Этические проблемы суррогатного материнства - ABCD42.RU

Этические проблемы суррогатного материнства

Суррогатное материнство: цены и суть программы

Суррогатное материнство: цены и суть программы

Ни для кого не является секретом, какие моральные и финансовые расходы идут на воспитание детей. Однако еще большее количество затрат и проблем возникает у семейных пар, не имеющих возможность зачать ребенка естественным путем. На сегодняшний день их проблему можно решить, используя современные вспомогательные репродуктивные технологии, в том числе – суррогатное материнство. Выносить и родить малыша для чужих людей является, бесспорно, благородной целью. Однако существуют этические аспекты, которые являются преградой для многих мужчин и женщин, которые относятся к суррогатному материнству с некоторым предубеждением. Их останавливают осуждение окружающих, страх полюбить ребенка, который выношен другой женщиной, опасения по поводу порядочности суррогатной мамы, которая может просто передумать отдать ребенка и религиозное осуждение оплодотворения, проводимого искусственным образом. Но, когда на чашу весов становится долгожданная цель – иметь детей, желание добиться её каким бы ни было способом, как правило, перевешивает, что побуждает пары все чаще обращаться за помощью к сурмамам.

Ни для кого не является секретом, какие моральные и финансовые расходы идут на воспитание детей. Однако еще большее количество затрат и проблем возникает у семейных пар, не имеющих возможность зачать ребенка естественным путем. На сегодняшний день их проблему можно решить, используя современные вспомогательные репродуктивные технологии, в том числе – суррогатное материнство. Выносить и родить малыша для чужих людей является, бесспорно, благородной целью. Однако существуют этические аспекты, которые являются преградой для многих мужчин и женщин, которые относятся к суррогатному материнству с некоторым предубеждением. Их останавливают осуждение окружающих, страх полюбить ребенка, который выношен другой женщиной, опасения по поводу порядочности суррогатной мамы, которая может просто передумать отдать ребенка и религиозное осуждение оплодотворения, проводимого искусственным образом. Но, когда на чашу весов становится долгожданная цель – иметь детей, желание добиться её каким бы ни было способом, как правило, перевешивает, что побуждает пары все чаще обращаться за помощью к сурмамам.

Суть программы

Суррогатное материнство зачастую является единственной возможностью обретения желанного счастья. Эта программа дает шанс стать мамой женщинам, физически неспособным выносить беременность вследствие деформации матки либо полного её отсутствия, тяжелых заболеваний организма, хронических выкидышей и возрастных изменений.

Суррогатное материнство: цены

Количество семейных пар, которые готовы заплатить немалые деньги за возможность стать родителями, ежегодно продолжает стремительно расти. Популярность данной программы влияет на рост сумм гонораров, которые запрашивают женщины, имеющие желание стать суррогатными матерями в рамках программы «суррогатное материнство». Цена в Москве, как и по всей России за эту услугу составляет 15 000 — 40 000 долларов США (в цену, как правило, не входят расходы, связанные с медицинским сопровождением и ежемесячным содержанием в период вынашивания ребенка).

Агентство суррогатного материнства: преимущества

Поиск суррогатной матери некоторые пары решают вести самостоятельно, либо перекладывают эту заботу на плечи агентств, специализирующихся на подборе женщин, решившихся выносить и родить ребенка для бесплодной пары. Агентство суррогатного материнства занимается подбором кандидаток на роль суррогатных матерей, неся полную ответственность за состояние их здоровья, для чего проводится тщательное комплексное обследование их организма, а также полным медицинским сопровождением процесса: от оплодотворения, переноса эмбриона, ведения беременности до принятия родов. Юридическая сторона дела, касающаяся оформления договора с сурмамой, оформления документов новорожденного также является заботой компаний такого типа.

На официальных сайтах данных агентств можно узнать, какая цена суррогатной матери (как правило, она составляет фиксированную сумму, учитывая те или иные форс-мажорные обстоятельства).

Законодательная сторона суррогатного материнства

Согласно существующему на сегодняшний день законодательству Российской Федерации, программа суррогатного материнства является абсолютно легальной. Право на ребенка предоставляется сурматери, которая может отказаться отдать малыша, которого она выносила. Семейная пара, давшая письменное согласие на подсаживание эмбриона другой особе записывается как родители только при согласии суррогатной мамы. Однако плюсом российского семейного кодекса является то, что после юридически зарегистрированного отказа сурматери от ребенка, его биологическим родителям не нужно проходить длительную процедуру усыновления, они могут быть сразу записаны в графу свидетельства о рождении малыша как мать и отец.

По закону, суррогатная мать должна быть замужем, иметь двух детей, её возраст не должен превышать 35-ти лет, либо являться ближайшей родственницей семейной пары.

Суррогатное материнство: аргументы «за» и «против»

Дискуссии об этичной стороне суррогатного материнства ведутся с момента рождения первого ребенка, который появился на свет в 1989 г. Ярые противники данной программы – представители церкви, политики, моралисты и часть общественности. По их мнению, суррогатное материнство представляет собой договорную работу, ребенок при этом является товарной единицей.

РПЦ приводит доводы о противоестественности искусственного оплодотворения, противоречащей моральным нормам христианства. Психологами утверждается, что суррогатное материнство изначально нарушает связь матери и плода.

Главным аргументом в пользу суррогатного материнства, который приводят приверженцы программы, является тот факт, что оно является единственной и порой последней возможностью для семейной пары ощутить родительское счастье, имея ребенка, генетически родного им. При этом в суррогатном материнстве отсутствует пострадавшая сторона, так как женщине и мужчине предоставляются шансы стать мамой и папой долгожданного и любимого ими малыша, а для суррогатной матери данная программа является решением её финансовых проблем. Таким образом, цена суррогатного материнства заключается не в товарно-денежных отношениях, а в счастливых семьях.

Проблемы суррогатного материнства

Главная сложность суррогатного материнства касается человеческого фактора. Не существует никаких гарантий, что сурмама не окажется мошенницей либо женщиной с неуравновешенной психикой, которая может изменить свое решение и в последний момент отказаться от передачи ребенка биологическим родителям. Беременность наступает не всегда с первой попытки, каждая следующая требует дополнительных материальных затрат и приносит стресс.

Незащищенной является и суррогатная мать. Известны случаи, когда биологические родители отказывались принимать малыша, особенно если он родился нездоровым, либо в случаях, если беременность была многоплодной.

Именно поэтому будущим родителям, равно как и женщине, решившейся стать суррогатной мамой, рекомендуется сотрудничество с центрами репродукции (или агентство суррогатного материнства), которое гарантирует как медицинское, так и юридическое сопровождение процесса. Консультации психологов, работающих в центрах такого типа, помогут биологическим родителям и будущим суррогатным матерям разобраться во всех возможных последствиях и рисках.

Одним из таких центров является «Центр ЭКО» во Владимире. В этой клинике, специализирующейся на лечении всех видов бесплодия, существует программа суррогатного материнства, которая уже помогла сотням семейных пар стать родителями здоровых малышей. С помощью современного медицинского оборудования проводится лечение бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий, таких как ЭКО и ИКСИ.

При выборе тактики лечения используется индивидуальный подход, позволяющий добиться результата даже в самых сложных случаях бесплодия.

Благодаря инновационному оснащению клиники и высокому профессионализму специалистов, работающих в ней, «Центр ЭКО» имеет высочайшие показатели успешности искусственного оплодотворения, почти в 2 раза превышающие официальные показатели российского регистра. Записаться на консультацию к специалисту клиники можно по телефону, либо заполнив специальную форму на официальном сайте. Мы ждем вас!

С доходов от суррогатного материнства теперь надо платить налог

Впервые за долгие годы государство в лице Минфина официально заявило: суррогатная мать обязана заплатить налоги с платы за свои услуги.

Рассказываем, насколько вообще правомерно вынашивать ребенка за деньги, а также какие права и обязанности есть у суррогатной матери и родителей ребенка после его рождения.

Что такое суррогатное материнство

Для многих термины «суррогатное материнство» и «суррогатная мать» звучат неприятно, а потому кажутся чем-то подпольным. На деле же всё законно и урегулировано нормативными документами, пусть и небезупречно.

Предположим, Павел и Наталья способны зачать ребенка, но девушка из-за серьезных проблем со здоровьем не может его выносить. Выход — обратиться к суррогатной матери. Допустим, ее зовут Ольга. Эмбрион зачинают «в пробирке» методом ЭКО строго из половых клеток Павла и Натальи, суррогатная мать в этом не участвует. Задача Ольги — выносить подсаженный ей зародыш, родить ребенка и отдать его Павлу с Натальей, которых принято называть генетическими или биологическими родителями.

Ольга этому ребенку генетически никто: она свою ДНК ему не передавала, так как в оплодотворении не участвовала. Поэтому суррогатное материнство нельзя путать с ситуацией, когда Ольга выступает донором яйцеклетки для Павла с Натальей либо соглашается выносить ребенка от Павла из-за того, что Наталья не способна ни к зачатию, ни к вынашиванию. Тогда в обоих случаях Ольга будет биологической матерью малыша. Но суррогатная мать биологической матерью не будет никогда.

Кто и как может стать суррогатной матерью в России

Требования к кандидатке довольно суровые. Вот что нужно по закону, чтобы иметь возможность стать суррогатной матерью в РФ:

  1. Быть не младше 20 и не старше 35 лет.
  2. Иметь по крайней мере одного собственного ребенка.
  3. Не иметь ряда серьезных болезней и состояний. В их числе, например, туберкулез и психические расстройства.
  4. Пройти медицинское обследование по методике Минздрава.
  5. Если кандидатка замужем, понадобится нотариальное согласие супруга на процедуру.

пп. 11, 13 и 15 приказа Минздрава № 107н — процедуры медобследования суррогатной матери

Кто может стать биологическими родителями: медицинские показания

Вернемся к нашему примеру, где Павел и Наталья — потенциальные биологические, они же генетические, родители. Чтобы процедуру суррогатного материнства разрешили медики, нужен ряд показаний. Например, три и более выкидыша у Натальи либо три и более неудачных попытки подсадить ей здоровый эмбрион, зачатый методом ЭКО. Также суррогатное материнство разрешат, если у Натальи тяжелый недуг, например хроническая почечная недостаточность или порок сердца. Вот полный перечень таких заболеваний.

Читайте также  Сравнительная характеристика финансовой системы Болгарии и России

п. 79 приказа Минздрава № 107н — показания к суррогатному материнству для биологической матери

По закону об охране здоровья граждан эта процедура доступна также одинокой женщине, у которой есть аналогичные болезни. Только для этого ей понадобится анонимный донор спермы, а в остальном — все то же самое: зачатие методом ЭКО с яйцеклеткой женщины, подсаживание эмбриона суррогатной матери, вынашивание.

Однако за бортом законодательного регулирования остались такие случаи обращения к суррогатному материнству:

  1. семейная пара, в которой женщина в принципе не способна к зачатию и для ЭКО нужны донорские яйцеклетки. Либо, наоборот, не способен мужчина — и тогда понадобится сперма донора;
  2. одинокий мужчина, способный к зачатию, плюс яйцеклетки анонимного донора.

В жизни процедуру практикуют и в этих ситуациях, однако юридически такие биологические родители менее защищены. Об этом подробнее расскажу дальше.

Кто может стать биологическими родителями: юридические аспекты

Чтобы при регистрации ребенка не возникло проблем, Павлу и Наталье из нашего примера желательно состоять в официальном браке. Дело в неудачных нормах закона о загсах и семейного кодекса, по которым для регистрации ребенка от суррогатной матери нужно ее согласие, выданное генетическим родителям — супругам. Поскольку в нормах не упоминаются другие варианты — например биологические родители в гражданском браке, одинокие женщины или мужчины, — загсы неохотно записывают детей за ними.

Тогда за право быть родителем в свидетельстве о рождении малыша приходится судиться. И если одинокие биологические матери обычно выигрывают такие суды, у «гражданских» генетических родителей бывает по-разному.

Вот примеры из судебной практики. Суд обязал загс зарегистрировать ребенка:

А вот обратный пример: в 2016 году суд в Москве поддержал отказ загса в регистрации ребенка за генетическими родителями, которые состояли в гражданском браке.

Особенно уязвимы в этом плане одинокие мужчины, решившие родить ребенка с помощью анонимного донора яйцеклеток и суррогатной матери. Велика вероятность, что загс и суд откажут в регистрации малыша за биологическим отцом. И если суррогатная мать тоже не захочет фигурировать в свидетельстве о рождении, то там не будет ни отца, ни матери. Вот пример такого решения из практики Тушинского райсуда Москвы.

В то же время если одинокому генетическому отцу каким-то образом удастся зарегистрировать на себя двух детей от суррогатной матери, то суды признают за ним право на материнский капитал. Парадокс, но уж как есть.

Еще примеры, в которых суд обязал региональное управление ПФР выдать одинокому биологическому отцу сертификат на материнский капитал: апелляционные определения Мособлсуда и Краснодарского крайсуда, решение Приморского райсуда Санкт-Петербурга

Как заключить договор суррогатного материнства

Суррогатная мать подписывает с биологическими родителями договор. Прозвучит странно, но по правовой природе он ближе всего к договору оказания услуг.

Никаких обязательных или типовых образцов таких соглашений не существует. Но логично будет указать в нем по крайней мере следующее:

  1. Согласие суррогатной матери на регистрацию рождения ребенка за биологическими родителями.
  2. Обязательства суррогатной матери проходить определенные медицинские обследования, следить за своим здоровьем, придерживаться рекомендаций медиков, правильно питаться и т. п.
  3. Одно или несколько медучреждений, в которых суррогатная мать должна наблюдаться и рожать.
  4. Размер вознаграждения суррогатной матери в зависимости от успешной или неуспешной беременности.
  5. Порядок передачи вознаграждения: авансом с хранением в банковской ячейке, как при продаже квартиры, или после родов.
  6. Порядок оформления свидетельства о рождении.
  7. Какие расходы суррогатной матери компенсируют биологические родители и как: авансом либо постфактум. Речь о плате за медобследования, усиленное питание и т. п.
  8. Штрафные санкции сторон за нарушение условий договора. Например, за отказ суррогатной матери выдать согласие на регистрацию ребенка за генетическими родителями.

Одни суррогатные матери ищут семейные пары напрямую, другие сотрудничают с клиниками репродуктивной медицины либо с агентствами. В последних двух случаях подписывают трехсторонний договор между биологическими родителями, суррогатной матерью и клиникой или агентством.

Сколько стоит суррогатное материнство

Для начала отметим, что договор с суррогатной матерью может быть и безвозмездным. Так бывает, например, если один из биологических родителей — ее родственник либо хороший друг.

Закон не запрещает суррогатной матери брать плату за услуги. Не разрешает, а именно не запрещает, поскольку напрямую о таком праве матери в нормативных документах не говорится.

Обычно плата складывается из таких составляющих:

  1. Собственно вознаграждение. В Москве и Санкт-Петербурге это около 1 млн рублей. Доплата за двойню — 150—200 тысяч, за необходимость кесарева сечения — 100—150 тысяч.
  2. Компенсация медицинских расходов. Тут все зависит от цен конкретной клиники на обследования и роды.
  3. Ежемесячное содержание. В среднем 20—30 тысяч рублей, в зависимости от региона.
  4. Единовременная выплата на покупку одежды для беременных. Стандарт — 20 тысяч рублей.
  5. Компенсация расходов на переезд и проживание иногородней матери на последних неделях беременности. Тоже индивидуальная сумма, она зависит от того, откуда и куда переезжает мать.

В итоге можно сказать, что в среднем плата за суррогатное материнство в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 1,5 млн рублей.

Ребенок родился — что дальше?

А дальше суррогатная мать передает его биологическим родителям вместе с медицинским свидетельством о рождении и еще одним важнейшим документом. Этот документ — согласие на запись биологических отца и матери, которые состоят в браке, родителями ребенка.

Причем бумагу эту оформляет тоже медицинское учреждение, а не нотариус или кто-либо еще. Обязательной формы согласия и даже его официального названия нет — все отдано на откуп конкретному роддому или клинике. Правда, из судебной практики видно, что нередко бумагу все же заверяют нотариально. Видимо, для пущей солидности.

Поскольку по закону все зависит от согласия суррогатной матери, если она решит записать ребенка на себя, биологические родители не смогут помешать. Конституционный суд считает, что это справедливо. Если же суррогатная мать отдала ребенка генетическим родителям, но согласие предоставить отказалась, судиться придется с загсом или с ней самой.

Именно поэтому в договоре с суррогатной матерью должны быть санкции за отказ в выдаче согласия. И как минимум обязанность вернуть все полученное по сделке.

Но предположим, что все прошло хорошо: суррогатная мать дала согласие, ребенок записан за генетическими родителями. Тогда важно понимать вот что:

  1. Оплачиваемый декретный отпуск биологической матери не положен. Зато она вправе взять отпуск по уходу за ребенком со дня его рождения и получать пособие — это не запрещено, поскольку декретного отпуска у мамы не будет. Также ей полагается единовременное пособие при рождении ребенка.
  2. При соблюдении прочих условий биологические родители вправе получить сертификат на материнский капитал, а также могут рассчитывать на погашение государством до 450 тысяч рублей ипотеки.
  3. Биологическим родителям положены стандартные и социальные вычеты на ребенка.

И вообще, во всех правах генетические родители, указанные в свидетельстве о рождении малыша, равны обычным родителям.

Плата за суррогатное материнство и НДФЛ

С обывательской точки зрения, заставлять суррогатную мать платить налоги с вознаграждения странно и несправедливо. Это ведь не ремонт в квартире сделать или код написать: женщина на девять месяцев выбывает из привычной жизни, рискует собственным здоровьем, а то и страдает морально от необходимости расстаться с новорожденным.

Но платить налоги, увы, надо не по справедливости, а по налоговому кодексу. А он в случае с заработком суррогатной матери неумолим: это доход, облагаемый НДФЛ. Кодекс освобождает от налога только вознаграждения донорам, однако суррогатная мать, с точки зрения Минфина, таковым не является.

Если женщина — резидент РФ, то ставка НДФЛ для доходов от суррогатного материнства — 13%. Если нерезидент — 30%. А вот что будет базой для исчисления налога — вся сумма, полученная от биологических родителей, или только вознаграждение — вопрос.

Вспомним, что юридически договор суррогатного материнства — это гражданско-правовой договор об оказании услуг. В нем биологические родители — заказчики, а суррогатная мать — исполнитель. И налоговый кодекс в этой ситуации разрешает исполнителю уменьшить облагаемые доходы на расходы, связанные с выполнением сделки. Это называется профессиональным вычетом.

В нашем случае в такой вычет войдет стоимость медицинских процедур, усиленного питания, одежды для беременных, переезда. Главное, чтобы у суррогатной матери на руках были платежные документы: чеки, квитанции из личного кабинета на сайте банка и т. д.

Есть и другой довод в пользу того, чтобы не облагать НДФЛ перечисленные компенсации. Фактически во всем этом заинтересованы биологические родители, суррогатная мать не получает экономической выгоды. А нет выгоды — нет и доходов, а без них нет и НДФЛ. При таком подходе женщине даже платежные документы не нужны.

ст. 41 НК РФ — принципы определения доходов

В итоге, на наш взгляд, суррогатная мать должна заплатить НДФЛ только с вознаграждения и с доплат: за двойню, за кесарево сечение. Не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения вознаграждения, суррогатная мать должна подать декларацию по НДФЛ, а не позднее 15 июля того же года — заплатить налог.

Этические проблемы «суррогатного материнства»

Автор: Л.Б. Ляуш, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры био­ме­ди­цин­ской эти­ки РНИМУ им. Н.И.Пирогова

В ст. 55 Феде­раль­но­го зако­на от 21 нояб­ря 2011 г. «Об осно­вах охра­ны здо­ро­вья граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции» пред­став­лен юри­ди­че­ский поря­док при­ме­не­ния сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства (далее — СМ), мето­да, дале­ко отсто­я­ще­го от прин­ци­пов эти­ки и мора­ли. Исполь­зо­ва­ние мето­да СМ сопря­же­но с рядом эти­че­ских проблем:

— угро­за пси­хи­че­ско­му и физи­че­ско­му здо­ро­вью сур­ро­гат­ной мате­ри и ребёнка;

— раз­ру­ше­ние поня­тий, обо­зна­ча­ю­щих кров­но­род­ствен­ные связи;

— сохра­не­ние тай­ны про­ис­хож­де­ния ребёнка;

— нега­тив­ное вли­я­ние на пси­хи­ку потен­ци­аль­ных родителей;

— ком­мер­ци­а­ли­за­ция мате­рин­ства (мат­ка напрокат);

Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.

Риск ослож­не­ния бере­мен­но­сти у сур­ро­гат­ной мате­ри ран­ним ток­си­ко­зом бере­мен­ных выше, чем у жен­щин, бере­мен­ных гене­ти­че­ски сво­им ребен­ком. При обыч­ной бере­мен­но­сти поло­ви­на гено­ти­па пло­да при­над­ле­жит мате­ри, а сур­ро­гат­ная мать вына­ши­ва­ет пол­но­стью гене­ти­че­ски чуже­род­ный плод. Реак­ции оттор­же­ния, кото­рые выра­жа­ют­ся сла­бо­стью, поте­рей аппе­ти­та, рво­той, сни­же­ни­ем веса, апа­ти­ей, тре­во­гой, мни­тель­но­стью, раз­дра­жи­тель­но­стью, у сур­ро­гат­ных мате­рей могут быть физио­ло­ги­че­ски гораз­до силь­нее выра­же­ны чем у жен­щи­ны, вына­ши­ва­ю­щей соб­ствен­но­го ребен­ка [1] .

Защит­ни­ки СМ посто­ян­но, гово­ря о сочув­ствии к жен­щине, поте­ряв­шей воз­мож­ность (или изна­чаль­но не имев­шей) самой выно­сить сво­е­го ребен­ка, или о непо­вто­ри­мом сча­стье тех, кто обрел мате­рин­ство с помо­щью сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства, умал­чи­ва­ют про дру­гую жен­щи­ну – сур­ро­гат­ную мать. Как пра­ви­ло сур­ро­гат­ная мать во вре­мя и после пере­да­чи ребён­ка роди­те­лям-заказ­чи­кам, т.е. после того как она отде­ле­на от сво­е­го ребён­ка, испы­ты­ва­ет силь­ней­шую пси­хо­ло­ги­че­скую трав­му. Сур­ро­гат­ная мать может глу­бо­ко при­вя­зать­ся к вына­ши­ва­е­мо­му ребен­ку в силу тес­ной био­ло­ги­че­ской свя­зи с ним в пери­од его созре­ва­ния. Раз­рыв свя­зи с мате­рью, выно­сив­шей тего, при­во­дит к глу­бо­кой пси­хо­ло­ги­че­ской трав­ме и ребёнка.

Более того, мож­но ожи­дать и прин­ци­пи­аль­ное изме­не­ние со сто­ро­ны пси­хо­ло­ги­че­ско­го ста­ту­са жен­щи­ны, кото­рая носит ребён­ка и зна­ет, что он нико­гда не будет ей при­над­ле­жать. Невоз­мож­ность реа­ли­за­ции есте­ствен­ных потреб­но­стей бере­мен­ной мате­ри, вызы­ва­ет стресс, депрес­сию, пси­хо­па­ти­че­ские реак­ции вред­ные, и жен­щине, и ребен­ку. [2] Под дей­стви­ем стрес­са, мозг сур­ро­гат­ной мате­ри выде­ля­ет мень­ше гор­мо­нов эндор­фи­нов, от коли­че­ства кото­рых зави­сит ско­рость обмен­ных про­цес­сов и рабо­та всех орга­нов орга­низ­ма бере­мен­ной жен­щи­ны, а, сле­до­ва­тель­но, и состо­я­ние орга­низ­ма ребен­ка. По мне­нию аку­ше­ра-гине­ко­ло­га и пери­на­таль­но­го пси­хо­ло­га Ново­сё­ло­вой Е. Г. стресс во вре­мя бере­мен­но­сти уве­ли­чи­ва­ет риск как пси­хо­ло­ги­че­ской ущерб­но­сти ребен­ка в буду­щем, так и может при­во­дить к физи­че­ским пато­ло­ги­ям раз­ви­тия. [3]

Э. Сгре­ча и В. Там­боне отме­ча­ют, что оче­вид­ная мани­пу­ля­ция телес­ной при­ро­дой ребен­ка, полу­ча­ю­ще­го гене­ти­че­ское насле­дие от двух опре­де­лен­ных лиц и вме­сте с тем кровь, пита­ние, жиз­нен­ное внут­ри­ма­точ­ное обес­пе­че­ние от тре­тье­го лица — сур­ро­гат­ной мате­ри, в буду­щем может иметь послед­ствия и на пси­хи­че­ском уровне [4] .
Срав­не­ние сур­ро­гат­ной мате­ри с кор­ми­ли­цей и утвер­жде­ние, что тако­го рода «помощь» не толь­ко допу­сти­ма, но и явля­ет­ся выра­же­ни­ем аль­тру­из­ма, крайне сомни­тель­ны, т. к. интен­сив­ность отно­ше­ний меж­ду сур­ро­гат­ной мате­рью и пло­дом и меж­ду няней и ребён­ком в корне отличны.

Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.

В 1991 году Арлет Швей­цер ста­ла пер­вой в США сур­ро­гат­ной мате­рью для эмбри­о­на соб­ствен­ной доче­ри. Она роди­ла через кеса­ре­во сече­ние двой­ню соб­ствен­ных вну­ков – маль­чи­ка и девоч­ку [5] . Подоб­ный слу­чай был в Южной Афри­ке: яйце­клет­ка моло­дой жен­щи­ны (с врож­ден­ным отсут­стви­ем мат­ки), опло­до­тво­рен­ная спер­ма­то­зо­и­дом её мужа, была пере­са­же­на в мат­ку её мате­ри — буду­щей бабуш­ки. В при­ве­ден­ных при­ме­рах одна жен­щи­на одно­вре­мен­но и бабуш­ка, и мать. Подоб­ные ситу­а­ции порож­да­ют сме­ше­ние, раз­мы­ва­ние поня­тий (мать, бабуш­ка, сын, внук), тра­ди­ци­он­но слу­жа­щих для обо­зна­че­ния кров­но­род­ствен­ных свя­зей. В ситу­а­ции утра­ты смыс­ла и одно­знач­но­сти поня­тий дети могут стать жерт­вой лич­ност­но­го кри­зи­са на поч­ве недо­ста­точ­ной ясно­сти их про­ис­хож­де­ния и отно­ше­ний с тем или иным чле­ном семьи [6] . Как повли­я­ет на ребен­ка изве­стие, что бабуш­ка в тоже вре­мя дово­дит­ся ему мамой? Как объ­яс­нить эту ситу­а­цию ребен­ку, и смо­жет ли сам он внят­но объ­яс­нить её учи­те­лям и одно­класс­ни­кам, не пре­вра­ща­ясь в мишень для насмешек?

Сохранение тайны происхождения ребёнка.

Не менее зна­чи­ма и про­бле­ма сохра­не­ния тай­ны про­ис­хож­де­ния ребен­ка. Те, кто был так или ина­че при­ча­стен ситу­а­ции с СМ, при­зна­ют, что бук­валь­но раз­ры­ва­ют­ся меж­ду необ­хо­ди­мо­стью блю­сти тай­ну и жела­ни­ем открыть её. Спе­ци­а­лист в обла­сти био­ме­ди­ци­ны И. Брек, зада­ва­ясь вопро­сом: «Что же пред­по­чти­тель­ней для ребен­ка?», отве­ча­ет: «Без сомне­ния, не ока­зать­ся в такой ситуации».

Негативное влияние на психику потенциальных родителей.

Нега­тив­ное вли­я­ние на пси­хи­ку био­ло­ги­че­ских роди­те­лей может быть вызва­но сле­ду­ю­щи­ми причинами:

— опа­се­ние за рас­тор­же­ние дого­во­ра сур­ро­гат­ной мате­рью или её исчезновение;

— стра­хи жен­щи­ны, свя­зан­ные с вына­ши­ва­ни­ем её ребен­ка дру­гой жен­щи­ной (а не дела­ет ли она что-нибудь непо­лез­ное ребён­ку, не полю­би­ла ли она его боль­ше, чем я?);

— отсут­ствие гаран­тии того, что после рож­де­ния ребён­ка био­ло­ги­че­ские роди­те­ли не будут под­со­зна­тель­но искать у него чер­ты сход­ства с той жен­щи­ной, кото­рая его носи­ла, осо­бен­но, если напри­мер, воз­ник­нут про­бле­мы в под­рост­ко­вом воз­расте (“А это прав­да мой ребё­нок? А может быть, все-таки не мой, пото­му что не я его носи­ла?”). [7]

Коммерциализация материнства («матка напрокат»).

Если сур­ро­гат­ная мать — это мать (или род­ствен­ни­ца) бес­плод­ной жен­щи­ны, абсо­лют­ность аль­тру­и­сти­че­ских моти­вов поступ­ка несо­мнен­на. Это слу­чай неком­мер­че­ско­го сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства. Если же сур­ро­гат­ная мать — посто­рон­няя жен­щи­на, то это слу­чай ком­мер­че­ской услу­ги. Ком­мер­че­ские пред­ло­же­ния для потен­ци­аль­ных сур­ро­гат­ных мате­рей сего­дня уже откры­то раз­ме­ща­ют­ся в газет­ных руб­ри­ках по пред­ло­же­нию рабо­чих мест или газе­тах. Например,в газе­те «Куда пой­ти рабо­тать?» раз­ме­ще­но объ­яв­ле­ние Мос­ков­ской кли­ни­ки репро­дук­ции «ВИТА НОВА» с при­гла­ше­ни­ем жен­щин в воз­расте от 20 до 35 лет в каче­стве сур­ро­гат­ных мате­рей и доно­ров яйце­кле­ток за «гаран­ти­ро­ван­ную ком­пен­са­цию до 900000 руб­лей». [8]

Купля-продажа детей.

Объ­ек­том дого­во­ра куп­ли-про­да­жи явля­ет­ся не толь­ко био­ло­ги­че­ская спо­соб­ность к дето­рож­де­нию сур­ро­гат­ной мате­ри, но и сам ребе­нок. [9] Если бы объ­ек­том куп­ли-про­да­жи являл­ся толь­ко про­цесс вына­ши­ва­ния ребен­ка, то назна­чен­ная в дого­во­ре сум­ма долж­на была бы выпла­чи­вать­ся сур­ро­гат­ной мате­ри в самом нача­ле бере­мен­но­сти в каче­стве «гаран­тии» пре­бы­ва­ния ребен­ка в мат­ке. Но то обсто­я­тель­ство, что часть денег выпла­чи­ва­ет­ся лишь в кон­це бере­мен­но­сти, после родов, ука­зы­ва­ет на то, что такой дого­вор име­ет сво­ей конеч­ной целью постав­ку про­из­ве­ден­но­го «про­дук­та», т. е. куп­лю-про­да­жу детей. Если, к при­ме­ру, ребё­нок име­ет дефек­ты раз­ви­тия, заказ­чи­ки могут от него отка­зать­ся: зачем выпла­чи­вать всю сум­му за «про­дукт», не удо­вле­тво­ря­ю­щий всем требованиям?

Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство – это явле­ние с отри­ца­тель­ны­ми послед­стви­я­ми для всех участ­ву­ю­щих в дан­ной сдел­ке: и для сур­ро­гат­ной мате­ри, и для ребён­ка, и для потен­ци­аль­ных родителей.Существует ли реаль­ная аль­тер­на­ти­ва дан­но­му явле­нию? Да. Это — такая откры­тая для мно­гих без­дет­ных пар воз­мож­ность, как усы­нов­ле­ние ребён­ка, остав­ше­го­ся без роди­те­лей. В этом слу­чае «выиг­ры­ва­ют» все: роди­те­ли, полу­чая дол­го­ждан­но­го ребён­ка, а дети — любя­щих родителей.

[1] Сечи­на И. Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство: за день­ги, но под сердцем/ Нескуч­ный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.

[4] Элио Сгре­ча, Вик­тор Там­боне. Био­э­ти­ка. Учеб­ник. М.:ББИ, 2002, С.250.

[5] New York Times, 13 October, 1991.

[6] Про­то­пре­сви­тер Иоанн Брек. Свя­щен­ный дар жиз­ни. М.: «Палом­ник», — 2004, С. 260.

[7] Сечи­на И. Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство: за день­ги, но под сердцем/ Нескуч­ный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.

[8] Газе­та «Куда пой­ти рабо­тать?» № 2 от 5.03.2012 , С. 15.

[9] Элио Сгре­ча, Вик­тор Там­боне. Био­э­ти­ка. Учеб­ник. М.:ББИ, 2002, С.251.

Суррогатное материнство этические и правовые проблемы

Суррогатное материнство является достаточно новым для нашего общества видом услуг, который предоставляет репродуктология. И этот вид деятельности тесно связан не только с медицинскими нюансами. Есть определенные этические проблемы суррогатного материнства, поскольку в данном случае затрагиваются разные сферы, в том числе и нравственно-этические, и религиозные.

В настоящее время проблемы суррогатного материнства в России в том, что люди относятся к такому виду услуг неоднозначно. Это вызывает множество споров и дискуссий. Но, тем не менее, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, такой вид оказания услуг разрешен законодательством. Давайте рассмотрим основные проблемы суррогатного материнства, которые касаются не только медицинского аспекта.

  • Что говорят противники ↓
  • Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка ↓
  • Нарушение семейной идентичности ↓
  • Тайна рождения ↓
  • Психологические проблемы биологических родителей ↓
  • Матка напрокат ↓
  • Ребенок как предмет коммерческой сделки ↓
  • Что говорят сторонники суррогатного материнства ↓
  • Как это рассматривает церковь ↓
  • Что говорят представители европейского общества ↓

Что говорят противники

Существует большое количество приверженцев и противников данной услуги. И обе стороны выдвигают достаточно емкие аргументы в защиту своего мнения. Противниками такого рода деятельности выдвигаются следующие этические проблемы:

  1. Наличие реальной угрозы для репродуктивной системы и организма женщины в целом. Также может быть причинен урон ее психическому здоровью.
  2. Существует опасность развития каких-либо внутриутробных патологий плода, поскольку женщина только вынашивает и рожает, но никоим образом не влияет на генетические аспекты.
  3. Имеется нарушение в самом понятии продолжения рода, поскольку ребенок кровный, но выношен другой женщиной.
  4. Обязательным аспектом является тайна рождения (это указывается при подписании контракта между двумя сторонами).
  5. Если родовая деятельность происходит неестественным путем, существует высокая опасность не только для организма матери, но и для психики биологических родителей. Поскольку если во время родов имеются проблемы, и приходится применять вакуум или другие методы родоразрешения, есть риск различных заболеваний у ребенка в дальнейшем.
  6. Коммерческий вопрос в естественной функции материнства. Противники считают аморальным «сдавать свою матку напрокат за деньги».
  7. Финансовое вознаграждение за ребенка.

Рассмотрим каждую этическую проблему подробнее.

Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка

Противники такого метода считают, что оказание услуг гестационного курьера причиняет вред здоровью женщины и самого ребенка. Когда суррогатная мать на добровольных основаниях соглашается внедрять эмбрион себе в матку, вынашивает и рожает малыша, она подвергает свое здоровье опасности. Здесь немаловажную роль играет то, что во время подготовки к экстракорпоральному оплодотворению и для того, чтобы эмбрион в матке прижился, женщина в обязательном порядке должна принимать гормональные препараты, назначенные доктором.

Опасность возникает не только при приеме таких лекарственных средств. Существует высокий риск развития раннего токсикоза, поскольку женщина вынашивает генетически чужой плод. И риск появления токсикоза у таких беременных в несколько раз превышает риск, если они вынашивают родного малыша.

Если зачатие происходит естественным образом, мать и будущий ребенок имеют общий генотип. А суррогатная мать вынашивает плод, совершенно чужеродный для ее генотипа. Поэтому это чревато многими неприятными симптомами на протяжении всего периода беременности.

Очень частыми спутниками сурмам во время всего гестационного периода являются:

  • приступы тошноты и рвоты;
  • снижение веса;
  • постоянная слабость;
  • отсутствие аппетита;
  • повышенная раздражительность и нервозность;
  • постоянное присутствие тревожности;
  • полная апатия.

Такие негативные проявления у суррогатных мам встречаются намного чаще, чем у тех женщин, которые вынашивают родного ребенка. Сторонники такого метода нередко сочувствуют тем парам, которые мечтают родить собственного малыша, но не имеют такой возможности в силу различных причин. По их мнению, благодаря услугам гестационного курьера, бездетная пара может обрести счастье. Но при этом ничего не упоминается о чувствах женщины, которая согласилась выносить ребенка для этих людей.

Традиционно между женщиной и малышом, который находится в ее утробе, формируется тесная биологическая взаимосвязь. После того, как новорожденный младенец передается биологическим родителям, сурмама обычно испытывает сильный стресс.

Психологи утверждают о том, что и новорожденный малыш тоже испытывает стресс, когда его отделяют от женщины, которая его выносила. Появление серьезных психологических проблем возможно уже в период гестации, поскольку женщина с самого начала осознает, что ей придется обязательно отдать малыша.

Психическое состояние беременной обычно негативное, поскольку она понимает, что ее материнская функция невозможна в дальнейшем. Вследствие этого может развиваться депрессия или даже стресс. В результате проблем в психологическом плане, организм женщин продуцирует недостаточное количество эндорфина. Итогом становится изменение скорости процессов метаболизма, а это чревато негативным влиянием на работу всех внутренних органов.

Вполне естественно, что такие нарушения несут в себе опасность и для здоровья плода, могут развиваться различные внутриутробные патологии, как в физическом, так и в психическом плане. По мнению некоторых специалистов, которые занимаются изучением перинатальной психологии, есть и другая причина психических отклонений у будущего ребенка. Это обусловлено тем, что генетически плод тесно связан с биологическими родителями, а питается он за счет другой женщины, которая в биологическом плане не является ему родной. Также малыш привыкает к запаху суррогатной матери, к ее сердцебиению.

«Право на ребенка»: какие этические вопросы вызывает суррогатное материнство

Здесь градус напряжения умножаем на три. Снова разные законы от страны к стране. Где-то не разрешают совсем и сажают в тюрьму. Где-то — в Великобритании или Австралии — разрешают, если привести ту, которая выносит бесплатно. Стран, где суррогатное гестационное (то есть такое, при котором ребенок для суррогатной матери полностью генетически чужой, — Forbes Woman) материнство официально считается заработком, всего несколько: это Россия, Украина, Грузия, Казахстан, Колумбия и некоторые американские штаты.

Главный вопрос от биоэтиков: соблюдается ли принцип добровольности за чертой бедности? Роды, даже в XXI веке — не самое приятное и полезное для организма занятие. Не говоря уже о душевном комфорте той, что девять месяцев проведет с ребенком внутри, а потом откажется от него в роддоме.

Суррогатное материнство в Африке — работающий социальный лифт

Героиня документального фильма Елены Ласкари «Татьяна и ее дети» — мать четверых сыновей — бежит из родной деревни от мужа-алкоголика. Работает уборщицей, бедствует, а потом становится донором яйцеклеток и суррогатной матерью. Татьяна отстраняется от чужого плода эмоционально, попутно задумываясь, что носит мальчика, ведь все ЕЕ дети получаются мальчиками, и убеждает себя к нему не привязываться. Сожалений нет: заказчик-эксплуататор — ее единственный в жизни шанс.

Антрополог Виола Хёрбст, пишущая о суррогатном материнстве в Мали и Уганде, вспоминает, как одна девушка сказала, что «лучше быть донором или суррогатной матерью, чем проституткой, поскольку другого выбора иногда нет». Суррогатное материнство в Африке — работающий социальный лифт. Фатма была первой сурматерью в Makanga Clinic в Уганде. Родив по заказу дважды, она развелась с мужем, который ее бил, купила дом и отдала детей в частную школу. Сегодня она работает в клинике администратором, получая неплохую зарплату: заботится о других суррогатных матерях, живущих в гестхаусе, и готовит им еду. Фатма — «талисман» клиники, о ее поступке рассказывают на проповедях пятидесятнической церкви, приводя пример улучшения человеком своей жизни.

Медицинский антрополог Нэнси Шейпер-Хьюз пишет о черном рынке органов, предназначенных для трансплантации: «В целом поток органов следует современными маршрутами капитала: с Юга на Север, из третьего мира — в первый, от богатых к бедным, от черных и коричневых — к белым, и от женщин — к мужчинам». [Специалист по биоэтике] Александра Курленкова считает, что то же самое можно сказать и о репродуктивной сфере.

Из первого мира в третий спускаются делать детей богатые. Взять Индию, бывшую центром суррогатного материнства до 2015 года. Каждый год там рождалось 25 тысяч «суррогатных» детей, эту работу чаще всего выполняли наемницы из низших каст. В 2012 году в The Guardian вышла статья «Индийские суррогатные матери рискуют жизнями»: автор рассказывал о смерти тридцатилетней Премилы Вагелы из Ахмедабада. Премила пришла на осмотр, внезапно у нее начались судороги, она упала, ее забрали в реанимацию, решили делать кесарево. Ребенка, родившегося на месяц раньше срока, поместили в палату интенсивной терапии, а Премилу перевели в больницу похуже, несмотря на критическое состояние после остановки сердца. Журналист делает вывод: жизнь суррогатной матери на втором месте, главное — ребенок, для которого был оплачен госпиталь. «Часто суррогатные матери подписывают контракты, где есть пункт, что в случае травмы или тяжелой болезни они дают согласие на поддержание жизни с помощью аппарата, чтобы доносить ребенка». «В стране, где тысячи женщин ежегодно умирают в родах, кто будет сожалеть о смерти суррогатной матери?» — так заканчивается статья. В итоге в 2013 году в Индии коммерческое суррогатное материнство сначала запретили для гомосексуальных пар и одиноких женщин, а в 2015-м — для всех. Можно только представить себе всплеск активности на черном рынке.

Другой важный вопрос для биоэтиков — об отношении к ребенку как к «проекту» или «заказу». Француженка Сильвиан Агачински, подруга Жака Дерриды и жена бывшего премьер-министра Франции Лионеля Жоспена, — активный борец с суррогатным материнством из среды публичных интеллектуалов. Еще в 2009 году вышло ее эссе «Тело вдребезги» («Corps en miettes»), в котором она писала: «Сводя процесс зачатия исключительно к сперматозоидам и ооцитам, мы низводим человека до биологической частицы Отделяем зачатие от любви и эротического опыта. Чудовищно делать вынашивание «функцией» и собирать детей по кусочкам».

В преддверии закона о биоэтике, который вот уже несколько лет принимает, да никак не может принять Эмманюэль Макрон, Агачински регулярно высказывается — не против ЭКО, «ведь эта технология не принуждает нас пользоваться другими людьми», но против суррогатного материнства, сравнивая его с рабством. «Предоставление тела в пользование, его инструментализация существует с древнейших времен — это рабство, а в случае с женщинами оно часто носило сексуальный характер или было связано с деторождением. От женщины требуется провести беременность, оставаясь отстраненной̆, чужой к тому, что происходит с ее телом. Проституирование требует от женщины абстрагироваться от собственного сексуального желания, предоставив половой̆ орган в распоряжение клиента. Здесь же от нее требуют превратить в инструмент все ее существование в течение девяти месяцев. Поэтому «gestatrice» — худшее оскорбление для женщины».

Еще один тезис против суррогатного материнства — а вдруг ребенку будет неприятно чувствовать себя «сфабрикованным»?

«Почему вы отвергаете суррогатное материнство как помощь тем, кто не может выносить сам?» — спрашивает Агачински журнал Elle. «Потому что помощь — это прикрытие, — отвечает Агачински, — если процедура войдет в практику, женщинами без матки дело не ограничится. И те, кто борется за ее легализацию, это прекрасно понимают».

Желание иметь ребенка сегодня преподносится как святое, нуждающееся в удовлетворении любой̆ ценой̆, говорят даже о «праве на ребенка». «Но даже несчастье бесплодных пар — не повод для того, чтобы превращать других людей̆ в инструменты», — считает Агачински.

Еще один тезис против суррогатного материнства — а вдруг ребенку будет неприятно чувствовать себя «сфабрикованным»?

Агачински возражают Сильви Меннессон, «женщина без матки», и ее дочь Валентина, написавшая книгу «Я, Валентина, рожденная с помощью суррогатной̆ матери». «Когда Мэри, наша суррогатная мать, была беременна мной̆ и моей̆ сестрой̆, то она жила в США, а мои родители к ней̆ регулярно летали, — пишет Валентина Меннессон, — они трогали живот, я уверена, что мы это чувствовали. Даже если родители были «снаружи», важно, что они вели себя как люди, которые ждут детей̆. Моя мать перерезала пуповину и взяла меня на руки, как только я вышла из живота Мэри». Валентина убеждена, что суррогатное материнство, как и любой̆ труд, должно быть оплачено: купленной̆ или «заказной̆» она себя не чувствует. А если что ее и расстраивает, так это позиция противников процедуры, отказывающих таким, как она, в праве на жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: