Этические проблемы суррогатного материнства
Суррогатное материнство: цены и суть программы
Суррогатное материнство: цены и суть программы
Ни для кого не является секретом, какие моральные и финансовые расходы идут на воспитание детей. Однако еще большее количество затрат и проблем возникает у семейных пар, не имеющих возможность зачать ребенка естественным путем. На сегодняшний день их проблему можно решить, используя современные вспомогательные репродуктивные технологии, в том числе – суррогатное материнство. Выносить и родить малыша для чужих людей является, бесспорно, благородной целью. Однако существуют этические аспекты, которые являются преградой для многих мужчин и женщин, которые относятся к суррогатному материнству с некоторым предубеждением. Их останавливают осуждение окружающих, страх полюбить ребенка, который выношен другой женщиной, опасения по поводу порядочности суррогатной мамы, которая может просто передумать отдать ребенка и религиозное осуждение оплодотворения, проводимого искусственным образом. Но, когда на чашу весов становится долгожданная цель – иметь детей, желание добиться её каким бы ни было способом, как правило, перевешивает, что побуждает пары все чаще обращаться за помощью к сурмамам.
Ни для кого не является секретом, какие моральные и финансовые расходы идут на воспитание детей. Однако еще большее количество затрат и проблем возникает у семейных пар, не имеющих возможность зачать ребенка естественным путем. На сегодняшний день их проблему можно решить, используя современные вспомогательные репродуктивные технологии, в том числе – суррогатное материнство. Выносить и родить малыша для чужих людей является, бесспорно, благородной целью. Однако существуют этические аспекты, которые являются преградой для многих мужчин и женщин, которые относятся к суррогатному материнству с некоторым предубеждением. Их останавливают осуждение окружающих, страх полюбить ребенка, который выношен другой женщиной, опасения по поводу порядочности суррогатной мамы, которая может просто передумать отдать ребенка и религиозное осуждение оплодотворения, проводимого искусственным образом. Но, когда на чашу весов становится долгожданная цель – иметь детей, желание добиться её каким бы ни было способом, как правило, перевешивает, что побуждает пары все чаще обращаться за помощью к сурмамам.
Суть программы
Суррогатное материнство зачастую является единственной возможностью обретения желанного счастья. Эта программа дает шанс стать мамой женщинам, физически неспособным выносить беременность вследствие деформации матки либо полного её отсутствия, тяжелых заболеваний организма, хронических выкидышей и возрастных изменений.
Суррогатное материнство: цены
Количество семейных пар, которые готовы заплатить немалые деньги за возможность стать родителями, ежегодно продолжает стремительно расти. Популярность данной программы влияет на рост сумм гонораров, которые запрашивают женщины, имеющие желание стать суррогатными матерями в рамках программы «суррогатное материнство». Цена в Москве, как и по всей России за эту услугу составляет 15 000 — 40 000 долларов США (в цену, как правило, не входят расходы, связанные с медицинским сопровождением и ежемесячным содержанием в период вынашивания ребенка).
Агентство суррогатного материнства: преимущества
Поиск суррогатной матери некоторые пары решают вести самостоятельно, либо перекладывают эту заботу на плечи агентств, специализирующихся на подборе женщин, решившихся выносить и родить ребенка для бесплодной пары. Агентство суррогатного материнства занимается подбором кандидаток на роль суррогатных матерей, неся полную ответственность за состояние их здоровья, для чего проводится тщательное комплексное обследование их организма, а также полным медицинским сопровождением процесса: от оплодотворения, переноса эмбриона, ведения беременности до принятия родов. Юридическая сторона дела, касающаяся оформления договора с сурмамой, оформления документов новорожденного также является заботой компаний такого типа.
На официальных сайтах данных агентств можно узнать, какая цена суррогатной матери (как правило, она составляет фиксированную сумму, учитывая те или иные форс-мажорные обстоятельства).
Законодательная сторона суррогатного материнства
Согласно существующему на сегодняшний день законодательству Российской Федерации, программа суррогатного материнства является абсолютно легальной. Право на ребенка предоставляется сурматери, которая может отказаться отдать малыша, которого она выносила. Семейная пара, давшая письменное согласие на подсаживание эмбриона другой особе записывается как родители только при согласии суррогатной мамы. Однако плюсом российского семейного кодекса является то, что после юридически зарегистрированного отказа сурматери от ребенка, его биологическим родителям не нужно проходить длительную процедуру усыновления, они могут быть сразу записаны в графу свидетельства о рождении малыша как мать и отец.
По закону, суррогатная мать должна быть замужем, иметь двух детей, её возраст не должен превышать 35-ти лет, либо являться ближайшей родственницей семейной пары.
Суррогатное материнство: аргументы «за» и «против»
Дискуссии об этичной стороне суррогатного материнства ведутся с момента рождения первого ребенка, который появился на свет в 1989 г. Ярые противники данной программы – представители церкви, политики, моралисты и часть общественности. По их мнению, суррогатное материнство представляет собой договорную работу, ребенок при этом является товарной единицей.
РПЦ приводит доводы о противоестественности искусственного оплодотворения, противоречащей моральным нормам христианства. Психологами утверждается, что суррогатное материнство изначально нарушает связь матери и плода.
Главным аргументом в пользу суррогатного материнства, который приводят приверженцы программы, является тот факт, что оно является единственной и порой последней возможностью для семейной пары ощутить родительское счастье, имея ребенка, генетически родного им. При этом в суррогатном материнстве отсутствует пострадавшая сторона, так как женщине и мужчине предоставляются шансы стать мамой и папой долгожданного и любимого ими малыша, а для суррогатной матери данная программа является решением её финансовых проблем. Таким образом, цена суррогатного материнства заключается не в товарно-денежных отношениях, а в счастливых семьях.
Проблемы суррогатного материнства
Главная сложность суррогатного материнства касается человеческого фактора. Не существует никаких гарантий, что сурмама не окажется мошенницей либо женщиной с неуравновешенной психикой, которая может изменить свое решение и в последний момент отказаться от передачи ребенка биологическим родителям. Беременность наступает не всегда с первой попытки, каждая следующая требует дополнительных материальных затрат и приносит стресс.
Незащищенной является и суррогатная мать. Известны случаи, когда биологические родители отказывались принимать малыша, особенно если он родился нездоровым, либо в случаях, если беременность была многоплодной.
Именно поэтому будущим родителям, равно как и женщине, решившейся стать суррогатной мамой, рекомендуется сотрудничество с центрами репродукции (или агентство суррогатного материнства), которое гарантирует как медицинское, так и юридическое сопровождение процесса. Консультации психологов, работающих в центрах такого типа, помогут биологическим родителям и будущим суррогатным матерям разобраться во всех возможных последствиях и рисках.
Одним из таких центров является «Центр ЭКО» во Владимире. В этой клинике, специализирующейся на лечении всех видов бесплодия, существует программа суррогатного материнства, которая уже помогла сотням семейных пар стать родителями здоровых малышей. С помощью современного медицинского оборудования проводится лечение бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий, таких как ЭКО и ИКСИ.
При выборе тактики лечения используется индивидуальный подход, позволяющий добиться результата даже в самых сложных случаях бесплодия.
Благодаря инновационному оснащению клиники и высокому профессионализму специалистов, работающих в ней, «Центр ЭКО» имеет высочайшие показатели успешности искусственного оплодотворения, почти в 2 раза превышающие официальные показатели российского регистра. Записаться на консультацию к специалисту клиники можно по телефону, либо заполнив специальную форму на официальном сайте. Мы ждем вас!
С доходов от суррогатного материнства теперь надо платить налог
Впервые за долгие годы государство в лице Минфина официально заявило: суррогатная мать обязана заплатить налоги с платы за свои услуги.
Рассказываем, насколько вообще правомерно вынашивать ребенка за деньги, а также какие права и обязанности есть у суррогатной матери и родителей ребенка после его рождения.
Что такое суррогатное материнство
Для многих термины «суррогатное материнство» и «суррогатная мать» звучат неприятно, а потому кажутся чем-то подпольным. На деле же всё законно и урегулировано нормативными документами, пусть и небезупречно.
Предположим, Павел и Наталья способны зачать ребенка, но девушка из-за серьезных проблем со здоровьем не может его выносить. Выход — обратиться к суррогатной матери. Допустим, ее зовут Ольга. Эмбрион зачинают «в пробирке» методом ЭКО строго из половых клеток Павла и Натальи, суррогатная мать в этом не участвует. Задача Ольги — выносить подсаженный ей зародыш, родить ребенка и отдать его Павлу с Натальей, которых принято называть генетическими или биологическими родителями.
Ольга этому ребенку генетически никто: она свою ДНК ему не передавала, так как в оплодотворении не участвовала. Поэтому суррогатное материнство нельзя путать с ситуацией, когда Ольга выступает донором яйцеклетки для Павла с Натальей либо соглашается выносить ребенка от Павла из-за того, что Наталья не способна ни к зачатию, ни к вынашиванию. Тогда в обоих случаях Ольга будет биологической матерью малыша. Но суррогатная мать биологической матерью не будет никогда.
Кто и как может стать суррогатной матерью в России
Требования к кандидатке довольно суровые. Вот что нужно по закону, чтобы иметь возможность стать суррогатной матерью в РФ:
- Быть не младше 20 и не старше 35 лет.
- Иметь по крайней мере одного собственного ребенка.
- Не иметь ряда серьезных болезней и состояний. В их числе, например, туберкулез и психические расстройства.
- Пройти медицинское обследование по методике Минздрава.
- Если кандидатка замужем, понадобится нотариальное согласие супруга на процедуру.
пп. 11, 13 и 15 приказа Минздрава № 107н — процедуры медобследования суррогатной матери
Кто может стать биологическими родителями: медицинские показания
Вернемся к нашему примеру, где Павел и Наталья — потенциальные биологические, они же генетические, родители. Чтобы процедуру суррогатного материнства разрешили медики, нужен ряд показаний. Например, три и более выкидыша у Натальи либо три и более неудачных попытки подсадить ей здоровый эмбрион, зачатый методом ЭКО. Также суррогатное материнство разрешат, если у Натальи тяжелый недуг, например хроническая почечная недостаточность или порок сердца. Вот полный перечень таких заболеваний.
п. 79 приказа Минздрава № 107н — показания к суррогатному материнству для биологической матери
По закону об охране здоровья граждан эта процедура доступна также одинокой женщине, у которой есть аналогичные болезни. Только для этого ей понадобится анонимный донор спермы, а в остальном — все то же самое: зачатие методом ЭКО с яйцеклеткой женщины, подсаживание эмбриона суррогатной матери, вынашивание.
Однако за бортом законодательного регулирования остались такие случаи обращения к суррогатному материнству:
- семейная пара, в которой женщина в принципе не способна к зачатию и для ЭКО нужны донорские яйцеклетки. Либо, наоборот, не способен мужчина — и тогда понадобится сперма донора;
- одинокий мужчина, способный к зачатию, плюс яйцеклетки анонимного донора.
В жизни процедуру практикуют и в этих ситуациях, однако юридически такие биологические родители менее защищены. Об этом подробнее расскажу дальше.
Кто может стать биологическими родителями: юридические аспекты
Чтобы при регистрации ребенка не возникло проблем, Павлу и Наталье из нашего примера желательно состоять в официальном браке. Дело в неудачных нормах закона о загсах и семейного кодекса, по которым для регистрации ребенка от суррогатной матери нужно ее согласие, выданное генетическим родителям — супругам. Поскольку в нормах не упоминаются другие варианты — например биологические родители в гражданском браке, одинокие женщины или мужчины, — загсы неохотно записывают детей за ними.
Тогда за право быть родителем в свидетельстве о рождении малыша приходится судиться. И если одинокие биологические матери обычно выигрывают такие суды, у «гражданских» генетических родителей бывает по-разному.
Вот примеры из судебной практики. Суд обязал загс зарегистрировать ребенка:
А вот обратный пример: в 2016 году суд в Москве поддержал отказ загса в регистрации ребенка за генетическими родителями, которые состояли в гражданском браке.
Особенно уязвимы в этом плане одинокие мужчины, решившие родить ребенка с помощью анонимного донора яйцеклеток и суррогатной матери. Велика вероятность, что загс и суд откажут в регистрации малыша за биологическим отцом. И если суррогатная мать тоже не захочет фигурировать в свидетельстве о рождении, то там не будет ни отца, ни матери. Вот пример такого решения из практики Тушинского райсуда Москвы.
В то же время если одинокому генетическому отцу каким-то образом удастся зарегистрировать на себя двух детей от суррогатной матери, то суды признают за ним право на материнский капитал. Парадокс, но уж как есть.
Еще примеры, в которых суд обязал региональное управление ПФР выдать одинокому биологическому отцу сертификат на материнский капитал: апелляционные определения Мособлсуда и Краснодарского крайсуда, решение Приморского райсуда Санкт-Петербурга
Как заключить договор суррогатного материнства
Суррогатная мать подписывает с биологическими родителями договор. Прозвучит странно, но по правовой природе он ближе всего к договору оказания услуг.
Никаких обязательных или типовых образцов таких соглашений не существует. Но логично будет указать в нем по крайней мере следующее:
- Согласие суррогатной матери на регистрацию рождения ребенка за биологическими родителями.
- Обязательства суррогатной матери проходить определенные медицинские обследования, следить за своим здоровьем, придерживаться рекомендаций медиков, правильно питаться и т. п.
- Одно или несколько медучреждений, в которых суррогатная мать должна наблюдаться и рожать.
- Размер вознаграждения суррогатной матери в зависимости от успешной или неуспешной беременности.
- Порядок передачи вознаграждения: авансом с хранением в банковской ячейке, как при продаже квартиры, или после родов.
- Порядок оформления свидетельства о рождении.
- Какие расходы суррогатной матери компенсируют биологические родители и как: авансом либо постфактум. Речь о плате за медобследования, усиленное питание и т. п.
- Штрафные санкции сторон за нарушение условий договора. Например, за отказ суррогатной матери выдать согласие на регистрацию ребенка за генетическими родителями.
Одни суррогатные матери ищут семейные пары напрямую, другие сотрудничают с клиниками репродуктивной медицины либо с агентствами. В последних двух случаях подписывают трехсторонний договор между биологическими родителями, суррогатной матерью и клиникой или агентством.
Сколько стоит суррогатное материнство
Для начала отметим, что договор с суррогатной матерью может быть и безвозмездным. Так бывает, например, если один из биологических родителей — ее родственник либо хороший друг.
Закон не запрещает суррогатной матери брать плату за услуги. Не разрешает, а именно не запрещает, поскольку напрямую о таком праве матери в нормативных документах не говорится.
Обычно плата складывается из таких составляющих:
- Собственно вознаграждение. В Москве и Санкт-Петербурге это около 1 млн рублей. Доплата за двойню — 150—200 тысяч, за необходимость кесарева сечения — 100—150 тысяч.
- Компенсация медицинских расходов. Тут все зависит от цен конкретной клиники на обследования и роды.
- Ежемесячное содержание. В среднем 20—30 тысяч рублей, в зависимости от региона.
- Единовременная выплата на покупку одежды для беременных. Стандарт — 20 тысяч рублей.
- Компенсация расходов на переезд и проживание иногородней матери на последних неделях беременности. Тоже индивидуальная сумма, она зависит от того, откуда и куда переезжает мать.
В итоге можно сказать, что в среднем плата за суррогатное материнство в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 1,5 млн рублей.
Ребенок родился — что дальше?
А дальше суррогатная мать передает его биологическим родителям вместе с медицинским свидетельством о рождении и еще одним важнейшим документом. Этот документ — согласие на запись биологических отца и матери, которые состоят в браке, родителями ребенка.
Причем бумагу эту оформляет тоже медицинское учреждение, а не нотариус или кто-либо еще. Обязательной формы согласия и даже его официального названия нет — все отдано на откуп конкретному роддому или клинике. Правда, из судебной практики видно, что нередко бумагу все же заверяют нотариально. Видимо, для пущей солидности.
Поскольку по закону все зависит от согласия суррогатной матери, если она решит записать ребенка на себя, биологические родители не смогут помешать. Конституционный суд считает, что это справедливо. Если же суррогатная мать отдала ребенка генетическим родителям, но согласие предоставить отказалась, судиться придется с загсом или с ней самой.
Именно поэтому в договоре с суррогатной матерью должны быть санкции за отказ в выдаче согласия. И как минимум обязанность вернуть все полученное по сделке.
Но предположим, что все прошло хорошо: суррогатная мать дала согласие, ребенок записан за генетическими родителями. Тогда важно понимать вот что:
- Оплачиваемый декретный отпуск биологической матери не положен. Зато она вправе взять отпуск по уходу за ребенком со дня его рождения и получать пособие — это не запрещено, поскольку декретного отпуска у мамы не будет. Также ей полагается единовременное пособие при рождении ребенка.
- При соблюдении прочих условий биологические родители вправе получить сертификат на материнский капитал, а также могут рассчитывать на погашение государством до 450 тысяч рублей ипотеки.
- Биологическим родителям положены стандартные и социальные вычеты на ребенка.
И вообще, во всех правах генетические родители, указанные в свидетельстве о рождении малыша, равны обычным родителям.
Плата за суррогатное материнство и НДФЛ
С обывательской точки зрения, заставлять суррогатную мать платить налоги с вознаграждения странно и несправедливо. Это ведь не ремонт в квартире сделать или код написать: женщина на девять месяцев выбывает из привычной жизни, рискует собственным здоровьем, а то и страдает морально от необходимости расстаться с новорожденным.
Но платить налоги, увы, надо не по справедливости, а по налоговому кодексу. А он в случае с заработком суррогатной матери неумолим: это доход, облагаемый НДФЛ. Кодекс освобождает от налога только вознаграждения донорам, однако суррогатная мать, с точки зрения Минфина, таковым не является.
Если женщина — резидент РФ, то ставка НДФЛ для доходов от суррогатного материнства — 13%. Если нерезидент — 30%. А вот что будет базой для исчисления налога — вся сумма, полученная от биологических родителей, или только вознаграждение — вопрос.
Вспомним, что юридически договор суррогатного материнства — это гражданско-правовой договор об оказании услуг. В нем биологические родители — заказчики, а суррогатная мать — исполнитель. И налоговый кодекс в этой ситуации разрешает исполнителю уменьшить облагаемые доходы на расходы, связанные с выполнением сделки. Это называется профессиональным вычетом.
В нашем случае в такой вычет войдет стоимость медицинских процедур, усиленного питания, одежды для беременных, переезда. Главное, чтобы у суррогатной матери на руках были платежные документы: чеки, квитанции из личного кабинета на сайте банка и т. д.
Есть и другой довод в пользу того, чтобы не облагать НДФЛ перечисленные компенсации. Фактически во всем этом заинтересованы биологические родители, суррогатная мать не получает экономической выгоды. А нет выгоды — нет и доходов, а без них нет и НДФЛ. При таком подходе женщине даже платежные документы не нужны.
ст. 41 НК РФ — принципы определения доходов
В итоге, на наш взгляд, суррогатная мать должна заплатить НДФЛ только с вознаграждения и с доплат: за двойню, за кесарево сечение. Не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения вознаграждения, суррогатная мать должна подать декларацию по НДФЛ, а не позднее 15 июля того же года — заплатить налог.
Этические проблемы «суррогатного материнства»
Автор: Л.Б. Ляуш, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И.Пирогова
В ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» представлен юридический порядок применения суррогатного материнства (далее — СМ), метода, далеко отстоящего от принципов этики и морали. Использование метода СМ сопряжено с рядом этических проблем:
— угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;
— разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи;
— сохранение тайны происхождения ребёнка;
— негативное влияние на психику потенциальных родителей;
— коммерциализация материнства (матка напрокат);
Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.
Риск осложнения беременности у суррогатной матери ранним токсикозом беременных выше, чем у женщин, беременных генетически своим ребенком. При обычной беременности половина генотипа плода принадлежит матери, а суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод. Реакции отторжения, которые выражаются слабостью, потерей аппетита, рвотой, снижением веса, апатией, тревогой, мнительностью, раздражительностью, у суррогатных матерей могут быть физиологически гораздо сильнее выражены чем у женщины, вынашивающей собственного ребенка [1] .
Защитники СМ постоянно, говоря о сочувствии к женщине, потерявшей возможность (или изначально не имевшей) самой выносить своего ребенка, или о неповторимом счастье тех, кто обрел материнство с помощью суррогатного материнства, умалчивают про другую женщину – суррогатную мать. Как правило суррогатная мать во время и после передачи ребёнка родителям-заказчикам, т.е. после того как она отделена от своего ребёнка, испытывает сильнейшую психологическую травму. Суррогатная мать может глубоко привязаться к вынашиваемому ребенку в силу тесной биологической связи с ним в период его созревания. Разрыв связи с матерью, выносившей тего, приводит к глубокой психологической травме и ребёнка.
Более того, можно ожидать и принципиальное изменение со стороны психологического статуса женщины, которая носит ребёнка и знает, что он никогда не будет ей принадлежать. Невозможность реализации естественных потребностей беременной матери, вызывает стресс, депрессию, психопатические реакции вредные, и женщине, и ребенку. [2] Под действием стресса, мозг суррогатной матери выделяет меньше гормонов эндорфинов, от количества которых зависит скорость обменных процессов и работа всех органов организма беременной женщины, а, следовательно, и состояние организма ребенка. По мнению акушера-гинеколога и перинатального психолога Новосёловой Е. Г. стресс во время беременности увеличивает риск как психологической ущербности ребенка в будущем, так и может приводить к физическим патологиям развития. [3]
Э. Сгреча и В. Тамбоне отмечают, что очевидная манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание, жизненное внутриматочное обеспечение от третьего лица — суррогатной матери, в будущем может иметь последствия и на психическом уровне [4] .
Сравнение суррогатной матери с кормилицей и утверждение, что такого рода «помощь» не только допустима, но и является выражением альтруизма, крайне сомнительны, т. к. интенсивность отношений между суррогатной матерью и плодом и между няней и ребёнком в корне отличны.
Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.
В 1991 году Арлет Швейцер стала первой в США суррогатной матерью для эмбриона собственной дочери. Она родила через кесарево сечение двойню собственных внуков – мальчика и девочку [5] . Подобный случай был в Южной Африке: яйцеклетка молодой женщины (с врожденным отсутствием матки), оплодотворенная сперматозоидом её мужа, была пересажена в матку её матери — будущей бабушки. В приведенных примерах одна женщина одновременно и бабушка, и мать. Подобные ситуации порождают смешение, размывание понятий (мать, бабушка, сын, внук), традиционно служащих для обозначения кровнородственных связей. В ситуации утраты смысла и однозначности понятий дети могут стать жертвой личностного кризиса на почве недостаточной ясности их происхождения и отношений с тем или иным членом семьи [6] . Как повлияет на ребенка известие, что бабушка в тоже время доводится ему мамой? Как объяснить эту ситуацию ребенку, и сможет ли сам он внятно объяснить её учителям и одноклассникам, не превращаясь в мишень для насмешек?
Сохранение тайны происхождения ребёнка.
Не менее значима и проблема сохранения тайны происхождения ребенка. Те, кто был так или иначе причастен ситуации с СМ, признают, что буквально разрываются между необходимостью блюсти тайну и желанием открыть её. Специалист в области биомедицины И. Брек, задаваясь вопросом: «Что же предпочтительней для ребенка?», отвечает: «Без сомнения, не оказаться в такой ситуации».
Негативное влияние на психику потенциальных родителей.
Негативное влияние на психику биологических родителей может быть вызвано следующими причинами:
— опасение за расторжение договора суррогатной матерью или её исчезновение;
— страхи женщины, связанные с вынашиванием её ребенка другой женщиной (а не делает ли она что-нибудь неполезное ребёнку, не полюбила ли она его больше, чем я?);
— отсутствие гарантии того, что после рождения ребёнка биологические родители не будут подсознательно искать у него черты сходства с той женщиной, которая его носила, особенно, если например, возникнут проблемы в подростковом возрасте (“А это правда мой ребёнок? А может быть, все-таки не мой, потому что не я его носила?”). [7]
Коммерциализация материнства («матка напрокат»).
Если суррогатная мать — это мать (или родственница) бесплодной женщины, абсолютность альтруистических мотивов поступка несомненна. Это случай некоммерческого суррогатного материнства. Если же суррогатная мать — посторонняя женщина, то это случай коммерческой услуги. Коммерческие предложения для потенциальных суррогатных матерей сегодня уже открыто размещаются в газетных рубриках по предложению рабочих мест или газетах. Например,в газете «Куда пойти работать?» размещено объявление Московской клиники репродукции «ВИТА НОВА» с приглашением женщин в возрасте от 20 до 35 лет в качестве суррогатных матерей и доноров яйцеклеток за «гарантированную компенсацию до 900000 рублей». [8]
Купля-продажа детей.
Объектом договора купли-продажи является не только биологическая способность к деторождению суррогатной матери, но и сам ребенок. [9] Если бы объектом купли-продажи являлся только процесс вынашивания ребенка, то назначенная в договоре сумма должна была бы выплачиваться суррогатной матери в самом начале беременности в качестве «гарантии» пребывания ребенка в матке. Но то обстоятельство, что часть денег выплачивается лишь в конце беременности, после родов, указывает на то, что такой договор имеет своей конечной целью поставку произведенного «продукта», т. е. куплю-продажу детей. Если, к примеру, ребёнок имеет дефекты развития, заказчики могут от него отказаться: зачем выплачивать всю сумму за «продукт», не удовлетворяющий всем требованиям?
Суррогатное материнство – это явление с отрицательными последствиями для всех участвующих в данной сделке: и для суррогатной матери, и для ребёнка, и для потенциальных родителей.Существует ли реальная альтернатива данному явлению? Да. Это — такая открытая для многих бездетных пар возможность, как усыновление ребёнка, оставшегося без родителей. В этом случае «выигрывают» все: родители, получая долгожданного ребёнка, а дети — любящих родителей.
[1] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.
[4] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.250.
[5] New York Times, 13 October, 1991.
[6] Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. М.: «Паломник», — 2004, С. 260.
[7] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.
[8] Газета «Куда пойти работать?» № 2 от 5.03.2012 , С. 15.
[9] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.251.
Суррогатное материнство этические и правовые проблемы
Суррогатное материнство является достаточно новым для нашего общества видом услуг, который предоставляет репродуктология. И этот вид деятельности тесно связан не только с медицинскими нюансами. Есть определенные этические проблемы суррогатного материнства, поскольку в данном случае затрагиваются разные сферы, в том числе и нравственно-этические, и религиозные.
В настоящее время проблемы суррогатного материнства в России в том, что люди относятся к такому виду услуг неоднозначно. Это вызывает множество споров и дискуссий. Но, тем не менее, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, такой вид оказания услуг разрешен законодательством. Давайте рассмотрим основные проблемы суррогатного материнства, которые касаются не только медицинского аспекта.
- Что говорят противники ↓
- Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка ↓
- Нарушение семейной идентичности ↓
- Тайна рождения ↓
- Психологические проблемы биологических родителей ↓
- Матка напрокат ↓
- Ребенок как предмет коммерческой сделки ↓
- Что говорят сторонники суррогатного материнства ↓
- Как это рассматривает церковь ↓
- Что говорят представители европейского общества ↓
Что говорят противники
Существует большое количество приверженцев и противников данной услуги. И обе стороны выдвигают достаточно емкие аргументы в защиту своего мнения. Противниками такого рода деятельности выдвигаются следующие этические проблемы:
- Наличие реальной угрозы для репродуктивной системы и организма женщины в целом. Также может быть причинен урон ее психическому здоровью.
- Существует опасность развития каких-либо внутриутробных патологий плода, поскольку женщина только вынашивает и рожает, но никоим образом не влияет на генетические аспекты.
- Имеется нарушение в самом понятии продолжения рода, поскольку ребенок кровный, но выношен другой женщиной.
- Обязательным аспектом является тайна рождения (это указывается при подписании контракта между двумя сторонами).
- Если родовая деятельность происходит неестественным путем, существует высокая опасность не только для организма матери, но и для психики биологических родителей. Поскольку если во время родов имеются проблемы, и приходится применять вакуум или другие методы родоразрешения, есть риск различных заболеваний у ребенка в дальнейшем.
- Коммерческий вопрос в естественной функции материнства. Противники считают аморальным «сдавать свою матку напрокат за деньги».
- Финансовое вознаграждение за ребенка.
Рассмотрим каждую этическую проблему подробнее.
Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка
Противники такого метода считают, что оказание услуг гестационного курьера причиняет вред здоровью женщины и самого ребенка. Когда суррогатная мать на добровольных основаниях соглашается внедрять эмбрион себе в матку, вынашивает и рожает малыша, она подвергает свое здоровье опасности. Здесь немаловажную роль играет то, что во время подготовки к экстракорпоральному оплодотворению и для того, чтобы эмбрион в матке прижился, женщина в обязательном порядке должна принимать гормональные препараты, назначенные доктором.
Опасность возникает не только при приеме таких лекарственных средств. Существует высокий риск развития раннего токсикоза, поскольку женщина вынашивает генетически чужой плод. И риск появления токсикоза у таких беременных в несколько раз превышает риск, если они вынашивают родного малыша.
Если зачатие происходит естественным образом, мать и будущий ребенок имеют общий генотип. А суррогатная мать вынашивает плод, совершенно чужеродный для ее генотипа. Поэтому это чревато многими неприятными симптомами на протяжении всего периода беременности.
Очень частыми спутниками сурмам во время всего гестационного периода являются:
- приступы тошноты и рвоты;
- снижение веса;
- постоянная слабость;
- отсутствие аппетита;
- повышенная раздражительность и нервозность;
- постоянное присутствие тревожности;
- полная апатия.
Такие негативные проявления у суррогатных мам встречаются намного чаще, чем у тех женщин, которые вынашивают родного ребенка. Сторонники такого метода нередко сочувствуют тем парам, которые мечтают родить собственного малыша, но не имеют такой возможности в силу различных причин. По их мнению, благодаря услугам гестационного курьера, бездетная пара может обрести счастье. Но при этом ничего не упоминается о чувствах женщины, которая согласилась выносить ребенка для этих людей.
Традиционно между женщиной и малышом, который находится в ее утробе, формируется тесная биологическая взаимосвязь. После того, как новорожденный младенец передается биологическим родителям, сурмама обычно испытывает сильный стресс.
Психологи утверждают о том, что и новорожденный малыш тоже испытывает стресс, когда его отделяют от женщины, которая его выносила. Появление серьезных психологических проблем возможно уже в период гестации, поскольку женщина с самого начала осознает, что ей придется обязательно отдать малыша.
Психическое состояние беременной обычно негативное, поскольку она понимает, что ее материнская функция невозможна в дальнейшем. Вследствие этого может развиваться депрессия или даже стресс. В результате проблем в психологическом плане, организм женщин продуцирует недостаточное количество эндорфина. Итогом становится изменение скорости процессов метаболизма, а это чревато негативным влиянием на работу всех внутренних органов.
Вполне естественно, что такие нарушения несут в себе опасность и для здоровья плода, могут развиваться различные внутриутробные патологии, как в физическом, так и в психическом плане. По мнению некоторых специалистов, которые занимаются изучением перинатальной психологии, есть и другая причина психических отклонений у будущего ребенка. Это обусловлено тем, что генетически плод тесно связан с биологическими родителями, а питается он за счет другой женщины, которая в биологическом плане не является ему родной. Также малыш привыкает к запаху суррогатной матери, к ее сердцебиению.
«Право на ребенка»: какие этические вопросы вызывает суррогатное материнство
Здесь градус напряжения умножаем на три. Снова разные законы от страны к стране. Где-то не разрешают совсем и сажают в тюрьму. Где-то — в Великобритании или Австралии — разрешают, если привести ту, которая выносит бесплатно. Стран, где суррогатное гестационное (то есть такое, при котором ребенок для суррогатной матери полностью генетически чужой, — Forbes Woman) материнство официально считается заработком, всего несколько: это Россия, Украина, Грузия, Казахстан, Колумбия и некоторые американские штаты.
Главный вопрос от биоэтиков: соблюдается ли принцип добровольности за чертой бедности? Роды, даже в XXI веке — не самое приятное и полезное для организма занятие. Не говоря уже о душевном комфорте той, что девять месяцев проведет с ребенком внутри, а потом откажется от него в роддоме.
Суррогатное материнство в Африке — работающий социальный лифт
Героиня документального фильма Елены Ласкари «Татьяна и ее дети» — мать четверых сыновей — бежит из родной деревни от мужа-алкоголика. Работает уборщицей, бедствует, а потом становится донором яйцеклеток и суррогатной матерью. Татьяна отстраняется от чужого плода эмоционально, попутно задумываясь, что носит мальчика, ведь все ЕЕ дети получаются мальчиками, и убеждает себя к нему не привязываться. Сожалений нет: заказчик-эксплуататор — ее единственный в жизни шанс.
Антрополог Виола Хёрбст, пишущая о суррогатном материнстве в Мали и Уганде, вспоминает, как одна девушка сказала, что «лучше быть донором или суррогатной матерью, чем проституткой, поскольку другого выбора иногда нет». Суррогатное материнство в Африке — работающий социальный лифт. Фатма была первой сурматерью в Makanga Clinic в Уганде. Родив по заказу дважды, она развелась с мужем, который ее бил, купила дом и отдала детей в частную школу. Сегодня она работает в клинике администратором, получая неплохую зарплату: заботится о других суррогатных матерях, живущих в гестхаусе, и готовит им еду. Фатма — «талисман» клиники, о ее поступке рассказывают на проповедях пятидесятнической церкви, приводя пример улучшения человеком своей жизни.
Медицинский антрополог Нэнси Шейпер-Хьюз пишет о черном рынке органов, предназначенных для трансплантации: «В целом поток органов следует современными маршрутами капитала: с Юга на Север, из третьего мира — в первый, от богатых к бедным, от черных и коричневых — к белым, и от женщин — к мужчинам». [Специалист по биоэтике] Александра Курленкова считает, что то же самое можно сказать и о репродуктивной сфере.
Из первого мира в третий спускаются делать детей богатые. Взять Индию, бывшую центром суррогатного материнства до 2015 года. Каждый год там рождалось 25 тысяч «суррогатных» детей, эту работу чаще всего выполняли наемницы из низших каст. В 2012 году в The Guardian вышла статья «Индийские суррогатные матери рискуют жизнями»: автор рассказывал о смерти тридцатилетней Премилы Вагелы из Ахмедабада. Премила пришла на осмотр, внезапно у нее начались судороги, она упала, ее забрали в реанимацию, решили делать кесарево. Ребенка, родившегося на месяц раньше срока, поместили в палату интенсивной терапии, а Премилу перевели в больницу похуже, несмотря на критическое состояние после остановки сердца. Журналист делает вывод: жизнь суррогатной матери на втором месте, главное — ребенок, для которого был оплачен госпиталь. «Часто суррогатные матери подписывают контракты, где есть пункт, что в случае травмы или тяжелой болезни они дают согласие на поддержание жизни с помощью аппарата, чтобы доносить ребенка». «В стране, где тысячи женщин ежегодно умирают в родах, кто будет сожалеть о смерти суррогатной матери?» — так заканчивается статья. В итоге в 2013 году в Индии коммерческое суррогатное материнство сначала запретили для гомосексуальных пар и одиноких женщин, а в 2015-м — для всех. Можно только представить себе всплеск активности на черном рынке.
Другой важный вопрос для биоэтиков — об отношении к ребенку как к «проекту» или «заказу». Француженка Сильвиан Агачински, подруга Жака Дерриды и жена бывшего премьер-министра Франции Лионеля Жоспена, — активный борец с суррогатным материнством из среды публичных интеллектуалов. Еще в 2009 году вышло ее эссе «Тело вдребезги» («Corps en miettes»), в котором она писала: «Сводя процесс зачатия исключительно к сперматозоидам и ооцитам, мы низводим человека до биологической частицы Отделяем зачатие от любви и эротического опыта. Чудовищно делать вынашивание «функцией» и собирать детей по кусочкам».
В преддверии закона о биоэтике, который вот уже несколько лет принимает, да никак не может принять Эмманюэль Макрон, Агачински регулярно высказывается — не против ЭКО, «ведь эта технология не принуждает нас пользоваться другими людьми», но против суррогатного материнства, сравнивая его с рабством. «Предоставление тела в пользование, его инструментализация существует с древнейших времен — это рабство, а в случае с женщинами оно часто носило сексуальный характер или было связано с деторождением. От женщины требуется провести беременность, оставаясь отстраненной̆, чужой к тому, что происходит с ее телом. Проституирование требует от женщины абстрагироваться от собственного сексуального желания, предоставив половой̆ орган в распоряжение клиента. Здесь же от нее требуют превратить в инструмент все ее существование в течение девяти месяцев. Поэтому «gestatrice» — худшее оскорбление для женщины».
Еще один тезис против суррогатного материнства — а вдруг ребенку будет неприятно чувствовать себя «сфабрикованным»?
«Почему вы отвергаете суррогатное материнство как помощь тем, кто не может выносить сам?» — спрашивает Агачински журнал Elle. «Потому что помощь — это прикрытие, — отвечает Агачински, — если процедура войдет в практику, женщинами без матки дело не ограничится. И те, кто борется за ее легализацию, это прекрасно понимают».
Желание иметь ребенка сегодня преподносится как святое, нуждающееся в удовлетворении любой̆ ценой̆, говорят даже о «праве на ребенка». «Но даже несчастье бесплодных пар — не повод для того, чтобы превращать других людей̆ в инструменты», — считает Агачински.
Еще один тезис против суррогатного материнства — а вдруг ребенку будет неприятно чувствовать себя «сфабрикованным»?
Агачински возражают Сильви Меннессон, «женщина без матки», и ее дочь Валентина, написавшая книгу «Я, Валентина, рожденная с помощью суррогатной̆ матери». «Когда Мэри, наша суррогатная мать, была беременна мной̆ и моей̆ сестрой̆, то она жила в США, а мои родители к ней̆ регулярно летали, — пишет Валентина Меннессон, — они трогали живот, я уверена, что мы это чувствовали. Даже если родители были «снаружи», важно, что они вели себя как люди, которые ждут детей̆. Моя мать перерезала пуповину и взяла меня на руки, как только я вышла из живота Мэри». Валентина убеждена, что суррогатное материнство, как и любой̆ труд, должно быть оплачено: купленной̆ или «заказной̆» она себя не чувствует. А если что ее и расстраивает, так это позиция противников процедуры, отказывающих таким, как она, в праве на жизнь.