Элитарное и массовое искусство - ABCD42.RU

Элитарное и массовое искусство

Элитарное и массовое искусство

. Сейчас продукты массовой культуры пропагандируют элитарное искусство, которое в свою очередь работает с элементами масскульта. Долго ли будет работать такой синтез покажет история, а пока можно только наблюдать за явлением, которое было бы совершенно невозможным еще 100 лет назад.

К высокой (элитарной) культуре относятся классические: музыка, живопись, литература, созданные специалистами высокого класса для состоятельных слоев общества (элиты).
Формирование массового искусства связано с ростом городского населения. В этот период возникают новые, городские по происхождению, жанры искусства. Они призваны удовлетворить собственно эстетические потребности человека. Среди массовых форм искусства преобладающего значения приобретают такие, которые ориентируются на отдых, развлечение, развлекательное чтение. При этом произведения, выступавшие в качестве эталона массового искусства, находили связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями

нашла статью:

«В начале 20-го века появилась и широко распространилась теория, суть которой заключалась в проведении четкой границы между массовой и элитарной культурой. Большинство философов и историков искусства того времени выразили свои мысли по поводу этой концепции. Лейтмотивом данных работ была критика масскультуры и сравнение её примитивных ценностей с элитарным искусством.

В то время, когда появилась теория, массовое искусство только набирало оборотов, поэтому неудивительно, что оно пребывало на примитивной стадии своего развития. Такая культура играет на человеческих инстинктах, и именно поэтому становится популярной. Конечно, провозглашённые ею ценности являются сомнительными с точки зрения элитарной культуры, но имеют интересные особенности. Ориентиром масскульта выступает удовлетворения нужд среднего человека, пропаганда лёгкой, комфортной и стабильной жизни, которая легко трансформируется и меняет уклон под давлением социальных тенденций.

Антиподом к этим явлениям и ценностям выступает элитарное искусство. Оно появилось гораздо раньше, одни исследователи приписывают старт данного вида культуры с развитием культуры Древнего Египта, другие – с расцветом античности. Главной особенностью является экзистенциальная суть, что и отличает «высокое» искусство от «низкого», которое обычно оптимистичное. На протяжении хода истории не только национальные идентификаторы, но и всё культурное наследие человечества творилось благодаря представителям элитарного искусства.

Но стремление к самосовершенствованию, установка идеала как недостижимого, чувство прекрасного как двигатель внутреннего развития, которые являются главными идеями искусства, не совсем актуально применять к характеристике пост-модернизма, несомненно являющимся наследником модернизма и, соответственно, элитарной культуры в энциклопедичном представлении.
Также не совсем актуальными в мире гуманности и равноправия выступают концепции Шопенгауэра о разделении всего населения земного шара на «нужных людей» и «людей-гениев»
.
В соответствии с этой теорией, «высокое искусство» создано для небольшого процента людей, которые способны понять его.

Первые попытки преодолеть пропасть между двумя категориями культуры сделал Энди Уорхол в 60-х годах. Представители поп-арта не стеснялись заявлять, что методы выражения они позаимствовали у масскульта, но сумели преобразовать их в другой контекст. Таким образом был создан синтез искусств, выраженный понятными для большинства образами, но несущий глубокую идею. В современном мире арт социализирован как никогда раньше, художники вдохновляются социальными трендами и отображают их со своей точки зрения. При ориентире работы на небольшую группу людей, такой способ творчества был бы почти невозможным. Также, нельзя забывать об актуальной политике популяризации искусства и привлечении большого количества людей к ознакомлению с ним.

На основе этого мы видим, что наличие чёткой градации не совсем применимо к современной культуре.»

Проблема соотношения массового и элитарного искусства

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли значительно раньше. Особенно наглядно разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное несет семантику избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как нормативное ядро, как некий вневременной образец художественного творчества. В таком понимании классическое отождествлялось с элитарным и образцовым. Романтики, выступившие с принципиально новыми художественными манифестами, утверждали преимущественную ориентацию на новацию в сфере художественного творчества. Тем самым они невольно отделили свое искусство от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдельный сектор то, что получило название массового искусства. Триада «элитарное-образцовое-классическое» начала рассыпаться; элитарное, в сознании романтиков, безусловно, сохраняло близость образцовому, однако уже не являлось тождественным классическому — последнее сопрягалось с адаптированным, традиционным.

Процесс размежевания публики искусства традиционно связывался с углублением социальной иерархии; однако сам по себе этот фактор нельзя считать определяющим. Как утверждает, например, Д.С. Лихачев, «фольклор, и часто однородный, был распространен не только в среде трудового класса, но и в господствующем. Одни и те же былины мог слушать крестьянин и боярин, те же сказки, те же лирические песни исполнялись повсюду». Расслоение литературных, музыкальных и художественных вкусов в России произошло только к XVII в., когда фольклор отступил из городов и потерял связь с доминирующей частью общества. В формировании массового искусства решающим оказался процесс, связанный с ростом городского населения. Возникали новые, городские по происхождению, жанры. Они уже не были связаны функционально ни с сезонными сельскими работами, ни с крестьянским бытовым укладом, ни с церковным богослужением, а были призваны удовлетворять собственно эстетическую потребность человека. Среди массовых форм искусства преобладающее значение приобрели такие, которые ориентировались на отдых, развлечение, занимательное чтение. Размежевание в сфере художественного творчества вызвало и активную «перегруппировку» в художественной публике.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуре. [2.647] То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или её компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе. Элитарная культура создается не всем народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают своё время

Читайте также  Певец крестьянской Руси Сергей Есенин

Массовая культура

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится «массовой», когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Массовая культура (лат. massa — ком, кусок) — понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен «усредненный» уровень духовных потребностей. Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основные этапы художественного творчества. Восприятие художественных произведений и эстетический вкус.

Современное искусство — массовый тренд или элитарная игрушка?

Недавно на Ночи Искусств в Москве моя музыка сопровождала очень тонкий и в то же время грандиозно глубокий и яркий образец паблик арта: объект «Притяжение» лидера движения в России и самого масштабного site specific художника Марины Звягинцевой. Синтез потока воды, света и музыки был задуман как возможность по-новому прочувствовать сложность взаимоотношений между людьми и их связей с миром. Особенно сейчас, во время трансформации и мира, и наших привычных социальных взаимодействий.

Очень сложно привлечь внимание людей, которые идут по улице по своим делам: они не настроены на восприятие внешнего мира. Но эффект был заметен сразу: люди застывали как вкопанные, слушая музыку и глядя на композицию, потом медленно подходили и читали историю создания, а затем, будто очнувшись, фотографировались, снимали видео и даже танцевали. Включая курьеров доставки еды (извините, если кому-то в этот вечер достались подостывшие блюда :) Арт-объект начинал диалог издалека, а флейту было слышно в Большом Царицынском дворце, как если бы туда забрёл Флейтист-Крысолов из поэмы Марины Цветаевой — так поэтично выразились сотрудники музея.

Паблик арт (Public Art) — это искусство вокруг нас, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее нашу коммуникацию с пространством — на улице, в офисе, в парке и любом общественном пространстве. Проекты паблик-арта отличная платформа для обсуждения горячих и актуальных вопросов, а его открытость и доступность делает паблик-арт по-настоящему демократичным видом искусства: чтобы посмотреть на работу художника, не надо покупать билет в музей и сочинять себе какое-то особенное настроение. Наоборот, чем больше искусство застает человека врасплох, тем лучше.

Я считаю, современный художник не может игнорировать окружающий мир, людей и их проблемы, творя на абстрактные темы. Максимально погрузиться в эмоции и выразить чувства и опыт через искусство, помогая людям его прожить и осознать — одна из задач и искусства, и творчества.

Public art как направление современного искусства преобразовывает привычный мир, работая даже с самой сложной и в то же время самой открытой к пониманию аудиторией — детьми. Например, проект ARTерия в Морозовской детской больнице кардинально изменил там градус атмосферы — на всех 7 этажах. В больнице детская радость познания, удивления перед окружающим миром и страдания, связанные с болезнями, соединены в одном пространстве. Энергия отрицания чаще всего гасит энергию радости, заставляя детей «замирать» перед негативной реальностью. Там арт-объекты служат прежде всего одной цели, арттерапевтической — вывести ребенка из состояния замкнутости, подавленности собственными переживаниями и позволить ему включиться в исследование новой среды. Между ребенком и болезнью в результате появляется художественное звено, что никак не умаляет художественной ценности самого объекта искусства.

По статистике, в выставочном зале зритель в среднем тратит на «общение» с произведением 2 минуты. В общественных пространствах мы часто находимся среди произведений современного искусства несколько часов, а то и дней, поэтому арт-объекты и росписи должны быть многослойными, чтобы их смысл мог открываться перед зрителями постепенно.

Public art меняет мышление и наше отношение и к себе, и к окружающему пространству, и к искусству. К яркости, открытости, возможности неожиданно встретить что-то интересное — привыкаешь. И это прекрасная альтернатива рутинному восприятию действительности. Мы сами, выходя на улицу или в любое общественное пространство, фактически становимся его объектами — потому что искусство не существует без людей. Без публики. Без массового спроса. Без открытости и доступности. И мне очень нравится наша эпоха метамодерна с её взглядом на мир, выражением эмоций в искусстве, кроссжанровыми коммуникациями и, самое главное, возвращением в искусство человека!

Элитарное и массовое искусство

В отличие от предшествующей, классической, традиции, ценившей «высокое искусство» и считавшей, что человек может и должен к нему приобщаться, в XIX веке была поставлена проблема «массового искусства». Проблема возникла тогда, когда потребителем искусства стал буржуазный обыватель, нуждавшийся не в «высоком», а в понятном.

Уже А.Шопенгауэр разделил человечество на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, и «людей пользы», ориентированных на утилитарную деятельность. Поскольку в основе бытия по Шопенгауэру лежит Мировая Воля к жизни, целью творчества является само творчество, которое предполагает постижение Мировой Воли на интуитивном уровне и воплощение ее содержания с помощью сознательных усилий и технических приемов. Поэтому художественное творчество иррационально и не имеет социального предназначения. Прекрасное существует только в искусстве, но не в действительности, поэтому уход от жизни в «чистое искусство» неизбежен. Этот тезис стал впоследствии лозунгом «искусства декаданса» («искусства упадка»).

В философии Ф.Ницше ключевой категорией также является воля. В произведении «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выдвигает идею двух начал европейской культуры: аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское начало в искусстве позволяет создавать стройные, упорядоченные, гармонические пластические образы. Здесь Мировая воля реализуется в создании прекрасной иллюзии. Дионисийское начало в искусстве – это проявление Мировой воли без посредства сознания человека; это страстное, опьяняющее, возбуждающее начало в искусстве. Вся культура предстает у Ницше как соперничество двух начал, в котором исторически аполлоновское взяло верх, а ныне происходит пробуждение дионисийского начала. Ницше восхищался творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера. В написанной на мифологические темы оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» герои увлечены сильными и роковыми страстями. В этих произведениях слышен отзвук романтизма, проповедовавшего стремление к идеалу, которое должно повлиять на жизнь людей. Демократизм буржуазной культуры Ницше оценивает негативно, считает его признаком «омассовления, профанации и упадка. Право на выдвижение критериев красоты должен иметь только сверхчеловек.

Читайте также  Расчетно-кассовое обслуживание коммерческим банком юридических и физических лиц

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в ХХ веке продолжил линию критики массового искусства. В произведении «Дегуманизация искусства» (1925) он развивает мысль о том, что современное искусство обращено не к массе, а к элите, а потому «непонятно». Именно современное искусство разделяет публику на художников и нехудожников, это чисто «художественное искусство». Элита выделяется не социальным положением, а наличием особого органа восприятия, именно к ней обращается истинный творец прекрасного. Статья Ортеги-и-Гассета стала манифестом авангардизма как художественного направления.

Теория «искусства для искусства»

Теорию «искусства для искусства» или «чистого искусства» развивал целый ряд мыслителей (тот же А.Шопенгауэр) и художественных направлений. Все они полагают, что искусство – главная, самоценная и самодовлеющая сфера деятельности, не связанная с социумом. Действительность поставляет лишь материал для выразительных задач художника, ибо важно не что, а как изображается.

Импрессионизм (impression – впечатление) сложился во Франции в 60-70 гг. XIX в. и в России в начале ХХ века. Своей задачей импрессионисты считали изобразить впечатления от мира в их мгновенности, неповторимости, случайности, изменчивости. О.Ренуар, Эдуард Мане, Клод Моне, К.Писсарро, В.Серов, К.Коровин разработали специфические приемы художественной выразительности для достижения этой цели. Импрессионизм уделял большое внимание пейзажу на пленэре, стремясь передать воздух и свет в естественной среде. Импрессионизм в музыке представлен такими именами как Морис Равéль и Клод Дебюсси, а в скульптуре – творчеством Огюста Родена.

Символизм во Франции, как и в России, стремился показать мир через призму души художника, отразить его переживания. Функция символа – дать намек на таинственное содержание поэтической души. Искусство должно запечатлеть высшую реальность, в контакте с которой находится художник, и у каждого творца есть свой оригинальный путь к ней, индивидуальный словарь художественных приемов. Символисты Поль Верлéн, Шарль Бодлéр, Артюр Рембó составили славу французской литературы.

Элитарное и массовое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Термин «культура» (от латинского «возделываю») имеет в литературе около 500 определений. Первое определение культуры дал английский культуролог и антрополог Тайлор. Он считал, что культура — сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык, а также способности, навыки, усвоенные человеком.

Оглавление

Введение
1. Формирование массового искусства
2. «Массовое общество»
3. Коммерческое искусство
4. Критический и апологетический подходы к массовой культуре
5. Основные направления и проявления современной массовой культуры
6. Значение массового искусства
7. Элитарное искусство как антипод массового
8. Человек элиты
9. Историческое происхождение элитарной культуры
10. Особенности элитарного искусства
11. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Элитарное и массовое искусство.doc

9. Историческое происхождение элитарной культуры

Историческое происхождение элитарной культуры именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, которые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между элитарной культурой и культурой массовой в той или иной форме неоднократно воспроизводились (в различных религиозных концессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших профессиональное мастерство, в религиозно-философских собраниях, в литературно-художественных и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматичного лидера, ученых сообществах и научных школах, в политических объединениях и партиях, — в том числе особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете, формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированно, без которых в культуре невозможны исторический прогресс, постулат, ценностно-смысловой рост, содержательное обогащение и накопление формального совершенства, — любая ценностно-смысловая иерархия. Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней; в то время как массовая культура шаблонизирует достижения элитарной культуры, адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством общества. В свою очередь, элитарная культура постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародирует ее или гротескно деформирует, представляя мир массового общества и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким; в этом контексте судьбы представителей элитарной культуры рисуются трагичными, ущемленными, сломанными (романтические и постромантические концепции «гения и толпы»; «творческого безумия», или «священной болезни», и обыденного «здравого смысла»; «праздника жизни» и скучной повседневности).

Теория и практика элитарной культуры расцветает особенно продуктивно и плодотворно на «сломе» культурных эпох, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым», Сами представители элитарной культуры осознавали свою миссию в культуре как «застрельщики нового», как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками (таковы, к примеру, в своем большинстве романтики и модернисты, символисты, культурные деятели авангарда и профессиональные революционеры, осуществлявшие культурную революцию). Сюда же относятся «начинатели» масштабных традиций и создатели парадигм «большого стиля» (Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка и т.п.) [1; 554-558]

10. Особенности элитарного искусства

Элитарная культура включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Поэтому элитарное искусство принципиально обращается только к элите, это искусство «аристократического инстинкта». Оно не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: оно замкнуто, герметично, доступно лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве «человеческого, слишком человеческого». И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались «от противного», точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности – закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств – самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый «Улисс» Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский «новый роман»; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж. Кейджа и Э.Денисова являются тому примером. В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую «поп-классику» — «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Времена года» А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

Читайте также  Перспективы развития туризма в Восточном Казахстане

К середине ХХ века элитарная культура в своем стремительном развитии уходит (в сопровождении немногочисленных поклонников) так далеко вперед, что к массам вполне приложимым становится эпитет «искусствооставленные». Вынужденные довольствоваться поставленными на поток культурными суррогатами, массы не особенно беспокоятся по этому поводу, но представители элитарной культуры, обнаружив себя в своего рода «культурной изоляции», встревожились.

Со второй половины столетия наблюдаются попытки сближения двух культур, вначале робкие, потом все более и более решительные. Ярким примером такого рода творчества может служить произведение итальянского философа и писателя, специалиста по средневековой эстетике и семиотике У.Эко «Имя розы», написанное в провокационном для высокой культуры жанре детектива. Автор попытался удовлетворить чаяния всех без исключения реципиентов – от школьников и домохозяек до профессоров философии и богословов. Тот факт, что книга продержалась в списке бестселлеров больше десятилетия, говорит о том, что ему это удалось. Человечество вступило в новую культурную эпоху, имя которой – постмодернизм. Культурная парадигма постмодернизма пытается снять проблему противостояния культур: элементы массовой культуры включаются в контекст элитарной и наоборот и обе они помещаются в иронический контекст. Насколько удастся постмодернизму сгладить крайности обеих культур – покажет время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: