Этика и эстетика - ABCD42.RU

Этика и эстетика

Эстетика — что это? Наука о прекрасном. Этика и эстетика

Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах. В частности, с определением слова «эстетика». Что это за понятие, и чем две науки отличаются друг от друга?

Что такое этика?

Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. То есть это наука о прекрасном. Данные знания являются уникальными, ведь они способствуют принятию правильных решений. Систему можно свести к общественным нормам и моральным понятиям, на которые следует опираться на протяжении всей жизни. Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие.

Связь с философским учением

Этика и эстетика обладают тесной связью с философией. Изучение этики начал известный древнегреческий философ Аристотель. Термин обязан своим появлением греческому слову ethos – «этос», которое обозначает «обычаи», «нравы». Известный оратор и мыслитель Цицерон, являющийся ярким представителем эпохи Древнего Рима, перевел слово на латинский язык, в результате чего было установлено, что ethos является соответствием mores, а также производных слов moralitas – «мораль», moralis – «моральный».

Три основных понятия

В русском языке также существуют такие термины, как нравственность, нравственный. В настоящее время принято считать, что слова «этика», «нравственность» и «мораль» являются синонимами. Несмотря на это, люди, представляющие отечественную философию, различают три термина, значения которых очень похожи.

В чем разница?

Итак, в чем же заключается различие? Под этикой принято подразумевать науку, позволяющую получать знания для того, чтобы отличать зло от благородного добра, ослепительное и прекрасное от удручающе-безобразного, а под моралью, нравственностью – сознание и поведение, которые изучаются. Этика, представляющая собой науку о морали, в определенной степени является элементом самой морали. Какое же отличие можно отметить? Этика включает в себя всеобщие принципы, являющиеся неизменными, а мораль – специфические правила (постулаты), через которые в полной мере и реализуются общие принципы личности и общества, но с возможностью их изменения.

Этика должна существовать в человеке с детства

21-й век подарил обществу такое понятие, как биоэтика, которая органически связана с этикой семьи и пола. Ведь полноценное общество напрямую определяется здоровыми, красивыми отношениями между мужчиной и женщиной. Благополучная семья вкладывает в неокрепшие умы и души детей те ценности, которые впоследствии становятся ключевыми для морального, физического и психического здоровья всего общества. Каждый человек должен получать знания об этике и осваивать их с раннего детства. Только в этом случае в обществе можно поддерживать согласие, порядок. К тому же каждый ребенок должен понимать, о каких нормах и моральных понятиях следует помнить в любой ситуации.

Правильность жизни

Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована. Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню. И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной – наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели. Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир. Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.

Что такое эстетика?

Эстетика — что это? Она представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного, способна выражаться в различных образах искусства. Категории «эстетическое» и «прекрасное» являются наиболее близкими друг к другу. Это объясняется тем, что прекрасное представляет собой идеал, в соответствии с которым можно рассматривать иные эстетические феномены. Таким образом, прекрасное становится особенной мерой.

Положительные и отрицательные стороны

Следует отметить, что в современной теории принято выделять как положительные категории, так и их антиподы, например:

  • прекрасное – безобразное;
  • замечательное – ужасное;
  • возвышенное – низменное.

Данный аспект научного исследования основан на том, что выделение положительного значения качества всегда предполагает существование противоположного.

История понятия

Термин «предмет эстетики» появился в середине XVIII столетия. Понятие было введено в научный обиход благодаря философу Александру Готлибу Баумгартену из Германии. Следует отметить, что термин обязан своим происхождением греческому слову aisthetikos, которое можно перевести как «чувствующий». Баумгартен смог найти особенную позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, — эстетика. Что это был настоящий прорыв, отрицать невозможно.

Развитие эстетики

Как это происходило? Предмет эстетики обогащался с самого начала. В античный период философы рассматривали общие вопросы природы красоты и искусства. В средневековье люди старались познавать Бога. В эпоху Возрождения эстетическая мысль начала активно развиваться в сфере художественной практики, но при этом была заметна тесная связь с природой. В начале Нового времени наука стала основой норм искусства, в том числе развивалась и эстетика литературы. В эпоху Просвещения эстетика позволила начать оценивать разные художественные произведения в аспекте их общественной роли. Именно в то время авторы старались представлять произведения, которые обладали особенной познавательной и нравственной значимостью, позволяли людям самосовершенствоваться.

Мнение философов об эстетике

Иммануил Кант, являющийся одним из самых известных философов, считал, что философия эстетики позволяет изучать прекрасное в искусстве, которое и является ее предметом. Однако при этом изучение предметов прекрасного не осуществляется. Согласно взглядам Иммануила Канта, эстетика (что это за наука, описано выше) рассматривает различные суждения о прекрасном, в связи с чем представляет собой основу для критики разных художественных произведений с целью установить их соответствие данным категориям и определить уровень познавательной, нравственной значимости. Философ Георг Гегель отмечал, что эстетика является частью философии, но создана она для изучения разных направлений искусства, в результате чего наука позволяет определять, какое место занимает каждое художественное произведение в системе прошлого, нынешнего и будущего поколений людей.

Этика и эстетика для самосовершенствования и познания окружающего мира

Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.

Марксисты обозначали ее как особенную науку о природе, позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как художественная культура мирового общества.

Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е. существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов. Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.

Современная эстетика

В настоящее время предмет эстетики по-прежнему является подвижным и изменчивым, в связи с чем многие ученые будут продолжать поиск ответа. Однако такое понятие весьма популярно, так как используется практически во всех сферах жизни. Например, довольно часто можно услышать «эстетика тела» или же «эстетика бизнеса» и т. д.

Науку следует рассматривать с учетом такой фундаментальной категории, как «эстетическое». Необходимо отметить, что она представляет собой всеобъемлющее универсальное понятие по отношению ко многим вещам.

Особенности этического и эстетического освоения мира

Этическое освоение мира позволяет совершенствовать мораль каждого человека, лучше понимать истинное положение дел и активно стремиться к созданию идеального мира. Каждая личность начинает понимать идеалы, развивать свой вкус, воспринимать нравственные принципы и моральные нормы разных народов, оценивать поступки своих знакомых. Этическое познание позволяет понять все моральные нормы и принципы нравственности, которых придерживается общество, а также осознать особенности мировоззрения каждого народа.

Освоение мира

Эстетическое освоение мира возможно только в том случае, если присутствует заинтересованность в предмете познания или ориентация на целостное восприятие. Искусство позволяет формировать, а впоследствии и регулировать механизм присвоения общественно-исторического опыта. Восприятие художественного произведения способствует самосовершенствованию и изменению взглядов о мире на основе личных ощущений и социокультурной природы эстетического знания. Понимание эстетического богатства мира позволяет узнать все особенности художественного метода, представляющего собой аналог произведения.

Этическое и эстетическое познания мира – лучший способ самосовершенствования. Крылатое выражение знаменитого британского писателя Оскара Уайльда гласит: «Эстетика на голову выше этики!» Получается, творец утверждает, что именно красота выше, т. е. важнее добра. Прав ли он? Или же нет? Только индивидуально и искренне отвечая на поставленные вопросы, каждый индивидуум сможет более глубоко представить себе направления деятельности: по постулатам добра или законам красоты. Выбор за вами: этика или эстетика. Что это для вас лично?

3. Предмет эстетики. Соотношение этики и эстетики и их структура

В некоторой степени очерченные характеристики этики распространяются и на эстетику и ее важные особенности, хотя речь здесь идет о несколько другом. Слово «эстетика» также имеет древнегреческое происхождение и переводится оно прежде всего и преимущественно как чувственное, чувственное. С давних времен люди заметили, что их чувства возникают достаточно важным фактором поведения, а иногда власть чувств оказывается сильнее доведение ума и здравый смысл. И вообще чувства не живут сами по себе, где отстранен от процессов жизни, а вплетенные в них, поэтому существенно сказываются на всем, что происходит с человеком. Так же люди давно заметили, что чувства действуют и проявляются амбивалентно (вдвойне): они или есть положительными (вызывают удовольствие, приносят удовольствие), или негативными (приносят страдания). Человеческие чувства могут иметь весьма различные источники возникновения: это могут быть взаимоотношения между людьми, ход развертывания определенных человеческих целесообразных действий, состояние человеческого здоровья и самочувствия человека. Однако одна черта человеческой чувственности издавна стала для человека одновременно как очевидно заметна, так и загадочная: речь идет о человеческую реакцию на то явление, что традиционно называют красотой. Почему? — Прежде всего потому, что все другие названные источники чувств не связанные такой степени из наиболее существенными особенностями чисто человеческого отношения к действительности. Последнее подразумевает то, что мы воспринимаем действительность через «экран сознания», то есть через те интеллектуальные образования, формируемые в нашем сознании (знания, образы, представления). Чем богаче и более гибкими будут такие образования, тем ярче и многообразной будет открыта нам действительность. Ощущение красоты, реакция на красоту обусловлены общими особенностями человеческого отношения к действительности, опосредованного сознанием, то есть теми образами и представлениями, что мы их имеем в своем сознании. Поэтому в эстетике такое важное место отведено именно понятию «образа», поскольку там, где есть прямые реакции на действие внешних факторов, тем более — факторов сугубо витального (прямого жизненного) значения, там вести разговор о эстетическое можно разве что через проведение определенных аналогий с человеком и ее восприятием действительности. Следовательно, при том, что мы способны иметь чувство из разных источников, только в таком нашем отношении к действительности, в котором на первый план выходят переживания красоты, гармонии, выразительности в их образном воплощении, мы их имеем в специфически человеческий способ, имеем их, так сказать, всем контекстом своего душевного состояния. Именно такое отношение к действительности, которое вызывается прежде всего и преимущественно нашим чисто человеческим очарованием красотой, возникает предметом эстетики (или эстетическим отношением).

Читайте также  Проектирование металлической балочной площадки

Сила красоты, ее даже можно сказать, непобедимая мощь была давно обнаружена человеческой мыслью и давно стала предметом осмысления, а то и загадкой. Еще в целом ряде мифологических сюжетов явление красоты подавалось как почти всевладне, такое, под чарами которого человек теряла разум, самообладание, шла на любые необдуманные шаги, а то и теряла себя. Можно вспомнить библейскую царицу Савскую, Нарцисса, что влюбился в свое отражение в воде, героев древнегреческого эпоса, Тристана и Изольду, Лейли и Менджуна, героя рассказа М.коцюбинского «Тени забытых предков» и др.

Человеческая чувствительность к красоты достаточно полно и ярко проявляется в различного рода художественно-творческой деятельности, в разновидностях и произведениях искусства. Однако осмысление природы красоты оказалось чрезвычайно сложным и таинственным: уже, например, жизненный опыт позволяет нам обратить внимание на то, что прекрасное, волшебное для одного человека может оставить другую человека равнодушным. Определенное сочетание цветов в одной культуре воспринимается как изысканное, а в другой — как грубое и примитивное. Одни люди (и мыслители) считают явление красоты абсолютно позараціональним, то есть таким, что не может быть объяснено умом, а другие, наоборот, подводят под обоснование этого явления рациональные, даже сугубо научные объяснения (скажем, геометрические, математические, лингвистические, психологические, информативные, этологические и др.).

При общем осмотре эстетического отношения особенно бросается в глаза то, что оно ярко и неоспоримо проявляет себя как такое, что принадлежит к социально-гуманитарной сферы: оно очевидно предстает в окресленнях человеческих интересов, внутреннего выбора, личностных интерпретациях и др. В последних пунктах мы может отметить, что никто не может заставить человека любоваться тем, что для нее предстает как відразне, неприятное, такое, что отталкивает. «О вкусах не спорят» — утверждает известная пословица, и это вполне очевидно. То, что для нас встает в излияниях красоты, не только нас привлекает, поднимает жизненный настрой, но и выполняет роль стимула для жизни, определенным жизненным ориентиром и основой для выбора типа поведения. Психология утверждает, что первые реакции человека на действительность, те образы действительности, что западают ей в душу уже в раннем возрасте, в значительной мере носят характер эстетических реакций, а потом именно эти реакции определяют, что и как будет воспринимать человек, накапливая жизненный опыт. Из такого положения вещей становится понятной важная роль культурного окружения и культурных традиций, внутри которых формируется человек. То есть, эстетические представления человека, его эстетические вкусы, идеалы, реакции так же как и этические нормы, прививаются человеку и формируются в ее сознании под влиянием воспитания, традиций, образования. Но так же, как и в сфере этики, решающая роль здесь принадлежит собственной работе «души», собственным усилиям личности, ибо в эстетическом отношении человек также находится в сфере внутреннего выбора и внутренней свободы., то есть здесь она реализует свои интимные, органические потребности.

Между этикой и эстетикой существуют единство и различие, хотя именно их единство, давно замечена людьми, отмечается прежде всего. Как и ранее, мы склонны считать, что красивая человек должен быть наделенным и высшими моральными доброчесностями, поэтому у нас вызывает отвращение ситуация, когда красота не дополняется нравственностью; в таких ситуациях мы говорим «холодная красота», «уродливая красота», «лицемерная красота». На протяжении длительного времени в различные исторические эпохи существовало (и продолжает существовать) убеждение в том, что искусство должно силой красоты прежде всего пропагандировать и прививать человеку высокие моральные принципы и качества. Особенно такой взгляд культивировался в эпоху реалистического искусства (с середины XIX ст.), когда считалось, что искусство должно стремиться выразить правду жизни, которая никогда не может быть полной и оправданной вне определенными моральными выводами. Следует сказать, что в нашей современной общественной ситуации люди достаточно остро переживают засилье на экранах американских фильмов, которые довольно часто почти воспевают насилие, произвол, жестокость, моральную беспринципность. Как и ранее, мы считаем, что искусство должно будить в нас добрые чувства прежде всего.

Единство этики и эстетики проявляется в определенной степени и в определенной тождества их структур как направлений человеческой духовной деятельности, что в определенной степени соотносится с этическим и эстетическим как особыми сферами человеческой жизнедеятельности. Как правило, в структуре этики и эстетики выделяют: а) сознание (этическую и эстетическую); б) деятельность (соответственно, также этическую и эстетическую); в) результаты этой деятельности. В этической и эстетической сознания присутствуют идеи, теории, взгляды, представления, идеалы, вкусы и соответствующие, т.е. этические и эстетические эмоции, чувства и переживания. Иногда специально разделяют такую сознание на два уровня: уровень идей и уровень чувств. Следует отметить, что в данных сферах человеческой жизни важное место принадлежит именно эмоциям, чувствам, переживаниям, поскольку, как уже отмечалось, этика и эстетика обладают характером душевно-духовной целостности, то есть по условий выбора или предоставление преимуществ ли-то в нравственной сфере,-то в эстетической в этот выбор включаются все человеческие душевные качества, а не только расчет и рациональный проект.

Этическая и эстетическая деятельность возникает проявлением человеческой активности в указанных сферах, хотя эта активность носит в них несколько отличный характер: когда речь идет о эстетическое, то здесь чувства и эмоции играют ведущую, определяющую роль, ведь вряд ли можно творить, например, художественные произведения в состоянии безразличия. В этической деятельности, наоборот, определенные соображения, даже знания и элементарное понимание выходят на первый план, поскольку сама сущность нравственного предусматривает хоть некое умственное ориентирование в нормах и правилах поведения. Поэтому нравственную деятельность со времен Аристотеля называют «практическим умом», то есть речь идет именно об участии умственного соображения в определении того, как когда предстоит совершить. Этическая и эстетическая деятельность также по-разному дифференцированы: эстетическая деятельность делится на виды по сферам и отраслям применения; здесь выделяют художественную деятельность, художественную, прикладную эстетическую деятельность, техническую и промышленную эстетическую деятельность, спортивную и др. Нравственная деятельность также может разделяться по этому признаку (этикет, этика общения, бизнеса и др.), однако важно также различать внутренние составляющие этической деятельности, где фигурируют нравственный выбор, этическое решение, нравственный поступок.

Этическая и эстетическая деятельность не может быть огражден от своих результатов, однако и здесь на первый план выходит скорее различие между ними, чем сходство: результатам эстетической деятельности возникают реальные вещи, эстетические предметы (которые иногда могут быть едва уловимыми, как-вот, например, эстетика поступка, однако в большинстве это картины, скульптуры, здания, орнамент, декор и др.), тогда как результаты этической деятельности носят прежде всего и преимущественно духовно-интеллектуальный характер. Традиционно считается, что первым результатом этической деятельности появляются чувство удовлетворения (или неудовольствие), спокойной совести, положительных реакций на установление мира и согласия между людьми. Однако и нравственная деятельность может приносить вполне физические результаты; например, это может быть спасена жизнь, наделение человека некими материальными благами через благотворительную деятельность.

Обратимся специально к различиям между этическими и эстетическими направлениями человека: в сфере морали выбор, что его осуществляет человек, определяется соотношением положительного и отрицательного, наконец — добра и зла. То есть здесь осуществляется выбор между тем, что, условно говоря, встает со знаком «плюс» и тем, что встает со знаком «минус». В эстетике чувства также могут возникать, как уже отмечалось, положительными или отрицательными, но как те, так и другие все равно принадлежат к сфере эстетического. То есть эстетическими будут как позитивные, так и негативные чувства, то есть чувства, вызываемые восприятием прекрасного, так и восприятием уродливого, злого. Хотя в обычном повседневном обиходе мы довольно часто слово «неэстетично» воспринимаем как «обыкновенное», «уродливое», «отталкивающее». Таким образом, если границы этического определяются отрицанием этики или морали), то границы эстетического сказываются отсутствием или не розрізнянням образного и натурального: там, где мы, например, воспринимаем художественное произведение в прямой проекции на действительность, эстетическое чувство может быть и присутствует, но не отделенным от натуралистического. Поэтому эстетическое противостоит прагматическом: если мы воспринимаем пейзаж исключительно озабоченно, с позиции потребностей производства, это не будет эстетическое восприятие. И наоборот, если мы читаем какой произведение и говорим: «Это ложь, такого в жизни не бывает», то мы также находимся за пределами чисто эстетического отношения. Эстетическое отношение, таким образом, это отношение, что фиксирует дистанційоване, не прямое, не биологически и экологически заинтересованное отношение к действительности, а отношение, что отвлекает нас от прямого участия в действительности, погружает в несколько условный мир (мы бы сейчас сказали: мир виртуальной реальности), но тем самым мир, созданный человеком, открытый человеку, мир со значительным процентом духовного (или душевного) окраску.

Этика и эстетика как разделы философии

Этика и эстетика возникли в древнейшее время в 5 веке. Это философская дисциплина. Об этике одним из первых заговорил Аристотель. Об эстетике говорили все древние мудрецы. Огромный вклад в развитие эстетики внесли Аристотель, Платон. Этика – искусство жить. В восточной культуре этика развивалась в рамке религии. В западной культуре этика и эстетика как философия. Эстетика как самостоятельная дисциплина возникла в 18 веке. Людвиг Ван Гарте выделил эстетику. Эстетику нужно отличать от наук о природе. Эстетика – наука о чувственном познании. Первые университеты появились 1600 году. Эстетические знания преподавались в комплексе других дисциплин. Этика (от греч. «этос» сфера обитания, дом, очаг, обычай, нрав) – наука о морали, принципы поведения человека в общества. Цицерон вводит понятие мораль, ассоциируя его с этикой. Этические знания помогают отличать добро от зла. Образ – одна из центральных фигур в эстетике. Эстетика учение о прекрасном и о том как человек воспринимает окружающий мир. Изучением истины — философия, добра – этика, красоты – эстетика. Триединство истины добра и красоты – фундамент западной культуры. Для этики главные категории – воля, честь, долг, совесть. Этика и эстетика ищет истину красоты.

Читайте также  Части речи в русском языке

Культура — (от лат. cultura — возделывание — воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство— Художественное отражение действительности. Может совершаться в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусств (театр, кино).

Этика как философская дисциплина

Общая характеристика этики

Основные категории этики

Этика (Аристотель) 5 век до нашей эры. В древние времена существовало огромное количество этических концепций. Этика как система взглядов зародилась в поздние времена. Этические взгляды высказывались такими философами как Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Демокрит. Встречается слово «этос» у Гомера. В Средние века этические взгляды развивались в рамках религиозной философии. Так же этические представление получили свое развитие в дальнейшем. Как философская дисциплина, этика зарождается в 18 веке. Имануил Кант – представитель немецкой классической философии. Рассуждения о добре и зле, о природе человеческих поступках. Этика для Канта — это учение о том как необходимо жить. Кант отстаивал мнение о том, что этика должна быть выделена в отдельную науку.

Разум, воля, чувство. – самые главные характеристики. Для Канта главное разум. Он считал, что разум содержит идею долга.

Этика – (этос «дом», «обычай»)это философская дисциплина, которая изучаетприроду морали. В центре этой дисциплины находится проблема различения добра и зла. Существует 2 раздела этики. Теоретический аспект раскрывает теорию морали и особенности её функционирования. А практический говорит об искусстве жить. Благодаря этическим знаниям человек может выстроить гармоничные отношения с миром.

Мораль –(от лат. «Морес» общепринятые традиции, негласные правила) принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. А так же совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений. Мораль – принципы принятые обществом, нравственность – внутренние принципы человека.

Нравственность– внутренняя установка индивида действовать согласно свободной воле своей совести, это выбор как поступать.

Основные категории этики

Основные категории этики – это понятия, в которых раскрывается сущность морали и нравственных отношений.

Существует иерархия категории этики, самым главные понятием у Канта является «дом».

Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга.

Добро является синонимом слова польза и благо. А зло является синонимом слова вред. Добро и зло конкретно исторично.

Совесть, честь и достоинство – категории, которые характеризуют уровень индивидуального морального сознания. Совесть сравнивает.

Достоинство – это осознание человеком того, что несет в себе.

Честь– определенного рода граница, которую сам человек себе устанавливает. То, на что способен человек не теряя достоинства.

Долг– это форменное представление о добре и зле. Требование общества к человеку.

Ответственность – та часть долга, которую человек принимает на себя.

Работа по этике Канта «Критика практического разума».

Конспекты 2РЭ / ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

Этика и эстетика возникли в древнейшее время в 5 веке. Это философская дисциплина. Об этике одним из первых заговорил Аристотель. Об эстетике говорили все древние мудрецы. Огромный вклад в развитие эстетики внесли Аристотель, Платон. Этика – искусство жить. В восточной культуре этика развивалась в рамке религии. В западной культуре этика и эстетика как философия. Эстетика как самостоятельная дисциплина возникла в 18 веке. Людвиг Ван Гарте выделил эстетику. Эстетику нужно отличать от наук о природе. Эстетика – наука о чувственном познании. Первые университеты появились 1600 году. Эстетические знания преподавались в комплексе других дисциплин. Этика (от греч. «этос» сфера обитания, дом, очаг, обычай, нрав) – наука о морали, принципы поведения человека в общества. Цицерон вводит понятие мораль, ассоциируя его с этикой. Этические знания помогают отличать добро от зла. Образ – одна из центральных фигур в эстетике. Эстетика учение о прекрасном и о том как человек воспринимает окружающий мир. Изучением истины — философия, добра – этика, красоты – эстетика. Триединство истины добра и красоты – фундамент западной культуры. Для этики главные категории – воля, честь, долг, совесть. Этика и эстетика ищет истину красоты.

Культура — (от лат. cultura — возделывание — воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство — Художественное отражение действительности. Может совершаться в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусств (театр, кино).

Этика как философская дисциплина

Общая характеристика этики

Основные категории этики

Этика (Аристотель) 5 век до нашей эры. В древние времена существовало огромное количество этических концепций. Этика как система взглядов зародилась в поздние времена. Этические взгляды высказывались такими философами как Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Демокрит. Встречается слово «этос» у Гомера. В Средние века этические взгляды развивались в рамках религиозной философии. Так же этические представление получили свое развитие в дальнейшем. Как философская дисциплина, этика зарождается в 18 веке. Имануил Кант – представитель немецкой классической философии. Рассуждения о добре и зле, о природе человеческих поступках. Этика для Канта — это учение о том как необходимо жить. Кант отстаивал мнение о том, что этика должна быть выделена в отдельную науку.

Разум, воля, чувство. – самые главные характеристики. Для Канта главное разум. Он считал, что разум содержит идею долга.

Этика – (этос «дом», «обычай») это философская дисциплина, которая изучает природу морали. В центре этой дисциплины находится проблема различения добра и зла. Существует 2 раздела этики. Теоретический аспект раскрывает теорию морали и особенности её функционирования. А практический говорит об искусстве жить. Благодаря этическим знаниям человек может выстроить гармоничные отношения с миром.

Мораль – (от лат. «Морес» общепринятые традиции, негласные правила) принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. А так же совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений. Мораль – принципы принятые обществом, нравственность – внутренние принципы человека.

Нравственность – внутренняя установка индивида действовать согласно свободной воле своей совести, это выбор как поступать.

Основные категории этики

Основные категории этики – это понятия, в которых раскрывается сущность морали и нравственных отношений.

Существует иерархия категории этики, самым главные понятием у Канта является «дом».

Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга.

Добро является синонимом слова польза и благо. А зло является синонимом слова вред. Добро и зло конкретно исторично.

Совесть, честь и достоинство – категории, которые характеризуют уровень индивидуального морального сознания. Совесть сравнивает.

Достоинство – это осознание человеком того, что несет в себе.

Честь – определенного рода граница, которую сам человек себе устанавливает. То, на что способен человек не теряя достоинства.

Долг – это форменное представление о добре и зле. Требование общества к человеку.

Ответственность – та часть долга, которую человек принимает на себя.

Работа по этике Канта «Критика практического разума».

Сущность, структура и функции морали.

Сущность и способы обоснования морали

Функции морали в обществе

Мораль – это одна из форм общественного сознания.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Мораль эволюционирует, меняется.

Моральные нормы в совокупности с понятием составляют нравственность сознания, которые проявляются в поступках и поведении людей.

Свойства морали

Императивность (требовательна, определенное поведение, следование нормам)

Нормативность (есть допустимая и не допустимая норма)

Оценочность (общество оценивает поведение человека, самооценка человека, оценка человеком общества. Оценивать можно одобрением, не согласием и порицанием)

Способы обоснования морали

Конвенционализм (мораль по соглашению)

Утилитаризм (удовлетворение потребностей)

Абсолютизм (мораль не требует обоснования, можешь, значит должен)

Натурализм (психология, выводит мораль из естественных качеств человека)

Космизм (наряду с эволюцией космоса, эволюционирует человек)

Моральное сознание бывает индивидуальным и общественным.

Эстетика как философская наука.

Природа и структура эстетического

Соотношение понятий эстетическая и художественная

Эстетика в системе социо-гуманитарного знания. Задачи эстетики

Понятие эстетика как философская самостоятельная дисциплина появилось 18 веке. Баунгартер придумал название «эстетика». Наука о чувственном познании. До 18 века наукой считалось только то, что изучает природу. Эстетика основана на суждениях вкуса. Её предметом выступает прекрасное. Кант и Гегель так же говорили об эстетики. Эстетика не учит пониманию искусства. Этому учит эстетическое воспитание. Эстетика же стремится показать, каково место прекрасного в жизни человека, обозначить принципы прекрасного. Эстетический опыт – определенное отношение человека с действительностью. Оно не прагматично. Красота – то, что приятно созерцать. Попытка изображения богов, ритуалы – это способб воспринять эстетическое понятие в первобытном племени. Для эстетики Древней Греции и Рима характерно подражание, это значит, они хотели изобразить что-то такое, что характерно возвышенному. Существовало понятие гармонии. В Средние века эстетика имела религиозный подтекст. Символ эстетично – значит быть ближе к богу. Преломление эстетического опыта происходит в 20 веке. Попытка уйти от высших смыслов. Появление абстракционизма, кубизма, сюрреализма. От высшего к низшему, от светлого к темного. Искусств поверхности.

Читайте также  Табличный процессор Excel

Эстетику называют философией искусства. Феномен прекрасного. Направлено на чувственное познание. Термин эстетика употребляется для обозначения для характеристики эстетических составляющих культуры. Эстетика изучает художественный опыт. Баунгартен – Эстетика. Предметом изучения эстетики являются наиболее общие закономерности чувственного постижения человеком действительности. К чувственному постижению относятся худ. образы. В связи с тем, что это наука закономерности, то есть какие нормы, понятия. С древнейших времен классическими идеалами эстетики были красота, совершенство, гармония. В историческом центре появлялись 2 главные проблемы. Что такое эстетическое? Эстетическое, значит чувственное переживание прекрасного, красоты вообще. Вторая проблема, что такое искусство? Как человек постигает мир при помощи искусство? Эстетика это предельно общее понятие или метро категория, которая служит для фиксации особенностей и результатов чувственного познания. Эстетическое это феномен, который имеет чувственно ценностную природу, переживание мира, плюс оценка его. Эстетическая – это категория, которая отражает универсальный тип отражение между личностью и универсумом, отношение ценностного в пределах которого субъект переживает причастность к полноте бытия. Мир природы человека связан с эстетической деятельностью. Эстетика связана с духовным производством. Категория эстетического связана с категорией художественного, между ними часто равенство. Но категория художественного более глубокое. Художественное – осуществленное эстетическое, оформленное в виде произведений искусства. Задачи эстетики: Познавательная, связанная с необходимостью постижения специфики красоты. Практическая, связанная с канонами красоты. Воспитательная, состоит в наращивание художественного идеала худ общества, формировании эстетического вкуса.

Что такое эстетика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эстетика, эстетично, эстетический – эти слова мы постоянно используем в своей речи, подразумевая гармонию и красоту.

Никто и не задумывается, что эстетика — это, в первую очередь, раздел философии, а не красивая улыбка, сделанная в стоматологическом кабинете, или модные губы уточкой, сотворенные в клинике эстетической хирургии.

Вы будете смеяться, но вот определение эстетики из краткого словаря философских терминов:

«ЭСТЕТИКА – это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей».

Вот тебе и зубы, губы и носы. За что я люблю философию, так это за дебри слов, в которых можно заблудиться и почувствовать себя немного неандертальцем в набедренной повязке. Чтение философских словарей очень отрезвляет, когда начинаешь думать, что ты самый умный. Советую.

Если серьезно, то мы не напрасно связываем эстетику с гармонией и красотой, так как это две ее важные составляющие.

Давайте все же попробуем копнуть немного глубже и открыть для себя понятие эстетики с философской позиции, но чуть менее витиевато, чем в приведенном выше примере.

  1. Подходы к определению эстетики.
  2. Категории эстетики. Красота как главная категория.
  3. Искусство как предмет изучения эстетики.

Эстетика — это наука о красоте

Самое короткое и понятное определение эстетики можно сформулировать так:

Эстетика – это наука о красоте в жизни и в искусстве.

Это тот скелет, на который нанизываются уточнения и дополнения.

Сам термин Ästhetik придумал в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762 гг.), взяв за основу слово древнегреческого языка αίσθητικός, что дословно означает чувственный, воспринимаемый чувствами. Баумгартен дал первое определение:

Эстетика – это наука о чувственном познании, которое постигает и создает прекрасное. Чувственное познание выражается в искусстве.

Чувственность для Баумгартена — это эмоции, ощущения, память, интуиция, воображение (что это такое?), остроумие — все, что можно отнести к области чувств, а не разума. Он первым выделил эстетику в самостоятельную дисциплину философии и наметил ее проблематику.

Почему эстетика считается частью философии? Дело в том, что главный ее вопрос «Что такое красота?» находится в одном ряду с важнейшими вопросами философии о месте человека в этом мире, о существовании Бога, о добре и зле, жизни и смерти, об абсолютности истины и первичности сознания или материи.

В XVIII веке, в разгар эпохи Просвещения бурно развивались науки, покидая тихую гавань философии. Любители мудрости того времени переосмыслили триаду основных философских направлений «логика-физика-этика», доставшуюся еще со времен стоиков.

Теперь в противовес научному мировоззрению необходимо было выделить эстетическое, чувственный мир искусства.

Так и появилась эстетика – наука о прекрасном. Если уж мы решили упрощать, то новая триада будет такой:

  1. логика – это про мышление,
  2. этика – это про нравственность,
  3. эстетика – про красоту.

«Эстетика есть форма осознания этики».
Фазиль Искандер, советский писатель

Конечно, философия с тех пор сильно расширила горизонты, обозначив целый ряд самостоятельных дисциплин в своем составе. Современное определение эстетики, вобравшее в себя опыт мыслителей, можно сформулировать следующим образом:

Эстетика – это дисциплина философии, предметами изучения которой выступают:

  1. чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
  2. искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.

» alt=»»>

«Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц».
Барнетт Ньюмен, американский художник, философ, публицист

Категории эстетики

Категории в философии – это максимально общие понятия, в которых выражены самые важные отношения.

Основными категориями эстетики называют следующие понятия:

  1. прекрасное – безобразное;
  2. возвышенное – низменное;
  3. комическое – трагическое – драматическое.

Конечно, главная категория – красота, прекрасное. Понимание этой эстетической категории трансформировалось в разные эпохи. Идеалы красоты очень различаются не только во временном отношении, но и в географическом и даже в национальном.

Предельно схематично проследить, как менялось восприятие красоты за последние 2,5 тысячи лет, можно в таблице.

Красота
Античность Неотъемлемое объективное свойство действительности.
Средние века Божественная природа красоты.
Чувственная, материальная красота греховна.
Эпоха Возрождения Красота самой природы.
Искусство – зеркало природы.
Классицизм (что это?) Прекрасное равно изящному.
Красота формальна и целесообразна.
Новое время Прекрасное – это чувственное выражение идеи, природная красота второстепенна, наиболее полно идея прекрасного выражена в искусстве.
Новейшее время Только человек через призму своего восприятия вносит красоту в природу.

«Красота в природе – это прекрасная вещь,
а красота в искусстве – это прекрасное представление о вещи».
Иммануил Кант, немецкий философ

Категории в эстетике тесно взаимосвязаны, часто одна прямо соотносится с другой – на фоне комического выделяется трагическое, на фоне низменного – возвышенное.

Искусство как предмет изучения эстетики

Эстетику часто называют философией искусства.

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка и все остальные художественно-образные формы познания мира. Дело в том, что искусство – это своеобразный концентрат, в котором наиболее ярко выражены законы чувственного восприятия действительности, поэтому оно и становится объектом изучения эстетики.

Вплоть до ХХ века все эстетические теории строились на базе искусства, и только новейшее время внесло в этот процесс свои коррективы. Проявления эстетики очевидны и в трудовой деятельности, и в быту человека.

Природа искусства, как и природа прекрасного, по-разному понималась в разные эпохи. В общем-то, вопрос открыт и по сей день, так как это явление не поддается рациональному анализу.

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах эстетики.

  1. Эстетическое восприятие – это не менее важная деятельность человека, чем само художественное творчество. Это умение воспринимать действительность и искусство с точки зрения их эстетической ценности. Эстетическое восприятие зависит от разных факторов, включая опыт, вкус, этические нормы и проч.
  2. Эстетический вкус. О вкусах, конечно, не спорят, но как сказал английский писатель Гилберт Честертон: «О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются».

Вкус — это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое. Свой эстетический вкус можно развивать, но и движение в обратную сторону, к несчастью, открыто.

  • Эстетическое воспитание. Его цель как раз научить понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический вкус.
  • «Вкус – это эстетическая совесть».
    Жан Поль, немецкий писатель

    Краткое резюме

    Эстетическое восприятие мира было свойственно людям еще в глубокой древности. На протяжении своей истории человечество развивало понимание эстетики. Люди искали красоту в природе, стремились создавать рукотворную красоту вокруг себя.

    Думаю, во все эпохи существовало дурновкусие, цветет оно буйным цветом и в современном мире. Очень важно воспитывать в себе чувствительность к прекрасному, развивать эстетический вкус, чтобы не погрязнуть в болоте пошлости и фальшивок.

    Автор статьи: Елена Румянцева

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    Спасибо за хорошо изложенную информацию!

    Сколько бы нам в детстве не говорили, что красота не главное, на деле это всегда оказывается неправдой и только вводит людей в заблуждение. Всем нравится смотреть на эстетически привлекательные вещи. Потому людей с приятной внешностью часто наделяют чертами, которые им не свойственны.

    Нужно не только искать прекрасное вокруг, но и стараться максимально соответствовать этим стандартам, чтоб добиться успеха в жизни.

    Красота вещь достаточно субъективная, значит и эстетика субъективна. Мы понимаем, что симметрия это вроде как красиво, но не всегда же симметричные лица нам кажутся красивыми.

    Красота — очень растяжимое понятие, которое зависит от вкуса и предпочтений конкретной личности. Это делает критерии эстетики довольно размытыми, особенно в современном мире, где так популяризируется разнообразие и самобытность.

    Значение эстетики и красоты сильно преувеличено. В современном мире важно чтоб вещи и обстановка были полезными и практичными.

    Хороший вкус редко бывает врожденным, его нужно развивать. Потому, плохо, что эстетике уделяется так мало внимания в процессе обучения.

    Эстетика неразрывно связана с гармонией к красотой, это понятие тонкое, ближе к ощущениям, но так или иначе, эстетику можно найти практически во всем!

    Эстетика — это не для простого народа, а скорее для интеллектуалов и бездельников, которые имеют время её осмыслять.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: