Этические дилеммы в социальной работе - ABCD42.RU

Этические дилеммы в социальной работе

Примеры этических дилемм в социальной работе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Этическая дилемма

Этическая дилемма – это ситуация морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности рушится другая, не менее ценная.

Дилемма – это суждение, в котором предмет имеет два противоречащих друг другу признака; этическая дилемма — это сложный выбор, который должен быть разрешен исходя из норм морали и этики.

Проще говоря дилемма представляет собой выбор одного из двух противоречий, причем выбор этот весьма затруднителен. В обычной ситуации человек делает выбор исходя из собственных ценностей и интересов, или принимает то решение, которое является выгодным для него.

Мораль и этика на протяжении всей жизни регулируют поведение людей в обществе, они направляют человека на выбор, который считается наиболее приемлемым, что мы должны делать, а что делать не должны. Часто в жизни люди сталкиваются с ситуациями, когда они не знают, что делать в конкретной ситуации, осложняется все еще и тем, что и в том и другом случае есть свои положительные и отрицательные стороны. В таком случае ценности, которыми мы руководствуемся на протяжении жизни вступают в конфликт.

Мужчина, всю жизнь руководствуется принципом «женщину нельзя бить и оскорблять», но вдруг вечером в темном подъезде на него нападает женщина, которая начинает избивать его битой, единственным вариантом остается нанести ответный удар, но, а как же принцип?

Поезд на полном ходу теряет управление, на одной дороге привязано 4 человека, можно переключиться на другой путь, но там тоже привязан один человек, какой выбор сделает машинист?

Два предполагаемых преступника заключены под стражу, наказание за преступление составит пятнадцать лет лишения свободы, но доказательств причастности к данному преступлению нет. В полиции им предлагают каждому возможность выйти на свободу. Если оба признаются в совершении преступления, каждый из них будет отбывать шесть лет тюрьмы. Если один отрицает свою причастность, а другой предоставляет доказательства своей непричастности, информант будет освобожден, а другой будет приговорен к пятнадцати годам лишения свободы. Если оба будут отрицать факты, оба останутся в тюрьме на год. Как сделать выбор?

Готовые работы на аналогичную тему

Типы этических дилемм

Этические дилеммы могу иметь различия по степени их конкретизации.

  1. Открытая дилемма – возникает, когда субъект, которому предстоит разрешить дилемму, еще не сделал выбор, он еще выбирает как ему действовать в этой ситуации.
  2. Закрытая дилемма – при которой ситуация уже была решена, и человек оценивает решение другого человека.
  3. Гипотетическая дилемма – необходимость выбора в ситуации, которая в реальной жизни вряд ли может случиться.
  4. Настоящая дилемма – ситуация близкая человеку, которая может произойти в повседневной жизни, обычно такие дилеммы носят менее драматичный характер.

Этические дилеммы в социальной работе

Этические дилеммы в социальной работе имеют отличия от дилемм, которые возникают за пределами профессиональной деятельности, но и здесь человек должен сделать выбор между двумя равноценными возможностями.

Источником различных ценностных противоречий в профессиональной деятельности социального работника является необходимость соединить в единое целое противоречивые требования, которые возложила на него профессия.

Самым главным противоречием для социального работника является необходимость быть инструментом и социальных изменений, и социального контроля, очень часто соцработники сталкиваются с неразрешимыми ситуациями, когда на кону стоят интересы конкретной личности и интересы общества. В таких ситуациях приходится находить баланс. Одна из самых распространенных дилемм, стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества.

Деприва́ция — это сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

Ключевой задачей социальной работы является благополучие людей, это делает проблему патернализма особо актуальной.

Патернализм — это система отношений, при которой власти обеспечивают некоторые потребности граждан, в обмен на то, что они позволяют диктовать им правила поведения.

В интересах клиента, чтобы защитить его от самого себя, приверженцы патернализма считают возможным при необходимости ограничить действия клиента, которые могут принести ему вред, обязывать его принимать услуги против его желания или принудительно, в таких ситуациях социальный работник имеет право утаивать информацию или предоставлять дезинформацию и т.п. Подобная практика воспринимается неоднозначно и вызывает споры о пределах допустимости патернализма:

  • с одной стороны, социальные службы несут ответственность за защиту клиентов;
  • с другой, возникает вероятность привить клиенту определенные формы саморазрушительного поведения.

Примеры этических дилемм

Пример первый. Социальный работник является матерью-одиночкой, ей позвонили из детского сада и сказали, что у ее ребенка высокая температура. В данный момент на рабочем месте нет начальника, и она просит свою коллегу «прикрыть» её. Начальник возвращается и не обнаруживает сотрудницы на рабочем месте, в таком случае он должен принять меры, которые повлекут за собой негативные для нее последствия (выговор, лишение премии). Оставить без наказания самовольную отлучку работника начальник не может, но из жалости решает ограничиться предупреждением. «Доброжелатели» довели ситуацию до сведения вышестоящего руководства. Дилемма, стоящая перед руководством: как оценить деятельность начальника?

Пример второй. Тяжело больной клиент каждый день мучается, испытывая страшные боли и хочет добровольно уйти из жизни, он звонит своему родственнику и просит принести лекарство, которое поможет ему уйти из жизни, но социальный работник случайно подслушал разговор, как ему поступить?

Главная миссия социальной работы — помочь человеку быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми. В таких ситуациях следует руководствоваться здравым смыслом, в любом случае придется сделать выбор.

Этические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.

Дилемма (в логике) это суждение, которому предписываются 2 противоречащих друг другу признака, исключающих третий.
Когда мы говорим «в жизни есть дилемма», то имеется в виду ситуация, когда человек оказывается перед необходимым выбором между двумя одинаковыми возможностями.
Другими словами дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей (равноценных), одинаково затруднителен.
Этические дилеммы, которые возникают в социальной работе, отличаются от тех дилемм, которые существуют в не профессиональной деятельности.
Этические дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей социальной работы. (Например: могут не совпадать личные и профессиональные ценности самого социального работника).
Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, политических условий той страны, в которой осуществляется социальная работа.
К примеру, социальные работники США выделяют следующие наиболее часто встречающиеся дилеммы: различие религиозных взглядов соц.работника и предъявителя соц.услуг; встречается несоответствие этнокультурных традиций, участников социального действия; несовпадение мнений социального работника и других участников процесса о законодательной системе.
В соц.практике встречаются следующие этические дилеммы.
Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры — жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость — являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.
Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.
Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.
Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение. Очень часто патернализм — это защита клиента от него самого. Для того, чтобы применять данный подход нужны веские основания. В целом для социальной работы наибольшую ценность имеет самоопределение как ценность, а патернализм признается крайней мерой.
Необходимость говорить правду и интересы клиента. Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, — в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.
Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией — работодателем.
Содержание и смысл этического принципа конфиденциальности шире юридического понимания данной нормы. С точки зрения закона передача сведений о клиенте, связанная с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (работникам правоохранительных органов, органам опеки и попечительства, законным представителям клиента) вполне допустима и не является разглашением тайны. В то же время этика берет под контроль передачу таких сведений любому лицу, даже если оно пользуется законным правом на их получение. Необходимо также иметь в виду, что реализации данной этической нормы усложняется тем, что в нашей стране отсутствует закон о конфиденциальности, принятый во многих других странах.
Можно выделить несколько уровней соблюдения тайны:
уровень внутренних убеждений специалиста, которым чаще всего и руководствуются практики при условии понимания его значимости и принятия;
уровень профессиональной этики, когда определены формальные правила, обязательные для всех представителей профессии;
уровень общественных установок, который выходит за рамки профессии и представляет собой «неписанный закон», разделяемую мо ральную ценность;
уровень узаконенных норм, когда соблюдение тайны установлено в законодательном порядке.
Современный уровень развития социальной работы требует неустан ных усилий профессионального сообщества по утверждению нормы кон фиденциальности и других этических принципов на всех выделенных уровнях. В практической социальной работе можно выделить ряд ситуаций, представляющих угрозу конфиденциальности и требующих этической бдительности социальных работников:
1. Прекращение контакта с клиентом
2. Разговоры во внеслужебной обстановке о делах клиентов.
3. Неудовлетворительная организация работы социальных служб (ненадлежащее хранение документов, вывешивание списков, наличие очередей, разговоры о клиентах по телефону, обращения по месту работы или учебы и другие аспекты).
4. Посещения и обслуживание клиентов на дому.
5. Записи в рабочей документации.
6. Ответы на запросы «третьих сторон» и/или «третьих лиц», как имеющих, так и не имеющих права на конфиденциальную информацию.
7. Общение с родственниками и/или законными представителями клиентов.
8. Преподавание социальной работы и научные исследования.
9. Проведение групповых форм работы с клиентами.
10. Общение с представителями средств массовой информации.
Принцип равенства и не равное распределение ресурсов. В практике есть два стандарта распределения ограниченных ресурсов: безусловный стандарт (это, когда мы отдаем средства по праву на него) и сравнительный стандарт (сравниваем потребности клиентов и отдаем средства более нуждающимся).
Коллегиальность и «доносительство». В случаи, если кто-то из соц.работников нарушает закон или правила организации (службы) остальные работники попадают в сложную ситуацию и в этом случаи сталкиваются между собой дружеские чувства и профессиональная ответственность.
Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму

Читайте также  Экологические катастрофы и их последствия

Этические принципы и дилеммы в социальной работе

Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его зна-

ний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста опреде-

ляется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными

организациями – Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы соци-

альной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практиче-

ской деятельности.

Кодекс диктует правила поведения, с которыми представители профессии обязаны соотно-

сить свои действия, чтобы оставаться достойными членами профессиональной организации. Эти-

ческие кодексы многих профессий имеют универсальные положения и принципы, но каждой кон-

кретной профессии присущи и специфические правила.

Что включает в себя этический кодекс социальных работников? Рассмотрим на примере

кодекса социальных работников США.

Этический __________кодекс социальных работников США был принят на Ассамблее делегатов На-

циональной ассоциации социальных работников США (НАСР) в 1979 г. Это последний кодекс из

нескольких, принятых профессионалами за многие годы. Принципы, изложенные в кодексе, явля-

ются как предписывающими, так и запрещающими. Они содержаться в шести основных частях

кодекса, определяя ответственность и обязательства социальных работников.

В первой части кодекса рассматриваются общие вопросы поведения социального работни-

ка и его профессиональных обязанностей, в частности, такие вопросы как профессиональная чест-

ность, компетентность, участие в исследовательской работе.

Вторая часть, посвящена этической ответственности социальных работников перед клиен-

тами, она более детализирована. В ней обсуждаются проблемы приоритета интересов клиента, ис-

пользования клиента для получения частной выгоды, дискриминации, сексуальных отношений с

клиентами, раскрытия информации о клиентах третьим лицам, права клиентов на самоопределе-

Третья часть кодекса посвящена ответственности социальных работников перед коллега-

ми. В ней поднимаются вопросы, возникающие при контактах с другими профессионалами. Эта

часть принципиально ставит проблемы сотрудничества, вежливости с коллегами, использования

коллег для получения личной выгоды, разрешения конфликтов, наблюдения и оценки коллег, вре-

менного предоставления услуг клиентам коллег.

Четвертая часть посвящена проблемам этической ответственности социальных работников

перед работодателями и организациями, предоставляющими работу. В ней обсуждаются вопросы,

касающиеся необходимости твердо выполнять свои обязанности перед соответствующим агентст-

вом социальной работы, то есть действовать в соответствии с принятыми в ней процедурами, со-

блюдать интересы политики учреждения, повышать его эффективность, рационально использо-

вать ресурсы.

Пятая часть кодекса касается вопросов этической ответственности социальных работников

перед своей профессией. В ней обсуждаются вопросы, связанные с сохранением ценностей и

предназначением профессии, использования и развития знаний социальной работы. В этой части

устанавливаются границы ответственности работника, при защите чести и достоинства своей про-

фессии; при неэтичном поведении коллег, включая незаконную или неквалифицированную прак-

тику работы.

Шестая часть кодекса оговаривает обязательства социальных работников по отношению к

обществу. В ней пишется о том, что социальный работник обязан: предотвращать и исключить

дискриминацию любых лиц и групп, гарантировать всем людям доступ к необходимым ресурсам,

предоставлять услуги в чрезвычайных ситуациях общественного масштаба, защищать изменения в

политике и законодательстве, способствовать квалифицированному участию общественности в

формировании социальной политики и учреждений.

Даже из этого небольшого перечня принципов, изложенных в кодексе, видно, что одни из

них более абстрактные, идеалистические, относящиеся к социальной справедливости и общест-

венному благополучию. Они указывают социальному работнику, к чему следует стремиться. Дру-

гие принципы устанавливают специфические правила, с помощью которых социальные работни-

ки, как ожидается, будут исполнять свои задачи, причем нарушение этих правил дает основание

для подачи формальной жалобы. Кроме того, кодекс вооружает социальных работников такими

этическими принципами, которые помогают решать этические дилеммы, встречающиеся на прак-

тике. Этой проблеме в последние годы социальные работники уделяют серьезное внимание.

Слово дилемма с греческого языка означает суждение или умозаключение, содержащее

два исключающих друг друга положения, из которых необходимо выбрать одно. В нашем случае

имеется в виду переносное употребление этого слова, означающее необходимость выбора из двух

возможностей.

Социальным работникам приходиться встречаться с разными этическими дилеммами, за-

трудняющими их работу. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между

двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, этический ко-

декс НАСР провозглашает, что « социальный работник не должен участвовать в каких-либо дей-

ствиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Одна-

ко кодекс также указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства пе-

ред организацией-работодателем». Нетрудно представить себе положение, когда эти два принципа

противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к

нарушению гражданских прав клиентов.

Другие этические противоречия, которые часто вызывают беспокойство, связаны с конфи-

денциальностью и частным характером сообщений; необходимостью говорить правду; патерна-

лизмом и самоопределением; обязательством придерживаться законов и правил учреждения, до-

носительством; распределением ограниченных ресурсов, соотношением между личными и про-

фессиональными ценностями. Рассмотрим некоторые.

Конфиденциальность и интересы общества. Социальные работники должны следовать по-

ложению о том, что сведения, сообщенные клиентом, должны сохраняться конфиденциально. Но в

отдельных случаях работники вынуждены раскрывать информацию, например, когда есть угроза,

что клиент может нанести вред третьему лицу. Это учитывается в кодексе, где написано, что спе-

циалисты могут раскрыть информацию по «непреодолимым причинам». К сожалению, среди ра-

ботников не существует согласия при, каких обстоятельствах, возможно, такое раскрытие, не-

смотря на общее мнение о том, что несоблюдение конфиденциальности оправдано в чрезвычай-

ных обстоятельствах.

Необходимость говорить правду и интересы клиента. В социальной работе есть принцип,

связанный с правом клиента на получение достоверной информации о делах, связанных с его со-

стоянием и благополучием. Однако некоторые социальные работники утверждают, что в редких

случаях можно и даже нужно скрыть правду и дать ложную информацию. Например, надо защи-

тить клиента от ущерба. Тем не менее, большинство социальных работников придерживаются

мнения, что нельзя отказывать клиенту в правдивой информации или искажать ее.

Патернализм и самоопределение. Проблема патернализма является серьезной этической

дилеммой социальной работы. Патернализм – это вмешательство в желания клиента и ограниче-

ние его свободы; ограничение его действий, требование принять услуги без его желания. Все это

примеры патернализма для защиты клиентов от них же самих. Среди социальных работников су-

ществуют споры по поводу условий, допускающих патернализм. Некоторые придерживаются

мнения, что клиенты должны иметь право на некоторую степень риска. Другие, несогласные с

этой точкой зрения, утверждают, что специалисты несут ответственность за защиту клиента от

самих себя. Расхождение во мнениях затрагивает концепцию самоопределения и вопроса о том,

кто из клиентов способен осознавать свое положение и принимать рациональные решения.

Коллегиальность и доносительство. В случаях, когда кто-то из социальных работников на-

рушает закон или правила учреждения, складывается очень сложная ситуация для их коллег, кото-

рые знают об этом. Зная о нарушениях своих коллег, социальный работник сталкивается с этиче-

Читайте также  Одиноки ли мы во Вселенной?

ской дилеммой и должен тщательно взвесить свои поступки. Дружеские чувства, профессиональ-

ная ответственность и возможность испортить репутацию могут разноречивым образом повлиять

на его решения.

Принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов. Данная проблема

стала актуальной в наши дни. К дефицитным, или ограниченным ресурсам относятся запасы про-

довольствия, жилье, денежные фонды для реализации программ. Распределение этих ресурсов

происходит с учетом принципа равенства или предоставления клиентам равных возможностей при

обращении за помощью. В распределении учитывается потребность в той или иной помощи, одна-

ко, предпочтение может отдаваться людям, в большей степени пострадавшим от несправедливо-

сти или дискриминации.

Личные и профессиональные ценности. В практической деятельности социальные работ-

ники часто сталкиваются с внутренним конфликтом личных и профессиональных ценностей. На-

пример, являясь противником абортов, социальный работник может испытывать сложности при

обсуждении данной проблемы с беременной молодой девушкой. Другой пример. Пациент отказы-

вается от приема медицинских препаратов по религиозным причинам. Социальный работник, уве-

ренный в улучшении здоровья пациента медицинскими препаратами. Задумается, стоит ли его

убеждать в этом, так как помнит о защите права клиента на самоопределение.

Приведенные примеры показывают сложность и неоднозначность положения социального

работника. Специалисты знают, что полные и конкретные ответы на трудные этические вопросы

трудно найти в профессиональном кодексе, поскольку те составлены в общих терминах и с отно-

сительно высокой степенью абстракции. Кроме того, они, как указывалось выше, содержит прин-

ципы, которые в некоторых случаях могут быть противоречивыми.

Дискуссий по поводу этических противоречий в социальной работе было много, но лишь в

70-х гг. им стало уделяться пристальное внимание.

Профессия социальная работа развивается и изменения, которые в ней происходят без со-

мнения вызовут новые этические проблемы и вопросы. Например, развитие компьютерной техно-

логии продолжает ставить трудные вопросы относительно частного характере и конфиденциаль-

ности сообщений. С развитием медицины встанут вопросы о праве жить и праве умереть.

Кроме того, сыграют определенную роль сдвиги в занятости социальных работников. Как

было отмечено выше, в последние десятилетия все большее число социальных работников за ру-

бежом посвящают себя психологической сфере, причем, многие в порядке частной практики. Чис-

ло социальных работников в центрах общественной помощи сокращается. Это ставит сложные

вопросы о назначении социальной работы и ее ценностях, о том, какая часть ресурсов должна

быть отдана клиническим проблемам, а какая — проблемам организации и защиты уязвимых слоев;

сколько внимания должно уделяться людям с недостаточными финансовыми средствами и людям

с достаточными ресурсами или обеспеченными страховкой для уплаты за услуги?

Кроме того, создаются новые сферы деятельности и в связи с этим возникают новые эти-

ческие вопросы и проблемы ценностей. Например, вследствие существенного увеличения специа-

лизированной частной практики, по-видимому, появятся вопросы относительно этики рекламиро-

вания, некорректной практики, несовпадения гонораров и компетенции.

Будущее социальной работы нельзя предсказать с большой точностью, но определенно,

что ценностные и этические проблемы будут и впредь играть важнейшую роль в этой профессии,

как, впрочем, и в других помогающих профессиях.

Этические дилеммы в социальной работе

Главная > Реферат >Этика

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарский государственный университет

Кафедра теории и технологии

Этические дилеммы и противоречия социальной работы

1. Основные этические дилеммы и противоречия социальной работы с. 4

2. Этические принципы профессиональной деятельности социального работника как способы решения дилемм социальной работы с. 9

Заключение с. 16

Список литературы с. 18

Приложение с. 19

Как и всякая достаточно новая специальность, социальная работа первоначально возникает в виде разрозненного спон­танного практического опыта, в виде отдельных научных идей и учебных дисциплин. При этом неизбежным является временное состояние нечеткости предмета и недостаточ­ная определенность метода, что создает специфические трудности для становления и подготовки кадров.

Никто не в состоянии дать совет, пригодный для каж­дого специалиста и тем самым решить его проблемы. Ос­тается одно: убедить человека в том, что ему самому необ­ходимо установить равновесие между эмоциональными реакциями и рациональными способами выхода из сложившейся ситуации.

Изучение и учет всех этих сторон профессиональной культуры социального работника раскрывает не только качества и возможности педагога, его возрастные и личностные особенности, но также и профессионально значимый личностный по­тенциал, формирование которого происходит на базе его общего развития и зависит от него. Чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, отсюда — выше качество профессиональной деятельности, и наоборот.

Значительной частью профессиональной культуры социального работника является ее этическая составляющая, т.е. профессиональная этика социального работника.

Этические знания — необходимая часть профессио­нальной деятельности социального работника. Его спо­собность действовать в соответствии с этическими норма­ми существенно повышает практическую значимость и качество его профессиональной деятельности. Этические знания помогают разрешить сложные этические дилеммы и противоречия, с которыми сталкивается социальный работник в процессе своей деятельности.

Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать проблему этических дилемм и противоречий социальной работы.

1. Основные этические дилеммы и противоречия социальной работы

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие, например, абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Например, многие национальные этические кодексы и уставы социальной работы требуют от социальных работников не участвовать в действиях, нарушающих или уменьшающих гражданские или юридические права клиентов. В то же время они должны соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем. «Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа вступают в противоречие друг с другом, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов, например, в силу финансовых интересов или корысти в случае «распределения» гуманитарной помощи» 1 .

Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. Тем не менее можно выделить группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными.

Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма. Там, где можно решить проблемы без манипулирования волей человека, вопрос о ценностях не стоит. Но если такое решение невозможно без хотя бы незначительного воздействия или навязывания ценностей, а цель заманчива и реальна, социальный работник сталкивается с этической дилеммой.

Например, настаивая на том, что человек должен не мириться с обстоятельствами, а стремиться их изменять, что надо рационально использовать достоверные знания и планировать свое будущее, социальный работник не может быть уверен, будто бытие станет совершеннее благодаря его усилиям. Не может он быть уверен, что данная ситуация и не ухудшится от его вмешательства.

Имея дело с пессимистически настроенными людьми, социальные работники нередко используют такие выражения, как «безразличие и сопротивляемость клиента», «помощь в осознании клиентом его ситуации и необходимости ее преодоления», «помощь человеку в развитии его сопротивляемости трудностям» и др. Однако в известном смысле эти выражения — лишь эвфемизмы стремления внедрить в сознание людей ценности самого социального работника и его веры в успех перемен, что, вероятно, должно рассматриваться как форма манипуляции.

В этих и других подобных ситуациях неясным является вопрос о пределах независимости человека от воли социального работника, о праве клиента на принятие решения и обязанности социального работника определять, в каких рамках он может предоставить это право клиенту. Поэтому в социальной работе необходимо ограничивать возможности манипулирования сознанием и поведением, с тем чтобы ориентировать клиента на идентификацию собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков. Когда в центре внимания клиента находятся его собственные ценности, потенциал манипулирования снижается. Для этого надо развивать способности клиента делать осознанный и целенаправленный выбор ценностей и нести ответственность за этот выбор.

«Патернализм и самоопределение. Одна из ключевых ценностей социальной работы — благополучие клиентов — актуализирует проблему патернализма. Патерналистская парадигма предполагает опекунскую модель отношений социального работника и клиента, «ведение» последнего, допускает вмешательство в его желания или свободу для его же собственого блага. В интересах клиента, защиты его от самого себя патернализм считает возможным ограничивать саморазрушительные действия клиента, обязывать его принимать услуги против желания или принудительно, признает право социального работника утаивать информацию или предоставлять дезинформацию и т.п». 1

Подобная практика воспринимается неоднозначно и вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, считается возможным предоставить клиенту право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой — социальные работники ответственны за защиту клиентов от них самих в случае их неадекватного восприятия мира и действий. Эта этическая дилемма относится к самоопределению клиентов и их способности осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Читайте также  Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве

В современном мире патерналистская модель социальной работы постепенно — на Западе быстрее, в России значительно медленнее — утрачивает свои позиции. Укрепляется принцип информированного согласия, превращающий клиента из пассивного получателя благ и объекта для манипуляций в партнера. Это означает совместное принятие социальным работником и клиентом решения о помощи и признание того факта, что обе стороны вносят нечто существенное во взаимоприемлемый и эффективный характер сотрудничества. В самом деле, только клиент знает свои ценности, которые приобретают решающее значение при оценке ожидаемых результатов помощи. Большинство людей заинтересовано в том, чтобы самостоятельно принимать решения, влияющие на их жизнь. Самоопределение человека есть одна из высших ценностей, и социальная работа не должна являться исключением.

Необходимость говорить правду. Эта дилемма близка с предыдущей и состоит в том, что, с одной стороны, не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или «снабдить» их дезинформацией («спасительной ложью») для их же пользы.

В западной практике социальной работы преобладает первая позиция, в российской — пока вторая. В сочетании с низкой правовой культурой акцент на возможности обмана, хотя бы и «спасительного», представляет собой размывание нравственных ценностей и профессиональной этики, а также реальную почву не только для нарушений закона, но и для криминализации отношений «социальный работник — клиент».

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Во всех национальных этических кодексах и уставах содержится положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. Информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, например перед лицом угрозы со стороны клиента третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в конкретной ситуации, о целях получения информации и ее пользования и одновременно получить согласие клиента, например, на печатание, запись разговора, участие третьего лица.

Масштабная компьютеризация всех сфер социума, возможность доступа к информации через электронные средства также ставят проблему конфиденциальности.

«Хотя профессиональная этика предусматривает возможность раскрытия конфиденциальных сведений, не существует согласия в том, при каких именно условиях допустимо это раскрытие. Считается, что побудить к этому могут чрезвычайные обстоятельства. На наш взгляд, отсутствие ясности в этом вопросе влечет необходимость более глубокого обсуждения моральных оснований проблемы. Кроме того, при определенных обстоятельствах рассматриваемую дилемму можно квалифицировать не только как ценностно-этическую, но и как этико-юридическую» 1 .

Доносительство. Подчас социальные работники вынужденно или сознательно преступают закон или нарушают правила учреждений, в которых работают. В этом случае они ставят перед моральным выбором своих коллег, которые узнали об этих нарушениях. На одной чаше весов находятся нормы профессиональной этики, на другой — профессиональная лояльность и солидарность, чувство дружбы, репутация, угроза собственному положению.

Бремя и сложность подобного выбора побуждают социальных работников опасаться выявлять и делать предметом гласности правонарушения в своей профессии. Поэтому те из них, кто получил информацию и доказательства этически или юридически неправомерных действий своих коллег, вынуждены тщательно взвешивать свои действия ввиду своих обязательств по отношению к профессии, клиентам, коллегам, организации, своему будущему.

Законы и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому подчас благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В ряде случаев следование букве закона способно причинить вред клиенту, что ставит социальных работников перед сложным выбором. Некоторые из них считают допустимыми любые действия с целью защиты интересов клиента, даже если они нарушают закон или другие этические нормы; большинство же социальных работников выбирает закон. В России нередко приоритет отдается нравственным решениям. Как и в случае с другими дилеммами, простых ответов здесь нет.

«Личные и профессиональные ценности. В основе еще одной группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным и иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать приоритет, далеко не всегда совпадают» 1 . В каждом случае социальный работник должен соотнести обязательства перед клиентом, профессией, организацией, коллегами, третьими лицами, самим собой. Здесь необходимо также понимать природу воздействия субъективных ценностей на осознание проблем другого, в частности клиента.

Этические дилеммы в деятельности социального работника

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры – жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость – являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не

может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда

благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях

социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует

подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают с мнением клиентов. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов от них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной

стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой – в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный

работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. Вместе с тем социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма между сохранением конфиденциальности сведений, полученных отклиента, и обязательствами перед организацией-работодателем. Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

России еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы

профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей России и ее отдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, принятые в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.

Для выполнения предписанных социальным работникам функций им

необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.

За последнее время было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут стать основой решений этических проблем в социальной работе с учетом своих особенностей в силу специфики профессии, времени, страны.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: