоторые части, но этого достаточно для первичного понимания. Части, которые имеют отношение к электрике, выделены.

  • 8 – ручка муфты и переключения направления вращения шпинделя. Важно то, что эта ручка воздействует на концевой выключатель нулевого хода – пока он нажат, станок не включится.
  • 12 – кнопки Пуск и Стоп для управления главным двигателем.
  • 21 – кнопка без фиксации для включения двигателя быстрого хода (ускоренного перемещения каретки).
  • 24 – лампа освещения.
  • 27 – амперметр прямого включения, для контроля тока главного двигателя.
  • 28 – тумблер включения двигателя насоса охлаждающей жидкости (СОЖ).
  • 29 – индикатор включения питания.
  • 30 – рукоятка включения питания.

Электрическая схема токарного станка

Типовая схема токарного станка

Общий вид электрошкафа:

Электрошкаф токарного станка – открыта дверь

Сначала рассмотрим силовую часть (по схеме – слева от трансформатора).

Вводной автомат и система блокировки двери

Вводной автомат F1 является выключателем питания, он приводится в действие ручкой, выведенной на переднюю панель:

Панель управления токарного станка до ремонта. Рукоятка включения питания, индикатор сети, включение системы охлаждения, амперметр.

Вводной автомат станка. Проводов на верхних клеммах нет

Вводные клеммы, как видно на фото, часто бывают подгоревшие, поскольку заводские электрики подходят к этому важному месту халатно. А станки часто переносятся на другое место и переподключаются.

Система заземления всегда TN-C, то есть совмещенный проводник PEN прикручивается на корпус и на нейтраль. Точнее, нейтраль N и земля прикручены на один болт шасси.

Система H1 – S1 – F1 служит для того, чтобы при открытии двери автомат F1 отключался, и станок полностью обестачивался. Если электрик обладает большим опытом и специальным ключом, он может эту систему обойти.

Читайте также  Флора и фауна Украины

Система безопасности – индикатор H1, концевой открытия двери S1, переключатель ПУ, автомат F1. Также видно заднюю часть амперметра.

Для этого после открытия двери нужно вставить и повернуть ключ в месте ПУ, и заново включить автомат. При этом будут вспыхивать лампочки Н1.

Но обычно (всегда) ключ безопасности теряется, переключатель ПУ ломается отверткой, и бравые электрики (а бывает, и токари!) лезут в станок под напряжением. Рассказываю, как есть.

Главный контактор

Контактор К1 – самый мощный в станке. Он включает кроме двигателя М1 (шпиндель, мощность 7,5 или 10 кВт) двигатель гидростанции. Впрочем, гидросуппорт имеется в наличии крайне редко, поэтому двигатель М4 и тепловое реле F7 рассматривать не будем.

Главный контактор двигателя шпинделя

Кроме контактора, имеется и тепловое реле F5, на фото внизу. Тепловое реле старого типа имеет два полюса (контролирует две фазы). Одна из фаз идёт через амперметр. Три синих провода уходят к двигателю М1.

Главный двигатель посредством ременной передачи передает вращение на коробку передач.

Быстрый ход каретки и СОЖ

Через автомат F2 (около 6 А) питание поступает через контактор К4 на двигатель быстрого хода М2. Он включается вручную на короткое время, поэтому не имеет тепловой защиты. Через тот же автомат и контактор К2 питается двигатель М3, он вращает насос подачи охлаждающей жидкости. Насос включается вручную, тумблером на панели управления.

Освещение

Такая простая вещь, как светильник, всегда сломана. Его приходится менять или ремонтировать. Важно, что там стоит лампа на 24 или 36 В, и обязательно в целях безопасности питается через трансформатор.

На схеме – F3, S9, H2. Такие светильники есть в продаже, они называются “станочные”.

Трансформатор

Переходим к части управления. Она питается напряжением 110 В, от трансформатора.

Трансформатор станка – необходим для безопасной и правильной работы части управления

Это система с изолированной нейтралью (то есть, эта часть схемы работает без заземления) – пожалуй, самая безопасная из существующих.

Некоторые электрики в целях экономии или по незнанию выкидывают трансформатор. Это очень опасно! Тогда все части схемы будут под опасным напряжением!

Кнопки управления

Речь идет о кнопках S3, S4 (Стоп, Пуск).

Кнопки управления Пуск, стоп для управления пуском главного двигателя

По схеме видно, что это классическая схема с самоподхватом. Но в токарном станке она имеет свои особенности.

Схема управления питается через предохранитель F4 (я обычно ставлю автомат на 2 или 4 А) и кнопку Стоп.

При нажатии кнопки Пуск двигатель запустится только если выполнены несколько условий. А именно – замкнуты контакты S6 – S5 – F7 – K3 – F5. Только тогда на катушку контактора К1 поступит питание, и он своими контактами сам себя будет питать.

Кнопки можно менять на новые, тип ПКЕ, но лучше почистить и отремонтировать сделанные в СССР, чем ставить новые.

Концевой нулевого хода

Как я писал выше, концевой нулевого хода S6, для того чтобы запустился двигатель, должен стаять в нейтральном (не нажатом) положении.

Концевой защиты от ложного включения

Концевой крышки привода

Если концевой выключатель S5 не нажат (крышка ременной передачи не закрыта), двигатель не включится. Это опять требование безопасности.

Концевой защиты ременной передачи, место установки показано стрелкой

На фото показано место установки, но самого концевого нет. Его часто не ставят, либо принудительно замыкают, чтобы в работе можно было снять крышку. Это нарушение безопасности!

Тепловая защита

Далее по цепи пуска идут контакты тепловых реле F5 и F7. Тут ясно – при перегрузке контакты реле размыкаются, и двигатель не запустится, пока не устранится проблема, потом нужно вручную включить реле.

Контактор и тепловое реле насоса подачи охлаждающей жидкости

Реле времени – защита от холостого хода

Реле времени К3 типа РВП-22 включается при нажатии кнопки Пуск S4. Далее, если концевой нулевого хода S6 не разомкнется (шпиндель не начнет вращаться), контакты реле времени К3 с задержкой включения разомкнутся, контактор К1 отключится, и главный двигатель остановится.

Реле времени для защиты холостого хода

Для чего нужна эта система? Дело в том, что при вращении коробки передач на холостом ходу некоторые детали в ней могут перегреться (что именно – вопрос к механикам). Поэтому если токарь не выберет направление вращения, двигатель остановится.

В любое время, если шпиндель при вращении двигателя остановится, начинается отсчет времени, около 30-60 с.

К сожалении, при выходе реле времени из строя его контакты не дают запуститься двигателю. В результате, при отсутствии запчастей, их замыкают, и “выходят из положения”. Я ставлю вместо устаревших моделей электронные реле времени.

Задняя коробка

Задняя распределительная коробка часто бывает поломана или находится в неудовлетворительном состоянии.

Задняя коробка с клемником

Все провода, которые идут через клеммник этой коробки, приходится перетягивать (монтировать новые), поскольку от масла они становятся ломкие. Через эту коробку идут провода на кнопки Пуск и Стоп и на кнопку включения быстрого хода, а также питание на лампу.

Быстрый ход каретки и суппорта

Для ручного оперативного перемещения каретки вдоль и поперек служит двигатель М2, включаемый контактором К4. Контактор включается кнопкой (концевым без фиксации), которая встроена в ручку перемещения каретки.

Ниже показано фото аналогичного токарного станка 1К62, на котором изображен суппорт, каретка, а стрелкой показана кнопка включения двигателя быстрого перемещения.

Кнопка быстрого перемещения суппорта

Двигатель быстрого перемещения расположен в правой части станины, вращение передается через ремень.

Торможение

Торможение шпинделя нужно для того, чтобы токарь не тратил время в ожидании остановки массивной детали. Если торможения не будет, на остановку может потребоваться более 10 с. В современных станках применяется механическое торможение шпинделя при остановке. В старых моделях применялось электрическое торможение постоянным током либо тормозной муфтой.

Заключение

К сожалению, большинство станков, приходящих на ремонт – в неудовлетворительном состоянии. Это относится не только к электрической части. Причина – в отсутствии квалифицированного обслуживающего персонала на предприятиях и в отсутствии нужных запчастей.

Видео

На видео показана и подробно рассмотрена схема токарного станка, и показано, как можно установить в него УПП (софтстартер) для плавного пуска главного двигателя:

Спецы по токарным станкам, жду вас в комментариях!

Токарно-винторезный станок 1К62: описание, технические характеристики

Токарный станок позволяет быстро изготавливать любые детали в форме тел вращения: конусов, цилиндров, шаров, а также их сочетаний. Первоначально токарные операции включали обработку лишь мягкого дерева. Но к началу промышленной революции XIX века инженеры создали полноценный станок по металлу. В СССР крупнейшим профильным предприятием производящих станки всех видов стал московский завод «Красный пролетарий». Именно здесь в 1956 начал выпускаться знаменитый токарный аппарат 1К62. Через несколько лет производство этих станков было запущено на Челябинском заводе имени С. Орджоникидзе.

Данный токарно-винторезный станок относится к лоботокарному типу. Это означает, что ось вращения обрабатываемой детали располагается горизонтально.

1К62 имеет три модификации с различными РМЦ (расстояние между центрами). У максимальной из них длина обрабатываемой детали составляет 1400 мм, при диаметре 400 мм. Однако это общие габариты заготовки. Сама зона обтачивания на 70 мм меньше — 1330 мм, а размеры суппорта не позволяют работать с деталями диаметром свыше 220 мм.

Технические параметры патрона позволяют зафиксировать пруток 36 мм.

При общем весе такого станка в 2300 кг, технические характеристики 1К62 позволяют обработать деталь с массой до 1,5 тонн. Однако при этом максимальная нагрузка на патрон не должна превышать 500 кг.

Для поддержки обрабатываемой детали, равномерного распределения ее массы по длине станины применяются специальные устройства: люнеты. С токарным станком их в комплекте шло два типа: подвижные диаметром 20-80 мм и жестко фиксированные до 120 мм.

С 1967 года люнеты прилагались только по дополнительной заявке покупателя.

Класс точности 1К62 обозначается буквой «Н» — нормальная. Что соответствует допускам при обработке в 10 мкм.

Габариты всего токарного оборудования (минимум — максимум) составляют 2522 (3212) х 1621 мм. Без учета расстояния от станка до входящего в его комплектацию электротехнического щита.

Общее устройство 1К62

Токарный станок состоит из следующих узлов:

1. Две тумбы, соединенные коробчатой станиной образуют тело 1К62, его основу. Под станиной, между бабками помещено стальное корыто. Сюда в процессе токарно-винторезных работ падает срезаемая с детали стружка. В него же сливается отработанная охлаждающая жидкость и масло. Станина имеет четыре направляющих рейки: две плоских и две призматических, на которые опираются фартук и задняя бабка.

2. На массивной основе станка 1К62 расположена передняя бабка с поводковым патроном, куда зажимают обрабатываемые детали. Здесь же находятся коробка подач, моторный узел с главным электродвигателем, блок сменных шестерен. Тут же установлен целый набор управляющих рукоятей, позволяющих изменять скорость и направление движения узлов станка в процессе выполнения токарных операций.

3. Напротив передней бабки, расположена подвижная задняя. Основная ее задача: поддержка длинных деталей, с их одновременной центровкой. Характерной особенностью токарно винторезного станка является возможность перемещения задней бабки не только по оси детали, но и перпендикулярно ей. Что позволяет обрабатывать изделия в виде пологих конусов. Зажимной винт, установленный на задней бабке, позволяет различные приспособления, в частности сверла, специальные метчики и резцы.

4. С лицевой стороны токарного станка расположен фартук, способный двигаться вправо и влево.

5. Движение каретки фартука обеспечивают специальные приводные валы. Токарь может выполнять перемещение как вручную, вращением маховика, так и включая привод. Возможность механической подачи каретки составляет главное отличие токарно-винторезного станка от обычного, позволяет нарезать резьбу различного профиля и шага.

6. На фартуке 1К62 установлен суппорт с резцовой головкой, куда одновременно могут быть зажаты четыре резца с различным профилем. Суппорт оборудован двумя круглыми рукоятками – маховиками. С их помощью токарь обеспечивает максимально точную подводку резца к месту обработки. На суппорте установлены и перемещаются вместе с ним, и резцами: трубка подачи охлаждающей жидкости, защитный прозрачный щиток из плексигласа и осветительная лампа. Это необходимо для того, чтобы в процессе токарных работ место, где резец касается детали, было освещено и своевременно охлаждалось.

Давая описание 1К62, мы говорили о «задних» и «передних» элементах. Это общепринятые технические термины. Если же рассматривать рабочее место токаря, точнее говорить о расположении тех или иных приспособлений слева и справа. То есть, передней называют левую сторону токарного станка. Соответственно рукоятки и маховики управления 1К62 размещены в центральной зоне (на каретке фартука, на суппорте), и так же слева, на передней бабке и коробке подач.

Если мотор — сердце станка, то у 1К62 их целых четыре:

  • Относительно небольшой, на 1 кВт обеспечивает быстрое и равномерное движение каретки фартука при нарезании резьбы и просто длинном проходе резца.
  • Двигатель гидравлики, обеспечивающий подачу масла для смазки механизма передней бабки.
  • Крохотный двигатель на 125 Вт вращающий насос подачи охлаждающей жидкости.
  • Наконец, основной, мощностью 10 кВт — приводит в движение патрон куда зажимают обрабатываемую деталь.
Читайте также  Распространение терроризма в Республике Казахстан

Основной двигатель вращается со скоростью 1450 об/мин. С помощью системы клиноременной передачи она снижается до 810 оборотов. Далее в дело вступает переключатель скоростей со сменными шестернями.

Коробка переключения скоростей

Управление скоростями выполняется с помощью двух крайних ручек, расположенных на лицевой панели передней бабки. Маховики между ними предназначены для установки шага и направления резьбы (левая или правая). Под рукоятями закреплены таблицы, с указанием положения рычагов и соответствующих им режимов. Коробка позволяет сообщить шпинделю патрона 23 скорости прямого и 12 обратного вращения.

Выглядит это следующим образом:

  • Сначала крайней справа рукояткой устанавливаем ряд оборотов. Для этого рычажок повернуть в нужную позицию, а в некоторых случаях еще и наклонить вперед. Соответствующее положение подскажет табличка под рукояткой.
  • После того, как скоростной ряд обозначен, первой ручкой слева устанавливаем скорость и направление шпинделя в пределах данной группы.

Устройство позволяет регулировать скорость вращения заготовки в диапазоне от 12,5 до 2000 об/мин.

Регулировка соотношений шестеренок коробки скоростей дает возможность проводить многозаходную нарезку, если размер или марка стали не позволяет выполнить операцию за один раз.

Особое устройство, дающее 1К62 в том числе и нарезать резьбу, состоит из коробки подачи с приводными валами и перемещающейся по ним кареткой. Вращение заготовки с одновременным движением вдоль нее резца оставляет спиральное углубление по форме режущей кромки. А значит, регулируя скорость шпинделя и перемещения суппорта получим неограниченные возможности выбора вида и шага резьбы. Таким образом, нарезают обычную метрическую резьбу, дюймовую и совсем редкую — питчевую.

Механический привод, обеспечивающий движение суппорта позволяет токарю обратить все внимание на точность установки резца. Не отвлекаясь на его ручное перемещение вдоль заготовки. Подача выполняется гораздо более равномерно, чем с помощью вращения маховика. Механизм зацепления расположенный непосредственно на фартуке позволяет в любой момент остановить перемещение.

С учетом возникающей в процессе работы токарный станок требует достаточно прочного основания. Ведь суммарная масса 1К62 вместе с весом заготовки может составлять почти четыре тонны. Поэтому токарное оборудование устанавливают на специальных фундаментах, зажимая анкерными болтами.

Монтаж оборудования необходимо выполнить так, чтобы ось вращения детали была строго горизонтальной. Отклонения, допускаемые техническими характеристиками 1К62, составляют доли миллиметра. Добиваются таких характеристик укладкой под основание станка стальных конусных подкладок. После выверки выполняют подливку фундамента цементным раствором.

Значительный вес станка не позволяет перемещать его вручную. Поэтому выгрузку и монтаж выполняют с помощью тали или крана. При этом обязательно нужно учитывать, что цент тяжести 1К62 сдвинут к передней бабке. Места, за которые фиксируют стропы погрузчика, указаны на станине. Кроме того, в паспорте приведена схема зацепления устройства при подъеме.

Защита и обслуживание станка

Для предотвращения возможных поломок станок оборудован рядом приспособлений, это:

  • Концевые упоры, отключающие механизм при достижении предела возможного перемещения его устройств.
  • Плавкие предохранители, защищающие электрооборудование от короткого замыкания.
  • Тепловые реле, отключающие двигатель при перегреве.

Для контроля над нагрузкой в электрическую схему 1К62 включен амперметр с черно-белой шкалой. Пока стрелка на первой белой полоске, налицо недозагрузка, движется по черному сектору нормальная работа, заходит дальше — перегруз.

1К62 славится своей надежностью, что не исключает необходимость правильной эксплуатации и регулярного ухода. К этому относится периодическая очистка и смазка механизмов. Подача масла у станка выполняется автоматически в процессе работы, с помощью насоса системы гидравлики. Однако уровень и качество смазки должен контролировать сам токарь, при необходимости доливать и своевременно менять. В задней бабке и каретке фартука предусмотрена отдельная заливка и смена.

Охрана труда и уход за станком

Станок 1К62 обеспечен средствами безопасной защиты в полном соответствии с ГОСТ. В первую очередь это защитные кожухи и щитки. Они защищают глаза и кожу от отлетающей стружки, не допускают случайного касания движущихся механизмов. В систему электрики станка встроен понижающий трансформатор. Благодаря ему освещение, а так же подача охлаждающей жидкости выполняется при рабочем напряжении безопасном для человека.

Уход за станком лежит на его хозяине. Хороший токарь никогда не оставит рабочее место не убранным. Своевременно контролирует уровень масла указываемого датчиками и нагрузку на двигатель.

Работа на токарном станке требует внимания и ответственности. Не допускается одежда с болтающимися краями, которые могут оказаться захвачены механизмами. Чтобы острые края стружки не поранили руки, используют перчатки, а очистку станка выполняют специальной щеткой.

На сегодня флагман российского станкостроения, завод «Красный пролетарий», где был создан 1К62, практически уничтожен. Но и сейчас купить б/у станок, а так же запчасти к нему получится без проблем. Причем состояние предлагаемых агрегатов позволяет предположить, что работать они смогут еще не один десяток лет.

Рецепты домашней выпечки с фото — пошаговые мастер-классы

Кулинарный портал о выпечке

  1. Главная>
  2. Оборудование для обработки металла

Токарный станок 1к62д кинематическая схема

Станок токарно-винторезный модели 1К62Д предназначен для выполнения самых разнообразных токарных работ, в том числе для нарезания резьбы: метрической, дюймовой, модульной, питчевой и архимедовой спирали с шагом 3/8″; 7/16″; 8, 10 и 12 мм. Условия эксплуатации УХЛ-4 по ГОСТ 15150-69.

Основные виды работ, выполняемые на токарном станке 1К62Д в цехе, являются: обработка цилиндрических, конических, торцовых поверхностей, уступов; вытачивание канавок; отрезание частей заготовки; обработка отверстий сверлением, растачиванием, зенкерованием, развертыванием; нарезание резьбы; (рисунок 3).

Рисунок 3- Основные виды токарных работ, выполняемых в цехе

а — обработка наружных цилиндрических поверхностей; б — обработка наружных конических поверхностей; в — обработка торцов и уступов; г — вытачивание канавок, отрезка заготовки; д — обработка внутренних цилиндрических и конических поверхностей; е — сверление, зенкерование и развертывание отверстий; ж — нарезание наружной резьбы; 1- проходной прямой резец; 2 — проходной упорный резец 3 — проходной отогнутый резец; 4 — отрезной резец; 5 — канавочный резец; б — расточной резец; 7 — сверло; 8 — зенкер; 9 — развертка; 10 — резьбовой резец.

Основные узлы и механизмы станка токарного 1К62Д

Рисунок 4 — Кинематическая схема 1К62Д

Рисунок 5 – Расположение органов управления станка1К62Д

1-рукоятка установки величины подачи и шага резьбы; 2-рукоятка выбора типа резьбы и вида работ; 5-рукоятка установки частот вращения шпинделя;

7-рукоятка установки нормального увеличенного шага резьбы и положения при делений многозаходных резьб; 8-рукоятка установки правой и левой резьбы и подачи; 9-рукоятка частот вращения шпинделя; 10-вводный автоматический выключатель; 12-сигнальная лампа; 13-выключатель электронасоса подачи охлаждающей жидкости; 14-указатель нагрузки станка; 16-кран смазки направляющих каретки и поперечных салазок суппорта; 17-рукоятка поворота и крепления индексируемой резцовой головки; 18-выключатель лампы местного освещения; 19-болт крепления каретки на станине; 20-регулируемое сопло подачи охлаждающей жидкости; 21-рукоятка ручного перемещения резцовых салазок суппорта; 22-кнопка включения электродвигателя привода при быстрых перемещений каретки и поперечных салазок суппорта; 23-рукоятка управления механическими перемещениями каретки и поперечных салазок суппорта; 24-рукоятка зажима пиноли задней бабки; 25-рукоятка крепления задней бабки к станине; 26-маховик перемещения пиноли-задней бабки; 27-рукоятка управления фрикционной муфтой главного привода; 29-рукоятка включения и выключения гайки ходового винта; 31-кнопочная станция включения и выключения электродвигателя главного привода; 32-рукоятка ручного перемещения поперечных салазок суппорта; 33-маховик ручного перемещения каретки; 34-рукоятка включения и выключения реечной шестерни; 35-рукоятка управления фрикционной муфтой главного привода.

Электрооборудования станка 1К62Д

Рисунок 6 – Схема расположения электрооборудования станка 1К62Д

Рисунок 7 – Принципиальная электрическая схема станка 1К62Д

Рисунок 8 –Схема электрических соединений станка 1К62Д

Электрооборудование станка предназначено для подключения к трехфазной сети переменного тока с глухозаземленной или изо­лированной нейтралью.

На станке установлены три трехфазных асинхронных электро­двигателя (см. рис. 6, 7, 8).

В левой нише задней стороны станины установлен конечный выключатель S6 для ограничения холостого хода главного привода. Освещение рабочего места производится светильником НКС 01 смонтированным на каретке.

На каретке установлена кнопочная станция «S3, S4» для пуска и остановки электродвигателя главного привода.

В рукоятке фартука встроен конечный выключатель S8 для управления двигателем, перемещения каретки и суппорта.

Шкаф управления установлен на задней стенке передней бабки. На лицевой стороне шкафа управления имеются следующие органы управления:

Рукоятка включения и отключения вводного автоматиче­ского выключателя F1 с максимальным и независимым расцепи- телями для подключения и отключения станка от питающей сети;

Сигнальная лампа НЗ с линзой белого цвета, показывающая включенное состояние вводного выключателя F1;

Переключатель S7 для включения и отключения электрона­соса охлаждения;

Указатель нагрузки РА, показывающий нагрузку электродви­гателя главного привода.

Подключение станка

При подключении станка необходимо убедиться в соответствии напряжения и частоты питающей сети электрическим параметрам станка, указанным в таблице, находящейся на внутренней поверх­ности дверцы шкафа управления.

Ввод проводов заземления и электропитания может быть вы­полнен как через верхнюю плоскость шкафа управления, так и че­рез нижнюю. Для этого фланец с резьбовым отверстием а » служа­щий для присоединения защитной оболочки сетевых проводов, взаимозаменяем с крышкой нижней плоскости шкафа. Подключе­ние станка к питающей сети и системе заземления должно произ­водиться изолированными медными проводами согласно табл. 12.

Внимание! При системе энергопитания с изолированной нейтралью снять перемычку между клеммами N и «заземление» на вводном клеммном наборе XI(рис. 8),установленном на панели управ­ления.

В случае необходимости выполнения заземления станка сталь­ной шиной используется специальный болт, расположенный на зад­ней стороне станины под шкафом управления, при этом количество вводимых проводов сокращается на один.

1К62Д (производство г. Челябинск) универсальный токарно-винторезный станок, предназначен для выполнения различных токарных работ, в том числе нарезания метрической, дюймовой, модульной, питчевой, правой и левой резьб с нормальным и увеличенным шагом, одно- и многозаходной резьб, нарезания архимедовой спирали.
Привод станка осуществляется от отдельного электродвигателя. Изменение чисел оборотов шпинделя и настройка величины подач (шага нарезаемой резьбы) производятся коробками скоростей и подач. Управление коробкой скоростей и коробкой подач рукояточное. Пуск, останов и реверсирование шпинделя производятся фрикционной муфтой. Для нарезания точной резьбы предусмотрено включение ходового винта напрямую, минуя коробку подач, через сменные зубчатые колеса.
Механические перемещения суппорта в продольном и поперечном направлениях включаются мнемонической рукояткой, расположенной на фартуке. Быстрые перемещения, осуществляемые от отдельного электродвигателя, включаются нажатием кнопки на рукоятке. При сверлении можно пользоваться механической подачей задней бабки от каретки.

Основные достоинства предлагаемой серии станков — высокая мощность главного привода, большая жесткость и прочность всех звеньев кинематической цепи, надежность и виброустойчивость конструкции, широкий диапазон частот вращения шпинделя, рассчитанных на скоростное и силовое резание. Базовая модель серии — универсальный токарно-винторезный станок 1К62Д, который является усовершенствованным прототипом хорошо зарекомендовавшего себя во многих странах мира станка 1К62, выпускавшегося ранее заводом «Красный пролетарий».

Основные технические характеристики

Наибольший диаметр обрабатываемой заготовки, мм:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: