Этические нормы речевой культуры речевой этикет - ABCD42.RU

Этические нормы речевой культуры речевой этикет

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Этикет– совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Слово «этикет» вошло в международный обиход в 18 веке. Во время правления французского короля Людовика 14 на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiquette произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки.

Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах).

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными ) средствами – жестами, мимикой, позой, движениями – а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет. Речевой этикет – система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания разговора в нужной тональности. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всем протяжении разговора.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РЕЧИ:

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО:

1. Говорящему предписывается доброжелательное и уважительное отношение к собеседник (вспомним японскую манеру общаться). Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника и вообще негативно окрашенной лексики. (Добра не мыслишь и худа не говори).

2. Говорящему предписывается проявлять вежливость по отношению к адресату. Это значит, что необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие социальные позиции. Что можно сказать хорошо знакомому в неофициальной обстановке, то нельзя сказать в официальной обстановке.

3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера, проникнуться так называемой эмпатией. Необходимо смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени заинтересованности. Следует использовать языковые средства адресации, поддерживающие контакт внимания: вам, наверное, интересно узнать, вы, конечно, знаете, что

5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную собеседнику, вести отбор соответсвующих языковых средств. Вспомним литературных героев: Чичикова и Остапа Бендера . Антипод Пьер Безухов в салоне А.П.Шерер. Карнеги «Как понравится девушке»

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке. Соблюдать четыре закона логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

7. Необходимо учитывать, что порог концентрации и внимания у слушающего ограничены. Рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднюю длину непрерывного говорения. Необходимо дать возможность отдохнуть слушающему, использовать средства пробуждения: повторные обращения, средства авторизации и адресации текста.

8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

9. Говорящий должен помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться и это нужно учитывать, а также необходимо сохранять дистанцию между собой и партнером.

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО:

1. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Даже если вам приходится слушать, с вашей точки зрения, неинтересную и бессмысленную информацию, к вам обратились не вовремя.

3. Следует не перебивать собеседника, не сбивать его с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи, подчеркивайте заинтересованность в его словах — жестами, мимикой, междометными и жестовыми «одобрениями», подтверждайте контакт внимания.

5. В роли слушателя необходимо вовремя отвечать говорящему для поддержания контакта. Иначе ситуация общения «провисает».

6. Если слушающих больше, чем двое, не следует отвечать на вопрос, обращенный другому собеседнику, реагировать на речь , направленную не к тебе. («Знай более, говори менее»).

Вот что советует Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Для того, чтобы вас услышали, нужна доброта. Нужно учиться терпимость к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре». (Д.С. Лихачев «Об ителлигентности»)

Правила речевого этикета

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.
Читайте также  Основные количественные и качественные признаки преступности

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Основная часть разговора может строиться по трем сценариям: рабочий, торжественный или скорбный. На тип ситуации указывают различные речевые формулы, произносимые собеседниками («Примите наши соболезнования», «Разрешите вас поздравить!», «Я бы вам посоветовал» и т. д.).

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

  1. Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.
  2. Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).
  3. Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).
  4. Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.
  5. Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Речевой этикет и культура речи

Независимо от образования и возраста человека, знание речевого этикета и культуры речи помогает создать приятное впечатление, наладить связи и получить преимущества перед теми людьми, которые пренебрегают золотыми правилами воспитанного человека. Что же такое речевой этикет , какие его функции и роль, отличается ли культура речи в разных странах?

Под речевым этикетом понимаются

Этикет включает в себя правила поведения, которые приняты в обществе. Это манера общения, внешнего вида, переписка, то есть охватывается комплекс поведения культурного человека. В разных странах этот свод норм и правил отличается. Историки используют информацию об этикете конкретного исторического периода для более детального изучения ценностей по эпохам.

Под речевым этикетом подразумевают систему речевого поведения, правила живого разговора и переписки, как использовать язык и его инструменты в конкретной ситуации и окружении. Первое знакомство с речевым этикетом происходит до года, когда родители на примере показывают ребенку, когда нужно говорить «привет», «пока», «спасибо», «извини». Но эти слова – это элементарные формулы, которые с возрастом усложняются, обрастают новыми оборотами.

Без речевого этикета невозможно представить полноценное общение с друзьями, в семейном кругу или в деловой среде. Так как освоение речевого этикета и культуры речи происходит постепенно, кажется, что это простой процесс – семья, детский сад, школа , на примерах или прямым обучением присваивают человеку необходимые нормы и правила общения. Но на самом деле обучение тесно пересекается с лингвистикой, историей, культурой и психологией .

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Не свойственные функции

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Функции речевого этикета:

  • контактоустанавливающая – налаживание связь с собеседником, настроить беседу на нужный лад, подготовить к передаче информации;
  • апелятивная­ – обращение к собеседнику, функция привлечения и концентрации внимания на себе, призыв к общению;
  • конативная – использование подходящих речевых оборотов, в зависимости от социальной роли собеседника;
  • волюнтаимная – воздействие на участника беседы при помощи инструментов речи, например, просьбы, советы, предложения;
  • эмотивная – подбор необходимой речевой конструкции, в зависимости от эмоций и чувств которые вызывает человек, тема беседы или ситуация.
Читайте также  Эрозии шейки матки

Сложно переоценить роль и возможности речевого этикета жителя мегаполиса. Людям из городов муравейников приходится ежедневно взаимодействовать с сотнями различных по близости, важности и социальному уровню людей. Использую корректные обороты, правильные формулы, человек получает мощный инструмент взаимодействия и воздействия на собеседников и повышает эффективность деятельности.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика , щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций. Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие. Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Какую роль в речевом этикете играют местоимения

Роль местоимений во время обращения, речевого взаимодействия важна, особенно для русской речи. Используя местоимения, человек, кроме того, что налаживает прямой контакт, показывает принадлежность того или иного объекта беседы кому-либо. Плюс сокращает сложные конструкции, заменяя целый словосочетания притяжательными местоимениями. Указательные и вопросительные дают возможность строить простые и понятные формулы.

А выбор между местоимениями «ты» и «Вы» позволяет выражать не только степень уважения к собеседнику, разницу в возрасте, социальном положении, но и форму обращения (официальная, неофициальная). Заметна роль местоимений в профессиональной деятельности. Используя «ты», человек показывает близость отношений, дружественность, доверительность беседы.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Каждая страна, национальность имеют свои правила речевого поведения. Так для японцев характерно признание бесконечного уважения к собеседнику, его семье. Они стараются избегать прямого отрицания, отказов. Японский партнер найдет сотни способов сказать «нет», не говоря прямо. Это не будет способ избежать ответственности или обмануть компаньона, это особенность менталитета и стремление не обидеть человека отказом.

Французам свойственно использовать витиеватые обороты речи, делая общение красочным, богатым на обороты. При этом им нужна в разговоре четкость, понятность и ясность. Они не могут сказать «она улыбнулась», обязательно уточнят, какая это улыбка, добрая, игривая, с ноткой грусти или насмешки. Хотя французский язык долгое время был языком дипломатов, говорить на нем, маскируя истинную мысль, непросто.

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Пословицы о речевом этикете

Важность этикета во время общения хорошо выражает народное творчество, например, пословицы .

Хорошее слово – половина дела.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Будешь следить за языком – он охранит тебя.

Слово не стрела, а в сердце язвит.

С умным разговориться, что мёду напиться.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

Красную речь красиво и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Каждая пословица несет вековую мудрость народа, позволяя изучать те или иные принципы полноценного общения и секреты успешных переговоров.

Важно прививать азы речевого этикета еще с первых дней жизни. Разговаривая с лепечущим малышом, следует использовать многогранные возможности речи, правильные формы обращения, сложные и простые конструкции. Это не только позволит ребенку раньше заговорить, это даст ему непроизвольный багаж знаний, который позволит быстрее сверстников осваивать новые контакты, получать нужную информацию, проще заводить знакомства и быть на лучшем счету в любом коллективе. Процесс изучения речевого этикета будет происходить естественно и без дискомфорта.

Этические нормы речевой культуры речевой этикет

Тема 1. Язык как средство общения

Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».

Коммуникативно-речевая компетенция личности

Основные положения теории речевой коммуникации.

Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация , коммуникативный акт, речевой жанр.

1. Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи»

Курс «Русский язык и культура речи» ставит перед собой следующие цели :

сформировать навыки правильной, богатой и выразительной речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, лексическими, стилистическими);

научить различать стили и жанры речи и правильно пользоваться ими в практике общения.

Чтобы достичь эти цели, необходимо:

1) научиться говорить правильно , т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии – науки о правильности речи;

2) научиться говорить выразительно , т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики – науки о выразительной речи;

а) выбору языковых средств, характерных для научного и официально-делового стилей речи;

б) основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалистов текстов (рефератов, докладов, заявлений, объяснительных записок, резюме и т.п.).

Культура речи имеет 3 аспекта : нормативный, коммуникативный, этикетный. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть , а не ложить; инженеры, а не инженера ; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).

Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет

б) объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог),

в) приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).

Коммуникативный аспект культуры речи в реальной практике общения раскрывается как коммуникативные качества речи (это те свойства речи, которые обеспечивают оптимальное общение участников коммуникации).

К коммуникативным качествам хорошей речи относятся:

1) правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях);

2) логичность (владение логикой изложения);

3) точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли);

4) лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла);

5) ясность (понятность речи для адресата сообщения);

6) богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий);

7) выразительность (воздействие речи на адресата);

8) чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов);

9) уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения).

Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе.

Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).

Читайте также  Отдел покрытосеменные цветковые

Итак, изучение настоящего курса нацеливает на практическое овладение языком как средством общения в разных сферах деятельности и прежде всего в деловой и учебно-научной. Формированию коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста служит главная установка курса – повысить уровень культуры мышления и культуры речевого общения.

2. Коммуникативно-речевая компетенция личности

Коммуникативная компетенция – это владение языком, т.е. соединение знания языка с опытом речевого общения, в процессе которого личность формирует свою систему речевого поведения в различных коммуникативных событиях и ситуациях.

В состав этой системы входит владение коммуникативными ролями (ролями говорящего и слушающего), а также социальными ролями, речевыми стратегиями и тактиками, этическими и этикетными нормами, принятыми в данной культуре.

3. Основные положения теории речевой коммуникации

Речевая коммуникация – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов , невербальная – это передача информации с помощью внесловесных символов и знаков (например, рисунков). К средствам невербальной коммуникации относят: взгляд, мимику, жесты, движения, позы.

Модель речевой коммуникации .

В основе речевой коммуникации лежит определенная модель . Компонентами этой модели являются:

1. Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек.

3. Сообщение – текст в устной или письменной форме – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации (это процесс и результат порождения речи).

4. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит определенное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в определенной ситуации.

5. Обратная связь – реакция слушающих на высказывание говорящего составляет главный момент общения; ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор.

В рамках речевого акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем, при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки.

Получатель , воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Типы речевой коммуникации определяют по ряду признаков.

Условия общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой тнформации).

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Этикет– совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Слово «этикет» вошло в международный обиход в 18 веке. Во время правления французского короля Людовика 14 на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiquette произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки.

Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах).

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными ) средствами – жестами, мимикой, позой, движениями – а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет. Речевой этикет – система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания разговора в нужной тональности. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всем протяжении разговора.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РЕЧИ:

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО:

1. Говорящему предписывается доброжелательное и уважительное отношение к собеседник (вспомним японскую манеру общаться). Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника и вообще негативно окрашенной лексики. (Добра не мыслишь и худа не говори).

2. Говорящему предписывается проявлять вежливость по отношению к адресату. Это значит, что необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие социальные позиции. Что можно сказать хорошо знакомому в неофициальной обстановке, то нельзя сказать в официальной обстановке.

3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера, проникнуться так называемой эмпатией. Необходимо смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени заинтересованности. Следует использовать языковые средства адресации, поддерживающие контакт внимания: вам, наверное, интересно узнать, вы, конечно, знаете, что

5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную собеседнику, вести отбор соответсвующих языковых средств. Вспомним литературных героев: Чичикова и Остапа Бендера . Антипод Пьер Безухов в салоне А.П.Шерер. Карнеги «Как понравится девушке»

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке. Соблюдать четыре закона логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

7. Необходимо учитывать, что порог концентрации и внимания у слушающего ограничены. Рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднюю длину непрерывного говорения. Необходимо дать возможность отдохнуть слушающему, использовать средства пробуждения: повторные обращения, средства авторизации и адресации текста.

8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

9. Говорящий должен помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться и это нужно учитывать, а также необходимо сохранять дистанцию между собой и партнером.

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО:

1. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Даже если вам приходится слушать, с вашей точки зрения, неинтересную и бессмысленную информацию, к вам обратились не вовремя.

3. Следует не перебивать собеседника, не сбивать его с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи, подчеркивайте заинтересованность в его словах — жестами, мимикой, междометными и жестовыми «одобрениями», подтверждайте контакт внимания.

5. В роли слушателя необходимо вовремя отвечать говорящему для поддержания контакта. Иначе ситуация общения «провисает».

6. Если слушающих больше, чем двое, не следует отвечать на вопрос, обращенный другому собеседнику, реагировать на речь , направленную не к тебе. («Знай более, говори менее»).

Вот что советует Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Для того, чтобы вас услышали, нужна доброта. Нужно учиться терпимость к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре». (Д.С. Лихачев «Об ителлигентности»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: