Энергетическая безопасность России - ABCD42.RU

Энергетическая безопасность России

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Наша страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря большим запасам энергетических ресурсов и комплексу генерирующих мощностей энергетики, созданных до 1991 года. Но для стабильного обеспечения экономики и населения России всеми видами энергии, необходимо долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны- цель политики энергетической безопасности, которую проводит Министерство энергетики Российской Федерации[1].

Энергетический комплекс России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей.

Эффективно работающий энергетический комплекс – это особый сектор экономики страны, являющийся ключевым фактором экономической стабильности, от которой во многом зависит будущее России.

Энергетическая безопасность является основным условием, обеспечивающим национальную и экономическую безопасность России[2].

Понятие «энергетическая безопасность» (ЭБ) было сформулировано Международным энергетическим агентством после нефтяного кризиса 1973 года. Энергетическая безопасность – «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которое требуются при данных экономических условиях».

Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:

способность топливно-энергетического комплекса обеспечивать остаточное предложение экономически доступных и качественных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

способность экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально (бережно) расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос;

достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействием при реализации потенциальных угроз ЭБ (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениями энергоснабжения, вызванными этими угрозами.

Для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать благоприятные экономические, политические институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный климат. Таким образом, энергетическая безопасность-атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. Поэтому ЭБ имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл[1].

Энергетическая безопасность является необходимым условиям экономической и национальной безопасности страны. Сказанное не означает возможность пренебрежении другими видами безопасности. Анализ взаимоотношений видов безопасности помогает выявить приоритеты при принятии органами государственной власти управленческих решений в сфере безопасности и тем самым обеспечивать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Назрела срочная необходимость восстановления мощностей собственного энергетического машиностроения, практически уничтоженного в результате экономического кризиса 1990-х годов, в полном объеме для снятия зависимости от импортного оборудования. Изменения негативного отношения правительства к развитию собственного энергомашиностроительного потенциала.

Необходимо усиление государственного управления энергетической отрасли, восстановление единой системы энергоснабжения. Это позволит повысить энергоэффективность отрасли, снизить стоимость электроэнергии (путем устранения посредников), что в свою очередь уменьшает издержки производства, и позволит более оперативно отвечать на сегодняшние глобальные вызовы безопасности нашего государства.

В нашей стране для решения этих проблем 13 мая 2019 года был подписан указ президента №216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации».

Литература

1. Бушуев В. В., Воропай Н. И., Мастепанов А. М., Шафраник Ю. К. [и др.] Энергетическая безопасность России. Новосибирск, 1998.

2. Кондраков О. В. Мониторинг как элемент обеспечения энергетической безопасности региона// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3.

Обеспечение безопасности и национальных интересов России в мировой энергетической системе. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации 2019 года

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 29.04.2020 2020-04-29

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Ермошина, А. А. Обеспечение безопасности и национальных интересов России в мировой энергетической системе. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации 2019 года / А. А. Ермошина, К. И. Корлыханова, И. А. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69391/ (дата обращения: 17.09.2021).

В данной статье представлены определения сущности энергетической безопасности. Рассмотрены внешние факторы, угрожающие энергетической безопасности России, проанализированы основные аспекты Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации 2019 года.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, национальные интересы, нефть, мировой рынок.

В XXI веке проблема энергетической безопасности приобретает особую актуальность, что обусловлено, с одной стороны, истощением разведанных запасов природных энергоносителей, а с другой, постоянным увеличением потребления топлива и различных видов энергии.

Отдельные государства не могут обеспечить национальную энергетическую безопасность без взаимодействия с внешними государственными и негосударственными акторами. Это, в свою очередь, ведёт к формированию особой сферы международных отношений и мировой политики, основой которой являются отношения между производителями и потребителями энергоресурсов, стремящимися обеспечить достижение своих приоритетов в сфере национальной энергетической безопасности.

В современной ситуации, когда увеличивается внутриполитическое давление на правительства государств-потребителей в связи с ростом необходимости удовлетворить растущий национальный спрос на энергоресурсы, растёт вероятность принятия этими правительствами недостаточно подготовленных решений. Активизация международных действий этих государств по удовлетворению внутреннего спроса на энергоносители может усиливать конкуренцию между ними. Для оценки перспектив такой конкуренции принципиальное значение имеет то обстоятельство, что уголь, нефть и газ, являющиеся главными источниками удовлетворения спроса на энергоресурсы сегодня и в будущем, конечны (пусть даже лишь в долгосрочной перспективе), в то время как в краткосрочной перспективе объемы их предложения являются ограниченными [1].

Переходя к анализу Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации 2019 года, прежде всего, нужно отметить, что в ней фактически закрепляется полноценное участие в формировании системы глобальной энергетической безопасности в качестве одной из главных российских целей. Обратимся к Доктрине, чтобы исследовать основные параметры этого участия.

Основное назначение Доктрины выражается в достижении следующих задач:

– воспроизводство материальной базы топливно-энергетического комплекса (ТЭК);

– бесперебойное снабжение российских граждан энергоресурсами и соответствующими услугами;

– создание резерва продукции ТЭК и обеспечение его достаточного уровня;

– создание свободного доступа к услугам и продуктам энергетики для разных групп потребителей;

– контроль за ценовой политикой компаний ТЭК;

– привлечение инвесторов в сферу энергетики;

– противодействие монополии и стимулирование конкуренции среди предприятий ТЭК;

– обеспечение бесперебойного энергоснабжения и повышение его качества;

– контроль и предотвращение негативного воздействия организаций энергетики на природную среду и т. д.

К основным внешнеэкономическим и внешнеполитическим факторам, угрожающим энергобезопасности России, относятся следующие:

– уменьшение доли внешнего энергетического рынка, которую сейчас занимает Россия, а также сложности с выходом на новые энергетические рынки;

– незаконная конфискация идущих на экспорт энергоресурсов России в момент их нахождения на территории чужой страны [2].

Сегодня в мировом сообществе обозначились четыре глобальных центра международных отношений: США, Европа, Россия и Китай. Между ними сегодня в разных регионах мира идёт борьба за энергоресурсы, за сферы влияния в мировом энергетическом хозяйстве, за контроль над государствами с крупными запасами топлива и над международными транспортными потоками нефти и газа.

В настоящее время перед РФ стоит задача энергетической безопасности страны, которая заключается в свою очередь не только в способности обеспечить свою экономику энергоносителями, но и в возможности экспортировать их для пополнения бюджета, поставлять нефть, газ и уголь своим партнерам на зарубежные рынки по оптимальным ценам, приемлемым как для стран-экспортеров, так и стран-потребителей [3].

В связи с последними событиями на мировом рынке, а в частности, развалом сделки ОПЕК+, когда страны, участвующие в сокращении добычи нефти, не смогли договориться о дальнейших совместных действиях в рамках сделки, произошло падение цен на нефть. С апреля этого года участники ОПЕК+ больше не имеют обязательств по сокращению добычи.

За последний период в результате трудностей на мировом рынке, а также, влияния эпидемии коронавируса на нефтяной рынок, заметен существенный спад добычи нефти как мировыми лидерами, так и в нашей стране. Стоит отметить скачкообразные показатели изменения добычи нефти у таких стран как США, Китай, Канада, что говорит о нестабильности развития данной отрасли. В то время как в нашей стране наблюдается снижение показателей, имеющее плавный характер. Также заметно, что сокращение добычи в нашей стране составило 5–7 %, в то время как мировые показатели снизились на 10–15 % за последний год (рис. 1).

Читайте также  Ракетные войска стратегического назначения 2

Рис.1. Добыча нефти в 2019–2020 гг.

Доходы России от экспорта нефти в январе-ноябре снизились на 5,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составили 111,589 миллиарда долларов. Экспорт нефтепродуктов в январе-ноябре снизился на 7 % — до 128,914 миллиона тонн, в денежном выражении — на 15,9 %, до 60,731 миллиарда долларов [3].

Данную тенденцию можно наблюдать и в таблице 1. За последний год добыча энергетических ресурсов сократилась на 0,03 %, а экспорт на 1,2 %.

Добыча иэкспорт нефти сырой, включая газовый конденсат природный

Энергетическая безопасность России

В данной статье автор определяет место энергетической безопасности в системе национальных приоритетов, паритет с экологической, экономической и другими видами безопасности/ Автор выделяет экономико-политические, технологические, природоохранные, а также правовые проблемы энергетической безопасности. Эта тема важна для России и ее формирования эффективной правовой системы с учетом ее места в системе глобальных отношений.

В учебно-методическом пособии анализируются проблемы толкования норм административного, уголовного и гражданского права об ответственности за экологические правонарушения и преступления, а также методика дознания, расследования и рассмотрения дел о посягательствах на окружающую среду и порядок природопользования. Представлен развернутый комментарий к статьям глав 7, 8, 10 КоАП РФ, рассмотрение дел по которым входит в компетенцию должностных лиц федеральных служб по надзору в сфере природопользования, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по ветеринарному и фитосанитарному надзору и других природоохранных органов, а также комментарий к статьям УК РФ об экологических преступлениях. Разъяснены процессуальные нормы, касающиеся уголовного, административного и гражданского процессов, а также возмещения экологического вреда. Для судей, работников прокуратуры, органов внутренних дел, органов контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также граждан, интересующихся проблемами охраны окружающей среды. отв.ред. О.Л. Дубовик

Книга представляет собой сборник статей, посвященных актуальным проблемам уголовного права, криминологии экологического и конституционного права.

Вот уже почти сто лет «нефтяной фактор» — один из основных элементов, влияющих на международные отношения. Принципиально важен факт взаимосвязанности международных отношений с проблемой энергетической безопасности. Огромное значение энергоресурсов в мировой политике вызывает обострение как скрытого, так и открытого противоборства между ведущими державами за контроль над ними. Ситуация усугубляется тем, что мировые запасы нефти и газа крайне неравномерно распределены по земному шару.

Раскрываются понятия «национальное достоинство», «национальное достояние», «национальное богатство» и «национальная безопасность» – в их единстве, взаимосвязи и в системе других ценностей, охраняемых уголовным законом. Показывается значение уголовно-правовой охраны этих ценностей на переходном этапе развития страны.

Рассматривается информационно-технологический аспект обеспечения энергетической безопасности в электроэнергетике, связанной с ее качеством. Предлагаются к внедрению средства измерений и системы мониторинга качества электрической энергии. Для решения проблем мониторинга электрической энергии и поиска источника помех в электросетях общего назначения рекомендуется автоматизированная информационно-измерительная система безопасности электрической энергии (АИИС БЭЭ) как инструмент развития инновационных технологий в электроэнергетике.

В книге С.А.Боголюбова «Развитие экологического права в России» рассматриваются формирование, состояние и система экологического права, унификация эколого-правовой терминологии, учет принципов международного права, соотношение экологического и гражданского, градостроительного законодательства, направления обеспечения экологических прав и выполнения соответствующих обязанностей государства, общества, граждан. Обсуждаются вопросы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды, экологического контроля, особо охраняемых природных территорий, инициативы в отношении охраны озера Байкал и объявления зон экологического неблагополучия. Анализируется реализация земельных, горных, водных, лесных, фаунистических правоотношений, меры по сохранению атмосферного воздуха и климата. Содержится список основных работ по вышеназванным темам. Рассчитано на специалистов, экологов, участников правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере экологии, на широкий круг читателей, интересующихся процедурой создания и реализации законов об охране окружающей среды и рационального природопользовании.

Завершается год председательства Германии в «Группе восьми», первая половина которого стала периодом двойного председательства, в рамках которого с января по июнь 2007 г. правительство Германии осуществляло функции президентства в ЕС. Сложные условия двойного председательства руководству Германии удалось использовать для обеспечения последовательности и взаимного усиления программы работ и повестки дня саммитов в рамках обоих международных институтов. Оценки экспертов и политиков, анализ результатов реализации программы президентства Германии в ЕС и совместной трехсторонней программы Германии, Португалии и Словении позволяют сделать вывод, что правительство Меркель чрезвычайно успешно справилось с задачами двойного председательства. Однако в данном материале основное внимание будет уделено анализу итогов президентства Германии в ЕС.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции «Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения», прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.

В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции «Кодификация законодательства: теория, практика, техника», прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.

Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.

Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.

Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.

Читайте также  Организация режима питания

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России — защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.

Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности

Cложность, масштабность и глубина энергетических проблем современности выдвигает энергетическую безопасность в ряд наиболее важных составляющих национальной безопасности.

Как сегодня трактуется энергетическая безопасность

В настоящее время существует множество различных формулировок и трактовок понятия «энергетическая безопасность». Различные источники определяют энергетическую безопасность по‑разному, а именно:
• как энергетическую независимость государства;
• как характеристику теплоэнергетического комплекса страны;
• как состояние защищенности граждан, общества и государства от угрозы дефицита энергии и топливно-энергетических ресурсов;
• как состояние общества и экономики, которое позволяет поддерживать необходимый уровень в энергопотреблении;
• как совокупность условий, при которых отсутствует дефицит энергии;
• как средство экономического и политического воздействия и т. п.

По мнению авторов, ни одна из рассмотренных формулировок энергетической безопасности не может быть принята в качестве базового понятия, поскольку не только не отражает сущности энергетической безопасности, но и не содержит ее базовых основ, таких, как энергетические интересы, энергетические угрозы и энергетическая защита.

Анализ различных формулировок энергобезопасности показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности.

Аспекты, основа и уровни энергетической безопасности

Авторы предлагают рассматривать энергетическую безопасность комплексно с позиций системного подхода по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, как подсистему, элемент, вид или составляющую системы более высокого уровня, каковой является национальная безопасность. Во-вторых, как самостоятельную отдельную сложную многоуровневую систему, включающую в себя свои не менее сложные подсистемы, элементы, виды или составляющие, но более низкого порядка. И наконец, как эксплуатационное свойство каждого вида энергоносителя и отдельного вида энергии.

Энергетическая безопасность так же, как и национальная безопасность, может быть внешней и внутренней, а в своей основе имеет три базовых понятия: «энергетические интересы», «энергетические угрозы» и «энергетическая защита».

Авторы предлагают свою формулировку понятия «энергетическая безопасность», которая, по их мнению, является наиболее полной и объективно отражает ее сущность.

Энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором:
• отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий;
• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов;
• обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.

Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности вырабатывать конкретный вид энергии в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д.

На чем строится энергобезопасность

Основу любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите.

Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства.

Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.

Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.

Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности

К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др.

Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую.

Доктрина энергетической безопасности России

Доктрина энергетической безопасности России

Глобальная энергетическая безопасность (ЭнБ) и энерго-экологическая эффективность (ЭЭЭф) – необходимое и достаточное условие инфраструктурного обеспечения устойчивого развития мирового сообщества.

Национальная энергетическая безопасность (в широком смысле) – часть национальной безопасности страны, зависящая от энергетического фактора, обеспечение количества (объема), качества(экономичности и надежности) и конструктивности(организованности) энергоснабжения потребителей.

ЭнБ включает в себя ресурсную достаточность, экономическую доступность, экологическую допустимость и технологическую достижимостьсбалансированного обеспечения спроса и предложения соответствующих энергоносителей.

Системная энергетическая безопасность(живучесть) – способность системы заблаговременно выявлять и предотвращать каскадное развитие аварий с массовым погашением потребителей.

Региональная энергетическая безопасность – комплексная характеристика состояния энергообеспечения потребителей на территории субъекта или ФО РФ, определяемая ТЭБ региона (за счет собственных, включая потенциал энергосбережения, и гарантированных внешних энергопоставок) и самодостаточностью энергетического обеспечения в аварийных ситуациях.

Объектная (корпоративная) энергетическая безопасность – возможность надежного функционирования энергетического хозяйства предприятия в нормальных условиях и при кратковременных перерывах внешнего энергоснабжения без нарушения особо важных социально-производственных функций предприятия, включая отсутствие его вредного влияния для окружающей среды.

Локальная (индивидуальная) энергетическая безопасность – состояние надежного энергообеспечения и функционирования жизненно важных функций отдельного объекта (военного, государственного, социального) и субъекта (человека), а также отсутствие угроз от его деятельности для других субъектов и объектов.

Доктрина энергетической безопасности России – нормативный документ, утверждаемый Президентом РФ по представлению СовБеза и Правительства РФ, закрепляющий административно-правовые принципы, механизмы и ответственность должностных лиц на федеральном и региональном уровне, хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности за обеспечение энергетической безопасности объектов и субъектов на территории Российской Федерации, а также соблюдение внешних условий, предотвращающих геополитические, финансово-экономические, технологические и экономические угрозы ЭнБ России.

Читайте также  Основные категории философии

Основные угрозы ЭнБ России (подлежат периодическому уточнению)

− стремление искусственно воспрепятствовать свободному транзиту и доступу российских энергоносителей на мировой рынок, а также доступу к новым энергетическим технологиям;

− неблагоприятная конъюнктура мирового нефтегазового рынка (ограничение спроса и цены) для российского энергетического экспорта (ЭнБ спроса);

− реальные и искусственно поддерживаемые климатические угрозы глобального потепления, снижающие спрос и накладывающие ограничения на использование российских углеводородных ресурсов;

− стремление под предлогом заботы о развитии энергосбережения в России к расширению сбыта на отечественные объекты энергосберегающего оборудования, не всегда соответствующего нашим возможностям и потребностям.

− отсутствие мониторинга и прогноза природных катастроф, приводящих к нарушению ЭнБ;

− износ основных производственных фондов, увеличивающий риски возникновения аварий;

− чрезмерная зависимость от импорта технологий, в т.ч. отсутствие достаточного (по объему, качеству, стоимости и сервисному обеспечению) отечественного энергомашиностроения;

− объективный и субъективный (коррупционный) рост стоимости капиталовложений и производственных издержек на поддержание и развитие энергетической базы, приводящий к неприемлемому росту тарифов для потребителей;

− излишняя централизация прав и ответственности у энергопоставщиков за надежность и безопасность энергоснабжения, приводящая к отсутствию необходимых, в т.ч. аварийных источников питания у самих потребителей;

− отсутствие должного контроля за состоянием энергопоставок, в т.ч. за несанкционированным отбором и хищением энергоносителей;

− нескоординированность системы организационно-технологического управления в энергетике на всех уровнях, повышающая риски каскадного развития аварий;

− отсутствие законченной системы нормативно-правового обеспечения безопасного функционирования и развития энергетических установок и систем типа ПУЭ и ПТЭ, обязательных для предприятий всех видов собственности.

Индикаторы состояния и угроз ЭнБ подлежат разработке, обоснованию и утверждению для всех уровней индивидуальной, пообъектной, территориальной, системной и федеральной (национальной) энергетической безопасности.

Основные утверждения Доктрины

Обеспечение энергетической безопасности является обязательным требованием для любого уровня организации энергетического хозяйства, начиная от отдельного объекта и заканчивая федеральной энергетической системой страны.

Оценка состояния, возможных угроз и мер по обеспечению ЭнБ осуществляется на регулярной основе, регламентируется утвержденными нормативами и отражается в энергетическом паспорте предприятия и системы.

Минэнерго России совместно с МЧС, Минрегионом и другими федеральными органами государственного управления разрабатывают систему нормативно-правового обеспечения ЭнБ, представляют ее для утверждения в Правительство РФ и ведут мониторинг состояния ЭнБ на всех уровнях. Для этой цели в его составе создается Госэнергонадзор России.

Лица, виновные в нарушении ЭнБ и непринятии надлежащих мер по ее обеспечению, привлекаются к административной либо уголовной ответственности.

Основным приоритетом в обеспечении ЭнБ является не борьба с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в энергетическом хозяйстве страны и их последствиями для общественной жизни, а меры мониторинга состояния и возможных угроз ЭнБ, включая природные, ресурсные, технологические, организационные, финансово-экономические и геополитические факторы.

Необходимые затраты на обеспечение ЭнБ и предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с энергетическим фактором, включаются в себестоимость продукции предприятий, как энергоснабжающих, так и энергопотребляющих, за счет возможного снижения затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

При разработке Энергетической стратегии России, генеральных схем развития и размещения объектов энергетики, федеральных инвестиционных программ, внешнеэкономических договоров и других государственных документов особое внимание должно быть уделено обеспечению ЭнБ в части расширенного воспроизводства энергетического потенциала страны (ресурсной базы, состояния основных фондов, развитию импортозамещения энергетического оборудования, технологий и сервиса, модернизации и инновационному обновлению энергетического хозяйства, развитию централизованных и децентрализованных, в т.ч. автономных систем энергоснабжения). При этом энергетический потенциал рассматривается не как самоцель, а как необходимое средство обеспечения энергетической безопасности страны и энергетической эффективности ее развития.

Россия, являясь одной из ведущих энергетических держав мира, обеспечивает свою геополитическую роль как гарантированными поставками необходимых объемов энергоресурсов на мировой рынок и их надежным транзитом от мест добычи к основным центрам потребления по своей территории и территории соседних стран, так и активной организационной и дипломатической деятельностью по обеспечению глобальной энергетической безопасности (ГЭБ).

При этом ГЭБ рассматривается не только как достаточность предложений и транзита, но и как гарантированная надежность спроса, обусловленная долгосрочными контрактами и недискриминационным доступом к распределительным сетям и на розничный спотовый рынок энергетических ресурсов и энергетических продуктов и услуг.

Придерживаясь условий свободного доступа к ресурсам, свободной торговли энергоносителями и энергетическими технологиями, Россия в соответствии с законодательно закрепленными нормами оставляет за собой право ограниченного участия иностранных партнеров к освоению стратегических запасов энергетического сырья, а также в целях обеспечения собственной ЭнБ поддерживает развитие отечественного энергомашиностроения, особенно в сфере принципиально новых энергетических технологий, и импортозамещение оборудования для стратегически важных энергетических объектов (атомных станций, нефте- и газопроводов, информационно-интеллектуальных систем управления).

Одним из важнейших принципов обеспечения ЭнБ является рациональное размещение общего достаточного по соображениям надежности резерва энергетических мощностей на генерирующих, распределительных объектах и у потребителей, резервов топлива и технологического сырья, необходимого для бесперебойной работы энергетических установок, а также ремонтно-восстановительных запасов материалов и оборудования.

Инновационное развитие энергетики в целях обеспечения ЭнБ должно быть направлено в т.ч. на создание систем долгосрочного и кратковременного аккумулирования взаимозаменяемых видов энергии (тепла и электроэнергии, моторного нефтяного и газового топлива, угля, торфа и биомассы), а также на создание технологических систем со сбалансированным графиком производства, потребления и совместного управления режимами их работы.

Минэнерго РФ и Правительство России в обязательном порядке стимулируют проведение НИР по анализу и прогнозу состояния ЭнБ и мер по ее мониторингу, а также по разработке инновационных организационно-технологических решений по повышению уровня энергетической безопасности страны на государственном уровне.

Обеспечение ЭнБ достигается не только за счет создания резервов мощностей и объема энергоносителей, но и за счет развития систем организации и управления энергетическими потоками, в том числе взаимопомощи и взаиморегулирования, а также адаптивных систем противоаварийного управления в целях локализации аварий и недопущения их каскадного развития, а также ускоренного восстановления нормального энергоснабжения всех потребителей.

При этом скоординированная система управления допускает для обеспечения живучести энергетической системы в целом тактическое воздействие и на потребителей, ограничивая их спрос, но не ниже жизненно необходимого минимума. При этом возможный ущерб у потребителя компенсируется энергоснабжающими компаниями за счет дополнительных услуг в количественном и качественном отношении.

В целях обеспечения ЭнБ предприятий, обеспечивающих реализацию жизненно важных социальных и государственных функций (военных, транспортных, информационно-финансовых, политических, медицинских и др.) обязательным является наличие у них собственных автономных источников энергоснабжения и резервного топливообеспечения этих установок.

Ответственность за энергоснабжение в аварийных и чрезвычайных условиях несут как энергоснабжающие компании, так и сами предприятия-потребители.

Региональные власти для обеспечения ЭнБ на своих территориях стимулируют развитие местных энергоресурсов, объектов малой (как традиционной, так и нетрадиционной) энергетики, надежности распределительных сетей и подстанций, замену одностороннего питания потребителей на связную систему энергопоставок, накопления достаточного запаса топлива, энергоносителей, оборудования и материалов, а также организацию предупредительных и аварийно-восстановительных работ, особенно в системах ЖКХ.

Показатели ЭнБ являются важными в системе оценок деятельности губернаторов, руководителей муниципалитетов, осуществляемых в т.ч. и органами Госэнергонадзора.

Доктрина энергетической безопасности России, подготовленная Правительством РФ по поручению Совета Безопасности России, рассматривается на заседании СовБеза и утверждается Президентом России сроком на 5 лет.

Правительство РФ по итогам деятельности федеральных и местных органов власти, а также хозяйствующих субъектов ежегодно подготавливает Государственный доклад о состоянии, возможных угрозах и мерах по обеспечению энергетической безопасности страны и представляет его на утверждение в Совет Безопасности и Президенту России.

При необходимости по поручению Президента РФ вносятся предложения по корректировке нормативно-законодательных актов, а также уточнения в Доктрину энергетической безопасности России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: