Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел - ABCD42.RU

Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел

Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел

1. Уменьшение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности. В то время как ощущения и восприятия отражают свойства вещей, существующих независимо от

Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Значение эмоционально-волевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел

Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:

  • отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;
  • натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
  • умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям;
  • неподатливости к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел;
  • умении вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.

Сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.

Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника органов внутренних дел. Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни, ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел.

Неумение сотрудника регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.

На сотрудников органов внутренних дел ежедневно оказывают воздействие различные факторы (зачастую имеющие стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В процессе оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел очень часто возникают такие ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки бывают слишком велики, а сотрудник плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести ее к дезорганизации, к существенным ошибкам и промахам в работе. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии. Проводимое нами исследование, например, показало, что среди опрошенных сотрудников уголовного розыска 30% предъявляют жалобы на нарушение сна, более 80% опрошенных отмечают у себя один или несколько симптомов проявления невротических состояний, которые проявляются к концу рабочего дня: усталость (70%), снижение внимания (30%), раздражительность (20%), головные боли и головокружения (10%), сонливость и слабость (10%) и т.д.

В этой связи, овладение сотрудниками приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции является весьма актуальной задачей современного дня. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою волевую активность.

Основной целью эмоционально-волевой саморегуляции является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию сотрудником своих внутренних возможностей, раскрытию его творческого потенциала, более широкого и эффективного проявления его профессиональных качеств и способностей. Это достигается за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрировано и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач. Для сотрудника органов внутренних дел это, в конечном счете, достижение успеха в раскрытии и расследовании преступления, одержание превосходства в противоборстве с преступником и т.п.

Таким образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности. Например, при задержании вооруженного преступника сотрудник может подавить возникающее чувство страха, неуверенности, поднять свой боевой дух, мобилизоваться и т.д. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися ощущениями монотонности и сильным утомлением). Это важно для развития боеспособности и твердости духа в деятельности сотрудников органов внутренних дел, когда нельзя ожидать немедленного достижения результата (иногда раскрытие и расследование преступления может затягиваться на недели, месяцы, а то и годы), в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при мобилизации работоспособности в экстремальных условиях деятельности.

Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой — облегчение перехода к отдыху. При этом следует различать применение простых психорегуляторных приемов, найденных самим сотрудником в результате большого опыта («наивная» психорегуляция), и овладение научно обоснованными тренировочными методами. Под овладением психорегуляторными тренировочными методами подразумевается, как правило, целенаправленное изменение автономных процессов, т.е. произвольно не управляемых обычными средствами. Желательный эффект достигается только путем планомерно повторяемой тренировки.

Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).

В принципе, каждый здоровый, работоспособный сотрудник располагает предпосылками к овладению методами саморегуляции. Но при этом необходимо учитывать, что существует ряд факторов, которые могут снижать эффективность и результативность использования приемов эмоционально-волевой саморегуляции. Среди них можно выделить следующие:

  • отношение сотрудника к выполнению данных упражнений (его внутренний настрой). Достижению успеха не способствует чрезмерная самоуверенность. Эффекта нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужна систематическая работа, терпение, волевые усилия;
  • успех, достигнутый на ранней стадии тренировки, который может дезориентировать тренирующегося в его отношении к занятиям, обусловить излишнюю веру в себя и неумение преодолевать трудности;
  • плохие условия самотренировки. Надо создавать спокойную обстановку, исключающую внешние помехи, способствующую расслаблению. По мере овладения методами психорегуляции можно переходить к тренировке в реальных условиях служебной деятельности;
  • неправильный выбор метода саморегуляции, не соответствующий индивидуальной предпочтительности сотрудника, поэтому выбор психорегулирующих средств должен производиться с большой осторожностью при постоянном контроле их эффективности;
  • особенность проявления таких личных качеств, как внушаемость и способность к воображению.

Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД

Авторы: Гончарова Н. А., Жидкова О. А.

Для цитирования: Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 11–15. DOI: 10.24411/1999-6241-2017-13002.

Citation: Goncharova N. A., Zhidkova O. A. Emotional and Volitional Regulation as the Condition of Ensuring Law Enforcement Officer’s Professional Reliability. Psychopedagogy in Law Enforcement. No 3(70). 2017. Pp. 11–15. DOI: 10.24411/1999-6241-2017-13002.

Реферат

Эмоционально-волевая регуляция является одной из ведущих в системе компетенций, определяющих профессиональную надежность сотрудников органов внутренних дел, представляет собой совокупность способностей к переработке эмоциогенных воздействий, характерных для правоохранительной деятельности. Объективные показатели нарушения надежности выражены в психофизиологических изменениях отражательных и моторных функций, в снижении самоконтроля эмоциональных состояний и в нарастании количества неконтролируемых ошибок и срывов в деятельности. Субъективные показатели представляют собой не только совокупность нарушений когнитивной оценки опасной или напряженной ситуации, но и отсутствие способностей к волевому усилию для осуществления регуляции, а также недостаток развития необходимых навыков эмоционально-волевой саморегуляции. Способности к эмоционально-волевой саморегуляции являются частью единого интегративного механизма психической регуляции деятельности субъекта. Их непрерывное развитие позволяет избежать ошибок в перцептивной оценке эмоциональных состояний, в оценке степени опасности внешних средовых влияний и поддерживать релевантное психическое отражение эмоциогенных ситуаций. В обеспечении надежности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел развитие ее эмоциональной составляющей должно стать одним из ведущих направлений, позволяющих поддерживать непрерывное становление способностей и интеллектуально использовать перцептивную и когнитивную информацию аффективного содержания в решении внутриличностных проблем и оперативных задач.

Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция, надежность деятельности, эмоциональный интеллект, профессиональные компетенции, эмоциональная надежность, волевые процессы, психическая регуляция.

Ссылки:

1. Ходова Е. А., Гончарова Н. А. Прогноз успешности деятельности руководителей вневедомственной охраны различного уровня на основе технологии оценки профессиональных компетенций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2(70). С. 199–202.
2. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.
3. Мейстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М., 1970. 344 с.
4. Небылицын В. Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С. 9–18.
5. Ломов Б. Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. М., 2012. 464 с.
6. Караваев А. Ф., Караваева Т. А. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1(36). С. 54–57.
7. Крук В. М., Федотов А. Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы : учеб.-метод. пособие. М., 2016. 120 с.
8. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg. Handbook of Human Intelligence. New York, 2000. P. 396–420.
9. Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. А. Лисицыной. М., 2005. 301 с.
10. Карпов А. В., Петровская А. С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика : монография. Ярославль, 2008. 344 с.
11. Кобозев И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 25 с.
12. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2009. 368 с.
13. Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 106–113.
14. Шаранов Ю. А., Устюжанин В. Н., Шахматов А. В. Юридическая акмеология : монография. СПб., 2016. 248 с.

Читайте также  Этика и деонтология в стоматологии

Глава 2 Метод эмоционально-волевой саморегуляции: как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях

Метод эмоционально-волевой саморегуляции: как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях

Изначально методика была разработана в 1982 году подполковником Г.Н.Соборновым под руководством доктора психологических наук, профессора, полковника Н.Ф.Феденко и одобрена главным гигиенистом МО СССР, доктором медицинских наук, генерал-майором медицинской службы П.Н. Курпитой для подразделений МО СССР, действующих в условиях повышенного нервно-физического напряжения.

Применение методики при выполнении боевых задач (подразделения спецназа МО СССР и др. части), несении боевого дежурства (ракетные войска стратегического назначения, ПВО и др.) показало ее высокую эффективность и простоту в применении.

Однако после распада СССР методика подполковника Г.Н.Соборнова была забыта и в настоящее время не используется. Нет сведений о ее использовании в министерствах и ведомствах, чьи сотрудники и офицеры вынуждены работать в условиях стресса или экстремальных ситуаций (МЧС, МВД, СБУ Украины и т. д.)

Взяв за основу методику подполковника Г.Н.Соборнова, автор в 2002 году существенно изменил, отредактировал и адаптировал методику эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) под специфику профессиональной деятельности сотрудников (руководителей) негосударственных служб безопасности. При этом была введена специфическая терминология и впервые применен в данной методике сам принцип «ключей» как наиболее простой и доступный к усвоению.

Методика эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) разработана с целью формирования у будущих руководителей служб безопасности высокой эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Методика ЭВС за небольшой промежуток времени значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного материала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационных движений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил, УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.

Эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) – система приемов последовательного самовоздействия в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

ЭВС развивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообладание, уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания. Одновременно ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление, способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики к отрицательным воздействиям, повышает работоспособность.

Суть ЭВС заключается в развитии у человека способностей к самостоятельному воздействию на свои регулирующие психологические и нервные механизмы определенными упражнениями и приемами.

В основе упражнений, рекомендуемых в данной методике, лежат приемы аутогенной (саморазвивающей) тренировки.

Большинство упражнений и тренировок связано с временным расслаблением мышц (релаксацией), так как телесным выражением отрицательных эмоций является мышечное напряжение (искаженное лицо, стесненное дыхание, нервная дрожь, оцепенение или суетливость). Умение расслаблять (понижать) тонус мышц поможет вам предупредить или снять страх и другие отрицательные эмоции.

Для овладения методикой ЭВС требуются определенные усилия и последовательность в изучении и применении приемов и упражнений. Поэтому вся система ЭВС структурно расчленена на три степени по принципу доступности обучения. В каждую степень ЭВС входят определенные приемы и упражнения по регуляции своего психофизического состояния. При этом для каждой степени даются соответствующие указания о порядке их применения с учетом поставленных задач.

Приемы и методики ЭВС предыдущей (первой или второй) степени используются в ЭВС последующей (второй или третьей) степени. Время овладения степенями ЭВС зависит от личной подготовленности студента (сотрудника НСБ), но в среднем составляет для ЭВС первой степени 3–4 недели, второй степени – 5–6 недель, третьей степени – 3–4 недели при ежедневных двух – трехразовых самотренировках (аутотренинг) по 5–9 мин. Весь курс самообучения ЭВС рассчитан на 2–3 месяца. Изучение методик ЭВС и проведение регулярных тренировок возможны как в рабочее время, так и в перерывах между занятиями. Для практического применения ЭВС необходимо использовать любую возможность в ходе учебы или трудовой деятельности, в том числе время перерывов, время проезда в транспорте и т. д.

При освоении приемов ЭВС обратите внимание на ключевые фразы, используемые для самовнушения (так называемые «КЛЮЧИ»). Эти фразы, как и зрительные образы, подбираются строго индивидуально, так как не существует двух одинаковых личностей. Каждый человек очень индивидуален. Безусловно, есть и универсальные «ключи» к сознанию разных людей (мы все живем в социуме, и у нас может возникать стереотипность ответных реакций на схожие раздражители), но если они не работают, то следует «поискать у себя» «ключи-синонимы». Здесь очень многое зависит от вашего образа жизни, биографии и воспитания, заложенного еще в детском возрасте.

Однако при всей многообразности «ключей» их суть и скрытый смысл остаются неизменным и схема выполнения упражнений НЕ МЕНЯЕТСЯ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 11. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОДЛЕВАТЬ ПОЛОВОЙ АКТ

Глава 11. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОДЛЕВАТЬ ПОЛОВОЙ АКТ М.Кинесса называет гармоничные сексуальные отношения утонченным половым актом. Утонченный половой акт состоит из собственно полового акта и эротических игр, предшествующих ему.Основное значение при этом имеют эротические

Как научиться управлять собой и когда это пригодится

Как научиться управлять собой и когда это пригодится – А я думал, ты чучело, – сказал Ринсвилд. – На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Глава II Сам себе МЧС. Оказание медицинской помощи в экстремальных ситуациях

Глава II Сам себе МЧС. Оказание медицинской помощи в экстремальных ситуациях Автомобильная авария на загородном шоссе, несчастный случай на даче, в лесу, на рыбалке, на охоте. В жизни нередко складываются ситуации, когда квалифицированная медицинская помощь не может быть

Как научиться управлять собой и когда это пригодится

Как научиться управлять собой и когда это пригодится — А я думал, ты чучело, — сказал Ринсвилд. — На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Психические заболевания и отклонения. Детская психиатрия

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Психические заболевания и отклонения. Детская психиатрия АбалиенацияАбулияАггравацияАкцентуация характераАураАутизмАутоагрессияАффектАффект неадекватностиАффект патологическийГебефренияГипердинамический

Глава 2. Календарный метод контрацепции

Глава 2. Календарный метод контрацепции У женщин, находящихся в репродуктивном периоде, в организме происходят сложные циклические процессы. К этим процессам у женщин относятся менструальные циклы. Циклические изменения при менструальном цикле выражаются в созревании

Глава 2. Простейшие уклонения от выстрелов атакующего в дуэльных ситуациях и передвижения с условной стрельбой в высоких стойках…

Глава 2. Простейшие уклонения от выстрелов атакующего в дуэльных ситуациях и передвижения с условной стрельбой в высоких стойках… … Обезоруживание методом физического воздействия на оружие атакующегоУрок 131. Разминка.2. Разучить прием выхватывания пистолета из

Глава 3 Поведение в экстремальных ситуациях

Глава 3 Поведение в экстремальных ситуациях Экстремальные ситуации: вводные замечания Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но как только наступает сложная, лично особо значимая, а тем более опасная ситуация, с ним могут

Глава 1. Определяем мотивы для направленной работы над собой

Глава 1. Определяем мотивы для направленной работы над собой Безусловно, нам (думаю, что мы с вами теперь работаем в тандеме) необходимо четко определить, для чего нужна коррекция и с какой целью мы начинаем работать над собой? Причин может быть много:1. Понравиться

Учимся владеть телом

Учимся владеть телом Владение своим телом – залог успеха в обществе. Мы уже говорили, что всех мужчин по внешности можно классифицировать на 7 типов. Безусловно, это относится и к походке. Конечно, и у Романтического героя , и у Лорда она легкая, уверенная, не семенящая и не

Читайте также  Расширение производства хлеба

Глава 1. МЕТОД ЛЕЙБНИЦА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Глава 1. МЕТОД ЛЕЙБНИЦА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ Важной характеристикой тепловых машин является функциональная взаимосвязь между увеличением потребляемой ими энергии и ростом производительной силы работников, т. е. их способности выполнить определенную работу.

Поведение в экстремальных ситуациях. Куда обращаться за помощью

Поведение в экстремальных ситуациях. Куда обращаться за помощью Вопреки являющемуся отголоском прошлого весьма широко распространенному мнению у уровень преступности в Нью-Йорке сейчас весьма низок. Он ниже, чем в любом из крупных городов США, и ниже среднего

2. Простейшие методы саморегуляции

Цель применения простейших методов саморегуляции со-стоит в том, чтобы помочь созданию оптимальных внутренних условий для успешного выполнения служебных действий со-трудником. При этом имеется в виду ряд моментов:

— закрепление положительной установки относительно себя («Я справлюсь»), повышение чувства уверенности в себе;

— гармонизация и активация эмоционально-аффективных процессов (особенно в ситуациях связанных с риском, чувст-вом страха, дефицитом времени на осуществление профес-сиональных действий и т.д.);

— повышение сосредоточенности при подготовке к выпол-нению оперативно-служебного действия (следственного, опе-ративно-розыскного, профилактического и т.д.);

— ускорение перехода к отдыху после больших служебных нагрузок;

— поддержание высокого уровня функциональной готовно-сти и работоспособности при большой продолжительности оперативно-служебной деятельности (например, при круглосу-точных дежурствах и т.п.).

Применение простейших методов саморегуляции в первую очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регу-ляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок сотрудника в отношении себя, своих воз-можностей, ожидаемых профессиональных результатов. Преж-де всего имеется в виду выработка оптимистического профес-сионального настроя. Сюда же относятся и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотон-ности, антипатии (например, к сидящему напротив обвиняемому на допросе). Оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувст-вами, настраиваться на преодоление трудностей, снимать влия-ние психологического груза временных служебных неудач, бо-язни предстоящей деятельности.

При овладении сотрудниками простейшими методами само-регуляции необходимо учитывать то обстоятельство, что невоз-можно рекомендовать какой-то универсальный метод, пригодный для использования всеми сотрудниками. Методы саморе-гуляции надо специально подбирать с учетом особенностей ха-рактера сотрудника, его темперамента, специфики деятельности и многих других обстоятельств.

Для соответствующих тренировок могут быть рекомендо-ваны следующие методы.

Использование приемов логики. Очень часто сложившаяся ситуация требует, чтобы сотрудник органов внутренних дел умел хладнокровно разобраться в ней. При этом можно сначала убедить себя в нерациональности имеющегося психического со-стояния, неадекватного нервного напряжения, а затем — в целе-сообразности другого стиля деятельности и поведения. В про-цессе логического осмысления ситуации и устранения связан-ных с ней отрицательных эмоций можно пользоваться несколь-кими приемами. Снимать нервное напряжение можно, что на-зывается, поговорив с самим собой, убедив себя в несерьезно-сти переживаний. Психическая защита в данном случае строится на самоубеждении в том, что трудные положения воспиты-вают умение даже из неудачи извлекать максимум пользы. Важно четко проанализировать, что произошло, где допущена ошибка, и сразу же представить себе, какая может быть польза для будущей деятельности.

Очень важным является прием индивидуально значимого самоубеждения типа «Я самый опытный», «Я все могу», «Я мо-гу раскрыть любое преступление» и т.п. Эти самоубеждения надо обязательно тренировать, постоянно используя их как стимул в преодолении трудных ситуаций, возникающих в каж-додневной практике.

Использование самоприказов. Дисциплинированный со-трудник может хорошо управлять собой с помощью внутрен-них самоприказов типа: «Надо!», «Смелее!», «Терпи!», «Рабо-тай!» и т.п. Важно систематически тренировать преодоление се-бя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге должна выработаться своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится своего рода пусковым сти-мулом. Следует отметить, что очень удобно объединять само-приказы с формулами самоубеждения. Например: «Я ничего не боюсь! Вперед!» или «Я справлюсь с этой работой! Смелее!» и т.п.

Использование образов. Лицам с художественным типом мышления помогает прием, основанный на «игре в кого-нибудь». Например, оперативный работник, выполняющий какую-нибудь тяжелую и напряженную работу, может представить себя в образе литературного или киногероя-сыщика. Умение мысленно представить себе образ для подражания, войти в нужную роль помогает обрести свой стиль поведения и не только регулировать свое состояние, но и, если нужно, оказывать психологическое давление на преступника.

Целенаправленное представление ситуаций. Умению на-строиться или снять нервное напряжение помогает использова-ние воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних — это пляж, приятное ощущение отдыха на теплом песке после купания, у других — горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Таких ситуаций может быть очень много, но выбрать надо самую значимую, способную вызвать нужные эмоциональные переживания.

При настройке на выполнение какого-либо профессио-нального действия сотруднику органов внутренних дел реко-мендуется вспомнить эмоциональные сцены, ситуации, связан-ные, например, с успешным раскрытием преступления, задер-жанием преступника, героическими поступками и т.п.

Способы отвлечения. Могут быть состояния, когда к ак-тивным методам саморегуляции прибегать трудно. Нередко это бывает связано с выраженным утомлением, чувством опустоше-ния, отчаяния. В таких случаях снять груз психического напря-жения можно с помощью различных средств отвлечения. Это может быть книга, которую перечитываешь по много раз, не те-ряя к ней интереса, может быть музыка, полюбившийся фильм и т.д.

Сознательное управление мышечным тонусом. Мышеч-ный тонус — один из показателей эмоционального состояния. Как правило, нерациональное нервно-психическое напряжение сочетается с ненужным напряжением мускулатуры, а это в свою очередь, еще больше увеличивает нервную нагрузку. Большое значение при этом имеет умение произвольно управлять мышечным тонусом, например, лица человека. Стоит на-хмуриться, принять грустное выражение лица, как станет дей-ствительно грустно. И наоборот, улыбка способна сделать чудо. Умение улыбнуться даже в тяжелой ситуации, убрать ненуж-ную скованность, психическую напряженность, мышечную за-жатость повышает способность человека к лучшей реализации своих возможностей.

Дыхание как средство саморегуляции. Как уже отмечалось выше, дыхание занимает важное место в системе эмоционально-волевой саморегуляции. Умение правильно дышать является основой успеха в овладении методами саморегуляции. Ниже бу-дет более подробно освящены методы дыхательной гимнастики. Но хотелось бы отметить, что простейшие дыхательные приемы могут успешно использоваться сотрудниками в ситуациях, ко-гда необходимо быстро взять себя в руки, успокоиться или, на-оборот, поднять свой тонус.

Важное значение для регуляции психического состояния имеет ритм дыхания. Успокаивающий ритм заключается в том, что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха.

Хорошо показывает себя такой прием, как дыхание на счет. Этот прием заключается в том, что необходимо дышать на счет. В ситуации, когда необходимо успокоиться: на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 — выдох, затем на счет 1,2,3,4,5 делается вдох и на счет 1,2,3,4,5 — выдох и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Наоборот, в ситуации, когда не-обходимо поднять свой тонус, активизироваться, поступают об-ратным образом. Начинают делать вдохи и выдохи с 12 и по-степенно укорачивают их до 4. Дыхание учащается, напряжение возрастает.

Другой прием — задержка дыхания. В ряде случаев для то-го, чтобы снять острое нервное напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 с. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсатор-ный вдох будут способствовать стабилизации состояния.

Каждый из предложенных простейших методов саморегу-ляции, естественно, может быть углублен и расширен. Поэтому сначала необходимо выбрать те из них, которые лучше отвечают характеру и темпераменту, кажутся наиболее удобными для сис-тематического применения. Критерием отбора должны быть собственные индивидуальные особенности. Кроме того, необхо-димо учитывать, что методы саморегуляции могут различаться по направленности. В одном случае они помогут снять нервное напряжение, расслабиться, восстановить работоспособность, в другом — будут способствовать мобилизации, вхождению в осо-бое психическое состояние, наиболее адекватное оперативно-служебным условиям.

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников органов внутренних дел.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Содержание

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД…………………………………………………………………………………6

1.1 Психология экстремальных ситуаций……………………………………….6

1.2 Экстремально-психологические факторы правоохранительной деятельности и содержание эффективной подготовки к ним…………………12

1.3 Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия работников правоохранительных органов……………………………………………………17

2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД……………………………………………… 21

2.1 Эмоции и воля, их место в психике человека………………………………21

2.2 Значение эмоционально-волевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел…………………………………………………………………..30

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………………………………………..34

3.1 Организация, база и методы исследования…………………………………34

3.2 Диагностика, результаты и анализ исследования………………………… 42

Выдержка из текста

Процессы, происходящие в обществе, требуют пересмотра подготовки сотрудников органов внутренних дел России. С одной стороны, намечающиеся пути демократизации, гуманизации и индивидуализации профессионального образования, расширяющие возможности для творческих поисков в подготовке специалистов-профессионалов; с другой стороны, смена нравственных идеалов, недостаточный уровень материально-технической базы, правовая незащищенность лиц, имеющих специальные знания, снижают эффективность подготовки кадров [36, с. 11].

Процесс формирования ответственности сотрудников ОВД, особенно к прохождению службы в экстремальных условиях, должен принципиально отличаться от вошедшей в повседневную практику подготовки. Эти особенности связаны, прежде всего, со спецификой социальных явлений сегодняшнего дня и способами подготовки личного состава органов внутренних дел.

Актуальность исследования. В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. Известно, что деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций[7, С. 531-533].

Читайте также  Оценка эффективности элементов комплекса маркетинга

Экстремальными (от лат. extremum – предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

Результаты комплексных исследований психологов ОВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к эмоционально-волевой сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях[34, C. 45-55].

Научная разработанности проблемы. Проблема профессиональной и личностной адаптации человека в экстремальных условиях деятельности, составляет сферу интересов многих научных дисциплин и различных отраслей психологии. Приоритет этого научного направления подтверждается публикациями более

70. научных работ, связанных с изучением особенностей профессионального поведения в группах, социально-психологической и психической адаптацией личности в напряженных условиях деятельности, отдаленными последствиями травматического стресса и психологической реабилитации.

Многоплановые исследования, проводимые Адаевым А.И., Аболиным Л.М., Васильевым В.А.,Волковым А.А., Корчемным П.А., Крупником Е.П., Кон И.С., Платоновым К.К., Родионовым А.В.,Столяренко А.М., Смирновым В.Н., Цой А.А., Чудновским В.Э., Човдыровой Г.С. и другими учеными-психологами позволяют выделить одно из существенных психологических качеств – устойчивость личностисотрудника ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности.

Эффективность выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях зависит от уровня профессиональной подготовки, эмоционально-волевой устойчивости и надежности сотрудников.

Гипотеза исследования:

1. Экстремальные ситуации и специфический характер оперативно-служебной (боевой) деятельности спецподразделений органов внутренних дел являются предрасполагающим фактором для развития эмоционально-волевых расстройств.

Цель исследования: влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу сотрудников сводных отрядов органов внутренних дел.

Объект исследования: эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел.

Предмет: деятельность сотрудников органов внутренних дел;

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования;

2. Систематизировать психологические подходы к изучению и определению экстремальных ситуаций;

3. Раскрыть эмоционально-волевую сферу личности;

4. Выявить характер влияния экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников ОВД.

Список использованной литературы

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. — 2009.- № 4.- C. 45

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2001. – 299 с.

3. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. Учебное пособие. — М.: Высшая юридическая заочная школа ОВД СССР, 2008. — 46 с.

4. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – М.: НИО, 2009.-188с.

5. Анализ и прогнозирование текучести кадров молодых специалистов – выпускников образовательных учреждений ОВД России: методическое пособие / С.Д. Назаров [и др.]; Сибирский юридический институт ОВД России. — М.: Департамент кадрового обеспечения ОВД России; Красноярск: Сибирский юридический институт ОВД России, 2006

6. Бектурганов О.Е. Регуляция эмоционально-поведенческих реакций сотрудников и военнослужащих в экстремальных условиях // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. – 2004. – № 4. – С. 280 – 286

7. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. — М., 2001. – 600 с.- С.531– 533

8. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М.: Аванта, 2009. – 320 с.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 200 с.

10. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 2004. – 212 с.

11. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. — М.,1985.- 48 с.

12. Дебольский М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. — М., 2009. – С.12-16

13. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности. / Психические состояния: Хрестоматия. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С. 144-158

14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Л., Пономаренко З.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. – Минск, 2005

15. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 2010. № 1

16. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2001. – 135 с.

17. Заварзина Л. В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук / Заварзина Лиана Васильевна. — СПб., 2002. — 25 с.

18. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 2010

19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2010

20. Ильина Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник ОВД // Развитие личности. -2007. — № 4. — С. 169-173

21. Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности, 2004. — № 4. – С.190-204

22. Колесников В.Н. Эмоциональность, её структура и диагностика.- Петрозаводск, 2007. – 141 с.

23. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. — Л.: Медицина. Ленингр. Отделение 2008. – 124 с.

24. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 368 с.

25. Кулагин Б.Ф. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 2004. – 216 с.

26. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2009. – С. 9-42.

27. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 2009. – 304 с.

28. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 2004. – 300 с.

29. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Просвещение, 2008. – 200 с.

30. Майдыков А.Ф. Проблемы подготовки кадров для действий в экстремальных условиях. / Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. (По материалам научно-практической конференции).

  • М., Академия ОВД РФ, 2002. — С.82-83

31. Малкина — Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.

32. Наприев И.Л. Динамика образования личности в экстремальных условиях деятельности: АВТОРЕФ. диссертации на соискание ученой степени: На правах рукописи. – Краснодар, 2008. – 25 с.

33. Немов Р.С. Психология: Учебник для ВУЗов: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2010. – Кн.

1. Общие основы психологии. – 688с.

34. Обухова Н. Человек в экстремальной ситуации: теоретическая интерпретация и модели психологической помощи // Развитие личности, 2006. — № 3. – С. 45-55

35. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов // Под ред. Н.Ю. Шведовой. –

1. изд., испр. – М.: Русский язык, 2004. – 797 с.

36. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

37. Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

38. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учебное пособие. – Мн.: Высшая Школа. – 2009. — 239 с.

39. Правдина Л.Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности: Автореф. — Ростов н / Д, 2004. – 159 с.

40. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для ВУЗов»)

41. Психология экстремальных ситуаций / Сост. К. Сельченок, А. Тарас. – М., 2006. – 400 с.

42. Психология эмоций : учеб.пособие: Хрестоматия / Авт.-сост. ВитисВилюнас. — М.: Питер, 2004. — 496 с.

43. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2011 – 152 с.

44. Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология, 2007. — № 4(24).

45. Розов В.И. Система психологического обеспечения правоохранительной деятельности в экстремальных условиях. – В сб. «Современные проблемы психологического и психофизиологического обеспечения деятельности». – К.: ИП АПН Украины, 2007. – С. 2-10

46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2. – М.: Просвещение, 2009.- 350 с.- (Воля: с. 182-211)

47. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Знание, 350 с., 2005

48. Семенюк Т.Г. Формирование нравственно-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов как фактор преодоления профессиональной деформации. Проблемы морально-нравственного развития личности и общества: сб. науч. трудов / КГУ. – Кемерово: ООО «Фирма Полиграф», 2004. — 188 с.

49. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛБИ, 2003. – 128 с.

50. Солошенко Д.В. Экстренная психологическая помощь. Консультирование. – Х.: Торсинг, 2009. – 192 с.

51. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб.пособие для вузов. — М., 2002. – 200 с.

52. Туманов В.Д. Психология готовности сотрудника органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Лекция. – Домодедово: РИПК ОВД РФ, 2003. — 40 с.

53. Хвостов А., Проценко Л., Мухина В. Личность в экстремальных условиях // Экстремальные условия. – 2005. – С. 133-144

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: